Поговорка пока шишки не набьешь

Обновлено: 17.05.2024

Наталья Зюбанова

как вы думаете,почему говорят,что учиться нужно на чужих ошибках,но мы настойчиво делаем свои. ошибка

Следующая пословица

— Я не могу полностью согласиться с этой пословицей, поскольку думаю, что изначально человек учится только на своих ошибках. Другое дело, что если человек достаточно наошибался и теперь умеет анализировать свой опыт, то в какой-то момент он замечает, что может наблюдать за другими, ставя себя на их место. Как же это происходит? Нет людей, которые, не научившись на своих ошибках и не набравшись собственного опыта, могли бы учиться на чужих промахах. Нет, сначала надо набить собственные шишки.

К сожалению, всё наше развитие происходит по принципу «от центра к периферии». Т.е. сначала мы учимся на себе, проходим какие-то испытания, извлекаем собственные уроки из жизненных ситуаций, получаем некоторое количество болезненных синяков. После того, как мы набрались какого-то личного опыта, научились сопоставлять своё поведение с полученным результатом, задумываться о том, нравится нам этот итог, которого мы добились, или не нравится, в определённый момент мы начинаем отслеживать действия других людей. Мы приглядываемся и обнаруживаем, что этот человек делает что-то похожее, что ранее делали мы сами. Образно говоря, мы сами, как и он сейчас, наступали на грабли и нам было больно. И у нас теперь есть сложившееся собственное понимание, что происходит, если наступить на грабли. Поэтому теперь, если мы отследили, как другой человек наступил на них и ему прилетело черенком, мы примерно представляем его ощущения, потому что они явно схожи с тем, что испытали и мы сами. Но если, представим, человек никогда не наступал на грабли и ему никогда не прилетало черенком по лбу, то для него «опасность хождения по граблям» будет просто теорией.

Для примера можно взять ещё частый случай, происходящий в семьях, когда дети растут в тепличных условиях, а родители ревностно оберегают их от любых потенциальных шишек. Таким детям могут даже показывать и рассказывать, какие неприятные ощущения их ждут в случае тех или иных действий. Но если этот маленький, растущий человек не имеет опыта собственных ошибок, особенно на ранних этапах, если он у него вместо этого есть буквально «на уровне тела» ощущение, что что бы он не сделал, ему постоянно подкладывают какую-то мягкую подушечку, оберегая от падения, то никакой чужой опыт здесь не поможет. Главное ведь то, что он испытывает на практике, а не то, что рассказывают в теории.

Толку не будет, если мама ребёнку будет живописать ужасы от последствий его возможных поступков, а сама будет бегать следом и подкладывать соломки на все возможные случаи. Ребёнок никогда не воспримет её рассказы всерьёз, ибо будет знать, что родители наготове и всегда его страхуют, а значит, можно и не избегать падений, всё равно не разобьёшься.

Надо, обязательно надо давать ребёнку совершать собственные ошибки. Если родители упускают нужный момент, стараясь обезопасить своё чадо от любой, даже самой незначительной опасности, то потом не нужно удивляться, что у уже повзрослевшего их ребёнка так и не сформировался собственный, умеющий думать и отвечать за последствия своих поступков мозг. А потом уже становится поздно, ибо это великовозрастное дитя, которое не наошибалось в детстве, не упало с маленькой высоты, теперь для получения недополученного опыта должно падать с куда как большей высоты. Уроки жизни, через которые должен обязательно пройти каждый человек, стали теперь и сложнее, и намного дороже. А мама в этом случае тем более не может дать ему свободу, ибо убьётся неприспособленный к жизни ребёнок насмерть. А ведь всё это как раз и может случиться. И всё благодаря недальновидному поведению этой мамы, которая, стараясь уберечь ребёнка от любых потрясений, на самом деле попросту сломала ему жизнь. Точнее говоря, лишила его вообще возможности вкусить плоды собственной жизни и собственного выбора.

Он теперь способен жить, только заглядывая ей в рот, а собственного мнения и принципов у него и нет, равно как и личного опыта преодоления трудных ситуаций, без которого и шагу самостоятельно сделать не получится. А ведь скорее всего, побуждения «заботливой» мамы были самыми лучшими и, конечно же, только во благо ненаглядного ребёнка. Мама мечтала, чтобы он учился на чужих ошибках, избегая собственных. Но не знала она, что если человек и начинает учиться на чужих ошибках, то только тогда, когда он прошёл школу ошибок собственных. И, самое главное, прошёл он её вовремя. Тогда у него развивается способность прогнозировать далеко. Без собственных ушибов эта способность, к сожалению, не приходит. Теоретически ничего не усваивается, только через ощущения. Наши собственные ощущения.

Разумеется, совсем на самотёк бросать детей тоже нельзя, всё нужно в меру. Будет не лишним уберечь ребёнка от самых экстремальных ситуаций, которые он в принципе не в состоянии просчитать. Но желание совершенно уберечь его от боли и падений идёт только во вред. Притом, падения имеются в виду и в прямом, и в переносном смысле. Не зря ведь на детях всё очень быстро заживает.

Следующая пословица

Пока шишек не набьешь, ума не наживешь

— Я не могу полностью согласиться с этой пословицей, поскольку думаю, что изначально человек учится только на своих ошибках. Другое дело, что если человек достаточно наошибался и теперь умеет анализировать свой опыт, то в какой-то момент он замечает, что может наблюдать за другими, ставя себя на их место. Как же это происходит? Нет людей, которые, не научившись на своих ошибках и не набравшись собственного опыта, могли бы учиться на чужих промахах. Нет, сначала надо набить собственные шишки.

К сожалению, всё наше развитие происходит по принципу «от центра к периферии». Т.е. сначала мы учимся на себе, проходим какие-то испытания, извлекаем собственные уроки из жизненных ситуаций, получаем некоторое количество болезненных синяков. После того, как мы набрались какого-то личного опыта, научились сопоставлять своё поведение с полученным результатом, задумываться о том, нравится нам этот итог, которого мы добились, или не нравится, в определённый момент мы начинаем отслеживать действия других людей. Мы приглядываемся и обнаруживаем, что этот человек делает что-то похожее, что ранее делали мы сами. Образно говоря, мы сами, как и он сейчас, наступали на грабли и нам было больно. И у нас теперь есть сложившееся собственное понимание, что происходит, если наступить на грабли. Поэтому теперь, если мы отследили, как другой человек наступил на них и ему прилетело черенком, мы примерно представляем его ощущения, потому что они явно схожи с тем, что испытали и мы сами. Но если, представим, человек никогда не наступал на грабли и ему никогда не прилетало черенком по лбу, то для него «опасность хождения по граблям» будет просто теорией.

Для примера можно взять ещё частый случай, происходящий в семьях, когда дети растут в тепличных условиях, а родители ревностно оберегают их от любых потенциальных шишек. Таким детям могут даже показывать и рассказывать, какие неприятные ощущения их ждут в случае тех или иных действий. Но если этот маленький, растущий человек не имеет опыта собственных ошибок, особенно на ранних этапах, если он у него вместо этого есть буквально «на уровне тела» ощущение, что что бы он не сделал, ему постоянно подкладывают какую-то мягкую подушечку, оберегая от падения, то никакой чужой опыт здесь не поможет. Главное ведь то, что он испытывает на практике, а не то, что рассказывают в теории.

Толку не будет, если мама ребёнку будет живописать ужасы от последствий его возможных поступков, а сама будет бегать следом и подкладывать соломки на все возможные случаи. Ребёнок никогда не воспримет её рассказы всерьёз, ибо будет знать, что родители наготове и всегда его страхуют, а значит, можно и не избегать падений, всё равно не разобьёшься.

Надо, обязательно надо давать ребёнку совершать собственные ошибки. Если родители упускают нужный момент, стараясь обезопасить своё чадо от любой, даже самой незначительной опасности, то потом не нужно удивляться, что у уже повзрослевшего их ребёнка так и не сформировался собственный, умеющий думать и отвечать за последствия своих поступков мозг. А потом уже становится поздно, ибо это великовозрастное дитя, которое не наошибалось в детстве, не упало с маленькой высоты, теперь для получения недополученного опыта должно падать с куда как большей высоты. Уроки жизни, через которые должен обязательно пройти каждый человек, стали теперь и сложнее, и намного дороже. А мама в этом случае тем более не может дать ему свободу, ибо убьётся неприспособленный к жизни ребёнок насмерть. А ведь всё это как раз и может случиться. И всё благодаря недальновидному поведению этой мамы, которая, стараясь уберечь ребёнка от любых потрясений, на самом деле попросту сломала ему жизнь. Точнее говоря, лишила его вообще возможности вкусить плоды собственной жизни и собственного выбора.

Он теперь способен жить, только заглядывая ей в рот, а собственного мнения и принципов у него и нет, равно как и личного опыта преодоления трудных ситуаций, без которого и шагу самостоятельно сделать не получится. А ведь скорее всего, побуждения «заботливой» мамы были самыми лучшими и, конечно же, только во благо ненаглядного ребёнка. Мама мечтала, чтобы он учился на чужих ошибках, избегая собственных. Но не знала она, что если человек и начинает учиться на чужих ошибках, то только тогда, когда он прошёл школу ошибок собственных. И, самое главное, прошёл он её вовремя. Тогда у него развивается способность прогнозировать далеко. Без собственных ушибов эта способность, к сожалению, не приходит. Теоретически ничего не усваивается, только через ощущения. Наши собственные ощущения.

Разумеется, совсем на самотёк бросать детей тоже нельзя, всё нужно в меру. Будет не лишним уберечь ребёнка от самых экстремальных ситуаций, которые он в принципе не в состоянии просчитать. Но желание совершенно уберечь его от боли и падений идёт только во вред. Притом, падения имеются в виду и в прямом, и в переносном смысле. Не зря ведь на детях всё очень быстро заживает.

Следующая пословица


НАБИ́ТЬ , -бью́, -бьёшь; повел. набе́й; прич. страд. прош. наби́тый, -би́т, -а, -о; сов., перех. (несов. набивать). 1. Плотно вкладывая, втискивая внутрь, наполнить чем-л. Набить подушку пухом. Набить погреб снегом. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «шишка»

ШИ́ШКА , -и, род. мн. -шек, дат. -шкам, ж. 1. Округлая выпуклость, бугорок на теле человека и животного от ушиба, воспаления и т. п. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «набивать»

    женятся, плодятся, умирают,
    А пастыри при том карманы набивают.

Дополнительно

Смотрите также
Значение слова «набить»

НАБИ́ТЬ , -бью́, -бьёшь; повел. набе́й; прич. страд. прош. наби́тый, -би́т, -а, -о; сов., перех. (несов. набивать). 1. Плотно вкладывая, втискивая внутрь, наполнить чем-л. Набить подушку пухом. Набить погреб снегом.

Значение слова «шишка»

ШИ́ШКА , -и, род. мн. -шек, дат. -шкам, ж. 1. Округлая выпуклость, бугорок на теле человека и животного от ушиба, воспаления и т. п.

Читайте также: