От осинки не родятся апельсинки смысл пословицы

Обновлено: 19.05.2024

Думаю, что пора пересмотреть эту поговорку.
Как и "яблочко от яблони недалеко падает".
Времена меняются, люди часто мигрируют.
Династии врачей, учителей и пр. распадаются. Дети не идут по стопам родителей, им интереснее прокладывать в жизни свои пути.

Остальные ответы

У слона-слоненок, у крота-кротенок)

Sordes PilosusМыслитель (9398) 8 месяцев назад

а у Золотца что тогда?
*в непонятках*

Sordes Pilosus, от среды зависит. если она благоприятна, то сформирует и золотце.)

Следующая пословица

Иногда задумываюсь, почему в одних семьях дети хорошие, воспитанные, вырастаю успешными, ну в общем всё у них хорошо! А у других? Эти другие и сами думают об этом, почему так получается. Наверное генетика виновата, вылитый дед или бабка!

А начинается все с того момента, когда ребёнок совсем маленький. Вот теперь уместна пословица "Дети - зеркало родителей!"

В детском саду, наблюдая за поведением детей, можно понять какая примерно семья у ребёнка.

Я имею в виду, какие взаимоотношения в семье. Как ведет себя мама по отношению к папе и наоборот, и вообще - какая модель поведения в целом действует в этой семье.

Но как же сделать выводы про эту самую "модель"?
Вот одна из реальных историй.

Марику скоро исполнится 7 лет. У Марика хорошая мама, приятная с виду женщина. Марика всегда приводит в детский сад сама. Мальчик опрятно одет, очень послушен при маме, да и развит не по годам. И всё бы ничего, но.
Когда прихожу к ребятишкам в группу, он сразу же подбегает и старается получить моё внимание, рассказывает, что происходит, во что играют дети. Конечно, с ним начинаешь разговаривать, он остаётся очень довольный, но если подходит кто-то ещё, то он грубо говорит:
-Я первый подошел!
Такое поведение наблюдают и другие "приходящие" взрослые.
Однажды пришлось основному воспитателю отлучится на три часа и меня попросили поработать на группе, которую посещал Марик.

Мы с ребятишками сдвинули столы и принялись рисовать коллективную работу на большом листе. Марик рисовал, разговаривал как все дети. Когда закончили, стали убирать краски. В баночке на столе стояла грязная вода. Марик взял и специально наклонил банку, но я успела приподнять лист с рисунком - сине-коричневая вода потекла по столу.

Дети стояли молча. Я сразу же сказала:
- Ничего страшного, так бывает! Марик, принеси пожалуйста тряпку мы сейчас вместе всё вытрем!
Марик удивился и сказал:
-Хорошо, а дома моя мама бы закричала и наказала меня ремнем. А вы сказали, что ничего страшного.

Марик принес тряпку и все тщательно вытер, помыл баночку, сполоснул тряпочку, повесил её.
Пришла воспитатель группы и я ушла, на душе остался осадок и, конечно, повод подумать. Получается, что ребёнку в семье не хватает внимания, доброты со стороны матери, присутствуют физические наказания за малейшие провинности. А он попытался проверить мою реакцию на его поступок и был удивлен, что можно поступить иначе, как мама.
Как вы думаете, какой мальчишка вырастит, если мать не поменяет свою модель поведения по отношению нему?

И как правило в асоциальных семьях модель семьи какая? Пьют, не работают, дети в таких семьях растут как трава. И редко какой ребёнок из этих семей ведет другой образ жизни, когда взрослеет!

Ну даже если семья не асоциальная: просто папа работает, всю неделю ему не до детей, а в выходные пьёт пиво или покрепче что-нибудь, гуляет с друзьями, так сказать, расслабляется. Сын видит этот стереотип. Какай вырастет сын? Думаю, что можно не отвечать, у него сложится эта "модель", глядя на своего отца, по-другому он не видел и не знает как себя ведут другие папы.

Может я не права, пишите в комментариях, но сужу по своим детям - сыновьям, которые уже взрослые и ведут себя также прекрасно и благородно, как их отец!

Следующая пословица

В рамках продолжающегося челленджа "Развеиваем мифы" , продолжаю развеивать популярные заблуждения в Психологии. В этот раз предлагаю обзор нескольких очень вредных, колких, но самое главное, частых мифов: о том, как наследственность, генетика, влияют на черты личности детей, их характер, дальнейшую судьбу . Чаще их слышим от людей взрослых, даже пожилых, хотя и молодых, разделяющих эти мнения, хватает.

Суть мифа

Итак, если очень коротко, то свести всё можно к такому высказыванию: "От осинки не родятся апельсинки. а от ели - яблоки" в разных формах и вариациях. Представим ситуацию, когда такое говорят. Допустим, взяла пара семейная ребёнка из детского дома. Ребёнок по мере своего развития что-нибудь вытворяет, некий проступок, а окружающие, кто в курсе истории, говорят, мол чего хотели - у ребёнка дурная наследственность, так как его биологические родители: "пьянь, рвань, бандиты, воры, убийцы" (нужно подчеркнуть). Бывает и другая крайность, но с родными детьми. Пример: мальчик живёт с матерью, без отца. Отец их бросил, а сам алкоголик. Наступает подростковый возраст, парень во все тяжкие вдаряется. Не обязательно даже с выпивкой. Вызывают мать в школу или еще куда, а она отвечает: " что вы от меня хотите? это сын алкоголика!"

Суть разбираемого мифа одной картинкой (С) А. Демидович. Специально для "Психологии человеческих различий" Суть разбираемого мифа одной картинкой (С) А. Демидович. Специально для "Психологии человеческих различий"

Коротко, мифы сводятся к следующим тезисам:

  • Личность полностью зависит от генетических факторов, наследственности
  • Сколько не воспитывай, не меняй человека, генетика своё возьмёт
  • Даже при хорошей наследственности на ребёнка может очень сильно влиять дурное окружение

Давайте рассмотрим каждый тезис. Как всегда, какая-то доля правды есть в высказываниях (иначе не было бы почвы для мифов), но заблуждения берутся обычно тогда, когда имеющиеся факты, правду, пытаются натянуть как несчастную сову на глобус

Личность полностью зависит от генетических факторов, наследственности

Личность и психика - очень сложные феномены. Это многофакторные явления, "задача" со стольким количеством переменных и неизвестных, что влияют, что не счесть! Так что полностью генетика на личность не влияет точно. Это правда, что определенная часть нашей личности завязана на генетику, генетические факторы. Что именно передаётся генами? Передаются скорость протекания реакций , особенности обмена веществ, структуры белков , генетические патологии . Это то, что на психику может влиять (не обязано, но может). Например, темперамент . Темперамент - это скорость психики, её подвижность. Темперамент не является характером, сразу говорю, так как многие путают понятия. Отчасти, темперамент наследуется . Также есть большая пятерка черт личностей , которые выделяются отдельными учёными, исследователями. Считается, что дружелюбие + экстраверсия (склонность к заведению отношений и преимущественная направленность внимания), нейротизм (склонности к невротическим реакциям, способность регуляции негативных эмоций - иными словами, эмоциональная составляющая личности и саморегуляция эмоций ), интеллект (тот базис, что даётся от рождения. Помним, что интеллект вполне хорошо себе развивается, если им заниматься), добросовестность (спорно, но отдельные учёные пишут про неё, считают, что она завязана на гены).

Эта Большая Пятерка передаётся по наследству, что правда, однако лишь частично. До 40%. Почему так? А вы спросите тех, кто вам будет говорить про осинки с апельсинками, много ли они знают о том, что такое мутация, кроссинговер, а также какие конкретные гены отвечают за описываемые черты? Гены, когда происходит скрещивание, обмениваются друг с другом разными своими частями, иногда мутируют - т.е. всегда есть фактор определённой случайности. Генетика вообще, несмотря на то, что это описание генов, несёт всегда элементы случайности на практике. Да, предсказуемая случайность чаще всего, если это кроссинговер, но случайность !

Есть ещё такое явление, как генетическая память . Некоторые аспекты этой жизни в результате колоссального накопленного опыта всей популяции, передаются потомству на уровне генов. Это не про конкретных родителей, а скорее, про весь народ, про ту территорию, на которой он преимущственно живёт. Чаще всего, формируется это в виде бессознательных реакций на отдельные явления (погода; тревога при виде отдельных рельефов и местности; многое такое, что возникло как сумма опыта всех предыдущих поколений). Например, ниже находится изображение, которое будет приятно любому, живущему в Восточной Европе (наши соседи даже на флаг нанесли эти цвета). Почему так? Потому что это значит, что погода будет хорошая, а значит и с урожаем всё хорошо. С другой стороны, опыты и исследования показывают, что передаются в основном лишь такие аспекты памятью. Какие-то привычки, что-то совсем архетипическое. Никак не влияет генетическая память на "дурную наследственость"

Пейзаж, приятный любому жителю Восточной Европы. Причина? Генетическая память и её феномены Фото из открытых источников (Викисклад) Пейзаж, приятный любому жителю Восточной Европы. Причина? Генетическая память и её феномены Фото из открытых источников (Викисклад)

Гены дают базис. То, что даётся человеку от природы. В основном это различные факторы здоровья , внутренних химических реакци й, от которых корреляция с психикой если идёт, то очень косвенная. На деле же, наибольшая часть драматургии развития ребёнка, а потом и взрослого человека, завязана на саму жизнь, окружение, влияние других людей. Каждый из нас проживает стадии: внутриутробное развитие (оно сказывается на характере, о чём я уже писал в статье про Гипертимиков ), рождение, несколько стадий раннего возраста, школьный возраст, подростковый кризис, взросление, становление, и т. д. На каждом из этапов можно как пережить обязательные фазы, формирующие человека, так и не пережить, либо пережить с травмами. Отсюда и разные черты личности. В конце концов, мы можем вспомнить огромное количество личных примеров, когда встречаем человека, выходца из семьи алкоголиков, в жизни не пьющего ни одной капли, талантливого, работящего. Встречаются и другие примеры: родители прекрасные, умные, образованные, строгие, не пьют ни капли, но сын или дочь пускаются во все тяжкие. Как же так? Это как раз и объясняется, что генетика на судьбу дальнейшую мало влияет. Да, у человека могут быть болезни, связанные с особенностями структуры его генов. Да, у человека может быть флегматичный темперамент, но он может стать прекрасным артистом, просто работая над собой целенаправлено. Как говорили великие, например, Стивен Кинг:

Талант сам по себе — дешевле поваренной соли. Преуспевшего человека от талантливого отличает только одно — уйма упорного труда

Есть ли научная база за всем этим, подтверждающая мои слова? Да, есть. Вспомним, у кого наиболее близкая генетическая структура? У однояйцевых близнецов. Существует научное издание, Science, в котором опубликовано исследование близнецов, их характера и личности, найдены корреляции и различия. Прочитать можно здесь

Если очень коротко, то выяснилось, что наследственность влияет на некоторые черты, больше всего на интеллект, но в целом, всё зависит от окружения, воспитания, развития, образования.

Сколько не воспитывай, не меняй человека, генетика своё возьмёт

Как раз, тоже нет. Это неверно. Воспитание, т. е. влияние взрослых на ребёнка (и речь не только о родителях, но и о всей семье, а также об образовательных учреждениях и т. д.) огромную роль играет на то, какой личностью станет человек в итоге. Не забываем, что многое в руках самой личности. Человек, при желании, может очень многое в себе поменять. Обычно, легко меняются и нарабатываются всевозможные навыки , установки , отношение к явлениям жизни . Хуже (но тоже можно) с управлением эмоциями и чувствами . Какие-то вещи, типа интеллекта , памяти , внимания , можно наработать. Тяжелее с темпераментом, какими-то базисными вещами . Многое не изменишь, но можно компенсироваться, учиться управлять. Скажем, человеку с очень подвижной психикой, быстрым мозгом, можно и нужно учиться тормозиться. Флегматик может научиться ускоряться. Ананкаст может научиться принимать решения, если надо, быстро. Демонстративный тип личности, если захочет, может регулироваться, заниматься интроспекциями. Рассеянный, например, шизоид , может взять себя в руки и работать со своим вниманием. Все эти люди останутся самими собой, но могут наработать у себя волшебные кнопки, которые в нужные моменты можно включить.

К слову об алкоголизме родителей. Люди спиваются по-разному. Чаще всего, девиантное (т. е. отклоняющееся, нарушающее нормы) поведение у гипертимиков . Они наиболее подвержены к алкоголизму, если не могут выполнить свою "видовую программу" (свобода, лидерство, продвижение себя и других, забота о всей "стае" ). Из-за быстрой психики (кстати, именно это - быстрая психика и мозг - передаются генами потомству) спиваются быстро. Такая уж у них "химия" , чаще всего. Также относительно легко могут бросить пить, если заставить. Другое дело ананкасты - выпивают для снятия напряжения. Так как они очень основательные, то спиваются долго (некоторые могут вообще не спиться), хотя и верно.

Так что если узнаём, что сирота от пьяниц, то это далеко не значит, что он таким и будет! Да, наверное будет подвижная психика, какие-то особенности реакций, но всё остальное - в руках и силах тех, кто воспитывает. К ним и все претензии, а никак не к генам.

Даже при хорошей наследственности на ребёнка может очень сильно влиять дурное окружени е

Если честно, то это уже не вполе миф. Скорее, разные варианты крайности . Кому вообще удобен миф о плохой наследственности? Тем, кто не хочет воспитывать, кто хочет руки умыть. Куда как просто взять и списать всё на плохих биологических родителей, сняв с себя любую ответственность!

С другой стороны, как мы выяснили, далеко не на всё влияет даже воспитание. Остаются генетические факторы и собственное желание человека развиваться, но развиваться вопреки полученным извне установкам. При хороших волевых качествах, при желании самого человека измениться каким-либо образом, ему удастся сделать это. Да, как я писал выше, не всё можно поменять, но многое в наших руках

Следующая пословица

Значение и смысл пословицы "От осинки не родятся апельсинки"

Смысл пословицы

Смысл пословицы заключается в том, что ребенок всегда идет по пути своих родителей. И никакое личное мировоззрение, желание добиться чего-то большего, да и банальной эволюции (которая подразумевает, что чадо всегда лучше родителей) не учитываются. Во время появления пословицы считали так, что человек не может сменить социальный класс, отойти от норм морали и общества, сменить место жительства. В обществе действовала строгая иерархия и целая сеть взаимосвязей людей. Они-то и определяли дальнейшую судьбу еще только формирующейся личности. Вот только с рождения на еще маленького человека вешали своеобразный ярлык, привязывающий его будущее в тому, что было у его родителей.

Как могла появиться подобная пословица? Наверняка, была сформирована сторонником традиционных ценностей. После Петра 1 в Российской Империи начались глобальные изменения, не соотносящиеся со смыслом пословицы, поэтому стоит предположить, что создана она была раньше. К тому же, пословица явно носит негативный оттенок, поэтому применялась в случаях осуждения. К примеру, ребенок совершил ошибку или преступил закон, а ему говорят, что он весь в своих непутевых родителей.

Читайте также: