Народная мудрость пословиц и поговорок афористичные жанры фольклора

Обновлено: 24.12.2024

Цель: знакомство и формирование понятия о новых жанрах фольклора, развитие навыков устной речи.

1. Слово учителя.

Прочитаем высказывание В.И. Даля о пословице (стр. 32).

- Какое выражение Даля кажется вам самым важным?

Запишем одно-два предложения в рабочую тетрадь, например: «Кто её сочинил — не ведомо никому; но все её знают и ей покоряются. Это сочинение и достояние общее, как и самая радость и горе, как выстраданная целым поколением опытная мудрость, высказавшаяся таким приговором. »

- Вспомните, что такое пословица. Какие пословицы вы часто используете в своей речи?

В речи мы часто используем такие пословицы: Не рой другому яму — сам в неё попадёшь. Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. Что написано пером, не вырубишь топором. Читаем группы пословиц (стр. 33-34), определяем тему каждой группы:

Пословицы объединены в разделы по темам:

1. Родина, родная земля;

3. грамота, ученье;

- Покажите на примере, как вы понимаете, что такое прямой и переносный смысл пословицы.

Пословица «Пашню пашут — руками не машут» говорит о том, что во время работа на пашне надо держаться за сошники, а не размахивать руками. Это прямой смысл пословицы. В переносном смысле это означает: делая трудное дело, надо быть сосредоточенным, нельзя отвлекаться на пустяки.

- Что такое ритм? Приведите пример ритма в пословицах.

Ритм слышится во всех поговорках и пословицах, например: Доброе братство милее богатства.

- Что такое рифма? Выпишите в тетрадь три пословицы, в которых есть рифма.

Рифма в пословицах: Терпенье и труд всё перетрут. Пашню пашут — руками не машут. Повторенье — мать ученья.

- Чем пословица отличается от поговорки?

- Какие поговорки вы знаете?

Попросим учеников показать сборники пословиц, которые они принесли на урок. Познакомим их (если они ещё не знакомы) со сборником В.И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа».

- Как называются сборники пословиц, которые вы принесли на урок? Назовите составителей этих сборников.

- Сколько пословиц и поговорок собрано в ваших сборниках? Мудрость каких народов заключена в них?

2. Пословицы народов мира.

Читаем статью учебника-хрестоматии (стр. 34-35).

- Какие из пословиц, приведённых в этой статье, понравились вам больше всего? Каким народам принадлежат эти пословицы?

- Определите прямой и переносный смысл ассирийской пословицы «За каждым спуском следует подъём» и китайской пословицы «Высокая лампа далеко светит».

Ассирийская пословица «За каждым спуском есть подъём» в прямом смысле говорит о движении по горам, где после спуска с горы дорога вновь идёт в гору. В переносном смысле эта пословица означает, что для человека, который движется вперёд, за полосой неудачи вновь следует подъём.

Человек с высокими мыслями в китайской пословице предстаёт перед нами в образе лампы, которая освещает большое пространство: «Высокая лампа далеко светит». Человек, который свои мысли и поступки направляет на благо, помогает жить многим другим людям, как бы освещая их путь.

3. Самостоятельная работа.

Из пословиц разных народов мира (стр. 35-37) выписать пословицы: а) о дружбе; б) об отношении к труду; в) об отношении к учению.

В толковом словаре СИ. Ожегова мы читаем, что «добро» ■— это всё положительное, хорошее, полезное; «зло» — нечто дурное, вредное. У всех народов полезным считается учение, прилежание, трудолюбие, дружба, вежливость, мужество, скромность, любовь к людям. Пословицы всех народов осуждают невежество, лень, предательство, грубость, трусость, хвастовство и себялюбие.

О дружбе говорят такие пословицы:

Хороший друг ближе брата. (Азербайджанская.)

Ради друга терпи и пургу, и снег. (Азербайджанская.)

В трудную минуту — друг тут как тут. (Арабская.)

Друг в глаза скажет, враг — за спиной бурчит (Башкирская.)

Дерево сильно корнями, а человек — друзьями. (Грузинская.)

Неразумный о друге лишь в беде вспоминает. (Грузинская.)

Друзья лучше старые, одежда — новая. (Китайская.)

Об отношении к труду мы узнаём из таких пословиц: Кто не знает, как работать, для того работа не кончается. (Абхазская.)

Лучше есть свой чёрствый хлеб, чем чужой плов. (Азербайджанская.)

Ничего не делая, мы учимся дурным делам. (Английская.) Осталось дело до завтра — считай, что застряло. (Армянская.) Труд кормит человека, безделье — портит. (Ассирийская.) Земля ценится хлебом, а человек — делом. (Башкирская.) Конь узнаётся в скачке, человек — в делах. (Казахская.) Руку не протянешь, так с полки и ложку не достанешь'. (Латышская.)

Много рук поднимут и тяжкую ношу. (Литовская.) Жизнь — счастье в труде. (Литовская.) Не нажав сошника, не выкопаешь пирога. (Литовская.) Кто ухаживает за пашней, за тем пашня ухаживает. (Немецкая.)

Безделье — мать всех пороков. (Французская.) У ремесла золотое дно. (Эстонская.)

Воду в реке весна разливает, цену человеку труд добавляет. (Узбекская.)

Отношение к учению выражено в пословицах:

Невежда — ,враг самому себе. (Арабская.)

Незнание — не порок, нежелание знать — большой порок. (Башкирская.)

Без ученья нет и уменья. (Вьетнамская.)

Человек с сильными руками поборет одного, человек с сильными знаниями — тысячу. (Казахская.)

Следующая пословица

Конспект урока предусматривает творческую работу учащихся в интернет-сервисе Meograph.

ВложениеРазмер
Презентация к уроку 2.95 МБ
Конспект урока 852.5 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а мудрости в них на целую книгу» ( М. Горький)

Пословицы – мудрость народов .

«2» «3» «4» «5» 0-1 2-3 4-5 6 Таблица перевода баллов в отметку

Ласковое слово и кошке приятно

Пословица – это малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном. Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению и поддерживающая уклад народной жизни, духовный и нравственный облик народа .

Родились пословицы в глубокой древности, некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI - XII веков «Слово о полку Игореве », «Повесть временных лет». Собирать пословиц начали в XVI веке. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII-XVIII вв.

Владимир Иванович Даль ( 1801-1872)

Сервер Meograph стартовая страница

№ п/п Критерии оценивания 1 Соответствие теме задания: презентация содержит пословицы по одной из тематик задания (1 балла) презентация состоит только из пословиц, не относящихся к заявленным темам (0 баллов) 2 Наличие вступительной части: презентация содержит вводную часть (1 балла) в презентации отсутствует вводная часть (0 баллов) 3 Наличие примеров: презентация содержит пословицы 4-5 стран мира (1 балла) в презентации приведены примеры пословиц только 2-3 стран мира (0 баллов) 4 Наличие вывода: презентация содержит заключение (1 балл) в презентации отсутствует заключение (0 баллов) 5 Оригинальность оформления: презентация оформлена оригинальным подбором рисунков и фотографий (1 балл) в презентации отсутствуют иллюстрации (0 баллов) Критерии оценивания выступления одноклассников:

Пословица Мудрая, верная Учит, обобщает, помогает Передаётся из уст в уста Народная мудрость Синквейн к уроку

Прочитать статью учебника: «Пословицы и поговорки» стр. 60-63 Ответить на вопросы стр. 68 Выполнить творческое задание стр.67 Домашнее задание:

Следующая пословица

Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости. Разработанный урок помогает в игровой форме лучше усвоить сложное понятие «пословица», знакомит со значениями многих поговорок и позволяет ученику учиться использовать «народную мудрость» в речи, понимать глубокий философский смысл достаточно простых, часто слышимых пословиц.

ВложениеРазмер
konspekt_urok_literatury_6_klass_poslovitsy_i_pogovorki.docx 34.33 КБ
prezentatsiya_k_uroku_literatury_6_klass_poslovitsy_i_pogovorki.pptx 1.2 МБ

Следующая пословица

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать пословицы, поговорки, читать их выразительно; уметь анализировать тексты малых жанров фольклора, понимать их смысл, использовать в речи.

Метапредметные:

- формировать навыки сотрудничества как с учителем, так и с одноклассником, учитывать позицию собеседника, уметь обосновывать и доказывать собственное мнение; уметь строить понятные для партнера высказывания;

-уметь строить речевое высказывание – доказательство;

в) познавательн ые:

-самостоятельно осуществлять поиск и выделение необходимой информации; формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования.

Личностные: формирование познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений, пробуждать добрые чувства друг к другу.

Методы и формы обучения

Частично-поисковый, исследовательский, наглядный, элементы проектной деятельности.

Эвристическая беседа, выразительное чтение, работа со словарём.

Образовательные ресурсы

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, планшеты. Словарь пословиц и поговорок , словарь Даля, толковый словарь С.И. Ожегова.

Наглядно-демонс-трационный материал

Буклеты для выполнения проекта, таблички с терминами, флип-чарт ActivInspire по теме урока

Основные понятия

Фольклор, малые жанры фольклора, пословица, поговорка, метафора, афоризм.

Организационная структура (сценарий) урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодейст-вия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Мотивация (самоопределение) учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к восприятию учебного материала.

Вступительное слово. (1 стр.)

Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать на уроке литературы. Мы сегодня будем говорить о двух малых жанрах фольклора. Попробуйте угадать, о каких.

(2 стр.) М. Горький утверждал, что «_________ краткие, а ума и чувства вложено в них на целые книги». (3 стр.) А А.С. Пушкин сказал об одной из них: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой ______ нашей!» О чём же пойдёт речь на уроке? Правильно, а тема урока звучит так.

(4 стр.) На уроке вы начнёте работать над творческим проектом, а закончите его дома (это буде ваше домашнее задание). Какие цели мы поставим перед собой? ( шторка )

(- расширить свои знания о пословицах и поговорках;

- выполняя проектную работу, узнать что-то новое;

- эстетично оформить результаты своей работы). Результаты нашей деятельности на уроке мы будем заносить в буклет, который я для вас распечатала. (Стр. 5)

Учащиеся слушают учителя, отвечают на его вопросы, выдвигают предположения о теме урока.

Запись в тетрадь темы урока.

Определяют цель урока.

Знакомство детей с буклетом.

Познавательные : осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникатив-ные: управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Актуализация учебного содер жания , необходи мого для изучения нового материала;

актуализация мыслитель ных операций : сравне ния , анализ а , обобще ния ;

фиксирование затрудне ний при выполнении учащимися пробного учебного действия

Я просила вас повторить малые жанры фольклора. Какие вы помните?

Что такое пословица и поговорка ? (Проверим свои знания по статье учебника «Пословицы и поговорки» стр. 42 ). (стр.6)

Начнём оформлять буклет. Наклейте правильное определение пословицы и поговорки на своё место в буклете. Запишите по 1 примеру пословиц и поговорок. (шторка)

Проблемный вопрос: Пословицы и поговорки имеют много общего. Самое главное – они являются воплощением многовековой народной мудрости, облечённым в краткую художественную форму. А чем они отличаются друг от друга?

( просмотр видеофрагмента ), краткий конспект материала в виде таблицы.

Что нового узнали? А знали ли вы, что поговорка может быть частью пословицы? ( просмотр видеофрагмента ) стр.7

Как называл В.И. Даль пословицы и поговорки? Наклейте соответствующие стикеры.

Работа с учебником

Работа с таблицей

Познавательные :

работают с информацией, работают с учебными моделями, выполненяют логические операции;

преобразовывают и сохраняют информацию;

устанавливают причинно-следст-венные связи.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные :

формируют навыки речевой деятельности.

Личностные :

самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация.

Постановка учебной задачи

П остро - е ние проекта выхода из ситуации. Реализация построенной стратегии, проекта.

Выявление места и причины затруднения;

организация коммуникатив ного взаимодействия при защите индивидуальных проектов .

П остановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

А теперь поговорим о художественных особенностях кладезя народной мудрости - пословиц и поговорок. Стр 8

Иносказание пословиц. Объясните, как вы это понимаете. Сравните свой ответ с эталоном ( просмотр видеофрагмента ). Стр. 9. Пользуясь своими знаниями и материалами учебника (стр. 43 – 48), приведите по 1 примеру пословиц, основанных на иносказании.

(стр. 10) Метафоричность пословиц (насыщенность метафорами) основана на скрытом сравнении. Найдите примеры таких пословиц и поговорок и объясните их смысл.

(стр. 11) Схожесть со стихом – наличие ритма, рифмы. Подберите такие пословицы, занесите их в свой буклет.

Учащиеся выбирают метод разрешения проблемной ситуации

Познавательные: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

высказывают предположения на основе наблюдений; самостоятельно делают выводы.

Формирование способности переключения на доругой вид деятельности.

Я пословиц много знаю,

Вам сейчас их расскажу. (стр. 12)

Приходите в гости к нам

И садитесь по местам.

Учащиеся встают, выполняют повороты тела вправо-влево, наклоны вперед-назад под народную музыку

Закрепление с проговариванием во внешней речи.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, его закрепления.

Все ли художественные особенности пословиц и поговорок мы указали в буклете? Там нет упоминания о том, что пословицы и поговорки – это (стр. 13) афористичные жанры фольклора. Знакомо ли вам это слово? Что оно обозначает? Если мы не знаем значения слова, куда мы обращаемся за информацией? Источников информации много, но так как у нас урок литературы, я предлагаю обратиться к толковому словарю.

(стр. 14) А теперь постройте собственное высказывание - рассуждение на тему « Пословицы – афористичный жанр фольклора », пользуясь схемой строения рассуждения.

Мы разобрали с вами художественные особенности пословиц и поговорок (стр. 15) ( просмотр видеоролика ).

Пословицы и поговорки начали записывать ученые еще в 17 веке, а самыми известными собирателями стали (стр. 16) ( просмотр видеоролика ).

Предварительный просмотр:

Мурзаев Сергей Николаевич – учитель русского языка и литературы МБОУ Русско-татарская СОШ №136 г. Казани

Название работы: Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему: «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки».

Предметная область: Литература

Тема: Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки

Цель: раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора.

  1. Образовательные: формировать умение различать малые жанры фольклора, такие как пословица и поговорка; обучить умению анализировать смысл пословиц и поговорок по средствам игровых форм; расширять представления о культуре и истории родного края.
  2. Развивающие: развивать навыки устной речи учащихся;
  3. Воспитательные : воспитывать посредством анализа пословиц любовь к родной литературе, к Родине и своей семье.

Оборудование: презентация, раздаточный материал для игры, сборник пословиц, словарь литературоведческих терминов.

Вид урока: урок усвоения нового материала, урок-игра.

Аннотация: Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости. Разработанный урок помогает в игровой форме лучше усвоить сложное понятие «пословица», знакомит со значениями многих поговорок и позволяет ученику учиться использовать «народную мудрость» в речи, понимать глубокий философский смысл достаточно простых, часто слышимых пословиц.

Слайд 1. Эпиграф к уроку : Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжаем говорить об устном народном творчестве, и речь пойдет о малых жанрах фольклора – пословице и поговорке. Запишем в тетради тему урока. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Зачитаем его (ученик читает). Как вы его понимаете? (ученики высказываются). Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей. Пословица и поговорка – это отражение народного сознания. Через использование пословицы люди осваивают окружающий мир. Строение речи сравнивается со строительством дома не случайно. Метко и к месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно.

2.Сравнение пословицы и поговорки.

Что же такое пословица? Обратимся к литературоведческому словарю.

(ученики читают словарную статью в словаре)

ПОСЛО́ВИЦА — краткое образное выражение с назидат. смыслом. П. имеет одновременно буквальный и перен. (образный) план или только перен. В П. В гостях хорошо, а дома лучше два плана — букв. и перен. В П. Горбатого могила исправит — только образный. П. характеризуется особым ритмико-интонац. и фонетич. оформлением. П. может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д. Возникновение многих П. связано с реальными ист. событиями (Вот тебе, бабушка, и Юрьев день; Москва от копеечной свечки сгорела). Образность П. часто связана с реалиями быта, повседневной жизни (Лестницу надо мести сверху, а не снизу; Клин клином вышибают). П., имеющая характер совета, рекомендации, выступает в форме побудит. предложения (Любишь кататься — люби и саночки возить; На Бога надейся, а сам не плошай). П. со временем, утратив часть своего словесного выражения, может стать фразеологизмом.

ПОГОВОРКА – образное выражение, существующее в речи для эмоционально-экспрессивных оценок (например, «надоел как горькая редька» - выражение досады.

Чем отличается пословица от поговорки? (ученики делятся мнениями)

Запишем в тетради: (Слайд 2)

ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»).

ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла. («Семь пятниц на неделе»).

Иными словами и пословицы , и поговорки — это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это часть суждения без вывода.

3.Использование новых знаний на практике.

Посмотрите на слайд 3. В каком столбце пословицы, а в каком - поговорки?

В.И. Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица-ягодка; и это верно» И далее: «Это одна первая половина пословицы». Какую ценность для нас имеют поговорки и пословицы, почему мы считаем их важной частью народного творчества?

На слайде представлены пословицы и поговорки. Назовите, в какой колонке перечислены пословицы, а в какой – поговорки? Почему?

  • Положить зубы на полку;
  • Легок на помине;
  • Хоть шаром покати;
  • Свинью подложить;
  • Остаться с носом;
  • Когда рак на горе свистнет;
  • Рвет и мечет.
  • Сломить дерево – секунда, а вырастить целый год;
  • На зеркало нечего пенять, коли рожа крива;
  • Когда придет беда, не пойдет на ум и беда;
  • Ученье – свет, а неученье – тьма.

Большинство пословиц нельзя понимать буквально. Рассмотрим прямой и метафорический, т.е. переносный смысл пословиц.

Лес рубят — щепки летят. (Слайд 4)
Прямой смысл — когда рубят деревья, действительно из-под топора летят щепки. Переносный смысл — нельзя сделать большое дело, не совершив маленьких погрешностей.
Не зная броду, не суйся в воду. (Слайд 5)
Прямой смысл — реку вброд переходить можно тогда, когда хорошо знаешь, где находится брод. Переносный смысл — если хочешь сделать серьезное дело, надо сначала изучить, как его делать, чтобы не навредить самому себе.
Цыплят по осени считают.(Слайд 6)
Прямой смысл — цыплят можно считать тогда, когда они вылупляются, но за лето некоторые могут умереть, кого-то из них унесет коршун или лиса. Поэтому говорят, что цыплят надо считать осенью, когда они уже выросли и научились прятаться от врагов. Переносный смысл — итоги надо подводить тогда, когда дело доведено до конца.
От яблони — яблочки, а от сосны — шишки.(Слайд 7)
Прямой смысл — на яблоне растут яблоки, а на сосне растут только шишки. Переносный — не надо ждать, что дело, в результате которого должен возникнуть один результат, принесет другой.

Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение. Чтобы учиться использовать в своей речи пословицы и поговорки, предлагаю вам принять участие в небольшой игре, которая называется «Красна речь пословицей». Эта игра состоит из нескольких туров. Итак, начинаем. (Слайд 8)

1 ТУР «Найди соответствие». Найдите соответствие и продолжите пословицу . (Здесь в конспекте пословицы даны в правильном виде)

  1. Не родись ни хорош, ни пригож, // родись счастлив;
  2. Блин не клин, // брюха не расколет;
  3. На зеркало нечего пенять, // коли рожа крива.
  4. В согласном стаде // волк не страшен.

2 ТУР «Перевертыши». Узнайте пословицы в искаженном виде.(Слайд 9)

  1. Враги не знают друг друга в счастье ( Друзья познаются в беде );
  2. Глупые ноги ругают к старости. (Умную голову почитают смолоду);
  3. На своей Родине и зима прекрасна. (На чужой стороне и весна не красна);
  4. Великое безделье хуже крошечного бизнеса. (Маленькое дело лучше большого безделья) ;
  5. Чужие штаны подальше от себя ( Своя рубашка ближе к телу);
  6. Безделье неумеху не страшится. (Дело мастера боится);
  7. Чижа романами угощают. (Соловья баснями не кормят);
  8. Умный умного не слышит близко. (Дурак дурака боится);
  9. Черт всем скажет, боров слопает. (Бог не выдаст, свинья не съест).

3 ТУР «Одним словом». Замените поговорки одним словом. (Слайд 10)

  1. На попятный двор. (Отказаться);
  2. Заткнуть за пояс. (Победить);
  3. При царе Горохе. (Давно);
  4. Хоть шаром покати. (Ничего нет);
  5. Легок на помине. (Появился быстро);
  6. У черта на куличиках. (Далеко);
  7. Яблоку негде упасть. (Тесно);
  8. Как снег на голову. (Внезапно);
  9. Ни к селу ни к городу. (Невпопад).

4 ТУР «Откуда пословица?». Из какого источника появилась пословица?(слайд 11)

  1. Битый не битого везет. (Из сказки «Лиса и волк»);
  2. Кому вершки, а кому корешки. (Из сказки «Мужик и медведь»);
  3. А Васька слушает да ест. (Из басни И. Крылова «Кот и повар»);
  4. А воз и ныне там. (Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»);
  5. А ларчик просто открывался. (Из басни И. Крылова «Ларчик»).

5 ТУР «О чем пословица?». Распределите пословицы, разложенные на столе по темам на плакате, прикрепляя каждую пословицу к своей теме. (слайд 12), (Приложение №1)

Плакат с темами: «Трудолюбие», «Глупость», «Дружба», «Родина», «Учение», «Нерадивость», «Трусость».

(Листы цветной бумаги с пословицами разрезаны и в беспорядке текстом вниз лежат на столе. Ученики по очереди выбирают лист с пословицей, читают ее, знакомятся с ней, и только после этого распределяют).

  1. с родной земли – умри, не сходи
  2. своя земля и в горсти мила.
  3. всякая сосна своему бору шумит
  4. глупа та птица, которой свое гнездо не мило
  5. продай кафтан, да купи буквицу
  6. корень учения горек, да плод сладок
  7. сперва аз да буки, а там – и науки
  8. неразумного учить – в бездонную кадку воду лить
  9. под лежачий камень вода не течет
  10. дерево смотри в плодах, а людей смотри в делах
  11. горька работа, да сладок хлеб
  12. в лес идут и на троих один топор берут
  13. двое пашут, а семеро руками машут
  14. на голове густо, а в голове пусто
  15. лоб, что лопата, а ума небогато
  16. конь познается при горе, а друг при беде
  17. вешний лед обманчив, а новый друг ненадежен
  18. с кем хлеб-соль водишь, на того и походишь
  19. сказал бы словечко, да волк недалече.
  20. волков боятся - в лес не ходить

5.Подводим итоги игры . Выставляем оценки за лучшие ответы и комментарии на уроке.

6. Рефлексия (Слайд 13)

  1. Пословица – это…
  2. Поговорка – это …
  3. На какие темы существуют пословицы?
  4. Почему пословицу не всегда надо понимать буквально?

6.Заключение: (слайд 14)

Таким образом, пословицы и поговорки – это источник народной мудрости, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Пословицы и поговорки сопровождают человека всю жизнь. Они посвящены Родине и труду, учению и лени, здоровью и природе, родителям и друзьям. Благодаря точности и простоте пословицы легко усваиваться в детском возрасте и воспринимаются как жизненная норма. Пословицы и поговорки обогащают и украшают речь человека, развивают воображение.

Читайте также: