Литература по пословицам и поговоркам

Обновлено: 20.09.2024

• Кто правдой живет, тот добро наживет; кто добро творит, того Бог благословит.

"Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный"

•Бранись, брда на себя оглнись.

• Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.

• Заварил кашу – ссора до добра не доводит.

• .Других не суди, на себя погляди.

• Правда – глаза колет.

Осень

• От осени к лету поворота нету.

• Лето со снопами, осень с пирогами.

• В октябре ни на колесах, ни на полозьях.

• В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина.

• Осень – запасиха, зима – прибериха.

• Холоден сентябрь, да сыт.

Зима

• В зимний холод всякий молод.

• В феврале дороги широки.

• Готовь сани летом, а телегу зимой.

• Зиме да лету союза нету.

Весна

• Матушка весна – всем красна.

• В апреле земля преет.

• Февраль богат снегом, апрель водой.

• Весна и осень – на дню погод восемь.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»

• За большим погонишься – последнее потеряешь.

И. Соколов – Микитов «Листопадничек»

• В гостях хорошо, а дома лучше.

• Везде хорошо – где нас нет.

Ш. Перро «Кот в сапогах»

• Встречают по одежде, провожают по уму.

С. Аксаков «Аленький цветочек»

• Шуба овечья, да душа человечья.

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

• Собирай по ягодке, соберешь кузовок.

• Лесом шел, а дров не нашел.

В. Катаев «Цветик - семицветик»

• Дружба дороже денег.

«Хлеб»

• У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

• Хлеб – всему голова.

• Хлеб – батюшка. Водица – матушка.

• Хлеб да вода – молодецкая еда.

• Без соли, без хлеба худая беседа.

• Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

«Бременские музыканты»

• Доброе братство лучше богатства.

• У страха глаза велики, да ничего не видят.

• Один за всех – все за одного.

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

• Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

• Доброму везде добро.

• Кто любит труд, того люди чтут.

• От вежливых слов язык не отсохнет.

• С поклону голова не болит.

Семья

• Вся семья вместе, так и душа на месте.

• На свете все сыщешь, кроме отца и матери.

• Лучше жить в тесноте, чем в обиде.

Праздник мам

• Материнская молитва со дна моря поднимает.

• Лучше матери друга не сыщешь

• Нет такого дружка, как родная матушка.

• При солнце тепло, а при матери добро.

Посуда

• Дом как полная чаша.

• Дорога ложка к обеду.

Овощи

• Без заботы и репу не вырастишь.

• Всякому овощу свое время.

Домашние животные

• Без кота мышам раздолье.

• Козла спереди бойся, коня сзади.

• Кошка на порог, а мышка в уголок.

Труд – профессии

• Птицу узнают в полете, а человека в работе.

• Делу время, потехе час.

• Поработаешь до поту – поешь в охоту.

• Умелые руки не знают скуки.

• Сделал дело – гуляй смело.

• Скучен день до вечера, коли делать нечего.

• Терпенье и труд все перетрут.

Рыбы

• Как рыба в воде.

• Биться. Как рыба об лед.

• Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Об учении

• Азбука к мудрости ступенька.

• Без муки нет науки.

• Без терпенья нет ученья.

• Грамота – второй язык.

• Грамоте учиться – вперед пригодиться.

• Знание лучше богатства.

• Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

• Сразу всему не научишься.

Колобок

• Чем хвалимся, на том и провалимся;

• На языке медок, да на сердце –ледок.

Теремок

• Не бравши топор, жилья не срубишь;

• Легко взято, легко и потеряно.

Репка

• Из многих малых одно большое выходит;

• Капля по капле и камень долбит.

Лиса и журавль

• Как аукнется, так и откликнется.

• Каков привет, таков и ответ.

Курочка, мышка и Тетерев

• Хочешь есть калачи - не лежи на печи.

Лисичка со скалочкой

• Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить.

Царевна Несмеяна

• Не все то золото, что блестит.

• Телу – простор, душе – теснота.

Публикации по теме:

Выручалочка «Учим песни».

Выручалочка «Учим песни». Предлагаю вам еще одну "выручалочку" - мнемотаблицы. Я их использую при разучивании слов к песням и движений в танцах. Вот некоторые примеры.

Предварительный просмотр:

Автор работы: Лебедева Вероника

Руководитель проекта: Мединцева Л.В.

Учреждение: МКОУ «Яшалтинская СОШ имени В.А.Панченко» Яшалтинский район Республика Калмыкия

Оглавление

Введение
1. Пословицы и поговорки как жанр фольклора.
2. Возникновение пословиц и поговорок.
3. Отличие пословиц от поговорок.
4. Анализ пословиц и поговорок.
5. Внеклассное мероприятие по пословицам и поговоркам.
Заключение
Литература
Приложение

Введение

С самого раннего детства я слышала от своей мамы и бабушки коротенькие выражения, очень похожие на стишки: « Без труда не вытащишь и рыбку из пруда », « Семь раз отмерь, один раз отрежь ».

Позже я узнала, что это пословицы-самый распространенный жанр русского фольклора.

На уроке русского языка мы создавали проект « Пословицы и поговорки ». Меня очень заинтересовала эта тема, я решила продолжить изучения этого вопроса, выполнив исследовательскую работу « Пословица недаром молвится ».

Актуальность исследования: современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.

Цель: доказать, что пословицы и поговорки необходимы в нашей речи; они являются прекрасным средством воспитания и развития младших школьников.

Проблема. Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культура личности не только коллектива, но и каждого человека.

Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений.

Изучению малых фольклорных жанров в школе уделяется немного внимания. Между тем пословицы и поговорки – “народные педагогические миниатюры” могут служить прекрасным средством воспитания и развития речи школьников.

Объект: русские пословицы и поговорки

Предмет: работа над пословицами и поговорками, формирующими речь и систему ценностей в жизни каждого ребенка.

  1. изучить литературу по данной теме;
  2. изучить историю происхождения пословиц и поговорок и их отличие друг от друга;
  3. систематизировать их по тематике;
  4. провести анкетирование обучающихся 4-х классов (знаете ли вы пословицы и поговорки).
  • сбор и обработка информации по литературным источникам;
  • метод сравнения;
  • анкетирование;
  • анализ результатов.

Пословицы и поговорки как жанр фольклора

Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому.

Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. « Пословица недаром молвится », — гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор.

Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. В текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение. Пословицы и поговорки нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.

Возникновение пословиц и поговорок


Возникновение пословиц и поговорок относится к глубокой древности , они сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Издавна человек заботился не только о питании, жилище и близких людях. Он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках.

Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это « цвет народного ума ». Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа.

Отличие пословиц от поговорок

Точного определения пословицы и поговорки не дает никто. Существует множество мнений по этому поводу. Но в одном эти мнения сходятся: пословицы и поговорки это вершина народной мудрости, которая отображает действительность, проверенную многовековым опытом поколений, историей каждого народа.

Пословица - это жанр фольклора, краткое изречение с поучительным смыслом. Пословицы советуют, рекомендуют, высказывают опасения, предостерегают, предупреждают, успокаивают, высмеивают. Пословица представляет собой предложение, несущее практическое указание.

Пословицы обычно состоят из двух частей: « Землю красит солнце, а человека- труд ». Часто эти части рифмуются.

Поговорка – образное выражение какого-либо явления в жизни.

Если пословица коротенькая притча, то поговорка ничего не обобщает, никого не поучает, только намекает и является частью суждения « В ступе воду толочь ».

Чем же пословица отличается от поговорки?

Отличительная черта пословицы – законченное умозаключение.

Главное отличие поговорки – это отсутствие законченного суждения, это устоявшаяся фраза или словосочетание.

Различие нам подсказывает опять народ: « Поговорка – цветок, пословица – ягода ».

Часто случается так, что одно слово может превратить поговорку в пословицу.

Чужими руками жар загребать

Чужими руками жар загребать легко

Воду в ступе толочь

Воду в ступе толочь - вода и будет

Анализ пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека.

Пословицы и поговорки славят усердие, труд, мастерство, терпение, характеризуют ум и смекалку и высмеивают лень, хвастовство и глупость; прославляют любовь и дружбу. В пословицах и поговорках даже описывается красота. Много замечательных русских пословиц и поговорок подарил нам народ о Родине, о книге.

Пословицы и поговорки учат отличать добро от зла, правду от лжи, « Правда светлее солнца », « Добрый скорее дело делает, чем злой ». Очень мудро народ в пословицах и поговорках подмечает приметы погоды, особенности времен года « Декабрь год кончает, зиму начинает ». Пословицы и поговорки, говорят о мудрости народа , о его опыте. Такие пословицы до наших дней не потеряли своего значения: « Куй железо пока горячо », « Лес рубят – щепки летят ».

Трудно назвать какое-нибудь жизненное явление, которое не было бы затронуто в пословицах. (Приложение 1)

Работая с пословицами и поговорками, я заметила, что они богаты различными художественно-изобразительными средствами: эпитеты (“Жизнь дана на добрые дела”, “Всякое дело мастера боится”, сравнения ("чужая душа – что темный лес"), метафоры, олицетворения ("ставить палки в колеса"), антитезы, т. е. противопоставления ("корень учения горек, да плод его сладок"), гиперболы ("из кожи вон лезть", "в трех соснах заблудиться"), что способствует богатой образной речи.

Внеклассное мероприятие по пословицам и поговоркам

Практическая работа проводилась мною в два этапа. На первом этапе я попыталась выяснить у учащихся 4 классов, знают ли они пословицы и поговорки . Для этого, мы составили анкету (Приложение 2).

Анализ результатов анкетирования показал, что только 64% детей знают русские пословицы и поговорки, они правильно привели примеры. Самые употребляемые пословицы среди учащихся:

« Делу время - потехе час », « Сделал дело- гуляй смело », « Друзья познаются в беде ». Поговорки в анкеты записали лишь немногие. Почти все ребята отметили, что они хотят больше узнать о пословицах и поговорках и ,что они нужны и важны в нашей речи.

Р езультаты анкетирования показаны в диаграмме

На 2 этапе практической работы мы с классным руководителем провели внеклассное мероприятие «Час народной мудрости» , (Приложение3) после которого ребята оставили свои отзывы ( Приложение 4), а так же я составила сборник пословиц и поговорок, который подарила своим одноклассникам (Приложение5).

Заключение

Работа с пословицами многому меня научила. Я научилась собирать народные изречения, относить их к определенной теме, раскрывать их смысл, понимать их обобщающий характер. Я поняла, зачем надо знать пословицы и поговорки?

Знание пословиц и поговорок обогащает человека и его чувства, развивает речь, формирует отношение к окружающему миру, способствует воспитанию эстетического вкуса, развивает память. Они учат нас многому: каким нужно быть в труде, дружбе, учебе, как относиться к матери, старшим, к родине. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.

Подводя итог нашего исследования, можно сказать, что, поставленная мною в начале исследования цель, достигнута.

В ходе работы над исследованием я пришла к выводу: пословицы нужно знать и уметь их употреблять в речи . Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

Литература

  1. Волина В., Пословицы, поговорки, ребусы. С.-Пб: издательство Дидактика Плюс,1997.–224с.
  2. Даль В.И., Пословицы русского народа.
  3. Зилин В.И., Спирин А.С., Пословицы и поговорки русского народа. Большой толковый словарь. Изд. 2-е, М.,2005. – 544с.
  4. Круглов Ю.Г., Русские народные сказки. М.: Просвещение, 1983. – 320с.
  5. Новикова Е.Н., Лебедева А.Э., 2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.- 272с.
  6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка.
  7. Пословицы народов мира.
  8. Степанов В., Русские пословицы и поговорки от А до Я: словарь-игра. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 240с.

Приложение 1

Пословицы и поговорки

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Ничего в жизни не дается просто так, не идёт само в руки. В любом деле требуется усилие и усердие.

О том, у кого большие умственные

Волка бояться, так и в лес не ходить

Если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело; чтобы добиться какого-либо успеха, необходимо рисковать, действовать смело

Друзья познаются в беде

Настоящий друг – это человек, который не оставит тебя в беде, всегда поможет в трудную минуту

Не в сказке сказать, не пером описать

О неописуемой красоте

Человек без родины, что соловей без песни

Соловей не может без песни ,так и человек не может без Родины

Книга в счастье украшает, а в ненастье утешает

Книга помогает осознать переполняющие чувства, и понять самого себя

Приложение 2

Дорогие друзья! Просим вас ответить на несколько вопросов.

1. Знаете ли вы пословицы? Подчеркните: ДА НЕТ

Если ДА, приведите пример:

2. Знаете ли вы поговорки? Подчеркните. ДА НЕТ

Если ДА, приведите пример:

3. Интересно ли вам узнать больше о пословицах и поговорках

4. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в нашей речи?

Приложение 3. Отзывы одноклассников

1. Выполнив проектную работу, участвуя во внеклассном мероприятии, я обобщил знания о народных пословицах и поговорках, пополнил ими свой словарный запас. Стараюсь раскрывать их значение. Теперь я могу отличить пословицу от поговорки. Многие пословицы я выучил наизусть.

2. Я понял, что пословицы и поговорки, очень интересный жанр фольклора. Они нас учат быть добрыми и справедливыми, не бояться трудностей, любить своих родителей, уважать старших.

3. Участвуя в конкурсах, мне было интересно работать с пословицами и поговорками. Оказывается, можно придумать очень интересные конкурсы, которые позволяют больше о них узнать, многому научиться. Например: сопоставлять русские пословицы с пословицами других народов; составлять рассказ на основе пословицы. Пословицы очень мудрые и поучительные. Я услышал много новых пословиц.

4. Мне очень понравилось мероприятие, на котором я многое для себя открыла. Пословицы и поговорки существуют на все случаи жизни. Это такие маленькие произведения, которые украшают речь, делают её более содержательной. А также они учат нас заботиться о близких, уважать и ценить друзей. Сборник пословиц лежит теперь на моём рабочем столе. Я стараюсь их выучить, чтобы потом употреблять в речи.

Приложение 4. Сборник пословиц и поговорок

« Ученье, наука, знание ».

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»,

« Что посеешь, то пожнёшь »,

« Поле труд любит »,

« Ум впереди дела »,

« Дело мастера боится »,

« Дурака работа любит »,

« Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается »,

« Труд человека кормит, а лень портит »,

« Ленивому всегда праздник »

« Работать мальчик, а есть мужичок ».

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Дело учит, и мучит, и кормит.

Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Без ума голова - пивной котел .

Борода выросла, а ума не вынесла.

Брат он мой, а ум у него свой.

Был бы ум; будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля .

Волос долог, да ум короток

Ворона и за море летала, да вороной и вернулась .

Глупому не страшно и с ума сойти. Глупому сыну не в помощь богатство. Глупость - не порок (а несчастье).

Следующая пословица

Мединцева Любовь Викторовна

В готовой исследовательской работе по литературе "Пословицы и поговорки" ученицей 6 класса была поставлена цель доказать, что пословицы и поговорки необходимы в нашей речи, они являются прекрасным средством воспитания и развития младших школьников.

ВложениеРазмер
proekt_poslovitsy_i_pogovorki.docx 53.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Пословицы и поговорки»

Провела учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ им. А. Невского» Курского района курской области Байбородова Г.В.

Тип урока : Урок повторения

Вид урока: урок – игра.

  • Обобщить и расширить знания обучающихся о народных пословицах и поговорках.
  • Работать над пополнением активного словарного запаса школьников.
  • Развивать творческие способности обучающихся, связную монологическую и диалогическую речь.
  • Работать над развитием навыков сотрудничества при работе в группах.
  • Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, чувство патриотизма.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся

Знать: отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды.

Понимать: переносный смысл пословиц и поговорок; значение пословиц и поговорок в жизни народа; общность тем пословиц и поговорок разных народов; гуманистический пафос пословиц и поговорок.

Уметь: использовать пословицы и поговорки в речи.

Оборудование: раздаточный материал, иллюстрации пословиц.

  1. Организационный этап. Целеполагание.

При входе в кабинет обучающиеся берут полоски разного цвета (красные – зелёные) и в зависимости от этого занимают места за столами, распределяясь в 2 группы.

- Желаю здравствовать, отроки и отроковицы!

Думаю, вы понимаете, что я не случайно обращаюсь к вам именно так. Ведь нам предстоит обратиться к истокам народной мудрости, которая заключена в таких малых жанрах фольклора как пословицы и поговорки.

  1. Актуализация имеющихся знаний.

Бог правду видит, да не скоро скажет.

Ваши-то речи да богу в уши.

Бог не выдаст - свинья не съест.
Веселым пирком да и за свадебку.

Для бешеной собаки семь верст не крюк.

Чует кошка, чье мясо съела.

- Зачитайте, что у вас получилось.

Команды по очереди зачитывают то, что у них получилось.

- Кому достались пословицы? Кому поговорки?

- Как вы определили?

На доске открывается схема, в которой обобщены сведения о пословицах и поговорках.

Выражение народной мудрости, накопленной веками.

Обладают рифмой и ритмом.

Является законченным суждением.

Часть законченного суждения.

Всегда несет четкий дидактический характер.

Средство характеристики человека в устной форме.

Одно слово обычно заменяется образом.

  1. Применение имеющихся знаний в нестандартной ситуации (игра)

- Итак, сегодня у нас проходит состязание между командой «Поговорка» т и командой «Пословица».

- Каждая из команд уже получает по 1 баллу за правильно отреставрированные пословицы и поговорки на этапе «Разминка» ( фиксируется на доске ).

Конкурс «Толкователи». Команды по очереди отгадывают по толкованию пословицы и поговорки, за каждую получая по 1 баллу.

  1. Какая поговорка повествует о явлении, которое обязательно произойдёт, если ракообразное на возвышенности произведёт резкий звук? (Когда рак на горе свистнет).
  2. В какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное позади транспортного средства? (Не ставь телегу перед лошадью).
  3. Какая поговорка говорит о событии, которое происходит в конце недели после атмосферных явлений? (После дождичка в четверг).
  4. В какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при работе с огнём? (Не лезь вперёд батьки в пекло).
  5. В какой поговорке предлагается разместить любого за предметом, который используется для поддержания штанов? (Любого за пояс заткнёт).
  6. Какая поговорка рассказывает о человеке, не умеющем ориентироваться даже среди малого количества лесных насаждений? (В трёх соснах заблудился)

Конкурс «Лубок». Команды должны отгадать, какая пословица или поговорка проиллюстрирована на картинке, которая достаётся командам по жребию (по 2 иллюстрации, за каждую по 1 баллу)

(Утро вечера мудренее. Что посеешь, то и пожнёшь. Семеро одного не ждут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)

Выбранным представителям команд предлагается из конверта с пословицами и поговорками выбрать соответствующие определённой тебе. Одной команде – о глупости, другой – о лени. За каждую правильную пословицу или поговорку по 1 баллу.

Послал Бог работу, да отнял черт охоту.

У него лень за пазухой гнездо свила.

На печи по дрова поехал.

У неряхи да непряхи нет и путной рубахи.

Белые ручки чужие труды любят.

Здоров на еду, да хил на работу.

Пилось бы да елось, да работа на ум не шла.

Спишь, спишь, а отдохнуть некогда (не дадут).

Семеро одну соломинку подымают.

Двое пашут, а семеро руками машут.

Без ума голова — кочка.

Волос долог, да ум короток.

Ему разжуй да в рот положи.

Заставь дурака богу молиться, он и лоб разобьет.

Кому бог ума не дал, тому кузнец не прикует.

Лоб что лопата, да ума небогато.

На дороге стоит, а дорогу спрашивает.

Пустой колос гордо стоит.

Тяжело голове без плеч, худо и телу без головы.

У него в голове реденько засеяно.

Лишние ( о жадности):

Звал гостей, а накупил костей.

Тонул — топор сулил, а вытащил — и топорища жаль.

Любит птичку, чтобы пела, да не ела.

Хоть лопни брюшко, да не оставайся добро!

Во время работы «старейшин» остальные члены команды должны проиллюстрировать пословицу на листе А4, чтобы команда-соперница отгадала, о какой пословице идёт речь. Художники получают по 1 баллу. Команда, отгадавшая пословицу по рисунку – 2 балла. (На чужой каравай рот не разевай. Одна голова хорошо, а две – лучше.)

- Каждый народ слагал свои пословицы и поговорки. В стране изучаемого вами английского языка тоже есть немало пословиц. Есть у них и русские аналоги. Правда, перевод английских пословиц не всегда дословно совпадает с русским вариантом пословицы. Сопоставьте перевод английской пословицы с русским аналогом. ( За каждую верную пару – по 1 баллу )

Следующая пословица

Кроссворд по предмету литературе - на тему
Кроссворд по предмету литературе - на тему

По горизонтали
1. Из грязи да в …
6. Куй … , пока горячо
10. Тише едешь- … будешь
11. Слово не … , вылетит не поймаешь
13. В чужой … со своим уставом не ходят
17. Баба с пустыми … к несчастью
18. Своя … ближе к телу
19. Слово-серебро, а молчание- …
20. Любишь кататься, люби и … возить
22. Ум без … - беда
24. Лес рубят - … летят

По вертикали
2. … от яблоньки недалеко падает
3. Кто везде - тот …
4. Не по … шапка
5. Слово - … , молчание - золото
7. … с неба не хватает
8. Мал … , да дорог
9. Плотник … думает
12. Кто не рискует, тот не пьёт …
14. Поспешишь - … насмешишь
15. … - не воробей, вылетит - не поймаешь
16. Без труда не выешь … из пруда
17. Была бы … , а зелень родится
21. Семь раз отмерь - один раз …
23. Кстати бранись, кстати …

Следующая пословица

· Обобщить и расширить знания обучающихся о народных пословицах и поговорках.

· Работать над пополнением активного словарного запаса школьников.

· Развивать творческие способности обучающихся, связную монологическую и диалогическую речь.

· Работать над развитием навыков сотрудничества при работе в группах.

· Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, чувство патриотизма.

ВложениеРазмер
poslovitsy_i_pogovorki.docx 506.49 КБ

Читайте также: