Пословицы к басне эзопа рыбак и рыбешка

Обновлено: 04.05.2024

Один рыбак был мастер играть на дудке. Однажды взял он дудку и невод, пошел к морю, встал на выступе скалы и начал играть на дудке, думая, что рыбы сами выйдут из воды на эти сладкие звуки. Но как он ни старался, ничего не получалось. Тогда он отложил дудку, взял сети, забросил в воду и вытащил много разных рыб. Вывалил он их из невода на берег и, глядя, как они бьются, сказал: «Негодные вы твари: играл я вам — вы не плясали, перестал играть — пляшете».

Следующая пословица


Согласно легенде Эзоп жил в VI в. до н. э. в Греции. Он был рабом, но благодаря своему уму и таланту ему удалось освободиться из неволи, и он даже выступал в суде. Смелость и правдивость Эзопа делали его популярным. Басни, сочинённые Эзопом, передавались из уст в уста и навеки вошли в историю.

? Прочитай ещё раз вывод, которым завершается басня. Чью точку зрения он выражает: рыбака или рыбёшек?

Вывод, которым завершается басня, выражает точку зрения рыбака.

? Знаешь ли ты какую-нибудь сказку, которая начиналась бы точно так же, как эта басня? По-разному ли развиваются события в сказке и в басне?

Начало басни напоминает начало «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина («Литературное чтение», 2 класс, часть 1), а также начало других сказок (например, индийской сказки «Золотая рыба», «Литературное чтение», 3 класс, часть 1 или «Сказки о рыбаке и его жене» братьев Гримм).

Эта история является бродячей сказочной историей.

События в сказке и в басне развиваются по-разному. В сказке старик отпускает рыбку в обмен на исполнение желаний, а в басне старик предпочитает маленькую добычу в настоящем, чем что-то большее в будущем.

Следующая пословица


Согласно легенде Эзоп жил в VI в. до н. э. в Греции. Он был рабом, но благодаря своему уму и таланту ему удалось освободиться из неволи, и он даже выступал в суде. Смелость и правдивость Эзопа делали его популярным. Басни, сочинённые Эзопом, передавались из уст в уста и навеки вошли в историю.

? Прочитай ещё раз вывод, которым завершается басня. Чью точку зрения он выражает: рыбака или рыбёшек?

Вывод, которым завершается басня, выражает точку зрения рыбака.

? Знаешь ли ты какую-нибудь сказку, которая начиналась бы точно так же, как эта басня? По-разному ли развиваются события в сказке и в басне?

Начало басни напоминает начало «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина («Литературное чтение», 2 класс, часть 1), а также начало других сказок (например, индийской сказки «Золотая рыба», «Литературное чтение», 3 класс, часть 1 или «Сказки о рыбаке и его жене» братьев Гримм).

Эта история является бродячей сказочной историей.

События в сказке и в басне развиваются по-разному. В сказке старик отпускает рыбку в обмен на исполнение желаний, а в басне старик предпочитает маленькую добычу в настоящем, чем что-то большее в будущем.

Понравилось? Оцени!

Особенности первой главы

Задачи 1-й главы – на материале произведений Эзопа, Лафонтена, И. Крылова, а также графических иллюстраций В. Серова к басням И. Крылова показать особен ности такого литературного жанра, как басня. Речь пойдет о композиционном построении басни (басня состоит из двух частей – повествования и морали), о её связи со сказкой о животных (повествование басни, как правило, связано со сказкой о животных), о бродячих басенных сюжетах (мы их называем «историями»), которые родились очень давно и путе шествуют во времени и пространстве (то есть известны в раз ные периоды истории в разных странах), об эмоциональной окраске того смеха, на который ориентирована басня (это ско рее не весёлый смех, а горький, поскольку цель басни – в боль шей мере поучать, воспитывать, чем смешить).
На материале этой главы мы также продолжим показывать , что произведения фольклора и литературы живут во времени. В первой части учебника мы делали это, сравнивая сказочные сюжеты, принадлежащие к разным периодам древ ности. Сказочные истории мы поделили на самые древние, просто древние и менее древние. Так начала складываться «фольклорная» лента вре мени. Теперь на этой ленте времени появятся и первые лите ратурные произведения – басни.
Композиционно басня состоит из двух частей: основной части и вывода. О сновная часть басни называется повествованием, а вывод из басни – моралью. Мораль, кото рая содержит вывод, может находиться как в конце, так и в нача ле басни.
Сравнивая басню и сказку о животных, мы должны заметить и черты сходства, и черты различия. В басне чаще всего героями являются животные, как и в сказке, но басня отличается от сказки по построению. Повествование басни представляет собой занимательную историю о животных, а вот мораль, которая является выводом из этой истории, связана уже с жизнью людей. Сказка же строится по другим законам (по принципу кумулятивной цепочки и нали чием повторов).
Лента времени на с. 13 отображает как развитие жанра народной (фольклорной) сказки, так и появление и развитие басни как жанра авторской литературы. На этой Ленте времени помещены имена таких знаменитых баснописцев, как Эзоп и Иван Крылов. Мы выясним, что басни появились 4000 лет назад – в то же время, когда бытовали просто древние сказки.
Просто древние сказки учат человека быть хитрым, чтобы выжить в борьбе с природой. Соответственно, мораль первых басен тоже учила хитрости. А поскольку басни Эзопа являются современницами менее древних сказок, то их мораль учит мудрости. У этого античного автора есть басни, которые учат человека быть хитрым и расчетливым. Это означает их связь с просто древней сказкой. Но у этого же автора есть басни, которые, как менее древняя сказка, учат человека быть мудрым. Таким обра зом, важно обратить внимание на то, что в одном и том же произведении могут сосуществовать черты более и менее древние.
В этой главе уместно проследить появление и развитие во времени не только такого жанра авторской литературы, как басня, но и таких произведений устного народного творчества, как пословицы. Это оправдано, поскольку пословицы появи лись, очевидно, одновременно с первыми баснями (4000 лет назад) и поскольку авторы басен часто использовали послови цы в качестве морали в своих произведениях.
Таким образом, в этой главе мы еще раз оговариваем раз личие между авторской литературой и устным народным твор чеством (фольклором). У пословиц нет конкретных авторов, это остроумные народные выраже ния. Это не литературное, а устное народное творчество. С их помощью даётся меткая оценка самым разным жизненным ситуациям.
Познакомившись с баснями Эзопа и Ивана Крылова, которые написаны на один сюжет (Эзоп «Ворон и Лисица», И. Крылов «Ворона и Лисица»; Эзоп «Лисица и виноград», И. Крылов «Лисица и виноград»), мы получим представление о бродячих басенных сюжетах. Лента времени, помещенная на с.16, позво лит нам соотнести время, когда работали самые известные баснописцы: Эзоп, Жан де Лафонтен и Иван Крылов.
Ещё одна проблема, которая обсуждается в этой главе, – это то, что смех бывает разным по своей эмоциональной окраске: весёлым и жизнерадостным, грустным и горьким. Важно под черкнуть, что цель басни – обратить внимание людей на непро стые ситуации в их жизни, когда люди выглядят не лучшим образом. Поэтому и смех она вызывает особый: это не весёлый смех, а горькая усмешка или грустная улыбка.

С 6. Найди слово БАСНЯ в Словаре происхождения слов. Что интересного тебе удалось узнать?

Следующая пословица


В этой и предыдущей баснях Эзопа общая мысль, которая сформулирована в последних двух строчках каждой басни и является выводом из всей басни. Это строчки из басни «Соловей и Ястреб»: «Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют» и строчки из басни «Рыбак и Рыбёшка» – «Басня показывает, что лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая, но в будущем».

Можно ли сказать, что обе басни имеют сходное ПОСТРОЕНИЕ: состоят из двух частей?

Обе басни состоят из двух частей. С помощью плаката Летучей Мыши мы выясним, что основная часть басни называется повествованием, а вывод – моралью.

Мораль басни выражает точку зрения Ястреба.

Этот вопрос обращает внимание на такую важную особенность басни: её повествование – это история о животных, а вывод, который из нее делается, касается людей.

? Чем похожа эта басня на сказку о животных и чем от неё отличается?

В этой басне герои – животные, как и в сказке о животных. Но басня отличается от последней по построению: сказка о животных часто строится как цепочка, в ней есть повторы. А басня состоит из двух частей: повествования, которое представляет собой занимательную историю о животных, и морали, которая является выводом из этой истории и связана с жизнью людей.

Прочитай пословицы:

1. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
2. Лучше телёнок в хлеву, чем корова за горой.
3. Осторожного коня и зверь не берёт.
4. Не доглядишь оком, заплатишь боком.
5. Кто всегда бережётся, тот никогда не ожжётся.

Выберем пословицы, которым близка по смыслу мораль басни. Это пословицы 1 и 2.

Если «примерить» оставшиеся три пословицы в качестве морали к этой басне, можно прийти к выводу, что
их можно использовать, но тогда басня будет отражать точку зрения Соловья, который распевал, сидя на высоком дубе, и не заметил опасности.

Читайте также: