Дидактический материал пословицы и поговорки

Обновлено: 22.11.2024

Цель: воспитывать интерес к устному народному творчеству через чтение пословиц и поговорок.

1. Учить детей обнаруживать в некоторых текстах особую, иносказательную манеру повествования.

2. Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц.

1. Развивать у детей память, мышление, воображение;

2. Развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос;

1. Воспитывать в детях любовь к устному народному творчеству.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: ознакомительная беседа с детьми о русской культуре; разучивание и применение в игровой деятельности русских народных (хороводных) игр; чтение сказок, рассматривание иллюстраций, книг, чтение поговорок.

Формы организации образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, работа по подгруппам.

Методы и приёмы: игровые, наглядные, практическая деятельность детей, вопросы к детям, дидактическая игра, использование художественной литературы, активизация словаря, индивидуальная работа, дифференцированный подход.

Пословица, поговорка, слова-антонимы

Развивающая предметно-пространственная среда: сова, письмо, презентация, набор карточек «пословицы», волшебная коробка с предметами для игры «Назови пословицу по предмету», русская народная музыка.

Следующая пословица

Практические задания при работе с пословицами и поговорками.

По мнению психологов и педагогов, на успешность обучения ребенка в школе влияет много факторов. Важнейший из них — уровень развития устной и письменной речи, воздействие которого на успеваемость учеников неоспоримо. Именно речь — средство получения и выражения знаний — рано включается во все формы познавательной деятельности детей. Усвоенные слова существенным образом перестраивают чувственное восприятие мира, придают ему осмысленный, подлинно человеческий характер.

1. Практическое задание. Карточка 1

Обучение пониманию пословиц, через осознание внешнего и внутреннего плана пословицы и формирование умения переводить концепт мини-текста на «свой язык»

Знакомство со структурой пословицы

Понимание скрытой мысли пословицы

Упражнение 1 "Скорлупка- ядрышко"

Прочитайте и выполните задания.

Соотнесите пословицу с их разъяснением . ( 1-2)

Поясните на примере определенной жизненной ситуации свой выбор (так говорят, когда. )

1. У короткого ума длинный язык.
2. Глаза - зеркало души.
3. В своем болоте и лягушка поет.

1. Дома, на родине, живется радостнее, веселее, чем в чужом краю.

2. Болтливый человек обычно не бывает умным.

3. По выражению глаз можно узнать о характере человека.

2. На чужой стог вилами не указывай

3. Рыбак рыбака видит издалека.

1. Люди интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга.

2. Нехорошо заглядываться на чужое

3.Другому человеку не запретишь говорить

1.Мал ёрш, да колюч

2.Конь корове не товарищ

3.Слепой всегда глазами мечтает.

1.Разные люди друг друга не понимают

2.Каждый желает получить то, чего у него нет

3.И маленькое существо может за себя постоять

Хороша ложка к обеду

1.Приятно есть красивой ложкой

2.Всё должно быть вовремя и к месту

3.Без ложки не пообедаешь

Каков мастер , такова и работа

1. Хороший мастер берётся за хорошую работу

2.Учитель учит, врач лечит, каждый делает своё дело

3.Не каждый работник мастер

Нет дыма без огня

1.От огня всегда дым

2.У всякого события есть последствия

3.У всякого явления есть своя причина

4.Если есть дым значит есть огонь

Упражнение 2 "Пословицы двойняшки"

Выберите правильное толкование пословицы. Подчеркните его .

Что прошло, того не воротишь.

  • Что написано пером, не вырубишь топором.
  • Утро вечера мудренее.
  • Кончил дело – гуляй смело.
  • Что с возу упало, то пропало

У страха глаза велики.

  • Волков бояться – в лес не ходить.
  • Смелость города берет.
  • Трус и таракана принимает за великана.
  • Не ножа бойся, а языка.

Упражнение 3 "Пойми язык мысли"

Объясните, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Подчеркните

Любишь кататься, люби и саночки возить.

  • Девочка завела собаку, а убирать за ней грязь не хочет.
  • Девочка катается на санках с высокой горы и не боится.
  • Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухода гостей

Хорош садовник — хорош и крыжовник .

  • Хорош крыжовник тогда, когда он созреет.
  • У способного учителя дети могут многому научиться.
  • У талантливого портного вся одежда красивая.

К каждой пословице, придуманной разными народами (в левом столбике), подберите русскую, соответствующую ей по смыслу (в правом столбике).

Поработать над инвариантностью смысла в пословицах разных народов полезно, во-первых , потому, что дети увидят, как одна и та же мысль может облекаться в разные образные словесные формулировки.

Во-вторых , это удобный случай показать, что мудрость не имеет национальных границ.

В-третьих , детям интересно понаблюдать, как в тексте отражаются приметы быта народа, природные условия разных стран, верования.

Пословицы разных народов

1. Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь (китайск.).

1. Слово — серебро, молчанье — золото.

2. Перо сильнее меча (английск.).

2. За одного битого двух небитых дают.

3. Бежал от дыма, да попал в огонь (турецк.)

3. Гусь свинье – не товарищ.

4. Не все, что кругло, – яблоко (армянск.).

4. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

5. Один добытый опыт лучше семи правил мудрости (арабск.).

5. Что написано пером, не вырубишь топором.

6. Быстро сделанная работа хорошей не бывает (индийск.).

6. Не все то золото, что блестит.

7. Волк и баран, сабля и шутка вместе не бывают (турецк.)

7. У кого совесть чиста, тот спит спокойно.

8. Молчаливость лучше многословия (китайск.).

8. Из огня – да в полымя.

9. Нет подушки мягче, чем чистая совесть (французск.)

9. Поспешишь – людей насмешишь.

Задание «Половинки».

(задание на развитие словесно-логического мышления и установление причинно-следственных связей разной сложности).

Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.

Игру можно усложнить, прочитав конец пословицы, предложив детям найти ее начало.

За двумя зайцами погонишься,

Чем дальше в лес,

Семь раз отмерь,

В гостях хорошо,

и кошке приятно.

в лес не ходить.

нет для себя рубахи.

ни одного не поймаешь.

люби и саночки возить.

сделано на смех.

тем больше дров.

так и откликнется.

один раз отрежь.

Пропущенные слова

(задание на умственное и речевое развитие).

В задании нужно догадаться, как правильно в содержании пословиц расставить слова большой — маленький, чтобы они имели поучительный смысл и верно согласовывались с существительными.

1. __________________________ пенек опрокинул __________________ воз.

2. _________________________ дело лучше _______________________ безделья.

3. Даже самое __________________ дерево выросло из ____________________ семени.

4. В _________________ лодку _______________________ груз не кладут.

5. __________________________ крючком __________________________ рыбу не выудишь .

Слова с противоположным смыслом

(задание на расширение и обогащение словаря, работа над словами-антонимами).

В этом задании нужно найти слова с противоположным смыслом сначала в пословицах, распечатанных на карточках, затем выполнять это задание на слух. Пословицы можно разделить на несколько групп, в зависимости от того, какой частью речи являются слова-антонимы.

Имена существительные

Ученье — свет , а не ученье — тьма .

Умный молчит, когда дурак ворчит.

Умный себя винит, глупый — своего товарища.

Умный делу научит, а глупый только наскучит.

Было бы начало , будет и конец .

Будет день , будет и ночь .

Лучше горькая правда , чем красивая ложь .

Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

Ищи друзей , а враги сами найдутся.

Неверный друг — опасный враг .

Сытый голодного не разумеет.

От лени — болезнь , от работы — здоровье .

Добро побеждает зло .

Кто солгал с утра , будет лгать и вечером .

Никакое худо до добра не доводит.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Трус погибает, а храбрый побеждает.

Чему научишься в молодости , пригодится и в старости .

Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»

Что посеешь …то и пожнёшь.
Сам пропадай, а …. товарища выручай.
С кем поведёшься, …. от того и наберёшься.
Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.
Сделал дело … гуляй смело.
В гостях хорошо, ……а дома лучше.
Готовь сани летом, …..а телегу зимой.
Как аукнется, ….. так и откликнется.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.
При солнце - тепло………при матери - добро.
Чем дальше в лес, ……тем больше дров.

Вспомните пословицы, в которых упоминаются числа.

Семеро одного не ждут

Одна голова хорошо, а две лучше

Один в поле не воин

Первый блин комом

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

Семь раз отмерь, один раз отрежь Ум хорошо, а два лучше.
Старый друг лучше новых двух.
Один за всех и все за одного.
Обещанного три года ждут.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Начинается занятие. На интерактивной доске заставка: сказочная страна)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в страну русской народной культуры! И прежде, чем мы начнем,я задам вам очень важный вопрос: «Ребята, вы любите сказки?». (Ответы детей)

- А вы помните, какими же словами заканчиваются русские сказки? (Ответы детей: Сказка ложь! Да в ней намёк. Добрым молодцам урок)

- Что же это за предложение такое? Это пословица.

У русского народа очень много пословиц и поговорок. Пожалуй, больше чем у многих других народов мира. Эти мудрые изречения создавались и накапливались в течении многих веков. В них отражены повседневная жизнь людей, условия труда, культура. Как правило, пословицы и поговорки легко запоминаются. В одном предложении заключён огромный смысл, а каждое слово весомо, содержательно и точно. О ценности русских пословиц, и поговорок сказано в них самих.

(Стук в окно. Воспитатель открывает занавеску, там сидит сова с письмом в клюве)

- Ребята, к нам прилетела мудрая сова из сказочного леса. Давайте посмотрим, что же у не в клюве? Это письмо, сейчас я его вам прочитаю!

Текст письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут сова Мудрость. Мне нужна ваша помощь.В волшебной стране произошло ужасное: Змей-Горыныч закрыл пословицы и поговорки в коробку. Я узнала, что только вы сможете мне помочь расколдовать коробку, ведь вы самые добрые, смелые, умные ребята, которые не боятся никаких преград. С уважением, сова Мудрость».

Ребята, поможем сове Мудрости освободить пословицы? (Ответы детей)

- Чтобы пословицы расколдовать, надо собрать цветик-семицветик из лепестков с заданиями. Вы слушайте внимательно, а потом отвечайте на вопросы.

(Просмотр основной части презентации)

Пословицы и поговорки доли к нам с давних времён. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения. Они складывались народом ещё до того, как появилась на Руси грамота.

Пословицы – это народная мудрость. Они содержат в себе глубокий смысл, прямой совет и подсказывают, как поступить в данной ситуации.

Пословица – это целое законченное предложение. Например «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Поговорка – это просто фраза или словосочетание, которое можно заменить другими словами. Например «Золотые руки». Что это значит? (Ответы детей) Золотые руки – это значит руки умелые, трудолюбивые, занятые делом.

Пословицы и поговоркиохватывают все стороны жизни народа: Родина, труд, семья, любовь, дружба, учёба, явления природы, животные. Они передавались из поколения к поколению, из уст в уста.

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Слова-антонимы». Антонимы – это слова с противоположным значением.

Пословицы бывают о:

Добре и (зле)

Труде и (лени)

Счастье и (несчастье)

Любви и (ненависти)

Войне и (мире)

Правде и (лжи)

Диких животных и (домашних)

Родителях и (детях)

Горе и (радости)

- Молодцы, ребята. А теперь я буду задавать вопросы, если вы ответите правильно, то появится лепесток.

Вопросы: Кто придумал пословицы? О чём бывают пословицы? (Ответы детей)

- Как здорово, ребята, у вас получается! Мы расколдовали уже целых два лепестка. Наверное, вы немножко устали, поэтому давайте немного разомнемся.

Физминутка. Воспитатель озвучивает действия в стихотворной форме и показывает движения. Дети повторяют за воспитателем.

«Сказка даст нам отдохнуть,

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем — и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

— Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево - вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

— Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной Шапочки совет:

— Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

- давайте продолжим знакомство с пословицами. Сейчас я вам расскажу о нескольких пословицах и покажу картинки.

«Что написано пером, не вырубишь топором»

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»

«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»

«Сделал дело – гуляй смело

(Воспитатель кратко описывает каждую пословицу).

- Ребята, а сейчас я вам раздам пословицы в картинках, только одна часть пословицы достанется одному, а вторая часть-другому ребёнку. Я буду называть начало пословицы, вы должны по картинке определить её, и найти вторую половинку. Также вы должны вдвоём объяснить смысл этой пословицы.

(Детям раздаются карточки, выполняется задание, после выполнения задания дети получают третий лепесток)

Вот теперь узнали мы, что вы с пословицей дружны. И посмотрим мы сейчас, кто самый знающий из вас.

Проводится словесная игра «Продолжи пословицу».

- Молодцы, ребята. А вот и четвертый лепесток на нашем цветике-семицветике.

Ребята, мы с вами познакомились с пословицам. А теперь я вам покажу картинку, а вы отгадайте к какой пословице она подойдёт.

«За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь», «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Яблоко от яблоньки недалеко падает», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи». (Ответы детей)

- Молодцы, ребята. А вот и пятый лепесток на нашем цветике-семицветике.

Пословицы и поговорки учат нас, как надо вести себя, как поступить в какой-то ситуации, но поговорки можно применить не только к детям и людям, но и к сказочным героям. Ведь они тоже бывают положительные и отрицательные.

Я буду называть пословицу, а вы определите к какому сказочному герою она подойдёт, и объясните свой выбор.

«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» (Буратино)

«Друг познаётся в беде» (Красная шапочка)

«Терпение и труд - всё перетрут» (Репка)

«Берегись бед, пока их нет» (Карлсон)

«Ему на хвост не наступишь» (Кот в сапогах)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А вот и шестой лепесток на нашем цветике-семицветике.

А сейчас выходите на полянку, становитесь в хоровод, поиграем в игру «Назови пословицу по предмету»

Звучит русская народная музыка,дети ведут хоровод и повторяют слова:

«Раз, два, три, на поляну выходи.

Хоровод заводи и пословицу говори»

Ведущий идёт в обратную сторону, в руках у него волшебная коробочка. Музыка останавливается. Ребёнок достаёт 1 предмет и по нему называет пословицу - ножницы, 100 рублей, заяц, топор, яблоко, калач, рыбка.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А вот и седьмой лепесток на нашем цветике-семицветике.

Слайд 14. Заставка страна знаний и сова Мудрость.

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Сегодня вы не только помогли сове освободить пословицы и поговорки, но и научились помогать друг другу!Народная мудрость гласит: «Поговорка – цветочек, пословица- ягодка». Вы сегодня старались, Мне очень понравились ваши рассказы, ответы. Вы узнали, что действительно, к каждому вашему поступку можно применить ту или иную пословицу.

Пословицы недаром молвятся.

Без них прожить никак нельзя.

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают.

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Ведь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей,

Давайте помнить их друзья.

Прикреплённые файлы:
itogovaja-rabota-kaljaeva-s-m_odgv7.pptx | 5519,48 Кб
Публикации по теме:

Стихи, пословицы, поговорки о лете в старшей группе Дорогие друзья, сегодня вашему вниманию хочу представить подборку стихотворений о лете, которые можно выучить. С. Маршак. Июнь. пришел июнь,.

Пословицы и поговорки, крылатые выражения с числами МБДОУ №37 «Родничок» Кемерово. Пословицы и поговорки, крылатые выражения с числами 1. Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы.

Пословицы и поговорки РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ несут в себе невероятную силу и вековую мудрость нашего народа, поэтому очень желательно начинать.

Пословицы и поговорки о семье • Вся семья вместе, так и душа на месте. • В своей семье всяк сам большой. • В родной семье и каша гуще. • Семьей и горох молотят. •.

Пословицы, поговорки и приметы про деревья Пословицы, поговорки и приметы про деревья. Пословицы, поговорки, приметы о деревьях предназначены для детей дошкольного и младшего школьного.

Пословицы, поговорки, приметы про зиму Август собирает, да вот зима всё проедает. Больше снега — больше хлеба. Большой иней зимой - лето выдастся тяжкое для здоровья. Быстрая.

Пословицы, поговорки в режимных моментах в ДОУ детский фольклор Ставрополья Литературное наследие Ставрополья складывалось давным-давно в виде народных песен, мифов, пословиц, поговорок, загадок разных национальностей,.

Проект по русскому языку «Пословицы и поговорки» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 города Магнитогорска улица.

Загадки, стихи, пословицы, поговорки о ветре Предлагаю подборку загадок, стихов, пословиц, поговорки про ветер для детей дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен воспитателям,.

Следующая пословица

Эта разработка будет интересна и педагогам, и обучающимся.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал "Пословицы и поговорки на уроках русского языка"»

Пословицы и поговорки на все правила русского языка

С произведениями фольклора дети встречались уже в детском саду. Придя в школу они уже знают колыбельные песенки, загадки, считалки, скороговорки, наиболее часто употребляемые пословицы и поговорки. Поэтому устное народное творчество уместно включать в уроки русского языка. Особенно удобно использовать их при отработке изучаемых орфограмм.

Гласные после шипящих.

Делу время – потехе час.

Не торопись отвечать – торопись слушать.

В чужие сани не садись.

Грибы ищут – по лесу рыщут.

Шила в мешке не утаишь.

Чужим богат не будешь.

Чужая душа – потёмки.

Век живи – век учись.

Яйца курицу не учат.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Сам погибай, а товарища выручай.

Знания – дело наживное.

Голову держи в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

На вкус и цвет товарища нет.

Где сшито на живую нитку, там жди прорехи.

Держи карман шире.

Чай пить – не дрова рубить.

Конь бежит, земля дрожит.

Дом, как полная чаша.

Чудеса в решете.

Январь – году начало, зиме – середина.

Соловей с вороной в одном лесу живут, да разные песни поют.

Два медведя в одной берлоге не уживутся.

Не верь козлу в огороде, а волку в овчарне.

Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Ехал в Казань, заехал в Рязань.

У лодыря Егорки, всегда отговорки.

Куда Макар телят не гонял.

Москва слезам не верит.

Язык до Киева доведёт.

Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН.

Белые ручки чужие труды любят.

Какова яблоня, таковы и яблочки.

Ложка дёгтя в бочку мёда.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Синичка – воробью сестричка.

Сначала цветочки, а уж потом ягодки.

Зимний ветер морозу помощник.

Старый друг лучше новых двух.

Правописание слов с ь – показателем мягкости.

Больше думай, меньше говори.

Смелость города берёт.

Осень – перемен восемь.

Больному всё горько.

Жить – Родине служить.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Разделительный мягкий знак.

Бьётся как рыба об лёд.

Снегирь зимою поёт, на снег, вьюгу и слякоть.

Здоровью цены нет.

Не игла шьёт, а руки.

Февраль силён метелью, а март – капелью.

Осенью у воробья пир.

Ученье – путь к уменью.

Апрельские ручьи землю будят.

Если зимою вьюги, то летом – ненастье.

Ветер без крыльев летает.

Где была радуга, там дождь прольётся.

Где хотенье – там и уменье.

Терпенье и труд всё перетрут.

Откладывай безделье. Не откладывай дела.

Всяк кузнец своего счастья.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Птице – крылья, а человеку – разум.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Повторенье – мать ученья.

Непроверяемые безударные гласные.

Два медведя в одной берлоге живут.

Худ обед, когда хлеба нет.

Работай до поту, так поешь в охоту.

Без капусты щи не густы.

Дорога ложка к обеду.

Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.

На вкус и цвет товарища нет.

Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.

Пустили козла в огород.

Не дорог обед, а дорог привет.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Не молот железо куёт, а кузнец молотом бьёт.

Всякая дорога вдвоём веселей.

Тяп да ляп не выйдет корабль.

Безударные гласные, проверяемые ударением.

Большой говорун – плохой работник.

Сядем рядком да поговорим ладком.

Тогда пляши, когда играю.

Утро вечера мудренее.

За худой головой и ногам не покой.

У страха глаза велики.

Не на пользу читать коли только вершки хватать.

Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.

О дереве судят по плодам, а о человеке по его делам.

По платью встречают, по уму провожают.

Какие труды, такие плоды.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Дерево сильно корнями, а человек своими трудами.

Зерно в колосу, торопись сжать полосу.

Всякому мила своя сторона.

Новый год – к весне поворот.

Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.

Где птица не летает, а своё гнездо знает.

Парные звонкие и глухие согласные.

Береги нос в большой мороз.

Кошка клубком – на мороз.

В зимний холод всякий молод.

Кошка на порог, а мышка в уголок.

Кто любит труд, того люди чтут.

Терпенье и труд всё перетрут.

Сорвать прут не большой труд.

В мае дождь – будет рожь.

Пей, ешь, а правду режь.

Красна ягодка, да на вкус горька.

Рыбка мелка, да уха сладка.

Бровь да глаз рядом живут.

Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.

На мышку и кошка зверь.

Мёд есть – в улей лезть.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Хвост голове не указка.

Хлеб – всему голова.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Хрен редьки не слаще.

Мал золотник, да дорог.

По Сеньке шапка.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

На языке мёд, а на сердце лёд.

Старый друг лучше новых двух.

Снег глубок - год хорош.

И на нашей улице будет праздник.

Ленивому всегда праздник.

Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.

Тёплые и звёздные ночи в апреле – к урожаю.

На языке мёд, а на сердце – лёд.

Ссора до добра не доводит.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.

Следующая пословица

Эта разработка будет интересна и педагогам, и обучающимся.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал "Пословицы и поговорки на уроках русского языка"»

Пословицы и поговорки на все правила русского языка

С произведениями фольклора дети встречались уже в детском саду. Придя в школу они уже знают колыбельные песенки, загадки, считалки, скороговорки, наиболее часто употребляемые пословицы и поговорки. Поэтому устное народное творчество уместно включать в уроки русского языка. Особенно удобно использовать их при отработке изучаемых орфограмм.

Гласные после шипящих.

Делу время – потехе час.

Не торопись отвечать – торопись слушать.

В чужие сани не садись.

Грибы ищут – по лесу рыщут.

Шила в мешке не утаишь.

Чужим богат не будешь.

Чужая душа – потёмки.

Век живи – век учись.

Яйца курицу не учат.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Сам погибай, а товарища выручай.

Знания – дело наживное.

Голову держи в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

На вкус и цвет товарища нет.

Где сшито на живую нитку, там жди прорехи.

Держи карман шире.

Чай пить – не дрова рубить.

Конь бежит, земля дрожит.

Дом, как полная чаша.

Чудеса в решете.

Январь – году начало, зиме – середина.

Соловей с вороной в одном лесу живут, да разные песни поют.

Два медведя в одной берлоге не уживутся.

Не верь козлу в огороде, а волку в овчарне.

Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Ехал в Казань, заехал в Рязань.

У лодыря Егорки, всегда отговорки.

Куда Макар телят не гонял.

Москва слезам не верит.

Язык до Киева доведёт.

Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН.

Белые ручки чужие труды любят.

Какова яблоня, таковы и яблочки.

Ложка дёгтя в бочку мёда.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Синичка – воробью сестричка.

Сначала цветочки, а уж потом ягодки.

Зимний ветер морозу помощник.

Старый друг лучше новых двух.

Правописание слов с ь – показателем мягкости.

Больше думай, меньше говори.

Смелость города берёт.

Осень – перемен восемь.

Больному всё горько.

Жить – Родине служить.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Разделительный мягкий знак.

Бьётся как рыба об лёд.

Снегирь зимою поёт, на снег, вьюгу и слякоть.

Здоровью цены нет.

Не игла шьёт, а руки.

Февраль силён метелью, а март – капелью.

Осенью у воробья пир.

Ученье – путь к уменью.

Апрельские ручьи землю будят.

Если зимою вьюги, то летом – ненастье.

Ветер без крыльев летает.

Где была радуга, там дождь прольётся.

Где хотенье – там и уменье.

Терпенье и труд всё перетрут.

Откладывай безделье. Не откладывай дела.

Всяк кузнец своего счастья.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Птице – крылья, а человеку – разум.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Повторенье – мать ученья.

Непроверяемые безударные гласные.

Два медведя в одной берлоге живут.

Худ обед, когда хлеба нет.

Работай до поту, так поешь в охоту.

Без капусты щи не густы.

Дорога ложка к обеду.

Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.

На вкус и цвет товарища нет.

Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.

Пустили козла в огород.

Не дорог обед, а дорог привет.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Не молот железо куёт, а кузнец молотом бьёт.

Всякая дорога вдвоём веселей.

Тяп да ляп не выйдет корабль.

Безударные гласные, проверяемые ударением.

Большой говорун – плохой работник.

Сядем рядком да поговорим ладком.

Тогда пляши, когда играю.

Утро вечера мудренее.

За худой головой и ногам не покой.

У страха глаза велики.

Не на пользу читать коли только вершки хватать.

Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.

О дереве судят по плодам, а о человеке по его делам.

По платью встречают, по уму провожают.

Какие труды, такие плоды.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Дерево сильно корнями, а человек своими трудами.

Зерно в колосу, торопись сжать полосу.

Всякому мила своя сторона.

Новый год – к весне поворот.

Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.

Где птица не летает, а своё гнездо знает.

Парные звонкие и глухие согласные.

Береги нос в большой мороз.

Кошка клубком – на мороз.

В зимний холод всякий молод.

Кошка на порог, а мышка в уголок.

Кто любит труд, того люди чтут.

Терпенье и труд всё перетрут.

Сорвать прут не большой труд.

В мае дождь – будет рожь.

Пей, ешь, а правду режь.

Красна ягодка, да на вкус горька.

Рыбка мелка, да уха сладка.

Бровь да глаз рядом живут.

Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.

На мышку и кошка зверь.

Мёд есть – в улей лезть.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Хвост голове не указка.

Хлеб – всему голова.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Хрен редьки не слаще.

Мал золотник, да дорог.

По Сеньке шапка.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

На языке мёд, а на сердце лёд.

Старый друг лучше новых двух.

Снег глубок - год хорош.

И на нашей улице будет праздник.

Ленивому всегда праздник.

Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.

Тёплые и звёздные ночи в апреле – к урожаю.

На языке мёд, а на сердце – лёд.

Ссора до добра не доводит.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.

Читайте также: