Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора их народная мудрость
Обновлено: 07.11.2024
Цели урока: раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора.
Задачи урока:
обучение умению анализировать смысл пословиц и поговорок;
развитие речи учащихся;
воспитание любви к Родине, к природе, своей семье;
пропагандирование здорового образа жизни.
Словарная работа: лаконизм, афористичность, совершенство формы.
Оборудование: оформленные на доске пословицы и высказывания писателей.
А что за роскошь, что за смысл,
какой толк в каждой поговорке
нашей! Что за золото!
I .Знакомство с жанром пословиц и поговорок
1. Вводная беседа
Пословицы – это золотые россыпи в нашем языке.
Жизнь человека протекает среди огромного числа новостей, событий и происшествий. Объять отдельным человеческим разумом всё происходящее практически невозможно. Народная культура создала особые устные механизмы памяти. Опыт многих поколений передавался в форме кратких изречений – пословиц и поговорок. Они широко используются в каждодневной речи. Возникают они в уме внезапно, к слову, и позволяют яснее высказать свою мысль.
Поговорка ярко называет, рисует какое-то явление, например: « Гол как сокол», « Как сыр в масле катается», « Надулся, как мышь на крупу», « Мягко стелет, да жёстко спать», « Нашла коса на камень».
Пословица же высказывает в связи с жизненной ситуацией некое суждение, мораль: « Любишь кататься – люби и саночки возить», « За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», « Нет дыма без огня», « Худой мир лучше доброй ссоры».
Пословицы и поговорки способны так ёмко обозначать явления окружающего мира потому, что они применимы не к одному случаю, а ко всем подобным событиям.
« Яблоко от яблони недалеко падает»,- говорят и про конкретного человека, подражающего своим родителям или наставникам, и про всех людей, чей характер схож с родительским.
Ёмкость народной пословицы, в каждой из которых скрыт потенциальный сюжет для целой драмы, использовал А. Н. Островский, поместивший фольклорные изречения в заглавия своих пьес: « Не было ни гроша, да вдруг алтын», « Бедность не порок», « Свои люди – сочтёмся»…
Пословицы хранят народные представления о вреде и пользе, уме и глупости. О душевной красоте и уродливости в виде кратких изречений. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми, любить и уважать своих родителей, вести здоровый образ жизни. Они порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной.
Ребята, давайте вспомним пословицы, которые вы употребляете в своей речи. Какие пословицы и поговорки вы слышите от окружающих вас людей
2. Чтение и обсуждение пословиц о пословицах.
« От пословицы не уйдёшь»
« Пословица не даром молвится»
« Пословица ввек не сломится»
« Глупая речь – не пословица»
« Красна речь пословицей»
« Вот как хорошо сочиняют мужики. Всё просто, слов мало, а чувства много»
« Кто придумал их так складно…»
- Что восхищало в пословицах русских писателей?
4. Запись в тетради:
ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»).
ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла («Семь пятниц на неделе», «Положить зубы на полку»).
II . Работа с пословицами разных тематических групп.
Пословиц очень много. Уже в 1500 году Эразм Роттердамский составил сборник античных изречений и пословиц. С конца XVII века начинают издаваться сборники пословиц и поговорок в России. Начало изучению этого пласта народного творчества положил М.В.Ломоносов. В.Даль, современник А.Пушкина, пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки.
Ребята, прочитайте и прокомментируйте, пожалуйста, те пословицы и поговорки, которые вы приготовили к уроку.
1. Работа по группам.
1-ая группа: пословицы о Родине.
Каждый человек – рано или поздно, осознаёт он это или нет – необходимо связан со своим Отечеством. Жизнь и судьба человека в известной мере зависят от судьбы Отечества, которое накладывает определённый отпечаток на формирование её гражданских черт. Отечество – социальная система, к которой личность принадлежит по рождению. Наша родина – Россия. Ею по праву всегда гордились наши предки, о чём говорят следующие пословицы:
« Всякому мила своя сторона».
«Велика святорусская земля, а везде солнышко»
« Ищи добра на стороне, а дом люби по старине»
« На чужой стороне и весна не красна»
« На чужой стороне и сокола зовут вороной»
« С родной земли – умри, не сходи!» и другие пословицы.
«Кто за Родину горой, тот истинный герой»
«На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чёрный хлеб в сладость»
«На чужой стороне Родина милей вдвойне»
«Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа»
«Береги Родину, как зеницу ока»
« Жить – Родине служить»
Да, мы любим свою Родину за её славное прошлое, за то, что она неоднократно в борьбе с многочисленными захватчиками отстаивала свою независимость, за то, что она предоставляет всем нациям страны равные права, за то, что это наше прошлое и будущее, за её величавую и разнообразную природу; за её героический и трудолюбивый народ. Чувство национального достоинства предполагает ответственность за судьбу народа, складывающуюся веками. Быть достойным сыном своего народа – значит достойно представлять свой народ среди других народов.
2-ая группа: о природе
Например: « Лес и воды – краса природы»
« Лес да растения – зверю спасение»
« В сильный ветер в лесу тихо, а в поле лихо»
« Враг природы тот, кто лес не бережёт»
« Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади»
« Сажай лес в поле – будет хлеба боле»
«Сломить дерево – секунда, а вырастить – года»
«Зелёный наряд радует взгляд»
«Растенье – берегам спасенье»
« Лес и вода – брат и сестра»
Поговорим о красоте природы. « Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днём, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумленный, пошел по земле, создав новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее» - так писал В. А. Сухомлинский.
Первый снег, первая капель, первый дождь и первая гроза, первые листочки - ничто не должно пройти мимо нашего внимания. Пусть каждый обнаружит в природе что-нибудь важное для себя. А все остальные порадуются вместе с ним его открытию.
3 –ая группа: о здоровом образе жизни
Все мы разные, у каждого из нас своя жизнь, со своими интересами, проблемами, планами. Но объединяет нас одно общее желание – все мы хотим быть счастливыми. Вряд ли какой-нибудь мудрец сумеет дать рецепт счастья, да и мало кто из нас любит чужие советы, предпочитая свой путь проб и ошибок. Да и понятие счастья у каждого своё. Но сколько бы ни спорили о том, что такое счастье, без всякого сомнения, все бы согласились, что быть здоровым человеком - это уже счастье. Походы в лес, на речку, костры на берегу моря, занятия спортом, увлечение любимой работой, любимым делом – так много всего интересного на свете. Стоит ли драгоценные годы, дни, минуты тратит на вредные, а порой очень опасные привычки
Курение, пьянство – уродливые привычки. Они разрушают важнейшие системы человеческого организма.Представление о пьянстве как обычае русских, мягко говоря, преувеличено. На Руси существовали строгие традиции винопития. Пиво, брага, медовуха – вот что пили наши предки, причём крепость этих напитков не превышала 15 градусов. Пить алкогольные напитки было принято лишь по определённым праздникам. Использование алкоголя молодыми людьми осуждалось, пьяниц подвергали публичной порке.
Табак, родиной которого является Америка, попал в Старый Свет не менее 500 лет назад. В России в XV веке уличённых в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – отрезали нос или уши. Курение было признано причиной пожара в Москве в 1634 году, после чего курить запретили под страхом смертной казни. В XVII веке жестоко наказывались и курильщики ( их пытали и били кнутом), и торговцы табаком (их пороли и ссылали в дальние города).
О том, что наши предки ценили здоровье, здоровый образ жизни говорят и пословицы. Например:
« Здоровье дороже богатства»
« Ум да здоровье всего дороже»
« В здоровом теле здоровый дух»
«Чистая вода для хвори беда»
« Холода не бойся, по пояс мойся»
«Курить – здоровью вредить»
«Здоровье сгубишь – новое не купишь»
«Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял»
« Смолоду закалишься, на весь век пригодится»
« Захворать – один день, а поправляться семь недель»
4- ая группа: о семье
Человек – связующее, по меньшей мере, трёх столетий. В том столетии жили дедушки и бабушки со своими родителями, мы их помним, в этом столетии мы живём со своими родителями и детьми, а вот в следующем будут жить наши внуки со своими родителями и детьми. Они нас будут помнить.
Семья – вот что близко и понятно каждому человеку. В семье ребёнок получает первые жизненные ориентиры, первые убеждения и первые мировоззренческие взгляды, которые зависят, конечно, от господствующей в ней духовной и культурной атмосферы. Многое зависит от отношений, которые складываются в семье, они во многом определяют будущее ребёнка. Счастлив тот, у кого есть мама и папа, бабушка и дедушка, братья и сёстры. Ведь кто лучше бабушки неторопливо и задушевно поведает внуку или внучке о добром Иванушке, злом Кощее, о трудолюбивой Золушке…Не забудутся эти сказки, если нет-нет и скажет бабушка: « Ты у меня такая же трудолюбивая, как Золушка, находчивая, как Алёнушка, красивая, как Василиса». Счастливы мать и отец, которым о ребёнке говорят: « Само добро», « Доброго человека вырастили». Это не просто похвала родителям, а дань искреннего уважения к их ребёнку. Добро и доброта всегда высоко ценились и ценятся у каждого народа, так же, как добрые семейные отношения.
« Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»
« Слава сыну – отцу отрада»
« Отец и мать – священные слова»
« Всё купишь, только отца с матерью не купишь»
« При солнышке тепло, а при матери добро»
« Роднее матери родни нет»
« Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадает да скоро растает»
« Птица рада весне, а дитя – матери»
«Ближе матери друга нет»
« Материнская ласка конца не имеет»
«Ссора в семье до первого взгляда»
« На что и клад, когда в семье лад»
Как красиво, как точно! Ведь семья – это островок понимания, любви, тепла и надёжности. Здесь мы черпаем силы, обретаем уверенность, перенимаем сомнения, находим прощение своих ошибок…
Погляди на пришедших с работы родителей, как они устали, как их мучают проблемы. Улыбнись им, позволь получить тепло и ласку твоего сердца. Не конфликтуй с родителями, помни: никто не поймёт тебя лучше них, ведь они дали тебе самое ценное – жизнь. Люби и уважай их. А бабушек и дедушек, живущих твоими приездами, ты должен всеми силами поддерживать и помогать им. Помни, как не страшно, но люди уходят с Земли. А вместе с ними уходят и все обиды и огорчения, причиненные им тобой. Задумайся о себе и о своих родных!
5 –ая группа: о времени
В одной из философских повестей знаменитого Вольтера « Задиг, или Судьба» великий маг задаёт вопросы главному герою. Первым был такой вопрос: « Что на свете всего длиннее и всего короче, всего быстрее и всего медленнее, что легче всего делится на величины бесконечно малые и достигает величин бесконечно больших, чем больше всего пренебрегают и о чём больше всего жалеют, без чего нельзя ничего совершить, что пожирает всё ничтожное и воскрешает всё великое?» Немного времени потребовалось Задигу, чтобы ответить на этот вопрос. Наверное, догадались и вы, что имел в виду великий маг.
Выслушаем ответ и Задига, который сказал, что в загадке говорится о времени. « Потому что, - добавил он, - на свете нет ничего более длинного, ибо оно мера вечности, и нет ничего более короткого, ибо его не хватает на исполнение наших намерений; нет ничего медленнее для оживающего, ничего быстрее для вкушающего наслаждение; оно достигает бесконечности в великом и бесконечно делится в малом; люди пренебрегают им, а потеряв – жалеют; всё совершается во времени; оно уничтожает недостойное в памяти потомства и дарует бессмертие великому».
Есть вещи, о которых мы говорим часто, которые хорошо знаем, но которые ни разу не видели, не трогали руками. Воздух, например, - он невидим, и вы его никак не ухватите руками. Но без него нам просто не прожить! Так и время! Оно невидимо, без запаха, без цвета. И руками его не потрогаешь. И спрятать не сумеешь и другу не подаришь! А потерять можно! А неуловимое время очень дорого стоит. Ведь впустую утёкшее время уже никак не воротишь. Время – самый высокий арбитр всех наших дел. И ещё, заметьте, все мы одинаково, без исключения, подчиняемся диктату часовых стрелок. Время – это, наверное, единственное, что неподкупно и беспристрастно. Поэтому в народе говорят:
« Время – лучший судья»
«Время дороже денег»
«Упустишь минуту – потеряешь часы»
« Знай минутам цену, секундам счёт»
« На час отстанешь, за день не догонишь»
«Уходит день – не привяжешь за плетень»
« Время не птица – за хвост не поймаешь»
«Года как вода: пройдут – не увидишь»
2. Игра на внимание
Ребята, у вас на столах лежат карточки, на которых записана вторая часть пословицы. Я буду читать первую часть пословицы, а у кого вторая часть, тот её закончит. Будьте внимательны! ( или работа с интерактивной доской)
Например: « Всякому мила….» (своя сторона)
«Охранять природу – значит…» (охранять Родину)
«Вся семья вместе…» (душа на месте)
« Кто вчера солгал….» (тому и завтра не поверят)
« Дерево ценят по плодам… (а человека по делам)
III .Заключение
Пословицы и поговорки входят в народную культуру как чистейший и драгоценнейший родник народной мудрости. Они глубоко уходят в историю своими корнями. Пословицы и поговорки сопровождают человека с раннего детства. Большая их часть связана с отношением к труду, Родине, к родителям, друзьям, природе, к здоровью, здоровому образу жизни… Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать их с раннего возраста, воспринимать не как пожелания, а как жизненную норму. Пословицы и поговорки всегда были своеобразным путеводителем по жизни, которым руководствовались взрослые, приобщая к ним детей. Не утратили они своей воспитательной значимости для нравственного воспитания и сегодня.
Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение.
Следующая пословица
Урок 3. Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора. Их народная мудрость. Многообразие тем.
Цель урока: Показать красоту и мудрость русских пословиц и поговорок; учить толковать прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Объяснить сходство и различие двух жанровых форм фольклора.
Планируемые результаты: знание понятий малые жанры фольклора, пословицы, поговорки; умение различать две жанровые формы, уместно использовать пословицы и поговорки, работать в парах, в группах.
Задачи урока:
Образовательные: формировать умение различать малые жанры фольклора, такие как пословица и поговорка; обучить умению анализировать смысл пословиц и поговорок;расширять представления о культуре и истории родного края.
Развивающие: развивать навыки устной речи учащихся;
Воспитательные : воспитывать посредством анализа пословиц любовь к родной литературе, к Родине и своей семье.
Организационный момент
Проверка домашнего задания по теме «Обрядовый фольклор».
Актуализация знаний
Приведите примеры малых жанров устного народного творчества. Какие жанры вы знаете? (Загадки, колядки, потешки, считалки, прибаутки, пословицы, поговорки)
Какие пословицы и поговорки вы знаете? Как вы думаете, что такое пословица, а что такое поговорка?
Давайте попробуем выяснить это, убедившись на разных примерах.
Работа по теме урока.
Слово учителя
Пословицы и поговорки живут в речи народа уже много веков. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирать и записывать пословицы и поговорки стали очень давно. Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Свою жизнь он посвятил собиранию пословиц по всей России. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников и солдат и систематизировал их по различным тематикам. Владимир Иванович Даль создал капитальный труд – четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей. Пословица и поговорка – это отражение народного сознания. Через использование пословицы люди осваивают окружающий мир. Метко и к месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно.
Работа со словарем.
Работа в группах. Давайте выберем для каждой группы определенную тему: Родина, семья, дети, родители, труд, лень, ученье, друзья, враги, времена года. Теперь постарайтесь найти в словарях соответствующие вашим темам пословицы и поговорки, выпишите их к себе в тетради.
Каждая группа выбирает, выписывает текст в тетради и потом зачитывает найденные пословицы и поговорки перед классом.
3.Сравнение пословицы и поговорки.
Что же такое пословица? Обратимся к литературоведческому словарю.
(Индивидуальная работа: ученики читают словарную статью в словаре, записывают определение в тетради, зачитывают перед классом )
ПОСЛО́ВИЦА — краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица часто имеет одновременно и буквальный и переносный (образный) план. Пословица может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д. Возникновение многих пословиц связано с реальными историческими событиями (Вот тебе, бабушка, и Юрьев день; Москва от копеечной свечки сгорела) . Образность пословиц часто связана с реалиями быта, повседневной жизни (Лестницу надо мести сверху, а не снизу; Клин клином вышибают) . Пословица, имеющая характер совета, рекомендации, выступает в форме побудительного предложения (Любишь кататься — люби и саночки возить; На Бога надейся, а сам не плошай) . Пословица со временем, утратив часть своего словесного выражения, может стать фразеологизмом.
Слово учителя
Таким образом, можно сделать вывод, что пословицей называют законченное предложение – краткое и всегда нравоучительное.
Теперь попытайтесь дать определение поговорки.
(Индивидуальная работа: ученики продолжают читать словарную статью в словаре, записывают определение в тетради, зачитывают перед классом )
ПОГОВОРКА – это образное выражение, существующее в речи для эмоционально-экспрессивных оценок (например, «надоел как горькая редька» означает выражение досады.)
Чем отличается пословица от поговорки? (ученики делятся мнениями)
Запишем в тетради:
ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»).
ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла. («Семь пятниц на неделе»).
Иными словами и пословицы , и поговорки — это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это часть суждения без вывода.
4.Использование новых знаний на практике.
В.И.Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица-ягодка; и это верно» И далее: «Это одна первая половина пословицы». Какую ценность для нас имеют поговорки и пословицы, почему мы считаем их важной частью народного творчества?
На доске представлены пословицы и поговорки. Назовите, в какой колонке перечислены пословицы, а в какой – поговорки? Почему?
Следующая пословица
Цели урока : закрепить знания по теме «пословицы и поговорки», применять имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач; развивать способности учащихся к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов. Развивать критическое мышление. Создание условий для проявления индивидуальности и самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Возрастная категория : 6 класс
Вид урока : урок-дебаты.
Оборудование : компьютер, проектор.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим говорить об устном народном творчестве.
2.Этап проверки домашнего задания. Актуализация знаний.
Дома вы познакомились со статьей «Пословицы и поговорки» из учебника, сделали записи определений в свой терминологический словарик и можете ответить на вопросы по этой теме.
А что такое поговорка? (это меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения.) Приведите, пожалуйста, примеры (ученики приводят примеры поговорок.)
В чем заключается сходство пословиц и поговорок? (это малые жанры УНТ, созданы народом, учат нас, передают народную мудрость).
Отлично! А теперь давайте разберемся, в чем же заключается отличие пословиц и поговорок? (поговорка – это украшение речи, а пословица – суждение полное, завершенное).
3.Работа по теме урока. Закрепление полученных знаний.
Давайте попытаемся определить, пословица или поговорка перед вами?
Язык без костей (поговорка).
Без царя в голове (поговорка).
Терпенье и труд все перетрут (пословица)
Вся семья вместе, так и душа на месте (пословица)
Не имей сто рублей, а имей сто друзей (пословица).
Как собака на сене (поговорка).
Хоть шаром покати (поговорка).
Доброе дело два века живет (пословица.)
Молодцы! Отлично продемонстрировали свое умение отличать пословицы и поговорки.
4. Отработка полученных навыков.
А сейчас давайте проявим немного сообразительности и смекалки, попробовав угадать пословицу или поговорку по картинке.
Цыплят по осени считают. (Как вы понимаете смысл этой пословицы?)
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. (О чем эта пословица ?)
Доброе слово и кошке приятно. (А в чем заключен смысл этой пословицы?)
5. Постановка проблемы урока.
Итак, мы с вами уже повторили сегодня, что пословицы и поговорки передают нам мудрость предков, учат чему-то важному. Действительно, существуют так называемые вечные ценности, которые важны для народа на разных этапах его развития.
Посмотрите, пожалуйста, на группу пословиц, приведенных на слайде. Какой общей темой они объединены?
У вора ремесло на лбу не написано. Жнет, где сеял, берет, где не брал. Чужое взять – свое потерять. (Тема воровства).
А вот следующая группа пословиц:
Много слышится, да мало верится. Кто не врет, тот спокойно живет. Будет в поле рожь, будет и в людях ложь. (Тема лжи, вранья)
Я уверена, что ни у кого не возникает сомнений по поводу того, что врать, воровать, драться – это плохо. Даже законы уголовного кодекса подтверждают мораль этих пословиц и преследуют тех, кто совершает такие деяния.
А теперь я скажу вам такую фразу: Борщ – это самая вкусная в мире еда!
Все со мной согласны? Нет? А почему (потому что у каждого человека свои любимые блюда).
А что вы скажете на утверждение о том, что гроза – это самая замечательная погода? Опять не все согласны? Почему? (кто-то любит снегопад, кто-то жару, кто-то туман и т.п.)
Действительно, многие вопросы могут не иметь однозначного ответа, у каждого человека может быть свое мнение.
А как выдумаете, может ли быть такое, что не все согласятся с моралью пословицы? Давайте проверим. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Перед вами две пословицы:
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Работа не волк, в лес не убежит.
Чему учит первая пословица? (нужно работать, трудиться) А чему учит вторая? (можно не спешить работать). Так в чем особенность этих пословиц? (они противоречат друг другу).
Действительно, среди пословиц и поговорок встречаются такие, которые полностью антонимичны, т.е. имеют противоположный смысл и заключают в себе различную мораль.
Давайте еще раз убедимся в этом, сопоставив пословицы из двух колонок, и найдем те, которые друг другу противоречат.
1 – В (Даст Бог день, даст и пищу. На Бога надейся, а сам не плошай)
2 – Е (На двух стульях не усидишь. Ласковый теленок двух маток сосет)
3- Д (Поспешишь – людей насмешишь. Лучше поздно, чем никогда.)
4-А (Ученье свет, а неученье – тьма. Много будешь знать, скоро состаришься).
5-Б (Работа не волк – в лес не убежит. Готовь сани летом, а телегу зимой.)
6-Г. (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Наш пострел везде поспел.)
Казалось бы, удивительное дело: пословицы противоречат друг другу. А как вы думаете, почему народ создал такие разные по смыслу пословицы? (все люди разные, у них может быть разное мнение, разные взгляды на жизнь).
Вы правы, очень часто случается так, что у людей бывает разное мнение по поводу одного вопроса. Но очень важно в таком случае уметь прислушаться к другому человеку, вежливо выслушать его мнение и корректно привести свои доводы, а уже потом думать: соглашаться с оппонентом или остаться при своем мнении.
Давайте попробуем отработать это на практике.
6. Введение в дискуссию. Разделение на группы.
Ребята, теперь я хочу вам предложить устроить небольшие дебаты.
Для этого мы с вами разделимся на 6 групп (по 2 группы на каждом ряду). Каждая группа получает свою пословицу. Задание: вам необходимо придумать аргументы, которые помогут согласиться с моралью пословицы либо, наоборот, показать, что с пословицей можно поспорить.
1 Группа – Жар костей не ломит (согласиться с пословицей).
2 Группа – Жар костей не ломит (поспорить с пословицей).
3 Группа – С волками жить – по-волчьи выть (согласиться с пословицей).
4 Группа - С волками жить – по-волчьи выть (поспорить с пословицей).
5 Группа – Яблоко от яблони недалеко падает (согласиться с пословицей)
6 Группа – Яблоко от яблони недалеко падает (поспорить с пословицей).
Итак, постарайтесь за 5 минут со своей группой придумать убедительные аргументы.
Теперь давайте проверим, что у нас получилось.
Работа 1 и 2 группы.
О чем пословица «Жар костей не ломит»? (жара лучше холода).
Ребята из первой группы расскажут, почему с этой пословицей можно согласиться, а остальные продумывают вопросы, которые зададут выступающим. (Учащиеся зачитывают получившиеся аргументы).
А теперь ребята из второй группы расскажут, почему с этой пословицей можно поспорить. (Учащиеся зачитывают получившиеся аргументы). Вопросы от класса.
Работа 3 и 4 группы.
Теперь поработаем с пословицей «С волками жить - по-волчьи выть». О чем пословица? (нужно подстраиваться под коллектив).
Теперь послушаем участников третьей группы, их аргументы, подтверждающие пословицу, а затем участники четвертой группы расскажут, почему можно с пословицей не согласиться. А что думают остальные ребята об этой пословице, есть ли вам что добавить, какие вопросы у вас возникли?
Работа 5 и 6 группы.
Итак, мы добрались до анализа третьей пословицы: «Яблоко от яблони недалеко падает». О чем эта пословица ? (дети похожи на родителей)
Представители пятой группы, какие аргументы, доказывающие правоту пословицы, у вас получились? А какие опровержения выдвинут представители шестой группы? Теперь выслушаем вопросы и мнения остальных ребят.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Итак, ребята, давайте оценим нашу сегодняшнюю работу. Почему стало возможным провести наши небольшие дебаты по поводу пословиц? (на эти пословицы можно взглянуть с разной точки зрения). Удалось ли вам и вашим оппонентам привести убедительные аргументы? Как нужно вести себя в случае, если вы с кем-то несогласны и имеете свое мнение, отличающееся от мнения собеседника?
Итак, пословицы заключают в себе мудрость народа, они нас учат. Но сегодняшний урок показал нам, что некоторые пословицы не просто дают нам уже готовую мудрость, а вдохновляют на то, чтобы до истоков мудрости добраться самим.
Домашнее задание . Дома вам нужно будет самостоятельно выбрать пословицу, с которой нужно будет согласиться и поспорить, подобрав по 3 аргумента.
Следующая пословица
К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры. Эти жанры в научной литературе называют паремии (от греч. paroimia – притча1).
Пословицы и поговорки, как произведения народного творчества, близки друг к другу по своим художественным признакам.
Определить, что такое пословицы и поговорки, русские фольклористы пытались еще в XIX веке. Ф.И. Буслаев рассматривал пословицы и поговорки как художественные произведения родного слова, выражающие быт народа, его здравый смысл и нравственные интересы.
Н.В. Гоголь видел в них результат народных представлений о жизни в ее разных проявлениях.
В.И. Даль понимал пословицу как "суждение, приговор, поучение". В своем "Толковом словаре" он дал следующее определение:
"Пословица ж, краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть особь языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи".2
Поговорка, по определению Даля, это:
"складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы; поучение, в принятых – ходячих выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться".3
К общим признакам пословиц и поговорок относятся краткость, лаконичность, устойчивость, широкая употребляемость. И пословицы, и поговорки можно определить как поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения.4
Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека.
Неслучайно В.И. Даль в своем знаменитом сборнике пословиц и поговорок расположил материал по темам: работа – праздность, двор – дом – хозяйство – земледелие, суеверия – приметы – счастье – удача, добро – милость – зло и т. п.5
В народных пословицах отразились различные стороны жизни человека: мифологические представления ("вещий сон не обманет"); особенности крепостной жизни ("вот тебе, бабушка, и юрьев день"); события вражеских нашествий и войн ("пусто, словно Мамай прошел"); храбрость, мужество и героизм народа ("смелость города берет", "волков бояться, так и в лес не ходить"). В них запечатлены все стороны трудовой деятельности народа, любовь к родине, прославляется труд ("без дела только небо коптить", "труд кормит, а лень портит"), выражается чувство глубокого достоинства человека ("гол, да не вор", "денег ни гроша, да слава хороша", "беден, да честен").
Пословицы складывались во всех слоях населения, но больше всего в крестьянской среде, как основной носительнице национальной народной культуры. Годовой цикл крестьянского труда отразился в пословицах "до поры до времени не сеют семени", "доброе семя, добрый и всход".
Пословицы возникали и в среде ремесленников – "без топора – не плотник, без иглы – не портной", и в среде бурлаков – "нужда научит калачи есть".
В пословицах и поговорках применяются различные художественно-изобразительные средства и приемы: сравнения ("чужая душа – что темный лес"), метафоры, олицетворения ("хмель шумит – ум молчит", "ставить палки в колеса"), антитезы, т. е. противопоставления ("корень учения горек, да плод его сладок"), гиперболы ("из кожи вон лезть", "в трех соснах заблудиться"). Встречается в пословицах и художественный прием – тавтология6 ("от добра добра не ищут", "слыхом не слыхано, видом не видано").
По композиции пословицы делятся на одночленные, двучленные и многочленные. Большинство их – двучленные ("хвали рожь в стогу, а барина – в гробу").
Пословицы могут строиться на противопоставлении ("мужик да собака всегда на дворе, а баба да кошка всегда в избе"). В них, также как и в лирических песнях, используется прием параллелизма ("червь точит дерево, печаль крушит сердце").
Пословицы ритмичны. В них рифмуются отдельные слова ("без труда не вынешь и рыбку из пруда"), отдельные части или вся пословица ("на чужой каравай рта не открывай, а пораньше вставай да свой затевай"). Они разнообразны по форме высказывания. В них может быть включен монолог или диалог ("из лука не – мы, из пищали – не мы, а попить да поплясать против нас не сыскать", "Тит, поди молотить! – Брюхо болит. – Тит, пойди вино пить! – Ох, дай оболокусь да как-нибудь доволокусь").
Пословицы и поговорки – это образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни, народных представлениях и идеалах, моральных устоях.
Следующая пословица
1. Колыбельные песни
ПРИМЕР:
Пошел котик во лесок-
Нашел котик поясок
Чем люлечку подцепить
Да Ванюшку положить
Ваня будет спать,
Котик Ваню качать
Да, серенький, величать.
Сон да Дрема,
Усыпи мое дитя!
Пошел коток во торжок,
Купил себе пирожок.
Идет котик на лавочке,
Ведет киску за лапочку.
Ходят вместе они-
А ты, маленький, усни.
2. Потешки
НУ ТУТ КЛАССИКА ЖАНРА
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
3. Прибаутки (ПРИБАУТКА -стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку)
ПРИМЕР
Иван бедный
Нашел котел медный
Пошел за водицей.
Нашел молодицу.
Молодица-молода
Пирогов напекла,
На базар понесла.
4.Пословицы, конечно
ПРИМЕР
Волка бояться в лес не ходить.
Рыбак рыбака видит издалека.
5. Считалки
ПРИМЕР
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала
Оказалась впереди,
Кто не верит- выходи!
6. Загадки
ПРИМЕР
Один говорит — побежим, другой говорит — полежим, третий говорит — покачаемся (вода, жернов, колесо)
7. Скороговорки
ПРИМЕР
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.
8. И редкая штука про которую мало кто вспоминает это ЗАКЛИЧКИ или ЗАКЛИЧУШКИ
Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
НАПРИМЕР
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай -
Сколько хочешь поливай!
Читайте также: