Пословицы на тему альтруизм

Обновлено: 07.11.2024

Милостыня должна стать неотъемлемой частью каждого мусульманина. Если же у человека ничего нет, он должен зарабатывать себе на жизнь своими собственными руками и отдать часть заработанного на благотворительность. Если же физическое состояние не позволяет ему работать, то он должен просто помочь бедным и тем, кто в нужде. Если же он не может сделать даже этого, пусть побуждает других делать добро.

Из тысячи один поделится с другим, А большинство — скупцы, и всё себе берут. Таков обычай есть, и всеми он храним: Брать у других — легко, давать — нелегкий труд.

Расточительность и мотовство — это не щедрость, а хвастовство. Того, кто сжигает свое имущество, сумасшедшим называют, того, кто днем не гасит камфарную свечу, безумцем величают. Давать людям деньги напоказ — это подлость, а за это называть себя щедрым — это наглость, так что не щедр, а подл тот, кто не дает, пока не видит народ. От щедрости далек и тот, кто привык только после просьб давать, но лучше уж не давать, чем приставать. Щедрым считай того, кто половину последней лепешки голодному дает; настоящим человеком считай того, кто сам не ест, а все нуждающемуся отдает.

Истинно добрый человек не видит собственного милосердия.

Приехав в Лос-Анджелес, я впервые оказался в большом городе. Я пытался сориентироваться, понять, куда идти, но никто не отвечал на мои вопросы. Копы лишь прогоняли меня прочь. Мне все же повезло, и какой-то черный парень довел меня до нужной остановки и сказал, какой автобус ему нужен. Ему не были нужны деньги или что-либо от меня. Скорее всего, он подумал: «Этот паренек здесь новичок и может запросто влипнуть в историю. Надо показать ему дорогу». Не ошибусь, если скажу, что таких людей — один на миллион.

Раздавши дары, не печалься о них, Знай цену, о сын мой, сокровищ земных. Знай, царственной доли достоин лишь тот, Кто с легкостью отдал бы в дар небосвод.

Озарения окончательно укрепили меня во мнении о том, что наука должна служить человечеству в целом, а не держателям патентов. По каким-то неведомым мне причинам Бог выбрал меня в качестве посредника между Ним и людьми. И мой долг передать людям то, что я получил свыше.

Никола Тесла, из книги «Дневники. Я могу объяснить многое»

Не думай лишь о себе. В твоём сердце должно быть место для народа.

Цитата из игры «Never Alone»

Материальные блага приумножаются их накоплением, а духовные — их раздачей.

Прости меня, Господь за то, что так устал от альтруизма, порой всё бросить хочется к «чертям» и ждать плодов от эгоизма!

Эгоизм — удел богатых, удел бедных — альтруизм.

Чем больше денег, тем больше эгоизма — чем меньше денег, тем больше альтруизма.

Что бы не делал альтруист и что бы у него не находилось на подсознании, в итоге, он получит свою «награду».

Человек не привязан к месту. Раз – и сменил дом. Раз – и сменил работу. Раз – изменил страну. Всю нашу жизнь запускает сердце И протестует, попав в тюрьму. Сопротивляется. «Срочно на волю!Боль – это клетка, стены – капкан. Ты докажи мне, что я – дорогое, Я! А не вечный самообман. Ты достигаешь, ты побеждаешь, Копья-иголки вбиваешь ножом,Думать о нуждах своих забываешь, Всё для всех делая хорошо, Мощно, на максимум, самозабвенно, Даже «спасибо» взамен не прося. Каждый день глубже копаешь землю, Чтобы однажды. спасти себя. Ляг в эту яму. Сверху засыпься, К звёздному небу глаза подними И все дедлайны, цели и числа Выгони прочь из своей головы! Сердце – дороже, сердце – едино. Ты не на привязи! Просто пойми: Жизнь уникальна и неповторима! Дай себе волю прожить по любви!»

Отсюда два правила альтруизма — отрицательное и положительное: 1) не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других, и 2) делай другому все то, чего сам хотел бы от других. Короче и проще: эти два правила, соединяемые обыкновенно вместе, выражаются так: никого не обижай и всем, насколько можешь, помогай (Neminem laede, imo omnes, quantum potes, juva). Первое, отрицательное, правило называется, в частности, правилом справедливости, второе — милосердия.

Владимир Сергеевич Соловьёв, из книги «Оправдание добра»

Это меня беспокоило: черный маг-альтруист лежал за гранью моих представлений о добре и зле.

Ирина Сыромятникова, из книги «Монтер путей господних»

Одного старика упрекали в том, что он слишком щедро раздает милостыню. Он ответил: — Как вы не можете понять, что человек, переезжающий в другое жилище, должен полностью очистить старое жилье!

Абу-ль-Фарадж ибн Гарун (Григорий Бар-Эбрей), из книги «Книга занимательных историй»

К одному известному своей щедростью человеку подошел бедняк и попросил милостыню. При этом нищий случайно ткнул концом своего посоха в ногу богача и даже оперся на него. Добрый человек дал бедняку милостыню, и тот удалился. Тогда люди, присутствовавшие при этом, спросили щедрого человека: — Как ты мог терпеть такую боль и не сказать ни слова, когда тот поставил свой посох на твою ногу? — Я опасался, что если я скажу ему об этом, то он постесняется принять от меня милостыню, — последовал ответ.

Абу-ль-Фарадж ибн Гарун (Григорий Бар-Эбрей), из книги «Книга занимательных историй»

В последнее время наблюдается неприятие расизма и патриотизма и тенденция к тому, чтобы объектом наших братских чувств стало все человечество. Такое гуманистическое расширение нашего альтруизма приводит к интересному следствию, которое опять-таки, по-видимому, подкрепляет эволюционную идею «во благо вида». Люди, придерживающиеся либеральных политических взглядов, которые обычно бывают самыми убежденными пропагандистами «видовой этики», теперь нередко выражают величайшее презрение к тем, кто пошел в своем альтруизме чуть дальше, распространив его и на другие виды. Если я скажу, что меня больше интересует защита от истребления крупных китов, чем улучшение жилищных условий людей, я рискую шокировать этим некоторых своих друзей.Убеждение, что представители твоего собственного вида заслуживают особо бережного отношения по сравнению с членами других видов, издавна глубоко укоренилось в человеке. Убить человека в мирное время считается очень серьезным преступлением. Единственное действие, на которое наша культура налагает более суровый запрет, это людоедство (даже в случае поедания трупов). Однако мы с удовольствием поедаем представителей других видов.

Ричард Докинз, из книги «Эгоистичный ген»

Неразбериха в этических представлениях о том, на каком уровне должен кончаться альтруизм — на уровне семьи, нации, расы, вида или всего живого, — отражается, как в зеркале, в параллельной неразберихе в биологии относительно уровня, на котором следует ожидать проявлений альтруизма в соответствии с эволюционной теорией.

Ричард Докинз, из книги «Эгоистичный ген»

Альтруизм — бескорыстная забота о других, самоотверженность, пренебрежение собственными интересами ради блага человека или группы людей. Психологи определяют жизнь ради других как осмысленное служение, основанное на милосердии. Альтруист испытывает сочувствие и готов жертвовать своим благополучием вплоть до самоотречения. При этом альтруисты не требуют благодарности и действуют в соответствии с требованиями собственной совести. Часто мотивами альтруизма служат симпатия, сочувствие и доброжелательность. Такой альтруизм называется филантропией. Чаще наблюдается рациональный альтруизм, который проявляется в соблюдении баланса между своими и чужими интересами, и прямой или косвенный взаимный обмен добрыми делами. По утверждению психологов, в каждом обществе есть около 5% альтруистов, готовых бескорыстно заботиться о других.

Следующая пословица

Русские пословицы и поговорки про эгоизм и эгоистов

Пословицы и поговорки про эгоизм

А нам что черт, что батька.

Больны раны на своих плечах.

В благополучии человек сам себя забывает.

В своей сермяжке никому не тяжко.

Ваш колокол — хоть разбей его об угол.

Всяк в своем добре волен.

Всяк на свой аршин меряет.

Всяк сам на себя хлеб добывает.

Всяк сам себе — загляденье.

Всякая жаба себя хвалит.

Всякая рука к себе загребает.

Всякий пест знай свою ступу!

Всякий хлопочет — себе добра хочет.

Всякий Демид себе норовит.

Всякому свое и немыто бело.

Всякому своя обида дорога.

Всякому своя рубаха к телу ближе.

Как кафтан ни близок, а рубашка к телу ближе.

Всякому своя слеза солона.

Ему хоть трын-трава не расти.

Есть и квас, да не про вас.

За чужой щекой зуб не болит.

И не бывал, и не видал, и о ту пору на свете не живал.

Из чужой мошны платить не тяга.

Каждая собака в своей шерсти ходит.

Коли конь, да не мой — так волк его ешь!

Коли тесно, так и курица курицу с насеста сталкивает.

Легка ноша на чужом плече.

Лошади чужие, хомут не свой — погоняй, не стой!

Лучше своя овечка, чем чужая печка.

Мне хоть весь свет гори, только бы я жив был.

Мне что до кого? Было б нам хорошо.

Мое добро: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю.

Моя хата с краю, я ничего не знаю.

Мы горели, а они штаны грели.

На своей кляче куда хочу, туда и качу.

На чужой горбок не насмеюся, на свой горбок не нагляжуся.

Наше дело петушиное — пропеть, а там — хоть не рассветай.

Наше дело сторона.

Не в свои сани не садись.

Не в свои оглобли не впрягайся.

Не верь брату родному, а верь своему глазу кривому.

Не до чужой печали: и своей еще с плеч не скачали.

Не наш воз — не нам и везти.

Не наш конь — не наш и воз.

Не наше дело, что пора звонить приспела, есть на то пономарь.

Небо упадет, так не одних нас ушибет.

Никто про себя худа не скажет.

Поедешь просить — соседи глухи; к тебе придут — глухоте не поверят.

Следующая пословица

А нам что черт, что батька.
Всякая рука к себе загребает.
Всякий Демид себе норовит.
Всякому своя рубаха к телу ближе.
За чужой щекой зуб не болит.
Из чужой мошны платить не тяга.
Легка ноша на чужом плече.
Моя хата с краю, я ничего не знаю.
Мы горели, а они штаны грели.

За добрым делом находишься, худое само навяжется.
Добро наживай, а худое избывай.
На чужое добро и глаза разгораются.
Всяк хлопочет, себе добра хочет.
Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Злой плачет от зависти, добрый от радости.
Кто добро творит, тому Бог отплатит.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Злой человек не проживет в добре век.

Читайте также: