Пословица не старая вовек сломится
Обновлено: 07.11.2024
Цель: проверить знание пословиц, умение ими пользоваться в любых жизненных ситуациях, развивать мышление учащихся, прививать любовь к родному языку, обогащать учащихся народной мудростью.
Вложение | Размер |
---|---|
urok-prazdnik.docx | 21.84 КБ |
Следующая пословица
1.1. Пословицы и поговорки в жизни современного человека_______5 стр.
1.2. Из истории возникновения пословиц и поговорок______________6 стр.
1.3. Своеобразие пословиц и поговорок___________________________8 стр.
ГЛАВА II . РОЛЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
2.1. Опытно-экспериментальная работа __________________________10 стр.
2.2 . С борник пословиц и поговорок для младших школьников
Список литературы___________________________________________15 стр.
Пословицы и поговорки – это величайшее богатство народа! В них тысячелетиями накапливались несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Они дошли к нам с давних времён. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения. В них всегда можно найти совет, как поступить в том или ином случае жизни, ведь они охватывают все стороны жизни народа, отражают народные представления о природе, о Родине, о труде, о семье, о нравственности, об уме и глупости, о добре и зле.
Но многими ли народными пословицами и поговорками пользуемся мы в нашей разговорной речи? Нужны ли они нам в современном мире? Мы решили провести исследование на эту тему.
Актуальность темы:
Мы предложили ученикам 4 а и 4 в классов несколько заданий.
Задание № 1 .«Доскажи словечко – допиши пословицу!»:
Под лежачий камень вода не .
Из 20 учеников правильно ответили только 18%.Остальные ребята либо вообще не дали ответа (43%), либо дали неверные ответы (39%).
Задание № 2. Употребляете ли пословицы в жизни?
2 ученика часто, 15 редко, а 3 вообще не употребляют пословицы в речи.
Таким образом, современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. Результаты заданий подтвердили актуальность исследования и помогли сформулировать проблему.
Проблема: ка к могут помочь пословицы в обучении и воспитании современного человека? Почему же современное поколение не употребляет или употребляет очен ь редко пословицы и поговорки в речи?
Цель: научиться применять пословицы и поговорки в речи.
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Провести диагностику учащихся 4-ых классов и работников МБОУ «БСОШ № 2».
3. Составить сборник пословиц и поговорок для младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания на уроках русского языка
Предмет исследования: работа над пословицами и поговорками, формирующими грамотность и систему ценностей на уроках русского языка.
Методы исследования: поисковый, анкетирование, наблюдение, сравнение, обобщение.
Вид проекта: поисково-исследовательский.
Гипотеза: благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками на уроках русского языка и литературного чтения, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, а так же добросовестности и трудолюбия учащихся, так как у пословиц есть ответы на все случаи жизни.
Проверка гипотезы: Собрав информацию об истории возникновения пословиц и поговорок, возможности их применения для повышения уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, а так же добросовестности и трудолюбия учащихся мы составили свой сборник пословиц и поговорок для учащихся начальной школы и довели всю полученную информацию до учащихся 4-ых классов нашей школы.
ГЛАВА I . ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК ЖАНР ФОЛЬКЛОРА
Пословицы и поговорки в жизни современного человека.
Мы живем в XXI веке. В нашу жизнь прочно вошли современные гаджеты: смартфоны, айфоны, планшеты и т.д. В наш век мы храним и передаем информацию разными способами: письменно, на аудио- и видео-носителях, наконец, в электронном варианте. А ведь когда-то, когда даже письменность была неизвестна, существовал простой и доступный всем способ передачи опыта - наш язык. До сих пор до нас доходят послания предков в форме песен, сказок, обрядов. Но самым кратким, информативным и, возможно, наиболее используемым посланием предков нам, людям нового времени являются пословицы и поговорки. Именно они, помимо своей смысловой нагрузки, делают нашу речь яркой и выразительной, характеризуют колорит самобытной культуры русского народа, его многовековую историю.
Поговорки и пословицы — это краткие изречения, несущие в себе народную мудрость. Считается, что эти изречения придуманы народом, а их поучительное содержание закреплено многовековым опытом. Издавна люди отражали в своих высказываниях обычаи и традиции, принятые в их жизни, а также высмеивали человеческие пороки: глупость, зависть, жадность и т.д. Смысл пословиц заключается в том, чтобы передавать опыт народа будущим поколениям, а суть пословиц – научить потомков «уму — разуму», сделать так, чтобы они учились на чужих ошибках, и имели возможность избежать своих собственных. Кроме того, народные изречения делают наш язык более красноречивым, живым, украшают речь.
В пословицах заключен глубинный смысл и народная мудрость, уходящая своими корнями в далекое прошлое. В них мы можем увидеть культуру, традиции и историю народа, познать, что такое добро и зло, почувствовать каким прекрасным средством для воспитания в человеке нравственности, культуры, духовности являются эти кладези мудрости. Каждый человек, независимо от того, где он живет, много ли учился, употребляет ли он в своей речи пословицы и поговорки, обязательно согласится с тем, что без пословиц и поговорок наши знания о своем народе и стране были бы, по меньшей мере неполными.
Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь.
Из истории возникновения пословиц и поговорок
Пословицы и поговорки – древнейшие жанры устного народного творчества. «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - говорил великий русский поэт А.С.Пушкин об этих жанрах.
Они известны всем народам мира, в том числе жившим давным-давно, до нашей эры – древним египтянам, римлянам, грекам. У древних народов пословицы назывались «притчами». Зачастую они были составной частью какого-то повествования, рассказа, сказки. Имея мерный склад, эти выражения-обобщения выделялись, запоминались. Иные рассказы уже и не вспоминались, а расхожие суждения из них попадали на язычок и передавались из поколения в поколение. Пословицы и поговорки передавались из уст в уста, из века в век.
Самые ранние памятники древнерусской литературы донесли до нас сведения о бытовании пословиц и поговорок у наших предков. В «Повести временных лет», древней летописи, зафиксирован ряд пословиц: «Не идет место к голове, а голова к месту», «Мир стоит до рати, а рать - до мира». Ученые считают, что первые пословицы были связаны с необходимостью закрепить в сознании человека, общие советы, правила, обычаи, законы. Со второй половины XIII века пословицы стали печататься. Вот сколько лет живут эти прекрасные произведения искусства! И только от нас зависит, будут ли они жить дальше. Ведь не зря говорят, что «Пословица живет в речи. Только в ней она приобретает свой конкретный смысл».
Пословицы и поговорки входили в состав небольших рассказов о каких-нибудь событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в произведении. Например, «Нос вытащит, хвост увязит, хвост вытащит, нос увязит» (из сказки «Журавль и цапля»), «Битый небитого везет» (из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)
Наши великие писатели и поэты – А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов, Л. Толстой, С. Есенин, К.Ушинский и другие – учились на пословицах богатству, яркости и образности языка, использовали их в своих произведениях. Не случайно в их книгах немало пословиц и поговорок. Например, у К.Ушинского есть сказка, которая называется «Не ладно скроен, да крепко сшит»
Надо сказать, что и сами писатели и поэты являются создателями пословиц и поговорок. Вспомним изречения Крылова: «Сильнее кошки зверя нет», «А воз и ныне там».
Пословицы играют важную роль в жизни человека. Пословицы – это своеобразные руководящие принципы деятельности. Оправдывая свой тот или иной поступок, человек приводит в качестве доказательства пословицу. А против пословицы уже не пойдешь.
Историческая справка
Петр I очень любил русские пословицы и поговорки. Большинство их знал наизусть, умел применять кстати и у места. Даже в чужих краях государь не забывал пословиц. Так, находясь в Амстердаме, где изучал корабельное искусство, он писал Левашеву о присылке ему книг с пословицами, просил об этом факте не забыть. В конце письма Петр указал:
«Из Амстердама, февраля 15-го 1717 года, Петр».
Самый крупный сборник пословиц и поговорок в нашей стране – это сборник, созданный в 19 веке русским филологом Владимиром Далем, который изучал народные изречения около много лет. Книга содержит более 30 000 изречений, которые распределены в специальные тематические разделы.
Со временем появляются новые пословицы, а старые приобретают новые значения. Широкое распространение и долголетие пословиц обязано тому, что когда одна часть из них теряла свое прямое значение, то тут же приобретала новый, переносный смысл.
1.3. Своеобразие пословиц и поговорок
А в чем отличие пословиц от поговорок?
На уроке русского языка мы услышали такую фразу: «Поговорка-цветочек, а пословица - ягодка»
- это целое предложение;
-содержит нравоучение, мораль, наставление;
- краткое законченное суждение;
- может состоять из двух частей
- это фраза или словосочетание;
- просто красноречивое выражение;
- не содержит поучений и выводов;
-реплика, которую можно заменить другими словами, не делима на части
«Заруби себе на носу» – запомнить раз и навсегда, запомнить крепко-накрепко.
Следующая пословица
УПС, страница пропала с радаров.
Вам может понравиться Все решебники
Пономарева
Пономарева, Корнилова
Spotlight
Юлия Ваулина, Джунни Дули
Мордкович 10-11 класс
Мордкович, Семенов
Арсентьев
Арсентьев, Данилов, Курукин
Мерзляк
Мерзляк, Полонская, Якир
Пичугов
Пичугов, Еремеева
Главная задача сайта: помогать школьникам и родителям в решении домашнего задания. Кроме того, весь материал совершенствуется, добавляются новые сборники решений.
Предварительный просмотр:
" Старая пословица ввек не сломится"
Цель: проверить знание пословиц, умение ими пользоваться в любых жизненных ситуациях, развивать мышление учащихся, прививать любовь к родному языку, обогащать учащихся народной мудростью.
--"А что за роскошь, что за смыл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!" - так говорил о русских пословицах А.С.Пушкин.
Действительно, пословицы- это золотые россыпи в нашем языке. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить Родину, быть честными, трудолюбивыми. Они высмеивают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы в речи, мы делаем ее образной, красочной, выразительной.
На уроках литературного чтения мы знакомились с пословицами о труде, о книге, о дружбе и его качествах. Сегодня мы посмотрим, что дало нам их изучение, как знаем пословицы.
Ваши товарищи подготовили небольшое выступление о пословицах. Предоставим им слово:
1.История русского народа- одна из героических в мире. Богато устное народное творчество. Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, пословицы, поговорки.
2.Пословица- это короткое высказывание, в котором есть поучение. В пословицах собраны наблюдения, знания народа.
3.Пословицы многому учат нас. Они говорят как надо относиться к Родине, как обходиться с людьми, как жить. --Свое уважение к пословицам народ выразил такими словами:
" Старая пословица ввек не сломится"
Так называется наш праздник. Скажите, а кто знает другие пословицы о пословицах?
Пословица всем делам помощница.
Пословица- мудрость народов.
Поговорка- цветочек, пословица- ягодка.
С пословицей не поспоришь.
Но сегодня мы вспомним не только пословицы, но и песни, загадки, считалки, сказки. Вот одна из них:
--Инсценировка русской народной сказки "Лиса и журавль"
Как хорошо и точно сказка пояснила пословицу " Как аукнется, так и откликнется ". Попробуем пояснить некоторые пословицы:
Всяк человек по делу познается.
За добро, добром и платят.
На языке медок, а на уме ледок.
Худо тому, кто добра не делает никому. (ответы детей)
А сейчас кроссворд покажет нам, как вы знаете пословицы о Родине.
- Москва- всем . мать. (городам)
- Кто за Родину горой, тот истинный . .(герой)
- Родина- мать, умей за нее . .(постоять)
- Знает весь свет, тверже . нет.(русских)
- На чужой стороне. милей вдвойне.(родина)
- Своя . и в горсти мила.(земля)
(В кроссворде выделяется вертикаль со словом РОССИЯ )
Так называется наша страна, наша Родина. (Ученики читают под музыку стихи о России, о Родине, стихотворение А.Фета "Уж верба вся пушистая раскинулась кругом. "
Весна- начало земледельческих работ. Вспомним, как люди обрабатывали землю для посадки семян. Сначала ее вскапывали лопатами- как? Покажите.
А как семена разбрасывали?
А как из лейки поливали?
Как сорную траву вырывали? (Дети стоя, изображают действия)
Проведем игру"Здравствуй, дедушка Мазай".
Посчитаемся, кто будет Мазаем. Считалка:
Делом важным занят грач,
Ходит полем, словно врач,
Лечит пашни и поля
-Где болит, скажи земля?
(Дети толпой подходят к Мазаю. Идет диалог:
--Здравствуй, дедушка Мазай, на солнышко вылезай!
--Здравствуйте, детки, где вы были, что вы делали?
--Где мы были мы не скажем, а что делали покажем!
(Изображают трудовой процесс, водящий меняется)
Хорошо потрудились .А знаете ли вы пословицы о труде?
Поиграем в командах.
- Кто много читает.
- . а его добрые дела.
- Ученье свет.
- . а красна пирогами.
- Кончил дело.
- . а потехе час.
- . тот много знает.
- Не одежда красит человека.
- . а неученье тьма.
- Не красна изба углами.
- . гуляй смело.
- Делу время.
А сейчас потешимся, веселую песню послушаем.(Читается потешка, по очереди выходят девочки в сарафанах)
А у меня сестренок семь,
Помогать я буду всем!
С Леной- куклу наряжать,
С Нюрой- стряпать,
С Верой- сено ворошить.
Песни петь с Марусенькой
(Исполняется песня "Неваляшки". Слова З.Петровой. Музыка З.Левиной)
Вторая часть урока (может проводится учителем ИЗО)
Пословицы можно записать, можно выучить, а в подходящий момент ими воспользоваться. Но можно еще их и нарисовать. Сейчас в этом мы попробуем убедиться.
(На доску помещают рисунок к пословице: " Цыплят по осени считают")
--Ребята, посмотрите внимательно, какую пословицу я попыталась выразить языком красок. (Также проходит работа с пословицами:
" Любишь кататься, люби и саночки возить"
"Семь раз отмерь, один раз отрежь "
--Вы хорошо читаете стихи, великолепно танцуют и поют девочки- матрешки, а как играли в сказке- спектакле наши юные актеры! А вот про загадки вы еще не говорили и не отгадывали.
Загадки- это тоже один из видов народного творчества. Они учат думать, проверяют нашу память и сообразительность.
На доске картинки, но это не просто изображения, а отгадки. Я буду загадывать вам загадки, а ответ вы найдете в этих рисунках.
- Сильнее солнца, слабее ветра.
Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (туча)
- Меня частенько просят, ждут,
А только появлюсь и прятаться начнут. (дождь)
- Что выше леса, краше света, без огня горит. (солнце)
- Шапка набекрень, спрятался за пень,
Кто подходит близко, кланяется низко. (гриб)
- Зимой и летом одним цветом. (ель)
- Стоят столбы, на них шапки зелены. (березы)
--Что это за рисунок? (пейзаж)
Настала пора показать вам и свои художественные способности и умение фантазировать. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы ответите рисунком- отгадкой.
Помните, что рисунок должен быть крупным, правильным и ярким.
1. В уголке живет, пряжу прядет,
Тоньше его пряжи нет в продаже. (паук и паутина)
2. Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)
1. Под кустами, под елками,
Лежит клубок с иголками. (ежик)
2. У маленькой скотинки
Сто серебряных монеток на спинке. (рыба)
Ответы- рисунки вывешиваем на выставку.
--Вот и подошла наша встреча к концу. Перед каждым из вас лежит незаконченный портрет. Нарисуйте свое настроение. Покажите всем.
Следующая пословица
Тема : УРОК – КОНКУРС «СТАРАЯ ПОСЛОВИЦА ВВЕК НЕ СЛОМИТСЯ».
Развитие речи, мышления.
Вызвать интерес к устному народному творчеству.
Воспитание любви к Родине, к своему народу.
I . Слово учителя: Пословицы и поговорки знакомы нам с детства. Они возникли в давние времена, еще дл того как появилась на Руси грамота. Народ, не умевший ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу, передавал мудрые наставления от отца к сыну, от деда к внуку, учил подрастающее поколение уму – разуму.
Старинные пословицы живут в языке и сегодня – и в разговоре, и в книге. Когда мы слышим пословицу, то невольно ее запоминаем: ведь из нее всегда узнаешь что – то важное и нужное, что может пригодиться в жизни не один раз. Молод ты или стар, болен или здоров, опечалился или обрадовался – на всякое твое переживание, на любое событие сразу отзовется пословица: даст разумный совет, наставит на ум, утешит, развеселит.
Пословицы отзываются на все случаи жизни, поэтому их так много. Когда люди стали собирать и записывать пословицы, выяснилось, что их более 30 тысяч!
Пословицы отражают различные чувства, характеризуют разных людей, хвалят и порицают, сочувствуют, а главное – учат, но не грубо, а мягко, ненавязчиво.
В старину говорили: «Чему Ваня не научился, того Иван не выучит». Понятно, что пословица относится к любому мальчику и любой девочке: упустишь золотое время, не узнаешь чего-нибудь – потом уж, не наверстаешь.
Теперь, ребята, я вам дам первое задание. Попробуйте объяснить смысл некоторых пословиц.
Задание 1 команде.
На чужой сторонушке, рад родной воронушке.
У семи нянек, дитя без глаза.
От добра, добра не ищут.
Задание 2 команде.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Собирай по ягодке – соберешь кузовок.
Тише едешь, дальше будешь.
Слово учителя: Лев Николаевич Толстой считал, что произведения русского народного творчества интересны и полезны, прежде всего, детям. В книги, которые Толстой создал для обучения ребятишек в Ясной Поляне, он включил много пословиц.
Чтобы вам было проще понять их смысл, на каждую пословицу писатель придумал небольшой рассказ. Послушайте и вы несколько поучительных историй.
1 рассказчик: Взял мальчик косу и задумал траву косить. Порезал себе ногу и заплакал. Баба увидела и сказала: «Не тебе косить. Тебе еще батюшке завтраки носить. Знай сверчок, свой шесток».
2 рассказчик: Горел дом. А в доме остался ребенок. Ни кто не мог войти в дом. Солдат подошел и сказал: «Я пойду». Ему говорят: «Сгоришь!» Солдат сказал: «Два раза не умирать, а раз не миновать». Вбежал в дом и вынес ребеночка!
3 рассказчик:Ездил барин за границу. Приехал к себе и задумал рожь руками сажать. Мужики сказали:«Ворон на море летал, умнее не стал».
4 рассказчик:Волк съел овцу, охотники поймали волка и стали его бить. Волк сказал: «Напрасно вы меня бьете, я не виноват, что сер». А охотники сказали: « Не за то бьют, что сер, а за то, что овцу съел».
Слово учителя: А теперь проверим, как внимательно вы слушали моих помощников. Я прочитаю каждой команде по одной такой истории, а вы догадайтесь, на какую пословицу она придумана.
Задание 1 команде: Девочка без матери зашла в погреб и выпила молоко. Когда мать пришла, девочка потупилась, и не глядит на мать. И говорит: «Матушка, что-то кошка лазала в погреб, я ее выгнала. Не поела б она молоко». Мать сказала…(Знает кошка, чье мясо съела).
Задание 2 команде:Бежал заяц от собак и ушел в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел еще лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, полез в чащу в овраге – и наскочил на волка. Волк схватил его. «Видно, правда, - подумал заяц, - что хотел лучше спрятаться и вовсе пропал. Было мне хорошо, хотел, чтобы было еще лучше. А ведь верно говорят, что… (От добра, добра не ищут).
Слово учителя: Давайте теперь поговорим о поговорках. Они очень похожи на пословицы, но кое-чем и отличаются. Во-первых, в пословице всегда выражается целая, законченная мысль, а поговорка – только фрагмент его. Поговорку, как правило, легко заменить одним-единственным словом. Например: «У него ума палата» - «умный», «надулся, как мышь на крупу», - «обиделся» и многое другое.
Поговорки, как и пословицы, тоже украшают нашу речь, делают ее богатой, образной, интересной. Одна команда должна будет «изобразить» поговорку, а другая – угадать ее и объяснить ее смысл.
Задание 1 команде:
Работать спустя рукава. (Работать лениво, нехотя).
Клевать носом. (Дремать, засыпать).
Задание 2 команде:
Воды в рот набрать. (Упорно молчать).
Кусать локти. (Жалеть о чем либо).
Слово учителя: Избранны десятки, сотни самых разных сборников пословиц и поговорок. Самым лучшим собранием по праву считаются «Пословицы русского народа» В.И. Даля. В него вошло около 30 тысяч пословиц и поговорок, распределенных в смысловые разделы.
Есть в этом сборнике и шутки, загадки, задачи, прозвища, приметы… Все это обогащает нашу речь, делает ее яркой, запоминающейся. В пословицах и поговорках отражается вся наша жизнь. Так что сборник В. И. Даля считается энциклопедией народной жизни. Пословицы и поговорки – без преувеличения – наше достояние.
Ребята, сейчас я вам дам, последнее на сегодня, задание. Сейчас я раздам карточки. На одних из них написаны начала пословиц, на других – окончания. Вы должны из них составить цельные пословицы, объеденив начало с окончанием.
Задание 1 команде:
Будет зима… (будет и лето)
Готовь сани летом… (а телегу зимой)
Невелика капля… (а камень долбит)
Задание 2 команде:
В зимний холод …(всякий молод)
Солнце летом греет…(а зимой морозит)
Лето собирает… (зима съедает)
Слово учителя: Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы украшают нашу речь, обогащают ум. Услышав пословицу, мы стараемся запомнить ее на всю жизнь. От того и говорится: Старая пословица
Читайте также: