Мы в зеркале пословиц
Обновлено: 24.12.2024
Мы войдем в такой знакомый и такой удивительный мир - мир русской литературы, сегодняшней и древней, мир нашего языка, в котором, как в зеркале, отражается эта культура - все, чего достиг наш народ в своем развитии, из чего складывается облик его бытия. Каждый народ живет по - своему и имеет свою, в отличную от других народов психологию, мораль, философию.
Всем известно, что пословицы – это мудрые изречения народа на самые разные темы. Мы часто в речи употребляем пословицу как готовую формулу, подходящую для решения многих жизненных ситуаций. Тем они и ценны. А нам было интересно исследовать пословицы как некое зеркало, в котором видишь себя вне времени, и, отражаясь в котором, ощущаешь свою причастность к общей культуре народа.
В ходе исследований нам было интересно выявить, какие пословицы живут до сих пор и понятны каждому, какие – стёрлись из памяти.
В сокровищницу языка мы войдем вместе, чтобы увидеть здесь свою историю и культуру, чтобы, прикоснувшись к богатствам родной речи, не просто полюбоваться ими, а научиться пользоваться тем, что порой оказывается скрытым от нас завесой времен, народной мудростью.
Данная тема является актуальной во все времена, т.к. в пословицах заключена народная оценка, которая выражает мнение народа. В пословице всегда можно было найти совет, как поступить в том или ином случае. Как говорится в русской народной пословице, „Большая река начинается с малого ручейка“. И мы решили стать таким ручейком, донести до многих красоты и пользу народных пословиц в современной жизни
Цель проекта: определить влияние пословиц в воспитании младшего школьника.
Узнать историю происхождения пословиц.
Выяснить что такое пословицы и поговорки. Чем пословицы отличаются от поговорок.
Какие бывают пословицы и чему они учат.
Провести опрос одноклассников „Использование пословиц в своей речи“.
Узнать наиболее употребляемые в разговоре пословицы.
Предмет исследования: пословицы
Объект исследования: влияет ли пословица на воспитание ребенка.
Гипотеза: мы предполагаем, что пословицы имеют огромное влияние в воспитании.
Методы: изучение литературы, опрос одноклассников, анализ результатов.
Продукт проекта: раскладушка с пословицами
История происхождения пословиц
Вопрос о происхождении пословиц напрямую связан с материальной и духовной культурой народа , источник возникновения пословиц - сама жизнь.. Тайна происхождения пословиц скрыта в них самих. Они представляют собой результат обобщения различных жизненных ситуаций. А такие ситуации возникали - В ходе исторических событий: незваный гость хуже татарина. - В повседневном быту: не красна изба углами - красна пирогами. - В профессиональной деятельности: без закваски хлеба не месят. - В свободное времяпрепровождение: скучен день до вечера, коли делать нечего. Пословицы также могли быть итогом - Наблюдения за явлениями природы: Яблочко от яблоньки недалеко падает. - Осмысления своего социального положения: На брюхе шёлк, а в брюхе щёлк. - Религиозных представлений: Бог даст день, даст и пищу. - Кроме того, источником возникновения пословиц является и взаимодействие разных народов одной страны и других стран. Заимствованные пословицы тоже ярко отражают психологию, этику и мораль русского народа: Аппетит приходит во время еды. В связи с разными путями возникновения в языке пословицы и в речи ведут себя по-разному. Одни пословицы нам понятны и без объяснения, а чтобы понять другие, нужно представить какую-то ситуацию. Созданием новых и сохранением старых пословиц не ограничивается жизнь. Многие пословицы переосмысляются, переделываются в соответствии с новыми условиями. Жизнь отдельных пословиц можно проследить на протяжении многих столетий.
Понятие пословицы и поговорки. В чем их отличие?
Трудно сказать, с каких времён среди народа начали ходить пословицы - устные краткие изречения на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок - эмоциональных кратких выражений. С 19 века согласно с В. Далем, который говорил: «поговорка - окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения. Поговорка близка к пословице. Стоит прибавить лишь одно слово и ни сделать перестановку, и из поговорки вышла пословица. И те и другие сопровождают нас в повседневной жизни.
Давайте разберёмся, чем отличается пословица от поговорки. Это интересно и важно, ведь наше исследование называется «Мы в зеркале пословиц». Для этого сопоставим пословицы и поговорки и составим портрет пословицы.
Вот что мы прочитали в словаре литературоведческих терминов:
Пословица – жанр устного народного творчества:
вошедшее в обиход законченное меткое образное выражение, применяемое к самым разным жизненным ситуациям и имеющее поучительный смысл.
Пословицы обычно ритмически организованы.
Ешь просто - доживешь до ста.
Век живи - век учись
Поговорка - жанр устного народного творчества; вошедшее в речевой обиход образное выражение, заключающее в себеэмоциональную оценку того или иного явления.
В отличие от пословицы не является законченным выражением и не имеет поучительного смысла.
Может быть частью пословицы, самостоятельным словосочетанием
Не робкого десятка.
Глянет - рублём подарит.
А Владимир Иванович Даль так говорил: «поговорка - цветочек, а пословица - ягодка».
Итак, вот как выглядит портрет пословицы:
Краткость и законченность (легко запоминается и выражает законченную мысль)
Общеизвестность (это всем известное народное выражение, которое приходит на память к случаю)
Мудрость (общепризнанность выражаемой истины: пословицу признают все, с ней не спорят)
Образность (может употребляться в различных жизненных ситуациях, пословица - средство изобразительности и выразительности)
Теперь мы без труда отличим пословицу от поговорки. III. Какие бывают пословицы. Чему они учат? У людей разные мнения, отношение к жизни, соответственно пословицы разные, причём зачастую они могут противоречить. И какие из них «правильные», каждый человек решает сам, опять же исходя из своего жизненного опыта и отношения к жизни.
Как писал К.Д. Ушинский, в пословицах отразились «все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни». Соответственно велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме, семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, книге и грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и многом другом. Можно выделить три группы пословиц: 1группа: Эти пословицы в настоящее время не употребляются в прямом смысле: Взялся за гуж, не говори, что не дюж. 2группа: Эти пословицы имеют два плана: буквальный (прямой) и иносказательный (переносный): Кашу маслом не испортишь. 3группа: Эти пословицы употребляются в буквальном (прямом) смысле: Лучше поздно, чем никогда. Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.
Пословицы вносят разнообразие, но не стоит их делать принципами жизни. Пословицы должны учить различать хорошее и плохое, добро и зло. Выбирайте «хорошие» пословицы, учитесь доброму. IV.Опрос одноклассников „Использование пословиц в своей речи“В рамках нашего проекта мы провели социологический опрос среди учеников нашего класса и их родителей. Каждый из опрашиваемых назвал свою самую любимую пословицу. Интересно, что у каждого она действительно «своя»: ни одна из пословиц не повторялась. Мы составили рейтинг любимых мудрых изречений по темам. V.Наиболее употребляемые пословицыПо тематике чаще других встречаются пословицы о труде, например: Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. Были и такие пословицы: Дурная голова ногам покоя не дает. На втором и третьем месте были пословицы о дружбе, о силе характера. Наиболее популярные пословицы:
Делу – время, потехе – час
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда и другие.
Сделал дело, гуляй смело
Век живи, век учись
Повторенье – мать ученья
Поспешишь – людей насмешишь.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Пословицы о труде преобладают. Это и понятно, так как труд составляет основу человеческой жизни. Кроме пословиц о труде, часто встречаются пословицы о жизни, о дружбе и другие.
Для каждого времени и каждого возраста актуальны и важны свои пословицы - главное, вовремя узнать и понять. Пословицы - достояние народа, предмет национальной гордости. Несколько столетий назад их начали бережно собирать и записывать по всему миру. Они кочевали из одной страны в другую, но сути своей не теряли. Наблюдая за своей и чужой жизнью, анализируя ее, люди делали выводы, фиксировали их в метких образных выражениях, которые старались запомнить, сберечь, передавали из уст в уста, чтобы человек приобретал жизненный опыт, а вместе с ним и мудрость.
Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. В пословицах отражён внутренний мир русского человека, его жизнь, быт, традиции. «Что не болит, то не плачет», - говорит пословица. То есть в пословицах отражено всё, что волновало ум и сердце народное.
Внутренний мир и человека и народа в целом – это жизненные ценности и стереотипы поведения в различных ситуациях.
Посмотрим, каков он, русский человек, в пословицах?
Мы увидим в пословицах о труде, что ценилось прежде всего трудолюбие, мастерство:«Ленивому всегда праздник», «Бедность – не порок», «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Наши предки всегда уважительно относились к образованным людям: «За учёного трёх неучёных дают», «Почитай учителя как родителя».
Есть пословицы, отразившие важные события нашей истории, которые непосредственно повлияли на жизнь народа.
Кто знает, не станете ли вы продолжателями традиций замечательных собирателей и исследователей народной мудрости прошлого.
Следующая пословица
1 слайд Описание слайда:
Мы в зеркале пословиц Работу выполнила ученица 4 Б класса Данилюк Кристина Руководитель Головинова Т.М.
2 слайд Описание слайда:
ЦЕЛЬ: Выявить отношение людей к пословицам
3 слайд Описание слайда:
ЗАДАЧИ: изучить литературу по данной теме; изучить историю происхождения пословиц и поговорок и их отличие друг от друга провести анкетирование МЕТОДЫ: Сбор и обработка информации по литературным источникам; метод сравнения; анкетирование; анализ результатов. -
4 слайд Описание слайда:
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПОСЛОВИЦЫ РУССКОГО НАРОДА ГИПОТЕЗА : У ПОСЛОВИЦ ЕСТЬ ОТВЕТЫ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ
5 слайд Описание слайда:
ОТЛИЧИЕ ПОСЛОВИЦЫ ОТ ПОГОВОРКИ ПОСЛОВИЦА жанр устного народного творчества - законченное меткое выражение, имеет поучительный смысл ПОГОВОРКА жанр устного народного творчества образное выражение, имеет эмоциональную оценку, не имеет поучительного смысла
6 слайд Описание слайда:
КРАТКОСТЬ ОБЩЕИЗВЕСТНОСТЬ МУДРОСТЬ ОБРАЗНОСТЬ
7 слайд Описание слайда:
ОТКУДА БЕРУТСЯ ПОСЛОВИЦЫ? ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ПОВСЕДНЕВНЫЙ БЫТ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
8 слайд Описание слайда:
1группа. Эти пословицы имеют буквальный (прямой) и иносказательный (переносный) смысл 2группа. Эти пословицы употребляются в буквальном (прямом смысле)
9 слайд Описание слайда:
УЧЕНИКИ РОДИТЕЛИ УЧЕНЬЕ - СВЕТ - -А НЕ УЧЕНЬЕ БЕЗРАБОТИЦА УЧЕНЬЕ- СВЕТ - И В ГОЛОВЕ РАСЦВЕТ А НЕУЧЕНЬЕ ВЕДРО И ТРЯПКА А ЕЩЁ ДЕНЬГИ И ХОРОШАЯ ЖИЗНЬ ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ – -ДОЛЖЕН СТАРАТЬСЯ -ЛЮБИ И ЗА ПРОЕЗД ПЛАТИТЬ ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ - КУПИ САНКИ ЗАРАБОТАЙ НА « ДЖИП» А ПЕШКОМ БЕЗОПАСНЕЙ ТИШЕ ЕДЕШЬ - - МЕНЬШЕ БЕД ТИШЕ ЕДЕШЬ – БОГАЧЕ БУДЕШЬ ЦЕЛЕЙ БУДЕШЬ
10 слайд Описание слайда:
СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ – - ЗА ХВОСТ НЕ ПОЙМАЕШЬ СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ – КЛЮНЕТ БОЛЬНО НЕ ГОВОРИ ЛИШНЕГО ДУМАЙ, ЧТО ГОВОРИШЬ МОЖНО И ПО МАКУШКЕ ПОЛУЧИТЬ СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ – - И ОТОРВИ КАК ПОПАЛО - А ТО БУДЕТ ВЕЛИКО СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ- И ПОДУМАЙ, А НАДО ЛИ РЕЗАТЬ ГЛАВНОЕ НЕ ИСПОРТИТЬ -И 100 РАЗ ПОДУМАЙ И СДЕЛАЙ ПО-СВОЕМУ УЧЕНИКИ РОДИТЕЛИ
11 слайд Описание слайда:
Выбранный для просмотра документ Пословицы.doc
библиотекаматериалов
Исследовательская работа
по русскому языку
«Мы в зеркале пословиц»
ученица 4 Б класса
учитель начальных классов
Всем известно, что пословицы – это мудрые изречения народа на самые разные темы. Мы часто в речи употребляем пословицы подходящие для решения многих жизненных ситуаций. Тем они и ценны.
В ходе исследований мне было интересно выявить, какие пословицы живут до сих пор и понятны каждому, какие – стёрлись из памяти, а какие - переосмыслились. С чем это связано?
Объект исследования : пословицы русского народа.
Актуальность исследования: современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.
Гипотеза: У пословиц есть ответы на все случаи жизни
-показать, как мироощущение русского человека отразилось в его пословицах;
-выявить отношение современных людей к пословицам и проследить, как эти изменения отразились в речи за последние десятилетия.
Задачи:
-, сопоставить пословицы с поговоркой;
-представить источники и пути появления пословиц в языке;
-представить результаты социологического опроса «Пословица в моей жизни»;
-изучить современные «словесные игры» с пословицами и представить результаты
-сделать выводы по теме исследования .
Часть «Загляните в зеркало»
Портрет пословицы
Трудно сказать, с каких времён среди народа начали ходить пословицы - устные краткие изречения на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок - эмоциональных кратких выражений. И те и другие сопровождают нас в повседневной жизни.
Давайте разберёмся, чем отличается пословица от поговорки.
Пословица – жанр устного народного творчества:
вошедшее в обиход законченное меткое образное выражение, применяемое к самым разным жизненным ситуациям и имеющее поучительный смысл.
Пословицы обычно ритмически организованы.
Век живи - век учись
Поговорка- жанр устного народного творчества:
вошедшее в речевой обиход образное выражение, заключающее в себе эмоциональную оценку того или иного явления.
В отличие от пословицы не является законченным выражением и не имеет поучительного смысла.
Может быть частью пословицы, самостоятельным словосочетанием
Не робкого десятка.
Глянет - рублём подарит.
А Владимир Иванович Даль так говорил: «поговорка- цветочек, а пословица- ягодка».
Итак, вот как выглядит пословица:
Краткость и законченность (легко запоминается и выражает законченную мысль)
Общеизвестность (это всем известное народное выражение, которое приходит на память к случаю)
Мудрость (общепризнанность выражаемой истины: пословицу признают все, с ней не спорят)
Образность (может употребляться в различных жизненных ситуациях, пословица - средство изобразительности и выразительности)
Теперь мы без труда отличим пословицу от поговорки.
2. Откуда берутся пословицы
А знаете ли вы, откуда берутся пословицы? Они представляют собой результат обобщения различных жизненных ситуаций. А такие ситуации возникали:
- В ходе исторических событий: Незваный гость хуже татарина.
- В повседневном быту : Не красна изба углами - красна пирогами.
- В профессиональной деятельности: Без закваски хлеба не месят.
- В свободное времяпрепровождение: Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Пословицы также могли быть итогом
- Наблюдения за явлениями природы: Яблочко от яблоньки недалеко падает .
- Религиозных представлений: Бог даст день, даст и пищу.
3. Рождение пословиц в речи
Источник возникновения пословиц - сама жизнь.
В связи с разными путями возникновения в языке пословицы и в речи ведут себя по-разному. Вы, наверно, уже заметили, что одни пословицы нам понятны и без объяснения, а чтобы понять другие, нужно представить какую-то ситуацию. Так, можно выделить две группы пословиц:
1группа . Эти пословицы имеют буквальный (прямой) и иносказательный (переносный) смысл: Кашу маслом не испортишь.
2группа . Эти пословицы употребляются в буквальном (прямом) смысле: Лучше поздно, чем никогда.
Часть «Пословица недаром молвится»
1. Результаты социологического опроса «Пословица в моей жизни»
1. 1. Результаты опроса моих одноклассников и их родителей
Я провела социологический опрос среди учеников нашего класса и их родителей.
Вот что у меня получилось:
Первый вопрос для учащихся был такой: «Какую пословицу или поговорку, обращённую в ваш адрес, вы слышите чаще других?»
Часто встречаются пословицы:
Делу время – потехе час.
Сделал дело – гуляй смело.
Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
Встречаются и такие наставления:
Кашу маслом не испортишь.
Под лежачий камень вода не течёт.
От нашего учителя мы чаще всего слышат:
Поспешишь – людей насмешишь.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
«Главное - старание!» - вот к чему призывают нас Татьяна Михайловна . А ещё мы должны помнить : ученье – свет, а неученье- тьма.
Для родителей этот вопрос звучал иначе: «Какие пословицы и поговорки вы употребляете, когда общаетесь с детьми?»
Чаще всего родители, воспитывая детей, используют пословицы о труде –.
Наиболее популярными были такие:
Делу – время, потехе – час
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда и другие.
Пословицы о труде преобладали. Это и понятно, так как труд составляет основу человеческой жизни .
На втором месте были пословицы о жизни.
Век живи, век учись
Повторенье – мать ученья
Я провела социологический опрос среди учителей нашей школы.
Цель опроса: узнать, пословицы какой тематики чаще всего используют учителя в жизни и какие пословицы помогают им при общении с учениками.
Всего было опрошено 26 учителей. Читая их самые любимые пословицы, я выяснили, что это пословицы о труде:
Глаза боятся, руки делают
Делу – время, потехе - час.
Сделал дело – гуляй смело.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Но встречались пословицы о дружбе, чести, силе характера:
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты.
Береги одежду снову, а честь смолоду
Читая пословицы, я выяснила, что любимыми являются те, которые характеризуют нравственные ценности человека.
Отвечая на второй вопрос: «Какие пословицы и поговорки вы употребляете в школе при общении с учениками?», учителя в основном называли пословицы, которые можно объединить общей темой – труд, ученье. Вот часто встречающиеся:
Что посеешь, то и пожнешь.
Век живи, век учись.
Повторенье – мать ученья
Не говори – не умею, а говори – научусь
Плохо тому, кто добра не творит никому
Итак, как видим, пословица не даром молвится
Они помогают человеку образно выразить свою точку зрения.
Выбирайте выражения!
Результаты задания «Придумайте своё продолжение пословицы»
На задание «Придумайте своё продолжение пословицы» я получила остроумные ответы. Вот самые интересные на наш взгляд:
Ученье - свет
а школа - электростанция
а неученье – безработица
Любишь кататься
должен стараться
люби и за проезд платить
Слово не воробей –
за хвост не поймаешь
Тише едешь –
Семь раз отмерь
и оторви как попало
а то буде велико
Ученье - свет
и в голове расцвет,
а неученье – ведро и тряпки.
Ученье – свет, а ещё деньги и хорошая жизнь, а неученье - безденежье
Любишь кататься
ну и катайся
люби и за собой убирать
заработай на «Джип»
а пешком безопасней
Слово не воробей –
клюнет больно
вылетит – неси ответственность
не говори лишнего
думай, что говоришь
вылетит и полетит
можно и по макушке получить
говори мало и по делу
Тише едешь –
богаче будешь
целей будешь
Семь раз отмерь
и подумай, надо ли резать
а на восьмой раз можешь резать
главное не испортить
и 100 раз подумай
и все равно сделаешь по-своему
Мы видим, что и ученики и родители не очень изменили основной смысл пословиц. Потому что вечные истины остаются неоспоримыми.
Пословицы были придуманы давно и проверены временем, поэтому поступая, так как велит народная мудрость сложно ошибиться. Главное в этом деле понять, то, что говорит пословица.
Работа над этим проектом многому меня научила. Я поняла, зачем надо знать пословицы и поговорки. Ведь они учат нас многому: каким нужно быть в труде, дружбе, учебе, как относиться к своим близким, старшим, к родине. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.
Подводя итог своего исследования, можно сказать, что, гипотеза моя подтвердилась. У пословиц действительно есть ответы на все случаи жизни.
В ходе работы над исследованием я пришла к выводу:
пословицы нужно знать и уметь их употреблять в речи . Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.
1.Волина В., Пословицы, поговорки, ребусы. С.-Пб: издательство Дидактика Плюс,1997.–224с.
2.Даль В.И., Пословицы русского народа.
3.Зилин В.И., Спирин А.С., Пословицы и поговорки русского народа. Большой толковый словарь. Изд. 2-е, М.,2005. – 544с.
4.Круглов Ю.Г., Русские народные сказки. М.: Просвещение, 1983. – 320с.
5.Новикова Е.Н., Лебедева А.Э., 2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.- 272с.
6.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка.
7.Пословицы народов мира.
8.Степанов В., Русские пословицы и поговорки от А до Я: словарь-игра. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 240с.
Следующая пословица
Дети учатся различать поговорки от пословиц,их значение и употребление в жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
my_v_zerkale_poslovits.docx | 33.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Часть первая «Загляните в зеркало»
- Что такое пословица?
- История возникновения пословицы.
- Чем отличается пословица от поговорки?
- О чем бывают пословицы и чему они нас учат?
Часть вторая «Мы играем, пословицы собираем».
Часть третья «Пословица недаром молвится»
- Коллективная работа детей подготовительной группы.
- Кроссворд пословиц.
- Заключительное слово.
- Литература.
Объект исследования: пословицы.
Основной вопрос: А у пословицы есть ответ на все случаи жизни?
Цели: Выяснить что такое пословица.
Задачи: Познакомить с фольклорным жанром «Пословица и поговорка». Чем отличается пословица от поговорки? Откуда они взялись? Кто их сочинил? О чем и о ком бывают пословицы? Чему они учат? Познакомить своих сверстников с этим жанром.
Методы решения исследовательской работы: Сбор информации на данную тему (библиотека, книги, воспитатели, родители, сверстники, интернет). Разработка совместно с педагогом и родителями дидактических игр, игровых обучающих и творчески развивающих заданий, упражнений, ситуаций для привлечения детей группы к использованию пословиц в разговорной речи.
Пословица-это ходячий ум народа. В.И. Даль
Перед началом исследования мы поставили следующие цели:
Что такое пословица? Чем отличаются от поговорки? Чему они учат в жизни?
Всем известно, что пословицы – это мудрые изречения народа на самые разные темы. Взрослые часто в речи употребляют пословицу как готовую формулу, подходящую для решения многих жизненных ситуаций. Тем они и ценны.
В ходе исследований нам было интересно получить ответы на наши вопросы выявить, какие пословицы живут до сих пор и понятны каждому. Рассказать детям в группе о пословицах и научить применять их в речи.
Часть первая «Загляните в зеркало»
- «Что такое пословица?»
Определение из толковых словарей.
Толковый словарь Ушакова:
Пословица — это краткое образное законченное изречение, обычно ритмичное по форме, с назидательным смыслом. Русские пословицы лучшие и выразительнейшие из всех пословиц в мире.
Большой толковый словарь русского языка:
Меткое, образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.
Толковый словарь С. И. Ожегова:
Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.
Толковый словарь В. И. Даля:
Пословица — краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть особь языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи.
Словарь-справочник лингвистических терминов (Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.):
Образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл, обычно характеризующееся особым ритмо-интонационным и фонетическим оформлением (параллелизм построения, стихотворный размер, звуковые повторы, рифма и т. п.). Примеры: Береги колхоз, получишь хлеба воз. Волков бояться — в лес не ходить. Любишь кататься — люби и саночки возить. На трактор надейся, а коня не бросай. Неправдою свет пройдешь, да назад не воротишься. Попытка не пытка, а спрос не беда. Согласного стада и волк не берет. Ученье — свет, а не ученье — тьма.
Русский толковый словарь В. В. Лопатина:
Краткое народное изречение, законченное высказывание с назидательным смыслом. Войти в пословицу — значит стать общеизвестным, прославиться.
Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой:
Пословица — меткое образное изречение, обычно ритмичное по форме, обобщающее, типизирующее различные явления жизни и имеющее назидательный смысл.
Словарь литературоведческих терминов (С. П. Белокурова):
Пословица — жанр устного народного творчества, вошедшее в речевой обиход законченное меткое образное изречение, применимое к самым разным жизненным ситуациям и имеющее поучительный смысл. Пословицы обычно ритмически организованы. По происхождению делятся на народные (фольклорные) и авторские (крылатые слова). Например: «На нет и суда нет», «Дурная голова ногам покоя не дает», «Всякий дом хозяином держится», «Век живи — век учись»; «Злые языки страшнее пистолета» (А. С. Грибоедов).
Из литературоведческого словаря:
Краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица часто имеет одновременно и буквальный и переносный (образный) план. Пословица может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д. Возникновение многих пословиц связано с реальными историческими событиями (Вот тебе, бабушка, и Юрьев день; Москва от копеечной свечки сгорела). Образность пословиц часто связана с реалиями быта, повседневной жизни (Лестницу надо мести сверху, а не снизу; Клин клином вышибают). Пословица, имеющая характер совета, рекомендации, выступает в форме побудительного предложения (Любишь кататься — люби и саночки возить; На Бога надейся, а сам не плошай). Пословица со временем, утратив часть своего словесного выражения, может стать фразеологизмом.
А как объяснить ребенку, Что такое пословица? простым и понятным языком?
Я составила собственное определение пословицы, опираясь на прочитанную информацию. Пословица — это краткое народное изречение, законченное высказывание с поучительным смыслом, ритмичное и меткое выражение которое состоит из одного предложения.
- История возникновения пословицы.
А знаете ли вы, откуда берутся пословицы? Вопрос о происхождении пословиц напрямую связан с материальной и духовной культурой народа. Они представляют собой результат обобщения различных жизненных ситуаций. А такие ситуации возникали:
- В ходе исторических событий: Незваный гость хуже татарина.
- В повседневном быту: Не красна изба углами - красна пирогами.
- В профессиональной деятельности: Без закваски хлеба не месят.
- В свободное времяпрепровождение: Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Пословицы также могли быть итогом
- Наблюдения за явлениями природы: Яблочко от яблоньки недалеко падает.
- Осмысления своего социального положения: На брюхе шёлк, а в брюхе щёлк.
- Религиозных представлений: Бог даст день, даст и пищу.
Кроме того, источником возникновения пословиц является и взаимодействие разных народов одной страны и других стран. Заимствованные пословицы тоже ярко отражают психологию, этику и мораль русского народа: Аппетит приходит во время еды (из фр. яз.) Игра не стоит свеч (из фр.яз)
- Чем отличается пословица от поговорки?
Трудно сказать, с каких времён среди народа начали ходить пословицы - устные краткие изречения на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок - эмоциональных кратких выражений. И те и другие сопровождают нас в повседневной жизни. Однако нередко эти понятия отождествляются.
Давайте разберёмся, чем отличается пословица от поговорки. Это интересно и важно, ведь наше исследование называется «Мы в зеркале пословиц». Для этого сопоставим пословицы и поговорки и составим портрет пословицы.
Пословица – жанр устного народного творчества:
вошедшее в обиход законченное меткое образное выражение, применяемое к самым разным жизненным ситуациям и имеющее поучительный смысл.
Пословицы обычно ритмически организованы.
Ешь просто - доживешь до ста.
Век живи - век учись
Поговорка - жанр устного народного творчества:
вошедшее в речевой обиход образное выражение, заключающее в себе эмоциональную оценку того или иного явления.
В отличие от пословицы не является законченным выражением и не имеет поучительного смысла.
Может быть частью пословицы, самостоятельным словосочетанием
Не робкого десятка.
Глянет - рублём подарит.
- О чем бывают пословицы и чему они нас учат?
Пословицы о дружбе Они учат нас тому, что друг – это не вещь, которую легко заменить. Настоящий товарищ – человек, испытанный в радости и горе.
Пословицы о труде доносят до нас многовековую мудрость: любое дело, даже черновое, нужно уважать. Независимо от того, чем занят человек, он заслуживает похвалы и признания, если, конечно, это занятие не аморальное, не вредит обществу.
В народных изречениях о Родине показано, что сплочённая нация – сила, способная противостоять внешним угрозам, внутренним конфликтам, экономическим и политическим кризисам. Только объединив свои усилия, люди могут выстоять в тяжёлых испытаниях: "Когда народ един, он непобедим".
Народная мудрость говорит: "Добрые дела два века живут". Поэтому нужно пройти путь на земле так, чтоб о тебе вспоминали только с любовью и уважением. Вот чему учат пословицы о добре и зле. Они побуждают нас придерживаться моральных принципов и нравственных критериев.
Часть вторая «Мы играем, пословицы собираем»
Получив ответы на вопросы, мы решили поделиться полученными знаниями с детьми нашей группы.
Большинство детей старшего дошкольного возраста понимают пословицы в буквальном смысле и не всегда могут выразить обобщающий смысл, заложенный в пословице. Трудности у детей вызывает установление причинно-следственных связей, непонимание отдельных слов.
Дошкольники редко используют обобщенные слова, затрудняются в доказательстве своего суждения. Рассуждения детей часто непоследовательны, нелогичны. Высказывания имеют краткий, отрывистый, грамматически неоформленный характер.
Было принято решение использовать пословицы и поговорки в системе занятий и повседневной речи воспитателей с детьми, разучивание различных игр и упражнений:
* «Найди нужную картинку» (подбор детьми картинки соответствующего содержания к названной взрослым пословице);
* «Назови пословицу к картинке» ;
* «Я начну, а ты продолжи» (взрослый начинает, а ребёнок заканчивает пословицу; и наоборот): «Семеро одного… не ждут », «Один за всех, и все… за одного », «Как аукнется так и… откликнется » и др.;
* «Подбери слово в рифму» («Делано наспех – сделано… на смех », «Сделал дело – гуляй… смело », «У стряпухи Дарьи целый день… аварии », «Работай до поту, так поешь… в охоту », «Нужно наклониться, чтоб из ручья воды… напиться », «Чтобы рыбу съесть, надо в воду… лезть », «Хочешь есть калачи, так не сиди… на печи », «Без труда не выловишь и рыбку… из пруда », «На чужой каравай рта … не разевай , а пораньше вставай да свой… добывай », «Птицу узнают в полёте, человека - … в работе », «Терпенье и труд всё… перетрут », «К большому терпенью придёт и… уменье », «Умелые руки не знают… скуки », «Не за своё дело не берись, а за своим… не ленись », «У ленивой пряхи и для себя нет… рубахи », «Лень, отвори дверь, сгоришь. - Хоть сгорю да … не отворю »);
* «Исправь ошибку» : («Что с возу упало, то… нашлось (пропало)», «Тяп-ляп – выйдет корабль (не выйдет)», «Готовь сани… зимой (летом), а телегу летом (зимой)», «К большому терпенью придёт и… безделье (уменье)» и т.д.).
Читайте также: