Кто изучает пословицы и поговорки
Обновлено: 07.11.2024
Русские пословицы, поговорки, крылатые выражения имеют силу удивительную. Они не только не стареют, но и молодеют. Остроумный и смекалистый русский народ переживал всякие времена, и лихие и добрые, и сочиненные народом мудрости передавались из уста в уста. Неизвестно, кто первым на Руси придумал меткое словцо или остроумную фразу, облекая ее в народную мудрость. Но до сих пор мы употребляем хлесткие мудрые изречения, которые помогают нам жить, выжить и пережить. Более того, присущее русскому народу природное чувство юмора, не раз выручавшее нас в лихие годы, родит на свет все новые и новые выражения.
Ф.М.Достоевский отметил, что «Русские пословицы лучшие и выразительнейшие из всех пословиц в мире.»
Чем же пословица отличается от поговорки? Поговорка — это устойчивое выражение, идиома, фразеологизм, не имеющая законченного высказывания, в отличие от пословицы. Пословица же -это краткое изречение, народная мудрость, имеющая законченный назидательный смысл. ПОсловица, т. е. после словца (яркой мысли) идет вывод, который чему-то учит. Например: «Хоть а-у кричи» - поговорка. «Как аукнется, так и откликнется» - пословица. «Как волк на луну» - поговорка. «Волков бояться — в лес не ходить» . - пословица.
Известный исследователь В.И.Даль прямо указывает на то, что слово пословица произошло от старого наречия по́слову , то есть «вслед за словом, за приказаньем, точно или согласно со словом, с высказанным желаньем».
Есть поговорки и про саму пословицу, которые приводит В.И.Даль: «Не всякое слово пословица» «Пословица ведется — как изба веником метётся», «Старинная пословица не мимо молвится».
Пословицы даже самые короткие мудры и точны:
«Хозяин — барин», «Молодо — зелено», «Старость — не радость», «Повторение — мать учения», «Горе — не беда».
Меткие выражения рождались в народе и когда люди занимались ремеслами и возделывали землю, и когда воевали.
«Работа не волк — в лес не убежит». «Я и жнец, и жрец, я и на дуде игрец» . «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».
Много в народе пословиц, имеющих назидательный характер, народную воспитывающую словом мудрость.
«Не плюй в колодец — пригодится воды напиться» . «Любишь кататься — люби и саночки возить». «Назвался груздем — полезай в кузов». «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». «Береги платье снову, а честь смолоду» .
В пословицах крестьяне описывали и растения, и животных, и природные явления. Народные половицы становились и природными приметами. Часто сравнивали людей по характеру с животными.
«Пока гром не грянет — мужик не перекрестится!». «Ласточка весну начинает, а соловей кончает». «Утром — лето, вечером — осень» . (о конце лета). «Здоров, как бык», «Упрям, как осёл», «Важный, как гусь», «Норовиста, как лошадь» (о нраве вздорной и капризной женщины).
Но не только филологи и этнографы веками собирали народную мудрость. Но и знаменитые писатели и поэты, А,С,Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь, И.А.Крылов. В одной только бессмертной комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» лингвисты насчитали более шестидесяти выражений, которых можно смело назвать пословицами. Одно из ярких его фразеологизмов «Служить бы рад — прислуживаться тошно» народ, высмеивая подобострастных и ленивых чиновников и лизоблюдов переделал в «Служить бы рад — прислуживаться тоже».
Народ часто перекраивал русские пословицы в определенную эпоху. Таким образом, каждое время рождает свои пословицы. Так например у пословицы «Не так страшен черт, как его малюют» есть и другой вариант: «Не так страшен черт, как его малютка» (или Малюта). Имеется ввиду Малюта Скуратов, автор опричнины и правая рука Ивана Грозного известен был на Руси свое свирепостью и жестокостью. Потому и боялся его народ хуже черта.
Даже в наши не иссяк народный юмор. Русские народные пословицы современные остряки и сегодня перекраивают на новый лад. Так появляется новая народная мудрость. Так старые известные поговорки получают второе рождение: «Баба с возу — финиш ближе», «Чем дальше влез — тем ближе вылез».
Огромное количество хлестких выражений, которые народ просто растаскивает на цитаты появляются благодаря современным комедийным фильмам и их авторам:
«Куй железо, не отходя от кассы!» («Бриллиантовая рука»).
«Солнце на западе, значит, Ашхабад там» («Кин-дза-дза!»).
«Смех продлевает жизнь. Тому, кто смеется, а тому, кто острит - укорачивает» ( «Тот самый Мюнхгаузен»).
«Голова предмет темный, и исследованию не подлежит», «Коли доктор сыт, то и больному легче», «Вы гость — вам положено стрелять первому», «Если один собрал, то другой завсегда разломать может» («Формула любви»).
«Тебя посодют, а ты не воруй!» («Берегись автомобиля»).
«Птица говорун отличается умом и сообразительностью» («Тайна третьей планеты»).
Кадр из мультфильма "Тайна третьей планеты" Кадр из мультфильма "Тайна третьей планеты"Времена проходят, меняются поколения, а русские пословицы и поговорки остаются в нашем языке, как настоящая река народного творчества, которая не иссякнет, пока жив народ русский.
Как уберечь пословицы от забвения
С годами многие пословицы уходят в тень, что является очень печальным фактом. Причин тому довольно много. Но главная проблема заключается в том, что подрастающее поколение практически не интересуется устным творчеством, и в частности фольклором. А ведь это такой кладезь народной мудрости!
К тому же для более продвинутых ребят есть современные пословицы. Например, «В чужое авто со своей кассетой не лезут» или же «Леди с дилижанса – пони легче». Звучит немного шокирующе для старшего поколения, зато как понятно для молодежи! Подобная трактовка не только поможет посеять в сердце ребенка тягу к народным метафорическим высказываниям, но и даст возможность родителям почерпнуть что-то новое для себя.
Следующая пословица
Пословицы – это великое наследие наших предков, которое уже не одно поколение передается из уст в уста. В этих небольших высказываниях сокрыта глубокая мудрость, способная раскрыть сущность многих вещей. И все же, невзирая на то, что пословицы и поговорки используются в разговоре регулярно, многие и поныне не могут осознать, насколько они полезны.
Существует огромное количество этих коротких высказываний. Одни предназначены для взрослых, иные более подходят детям. Также они отличаются и по стилю изложения, и по тематике. Впрочем, давайте обо всем по порядку.
Проект на тему «Пословицы и поговорки»
Чт, 19/09/2019 - 15:36 | natashaВ готовой исследовательской работе по литературе "Пословицы и поговорки" ученицей 6 класса была поставлена цель доказать, что пословицы и поговорки необходимы в нашей речи, они являются прекрасным средством воспитания и развития младших школьников.
Подробнее о работе:
В ученической исследовательской работе по литературе на тему "Пословицы и поговорки" автором рассматриваются русские пословиц и поговорки, анализируется их значение и характер употребления в речи, определяется эмоциональный окрас, приводится определение понятий, описывается разница между пословицей и поговоркой.
В индивидуальном проекте по литературе "Пословицы и поговорки" автор выдвигает гипотезу, что если изучить пословицы и поговорки, то существует вероятность обогатить свою речь, чувства, изменить отношение к окружающему миру. Ученица 6 класса изучает историю происхождения пословиц и поговорок, систематизирует их по значению.
Исследовательский проект на тему "Пословицы и поговорки" содержит определение пословиц и поговорок с точки зрения фольклорного жанра, а также планирование внеклассных мероприятий для учащихся 2, 3, 4, 5, 6, 7 классов школы, направленных на ознакомление учащихся с пословицами и поговорками, обогащение их словарного запаса и расширение кругозора.
Оглавление
Введение
1. Пословицы и поговорки как жанр фольклора.
2. Возникновение пословиц и поговорок.
3. Отличие пословиц от поговорок.
4. Анализ пословиц и поговорок.
5. Внеклассное мероприятие по пословицам и поговоркам.
Заключение
Литература
Приложение
Введение
С самого раннего детства я слышала от своей мамы и бабушки коротенькие выражения, очень похожие на стишки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
Позже я узнала, что это пословицы-самый распространенный жанр русского фольклора.
На уроке русского языка мы создавали проект « Пословицы и поговорки». Меня очень заинтересовала эта тема, я решила продолжить изучения этого вопроса, выполнив исследовательскую работу «Пословица недаром молвится».
Актуальность исследования: современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.
Цель: доказать, что пословицы и поговорки необходимы в нашей речи; они являются прекрасным средством воспитания и развития младших школьников.
Проблема. Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культура личности не только коллектива, но и каждого человека.
Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений.
Изучению малых фольклорных жанров в школе уделяется немного внимания. Между тем пословицы и поговорки – “народные педагогические миниатюры” могут служить прекрасным средством воспитания и развития речи школьников.
Зачем нужны пословицы?
Значение пословиц в жизни людей трудно переоценить, ведь они, как невидимые учителя, несут в себе истину. Одни изречения рассказывают о том, как правильно вести себя, вторые напоминают о важности здоровья, третьи высмеивают пороки.
Например, пословица «Глаз – бирюза, да сердце – сажа» напоминает о том, что внешняя и душевная красота – это не всегда одно и то же. Второй пример: «В умной беседе разума набраться, в глупой – собственный растерять». Или же «С кем поведешься, от того и наберешься». Как видите, пословицы отображают существующие реалии жизни в простой и доступной форме. Это помогает не только уловить их суть, но и улучшает восприятие.
Применять их можно в повседневной жизни, например, для того чтобы скрасить разговор. Еще более разумно использовать пословицы как примеры, способные подсказать путь к решению важных вопросов.
Следующая пословица
Код баннера:
Исследовательские работы и проекты
Кто придумал пословицы?
Как говорилось ранее, пословицы – это малая форма устного народного творчества. Но это не всегда означает, что образные изречения придумывались "всем миром". Нет, в реальности чаще бывает так, что кто-то случайно употребил в своем разговоре интересное выражение, оно понравилось второму, затем третьему и так далее, пока вся округа не начинает использовать его. С годами память о настоящем авторе стирается, и пословица становится народной.
Но бывает и так, что пословицы и поговорки создавались не одним человеком, а целой социальной группой. Это нужно было для того, чтобы приобретенный опыт и знания не затерялись с годами. В таких случаях автором пословиц и правда является народ.
Пословицы – это.
Начать следует с того, что многие не знакомы с определением данного понятия. Возможно, это покажется невеликим упущением, но возникает вопрос: «А как тогда понять, что данное выражение является именно пословицей?» Дабы в будущем не возникало подобных ситуаций, приведем наиболее распространенное толкование.
Итак, пословицы – это короткие высказывания, в которых явно просматривается нравоучительный контекст. Чаще всего формулировки эти ограничиваются одним предложением, реже двумя, но короткими. Еще одним указателем является отсутствие автора, так как все они были созданы народом.
Также в пословицах можно проследить рифму, благодаря которой такое выражение читается или говорится на одном дыхании. Для достижения такого эффекта тщательно подбирается порядок слов, а несозвучные части заменяют синонимами или метафорами.
Следующая пословица
Сегодня взрослые всё реже используют в речи пословицы и поговорки. Соответственно, дети их не слышат, а значит, и в детской речи эти фразы отсутствуют. «Зачем они вообще нужны современным детям? Ведь мы живём не в позапрошлом веке!» — скажут многие родители. На этот вопрос отвечает наш блогер, будущий учитель начальных классов Катя Хасанова.
Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm
Родители могут не понимать и даже злиться на задания, в которых детям надо выучить пословицы и поговорки. В нашей речи их почти не осталось. Но я считаю, что их изучение очень полезно для ребят в началке:
- Пословицы и поговорки значительно обогащают словарный запас ребёнка, делают его речь интересной и выразительной. Согласитесь, гораздо приятнее слушать эмпатичного собеседника, который ведёт «живой», а не сухой и монотонный разговор.
- Фразеологизмы помогают точнее и глубже выражать свои мысли, поэтому человек, использующий их в своей речи, демонстрирует не только навыки общения, но и свой интеллектуальный и культурный бэкграунд.
- Ребёнок, знакомый с пословицами и поговорками и употребляющий их в речи, легко освоит тему «Средства художественной выразительности». С метафорами, эпитетами, сравнениями и аллегориями многие дети мучаются с 5 по 11 класс. Фразеологизмы — самые простые средства художественной выразительности, чаще всего они уже включают в себя метафоры и сравнения.
- Пословицы и поговорки отлично развивают чувство юмора! В них много доброй сатиры: используя фразеологизмы можно пошутить и никого не обидеть.
- Наконец, пословицы и поговорки действительно учат думать, расширяют культурный кругозор, учат анализировать ситуацию и свои действия в ней. В каждой пословице спрятана мудрость, её нужно раскрыть, а также нужно решить своеобразный «кейс» и понять, в какой ситуации можно применить эту мысль.
Ну что ж, начнём?
1. Разбираем незнакомые слова
Многие слова, понятные и простые для взрослых, незнакомы детям. Например: «Коли взялся за гуж, не говори, что не дюж». Эту пословица мы часто слышим в повседневной речи. Но многие дети не понимают два главных слова здесь: «гуж» и «дюж». Объясните смысл каждого слова, покажите иллюстрации, найдите синонимы, более понятные ребёнку.
Например: «Дюжить» — быть сильным, выносливым. Дюжий человек — сильный человек. «Сдюжить все трудности» — преодолеть все трудности. Гуж — это кожаная петля, которую цепляли на шею лошади, перед тем, как её запрягать и отправляться в путь. Через какое-то время попросите объяснить, что такое «гуж» своими словами.
2. Выясняем, откуда взялась пословица
Здорово, если вы сами знакомы с историей возникновения пословицы или поговорки. Если нет — идём в интернет, ищем информацию там. Не забывайте адаптировать найденную историю под возраст и уровень восприятия ребёнка, исключите сложную терминологию, объясняйте живо, просто и с наглядными иллюстрациями. Самый лучший вариант изложения можно найти в двух частях «Большого толкового словаря пословиц и поговорок русского языка для детей».
Например : «На обиженных воду возят». История: пословица появилась во времена императора Петра I. В то время была популярной профессия водовоза – человека, который снабжал водой город. Он сопровождал (как лакей) специальную повозку в виде бочки. Чтобы заработать больше денег, водовозы начали повышать цену на свои услуги, хотя по закону этого нельзя было делать. Чтобы наказать этих жадин, император Петр I приказал вместо лошадей впрягать в телегу жадных водовозов. Естественно, они были сильно обижены, но вынуждены исполнять наказание. Отсюда и пошло это выражение. Поверьте, вы сами для себя узнаете много нового и интересного.
3. Разбираемся со смыслом
Теперь, когда дети знают, откуда появилась пословица, и понимают значение всех слов в ней, можно разбираться со смыслом и значением. Не говорите правильный ответ сразу, помогите ребёнку самому докопаться до верного ответа.
Пример диалога по пословице «Не руби сук, на котором сидишь»:
Взрослый: Как ты думаешь, о чем говорится в этой пословице?
Ребёнок: О том, что всем надо стать лесорубами.
Взрослый: Не совсем так. Представь, ты залез на дерево, сидишь на ветке и сам топором начинаешь её рубить. Что будет дальше?
Ребёнок: Ветка отломится, я упаду.
Взрослый: Правильно. А если ветка крепкая и ты не будешь её рубить, то просидишь ещё очень долго и все будет хорошо. А если будешь рубить, то навредишь себе, верно?
Ребёнок: Да.
Взрослый: Так о чем тогда говорится в этой пословице?
Ребёнок: Если у тебя все хорошо, не надо это портить и вредить самому себе.
Взрослый: Отлично. Молодец!
В этом разговоре ребёнок ассоциировал пословицу непосредственно с собой, представил себя в этой ситуации. Но так же можно размышлять и над историей пословицы. Такой подход помогает развить аналитическое, критическое, ассоциативное и логическое мышление.
4. Ищем примеры из мультиков
Например: «Мал золотник, да дорог» — эту пословицу иллюстрирует мультфильм «Добрый динозавр», потому что главный герой, динозавр Арло, был вначале маленьким и слабым, но зато потом смог помочь человеческому малышу найти семью. «Что посеешь, то и пожнёшь» — эту пословицу иллюстрирует сказка «Три поросёнка», потому что Ниф-Ниф и Нуф-Нуф построили свои дома из соломы и дерева, дома оказались некрепкими и волк их разрушил, а Наф-Наф построил крепкий дом из камня, поэтому волк не смог разрушить его дом.
5. Применяем пословицы и поговорки в жизни
Аналогично фильмам и книгам вместе с ребенком вспомните случаи из его жизни или из жизни его друзей и родственников, иллюстрирующие определенную пословицу или поговорку. Например: пословица «Друг познаётся в беде», ребёнок может вспомнить: «Я как-то по дороге из школы подвернул ногу, и мой друг Витя помог мне дойти до дома и донести портфель. Эта пословица подходит, потому что в тот момент я оказался в трудной ситуации, мне было больно, а Витя меня поддержал».
Затем включаем пословицы и поговорки в диалог с ребенком. Главное условие — использовать как можно больше подходящих фразеологизмов (соревнуйтесь с ребенком: за каждый — 1 балл, у кого больше баллов, тот и победил).
Пример диалога:
Взрослый: В субботу мы встанем пораньше, чтобы успеть сделать все дела, ведь кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
Ребёнок: Да, но только вначале я сделаю все уроки, а потом пойдём на пикник, сделал дело, гуляй смело. Представляешь, я так много нового узнал на уроке окружающего мира. Ты знал, что в организме человека живёт 10 миллионов бактерий?
Взрослый: Нет, не знал, век живи, век учись.
6. Делаем «копилку»
Заведите с ребёнком отдельный блокнотик, записывайте туда пословицу, её смысл, историю происхождения, расшифровку незнакомых слов. Но самое главное — сделайте иллюстрацию-комикс для каждой пословицы. Придумайте ситуацию, к которой пословица подходит, нарисуйте эту ситуацию в виде комиксов и с помощью «облачков» запишите реплики героев. Этот метод поможет детям развить фантазию, дизайнерские навыки и творческие мышление и лучше запомнить пословицу.
Если ребёнок визуал, то кроме комикса рекомендую нарисовать буквально дословную иллюстрацию пословицы или поговорки, чтобы он лучше запомнил её.
7. Учим пословицы других стран и народов
Я считаю, что человек должен обладать широким кругозором, поэтому помимо популярных и классических русских фразеологизмов, с ребёнком можно и нужно изучать и разбирать по той же самой схеме пословицы и поговорки других стран и народов. Это поможет лучше понять культуру, традиции и менталитет другого народа. Чтобы понять смысл «чужих» пословиц, поиграйте в «Сравнилку»: выбираем страну (или народ), ищем в интернете их самые популярные пословицы и поговорки (разумеется, понятные детям). Читаем, разбираем каждую и ищем точно такой же по смыслу русский фразеологизм.
Например: «Хороший кузнец и лягушку подкуёт» (литовская пословица). «Дело мастера боится» (русская пословица). У них один и тот же смысл: настоящий профессионал любую работу хорошо сделает.
Экспериментируйте и изучайте белорусские, украинские, датские, английские, китайские пословицы и поговорки. Но и про редко встречающиеся в нашей речи русские фразеологизмы тоже не забывайте, знакомьте детей с ними!
Читайте также: