Мои права и обязанности пословицы

Обновлено: 22.11.2024

Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.

По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.

- А что же такое право? (Высказывания детей.)

Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится.

Свидетельство о рождении.

- Что это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.)

- О каком праве он напоминает? ( О праве на имя, фамилию, отчество.)

- Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети –

Имя каждому дано,

И у каждого одно!

- Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?

(Называть друг друга по имени)

Игра « Шляпа знакомств».

Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

Воспитатель: Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве она говорит?

– Верно, право на семью.

Что вы знаете об этом праве?

(У каждого человека должны быть папа, мама)

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игу "Назови ласково". Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова
БАБУШКА-
ДЕДУШКА-
СЫН-
МАМА-
ДОЧЬ-
БРАТ-
СЕСТРА-
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
Дети:

В семье дружат -живут, не тужат.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут
Птица рада весне, а дитя матери.
Вся семья вместе, так и душа на месте.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье! Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.
Семья должна учить любить,
жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!

Воспитатель: Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?

Ребенок: Я обязан убирать за собой игрушки после игры

Ребенок: Я заправляю постель

Ребенок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома

Ребенок: Дети обязаны слушаться своих родителей.

Воспитатель: Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве нам может она рассказать?

- Как можно отдохнуть детям?

(Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)

Воспитатель: Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых - поиграть в народную игру «Что мы делаем – не скажем»

(Дети загадывают движения, затем к ним подходит Воспитатель

Дети - Человек Рассеянный с улицы Бассеяной, прими нас на работу!

Воспитатель в роли Человека Рассеянного- А что вы умеете делать?

Дети - Что умеем, мы не скажем, а что делаем – покажем!

Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.

Воспитатель: Ребята, у каждого ребенка есть право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Вы можете сообща: Петь, играть и веселиться, Бегать, прыгать и резвиться!

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она нам расскажет?

(Право на образование)

- Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания

- Где можно получить образование?

(В школе, в детском саду, в училище, в институте)

- Для чего надо учиться?

(Чтоб получить профессию, диплом)

- Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.

- В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)

Игра «Продолжи пословицу».

Я начинаю, а вы продолжаете.

  1. Век живи … век учись.
  2. Учиться всегда … пригодиться.
  3. Ученье – свет, … а неученье – тьма.
  4. Тяжело в ученье – … легко в бою.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках? (Конечно можно)

- Предлагаю вам известные сказки, попробуем определить эти права.

(Друг за другом появляются соответствующие иллюстрации сказок)

  1. Золушка (Право на отдых)
  2. Буратино (Право на безопасные условия жизни)
  3. Колобок (Право на жизнь)
  4. Айболит (Право на медицинское обслуживание)

Воспитатель: Следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она напоминает?

( О праве на жилище.)

- Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)

- Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом!

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка говорит о ………………….. Праве на медицинский уход

- Кто изображен на рисунке?

- О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)

Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.

Воспитатель: Посмотрите, какие вы разные на портретах, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права.

Воспитатель: А сейчас давайте немного с вами отдохнем.

Игра «Все будет хорошо».

Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.

В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)
И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)
И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).

Подписи к слайдам:

ПРАВО И ОБЯЗАННОСТЬ

«ОБЯЗАННОСТЬ БЕЗ ПРАВА ЕСТЬ РАБСТВО, ПРАВО БЕЗ ОБЯЗАННОСТИ- АНАРХИЯ» ЛАМЕННЕ

Права человека-гражданина – это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей ПРАВО – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые приводят в норму отношения между людьми

- Всеобщая декларация прав человека и гражданина (10 декабря 1948 г.); - Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год); - Конституция РФ (12 декабря 1993 года); - Постановление Президента РФ В. В. Путина “Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей”; - Президентская программа “Дети России”; - Законы РФ и РБ “Об образовании”, “О правах ребенка”, “О государственной поддержке молодежных объединений”, “Об общественных объединениях”.

Статья 7 «Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту от дискриминации » Дискриминация- неоправданное различие в правах и обязанностях человека по определённому признаку

Статья 8 «В случае нарушения основных прав, предоставленных Конституцией или законом, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда»

Статья 26 «Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными. Среднее образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное общедоступными.»

Статья 29 «1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом. 2. Права и свободы каждого человека могут быть ограничены лишь в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других людей.»

- Как нажито, так и прожито. - Дракою прав не будешь. - Кто злым попускает, сам зло творит. - Лучше десятерых виновных простить, чем одного невиновного «казнить». - Чего себе не хочешь, того и другому не твори.

«ОБЯЗАННОСТЬ БЕЗ ПРАВА ЕСТЬ РАБСТВО, ПРАВО БЕЗ ОБЯЗАННОСТИ- АНАРХИЯ» ЛАМЕННЕ

Следующая пословица

Сомневаюсь что есть поговорки о правах. Права - это понятие юридическое, а поговорки и пословицы - это относится к фольклору и творческим беседам.
Есть такой сайт "Фестиваль педагогических идей". Можете на нём посмотреть информацию из родительского собрания на тему прав детей.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
Может, Вам что-то пригодится. Там как раз говорят о правах и приплетают к этому поговорки народные.
Например:
- Доброе имя лучше богатства;

Следующая пословица

Следующая пословица

- Ребята. Давайте успокоимся. Сегодня у нас очень нужное и важное мероприятие, которое будет значимым вам не только сейчас, но и в дальнейшей жизни. А о чем мы будем говорить с вами, узнаете, если расшифруете слова.

  1. Коррекционно- развивающая игра (СЛАЙД 1 )

Вам надо заменить цифры буквами. При необходимости можете воспользоваться листочками и ручкой.

-Правильно. Тема нашего мероприятия будет называться «Права и обязанность». На данном классном часе мы будем говорить о наших правах и обязанностях, которые мы имеем.

И эпиграфом к мероприятию будет высказывание Ламенне «Обязанность без права есть рабство; право без обязанности – анархия» . (СЛАЙД 3)

- Но прежде, чем начать данную тему, давайте попробуем сравнить два слова «право» и «права». По вашему мнению отличаются ли эти слова?

- И что они могут обозначать?

- Давайте попробуем дать определению права. В данном случае имеется в виду «права человека- гражданина». Что это такое?

- Права человека-гражданина – это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей. (СЛАЙД 4)

-Что по вашему мнению означает понятие право?

- ПРАВО – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые приводить в порядок, в систему отношения между людьми. (СЛАЙД 4)

- А как считаете, на какое слово похоже данное понятие? (правда или правильно)

- А что нам позволяет говорить о том, что у нас есть права? Какой документ для этого существует? Что нас защищает? (закон)

- А всегда ли он существовал? (нет)

- Теперь немного послушайте, как считали древние греки…

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный множеством богов. (СЛАЙД 5 ) С Олимпа рассылает он людям свои дары и утверждает на земле порядок и закон. В руках Зевса судьба людей, счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть. Два больших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом – зла. Горе тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок.

У трона Зевса стоит хранящая законы богиня. Она созывает по повелению громовержца собрание богов на Олимпе и народные собрания на земле, наблюдает, чтобы не нарушались порядок и закон. Это Фемида (СЛАЙД 5) – богиня правосудия в греческой мифологии. Она изображалась с повязкой на глазах с рогом изобилия и весами в руках.

- Почему, как вы думаете, именно с этими атрибутами греки изображали богиню правосудия? (символ беспристрастия )

- Человек не всегда мог надеяться на справедливое решение правосудия, т.е. закон был чаще всего на стороне сильного и богатого. Но в нынешнее наше общество закон принимает лишь одну сторону- сторону правды. И для этого существуют множество документов.

- Какие правовые документы вы знаете, которые защищают вас? (СЛАЙД 6)

Всеобщая декларация прав человека и гражданина (10 декабря 1948 г.);

Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год);

Конституция РФ (12 декабря 1993 года);

Постановление Президента РФ В. В. Путина “Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей”;

Президентская программа “Дети России”;

Законы РФ и РБ “Об образовании”, “О правах ребенка”, “О государственной поддержке молодежных объединений”, “Об общественных объединениях”.

- А теперь давайте вспомним, какие права мы изучали. Какие права имеет ребенок? (право на имя, жизнь, гражданство, образование, собственность, неприкосновенность, право иметь семью и родителей, свободу выражать свои мысли и чувства… и т.д.)

- Молодцы. А где прописаны данные права ребенка? (Конвенция по правам ребенка)

- А когда она была принята? (20 ноября 1989)

- А где прописаны права человека и гражданина? (Всеобщая декларация прав человека и гражданина. (10 декабря 1948 г.))

-Мне бы очень хотелось остановиться сегодня на нескольких статьях данной декларации. Давайте посмотрим на слайд презентации (СЛАЙД 7) , которая гласит: «Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту от дискриминации (ст.7) » -Как вы понимаете слово дискриминация? ( неоправданное различие в правах и обязанностях человека по определённому признаку )

-Как понимаете данную статью? (часто мальчики любят обзывать девочек лишь по тому, что они девочки. Это дискриминация по половому различию. Обзывают другого потому, что он не такой, как большинство. Бывает и такое, что не любят другого человека лишь потому, что он другой по национальности. Это дискриминация по национальному признаку. Таких примеров можно привести множество)

- А теперь давайте подумаем, есть ли какие-нибудь случаи дискриминации у нас в классе… И постараемся, чтобы таких случаев было как можно меньше.

- Часто дискриминация сопровождается нецензурной руганью, т.е. оскорблением личности. И хочу сразу же прочитать статью 8 из данной декларации: (СЛАЙД 8) «В случае нарушения основных прав, предоставленных Конституцией или законом, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда»

- Что может сделать оскорбленный человек в свою защиту? (подать заявление в суд)

- А как называется такое заявление в суд? (иск)

- А еще какие меры существуют? (штрафные санкции)

- Теперь давайте рассмотрим на следующем слайде еще одну статью 26 (СЛАЙД 9) , которая, я думаю, будет полезна некоторым из нас. Данная статья гласит: «Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными. Среднее образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное общедоступными.»

- Данная статья четко говорит, что гражданин нашей страны обязан получить среднее образование.

- Мы с вами говорили о правах, но ничего не отметили про наши обязанности. Может их совсем нет? Где же они прописаны? (в уставе школы)

- Правильно наши обязанности прописаны в самом главном документе нашей школы- в уставе. С обязанностями, правилами поведения ученика, воспитанника мы с вами знакомы с первого класса. И в статье 29 декларации сказано (СЛАЙД 10) : «1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом. 2. Права и свободы каждого человека могут быть ограничены лишь в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других людей.»

- Какие ваши главные обязанности? (учиться, получить образование, соблюдать устав школы)

- Как вы понимаете вторую часть статьи? (Права и свобода одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого)

Помните, я приводил вам пример, когда спорили два человека. Каждый из них говорил, что он свободный человек и имеет право делать то, что он хочет. Они бурно об этом спорили и один из собеседников во время спора случайно задел нос другому. Тот подал иск. В суде каждая из сторон говорила о своих правах и свободах. И каждая из сторон была права по- своему. И суд принял решение: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается нос другого человека» Согласитесь, смешное, но справедливое решение принял суд. Этого бы и не случилось, если бы в то время существовала данная статья декларации.

- А чтобы вы никогда не забывали свои обязанности, я подготовил для вас памятку об обязанностях ученика. Прочтите их внимательно и постарайтесь всегда выполнять. А еще я подготовил памятку для всех, кто занимается в этом классе, которая будет висеть на нашем классном уголке, к которой мы будем часто обращаться.

Работа с пословицами

- Существуют много пословиц и поговорок о правах. Сейчас я вам раздам конверты, в которых находятся слова. Работая в парах, вам нужно из данных слов собрать пословицу и постараться объяснить их смысл.

Давайте проверим, какие пословицы у вас получились….

Как нажито, так и прожито

Дракою прав не будешь

Кто злым попускает, сам зло творит.

Лучше десятерых виновных простить, чем одного невиновного «казнить».

Чего себе не хочешь, того и другому не твори.

Игра «Права литературных героев»:

А теперь давайте немного поиграем. Вспомним какие сказочные персонажи могли бы пожаловаться на то, что не соблюдаются его конституционные права

-Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (три поросенка, зайка из русской народной сказки «избушка»).12 (СЛАЙД 12)

-В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? (Дюймовочка). 14

-В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? (сказка о попе и его работнике Балде). 23

-У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка). 24

-Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? (лягушка-путешественница).13

- У героев какой сказки нарушено право на гражданство («Сказка о царе Салтане…»)15

- Герой какой сказки мог пожаловаться на лишение права владеть имуществом («Буратино») 17

- В какой сказке нарушено право на жизнь и личную неприкосновенность? (Колобок)

  1. Заключительная часть

- Давайте еще раз обратимся к высказыванию Ламенне и попробуем ответить почему обязанность без прав- это рабство а права без обязанности- анархия? (СЛАЙД 13) (когда человек имеет только обязанности он превращается в раба, а когда все делают то что хотят, это приводит к анархии…..)

- Согласны ли вы с данным высказыванием?

Для подведения итогов давайте послушаем стихотворения, которые нам прочитают Игорь, Сережа и Ваня. Слушаем внимательно.

Все лучшее, что в человеке есть:

Его права и жизнь его, и честь.

А жизнью пользуясь по праву,

Я гордо говорю: имею право!

Свободно жить под солнцем и луной

И восхищаться красотой земной.

Не быть рабом и пыток не терпеть,

А песню жизни вдохновенно петь.

А если причинят мне вред, урон,

Поможет Конституция. Закон.

Перед законом, совестью равны

Живут народы ни одной страны.

Могу я погостить за рубежом,

Потом вернуться в свой любимый дом.

Свободу мысли, слова я имею,

Но совесть есть, грубить другим не смею.

А подрасту – поможет мне держава

Работу выбрать – имею право.

Ну а пока я ученик:

Учу уроки, подаю дневник…

А школе – все внимание.

Использую я право

Имеем право мы иметь права,

Но ведь морально люди связаны.

Поэтому чтобы достойно жить,

Мы очень многое обязаны.

- Мне очень понравилось как вы себя умеете вести, как умеете размышлять и думать. И мне бы хотелось, чтобы каждый для себя четко уяснил, что не может существовать право без обязанности и обязанность без права. Спасибо всем за внимание. На этом мероприятие закончилось.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование проектной деятельности на тему правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование работы с детьми дошкольного возраста по теме правового воспитания.

Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать себя и свои права, он научится уважать дру.

«Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

. Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей яв.

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:Рассказать детям об истории жилища человека, его эволюции.Знакомить с конструкциями домов и с разными строительными материалами.Обсудить правила поведения в опасных ситуациях до.

На фотографиях презентации представлены игровая, продуктивная, совместная деятельность, НОД, работа с родителями.

Семинар "Гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Цель: Формирование основ правового сознания у детей старшего дошкольного возрастаЗадачи:1. Создание условий для реализации работы с педагогами, детьми и родителями по изучению прав ребёнка;2. Расширен.

Самообразование педагога старшей группы доу.Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Читайте также: