Пословица не старая вовек сломится

Обновлено: 22.11.2024

Цель: проверить знание пословиц, умение ими пользоваться в любых жизненных ситуациях, развивать мышление учащихся, прививать любовь к родному языку, обогащать учащихся народной мудростью.

ВложениеРазмер
urok-prazdnik.docx 21.84 КБ

Следующая пословица

1.1. Пословицы и поговорки в жизни современного человека_______5 стр.

1.2. Из истории возникновения пословиц и поговорок______________6 стр.

1.3. Своеобразие пословиц и поговорок___________________________8 стр.

ГЛАВА II . РОЛЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

2.1. Опытно-экспериментальная работа __________________________10 стр.

2.2 . С борник пословиц и поговорок для младших школьников

Список литературы___________________________________________15 стр.

Пословицы и поговорки – это величайшее богатство народа! В них тысячелетиями накапливались несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Они дошли к нам с давних времён. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения. В них всегда можно найти совет, как поступить в том или ином случае жизни, ведь они охватывают все стороны жизни народа, отражают народные представления о природе, о Родине, о труде, о семье, о нравственности, об уме и глупости, о добре и зле.

Но многими ли народными пословицами и поговорками пользуемся мы в нашей разговорной речи? Нужны ли они нам в современном мире? Мы решили провести исследование на эту тему.

Актуальность темы:

Мы предложили ученикам 4 а и 4 в классов несколько заданий.

Задание № 1 .«Доскажи словечко – допиши пословицу!»:

Под лежачий камень вода не .

Из 20 учеников правильно ответили только 18%.Остальные ребята либо вообще не дали ответа (43%), либо дали неверные ответы (39%).

Задание № 2. Употребляете ли пословицы в жизни?

2 ученика часто, 15 редко, а 3 вообще не употребляют пословицы в речи.

Таким образом, современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. Результаты заданий подтвердили актуальность исследования и помогли сформулировать проблему.

Проблема: ка к могут помочь пословицы в обучении и воспитании современного человека? Почему же современное поколение не употребляет или употребляет очен ь редко пословицы и поговорки в речи?

Цель: научиться применять пословицы и поговорки в речи.

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Провести диагностику учащихся 4-ых классов и работников МБОУ «БСОШ № 2».

3. Составить сборник пословиц и поговорок для младших школьников.

Объект исследования: процесс обучения и воспитания на уроках русского языка

Предмет исследования: работа над пословицами и поговорками, формирующими грамотность и систему ценностей на уроках русского языка.

Методы исследования: поисковый, анкетирование, наблюдение, сравнение, обобщение.

Вид проекта: поисково-исследовательский.

Гипотеза: благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками на уроках русского языка и литературного чтения, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, а так же добросовестности и трудолюбия учащихся, так как у пословиц есть ответы на все случаи жизни.

Проверка гипотезы: Собрав информацию об истории возникновения пословиц и поговорок, возможности их применения для повышения уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, а так же добросовестности и трудолюбия учащихся мы составили свой сборник пословиц и поговорок для учащихся начальной школы и довели всю полученную информацию до учащихся 4-ых классов нашей школы.

ГЛАВА I . ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК ЖАНР ФОЛЬКЛОРА

Пословицы и поговорки в жизни современного человека.

Мы живем в XXI веке. В нашу жизнь прочно вошли современные гаджеты: смартфоны, айфоны, планшеты и т.д. В наш век мы храним и передаем информацию разными способами: письменно, на аудио- и видео-носителях, наконец, в электронном варианте. А ведь когда-то, когда даже письменность была неизвестна, существовал простой и доступный всем способ передачи опыта - наш язык. До сих пор до нас доходят послания предков в форме песен, сказок, обрядов. Но самым кратким, информативным и, возможно, наиболее используемым посланием предков нам, людям нового времени являются пословицы и поговорки. Именно они, помимо своей смысловой нагрузки, делают нашу речь яркой и выразительной, характеризуют колорит самобытной культуры русского народа, его многовековую историю.

Поговорки и пословицы — это краткие изречения, несущие в себе народную мудрость. Считается, что эти изречения придуманы народом, а их поучительное содержание закреплено многовековым опытом. Издавна люди отражали в своих высказываниях обычаи и традиции, принятые в их жизни, а также высмеивали человеческие пороки: глупость, зависть, жадность и т.д. Смысл пословиц заключается в том, чтобы передавать опыт народа будущим поколениям, а суть пословиц – научить потомков «уму — разуму», сделать так, чтобы они учились на чужих ошибках, и имели возможность избежать своих собственных. Кроме того, народные изречения делают наш язык более красноречивым, живым, украшают речь.

В пословицах заключен глубинный смысл и народная мудрость, уходящая своими корнями в далекое прошлое. В них мы можем увидеть культуру, традиции и историю народа, познать, что такое добро и зло, почувствовать каким прекрасным средством для воспитания в человеке нравственности, культуры, духовности являются эти кладези мудрости. Каждый человек, независимо от того, где он живет, много ли учился, употребляет ли он в своей речи пословицы и поговорки, обязательно согласится с тем, что без пословиц и поговорок наши знания о своем народе и стране были бы, по меньшей мере неполными.

Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь.

Из истории возникновения пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки – древнейшие жанры устного народного творчества. «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - говорил великий русский поэт А.С.Пушкин об этих жанрах.

Они известны всем народам мира, в том числе жившим давным-давно, до нашей эры – древним египтянам, римлянам, грекам. У древних народов пословицы назывались «притчами». Зачастую они были составной частью какого-то повествования, рассказа, сказки. Имея мерный склад, эти выражения-обобщения выделялись, запоминались. Иные рассказы уже и не вспоминались, а расхожие суждения из них попадали на язычок и передавались из поколения в поколение. Пословицы и поговорки передавались из уст в уста, из века в век.

Самые ранние памятники древнерусской литературы донесли до нас сведения о бытовании пословиц и поговорок у наших предков. В «Повести временных лет», древней летописи, зафиксирован ряд пословиц: «Не идет место к голове, а голова к месту», «Мир стоит до рати, а рать - до мира». Ученые считают, что первые пословицы были связаны с необходимостью закрепить в сознании человека, общие советы, правила, обычаи, законы. Со второй половины XIII века пословицы стали печататься. Вот сколько лет живут эти прекрасные произведения искусства! И только от нас зависит, будут ли они жить дальше. Ведь не зря говорят, что «Пословица живет в речи. Только в ней она приобретает свой конкретный смысл».

Пословицы и поговорки входили в состав небольших рассказов о каких-нибудь событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в произведении. Например, «Нос вытащит, хвост увязит, хвост вытащит, нос увязит» (из сказки «Журавль и цапля»), «Битый небитого везет» (из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)

Наши великие писатели и поэты – А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов, Л. Толстой, С. Есенин, К.Ушинский и другие – учились на пословицах богатству, яркости и образности языка, использовали их в своих произведениях. Не случайно в их книгах немало пословиц и поговорок. Например, у К.Ушинского есть сказка, которая называется «Не ладно скроен, да крепко сшит»

Надо сказать, что и сами писатели и поэты являются создателями пословиц и поговорок. Вспомним изречения Крылова: «Сильнее кошки зверя нет», «А воз и ныне там».

Пословицы играют важную роль в жизни человека. Пословицы – это своеобразные руководящие принципы деятельности. Оправдывая свой тот или иной поступок, человек приводит в качестве доказательства пословицу. А против пословицы уже не пойдешь.

Историческая справка

Петр I очень любил русские пословицы и поговорки. Большинство их знал наизусть, умел применять кстати и у места. Даже в чужих краях государь не забывал пословиц. Так, находясь в Амстердаме, где изучал корабельное искусство, он писал Левашеву о присылке ему книг с пословицами, просил об этом факте не забыть. В конце письма Петр указал:

«Из Амстердама, февраля 15-го 1717 года, Петр».

Самый крупный сборник пословиц и поговорок в нашей стране – это сборник, созданный в 19 веке русским филологом Владимиром Далем, который изучал народные изречения около много лет. Книга содержит более 30 000 изречений, которые распределены в специальные тематические разделы.

Со временем появляются новые пословицы, а старые приобретают новые значения. Широкое распространение и долголетие пословиц обязано тому, что когда одна часть из них теряла свое прямое значение, то тут же приобретала новый, переносный смысл.

1.3. Своеобразие пословиц и поговорок

А в чем отличие пословиц от поговорок?

На уроке русского языка мы услышали такую фразу: «Поговорка-цветочек, а пословица - ягодка»

- это целое предложение;

-содержит нравоучение, мораль, наставление;

- краткое законченное суждение;

- может состоять из двух частей

- это фраза или словосочетание;

- просто красноречивое выражение;

- не содержит поучений и выводов;

-реплика, которую можно заменить другими словами, не делима на части

«Заруби себе на носу» – запомнить раз и навсегда, запомнить крепко-накрепко.

Следующая пословица

УПС, страница пропала с радаров.

Вам может понравиться Все решебники

Пономарева

Пономарева, Корнилова

Spotlight

Юлия Ваулина, Джунни Дули

Мордкович 10-11 класс

Мордкович, Семенов

Арсентьев

Арсентьев, Данилов, Курукин

Мерзляк

Мерзляк, Полонская, Якир

Пичугов

Пичугов, Еремеева

Главная задача сайта: помогать школьникам и родителям в решении домашнего задания. Кроме того, весь материал совершенствуется, добавляются новые сборники решений.

Предварительный просмотр:

" Старая пословица ввек не сломится"

Цель: проверить знание пословиц, умение ими пользоваться в любых жизненных ситуациях, развивать мышление учащихся, прививать любовь к родному языку, обогащать учащихся народной мудростью.

--"А что за роскошь, что за смыл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!" - так говорил о русских пословицах А.С.Пушкин.

Действительно, пословицы- это золотые россыпи в нашем языке. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить Родину, быть честными, трудолюбивыми. Они высмеивают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы в речи, мы делаем ее образной, красочной, выразительной.

На уроках литературного чтения мы знакомились с пословицами о труде, о книге, о дружбе и его качествах. Сегодня мы посмотрим, что дало нам их изучение, как знаем пословицы.

Ваши товарищи подготовили небольшое выступление о пословицах. Предоставим им слово:

1.История русского народа- одна из героических в мире. Богато устное народное творчество. Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, пословицы, поговорки.

2.Пословица- это короткое высказывание, в котором есть поучение. В пословицах собраны наблюдения, знания народа.

3.Пословицы многому учат нас. Они говорят как надо относиться к Родине, как обходиться с людьми, как жить. --Свое уважение к пословицам народ выразил такими словами:

" Старая пословица ввек не сломится"

Так называется наш праздник. Скажите, а кто знает другие пословицы о пословицах?

Пословица всем делам помощница.

Пословица- мудрость народов.

Поговорка- цветочек, пословица- ягодка.

С пословицей не поспоришь.

Но сегодня мы вспомним не только пословицы, но и песни, загадки, считалки, сказки. Вот одна из них:

--Инсценировка русской народной сказки "Лиса и журавль"

Как хорошо и точно сказка пояснила пословицу " Как аукнется, так и откликнется ". Попробуем пояснить некоторые пословицы:

Всяк человек по делу познается.

За добро, добром и платят.

На языке медок, а на уме ледок.

Худо тому, кто добра не делает никому. (ответы детей)

А сейчас кроссворд покажет нам, как вы знаете пословицы о Родине.

  • Москва- всем . мать. (городам)
  • Кто за Родину горой, тот истинный . .(герой)
  • Родина- мать, умей за нее . .(постоять)
  • Знает весь свет, тверже . нет.(русских)
  • На чужой стороне. милей вдвойне.(родина)
  • Своя . и в горсти мила.(земля)

(В кроссворде выделяется вертикаль со словом РОССИЯ )

Так называется наша страна, наша Родина. (Ученики читают под музыку стихи о России, о Родине, стихотворение А.Фета "Уж верба вся пушистая раскинулась кругом. "

Весна- начало земледельческих работ. Вспомним, как люди обрабатывали землю для посадки семян. Сначала ее вскапывали лопатами- как? Покажите.

А как семена разбрасывали?

А как из лейки поливали?

Как сорную траву вырывали? (Дети стоя, изображают действия)

Проведем игру"Здравствуй, дедушка Мазай".

Посчитаемся, кто будет Мазаем. Считалка:

Делом важным занят грач,

Ходит полем, словно врач,

Лечит пашни и поля

-Где болит, скажи земля?

(Дети толпой подходят к Мазаю. Идет диалог:

--Здравствуй, дедушка Мазай, на солнышко вылезай!

--Здравствуйте, детки, где вы были, что вы делали?

--Где мы были мы не скажем, а что делали покажем!

(Изображают трудовой процесс, водящий меняется)

Хорошо потрудились .А знаете ли вы пословицы о труде?

Поиграем в командах.

  • Кто много читает.
  • . а его добрые дела.
  • Ученье свет.
  • . а красна пирогами.
  • Кончил дело.
  • . а потехе час.
  • . тот много знает.
  • Не одежда красит человека.
  • . а неученье тьма.
  • Не красна изба углами.
  • . гуляй смело.
  • Делу время.

А сейчас потешимся, веселую песню послушаем.(Читается потешка, по очереди выходят девочки в сарафанах)

А у меня сестренок семь,

Помогать я буду всем!

С Леной- куклу наряжать,

С Нюрой- стряпать,

С Верой- сено ворошить.

Песни петь с Марусенькой

(Исполняется песня "Неваляшки". Слова З.Петровой. Музыка З.Левиной)

Вторая часть урока (может проводится учителем ИЗО)

Пословицы можно записать, можно выучить, а в подходящий момент ими воспользоваться. Но можно еще их и нарисовать. Сейчас в этом мы попробуем убедиться.

(На доску помещают рисунок к пословице: " Цыплят по осени считают")

--Ребята, посмотрите внимательно, какую пословицу я попыталась выразить языком красок. (Также проходит работа с пословицами:

" Любишь кататься, люби и саночки возить"

"Семь раз отмерь, один раз отрежь "

--Вы хорошо читаете стихи, великолепно танцуют и поют девочки- матрешки, а как играли в сказке- спектакле наши юные актеры! А вот про загадки вы еще не говорили и не отгадывали.

Загадки- это тоже один из видов народного творчества. Они учат думать, проверяют нашу память и сообразительность.

На доске картинки, но это не просто изображения, а отгадки. Я буду загадывать вам загадки, а ответ вы найдете в этих рисунках.

  • Сильнее солнца, слабее ветра.

Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (туча)

  • Меня частенько просят, ждут,

А только появлюсь и прятаться начнут. (дождь)

  • Что выше леса, краше света, без огня горит. (солнце)
  • Шапка набекрень, спрятался за пень,

Кто подходит близко, кланяется низко. (гриб)

  • Зимой и летом одним цветом. (ель)
  • Стоят столбы, на них шапки зелены. (березы)

--Что это за рисунок? (пейзаж)

Настала пора показать вам и свои художественные способности и умение фантазировать. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы ответите рисунком- отгадкой.

Помните, что рисунок должен быть крупным, правильным и ярким.

1. В уголке живет, пряжу прядет,

Тоньше его пряжи нет в продаже. (паук и паутина)

2. Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)

1. Под кустами, под елками,

Лежит клубок с иголками. (ежик)

2. У маленькой скотинки

Сто серебряных монеток на спинке. (рыба)

Ответы- рисунки вывешиваем на выставку.

--Вот и подошла наша встреча к концу. Перед каждым из вас лежит незаконченный портрет. Нарисуйте свое настроение. Покажите всем.

Следующая пословица

Тема : УРОК – КОНКУРС «СТАРАЯ ПОСЛОВИЦА ВВЕК НЕ СЛОМИТСЯ».

Развитие речи, мышления.

Вызвать интерес к устному народному творчеству.

Воспитание любви к Родине, к своему народу.

I . Слово учителя: Пословицы и поговорки знакомы нам с детства. Они возникли в давние времена, еще дл того как появилась на Руси грамота. Народ, не умевший ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу, передавал мудрые наставления от отца к сыну, от деда к внуку, учил подрастающее поколение уму – разуму.

Старинные пословицы живут в языке и сегодня – и в разговоре, и в книге. Когда мы слышим пословицу, то невольно ее запоминаем: ведь из нее всегда узнаешь что – то важное и нужное, что может пригодиться в жизни не один раз. Молод ты или стар, болен или здоров, опечалился или обрадовался – на всякое твое переживание, на любое событие сразу отзовется пословица: даст разумный совет, наставит на ум, утешит, развеселит.

Пословицы отзываются на все случаи жизни, поэтому их так много. Когда люди стали собирать и записывать пословицы, выяснилось, что их более 30 тысяч!

Пословицы отражают различные чувства, характеризуют разных людей, хвалят и порицают, сочувствуют, а главное – учат, но не грубо, а мягко, ненавязчиво.

В старину говорили: «Чему Ваня не научился, того Иван не выучит». Понятно, что пословица относится к любому мальчику и любой девочке: упустишь золотое время, не узнаешь чего-нибудь – потом уж, не наверстаешь.

Теперь, ребята, я вам дам первое задание. Попробуйте объяснить смысл некоторых пословиц.

Задание 1 команде.

На чужой сторонушке, рад родной воронушке.

У семи нянек, дитя без глаза.

От добра, добра не ищут.

Задание 2 команде.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Собирай по ягодке – соберешь кузовок.

Тише едешь, дальше будешь.

Слово учителя: Лев Николаевич Толстой считал, что произведения русского народного творчества интересны и полезны, прежде всего, детям. В книги, которые Толстой создал для обучения ребятишек в Ясной Поляне, он включил много пословиц.

Чтобы вам было проще понять их смысл, на каждую пословицу писатель придумал небольшой рассказ. Послушайте и вы несколько поучительных историй.

1 рассказчик: Взял мальчик косу и задумал траву косить. Порезал себе ногу и заплакал. Баба увидела и сказала: «Не тебе косить. Тебе еще батюшке завтраки носить. Знай сверчок, свой шесток».

2 рассказчик: Горел дом. А в доме остался ребенок. Ни кто не мог войти в дом. Солдат подошел и сказал: «Я пойду». Ему говорят: «Сгоришь!» Солдат сказал: «Два раза не умирать, а раз не миновать». Вбежал в дом и вынес ребеночка!

3 рассказчик:Ездил барин за границу. Приехал к себе и задумал рожь руками сажать. Мужики сказали:«Ворон на море летал, умнее не стал».

4 рассказчик:Волк съел овцу, охотники поймали волка и стали его бить. Волк сказал: «Напрасно вы меня бьете, я не виноват, что сер». А охотники сказали: « Не за то бьют, что сер, а за то, что овцу съел».

Слово учителя: А теперь проверим, как внимательно вы слушали моих помощников. Я прочитаю каждой команде по одной такой истории, а вы догадайтесь, на какую пословицу она придумана.

Задание 1 команде: Девочка без матери зашла в погреб и выпила молоко. Когда мать пришла, девочка потупилась, и не глядит на мать. И говорит: «Матушка, что-то кошка лазала в погреб, я ее выгнала. Не поела б она молоко». Мать сказала…(Знает кошка, чье мясо съела).

Задание 2 команде:Бежал заяц от собак и ушел в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел еще лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, полез в чащу в овраге – и наскочил на волка. Волк схватил его. «Видно, правда, - подумал заяц, - что хотел лучше спрятаться и вовсе пропал. Было мне хорошо, хотел, чтобы было еще лучше. А ведь верно говорят, что… (От добра, добра не ищут).

Слово учителя: Давайте теперь поговорим о поговорках. Они очень похожи на пословицы, но кое-чем и отличаются. Во-первых, в пословице всегда выражается целая, законченная мысль, а поговорка – только фрагмент его. Поговорку, как правило, легко заменить одним-единственным словом. Например: «У него ума палата» - «умный», «надулся, как мышь на крупу», - «обиделся» и многое другое.

Поговорки, как и пословицы, тоже украшают нашу речь, делают ее богатой, образной, интересной. Одна команда должна будет «изобразить» поговорку, а другая – угадать ее и объяснить ее смысл.

Задание 1 команде:

Работать спустя рукава. (Работать лениво, нехотя).

Клевать носом. (Дремать, засыпать).

Задание 2 команде:

Воды в рот набрать. (Упорно молчать).

Кусать локти. (Жалеть о чем либо).

Слово учителя: Избранны десятки, сотни самых разных сборников пословиц и поговорок. Самым лучшим собранием по праву считаются «Пословицы русского народа» В.И. Даля. В него вошло около 30 тысяч пословиц и поговорок, распределенных в смысловые разделы.

Есть в этом сборнике и шутки, загадки, задачи, прозвища, приметы… Все это обогащает нашу речь, делает ее яркой, запоминающейся. В пословицах и поговорках отражается вся наша жизнь. Так что сборник В. И. Даля считается энциклопедией народной жизни. Пословицы и поговорки – без преувеличения – наше достояние.

Ребята, сейчас я вам дам, последнее на сегодня, задание. Сейчас я раздам карточки. На одних из них написаны начала пословиц, на других – окончания. Вы должны из них составить цельные пословицы, объеденив начало с окончанием.

Задание 1 команде:

Будет зима… (будет и лето)

Готовь сани летом… (а телегу зимой)

Невелика капля… (а камень долбит)

Задание 2 команде:

В зимний холод …(всякий молод)

Солнце летом греет…(а зимой морозит)

Лето собирает… (зима съедает)

Слово учителя: Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы украшают нашу речь, обогащают ум. Услышав пословицу, мы стараемся запомнить ее на всю жизнь. От того и говорится: Старая пословица

Читайте также: