Плотника не шуба греет а топор смысл пословицы
Обновлено: 22.11.2024
Без сохи – не пахарь, без утюга – не портной, без топора – не плотник.
Если б не клин да не мох, так и плотник бы сдох.
Заработки по работнику, щепки по плотнику.
Кабы не было топора, такие было бы и плотника.
Клин плотнику брат.
Клин плотнику первый помощник.
Когда Колумб в Америку прискакал, там артель вятских плотников брёвна тесала для избы.
Не топор тешет – плотник.
Плотник – первый на селе работник.
Плотник без топора, что изба без угла.
Плотник и в поле работник.
Плотник стукать охотник.
Щепки по плотнику, заработки по работнику.
Плотник топором думает.
Плотника не шуба греет, а топор.
Плотнику копейку, подрядчику рубль.
При хорошем плотнике у плохого руки трясутся.
С худым топором и хороший плотник сядет.
Семеро плотников прямо столб не поставят.
Столяры да плотники от Бога прокляты; за то их прокляли, что много лесу перевели.
Следующая пословица
… беспрерывно промываются временем и шлифуются рассыпанные в пословицах золотые крупицы народной жизни, борьбы и традиций бесчисленных поколений.
Много замечательных пословиц и поговорок создал великий русский народ. На протяжении веков они передавались из поколения в поколение, сохраняя свою выразительность и художественную силу. Они вобрали в себя чувства и мысли многих поколений людей.
В мудрых и образных изречениях народ правдиво отразил свой огромный опыт, взгляды на природу, труд, общество, запечатлел в них обычаи и нравы, чаяния и надежды.
Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы — устные краткие изречения на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок — метких речений, которые способны в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что-либо без помощи утомительных и сложных пояснений. Неоспоримо одно: и пословицы, и поговорки возникли в отдаленной древности и с той поры сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи.
Пословица не просто изречение. Она выражает мнение народа. Великий русский писатель Н. А. Добролюбов говорил, что «народные пословицы и поговорки… служат отражением народного ума, характера, верований, воззрений на природу». На протяжении веков они отстаивались, отшлифовывались, оттачивались, переосмысливались народом и становились тем «крылатым словом», которое придает остроту и выразительность нашему языку.
Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни и мыслями множества людей, — такое изречение могло существовать тысячелетия, переходя из века в век. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают — они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное — твердая истина. Прислушайтесь, как определенно и категорично звучат они: «Что посеешь, то и пожнешь», «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».
Полнее всего творческие способности народа выявляются в его трудовых делах. И естественно, что множество пословиц проникнуто верой в силу человеческого труда, говорит о его смысле и целях, о радости и счастье созидания. В метких изречениях прославляются умение, мастерство, ловкость, искусность человеческих рук. Несмотря на то что труд подневольных людей был тяжелым бременем, они высоко ценили мастерство, с уважением относились к честному труду и с презрением — к тунеядству.
На протяжении всей истории народ славил труд как основное условие, как источник жизни. Об этом говорят многие пословицы: «Без труда нет добра», «Труд кормит и одевает» и другие.
В труде формируются характеры людей. В народе бытует множество пословиц о чести, правде, вежливости, скромности, бережливости. В пословицах определялись моральные и этические качества человека, семейные и общественные отношения. Ум, мудрость и наблюдательность народа выразились в пословицах и поговорках о знании, учении, грамоте, о сметливости и находчивости народа, его способностях и стремлении к добру. Пословицы ярко запечатлели отношение людей друг к другу.
Пословицы осуждают в людях отрицательные стороны. Например, лодырей, лентяев народ клеймит пословицами: «Ленивого только за смертью посылать», «Ленивому и лениться лень».
Такие пословицы, как «Ленивому всегда праздник», «Лень добра не делает» и многие другие, впервые были опубликованы в 1848 году в сборнике И. Снегирева «Русские народные пословицы и притчи». С тех пор прошло много времени, но своей остроты эти пословицы не утеряли и сейчас.
Много пословиц и поговорок создано народом о бережливости и экономии: «Тот без нужды живет — кто деньги бережет», «Что сегодня сбережешь — завтра пригодится»; о земледелии, животноводстве, охоте, природе, временах года. Все сельскохозяйственные работы нужно выполнять вовремя. По этому поводу в народе говорят: «Один день заменяет три тому, кто умеет все делать вовремя», «Ранний сев приближает урожай».
Одновременно народные пословицы осуждают в людях бездеятельность: «Люди за дело, а дурак за безделье»; бесхозяйственность: «Что плохо положено, то брошено»; беспредметную болтовню: «Большой говорун — плохой работник»; похвальбу: «Чем хвалишься, на том и провалишься»; зазнайство: «Кому повезло, тот и зазнался», и многие другие пороки людей.
Много пословиц сатирических, острых, богатых сарказма, юмора, иронии.
Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свои наблюдения.
Мы, однако, не поняли бы пословицы, если бы не приняли во внимание их особую связь с речью. Никто не вспоминает пословицы так, без повода и причины. Они всегда приходят нам на память в разговоре, к случаю. Именно в разговоре обнаруживается подлинная природа пословицы. «Дрова рубят на поленнице, а щепа далеко летит» — сказавший эту пословицу имел в виду, конечно, не только рубку дров. Мысль человека летела значительно дальше щепы. Пословицу вспоминают, когда надо сказать, что у решительного дела следствия бывают далекие — задевают и тех, кто не стоит вблизи самого дела. Это суждение общее: к скольким явлениям в жизни можно его применить!
Пословицы тем и ценны. Суждение в них интересно не столько само по себе, сколько тем, что оно может применяться ко множеству сходных жизненных случаев, ситуаций.
Пословицы редко бывают спокойными. Они, как и люди их создавшие, гневаются, печалятся, смеются, веселятся, плачут, охают, кричат, озорничают, балагурят, пугают, предостерегают, учат, негодуют — словом, в них столько же чувств, сколько их в народе — творце пословиц. «У горькой беды нет сладкой еды» — этой пословице не до смеха. Горька ирония над нищенством, от которого никто не зарекался на старой Руси: «Счастье на мосту с чашкой». «Тяп, тяп — вот и корабль» — пословица высмеяла скорую, но необдуманную работу. На свадьбе сложили пословицу «Бедному Кузеньке бедная и песенка» — был обычай величать жениха, и, если жених был скупой, ему пели песню не со всеми похвалами; пословица звучит с укоризной. «Драчливый петух жирен не бывает» — насмешка, ирония, житейское наблюдение — все соединилось в этой пословице, и как похож этот петух на иного человека.
Это искусство возникло в речи пахарей, охотников, стряпух, плотников, бондарей, слесарей, торговцев, ямщиков, дворников — и вообще людей самых нужных на земле профессий. Этому свидетельство — пословицы, «ходячая» народная мудрость. Они являют полное единство высокого искусства и бытовой речи.
С давних времен от пословиц отличают поговорки. Поговорка — это устойчивое в речевом обиходе изречение, образно определяющее какое-либо жизненное явление прежде всего с точки зрения его эмоционально-экспрессивной оценки.
Большинство исследователей видят разницу между поговоркой и пословицей в том, что пословица выступает в речи как самостоятельное суждение, а поговорка получает окончательное оформление и конкретный смысл только в контексте, т. е. она является всегда частью суждения (например, поговорка
Следующая пословица
Ученик проводит лингвистический анализ слова "рубить" в словосочетании "рубить избу". Почему мы так говорим, имея ввиду "строить избу", ведь значение этого слова имеет противоположное значение: "не создавать", а "рубить, измельчать, ломать"? Чтобы найти ответ на этот вопрос, автор работы обращается в далекие времена зарождения русского зодчества.
Вложение | Размер |
---|---|
izbu_rubit.zip | 8.28 КБ |
prezentatsiya1.zip | 1.07 МБ |
Следующая пословица
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Предварительный просмотр:
Всем хорошо известно выражение «рубить избу». Почему рубить, а не строить? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться во времена древнерусского деревянного зодчества.
В старину на Руси плотники строили дома и дворцы, крепостные стены и башни, храмы и мосты из дерева. Этому было много причин: 1) русская земля всегда была богата лесами, поэтому строительный материал был очень дешёвым; 2) дерево легко поддаётся обработке, а это значит, что строительство идёт очень быстро; 3) деревянные сооружения легко разбираются и перевозятся на новое место; 4)и, по общему признанию, деревянное жилище более гигиенично.
При возведении помещения особое внимание уделялось породе дерева: из хвойных пород складывали нижние венцы, фигурные дощечки для отделки дома изготавливали из осины (осиновый лемех очень красив, хорошо «держит» воду). В особой цене из-за прочности был дуб. При исследовании древнерусского деревянного зодчества удивляет не только умение мастеров разбираться в применении разных пород деревьев при строительстве, но и способ возведения постройки. Об этом написал французский путешественник Жак Соваж Дьеппский, побывав в России в конце ХVI века: «Постройка из брёвен превосходна. Нет ни гвоздей, ни крючьев, но всё так хорошо отделано, что нечего похулить, хотя у строителей все орудия состоят в одних топорах…»
В старину на Руси практически каждый крестьянин владел искусством плотника и мог срубить избу. Глагол «срубить» не случайно заменяет привычный ныне глагол «построить», если речь идет о деревянном строительстве. Раньше основным и почти единственным инструментом плотника был топор («На босу ногу топор надевал, топором подпоясывался», - гласит русская пословица). А почему не работали пилой? Дело в том, что широкое распространение столь привычная нам пила получила лишь во второй половине ХIХ века. К тому же при распиливании концы брёвен «махрятся», а значит, будут быстро впитывать влагу, гниль. А при обработке топором деревянные волокна уплотняются и не пропускают влагу.
2. Как же «рубилась» русская изба без гвоздей и пилы?
1) Возведение стен.
Крестьянский дом был рассчитан на одну, хотя довольно большую семью. Соответственно размеру дома выбирали и длину бревна (средняя составляла около 5 метров, но могла быть и больше). На постройку добротного дома уходили 150-170 брёвен.
Дома строились по следующему принципу: на землю клали параллельно два бревна, на них поперек ещё два и т. д. Чуть отступив от конца бревна, вырубали округлые углубления. Коробка будущей избы называлась клетью, а горизонтальный ряд бревен сруба – венцом . Количество венцов зависело от толщины бревна и высоты постройки. Для того, чтобы брёвна плотнее прижимались друг к другу, в каждом из них вырубали продольный желобок и закладывали для теплоизоляции мох. Желобки делались в нижней части бревна, чтобы не затекала вода. Вот так воздвигались стены без гвоздей.
2) Постройка крыши.
Но как построить без них крышу? Ведь на Руси крыши были высокими, с крутыми скатами: ни снег, ни вода на них не задерживались. Над торцовыми стенами дома возводились треугольные бревенчатые фронтоны. Параллельно боковым стенам плотник врубал в них слеги – брёвна, поддерживающие всю кровлю. Их концы прикрывали специальной доской – причелиной. Поперек слег врезали курицы – тонкие стволы молодых елей с вертикально отходящими на конце корневищем. Его обычно оформляли в виде головы птицы – вот и пошло название «курица». На эту «курицу» укладывали водотечник – выдолбленное бревно для стока воды с крыши.
Саму кровлю делали из теса – отесанных топором досок. Нижним концом они упирались в водотечник, а верхний прижимался тяжелым бревном – охлупнем. Плотник обычно придавал концу охлупня форму конской головы, отсюда и название – конек.
Такая хитроумная конструкция деревянной крыши позволяла полностью обходиться без гвоздей.
Стены готовы, построена крыша. А где же фундамент ? Его не было вообще. В старых домах фундамент под домами не делали. Нижние венцы клали прямо на землю. Иногда под углы подкладывали большие камни или пни крупных деревьев. Но зато русская изба имела подклет – высокое подполье. В нем держали скот, птицу, хранили съестные припасы. 4) Порог и двери.
Многое в устройстве русской избы непривычно для нас, например, высокий порог и низкие притолоки дверей. Чтобы пройти в такую дверь, нужно было одновременно высоко поднять ногу и низко наклонить голову. Но эти «странности» не случайны. Именно такая, на первый взгляд. Конструкция двери помогала сохранять в жилище тепло.
Именно по этим же причинам и окна были маленькие. Они обычно прорезались в двух смежных брёвнах и по высоте не превышали 30-40 сантиметров. Закрывались они, или как говорили в старину, «заволакивались», деревянными дощечками. Поэтому и назывались они волоковыми. Окна большего размера прорезали через несколько венцов и закрепляли вертикальными брусьями – косяками . Отсюда и название – красные, т.е. красивые. Красные окна давали больше света, чем волоковые, но в холодное время сильно остужали избу. Поэтому на ночь его закрывали деревянными ставнями , которые защищали вовсе не от света, как мы привыкли думать.
В русской избе отсутствовал потолок. Чуть ли не до начала ХХ века русские крестьяне жили в курных избах, т.е. дым от печи шел через окна и дверь.
Пол застилали половинками толстого бревна (половицами).
8) Украшение русской избы.
Изба русская была практична. Но плотники не забывали и об украшениях. Богаче украшали фасад, который выходил на улицу. Это было лицо дома. Название некоторых деталей украшений говорят сами за себя: наличник, причелина (чело – древнее название лба). Их покрывали резьбой и росписью. Нарядный дом был гордостью хозяина. Но не только стремлением к красоте руководились наши предки. Выбор изобразительных мотивов во многом определялся религией. Считалось, что изображение льва, русалки отпугивает нечистую силу. Даже простые геометрические фигуры наделялись определённым смыслом. Круг символизировал солнце, волнистая линия – воду, борозда – поле. С распространением на Руси христианства в украшении домов появились новые религиозные символы, например, крест.
3. Деревянное зодчество в УНТ.
Такому важному делу («рубить избу») русский народ посвятил много пословиц и поговорок Вот только некоторые из них:
Плотника не шуба греет, а топор.
Плотник без топора, что изба без угла.
Плотник – первый на селе работник.
Плотник топором думает
Курна изба, да печь тепла.
Криком избы не построишь.
Крепка изба запором, а двор – забором.
Каков строитель, таково и обитель.
Дом построить – не шапку на голову надеть.
. Итак, строительство русской избы и других деревянных построек на Руси можно считать уникальным. И прав был Жан Соваж Дьеппский: постройки были уникальны, хорошо отделаны, и всё при помощи одного топора и без применения гвоздей! И чтобы понять эту уникальность, это чудо, посмотрите на самый древний памятник деревянного зодчества – церковь Святого Лазаря, которая установлена в Кижах. Учёные считают, что она была построена в конце Х1V века! Предание гласит: неизвестный мастер, закончив работу, забросил свой топор далеко в озеро со словами: «Не было, нет и не будет такой!» И его слова оказались пророческими.
Читайте также: