Пословица до крещения все ребята кто

Обновлено: 07.11.2024

Как именовал себя самый многочисленный народ Европы в Античности, до появления этого термина?

В глубине веков

В Античности и Раннем Средневековье самоопределение происходило по родо-племенному признаку.

Считается, первыми о славянах начали говорить византийские и готские писатели в VI веке н.э. При этом, самостоятельная политическая история народа началась не ранее IV века н.э.

Согласно готскому историку Иордану, в то время каждое протославянское племя имело собственное самоназвание, которое зависело от имени вождя или местности, в котором оно проживало.

В целом, язычники относили себя к одному из трех родо-племенных союзов – антам, склавенам или венетам.

Греческий историк Прокопий Кесарийский отмечал , что все они имели единый язык, культуру и образ жизни. Отличались высоким ростом и крепким телосложением, обладали светлой внешностью. Любопытно, что византиец называл представителей этих племен самыми простодушными людьми из всех населявших мир народов.

По мнению современника, эти люди не были способны на коварство и ложь, однако, подобно всем язычникам, сохраняли воинственный нрав.

Как появился термин славяне?

В науке превалирует мнение , что определение "славяне" произошло от слова "слово".

Имя – это главное

Авторы сборника статей «Язык о языке» под редакцией Н. Д. Арутюновой утверждают, что раньше для русских таинство крещения являлось прежде всего актом имянаречения. Наречение же младенца именем в свою очередь представлялось актом, который придавал новорожденному статус человека. Дело в том, что ребенок, не получивший имени, наделялся демоническими чертами. Недаром говорили: «Без имени ребенок — чертенок». Согласно распространенному поверью, дети, умершие до крещения, превращались после смерти в демонов. Мало того, привидение-«двойника» называли безымень. Безымень не имел лица, а потому «носил на голове личину».

Так что таинство крещения было самым ожидаемым событием после появления ребенка на свет. Николай Покровский, автор сборника научных трудов «Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки», пишет о том, что крещение совершалось в разных местностях в разное время после рождения младенца. Здорового ребенка крестили через 1-2 недели, а вот больного – на второй-третий день после родов или и вовсе сразу после рождения. Марина Короткова в своей книге «Быт и культура русского народа» утверждает, что чаще всего таинство происходило на 8 день после рождения.

«Названия» для некрещеных

Таким образом, родителям приходилось ожидать не меньше недели для того, чтобы наречь ребенка определенным именем. Поэтому некрещеным детям давали временные имена. Леонид Савин в издании «Этнопсихология» упоминает о том, что в отношении некрещеных детей нередко использовалось собирательное название вроде «мелочь» или «тварня». А, например, на Житомирщине ребенка до крещения называли «маняк», то есть призрак. Старообрядцы-беспоповцы называли детей бесами или чертенятами. Вообще, по словам С.М. Толстой, автора энциклопедического словаря «Славянская мифология», некрещеный младенец отождествлялся с иноверцем, поэтому его могли называть Иродом.

Впрочем, давали некрещеным новорожденным и вполне человеческие имена. Так, И.И. Шангина в своей книге «Русские дети» пишет о том, что в Полесье мальчиков называли Иванами, а девочек – Мариями. Однако, как утверждает Шангина и другие исследователи, самым распространенным временным именем было Богдан: «Рожден, а не крещен, так Богдашка». А.К. Байбурин, автор издания «Ритуал в традиционной культуре», отмечает, что это имя было выбрано не случайно. По воззрениям славян (и не только славян), ребенок – это «дар божий», «божье благословение». Поэтому неудивительно, что некрещеных детей называли Богданами, то есть «Богом данными».

Следующая пословица

Здравствуйте!
Вы попали на данный портал, потому-что в поиске ответа на вопрос, из знаменитой игры-викторины "ПОЛЕ ЧУДЕС".
У нас на сайте самая база решений к данной и многим другим похожим играм.
По-этому, мы предлагаем добавить наш сайт к себе в закладки, чтобы не потерять его. Чтобы вы могли максимально быстро отыскать ответ на нужный вопрос из игры "ПОЛЕ-ЧУДЕС", рекомендуем воспользоваться поиском по сайту, он находиться в верхней-правой части ресурса(если вы смотрите наш сайт с мобильного телефона, то ищите форму поиска внизу, под коментариями). Чтобы найти нужный вопрос, достаточно будет ввести всего-то начальные 2-3 слова из разыскиваемого вопроса.

Задание в этом туре :

Вопрос:

В старину на Руси детям не давали имен до крещения, а если давали, никому не говорили, поэтому в народе родилась пословица: До крещения все ребята-. кто?

Ответ:

Богдан

Внимание!
Если вы обнаружили ошибку в ответах,
то пожалуйста напишите нам об этом, в комментариях.

Следующая пословица

Современные родители зачастую дают имя ребенку задолго до его появления на свет. Однако раньше младенец обретал имя только после крещения, которое происходило чаще всего на 8 день после родов. Как же все это время называли новорожденного?

Явные и тайные имена

Только после таинства крещения Богданы обзаводились настоящими именами. В связи с тем, что крещение, как указывает в издании «Крещение Руси» В.В. Грицков, устраивалось на 8 сутки после родов, младенцу давали имя святого, которого почитали в этот день. Что касается тех детей, которых крестили раньше или позже этого времени, то они также подпадали под данное правило, то есть получали имя святого, которого поминали в Святцах в день крещения. Так что будущее имя (или несколько предположительных имен) своего чада родители могли узнать и до крещения, заглянув в Святцы. Но называть ребенка этим именем до таинства, особенно посторонним людям, не разрешалось.

Не стоит забывать о том, что до XVII столетия (а кое-где и до начала ХХ века) в России бытовали двойные имена. Русские нередко давали детям тайные, домашние, имена, которые, как пишет Наталья Сейко в издании «Русские имена и фамилии», были известны лишь самим носителям этих имен, наиболее близким членам семьи и духовникам. Такие двойные имена, например, имели великий князь Иван III, который тайно звался Тимофеем, великий князь Василий III, имевший второе имя Гавриил, царевич Димитрий, именовавшийся Уваром.

Следующая пословица

«Кем были славяне до крещения? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, почти звери». Так сформулировал свой взгляд один известный современный религиозный деятель. Как же всё обстояло на самом деле?

Была ли на Руси письменность до крещения?

Важнейший признак цивилизации – наличие письменности. Учёные отрицают, что у славян была какая-то собственная письменность до изобретения Кириллом и Мефодием или их учениками алфавита, который мы называем кириллицей. Произошло это в конце IXвека. Но, раз появившись, кириллица очень быстро входит в обиход русских славян. Уже в 907 году русы князя Олега заключают письменный договор с Византией. И этот договор приведён в летописи на древнерусском языке. Для чего же его записывали на этом языке, если бы среди русов в то время не было грамотных людей?

Академик Борис Рыбаков в конце прошлого века привёл убедительные доказательства существования летописания в языческой Руси. Ну да, те летописи, которые потом составлялись в монастырях, впервые начали сочиняться ещё до принятия христианства! В частности, рассказ о мести княгини Ольги древлянам совершенно несовместим с христианской моралью и мог попасть в летописи только от язычников.

Кто составлял летописи в дохристианской Руси? Возможно, это были волхвы при языческих храмах. Может быть, просто грамотные люди из княжеских бояр. Мы этого не знаем. Слишком мало памятников и письменных свидетельств о языческой Руси. Факт тот, что в этой Руси была письменность, были свои грамотные люди – значит, была цивилизация.

Более того. В «Житии святого Константина Философа, названного в иночестве Кириллом» есть интересное свидетельство того, как именно он придумал кириллицу. А он по сути, ничего не придумывал с чистого листа. В Херсонесе Таврическом, куда он прибыл зимой 860/861 года, Константин обнаружил «Псалтирь, писанную роуськими письмены». Исходя из этого свидетельства, можно заключить, что у русов ещё до Констатина была своя письменность. Кириллица представляла собой некоторую модификацию, усовершенствование этого письма.

Святые Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век Святые Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век

Итак, Русь до крещения уже больше столетия пользовалась своей письменностью – по-видимому, изобретённой самостоятельно. Кириллу и Мефодию это изобретение только приписывается. Максимум, что они сделали – усовершенствовали эту азбуку. И ещё до принятия христианства в Руси стали записывать регулярные хроники политических событий – летописи. Значит, в ней были свои центры грамотности и интеллектуальная языческая прослойка.

Военное дело, дипломатия и торговля

В 860 году Константинополь был потрясён, обнаружив под своими стенами несметный флот народа Рос, то есть русов. Его сразу же отождествили с библейским народом Рос, родственником Гога и Магога, который должен появиться перед концом времён и пленить всю землю… Ведь до сих пор византийская дипломатия свысока смотрела на русов, и многие греки даже не знали или не задумывались о существовании к северу от них Русского государства. Теперь Русь в полный голос заявила о себе.

Мы можем предполагать, что первый известный в истории поход русов на Царьград был предпринят из-за обид, нанесённых в этой тогдашней столице мира русским купцам, поскольку именно по этим же причинам подобные походы, сколько нам их известно, предпринимались и в дальнейшем.

Немецкий епископ Гельмольд свидетельствовал, что русы (Ruzi) в IX веке торговали в Западной Европе вплоть до Баварии и Австрии.

Итак, больше чем за столетие до официального принятия христианства Русь вела интенсивные торговые и дипломатически сношения с большей частью тогдашнего христианского мира, а при случае могла пригрозить и могучей военной силой. В это же время арабские и персидские географы указывают на столь же частые сношения Руси с Волжской Болгарией, Хорезмом, Ширваном и другими странами исламского мира, а мусульманские города на южном побережье Каспийского моря неоднократно подвергаются нашествиям русов. Разве это не свидетельство существования могучего Русского государства, а следовательно и цивилизации?

Не следует впадать в другую крайность

Конечно, не следует преувеличивать степень развития русской цивилизации до принятия христианства. Модные рассказы о могучей Великой Тартарии, якобы давшей начало цивилизациям Древнего Египта, Греции и Рима, об утраченной «Влесовой книге», о грандиозных артефактах, якобы подчистую уничтоженных «христианизаторами» — тоже псевдонаучная мифология, не имеющая под собой никаких фактических оснований.

Русская цивилизация IX-Xвеков находилась примерно на таком же уровне развития, что и цивилизация соседней Скандинавии, Польши, Чехии и тому подобных. И, конечно, невозможно отрицать тот факт, что принятие христианства значительно увеличило интенсивность международных культурных контактов Руси, а значит и явилось дополнительным стимулом для развития её цивилизации.

Еще больше фактов о древней Руси смотрите в ролике ниже на нашем ютуб канале. Также просим подписаться на ютуб канал, чтобы не пропустить новые выпуски и поставить лайк видео.

Приятного просмотра.

Читайте также: