Печка матушка а самовар батюшка смысл пословицы
Обновлено: 25.12.2024
Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида №58, г. Апатиты, Мурманская обл.
Описание материала: Данный материал может быть полезен воспитателям младших групп при подготовке к занятиям по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность.
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с русским самоваром, с русской печью, с русским сарафаном;
2. Дать детям представление о традиции русского гостеприимства;
3. Познакомить детей с обычаем чаепития из самовара;
4. Продолжать учить детей выразительно исполнять знакомые песенки, потешки;
5. Побуждать детей узнавать название сказки по отдельным отрывкам, сказочным героям;
6. Познакомить детей со сравнительной степенью прилагательных;
7. Создать положительный эмоциональный настрой;
8. Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;
9. Учить детей соблюдать и контролировать правила в подвижных играх.
Развивающие:
1. Активизировать в речи детей слова: русский сарафан, русская печь, русский самовар, чаепитие, гостеприимство, печенье, тесто, скалка, раскатывать, вырезать, лепить, выпекать, формочка, ухват, ванилин;
2. Развивать словарь детей за счёт пословиц и поговорок по теме «Гости»;
3. Развивать интерес к внутреннему миру человека: гостеприимству, доброжелательности, чувству радости, праздничной атмосфере;
4. Развивать самостоятельность и творческие способности детей в разных видах деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей дошкольного возраста живой интерес к русским народным сказкам, к эмоциональному их восприятию;
2. Воспитывать интерес к культурному и историческому наследию русского народа;
3. Воспитывать интерес к самостоятельному творчеству и желанию лепить из теста;
4. Воспитывать у дошкольников интерес к русской народной культуре.
Материалы для проведения: макет русской печи, русский самовар, 3 подноса, готовое печенье, формочки, скалки, фартуки, влажные салфетки, полотенца, салфетница, чашки и блюдца для чая, салфетки бумажные, готовый чай, русский народный костюм для воспитателя (рубашка, сарафан и ленточка на голову, мольберт, иллюстрации к сказкам «Колобок», «Маша и медведь», корзинка, готовое тесто, мука, яйца, масло, сахар, соль, ухват, сковорода.
Предварительная работа:
1. Рассматривание репродукции картины Б. Кустодиева «Купчиха у самовара»;
2. чтение русских народных сказок. «Колобок», «Маша и медведь»;
3. разучивание с детьми песенок и потешек по теме «Чай. Чаепитие», «Ай, качи – качи - качи.»;
4. разучивание с детьми пальчиковой гимнастики «Мы печём отличные пироги пшеничные…»;
5. обыгрывание русских народных потешек: “Пальчик – мальчик…”, “Как у нашего кота…”, “Ай, качи - качи - качи. ”, ”Еду – еду к бабе, к деду…”;
6. оформление группового помещения в русском стиле (печка, стол, вышитые полотенца, скатерть, самовар, глиняная посуда).
Ход занятия:
(Группа украшена в русском народном стиле. Стоит макет русской печи. Дети сидят полукругом на стульях. Руки детей предварительно вымыты).
Дети: В детском саду.
Воспитатель: Как хорошо, что я попала в гости к детям. Зовут меня Забавушка-рассказушка. (Поворачивается к детям). Посмотрите, какая я нарядная. На мне русский сарафан. Давным-давно такие сарафаны носили все девочки и женщины. А когда наряжаются?
Дети: Когда идут в гости или ждут гостей.
Воспитатель: Всё правильно. Издавна славился русский народ гостеприимством. Не зря ведь говорят в народе: «Много гостей – много и новостей», «Доброму гостю хозяин рад». А когда приходят гости, чем их угощают?
Дети: Чаем.
Воспитатель: А чай из чего наливают?
Дети: Из чайника.
Воспитатель: Раньше чайников не было, и чай наливали из самовара (Показывает рукой). Из чего раньше чай наливали?
Дети: Из самовара.
Воспитатель: Все самовары были красивые, украшенные разными узорами. Когда вода в самоваре кипит, то самовар шипит. Вот так, ш-ш-ш. Как самовар шипит?
Дети: Ш-ш-ш-ш.
Воспитатель: Вода кипит, значит, чай будет горячий. Давай подуем на него, чтобы не обжечься.
Дети: (Дуют).
Воспитатель: Любит русский народ чаепитие. По русскому обычаю, чай – это завершение праздничного обеда. А что к нему подают, кто знает?
Дети: Сахар, лимон, варенье, конфеты, торт…
Воспитатель: А есть у вас, с чем чай попить?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте сделаем печенье. Я всё принесла. (Достаёт поднос). Посмотрите, что у меня здесь?
Дети: Мука, яйца, сахар, соль, масло.
Воспитатель: Всё это перемешивают и делают тесто. Потрогайте муку. Какая она?
Дети: (Трогают). Мягкая, нежная, тёплая, белая…
Воспитатель: Но у меня есть уже и готовое тесто. (Убирает первый поднос, достаёт второй). Посмотрите на него, потрогайте. Что можно про него сказать? Какое оно?
Дети: (Трогают). Мягкое…
Воспитатель: Чем пахнет?
Дети: (Высказывают свои мнения).
Воспитатель: Правильно. Так пахнет ванилин. Печенье будет вкусное. А с ванилином ещё вкуснее. Где же мы будем печь наше печенье?
Дети: На кухне.
Воспитатель: Я вижу, у вас печь есть. Вот в нашей печи и будем печь печенье. Но прежде чем мы начнём с вами печь печенье, надо пальчики размять. (Пальчиковая гимнастика «Мы печём пшеничные пироги отличные…». Шведская народная песенка).
Мы печём пшеничные
Кто придёт к нам пробовать
Мама, папа, брат, сестра,
Пёс лохматый со двора.
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
В печку посадили мы.
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
-Крошки, что останутся,
Дети: (Повторяют движения).
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, дети, какие сказки вы знаете, в которых что-нибудь пекут?
Дети: «Колобок», «Маша и медведь».
Воспитатель: Кто помнит песенку Колобка? (Достаёт иллюстрацию с изображением поющего Колобка. Ставит на мольберт).
Ребёнок: (Поёт песенку Колобка).
Воспитатель: Что говорила Маша медведю, когда он нёс пирожки бабушке и дедушке? (Достаёт иллюстрацию с изображением медведя с корзиной за плечами. Ставит на мольберт)
Дети: (Проговаривают слова медведя).
Воспитатель: Мишка по лесу нёс пирожки дедушке и бабушке. И я вас приглашаю на лесную полянку. (Игра «Солнышко и дождик» под музыку. Правила игры: Для игры нужен зонт. Воспитатель держит закрытый зонт, говорит: «Солнышко!» Дети «гуляют по лужайке». Воспитатель говорит: «Дождик!» - и раскрывает зонт. Дети бегут к воспитателю, прячутся под зонт).
Дети: (Играют).
Воспитатель: После дождика лужи остаются. Попрыгайте через них.
Дети: (Прыгают).
Воспитатель: Прогулялись, теперь и за дело. Ведь угощение для гостей не готово. Подходите, пожалуйста, к столу.
Дети: (Подходят к столу).
Воспитатель: Фартуки надо одеть, чтобы не запачкаться.
Дети: (Одевают фартуки).
Воспитатель: (Помогает завязать. Достаёт из корзинки тесто). Вот наше тесто. Мягкое, вкусное. Угощение будет сладкое. Все ребята любят печенье, все хотят его сделать. «Колбаску» из теста сделала (делает). Каждому по кусочку отрежу, чтобы всем хватило. (Отрезает). Печенье какое? (Показывает двумя пальцами)
Дети: Тонкое.
Воспитатель: А у меня тесто вон, какое. Как же мне сделать тесто тонким? Вот моя помощница скалка. Буду раскатывать тесто тонко, и вы покажите на столе, как ручки скалку катают вперёд- назад. (Раскатывает тесто).
Дети: (Показывают).
Воспитатель: Раскатали. Красивое печенье будет. (Несёт поднос с формочками). Я и формочки принесла. Теперь берём формочку, кладём её на раскатанное тесто. Хорошо прижимаем рукой, надавливаем. Формочку снимаем. Вот и получилось печенье. Теперь вы попробуйте.
Дети: (Наблюдают за действиями воспитателя. Пробуют повторить процесс изготовления).
Воспитатель: (Помогает тем детям, которые испытывают затруднения). Молодцы! Всё хорошо у вас получается.
Дети: (Радуются).
Воспитатель: Готовое печенье складываем на сковороду.
Дети: (Складывают фигурки печенья на сковороду).
Воспитатель: И ставим его в печь.
Дети: (Наблюдают).
Воспитатель: Теперь надо немного подождать. Пока наше печенье выпекается, давайте с вами вытрем руки влажными салфетками и снимем фартуки.
Дети: (Вытирают руки, снимают фартуки).
Воспитатель: (Помогает снять фартуки). А сейчас и поговорить можно. Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.
Дети: (Присаживаются).
Воспитатель: Дети, вы потешку про баранки, калачи знаете?
Дети: Да.
Воспитатель: Кто расскажет?
Ребёнок: Ай, качи – качи – качи!
Глянь – баранки, калачи!
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи –
Все румяны, горячи.
Воспитатель: Замечательное исполнение! Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Вот и поспело наше печенье. Где же мой ухват? Вот он. (Берёт ухват, достаёт из печи сковороду с готовым печеньем). Теперь можно и чай попить. Все вы были сегодня молодцы! Такое прекрасное и вкусное печенье испекли.
Сверху пар, снизу пар –
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая.
Вот так мы и живём:
Дети: Пряники жуём, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
Воспитатель: Приглашайте наших гостей с нами за стол.
Дети: (Приглашают гостей за стол).
Воспитатель: Понравилось вам наше занятие? Что вам больше всего понравилось?
Дети: (Высказывают свои мнения).
Публикации по теме:Занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Посещение русской избы» Занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма для детей подготовительной группы. Посещение.
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры « Со светлой Пасхой» МАДОУ №45 детский сад СО СВЕТЛОЙ ПАСХОЙ Педагог дополнительного образования Куркина Л. В. Праздник светлой.
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Золотое веретено» ГБДОУ ЦРР детский сад №23 Красносельского района Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры Тема: «Золотое.
Конспект занятия по приобщению детей третьего года жизни к истокам русской народной культуры Конспект занятия по приобщению детей третьего года жизни к истокам русской народной культуры. Подготовила и провела воспитатель первой младшей.
Мастер-класс по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Изготовление куклы «Кувадки» Представляю мастер-класс по приобщению детей к истокам русской народной культуры -изготовление куклы” Кувадки” Мастер-класс рассчитан на.
Планирование занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН для средней группы (сентябрь, октябрь, ноябрь) СЕНТЯБРЬ Рисование, Тема: «В гости к нам пришли матрешки» - украшение.
Занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры» «Три богатыря» ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО «Приобщению детей к Истокам русской народной культуры» (старшая группа) Подготовил и провел: педагог дополнительного.
Занятие-развлечение по приобщению детей к истокам русской народной культуры онспект занятия Тема: «Жаворонки прилетайте, весну красную встречайте». Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи: Обучающие: учить давать полные ответы на вопросы воспитателя; продолжать.
Ход НОД:
Воспитатель: Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе. А я хозяйка этого дома. И встречу я вас, так как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям.
Здравствуйте, ребятишки гости дорогие! Прошу в избу, проходите, присаживайтесь. Будьте как дома, угощенье откушайте, да речи послушайте.
Дорогих гостей встречаем
Хлебом- солью привечаем.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас любит принимать гостей?
Дети: (ответы детей)
Давно зародилась традиция встречать гостей хлебом - солью.
На столе в русском доме постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка. Этим хозяева хотели показать свое гостеприимство. А также по русской традиции встречают гостей чаем. К нему подают варенье, мед, баранки, бублики, пряники, пироги. Издавна на Руси любили чай и умели его вкусно заваривать. А вот пили чай из чего, попробуйте отгадать для этого загадку.
Загадка: У носатого, у Фоки
Постоянно руки в боки
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит.
Дети: самовар
Воспитатель: правильно, это конечно же самовар. Посмотрите на него. Вот он, посмотрите какой пузатый, блестит, как зеркало. А для чего нужен самовар?
Правильно, в нем кипятят чай. Сейчас самовары делают электрические, они греются от электричества.
А вот когда ваши дедушки и бабушки были маленькими, самовары были другими и их топили дровами. Чтобы вскипятить чай в таком самоваре, вот сюда, в самовар, наливали воду. Для растопки самовара годилось всё: и щепочки, и палочки, и шишки. А когда горят дрова, появляется дым, и чтобы дым не выходил в дом, ставили сверху трубу и вводили ее в печь или в окно.
Выпьем чай из самовара
С сухарями, с сушками,
Со сладкими ватрушками,
С бубликами вкусными,
С пирогами русскими!
А сейчас самое время поговорить о том, откуда и когда к нам пришел самовар.
Без самовара нельзя было представить жизнь русского народа. И мы сегодня тоже собрались у самовара.
Самовар –это русское изобретение. Впервые изготовили его на Урале, а затем их начали делать по всей России. Особенно в городе Туле. Сначала его называли самогреем, самокипцем. А уж потом самоваром. Сам варит!
Какие только самовары раньше не делали: и большие, и маленькие. Их делали разные – и круглые – как бочонок, даже квадратные – как коробка, как ящик. Самовары в старину красиво украшали. (презентация)
Самовар дорожный, самовар ваза – «Многогранник»
Самовар бочонком, самовар «Тюльпан»
Самовар «Жёлудь» самовар «Арбуз»
Самовар яйцом, самовар «Паук»
Самовар банкой- буфетный электрический, самовар вазой.
Воспитатель: Вот такие красивые самовары раньше делали на Руси.
О самоваре многое узнали,
Но, по-моему, устали.
А сейчас давайте встанем и немного отдохнём.
Физминутка «Самовар».
Велика Россия наша
И талантлив наш народ
Мы за чаем не скучаем,
Мы частушки сочиняем.
Частушки не случайные,
Частушки тоже «чайные».
Наши девочки Алиса и Лерочка споют для вас сейчас частушки.
1. Посидеть за самоваром 2. Самовар поет, гудит,
Рады все наверняка, Только с виду он сердит.
Ярким солнечным пожаром К потолку пускает пар
У него горят глаза. Наш красавец самовар.
3. Самовар пыхтит, искрится, 4. Лучше доктора любого
Щедрый, круглый, золотой, Лечит скуку и тоску
Озаряет наши лица Чашка вкусного, крутого
Он своею добротой. Самоварного чайку.
Воспитатель: А ещё русский народ сочинял пословицы про самовар.
Пословицы и поговорки
Самовар кипит – уходить не велит.
Печка матушка, а самовар – батюшка.
Воспитатель: Вот так интересно можно провести время у самовара! Ребята, а кто запомнил в каком городе изготавливают самовары? А какие бывают самовары, в виде чего?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А ещё я вам ребята хочу подарить вот такие самовары! Предлагаю вам дома украсить ваш самовар. Вы можете повторить узор или придумать свой. А потом принесёте их в детский сад, и мы свами сделаем выставку ваших самоваров.
Воспитатель: Наступает час прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорю вам: «До свиданья!
До приятных, новых встреч!"
Публикации по теме:
Конспект занятия «Весенние секреты». Средняя группа Весенние секреты (средняя группа) Программное содержание: продолжать расширять представления о жизни диких животных весной; учить узнавать.
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Знакомство с самоваром» Цель : Продолжать развивать познавательный интерес к истории некоторых предметов русского быта и народных обычаев, к русскому фольклору;.
Конспект тематического занятия «Знакомство с русскими народными инструментами» (средняя группа) Программное содержание: - Знакомить и расширять знания детей о русских народных инструментах через разные виды деятельности. - Учить играть.
Конспект занятия «Изготовление Масленицы». Средняя группа Цель: Создать условия для формирования у детей представления о традициях народного праздника Масленица. Задачи: Образовательная область.
Конспект занятия по аппликации «Зайка» (средняя группа) Программные задачи: - учить детей действовать ножницами, правильно держать, сжимать и разжимать кольца; - самостоятельно выбирать цвет для.
Конспект занятия «Юные пожарные». Средняя группа Программа: образовательная программа дошкольного образования, разработанная учреждением самостоятельно на основе комплексной программы «От.
НОД «Я человек. Что я знаю о себе? Знакомство со своим телом» (средняя группа) НОД «Я человек, что я знаю о себе» (Знакомство со своим телом) Цель: Формировать представление о себе, как о человеке («Я человек», «У.
Фотоотчет об открытом мероприятии для детей и родителей «Знакомство с историей Памятника Славы» (средняя группа) Памятник Славы — мемориальный комплекс на братской могиле воинов Советской Армии, погибших в боях за Воронеж во время Великой.
Знакомство с элементами ТРИЗ на основе русской народной сказки «Три медведя» (средняя группа) Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное.
Следующая пословица
Цели: Продолжать знакомить детей с бытом и предметами утвари русского народа.Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с историей возникновения самовара, его внешним видом, назначением; расширить знания детей о традициях русского народа;Развивающие: продолжать развивать активный познавательный интерес детей к окружающему миру;
Воспитательные: воспитывать уважение к русской культуре и традициям;
Словарная работа: Самовар.
Оборудование: самовар, чашки и сладости; презентация «В гостях у самовара»; для детей- русские народные костюмы, музыка для частушек на флешке, магнитофон, силуэты самоваров по количеству детей.
Предварительная работа: чтение произведения К. Чуковского «Муха Цокотуха», проведение масляной недели и праздника Масленица, рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта,
Методы и приемы: наглядный (приём использования ТСО., приём показа предметов); словесный (рассказ, художественное слово).
Следующая пословица
Оксана Кузнецова
«Необыкновенная история о чудо-самоварах и русской самоварной традиции для маленьких детей».
Комментарии к презентации «Необыкновенная история о чудо-самоварах и русской самоварной традиции»
Старший дошкольный возраст.
Автор: методист МБДОУ №79 Кузнецова О. А.
Образовательная область: познание.
Цель презентации: приобщение детей к культуре родного края.
*дидактические задачи:
познакомить детей с понятиями МУЗЕЙ и ТРАДИЦИЯ; раскрыть значимость самоварной традиции для русского народа; рассказать об истории возникновения самоваров в разных странах, о зарождении самоварного ремесла в Туле, о разнообразии тульских самоваров, их достоинствах и уникальности;
*развивающие задачи:
развивать у детей интерес к культуре родного края, его истории; вызвать в душе воспитанников положительный отклик об увиденном и услышанном материале; развивать познавательные способности: память, внимание, умение слушать и воспринимать новую информацию;
*воспитательные задачи:
формировать нравственные качества личности: чувство патриотизма, любви к родному городу, его культуре и истории, чувство гордости за земляков – жителей города Тулы.
Слайд №2
Ребята, вы знаете, что такое музей?. Музей – это большой дом, в котором хранится коллекция интересных предметов. Это могут быть картины, посуда, мебель, музыкальные инструменты, старинные книги, игрушки …Каждый желающий может прийти в музей и познакомиться с коллекцией. В нашем родном городе Туле есть удивительный музей, в котором хранятся самовары. именно поэтому он называется Музеем самоваров.
Слайд №3.
Так вот в тульском Музее самоваров жил-был маленький, очень маленький самоварчик. Размером он был с обычный наперсток, а весил всего 16 граммов. Но никто не мог назвать его игрушкой, потому что малютка был самым настоящим самоваром с настоящей крошечной крышечкой, конфоркой, тушилкой. В нем можно было вскипятить 4 капли воды! Самоварчик был очень счастлив. Ему нравилось, что посетители музея с восторгом рассматривали его и говорили, какой он замечательный.
Слайд №4.
Но вот однажды в зал, где стоял наш самоварчик, принесли электрический чайник. Он был совсем новым и очень красивым, так показалось нашему самоварчику. Поначалу чайник не обращал никакого внимания на малютку. Он важно пыхтел, ворчал и выпускал пар. Но когда наступил вечер, все посетители ушли, и в зале наступила полная тишина, чайник вдруг заметил самоварчика, посмотрел на него свысока и сказал важным голосом: «Не понимаю, что делает в музее этот малыш! Ему, совершенно, здесь не место, как в прочем и всем самоварам, таким старым и уродливым! Их время прошло! Они никому не нужны! Толи дело мы, чайники! Современные, красивые, а, главное, нужные людям!
***После таких слов наш самоварчик не на шутку огорчился. Он, живя в музее столько времени среди своих родственников старинных самоваров, никак не мог подумать, что они, самовары, не нужны людям. Малютка стоял такой рассеянный и не знал, что делать…
Слайд №5.
Переполненный переживаниями и тревожными мыслями, он вдруг услышал нежный знакомый голос, который узнавал всегда безошибочно. Это голос принадлежал его маме, старинному тульскому самовару, сделанному из меди еще в начале 19 века.
Слайд №6.
Внутри такого самовара находилась труба, в которую засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Поджигали их лучиной - тонкой щепой из смолистой сосновой или еловой древесины, потом раздували огонь сапогом. Вскоре вода в самоваре закипала.
Слайд №7.
В заварной чайник, который ставили наверх самовара, добавляли листочки смородины, малины, земляники. Самоварчик знал, что чай у мамы получался самый вкусный на свете! Ему вдруг захотелось поделиться с ней своими переживаниями, спросить, неужели и правда век самоваров закончен, и люди будут пить чай только из этих странных современных чайников?
***Самоварчик крепко обнял свою маму и рассказал ей о своих тревогах.
На минутку ему показалось, что мамочка очень расстроится, услышав слова чайника. Но мама-самовар, выслушав сына, ни капельки не огорчилась, а даже, к удивлению самоварчика, нежно погладила его и,улыбнувшись, сказала: «Малыш, не бойся и не верь чайнику. Самовар – это не просто сосуд, в котором кипятят воду! Это ТРАДИЦИЯ русского народа! Ты знаешь, что означает это слово?» Самоварчик в ответ покачал своей крышечкой. Он никогда не слышал этого слова. (Целесообразно спросить у детей, знакомо ли им это слово)
Слайды №8.
-Самовар, сынок, - продолжала мама, - вошел в каждый дом. Он стал символом добра и домашнего уюта. Его покупали на всю жизнь, берегли, ухаживали, передавали от родителей к детям.
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой!
Слайды №9.
Для семейного чаепития самовар помещали в центр стола. Пока он закипал, на белую скатерть выставлялись все чайные принадлежности и домашняя выпечка: пироги, ватрушки, хворост, и конечно же тульские пряники. Выставлялись так же сахарница с уже расколотым на кусочки сахаром-рафинадом, вазочки с вареньем, как правило, земляничным или из крыжовника, розетки для варенья, редко – конфеты и шоколад.
Слайды №10.
На чаепитие собиралась вся семья - и бабушка с дедушкой, и папа с мамой и, конечно, дети. Все садились за большой стол, наливали чай из самовара, угощали друг друга вкусностями, медом, вареньем и беседовали…
Проходили годы, дети вырастали, у них появлялись свои дети, но члены семьи продолжали собираться все вместе за большим столом. Они обязательно пили чай из самовара и рассказывали интересные истории. Вот это и есть традиции, сынок!
-Как здорово, мама, иметь традиции! - воскликнул самоварчик. – А кто придумал пить чай из самовара?
Слайд№11.
-Кто изобрел самовар, неизвестно, потому что это произошло очень давно. В Древнем Риме тоже пользовались предметом очень похожим на наш русский самовар. Он имел форму высокого кувшина с двумя емкостями внутри для жидкости и углей. В античном самоваре не было крана и крышки, вода заливалась через верх и набиралась оттуда при помощи черпака, а раскаленный уголь подавался через отверстие сбоку. Интересно, что в этом же устройстве можно было охлаждать напитки в жаркие дни. Для этого вместо угля использовался лед. Назывался такой кувшин-самовар АУТЕПСА.
Слайды №12.
И в Древнем Китае были свои самовары. Изготавливались они из меди и назывались «хого», что в переводе означает «огненный котел».
И действительно, китайский самовар имел форму котелка с трубой внутри. В таком самоваре можно было не только вскипятить чай, поставив его на костер или угли, но и приготовить какое-нибудь блюдо.
Слайд №13.
Китайцы очень берегут свои традиции! Они и сегодня также любят собираться дома за большим столом всей семьей, чтобы отведать блюда, приготовленные в китайском самоваре Хого.
Слайд №14.
Трудно сказать, когда появились первые самовары в России. Их прадедушкой был медный «сбитенник». Это круглый чайник с внутренней трубой и поддувалом. Готовили в нем сбитень, очень полезный и вкусный старинный русский напиток из меда с пряностями.
Слайд № 15.
Тогда еще не было традиции пить чай, поэтому в течение дня пили горячий сбитень. Разносили его в тех самых круглых сбитенниках, а людей, которые это делали так и называли - сбитенщики.
Слайд. №16.
Первые фабрики, где изготавливали самовары, появились в нашем родном городе Туле. Тульские мастера стали делать много красивых самоваров различной формы и размеров.
Слайды №17.
Тульские самовары стоили дорого, потому что делали их настоящие мастера. Но они все чаще и чаще стали появляться в русских домах.
Слайды №18.
Их покупали и очень богатые люди…
Слайды №19.
Слайды №20.
и крестьяне, которым приходилось долгое время копить деньги на такую покупку.
***Про самовар русские люди придумали много пословиц и поговорок:
Самовар кипит – уходить не велит.
Печка – матушка, а самовар – батюшка.
С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.
В Тулу со своим самоваром не ездят.
Самовар, что море соловецкое, пьем из него за здоровье молодецкое.
Самовар закипел – отвлекайся от дел.
На три двора пять самоваров, а одна лошадь.
Слайд№21.
Самоваром гордились и выставляли его на показ.
Вот посмотрите, какой красавец! Этот самовар был сделан из латуни в конце 19 века. Он имеет форму вазы.
Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник –
Сам заварит, сам нальет. (Самовар).
Слайд №22.
Самовар с красивым названием «Флорентийская ваза» сделан также в 19 веке. Название самовару давали по форме корпуса.
Слайд №23 .
А этот самовар называют рюмкой, потому что похож на рюмку.
Слайд №24
Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар. (Частушка)
Слайд №25.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку! (Частушка)
Слайд №26.
Стоит толстячок,
всем чай пить велит. (Самовар).
Слайд №27.
Слайд №28.
А вот необычный самовар-терем! Правда, красивый!
Слайд №30.
Самоваром пользовались не только дома, его брали в дорогу, на гулянье. Для этой цели использовались дорожные самовары. Путешественники брали в дорогу специальный погребец. В нем была корзина для чаепития, состоявшая из двух чашек и блюдец, сахарницы, чайницы, двух ложечек, спичек и… самоварчика на спиртовке.
Позже был изобретен “заплечный” (носили за плечами) самовар. Его брали в военные походы солдаты.
Слайд №31
А вот самый маленький самовар - меньше песчинки (высота его 1.2 мм). Изготовлен он из золота в наше время мастером Николаем Алдуниным и состоит из 12 деталей. Увидеть такого малыша можно только с помощью увеличительного стекла.
Слайд №32.
Почти сто лет назад туляки изготовили очень большой самовар. Весил он 100 кг. В него можно было налить 250 литров воды. Вода вскипала в таком самоваре за 40 минут, а остывала 2 дня.
Но в 1995 году на тульском заводе «Штамп» был изготовлен гигантский (очень большой, огромный) самовар, который весил 500 кг (столько весит взрослая корова). В него уже можно было налить 450 литров воды. Такой самовар сделали для того, чтобы вовремя городских праздников можно было напоить ароматным полезным чаем много людей.
***Маленький самоварчик слушал рассказ мамы с замиранием сердца. Он впервые узнал, как важен самовар для русского человека, с какой любовью и трепетом относятся люди к традиции самоварного чаепития в нашей стране. В нем возникло необычайное чувство гордости за все русские самовары, особенно за те, что были сделаны в Туле.
Прикреплённые файлы:
prezentacija-neobyknovenaja-istorija_e2r74.pptx | 5146,05 Кб |
План-график контроля старшего воспитателя в ДОУ на 2012–2013 учебный год. Утверждено Заведующим МБДОУ Детский сад «Солнышко» Ковалевой Н. И___ От «»___2012 года План-график контроля воспитательно-образовательного.
Презентация «Сюжетно-ролевая игра в средней группе» В мае 2013 г. на базе нашего детского сада «Малыш» проходило заседание РМО воспитателей средних групп по теме «Образовательная область.
Следующая пословица
Задачи: Образовательные: обеспечить запоминание обычаев и традиций русского народа.
Развивающие: способствовать развитию познавательной активности и любознательности; способствовать развитию творческих способностей детей, исполняя народные песни, танцы; способствовать развитию сценического мастерства и эстетического вкуса у детей.
Воспитательные: пробудить интерес к истории и культуре России; показать красоту русского языка в процессе знакомства с устным народным творчеством; (песни, загадки, частушки, танцы); дать возможность детям почувств
Оборудование: на столах- самовары, заваренный чай, чашки и сладости; презентация « В гостях у самовара»; нами»), аудиозапись « Пых, пых, самовар!»; для детей- русские народные костюмы.
Чтобы в горницу ко мне пройти предъявите пригаситеьные билеты. Это биеты – загадки, прикрепенные к забору. Я буду загадывать, а вы отгадывать.
Хозяйка: Здравствуйте, здравствуйте,
Все на праздник к нам спешите
И друзей с собой видите.
Пригашенье на заборе.
Знать, увидимся мы вскоре.
Был листок зеленый,
Черный стал, томленым.
Был листочек зубчатым-
Стал листочек трубчатым.
Стал он в магазине. (Чай)
Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал – там и пропал (сахар)
Кольцо не простое, Кольцо золотое.
Всем на загляденье…
Ну и объеденье! ,(бублик)
Как начнет говорить – разговаривать.
Надо чай поскорее заварить. (чайник).
под песню «Горницы –узорница» дети проходят
хозяйка . Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог – хозяину радость. Прошу в избу, во светлицу. Будьте как дома, угощенье откушайте, да речи послушайте. А к нам еще гости пришли, нужно их встретить.
1реб: Дорогие гости! Как говорится –
Милости просим в нашу светицу.
Не нужно платы и робеть не надо.
Всем, чем богаты,. Тем и рады.
Не стесняйтесь, проходите
В нашу горницу, друзья,
И улыбки захватите –
Ведь без них никак нельзя.
2 реб: От души признаться надо,
Что давно вас в гости ждем.
Вы своим приходом радость
Принесли в наш светлый дом.
Здесь, без всякого сомненья,
Чай душистый всех вас ждет,
Несколько сортов варенья,
Пироги, ватрушки, торт.
3 реб: Мир вам, гости долгожданные,
Что явились в добрый час.
Встречу тепую, желанную
Мы готовили для вас.
Хозяйка: Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим!
В гости всех к себе зовем,
И чайку скорей нальем.
Сверху пар и снизу пар, Вот он, русский самовар!
Песня: «К нам гости пришли»
1 реб: Хлебом- солью привечаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.
Вед . Дорогие гости, ребята, приглашаем вас в гости. – Ребята, кто из вас любит принимать гостей? (ответы детей) Гостеприимство – национальная черта русских людей. Давно зародилась традиция встречать гостей хлебом - солью.
На столе в русском доме постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка. Этим хозяева хотели показать свое гостеприимство. Еще у славян хлеб-соль были символом верности, дружбы, богатства, благополучия.
А еще по русской традиции встречают гостей чаем. К нему подают лимон, варенье, мед, баранки, бублики, пряники, пироги.
Главное в русском чаепитии - это общение. Много чая, угощений и приятная компания – вот что важно при встрече гостей. Не принято молчать за столом. Молчание расценивалось, как признак глубокого неуважения к хозяевам дома. Хозяйка наливала чай сама, угощала гостей и домашних. Часто ей помогали дочери.
Подавать чашку чая за столом полагалось обязательно двумя руками, улыбаясь, с добрым напутствием «На здоровье». Принимая чашку, гости отвечали: «Благо дарю вам». Дети пили чай со взрослыми, слушали беседы, учились вести себя за столом. Нельзя было дуть на чай, чтобы остудить его, и звякать ложечкой, размешивая сахар.
- А сейчас самое время поговорить о том, откуда и когда к нам пришел чай.
Чай, который ты пьешь, приготовляется из листьев чайного дерева. Он бывает гранулированный, в пакетиках, рассыпчатый. На пачках написано «Грузинский чай», значит, его привезли из Грузии,«Краснодарский чай»- из краснодарского края.А бывает на пачках написано: «Китайский чай», «Индийский чай». Значит, его вырастили и приготовили в этих странах.
Вед. - Издавна на Руси любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые целебные травы.
- А какие травы можно добавлять в чай или заваривать отдельно?
( ответы детей и родителей, воспитатель показывает их на выставке)
Загадка: четыре ноги,
Два уха. Один нос да брюхо. (самовар)
1 Реб: Тары-бары-растабары,
Выпьем чай из самовара
С сухарями, с сушками,
Со сладкими ватрушками,
С бубликами вкусными,
С пирогами русскими!
2 Реб: Чая с вареньем и с лимоном,
С кренделями и с поклоном.
Завари, и крепкий чай
Добрым молодцам подай!
3 Реб: И внакладку, и вприкуску,
Пейте чай, друзья, по-русски!
Напился чаю от души,
Веселись тогда, пляши!
4 Реб: Мы веселые ребята,
Мы нигде не пропадем,
Если надо, то станцуем,
Если надо, то споем!
Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Посидеть за самоваром
Рады мы наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар гудит, шумит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар,
Наш красавец - самовар.
Без самовара нельзя было представить жизнь русского народа. Мы сегодня тоже собрались на семейные посиделки у самовара.
Самовар – исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что родина самовара – Тула. Но есть свидетельства, что первые самовары были изготовлены более 250 лет назад на Урале. Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя.
(5 слайд) Чайник –сбитенник. Внешне он напоминает чайник с большим изогнутым носиком, но внутри у него припаян кувшин, куда закладывали угли (позднее такое устройство кувшина мы увидели в самоваре), а внизу сбитенника - поддувало. Такие сбитенники делали в Туле. Они служили для приготовления горячего ароматного народного напитка ( сбитня ) из воды, меда, прянностей и трав.
(6 слайд) Самовары-кофейники, которые внешне мало чем отличались от чайного самовара. Во внутреннюю часть на кувшин укреплялось ситечко для процеживания кофе.
Самовар гудит, шумит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец-самовар.
(7 слайд) Флорентийская ваза
(8 слайд) Самовар дорожный, самовар ваза – « Многогранник»
(9 слайд) Самовар бочонком, самовар « Тюльпан»
( 10 слайд) Самовар «Жёлудь» самовар « Арбуз»
Самовар яйцом,самовар « Паук»
(12 слайд) Самовар банкой- буфетный электрический, самовар вазой
(13 слайд) Самовар "Русское поле", по форме напоминает греческую вазу, но на ней нанесены истинно русские полевые цветы - ромашки, васильки, колосья созревшей пшеницы. В центре - медальоны "Косцы" и "На пашне".
-Вот такие красивые самовары раньше отливали на Руси.
- А сейчас дети исполнят танец «Пых, пых – самовар!» ( звучит аудиозапись)
Вед: Мы за чаем не скучаем,
Мы частушки сочиняем.
Частушки не случайные,
Частушки тоже «чайные».
И нам их сейчас споют родители.
1.Мы на чайных посиделках 2.Не надо чаю много пить,
Очень рады побывать. Милые подружки,
Только вы не забывайте А то от чая в животе
Чай нам чаще подливать. Заквакают лягушки.
3.Самовар поёт, гудит, 4.Самовар блестит, кипя,
Только с виду он сердит. Чай в нём так и пенится.
К потолку пускает пар Погляди-ка на себя-
Наш красавец самовар. Ну и отраженьице!
5.Мама чаю, мама чаю 6.Много чая я пила-
С голубого чайника. Самоварничала.
Не пойду я за простого, Всю посуду перебила-
Пойду за начальника. Накухарничала!
7.Ой, чай, крепкий чай,
Чтобы радость приносил
1.Посидеть за самоваром 2.Самовар поет, гудит,
Рады все наверняка, Только с виду он сердит.
Ярким солнечным пожаром К потолку пускает пар
У него горят глаза. Наш красавец самовар.
3.Самовар пыхтит, искрится, 4.Лучше доктора любого
Щедрый, круглый, золотой, Лечит скуку и тоску
Озаряет наши лица Чашка вкусного, крутого
Он своею добротой. Самоварного чайку.
1.Ой, чай, крепкий чай, 2.Чай с вареньем и лимоном,
Пейте чай - чаечек, С кренделями и поклоном.
Чтобы радость приносил После бани свежий чай
Каждый день - денечек. Русским удальцам подай.
3.Он бальзам от всех болезней, 4.Мы за чаем не скучаем,
И напитка нет полезней. Вместе песни сочиняем.
Кто здоровым хочет быть, Рады всех вас пригласить
Больше чая надо пить. Вволю чаем напоить.
1хозяйка: А сейчас дл всех ребяток
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперёд,
Вы смекалистый народ.
1.Четыре ноги, два уха,
Один краник, да брюхо. (Самовар)
В чай попал и пропал. (Сахар)
3.Как начнёт говорить-разгваривать,
Надо чай поскорее заваривать. (Чайник)
4.Маленькое, сдобное, колесо съедобное. (Бублик)
5.Цветом жёлт и ароматен,
В чай кладут и чай приятен.
Только очень кислый он,
А зовут его? (Лимон)
Вед: Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
На весь мир молва идёт!
Ложкари играть начнут,
Ноги сами в пляс пойдут!
От зари и до зари
1 реб: Самовар пыхтит, искрится-
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
2 реб: Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого,
3 реб: Посидеть за самоваром
Рады мы наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
4 реб: Самовар гудит, шумит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар,
Наш красавец – самовар.
5 Реб: Самовару - 300лет, даже чайнику он дед.
Привезли его к Петру из Китая поутру.
Этот чайный генерал всем чаёчек разливал.
Лучше доктора любого лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого, ароматного чайку!
Самовар: Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет и усталость прогоняет!
Силы новые дает и друзей за стол зовет!
Хозяйка: Хорошо чайку попить,
О том,о сём поговорить.
А теперь пора сыграть,
Свою удаль показать.
« Сапожник»игра дети стоят в 2 шеренги друг против друга, дед посередине. После последних слов дети перебегают на противоположную сторону, дед их ловит)
Дети: Дедушка- сапожник, сшей нам сапоги!
Дед: Погодите, детки, потерял очки!
Дети: Дедушка-сапожник, сколько с нас возьмешь
Дед: Два рубля с полтиной, пятачок и грош.
Дети: Дедушка- сапожник ты с ума., сошел
Дед: Погодите , детки, я очки нашел!
Как известно всем, подружки - мастерицы петь частушки.
И вы, парни не зевайте и девчатам помогайте.
1. У носатого Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И, как зеркало, блестит. (самовар)
2. Из горячего колодца
Через нос водица льется. (чайник)
Пословицы и поговорки
Выпьешь чайку – забудешь тоску.
Самовар кипит – уходить не велит.
Чай пьёшь – до ста лет проживёшь.
За чаем не скучаем.
Если чай не пьёшь, где силы берёшь?
Печка матушка, а самовар – батюшка.
ЧАЙ ПИТЬ – НЕ ДРОВА РУБИТЬ.
Вед. Вот так интересно можно провести время у самовара! А у кого есть дома самовары? А вы пьете из него чай? Надеемся , что теперь вы будете чаще собираться всей семьёй у самовара!
Хозяйка: Пели мы и танцевали,
Очень весело играли.
О чае многое узнали,
Но, по-моему, устали.
Хозяйка: Наступает час прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорю вам: «До свиданья!
До приятных, новых встреч!»
До свидания. До новых встреч!
1.Кравякова С. В. Семейные посиделки. Журнал «Начальная школа» № 10 2001г.
2.Плясина Е.В. Наши маленькие открытия. Журнал «Начальная школа» № 2 2009г.
Читайте также: