Пословица к рассказу глоток молока

Обновлено: 21.09.2024

Создать условия для ознакомления с рассказом Пришвина, способствовать развитию навыка беглого выразительного чтения, пересказу текста с изменением лица рассказчика, находить главную мысль, оценивать поступки героев, высказывать своё мнение.

Решение частных задач

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями):

Научатся: воспринимать прочитанное на слух, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; составлять план, подробно пересказывать текст, уметь находить и озвучивать главную мысль произведения; получат возможность научиться: определять героев произведений, характеризовать их, выражать своё собственное отношение к ним; давать нравственную оценку их действиям.
Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта, приобретённая компетентность):

Познавательные: оценивают свои достижения, отвечают на вопросы, соотносят изученные понятия с примерами, умеют отличить новое от изученного с помощью учителя.

Коммуникативные: формируют готовность слушать собеседника и вести диалог, пользоваться учебником, работать в паре.

Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: знают основные моральные нормы (взаимопомощь, ответственность), принимают и осваивают социальную роль обучающегося, развивают мотивы учебной деятельности.

Методы и формы обучения

Объяснительно - иллюстративный; индивидуальная, фронтальная работа в парах

Организационная структура урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

I. Мотивирование к учебной деятельности.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материал а

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность. Девиз сегодняшнего урока :

Остановись. Постой.
И под ноги взгляни.
Живой живому удивись:
они ж тебе сродни

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку .

Читают девиз, обсуждают его.

Коммуникативные: учатся слушать и понимать других . Личностные: понимают в чём значение знаний для человека, и принимают его; имеют желание учиться.

Устные ответы, наблюдения учителя.

II. Актуализация знаний

Речевая разминка. Подготовка артикуляционного аппарата к чтению

Проверка домашнего задания

Нельзя воспитывать щенков
Посредством крика и пинков.
Щенок, воспитанный пинком,
не будет преданным щенком!

Прочитайте жужжащим способом с различными интонациями: утверждения, удивления, радости; скороговоркой.

Если понаблюдать за природой один день, то что можно увидеть? Опишите. Вы нарисовали рисунки на тему «Живая природа – это целый мир»

Вы правильно на своих рисунках нарисовали большой лесной дом, где живут птицы, звери, деревья, цветы. Но многие животные живут с нами в домах, в городских квартирах. Люди заботятся о своих маленьких друзьях

Отрабатывают дикцию. Читают стих.

Отвечают на вопросы.

Демонстрируют свои рисунки

Познавательные : осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение, обобщение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Познавательные: общеучебные – строят осознанное и произвольное высказывание в устной форме; используют различные способы поиска. сбора и обработки информации.

Наблюдения учителя, выполненные задания

III. Постановка учебной задачи

Работа с текстом до чтения.

Работаем по учебнику на стр. 103

Рассмотрите иллюстрацию. Почему животные так свободно чувствуют себя рядом с человеком? Кем может быть этот человек? Как вы думаете, о чём или о ком будет этот текст? Прочитайте заголовок рассказа, фамилию автора. Попробуйте уточнить свои предположения с помощью заглавия. Верно. Сегодня мы будем говорить о взаимоотношениях человека и братьев наших меньших.

Работают под руководством учителя. Отвечают на вопросы. Работая с иллюстрацией, высказывают свои предположения

Регулятивные: осуществляют констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

Устные ответы. Выполненные задания. Наблюдения учителя.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

Рассказ учителя о Пришвине М.М.

Ключевые слова Слайд № 4

Чтение учителем рассказа «Глоток молока»

М.М.Пришвин – русский писатель. Слайд № 1. Он очень хорошо знал, любил русскую природу, её тайны. Он рассказывал о жизни растений, животных , об отношениях человека к родной природе и животным , обитающим в ней. Мы ещё много будем читать с вами рассказов, написанных Пришвиным М.М. А сейчас посмотрите на фото. Слайд № 2 Выставка книг.

Лада
Молоко
Заболела
Ласка
Спасли жизнь

Изменилось ли ваше предположение? О чём будет рассказ?

Слушают учителя. Рассматривают портрет. Отвечают на вопросы.

Рассматривают слайд № 2. Называют рассказы Пришвина, прочитанные ранее. Задают вопросы с целью получения необходимой информации

Чтение хором ключевых слов.

Коммуникативные: проявляют готовность вести диалог; задают вопросы с целью получения необходимой информации. Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные: Слушают, определяют своё эмоциональное состояние. Принимают и сохраняют учебную задачу, действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Устные ответы. Оценивание учащихся.

V. Закрепление усвоения новых знаний и способов действий

Работа с произведением. Повторное чтение рассказа по абзацам. Словарная работа.

Беседа после чтения.

Работа с пословицами. Слайд № 5

Подготовка к пересказу. Работа над планом пересказа.

Будем читать рассказ по цепочке. Какие чувства, эмоции вызвал этот рассказ? Понравился? Чем? Беседа в ходе чтения: Кто такая Лада? Что с ней случилось? Как понимаете слово отвёртывалась? Кого позвали к Ладе? Как Лада реагировала на появление автора? Как понимаете выражение «забила прутом» , «жизнь заиграла» Что хозяин сказал Ладе? От чьего имени ведётся рассказ? Какой вывод делает рассказчик? А в чём совпали или не совпали ваши предположения? В этом рассказе очень много разных мыслей. Мы можем их понять, если будем внимательно читать и думать над прочитанным. Подумаем над вопросом: «Прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе? Что же помогло Ладе? В чём же заключается основная мысль рассказа? Чему он нас учит?

Отметьте ту пословицу, которая отражает главную мысль рассказа: Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт. Собаку палкой не учат. И собака помнит, кто её кормит.

Как понимаете смысл каждой пословицы? Какую мудрость выбрали? Для кого написаны эти мудрости? Приходилось ли вам защищать животных? Какой вы представляете Ладу? Давайте составим её словесный портрет. А что можно сказать о самом авторе, как о человеке?

Вы должны прочитать слова на карточках, подумать и назвать какие слова подходят к Ладе, а какие к рассказчику. Слайд № 6

Слова на карточках: беззащитная, ответственный, преданная, верная, добрый, любит животных, плохой, жестокий, грубый, злая.

План.
1. Лада заболела.
2.Хозяин приласкал собаку.
3.Лада стала лакать молоко.
4. Ласка и молоко спасли ей жизнь.

Читают текст по очереди. Делятся своими впечатлениями. Отвечают на вопросы.

Дают толкование слов.

Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения

Читают. Ищут ответ на вопрос.

Ответ: лаской можно многого добиться. Ладу спасла ласка, потому что доброта и ласка лучше любого лекарства.

Объясняют значение пословицы.

Отвечают на вопросы Выполняют задании.

Красным карандашом - Лада; синим - хозяин.

Самооценка после проверки.

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний, извлечение необходимой информации из текста.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; владеют навыками конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками; умеют слушать собеседника. Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу развивают эстетические потребности; проявляют самостоятельность, личную ответственность;

Познавательные: формулируют познавательную цель; выполняют логические операции ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналоги)

Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; используют критерии для обоснования своего суждения; владеют навыками конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками; умеют слушать собеседника.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, принимают и сохраняют цели учебной деятельности.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Следующая пословица

Цель: на основе рассказа М.Пришвина «Глоток молока» показать возможность доброжелательных взаимоотношений человека и животных.

Познакомить учащихся с рассказом Пришвина о собаке;

Обучать выразительному чтению и пересказу текста с изменением лица рассказчика, находить главную мысль;

Закреплять знание особенностей литературного жанра – рассказ;

Воспитывать чуткое отношение к природе и умение высказывать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, рисунки, презентация, клип «Пропала собака», учебник, книги М. Пришвина, других писателей о животных,

1.Мотивационно-вступительная часть. Снятие эмоционального напряжения.

дети стоят и говорят слова:

Прекрасно всё на небе, Слайд.

Прекрасно на Земле,

Прекрасно в нашем классе,

Прекрасно всё во мне.

2. Речевая разминка. Подготовка артикуляционного аппарата к чтению.

- Какое время года наступает?

- Март – первый месяц весны. Представьте, что мы в весеннем лесу. Ярко светит солнышко. Улыбнулись солнышку.

- Какой свежий воздух! Набираем полную грудь – глубокий вдох носом, выдох- ртом (3 раза).

- Звенит капель. Слайд.

дон – динь - день - чтение с усилением голоса;

- Март хоть чуть и плакса, с сожалением

Но хитрец большой: загадочно

Глаз один в слезинках, грустно слайд

А в лучах другой. радостно

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения.

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (М.М Пришвина « Предмайское утро»)

Что знаете об авторе?

Вы нарисовали рисунки на тему « Живая природа – это целый мир…»

Как выглядит лес, когда только начинают распускаться листочки?

Откройте учебники на с. 102

Найдите и прочитайте предложение, в котором писатель сумел в одном слове сказать о самом главном для каждого весеннего месяца. (Так всё идёт правильно: март – свет, апрель - вода, май - цвет.) - Почему так говорят?

Какие запахи можно почувствовать в весеннем лесу?

- М. М. Пришвин очень любил природу нашей Родины. Я предлагаю вам прочитать

отрывок из произведения «Моя Родина» и ответить на вопрос: Какие же сокровища

мы должны с вами охранять и почему?

- Выполним на маршрутном листе задание №1.

Моя Родина (из воспоминаний Михаила Михайловича Пришвина).

Слайд природа

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

- Какие сокровища мы должны охранять?

4. Физминутка

Мы пришли сегодня в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

Вы правильно на своих рисунках нарисовали большой лесной дом, где живут птицы, звери, деревья, цветы. Но многие животные живут с нами в домах, в городских квартирах. Люди заботятся о своих маленьких друзьях.

Клип «Пропала собака»

Внимательно прослушайте отрывок из песни и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

- О чём девочка так сильно переживает? (пропала собака)

- Какие отношения связывают девочку и собаку? (дружба)

- О взаимоотношениях кого с кем мы сегодня с вами будем говорить?

- Сегодня мы с вами поговорим о взаимоотношениях человека и братьев наших меньших.

Посмотрите внимательно на доску. Прочитаем слова, записанные на доске:

«Мы в ответе за тех, кого приручили». слайд

- А почему мы в ответе за тех, кого приручили, ответим в конце урока.

5. Работа с текстом до чтения

-Работаем по учебнику на стр.103, рассмотрите иллюстрацию.

- Как вы думаете, о чем или о ком будет этот текст?

Прочитайте заголовок рассказа. Попробуйте уточнить свои предположения с помощью заглавия.

М. М. Пришвин открыл много тайн и подарил их своим читателям.

И сегодня мы будем знакомиться с еще одним произведением М. М. Пришвина

« Глоток молока» слайд

Прочитаем хором ключевые слова

Заболела слайд

- Изменилось ли ваше предположение о чем будет рассказ?

Чтение текста.

- Ксюша прочитает, а вы внимательно послушаете и поделитесь своими впечатлениями, эмоциями, чувствами.

- Какие чувства, эмоции вызвал у вас этот рассказ?

(дети делятся своими впечатлениями)

- Закройте глаза и представьте эту картину, чтобы вы нарисовали?

Совпали ли наши предположения?

Давайте еще раз прочитаем текст по абзацам и попробуем глубже вникнуть в содержание текста, подумаем « От чьего имени ведется рассказ?»

Повторное чтение по абзацам.

Беседа в ходе чтения.

А) – Кто такая Лада?

Что с ней случилось?

Как понимаете слово отвертывалась?

Б) – Кого позвали к Ладе?

- Как Лада отреагировала на появление автора ?

- Как понимаете выражение « забила прутом» (завиляла хвостом), « жизнь заиграла» (глаза стали радостные)

В)- Что сказал автор Ладе ?

Как Лада отреагировала на слова автора ?

Беседа после чтения.

- От чьего имени ведётся рассказ? Дома подготовите пересказ от имени Лады.

- А в чем совпали или не совпали первые предположения ?

- В этом рассказе очень много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что эти мысли спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным. У взрослых это называется « уметь читать между строк ».

Попробуем и мы прочитать между строчками этот рассказ. Подумаем над вопросом: « Прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе ?»

- Итак, прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?

- Так что же помогло Ладе?

- Прочитайте то предложение, которое доказывает нам, что именно ласка автора помогла собаке.

- Так в чём заключается основная мысль рассказа? (что лаской можно многого добиться).

- Что можно сказать о самом авторе, как о человеке? (добрый, заботливый, внимательный, чуткий, любит животных)

7. Работа в паре. Работа с пословицами. Маршрутный лист

-Отметьте пословицу, которая отражает главную мысль рассказа.

Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает.

Собаку палкой не учат.

И собака помнит, кто ее кормит.

- Как понимаете смысл каждой пословицы? Слайд

-Какую мудрость вы выбрали и почему?

- Скажите, а для кого написаны эти мудрости?

- Мы должны стать более чуткими, добрыми, милосердными.

8. Чтение стихотворения С. Михалкова «Мой щенок»

- Послушайте, как С. Михалков в своём произведении «Мой щенок» отразил отношение девочки к своему другу. (Арина, Илья, Юля, Вероника, Дима, Ксюша, Арина)

-Почему девочка так сильно переживала, что у неё пропал щенок? (она его любит, они играют вместе, он как член семьи)

- Определите литературный жанр прочитанного произведения вашими одноклассниками. (стих)

- Выполните на маршрутном листе задание №4.

Проверка

9. Рефлексия.

-Так почему же мы в ответе за тех, кого приручили? Слайд

( Чтобы не было бездомных животных. Мы приручили, значит, мы должны и заботиться: кормить, лечить, играть)

- Пригодятся ли вам полученные сегодня знания в жизни?

- Прежде, чем завести себе друга – животного, о чём вы должны хорошо подумать?

- Почему же у нас так много бездомных кошек, собак мимо которых мы же с вами и боимся пройти? слайд

А вы знаете, что собакам поставлены памятники? слайд

10. Итог урока

Я надеюсь, что после нашего урока вы станете более чуткими, добрыми, милосердными.

-Опустите головы, закройте глазки. Урок заканчивается. И когда вы уйдёте с урока, то скажите самому себе «каким я буду».

А я предлагаю вам на перемене ознакомиться с книгами о хорошем обращении с животными, которые вы можете взять в нашей библиотеке и пополнить свой читательский дневник.

Чтение стихотворения учениками: (если время останется)

Кто любит собак

Или прочих животных-

И щенков беззаботных,

Кто может любить

Тот людям вовеки

Д/з Дома подготовите пересказ от имени Лады,

по желанию «Семейное чтение», с. 64-65, памятники собакам – героям.

Баллада о собачьей верности. Клип «Хатико»

Работа в паре.

Какие слова подходят к Ладе, а какие к автору.

( беззащитная, ответственный, преданная, верная, добрый, любит животных, плохой, жестокий, грубый, злая, милосердный, заботливый, внимательный)

Следующая пословица

Цель: на основе рассказа М.Пришвина «Глоток молока» показать возможность доброжелательных взаимоотношений человека и животных.

Познакомить учащихся с рассказом Пришвина о собаке;

Обучать выразительному чтению и пересказу текста с изменением лица рассказчика, находить главную мысль;

Закреплять знание особенностей литературного жанра – рассказ;

Воспитывать чуткое отношение к природе и умение высказывать свою точку зрения.

1.Мотивационно-вступительная часть. Снятие эмоционального напряжения.

дети стоят и говорят слова:

Прекрасно всё на небе, Слайд.

Прекрасно на Земле,

Прекрасно в нашем классе,

Прекрасно всё во мне.

2. Речевая разминка. Подготовка артикуляционного аппарата к чтению.

- Какое время года наступает?

- Март – первый месяц весны. Представьте, что мы в весеннем лесу. Ярко светит солнышко. Улыбнулись солнышку.

- Какой свежий воздух! Набираем полную грудь – глубокий вдох носом, выдох- ртом (3 раза).

- Звенит капель. Слайд.

дон – динь - день - чтение с усилением голоса;

- Март хоть чуть и плакса, с сожалением

Но хитрец большой: загадочно

Глаз один в слезинках, грустно слайд

А в лучах другой. радостно

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения.

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (М.М Пришвина « Предмайское утро»)

Что знаете об авторе?

Вы нарисовали рисунки на тему « Живая природа – это целый мир…»

Как выглядит лес, когда только начинают распускаться листочки?

Откройте учебники на с. 102

Найдите и прочитайте предложение, в котором писатель сумел в одном слове сказать о самом главном для каждого весеннего месяца. (Так всё идёт правильно: март – свет, апрель - вода, май - цвет.) - Почему так говорят?

Какие запахи можно почувствовать в весеннем лесу?

- М. М. Пришвин очень любил природу нашей Родины. Я предлагаю вам прочитать

отрывок из произведения «Моя Родина» и ответить на вопрос: Какие же сокровища

мы должны с вами охранять и почему?

- Выполним на маршрутном листе задание №1.

Моя Родина (из воспоминаний Михаила Михайловича Пришвина).

Слайд природа

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

- Какие сокровища мы должны охранять?

4. Физминутка

«Заяц»
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. (Смотрят вверх.)
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. (Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)
Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает. (Моргают глазками.)
Глазки закрывает. (Глазки закрывают.)
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали. (Прыгаем, как зайчики ).

Вы правильно на своих рисунках нарисовали большой лесной дом, где живут птицы, звери, деревья, цветы. Но многие животные живут с нами в домах, в городских квартирах. Люди заботятся о своих маленьких друзьях.

Клип «Пропала собака»

Внимательно прослушайте отрывок из песни и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

- О чём девочка так сильно переживает? (пропала собака)

- Какие отношения связывают девочку и собаку? (дружба)

- О взаимоотношениях кого с кем мы сегодня с вами будем говорить?

- Сегодня мы с вами поговорим о взаимоотношениях человека и братьев наших меньших.

Посмотрите внимательно на доску. Прочитаем слова, записанные на доске:

«Мы в ответе за тех, кого приручили». слайд

- А почему мы в ответе за тех, кого приручили, ответим в конце урока.

5. Работа с текстом до чтения

-Работаем по учебнику на стр.103, рассмотрите иллюстрацию.

- Как вы думаете, о чем или о ком будет этот текст?

Прочитайте заголовок рассказа. Попробуйте уточнить свои предположения с помощью заглавия.

М. М. Пришвин открыл много тайн и подарил их своим читателям.

И сегодня мы будем знакомиться с еще одним произведением М. М. Пришвина

« Глоток молока» слайд

Прочитаем хором ключевые слова

Заболела слайд

- Изменилось ли ваше предположение о чем будет рассказ?

Чтение текста.

- Ксюша прочитает, а вы внимательно послушаете и поделитесь своими впечатлениями, эмоциями, чувствами.

- Какие чувства, эмоции вызвал у вас этот рассказ?

(дети делятся своими впечатлениями)

- Закройте глаза и представьте эту картину, чтобы вы нарисовали?

Совпали ли наши предположения?

Давайте еще раз прочитаем текст по абзацам и попробуем глубже вникнуть в содержание текста, подумаем « От чьего имени ведется рассказ?»

Повторное чтение по абзацам.

Беседа в ходе чтения.

А) – Кто такая Лада?

Что с ней случилось?

Как понимаете слово отвертывалась?

Б) – Кого позвали к Ладе?

- Как Лада отреагировала на появление автора ?

- Как понимаете выражение « забила прутом» (завиляла хвостом), « жизнь заиграла» (глаза стали радостные)

В)- Что сказал автор Ладе ?

Как Лада отреагировала на слова автора ?

Беседа после чтения.

- От чьего имени ведётся рассказ? Дома подготовите пересказ от имени Лады.

- А в чем совпали или не совпали первые предположения ?

- В этом рассказе очень много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что эти мысли спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным. У взрослых это называется « уметь читать между строк ».

Попробуем и мы прочитать между строчками этот рассказ. Подумаем над вопросом: « Прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе ?»

- Итак, прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?

- Так что же помогло Ладе?

- Прочитайте то предложение, которое доказывает нам, что именно ласка автора помогла собаке.

- Так в чём заключается основная мысль рассказа? (что лаской можно многого добиться).

- Что можно сказать о самом авторе, как о человеке? (добрый, заботливый, внимательный, чуткий, любит животных)

7. Работа в паре. Работа с пословицами. Маршрутный лист

-Отметьте пословицу, которая отражает главную мысль рассказа.

Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает.

Собаку палкой не учат.

И собака помнит, кто ее кормит.

- Как понимаете смысл каждой пословицы? Слайд

-Какую мудрость вы выбрали и почему?

- Скажите, а для кого написаны эти мудрости?

- Мы должны стать более чуткими, добрыми, милосердными.

8. Чтение стихотворения С. Михалкова «Мой щенок»

- Послушайте, как С. Михалков в своём произведении «Мой щенок» отразил отношение девочки к своему другу. (Арина, Илья, Юля, Вероника, Дима, Ксюша, Арина)

-Почему девочка так сильно переживала, что у неё пропал щенок? (она его любит, они играют вместе, он как член семьи)

- Определите литературный жанр прочитанного произведения вашими одноклассниками. (стих)

- Выполните на маршрутном листе задание №4.

Проверка

9. Рефлексия.

-Так почему же мы в ответе за тех, кого приручили? Слайд

( Чтобы не было бездомных животных. Мы приручили, значит, мы должны и заботиться: кормить, лечить, играть)

- Пригодятся ли вам полученные сегодня знания в жизни?

- Прежде, чем завести себе друга – животного, о чём вы должны хорошо подумать?

- Почему же у нас так много бездомных кошек, собак мимо которых мы же с вами и боимся пройти? слайд

А вы знаете, что собакам поставлены памятники? слайд

10. Итог урока

Я надеюсь, что после нашего урока вы станете более чуткими, добрыми, милосердными.

-Опустите головы, закройте глазки. Урок заканчивается. И когда вы уйдёте с урока, то скажите самому себе «каким я буду».

Следующая пословица

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Слушать текст в чтении учителя.

Воспроизводить на слух слова, которые помогают представить картину природы.

Читать текст самостоятельно; находить понравившиеся при слушании слова.

Рисовать словесные картины.

Дополнять текст с помощью слов, записанных на доске.

Воспроизводить с помощью учителя созданный текст.

Читать текст самостоятельно.

Называть героев рассказа.

Отвечать на вопросы по содержанию.

Рассказывать о герое рассказа с помощью опорных слов.

Рассказывать по рисунку о событиях, изображённых на рисунке.

Воспроизводить диалог героев произведения по образцу, заданному учителем

1. Распечатанные фразы из текста.

2. Портрет писателя.

4. Памятка по уходу за животными.

3. Речевая разминка.

5. Работа над темой урока.

-Ребята, на прошлом уроке мы читали произведение М.М Пришвина «Предмайское утро», давайте закроем глаза и представим это утро.

- Все зеленеет - трава, деревья, на горизонте шоколадного цвета березы с такими густыми почками, что кажется, птица сядет и скроется. Чуть дымится первая зелень на ивах. Так все идет правильно! (слова из текста «Предмайское утро»)

- Слышишь лай собаки? Это твой пес. Вы вместе прогуливаетесь ранним утром. Он радуется, прыгает, виляет хвостом и заглядывает тебе в глаза. Как будто хочет спросить, так же тебе радостно и уютно, как и ему? И твой пес видит, что ты тоже улыбаешься, радуешься и готов совершить много хороших и добрых поступков, чтобы мир вокруг стал еще лучше. Откройте глаза.

- Я, ребята, тоже хочу заглянуть в ваши глазки и спросить, так же вам радостно и уютно как мне? И вы готовы совершить много хороших поступков? С таким настроением давайте начнем наш урок.

- Для начала – речевая разминка.

2. Чистоговорки . Произносим четко, чтобы хорошо было слышно все звуки.

ка-ка-ка – подарили мне щенка,

ку-ку-ку – молоко даю щенку,

ок-ок-ок – замечательный щенок,

ик-ик-ик- - я к нему уже привык.

Пашкин пес палку нес.

- произнесите ее про себя три раза;

- вслух по желанию; 1ряд – по одному, 2 ряд – в парах, 3 ряд – хором.

- Ребята, а как можно заменить слово пёс ?

Как много в этом мире красоты,
Которую порой не замечаем
Все потому,
Что каждый день встречаем
Ее давно знакомые черты.
Мы знаем,
Что красивы облака, река, цветы,
Лицо любимой мамы,
Но есть еще другая красота,
Которая не кажется красивой.
К примеру, красота крота
- Крота?
Да, да, или пчелы трудолюбивой,
Или змеи, лягушки и жука,
Или другого “странного народа”
Не зря все бесконечные века
Его ваяла мудрая природа.
Вглядись в ее лицо,
И ты увидишь, как она права!

- Сегодня на уроке, ребята, мы поговорим о наших четвероногих друзьях.

- У нас гость, его зовут Трезор. Он пришел к нам на урок для того, чтобы послушать, как мы относимся к животным и умеем ли мы любить их.

Прочитайте на доске: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

- Так говорят о животных, которые живут у нас дома, я бы хотела, чтобы к концу урока вы ответили на мой вопрос, что это значит и согласны ли вы с этой пословицей.

1. Повторение знаний о писателе.

- Что вы знаете о М. М. Пришвине?

2. Прогнозирование содержания по названию.

-Прочтем название рассказа.

-Давайте немного пофантазируем. Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?

- Наверное, этот глоточек молока для кого-то здесь очень важен, если Михаил Михайлович решил назвать так весь рассказ.

3. Первичное восприятие текста.

4. Проверка восприятия.

- Как звали собаку? или Кто это - Лада?

- Что с ней случилось?

- Что сделал автор, когда увидел Ладу?

- Что значит выражение «забила прутом»?

- Рада ли была собака увидеть своего хозяина?

- Послушала ли Лада его?

- Важными были для Лады эти несколько глотков молока?

5. Словарная работа.

На доске распечатаны слова «забила прутом», «заиграла в её глазах»

6. Вторичное чтение.

- В этом рассказе много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что эти мысли спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным. У взрослых это называется “уметь читать между строк ” Попробуем и мы прочитать между строчками этот рассказ. Подумаем над вопросом: “ Что заставило Ладу сделать эти несколько глотков, которые спали ее жизнь?”

Чтение по цепочке.

7. Анализ произведения.

- Какие слова сказал автор своей собаке?

- Давайте прочитаем их просто без выражения.

- Можно ли сказать, что слова какие-то особенные, если говорить их обычно?

- А почему они подействовали? (наводящий вопрос: Как слова были сказаны?)

- Попробуйте прочитать с выражением, как будто это вы уговариваете свою собаку поесть.

- Что еще при этом делал автор, когда уговаривал собаку поесть?

- Что после этого сделала собака?

8. Выборочное чтение.

- Найдите в тексте слова «позвали меня». Давайте выразительно прочитаем момент общения автора с Ладой.

- Как вы понимаете «жизнь заиграла в её глазах»?

- Так через что пришли к Ладе силы?

- Так что же заставило Ладу сделать эти несколько глотков молока, которые спасли ее жизнь?

Как вывод: можно ли сказать, что вовремя сказанное ласковое слова и забота могут помочь даже выздороветь.

9. Работа с пословицами.

- Ребята, давайте прочитаем, что говорят о ласке в народе?

- Какая пословица не подходит к нашей теме?

- Как вы понимаете пословицу – ласковое слово, что весенний день?

- Давайте немного отдохнем.

9. Пересказ текста.

- Красна речь слушанием. Так говорят, когда приятно слушать чью-то речь, когда человек может правильно и красиво рассказывать. Мы, ребята, тоже учимся красиво рассказывать, сейчас вы самостоятельно прочитаете этот текст еще раз, а потом попробуем пересказать рассказ.

- Ребята, согласны ли вы с фразой «мы в ответе за тех, кого приручили»?

10. Работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Глядя на эту картинку, что можно сказать о Михаиле Михайловиче?

- Наверное, он может заботиться, ухаживать за животными?

- А кто из вас считает себя тоже таким же заботливым и любящим своих питомцев?

11. Работа в паре.

- Вы должны прочитать слова и подумать, какие слова подходят к Ладе, а какие к автору.

(беззащитная, ответсвенный, преданная, верная, добрый, любит животных, плохой, жестокий, грубый, злая.)

- Какие слова никуда не вошли? Почему?

- Что важного вы сегодня для себя услышали?

- Что показалось вам непонятным?

- Что полезного вы унесёте с урока?

- А сейчас мы с вами сделаем мордочку собаки в технике «оригами».

- Наш урок подходит к концу.

- Я хочу вам вручить памятки по уходу за животными. Прочтите, изучите. И прежде чем заводить домашнего питомца, хорошенько подумайте!

Кто любит собак

Или прочих животных -

И щенков беззаботных,

Кто может любить

Тот людям вовеки

- Я, ребята, надеюсь, что теперь вы всегда будете знать и помнить как нужно вести себя со своими питомцами.

Читайте также: