Мои права и обязанности пословицы
Обновлено: 07.11.2024
Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.
- А что же такое право? (Высказывания детей.)
Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.
Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится.
Свидетельство о рождении.
- Что это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.)
- О каком праве он напоминает? ( О праве на имя, фамилию, отчество.)
- Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)
Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети –
Имя каждому дано,
И у каждого одно!
- Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?
(Называть друг друга по имени)
Игра « Шляпа знакомств».
Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)
– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
Воспитатель: Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве она говорит?
– Верно, право на семью.
Что вы знаете об этом праве?
(У каждого человека должны быть папа, мама)
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игу "Назови ласково". Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова
БАБУШКА-
ДЕДУШКА-
СЫН-
МАМА-
ДОЧЬ-
БРАТ-
СЕСТРА-
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
Дети:
В семье дружат -живут, не тужат.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут
Птица рада весне, а дитя матери.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье! Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.
Семья должна учить любить,
жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!
Воспитатель: Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?
Ребенок: Я обязан убирать за собой игрушки после игры
Ребенок: Я заправляю постель
Ребенок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома
Ребенок: Дети обязаны слушаться своих родителей.
Воспитатель: Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве нам может она рассказать?
- Как можно отдохнуть детям?
(Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)
Воспитатель: Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых - поиграть в народную игру «Что мы делаем – не скажем»
(Дети загадывают движения, затем к ним подходит Воспитатель
Дети - Человек Рассеянный с улицы Бассеяной, прими нас на работу!
Воспитатель в роли Человека Рассеянного- А что вы умеете делать?
Дети - Что умеем, мы не скажем, а что делаем – покажем!
Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.
Воспитатель: Ребята, у каждого ребенка есть право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Вы можете сообща: Петь, играть и веселиться, Бегать, прыгать и резвиться!
Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она нам расскажет?
(Право на образование)
- Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания
- Где можно получить образование?
(В школе, в детском саду, в училище, в институте)
- Для чего надо учиться?
(Чтоб получить профессию, диплом)
- Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.
- В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)
Игра «Продолжи пословицу».
Я начинаю, а вы продолжаете.
- Век живи … век учись.
- Учиться всегда … пригодиться.
- Ученье – свет, … а неученье – тьма.
- Тяжело в ученье – … легко в бою.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках? (Конечно можно)
- Предлагаю вам известные сказки, попробуем определить эти права.
(Друг за другом появляются соответствующие иллюстрации сказок)
- Золушка (Право на отдых)
- Буратино (Право на безопасные условия жизни)
- Колобок (Право на жизнь)
- Айболит (Право на медицинское обслуживание)
Воспитатель: Следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она напоминает?
( О праве на жилище.)
- Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)
- Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом!
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка говорит о ………………….. Праве на медицинский уход
- Кто изображен на рисунке?
- О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)
Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.
Воспитатель: Посмотрите, какие вы разные на портретах, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права.
Воспитатель: А сейчас давайте немного с вами отдохнем.
Игра «Все будет хорошо».
Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.
В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)
И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)
И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).
Подписи к слайдам:
ПРАВО И ОБЯЗАННОСТЬ
«ОБЯЗАННОСТЬ БЕЗ ПРАВА ЕСТЬ РАБСТВО, ПРАВО БЕЗ ОБЯЗАННОСТИ- АНАРХИЯ» ЛАМЕННЕ
Права человека-гражданина – это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей ПРАВО – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые приводят в норму отношения между людьми
- Всеобщая декларация прав человека и гражданина (10 декабря 1948 г.); - Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год); - Конституция РФ (12 декабря 1993 года); - Постановление Президента РФ В. В. Путина “Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей”; - Президентская программа “Дети России”; - Законы РФ и РБ “Об образовании”, “О правах ребенка”, “О государственной поддержке молодежных объединений”, “Об общественных объединениях”.
Статья 7 «Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту от дискриминации » Дискриминация- неоправданное различие в правах и обязанностях человека по определённому признаку
Статья 8 «В случае нарушения основных прав, предоставленных Конституцией или законом, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда»
Статья 26 «Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными. Среднее образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное общедоступными.»
Статья 29 «1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом. 2. Права и свободы каждого человека могут быть ограничены лишь в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других людей.»
- Как нажито, так и прожито. - Дракою прав не будешь. - Кто злым попускает, сам зло творит. - Лучше десятерых виновных простить, чем одного невиновного «казнить». - Чего себе не хочешь, того и другому не твори.
«ОБЯЗАННОСТЬ БЕЗ ПРАВА ЕСТЬ РАБСТВО, ПРАВО БЕЗ ОБЯЗАННОСТИ- АНАРХИЯ» ЛАМЕННЕ
Следующая пословица
Сомневаюсь что есть поговорки о правах. Права - это понятие юридическое, а поговорки и пословицы - это относится к фольклору и творческим беседам.
Есть такой сайт "Фестиваль педагогических идей". Можете на нём посмотреть информацию из родительского собрания на тему прав детей.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
Может, Вам что-то пригодится. Там как раз говорят о правах и приплетают к этому поговорки народные.
Например:
- Доброе имя лучше богатства;
Следующая пословица
Следующая пословица
- Ребята. Давайте успокоимся. Сегодня у нас очень нужное и важное мероприятие, которое будет значимым вам не только сейчас, но и в дальнейшей жизни. А о чем мы будем говорить с вами, узнаете, если расшифруете слова.
- Коррекционно- развивающая игра (СЛАЙД 1 )
Вам надо заменить цифры буквами. При необходимости можете воспользоваться листочками и ручкой.
-Правильно. Тема нашего мероприятия будет называться «Права и обязанность». На данном классном часе мы будем говорить о наших правах и обязанностях, которые мы имеем.
И эпиграфом к мероприятию будет высказывание Ламенне «Обязанность без права есть рабство; право без обязанности – анархия» . (СЛАЙД 3)
- Но прежде, чем начать данную тему, давайте попробуем сравнить два слова «право» и «права». По вашему мнению отличаются ли эти слова?
- И что они могут обозначать?
- Давайте попробуем дать определению права. В данном случае имеется в виду «права человека- гражданина». Что это такое?
- Права человека-гражданина – это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей. (СЛАЙД 4)
-Что по вашему мнению означает понятие право?
- ПРАВО – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые приводить в порядок, в систему отношения между людьми. (СЛАЙД 4)
- А как считаете, на какое слово похоже данное понятие? (правда или правильно)
- А что нам позволяет говорить о том, что у нас есть права? Какой документ для этого существует? Что нас защищает? (закон)
- А всегда ли он существовал? (нет)
- Теперь немного послушайте, как считали древние греки…
Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный множеством богов. (СЛАЙД 5 ) С Олимпа рассылает он людям свои дары и утверждает на земле порядок и закон. В руках Зевса судьба людей, счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть. Два больших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом – зла. Горе тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок.
У трона Зевса стоит хранящая законы богиня. Она созывает по повелению громовержца собрание богов на Олимпе и народные собрания на земле, наблюдает, чтобы не нарушались порядок и закон. Это Фемида (СЛАЙД 5) – богиня правосудия в греческой мифологии. Она изображалась с повязкой на глазах с рогом изобилия и весами в руках.
- Почему, как вы думаете, именно с этими атрибутами греки изображали богиню правосудия? (символ беспристрастия )
- Человек не всегда мог надеяться на справедливое решение правосудия, т.е. закон был чаще всего на стороне сильного и богатого. Но в нынешнее наше общество закон принимает лишь одну сторону- сторону правды. И для этого существуют множество документов.
- Какие правовые документы вы знаете, которые защищают вас? (СЛАЙД 6)
Всеобщая декларация прав человека и гражданина (10 декабря 1948 г.);
Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год);
Конституция РФ (12 декабря 1993 года);
Постановление Президента РФ В. В. Путина “Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей”;
Президентская программа “Дети России”;
Законы РФ и РБ “Об образовании”, “О правах ребенка”, “О государственной поддержке молодежных объединений”, “Об общественных объединениях”.
- А теперь давайте вспомним, какие права мы изучали. Какие права имеет ребенок? (право на имя, жизнь, гражданство, образование, собственность, неприкосновенность, право иметь семью и родителей, свободу выражать свои мысли и чувства… и т.д.)
- Молодцы. А где прописаны данные права ребенка? (Конвенция по правам ребенка)
- А когда она была принята? (20 ноября 1989)
- А где прописаны права человека и гражданина? (Всеобщая декларация прав человека и гражданина. (10 декабря 1948 г.))
-Мне бы очень хотелось остановиться сегодня на нескольких статьях данной декларации. Давайте посмотрим на слайд презентации (СЛАЙД 7) , которая гласит: «Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту от дискриминации (ст.7) » -Как вы понимаете слово дискриминация? ( неоправданное различие в правах и обязанностях человека по определённому признаку )
-Как понимаете данную статью? (часто мальчики любят обзывать девочек лишь по тому, что они девочки. Это дискриминация по половому различию. Обзывают другого потому, что он не такой, как большинство. Бывает и такое, что не любят другого человека лишь потому, что он другой по национальности. Это дискриминация по национальному признаку. Таких примеров можно привести множество)
- А теперь давайте подумаем, есть ли какие-нибудь случаи дискриминации у нас в классе… И постараемся, чтобы таких случаев было как можно меньше.
- Часто дискриминация сопровождается нецензурной руганью, т.е. оскорблением личности. И хочу сразу же прочитать статью 8 из данной декларации: (СЛАЙД 8) «В случае нарушения основных прав, предоставленных Конституцией или законом, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда»
- Что может сделать оскорбленный человек в свою защиту? (подать заявление в суд)
- А как называется такое заявление в суд? (иск)
- А еще какие меры существуют? (штрафные санкции)
- Теперь давайте рассмотрим на следующем слайде еще одну статью 26 (СЛАЙД 9) , которая, я думаю, будет полезна некоторым из нас. Данная статья гласит: «Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными. Среднее образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное общедоступными.»
- Данная статья четко говорит, что гражданин нашей страны обязан получить среднее образование.
- Мы с вами говорили о правах, но ничего не отметили про наши обязанности. Может их совсем нет? Где же они прописаны? (в уставе школы)
- Правильно наши обязанности прописаны в самом главном документе нашей школы- в уставе. С обязанностями, правилами поведения ученика, воспитанника мы с вами знакомы с первого класса. И в статье 29 декларации сказано (СЛАЙД 10) : «1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом. 2. Права и свободы каждого человека могут быть ограничены лишь в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других людей.»
- Какие ваши главные обязанности? (учиться, получить образование, соблюдать устав школы)
- Как вы понимаете вторую часть статьи? (Права и свобода одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого)
Помните, я приводил вам пример, когда спорили два человека. Каждый из них говорил, что он свободный человек и имеет право делать то, что он хочет. Они бурно об этом спорили и один из собеседников во время спора случайно задел нос другому. Тот подал иск. В суде каждая из сторон говорила о своих правах и свободах. И каждая из сторон была права по- своему. И суд принял решение: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается нос другого человека» Согласитесь, смешное, но справедливое решение принял суд. Этого бы и не случилось, если бы в то время существовала данная статья декларации.
- А чтобы вы никогда не забывали свои обязанности, я подготовил для вас памятку об обязанностях ученика. Прочтите их внимательно и постарайтесь всегда выполнять. А еще я подготовил памятку для всех, кто занимается в этом классе, которая будет висеть на нашем классном уголке, к которой мы будем часто обращаться.
Работа с пословицами
- Существуют много пословиц и поговорок о правах. Сейчас я вам раздам конверты, в которых находятся слова. Работая в парах, вам нужно из данных слов собрать пословицу и постараться объяснить их смысл.
Давайте проверим, какие пословицы у вас получились….
Как нажито, так и прожито
Дракою прав не будешь
Кто злым попускает, сам зло творит.
Лучше десятерых виновных простить, чем одного невиновного «казнить».
Чего себе не хочешь, того и другому не твори.
Игра «Права литературных героев»:
А теперь давайте немного поиграем. Вспомним какие сказочные персонажи могли бы пожаловаться на то, что не соблюдаются его конституционные права
-Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (три поросенка, зайка из русской народной сказки «избушка»).12 (СЛАЙД 12)
-В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? (Дюймовочка). 14
-В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? (сказка о попе и его работнике Балде). 23
-У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка). 24
-Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? (лягушка-путешественница).13
- У героев какой сказки нарушено право на гражданство («Сказка о царе Салтане…»)15
- Герой какой сказки мог пожаловаться на лишение права владеть имуществом («Буратино») 17
- В какой сказке нарушено право на жизнь и личную неприкосновенность? (Колобок)
- Заключительная часть
- Давайте еще раз обратимся к высказыванию Ламенне и попробуем ответить почему обязанность без прав- это рабство а права без обязанности- анархия? (СЛАЙД 13) (когда человек имеет только обязанности он превращается в раба, а когда все делают то что хотят, это приводит к анархии…..)
- Согласны ли вы с данным высказыванием?
Для подведения итогов давайте послушаем стихотворения, которые нам прочитают Игорь, Сережа и Ваня. Слушаем внимательно.
Все лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь.
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: имею право!
Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной.
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь.
А если причинят мне вред, урон,
Поможет Конституция. Закон.
Перед законом, совестью равны
Живут народы ни одной страны.
Могу я погостить за рубежом,
Потом вернуться в свой любимый дом.
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.
А подрасту – поможет мне держава
Работу выбрать – имею право.
Ну а пока я ученик:
Учу уроки, подаю дневник…
А школе – все внимание.
Использую я право
Имеем право мы иметь права,
Но ведь морально люди связаны.
Поэтому чтобы достойно жить,
Мы очень многое обязаны.
- Мне очень понравилось как вы себя умеете вести, как умеете размышлять и думать. И мне бы хотелось, чтобы каждый для себя четко уяснил, что не может существовать право без обязанности и обязанность без права. Спасибо всем за внимание. На этом мероприятие закончилось.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы с детьми дошкольного возраста по теме правового воспитания.
Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возрастаПравовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать себя и свои права, он научится уважать дру.
. Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей яв.
Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возрастаПрограммное содержание:Рассказать детям об истории жилища человека, его эволюции.Знакомить с конструкциями домов и с разными строительными материалами.Обсудить правила поведения в опасных ситуациях до.
На фотографиях презентации представлены игровая, продуктивная, совместная деятельность, НОД, работа с родителями.
Семинар "Гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста"Цель: Формирование основ правового сознания у детей старшего дошкольного возрастаЗадачи:1. Создание условий для реализации работы с педагогами, детьми и родителями по изучению прав ребёнка;2. Расширен.
Читайте также: