Пословицы и поговорки народов севера
Обновлено: 24.12.2024
Если красень с вечера, то бояться нечего, если красень поутру, то рыбаку не по нутру.
В тихой губке больше рыбки.
У нас хлеб едят не с поля, а с моря.
Ветер всток реку ставит, да он и весною плавит.
У моря живём, дак от моря хлеб едим.
Приходит смертный час и на море, а навечно лежать в землю тянет.
От смерти не отмолишься и море слезами не наполнишь.
От Колы до ада только три версты.
Не с поля глядим, а с моря.
Каждому кулику своё болото: мне тут.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Кольская губа, что московская тюрьма.
На чужой сторонушке заклюют воронушки.
На море не отпоют, не оплачут и поминок нет.
Кто в море не бывал, тот и горя не видал.
Кто на море не бывал, тот и горя не видал, а кто побудет, тот никогда не забудет.
Море скачет, море пляшет, море денежку даёт.
Кто на море не бывал, тот от ретива сердца Богу не маливался.
Море кормит, море поит, море новую жизнь рождает и забирает.
Море закалку дает и телу, и сердцу.
Кто на Мурмане не бывал, тот и горя не видал, Богу не маливался.
Кто на море не бывал, тот и страсти не видал.
Море-морюшко солено до донышка.
Кто на море не бывал, тот от всей души Богу не маливался.
На Коле человека убить, что кринку молока испить.
Кто в Коле три года проживет, того на Москве не обманут.
На своей земле каждый кустик ночевать пустит.
Кольская губа, что царская тюрьма: есть вход, да нет выхода.
На чужой сторонушке поклонишься и воронушке: «Здравствуйте, воронушка, не с нашей ли сторонушки?»
Ой, тоска: не клюёт треска.
Запад – разбойный ветер.
От пословицы не уйдешь.
Если солнце село в тучу, ожидай назавтра бучу.
Помор наукой отцовской, дружками да своим трудом на море силен.
Страх на море соображать учит, боязнь разумение отымает.
У нас здесь не с полюшка, а всё с синего морюшка.
Ветер всток на все стороны широк.
В своем доме и стены помогают.
Была бы рыба, а хлеб будет.
Баренцево море надоть Поморским звать, поморы его обживали.
Пословицы и поговорки
(Материал взят из хрестоматии «Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра». Автор М.И.Попова. Красноярск, 1995)
Пословицы и поговорки долган
Все большее распространение получили и получают у долган пословицы и поговорки.
Каждая пословица и поговорка — это художественное произведение, несущее в себе неповторимость народа, создавшего его.
Естественно, малые фольклорные жанры испытывают на себе влияние русского, якутского фольклора, но у долган они имеют особую окраску, особый колорит. «Прикладные элементы традиционных промыслов и ремесел тружеников Севера придают пословицам и поговоркам особую выразительность, доходчивость и убедительность, ведь опыт профессии — это опыт столетии, если не тысячелетий: слишком щедрые потоки слов — подобны меху песца весной. И правда, даже то, что ценится действительно на вес золота — дорогой мех песца — с наступлением тепла линяет, теряет свою привлекательность и ценность.
Так же, как и загадки, пословицы и поговорки имеют разнообразную тематику. Они касаются быта, человеческих поступков, отдельных черт характера, традиционных занятий долган, высмеивают человеческие пороки.
- Чем метели над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее.
- Корми пса щенка, если хочешь иметь хорошего дружка.
- Оленята бодаются, силами наливаются.
- Чай крепче, если он с добрым другом разделен.
- У одного ум — в словах, у другого — в делах.
- Где тундра оленьими копытами разбита, там и куропатки будут сыты.
- Что сделал спешно, то очень трудно переделать.
- Мужчина должен быть без страха, а женщина умней, чем росомаха.
- Как олень гордо несет свою голову — так же высоко держи свое имя.
- Если дело делаешь от души, то короче покажутся и дороги-аргиши. Тот, кто оленя может бить, не уйдет от его копыт.
- Оставленный в тундре запас — и для нас, и для вас.
- Обещание пьяницы, как летний миг тянется.
- Кто заглядывает в стаканы, тот не высмотрит свои капканы.
- Пастуха спирт опьяняет, а его стадо разгоняет.
- Чтобы перестал огонь дымить, надо его подкормить.
- Обижать своих соседей — то же, что дразнить медведей.
- Если ссоры внутри рода — род скуднее год от года.
- Смог оленя дикого добыть — должен и соседа мясом одарить.
- Умный, кто собеседника убедит, а сильный, кто себя самого победит.
- Говори спокойно, а молчи достойно.
- Плюет в костер тот со скуки, у кого делом не заняты руки.
- Что лентяй руками не может, то он языком всегда одолеет.
- Когда есть еда, то и метель и стужу можно в чуме сидеть и сказку слушать.
- Про тex, что не чтят свой род, люди забывают, как летом про лёд.
- И кривоногая гагара считает, что ее птенцу хромота к лицу, и лебеди ему не пара.
- Девушка, никогда над старухой не смейся, ведь скоро и сама усохнешь, как месяц.
- Легким аргишом-обозом больше груза вывозят.
- Семье, где работящий муж, нечего бояться зимних стуж.
- О труде, трудолюбивых и лентяях..
- О дружбе и коллективизме.
- О подвиге, отваге, трусости.
- О правде и лжи.
- O мудрости и глупости.
- О больших городах.
- О шаманах.
- О мире.
- На добыче оленей сгодится всякое из умений: быстрый — будь загонщиком, а сильный — покольщиком.
- Старикам внучат к делу нужно приучать.
- Кто часто меняет решения, не заслужил уважения.
- В глаза — прямой, как стрела, a за глаза — изменчивый, как смола.
- Перед старшим не сиди, младший к старшему подойди.
- Настоящий парень тот, кто быстрей оленя пробежит и соперника любого закружит.
- Огонь в чуме затрещал, гостей пообещал.
- Тому почет от нганасан, кто дальше бросит аркан.
- Только для простака нет у дерева языка.
- Настоящий нганасанин, кто поставит чум и сладит сани.
- Бойся гнева огня, он все знает про тебя.
- Человека, умеющего мудрое слово сказать, у нганасан назовут «бооза».
- Если жадный бедного обирает, то и своё богатство потеряет.
- Теплей у очагов товарищей, чем у врагов на пожарище.
- Слово — тот же нож без ножен: будь с ним осторожен.
- Рукам, что не любят трудиться, не согреться и в рукавицах.
- Кто отцу и матери помогает, тот быстрее подрастает.
- Будешь других пугать, как бы самому не пришлось убегать.
- Не та одежда теплее, которая грубее, а та, где длиннее.
- Обидишь ребенка, старуху, мать — можешь на жизнь захромать.
- С соседом враждовать — одна тоска: лук из рук не будешь выпускать.
- Солнцу надо поклониться: и когда впервые покажется и когда оно садится.
- После рождения ребенка забей для гостей телёнка.
- После смерти отца наследство может принять младший брат.
- Тому юноше женатым быть, кто длинного оленя может добыть.
- Сбываются плохие сны, когда и облака, и снег красны.
- Послушай, что скажут три старика: убедишься, что беда твоя не так уж велика.
- Умный на обиду не подает виду,
- Тот законы тундры изведал, кто поле украсил зубами волка и медведя.
- На севере принято май называть: «месяц появления телят».
- Все схватит ум, как нюк — весь чум.
Пословицы и поговорки эвенков
Это краткие и мудрые изречения, вошедшие в оборот разговорной речи. Этот жанр устного народного творчества имеет древнее происхождение. Но и меткие выражения и идиомы (устойчивые словосочетания) часто относят к пословицам и поговоркам. Если приметы и поговорки эвенкийского происхождения, то пословицы эвенки в основном заимствовали у русских.
Эвенки хорошо знали особенности природы. Это вырабатывалось веками и переходило из поколения в поколение. Некоторые приметы перешли в поговорки. Условно приметы можно разделить на две группы. К первой группе относятся приметы, касающиеся окружающего мира, природных условий, повадок животных. Например: «Сильный весенний ветер помогает таять льду». «В глубоком снегу не замерзнешь никогда». «Собачьи шкуры самые теплые». «Мошки в тесную одежду набирается больше». «Самое слабое место у медведя — лоб». «Перед дождем комары очень сильно кусаются». «Когда появляется больше соболя, белка исчезает».
Вторая группа примет связана с суевериями. Например: «Не клади рядом щуку с осетром, плохо будет: дети умрут». «Не садись за пустой стол: не будешь богатым». «Если выпал зуб у человека в ночное время, на стойбище покойник будет». В этих приметах просматриваются отголоски мировоззрения эвенков: вера в духов, почитание некоторых животных, страх перед отдельными явлениями природы, неумение объяснять причины болезни человека, страх перед эпидемией оленей.
Пословицы и поговорки эвенков можно разделить на следующие группы:
Больше всего пословиц и поговорок о труде. Они направлены против лодырей, которые, прикрываясь ниматом (древний обычай раздавать мясо убитого оленя нуждающимся), пользовались этим.
Если не будешь работать — не будешь хлеб есть.
Есть ты мастер, а работать нет.
Не тот хорош, кто красивый, а тот хорош, кто в работе хорош.
В повседневной разговорной речи эвенков очень много выражений, осуждающих глупцов, болтунов, восхваляются умные, честные и порядочные люди:
Ума нет, не проживешь.
От тундры до Москвы одна кочевка.
Некоторые пословицы и поговорки напоминают стихотворения.
Перед дождем травой пахнет.
Собака траву ест — дождь будет.
Волк огня боится.
Когда дым из чума к земле идет, мороза не будет.
Устав, не ложись на снег — замерзнешь.
Идя по дороге, не бросай в реку камушки — плохо будет, дети умрут.
Никогда не клади в костер кедровых дров — будут болеть у оленей глаза и ноги.
Пословицы и поговорки
Одна мысль хороша, а две лучше.
Ума нет — не проживешь.
Меньше языком болтай — больше работай.
Труд труженика боится.
Есть ты мастер, а работать нет.
Пословицы и поговорки нганасан
Нганасанскнс пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора. Они содержат мораль, выработанную многими поколениями.
Пословица — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какие-либо жизненные явления. В отличие от пословицы поговорка лишена обобшающе-положительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Однако поговорка не просто определяет явление, а даёт ему выразительную эмоциональную оценку.
Нганасанские пословицы и поговорки очень разнообразны по содержанию. Они учат молодое поколение, как приспособиться к холоду, как уберечь тепло в жилище, как выжить в пургу. Как и в любом фольклоре, в нганасанских пословицах и поговорках выступает конфликт между добром и злом, между холодом и теплом. На севере, у малочисленных народностей, в почете всегда были труд и труженик. Этой теме посвящено большое количество пословиц и поговорок. Нганасанские пословицы высмеивают человеческие пороки: лень, зависть:
Пословицы и поговорки ненцев
Пословицами мы называем краткие народные изречения, имеющие буквальное и переносное значение. Люди vпотребляет их почти так же легко и непринуждённо, как слова собственной речи. Но пословицы и поговорки — не просто слова или разумные фразы, или верные жизненные наблюдения. Какой бы короткой ни была пословица, это все-таки законченное художественное произведение. Оно нас pадует не только метким наблюдением, но и тем, как красиво это выражение. Пословицы хорошо запоминаются. Как и русские пословицы и поговорки, ненецкие делятся по тематике.
Большинство ненецких пословиц и поговорок посвящены оленю, который даёт им всё: пищу, жилище, одежду.
Олень за ягелем бежит быстрее, чем от хорея.
Оленю лучшая мерка — в дороге проверка.
О человеке складывается мнение по его упряжке оленей.
Есть пословицы, прославляющие трудолюбивого человека.
Его сильные руки не сдвинешь и упряжкой, даже если упереться о колоду листвяжную.
Ленивый человек как рыба, плывущая по течению.
Много у ненцев пословиц, высмеивающих человеческую тупость, болтливость, неряшество:
У него мозги, как у рыбьей мелюзги
У него в голове не мозг, а мох.
Кто неряха, тому не уберечься от мух.
Ненецкие пословицы отражают суровую природу севера. Например: «Из-за пурги не видно вытянутой руки», «Снег тает и хлопьями садится, что каждая снежинка, как птица».
Ненецкие пословицы отличаются от повседневной разговорной речи особым складом, ритмом. Обычно они рифмуются.:"Работящий вечером рубит дрова, а ленивый оставляет до утра«, или «Человек, у которого мало ума, похож на птенца».
Нужно научиться отличать пословицу от поговорки. Поговорка имеет узкий, конкретный смысл, пословица — более широкий. Пословица — законченное суждение, а поговорка — приговорка. Пословица — двухчленное изречение, а поговорка — одночленная фраза, точнее — пословица — сложноподчиненное предложение, поговорка — простое.
Например, поговорки: «Его в детстве за кочи раскачивают», «Любая беда в памяти остается навсегда».
Следующая пословица
Вас убьёт не тот медведь, которого вы видите. Эскимосская.
Дай человеку рыбы, ты прокормишь его на один день. Научи его ловить рыбу, накормишь на всю жизнь. Эскимосская.
Девушка, никогда над старухой не смейся, ведь скоро и сама усохнешь, как месяц. Долганская.
Дети, которые дразнят стариков, вырастают глупыми людьми. Эвенкийская.
Голодной болезнью болеть тяжело. Коми.
Гостя встречай с радостью. Эвенкийская.
Будешь оленя беречь, он сбережёт тебя в пургу. Эвенкийская.
В беде друг подмога. Ненецкая.
Веревка рвется, где тонко, нож ломается у конца. Якутские.
Виден молодец по внешности. Якутские.
В глаза он прямой, как стрела, а за глаза; изменчивый, как смола. Нганасанская.
Для голодного всякая еда вкусна. Якутские.
Для еды малая семья хороша, для работы — большая. Якутские.
До падения топора бревно отдыхает. Якутские.
Единство братьев крепче каменного утёса. Ненецкая.
В семье, где люлька не пустует, нет места тоске и унынью. Ненецкая.
Если будешь бросать кости на землю, дух охоты Хинкген рассердится и тебе на охоте не будет удачи. Эвенкийская.
Если дело делаешь от души, то короче покажутся и дороги. Долганская.
Если есть горбушка хлеба, то и под елью рай. Коми.
Если на охоте ничего не добудеш; не ругай те места и ту землю, где охотился. Дух охоты услышит тебя и на долго убежит
от тебя. Эвенкийская.
Если найдется нож, то найдутся и ножны. Якутские.
Если ты женщина, ешь остатки. Чукотская.
Есть ты можешь, а работать нет. Эвенкийская.
Жену потеряешь ; потухнет огонь. Эвенкийская.
Женщина растит человека. Эвенкийская.
И от хорошего худое дитя родится. Якутские.
Из озера не вылавливай всю рыбу, оставь и своим потомкам. Эвенкийская.
Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи своё имя. Эвенкийская
Клеить разбитый лук ; маять себя. Эвенкийская.
Когда убьёшь дикого оленя, после еды все кости собери и положи в лабаз. Когда укусит вошь, поцарапаемся. Якутские.
Когда человек лжёт, то ему никто не верит, его презирают и обходят стороной. Эвенкийская.
Корми пса из щенка, если хочешь иметь хорошего дружка. Долганская.
Кто заставляет оленуху работать тяжко, не видать тому телёнка от этой важенки. Эвенкийская.
Кто часто заглядывает в стакан, тот долго не проверяет свои капканы. Долганская.
Кто часто меняет решение, не заслуживает уважения людей. Нганасанская.
Ленивый человек похож на оленя, который последним идёт по протоптанной дороге аргиша. Эвенкийская.
Ленивый человек, как рыба, плывущая по течению. Ненецкая.
Меньше языком болтай, больше работай. Эвенкийская.
Муж без жены ; сирота. Эвенкийская. Мужчина должен быть бесстрашным, а женщина умной, как росомаха. Долганская.
Следующая пословица
Бойся гнева огня, он всё про тебя знает. (нганасанская)
Болтуна надо бояться так, как боится олень волка. (эвенкийская)
Будешь оленя беречь, он сбережёт тебя в пургу. (эвенкийская)
В беде — друг подмога. (ненецкая)
В глаза — он прямой, как стрела, а за глаза — изменчивый, как смола. (нганасанская)
В голодный год и пихтовой коре рад. (коми)
В семье, где люлька не пустует, нет места тоске и унынию. (ненецкая)
Вас убьёт не тот медведь, которого вы видите. (эскимосов)
Вдоль родной реки выше даже тальники. (эвенкийская)
Говори спокойно, молчи достойно. (долганская)
Девушка, никогда над старухой не смейся, ведь скоро и сама усохнешь, как месяц. (долганская)
Дети, которые дразнят стариков, вырастают глупыми людьми. (эвенкийская)
Дружба силу добавляет. (якутская)
Единство братьев крепче каменного утёса. (ненецкая)
Если дело делаешь от души, то короче покажутся и дороги. (долганская)
Если жадный бедного обирает, то и своё богатство потеряет. (нганасанская)
Если на охоте ничего не добудешь — не ругай те места и ту землю, где охотился. Дух охоты услышит тебя и на долго убежит от тебя. (эвенкийская)
Жену потеряешь — потухнет огонь. (эвенкийская)
Женщина растит человека. (эвенкийская)
Из озера не вылавливай всю рыбу, оставь и своим потомкам. (эвенкийская)
Клеить разбитый лук — мучить себя. (эвенкийская)
Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи своё имя. (эвенкийская)
Когда убьёшь дикого оленя, после еды все кости собери и положи в лабаз. Если будешь бросать кости на землю, дух охоты Хинкген рассердится и тебе на охоте не будет удачи. (эвенкийское наставление)
Когда человек лжёт, то ему никто не верит, его презирают и обходят стороной. (эвенкийская)
Корми пса из щенка, если хочешь иметь хорошего дружка. (долганская)
Кто заставляет оленуху работать тяжко, не видать тому телёнка от этой важенки*. (эвенкийская) (*важенка — самка домашнего оленя)
Кто часто заглядывает в стакан, тот долго не проверяет свои капканы. (долганская) (про пьяниц)
Кто часто меняет решение, не заслуживает уважения людей. (нганасанская)
Ленивый человек, как рыба, плывущая по течению. (ненецкая)
Ленивый человек похож на оленя, который последним идёт по протоптанной дороге аргиша*. (эвенкийская) (*аргиш — олений обоз)
Меньше языком болтай, больше работай. (эвенкийская)
Муж без жены — сирота. (эвенкийская)
Мужчина должен быть бесстрашным, а женщина умной, как росомаха. (долганская)
Мужчина с помощью пальцев жены станет человеком. (эвенкийская)
Не будешь работать — не будешь хлеб есть. (эвенкийская)
Не гордись в богатстве, и не унывай в бедности. (якутская)
Не догнать края земли. (эвенкийская)
Не имеющий удачи в жизни тот, кому ветер холодит тело через истёртую одежонку. (ненецкая)
Не ругай землю, если упадёшь или споткнёшься. Земля — наша мать, она нас всех кормит и поит, она даёт нам жизнь. (эвенкийская)
Не ругай и не бей маленького ребёнка и жену а то душа испугается и улетит на небо. (эвенкийская)
Нельзя ссориться, ругаться, произносить плохие слова около огня очага — дух огня накажет. (эвенкийская)
Никогда не бей оленя, а то дух оленя рассердится, и от тебя уйдут все олени. (эвенкийская)
Никогда не надо обманывать. (эвенкийская)
Обидеть своих соседей — то же, что дразнить медведей. (долганская)
Обидишь ребёнка, старуху, мать — можешь на всю жизнь захромать. (нганасанская)
Огонь не имеет конца. (смысл: поколение сменяет поколение, каждое следующее будет поддерживать огонь в очаге, жизнь бесконечна)
Олень и собака — друзья охотника. (эвенкийская)
Оленя, если обижать, то и на привязи не удержишь. (эвенкийская)
Оленята бодаются, сил набираются. (долганская)
Он даже северное сияние не видит*. (ненецкая) (*пословица о равнодушном человеке)
Оставленный в тундре запас — для всех. (долганская)
Пастуха спирт опьяняет, а его стадо разгоняет. (долганская)
Перед старшими не сиди, младший к старшему подойди. (нганасанская)
Подарки создают рабов, как бичи создают собак. (эскимосов)
Помоги старому человеку. Радость старого человека осчастливит других людей. (эвенкийская)
Прикочевав на старое стойбище — никогда не кричи и не ругайся. Напугаешь духов этой земли — тебе на охоте не будет удачи. (эвенкийская)
Работающего человека мороз боится. (ненецкая)
Работящий вечером рубит дерево, а ленивый оставляет до утра. (ненецкая)
Рано уйдёшь на охоту — тогда будешь иметь добычу. (эвенкийская)
Рыба без воды не проживёт, а человек — без дружбы. (эвенкийская)
Сила народа сильнее ледохода на реке. (якутская)
Смех делает человека сильным. (чукотская)
Солнцу надо поклоняться: и когда оно встаёт, и когда оно садится. (нганасанская)
Старые вещи и строения — это следы твоих предков. Если будешь их ломать и сжигать, то следы предков потеряешь. (эвенкийская)
Счастливый тот человек, который любит жизнь, работает и никому не завидует. (эвенкийская)
Счастливый человек, у которого есть про запас вторая одежда. (ханты)
Тот, кто оленя может бить, не уйдёт от его копыт. (долганская)
У зазнавшегося человека нос хореем* стоит. (ненецкая) (*хорей — шест длиной 5-6 м, которым подгоняют оленей, когда едут на санях)
У него в голове не мозг, а мох. (ненецкая)
У него мозги, как у рыбьей мелюзги. (ненецкая)
У одного ум — в словах, у другого — в делах. (долганская)
У оленя красота — в рогах, а у человека — в руках. (эвенкийская)
У очагов товарищей теплей, чем у врагов на пожарище. (нганасанская)
Украв, человек не одарит себя. (эвенкийская)
Усталому человеку сон слаще тёплого жира. (эвенкийская)
Чай крепче, если он с добрым другом разделён. (якутская)
Человек, у которого мало ума, похож на птенца. (ненецкая)
Человек учится у человека, собака — у собаки. (эвенкийская)
Человека тундры распознаешь по его оленям. (ненецкая)
Что лентяй руками не может, то он всегда языком одолеет. (долганская)
Что скупой богач, что жирная собака — пользы нет. (якутская)
Чужая парка — не согреет, чужой чум — не жилище. (эвенкийская)
Чуму, где только ребёнок и мать, продуктов обязательно надо дать. (нганасанская)
Этот демон только тем человек, что еду поглощает. (якутская)
Следующая пословица
Наш край живет интересной и насыщенной жизнью, но не всегда можно заранее узнать о каком-нибудь значительном событии или памятной дате. На этой страничке читающий апельсин по секрету поделится любопытными сведениями о нашей малой родине.
В прошлом основой мировоззрения народностей Севера была мифология, которая служила одним из источников их религиозных представлений. Характерными чертами воззрений народностей Севера на окружающий мир являлись дуализм и анализм. В окружающем мире якобы всегда действовали два противоположных начала — доброе и злое. Доброе покровительствовало и способствовало благополучной жизни людей, их успешным промыслам, здоровью, а злое строило человеку всякие козни: болезни, голод и т.п.
По мнению нганасан, существовали НГУО (духи — хозяева отдельных явлений природы: неба, солнца, земли, огня, оленей) и БАРУСИ (существа, вредящие людям) Они, по представлениям нганасан, обитали в воде: реках, озерах, в море. Злые божества БАРУСИ ни к каким добрым делам не способны, все нехорошее исходит от них. ДЯМАДА- духи, служившие шаманам.
У эвенков духи злые и добрые: СЭВЭКИ — добрые, ХЭВЭКИ — злые. У долган, как у якутов, АБААСЫ — злые духи. Они невидимы, но могут показаться людям в различных образах. АБААСЫ — создатели всех вредных животных и растений, людям причиняют всевозможные бедствия. АЙЫЫ — добрые божества, духи, олицетворявшие начала добра и справедливости.
Ненцы считали, что пурга, ветер, гроза, реки, озёра, урочища имели своих духов. Предполагали, что землю создал их главное божество — НУМ. У Нума был сын НГА — бог болезней, несчастий и смертей. По верованиям ненцев, Нум не входил сам в нужды людей, а защищал их от Нги. Кроме Нума у ненцев было ещё одно доброе божество Я — небо — мать — земля. Духов уважали и боялись.
Жизнь народностей Севера, как и большинство населения окраин царской России, отличалась глубокой хозяйственно — экономической, культурной и политической отсталостью. Система царского административного управления среди народностей Севера ничем не отличалась от существующей системы управления в других регионах России. Всё трудоспособное коренное население Севера мужского пола обязано было платить царю ясак (налог в 15 −20 вв. с народов Сибири, главным образом, пушниной). Жило коренное население родами, которые возглавляли князцы. На лицо было расслоение общества на бедных и богатых.
Как уже было сказано выше, проживали народности Севера в краю суровом, студёном. И всё равно с любовью относились к нему. Вспомним пословицы, поговорки и наставления о земле.
В озёра и реки люди бросают монеты, на старых стойбищах на дереве привязывают лоскутки материи, и хвосты пушных зверей. Это любовь и уважение к земле. Землю, где живёшь, надо любить. Не ругай землю, если упадёшь или споткнёшься. Земля — наша мать, она нас всех кормит и поит, она даёт нам жизнь.
В суровом студеном краю первостепенную роль играла одежда. Ненецкие пословицы и пословицы хантов гласят: Благополучно живущий человек — это тот, у кого есть хорошая одежда. Счастливый человек, у которого есть про запас вторая одежда. Не имеющий удачи в жизни тот, кому ветер холодит тело через истёртую одежонку.
Но одежда служила не только защитой от холода, в тёплой лёгкой шкурке -жизненность и одухотворённость оленя, который был для ненца смыслом его бесконечной трудной кочевой жизни — и одеждой, и пищей, и транспортом. В старых поверьях говорится о том, что мать — земля даёт душу человеку и оленю, и души эти равноценны. Поэтому, наверное, олень — чуть ли не главный образ многих пословиц, поговорок и наставлений.
Вот некоторые из них: Оленя, если обижать, то и на привязи не удержать. Когда оленя берегу, он сбережёт меня в пургу.
Кто заставляет оленуху работать тяжко, не видать тому телёнка от этой важенки! (эвенкийские наставления) Оленю лучшая мерка — в дороге проверка. (ненецкая пословица) Оленята бодаются, силами набираются.(долганская пословица) Тот, кто оленя может бить, не уйдёт от его копыт.(долганская пословица) Человека тундры распознаешь по его оленям (по их упитанности, по отношению к ним хозяина.) (ненецкая поговорка) Ленивый человек похож на оленя, который последним идёт по протоптанной дороге аргиша (олений обоз). (эвенкийское наставление)
С уважением относятся коренные народы Севера и к женщине, что даёт жизнь, и к старшим, и к детям. Не ругай женщину — мать, а то её ребёнок вырастет плохим человеком. (эвенкийское наставление) Какое мудрое наставление! «Не ругай женщину — мать», иначе, действительно, какое отношение к ней будет собственных детей, если её достоинство будет оскорблено. Не ругай и не бей маленького ребёнка, а то душа ребёнка испугается и улетит от тебя. (эвенкийское наставление) Обидишь ребёнка, старуху, мать — можешь на всю жизнь захромать. (нганасанская пословица)
А какими люди были внимательными к тем, кто остался без хозяина, кормильца: «Чуму, где только ребёнок и мать, продуктов обязательно надо дать.» — гласила нганасанская пословица.
Детям нельзя дразнить старых людей. Дети, которые дразнят стариков, вырастают глупыми людьми. (эвенкийское наставление) Помоги старому человеку. Радость старого человека осчастливет других людей. (эвенкийское наставление) Пред старшим не сиди, младший к старшему подойди.(нганасанская пословица) Девушка, никогда над старухой не смейся, ведь скоро и сама усохнешь, как месяц. (долганская пословица)
Пословицы о труде направлены против лодырей, которые прикрывались ниматом (древний обычай раздавать нуждающимся людям мясо убитого оленя), пользовались этим: Есть ты мастер, а работать нет. (эвенкийская пословица) Ленивый человек, как рыба, плывущая по течению. (нецкая поговорка) Работящий вечером рубит дерево, а ленивый оставляет до утра. (ненецкая поговорка)
В повседневной разговорной речи народностей Севера очень много метких выражений, осуждающих глупцов, болтунов, льстецов. Человек, у которого мало ума, похож на птенца. (ненецкая пословица) У него мозги, как у рыбьей мелюзги. (ненецкая пословица) У него в голове не мозг, мох. (ненецкая поговорка) Что лентяй руками не может, то он всегда языком одолеет.(долганская пословица) Меньше языком болтай, больше работай. (эвенкийская пословица) У зазнавшегося человека нос хореем стоит, (хорей — шест длинной 5 — 6м., которым подгоняют оленей, когда едут на санях) (ненецкая пословица) У которого сердце спит, тот не знает радости. (ненецкая пословица) Он даже северного сияния не видит. (ненецкая поговорка о равнодушном человеке) Кто часто меняет решение, не заслужил уважения. (нганасанская пословица) В глаза — прямой, как стрела, а за глаза — изменчивый, как смола. (нганасанская пословица)
В пословицах, поговорках, наставлениях — народная мудрость. Из глубин веков взывают к нам живые голоса. Они сближают человека с человеком, род с родом, народ с народом. Они дальновидно остерегают потребительски относиться к обществу, природе, учат думать о завтрашнем дне. Эвенкийские наставления (Старые вещи и строения: чумы, голомо, лабазы, шаманские идолы — это следы твоих предков. Если будешь их ломать и сжигать, то следы предков потеряешь) призывают быть разумным хозяином, а не пришельцем — разорителем. Из озера не вылавливай всю рыбу, а оставь своим потомкам. (эвенкийское наставление). Словом, «как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи своё имя»
Читайте также: