Кривое дерево исправляет рубанок пословица

Обновлено: 07.11.2024

Цель: дать понятие о структурных особенностях неполных предложений и сформировать умения различать неполные и полные типы односоставных и двусоставные предложения и опознавать их в тексте.

обучающие: знать неполные и виды односоставных предложений, формировать умение синонимической замены неполных полными предложениями.

развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать логическое мышление, творческие способности; обучать анализу, сравнению, обобщению, выделению ключевого слова, аргументации и выводу.

воспитательные: воспитывать интерес к познанию и открытиям; культуру общения, самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.

Оборудование: таблица, учебник, индивидуальный раздаточный материал для учащихся (карточки с заданиями), художественный текст, Толковый словарь русского языка Ожегова С. И., Н. Ю. Шведова.

- Технология развития «критического мышления»;

- Исследование в обучении;

- Обучение в сотрудничестве (в парах, в группах), формы работы: фронтальная, индивидуальная.

1. Словарный диктант . Проверка знания написания словарных слов по учебнику русского языка в 8 классе М. М. Разумовской. Форма:

Орфографическая «дуэль»( По упражнениям ЗСП учебника ).

В течение урока, наподобие тучи, вслед за учителем, идти след в след, смотреть в голубую даль, показаться вдали, в продолжении романа, учить в течение долгого времени, сложить вчетверо.

После диктанта – взаимопроверка и подведение итогов :«Кто победил», «Кто ранен», «Кто убит».

2. Повторение изученного материала по теме «Простое предложение». Форма: « Блиц-опрос». Учитель задаёт вопросы, требующие ответа «да» или «нет»».

1. Определение – главный член предложения? (нет)

2. Подлежащее – второстепенный член предложения? (нет)

3. Возможна ли постановка тире между подлежащим и сказуемым? (да)

4.Может ли сказуемое быть простым именным? (нет)

5. Может ли сказуемое быть простым глагольным? (да)

6.Подлежащее может быть выражено прилагательным? (да)

7.Дополнение – второстепенный член предложения? (да)

8.Сказуемое – второстепенный член предложения? (нет)

9.В словосочетании книга сестры –согласованное определение? (нет)

10.В двусоставных предложениях один главный член предложения? (нет)

11. Ставится ли запятая в сочетании «ни свет ни заря»? ( нет)

12.Правильно ли выражение : «Я одела платье» ? (нет)

13. Правильно ли выражение: «мама надела дочку»? (нет)

14. Слово «пятёрка» - числительное? (нет)

15 В предложении «Солнце село» солнце является дополнением? (нет)

16.Предложение «Какой сегодня день?» повествовательное? (нет)

17.Правильно ли согласовано определение в сочетании «Длинный магистраль»? (нет)

3. Объяснение нового материала.

а) Создание речевой ситуации.

- Кто ваш классный руководитель?

- Какой предмет она ведёт?

а) Создание эвристической ситуации.

- Какова тема нашего урока?

Определите самостоятельно, какие же предложения называются неполными?

4.Изучение темы.

1. Практическая работа.

— Запишите пословицы, опустив повторяющееся слово и поставив тире.

— Выполните синтаксический разбор шестого предложения.

1) Мир освещается солнцем, а человек освещается знанием.

2) Ложь стоит на одной ноге, а правда стоит на двух.

3) Змея один раз меняет кожу, а предатель меняет каждый день

4) Кривое дерево исправляет рубанок, дурного человека исправляет народ.

5) Знание создаёт науку, а невежество создаёт веру.

6) Ржа железо ест, а печаль ест сердце.(Пословицы)

2. Синтаксический анализ сложных предложений.

б) Беседа по записанным пословицам.

- Как произносится вторая часть предложения?

- С помощью чего соединены части сложного предложения?

- Какая из частей сложного предложения полная, какая – неполная?

(Вывод:Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире).

а) Синтаксический анализ сложного предложенияИз лощины пахло укропом, а из озёр – глубокой водой.

- Что представляет собой первая часть предложения? Что – вторая? Чем соединены части сложного предложения?

3. Слуховой диктант.

Цель работы: определить полные или неполные предложения.(в столбик с левой стороны укажите номера предложений: (+ обозначает полное, - неполное предложение)

1. + Тамбов –старинный русский город.

2. – В центре города – областной краеведческий музей.

3. + С колеса обозрения в городском парке открывается красивый вид .

4. + - Хотите поехать в областной центр на экскурсию?

7. + - Тебе нравится решать лингвистические задачи?

Пояснения учителя.

Обратите внимание, что в неполном предложении пропуск членов предложения подтверждается наличием в нем зависимых от этого члена слов.

Структура односоставных предложений такова, что один из главных членов в ней не пропущен, а невозможен. Конечно, мы можем, например, «подставить» подлежащее в определенно-личное или неопределенно-личное предложение, но тогда изменится сама их структура, они станут двусоставными. В неполных же предложениях пропущенные члены подразумеваются, они пропущены потому, что полное их значение очевидно из контекста, из ситуации.

5.Закрепление изученного

1) Упражнение на различение односоставных и неполных предложений.

- Докажите, что первое предложение – двусоставное, второе –односоставное безличное, третье – односоставное назывное.

Наступает вечер. Вечереет. Вечер.

- Почему второе и третье предложения нельзя назвать неполными?

2) Шутке- минутка

– Части предложений «потеряли « друг друга. Соберите их и ответьте на вопрос: почему во второй части пословиц ставится тире?( Работа по карточкам)

Коня узнают по зубам

Горькое сладким- трудно

Бранить лучше в глаза

Из слушанного – знания

Сладкое горьким сделать легко

Хвалить – за глаза

Человека – по речам.

Из капель получается море

( 1. Сладкое горьким сделать легко, горькое сладким – трудно. 2. Бранить лучше в глаза – хвалить за глаза. 3. Из капель получается море - из слушанного – знания. Коня узнают по зубам, человека- по речам.

Во вторых частях пословиц ставится тире, так как в них пропущен членпредложения )

3) Работа с учебником. Приём «Дневник исследователя»

-Разделите страницу тетради пополам. В левой стороне напишите «Знал (а) « и запишите всё, что вы знали о неполном предложении. В правой стороне напишите «Узнал (а)» и запишите, что вы узнали о неполном предложении.

6. Итог урока.

Работа с текстом. Вставьте в текст пропущенные слова, подобрав их из справок и ответьте на вопросы:

- С какой целью используются в речи неполные предложения?

- Какова сфера употребления неполных предложений?

Неполные предложения делают речь…, экономнее без ущерба для смысла.

Сфера употребления неполных предложений – …речь. Они частые гости в …, в непринуждённых художественных … . Среди …, … также можно встретить … односоставные предложения. Они позволяют глубокое содержание «упаковать» в сжатую, компактную форму.

Для справок: лаконичный, разговорный, диалог, описание, поговорка, пословица, неполное.

На уроке было….Мне понравилось….

Мне не понравилось….На уроке я узнал (а)….

8. Домашнее задание.

Написать мини- сочинение «Январский денёк», употребив в нём двусоставные, односоставные и неполные предложения.

1. Костяева Т. А, Чуриков Г. М. Сборник диктантов по пунктуации: 8 9 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.- 160 с.

2. Постникова И.И, Т. Н. Зинченко, Моранькова М. П., И. М. Подгаецкая. Это непростое простое предложение: Кн. Для учащихся. –М.: Просвещение, 1985. – 127 с. с ил.

3.Финтисова О. А. Русский язык. 8 класс: система уроков по учебнику под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта.- Волгоград: Учитель, 2013. – 237 с.

Следующая пословица

Цель: дать понятие о структурных особенностях неполных предложений и сформировать умения различать неполные и полные типы односоставных и двусоставные предложения и опознавать их в тексте.

обучающие: знать неполные и виды односоставных предложений, формировать умение синонимической замены неполных полными предложениями.

развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать логическое мышление, творческие способности; обучать анализу, сравнению, обобщению, выделению ключевого слова, аргументации и выводу.

воспитательные: воспитывать интерес к познанию и открытиям; культуру общения, самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.

Оборудование: таблица, учебник, индивидуальный раздаточный материал для учащихся (карточки с заданиями), художественный текст, Толковый словарь русского языка Ожегова С. И., Н. Ю. Шведова.

- Технология развития «критического мышления»;

- Исследование в обучении;

- Обучение в сотрудничестве (в парах, в группах), формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Словарный диктант . Проверка знания написания словарных слов по учебнику русского языка в 8 классе М. М. Разумовской. Форма:

Орфографическая «дуэль» ( По упражнениям ЗСП учебника ).

В течение урока, наподобие тучи, вслед за учителем, идти след в след, смотреть в голубую даль, показаться вдали, в продолжении романа, учить в течение долгого времени, сложить вчетверо.

После диктанта – взаимопроверка и подведение итогов : «Кто победил», «Кто ранен», «Кто убит».

Повторение изученного материала по теме «Простое предложение». Форма: « Блиц-опрос». Учитель задаёт вопросы, требующие ответа «да» или «нет»».

Определение – главный член предложения? (нет)

Подлежащее – второстепенный член предложения? (нет)

Возможна ли постановка тире между подлежащим и сказуемым? (да)

4. Может ли сказуемое быть простым именным? (нет)

5. Может ли сказуемое быть простым глагольным? (да)

6.Подлежащее может быть выражено прилагательным? (да)

7.Дополнение – второстепенный член предложения? (да)

8.Сказуемое – второстепенный член предложения? (нет)

9.В словосочетании книга сестры –согласованное определение? (нет)

10.В двусоставных предложениях один главный член предложения? (нет)

11. Ставится ли запятая в сочетании «ни свет ни заря»? ( нет)

12.Правильно ли выражение : «Я одела платье» ? (нет)

Правильно ли выражение: «мама надела дочку»? (нет)

Слово «пятёрка» - числительное? (нет)

В предложении «Солнце село» солнце является дополнением? (нет)

16.Предложение «Какой сегодня день?» повествовательное? (нет)

17.Правильно ли согласовано определение в сочетании «Длинный магистраль»? (нет)

Объяснение нового материала.

а) Создание речевой ситуации.

- Кто ваш классный руководитель?

- Какой предмет она ведёт?

а) Создание эвристической ситуации.

- Какова тема нашего урока?

Определите самостоятельно, какие же предложения называются неполными?

4.Изучение темы.

Практическая работа.

— Запишите пословицы, опустив повторяющееся слово и поставив тире.

— Выполните синтаксический разбор шестого предложения.

Мир освещается солнцем, а человек освещается знанием.

Ложь стоит на одной ноге, а правда стоит на двух.

Змея один раз меняет кожу, а предатель меняет каждый день

Кривое дерево исправляет рубанок, дурного человека исправляет народ.

Знание создаёт науку, а невежество создаёт веру.

6) Ржа железо ест, а печаль ест сердце. (Пословицы)

Синтаксический анализ сложных предложений.

б) Беседа по записанным пословицам.

- Как произносится вторая часть предложения?

- С помощью чего соединены части сложного предложения?

- Какая из частей сложного предложения полная, какая – неполная?

(Вывод: Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире ).

а) Синтаксический анализ сложного предложения Из лощины пахло укропом, а из озёр – глубокой водой.

- Что представляет собой первая часть предложения? Что – вторая? Чем соединены части сложного предложения?

3. Слуховой диктант.

Цель работы: определить полные или неполные предложения.(в столбик с левой стороны укажите номера предложений: (+ обозначает полное, - неполное предложение)

1. + Тамбов – старинный русский город.

2. – В центре города – областной краеведческий музей.

3. + С колеса обозрения в городском парке открывается красивый вид .

4. + - Хотите поехать в областной центр на экскурсию?

7. + - Тебе нравится решать лингвистические задачи?

Пояснения учителя.

Обратите внимание, что в неполном предложении пропуск членов предложения подтверждается наличием в нем зависимых от этого члена слов.

Структура односоставных предложений такова, что один из главных членов в ней не пропущен, а невозможен. Конечно, мы можем, например, «подставить» подлежащее в определенно-личное или неопределенно-личное предложение, но тогда изменится сама их структура, они станут двусоставными. В неполных же предложениях пропущенные члены подразумеваются, они пропущены потому, что полное их значение очевидно из контекста, из ситуации.

5.Закрепление изученного

Упражнение на различение односоставных и неполных предложений.

- Докажите, что первое предложение – двусоставное, второе –односоставное безличное, третье – односоставное назывное.

Наступает вечер. Вечереет. Вечер.

- Почему второе и третье предложения нельзя назвать неполными?

Шутке - минутка

– Части предложений «потеряли « друг друга. Соберите их и ответьте на вопрос: почему во второй части пословиц ставится тире? ( Работа по карточкам)

Коня узнают по зубам

Горькое сладким - трудно

Бранить лучше в глаза

Из слушанного – знания

Сладкое горьким сделать легко

Хвалить – за глаза

Человека – по речам.

Из капель получается море

( 1. Сладкое горьким сделать легко, горькое сладким – трудно. 2. Бранить лучше в глаза – хвалить за глаза. 3. Из капель получается море - из слушанного – знания. Коня узнают по зубам, человека- по речам.

Во вторых частях пословиц ставится тире, так как в них пропущен член предложения )

Работа с учебником. Приём «Дневник исследователя»

-Разделите страницу тетради пополам. В левой стороне напишите «Знал (а) « и запишите всё, что вы знали о неполном предложении. В правой стороне напишите «Узнал (а)» и запишите, что вы узнали о неполном предложении.

6. Итог урока.

Работа с текстом. Вставьте в текст пропущенные слова, подобрав их из справок и ответьте на вопросы:

- С какой целью используются в речи неполные предложения?

- Какова сфера употребления неполных предложений?

Неполные предложения делают речь…, экономнее без ущерба для смысла.

Сфера употребления неполных предложений – …речь. Они частые гости в …, в непринуждённых художественных … . Среди …, … также можно встретить … односоставные предложения. Они позволяют глубокое содержание «упаковать» в сжатую, компактную форму.

Для справок: лаконичный, разговорный, диалог, описание, поговорка, пословица, неполное.

На уроке было…. Мне понравилось….

Мне не понравилось…. На уроке я узнал (а)….

Домашнее задание.

Написать мини - сочинение «Январский денёк», употребив в нём двусоставные, односоставные и неполные предложения.

Костяева Т. А, Чуриков Г. М. Сборник диктантов по пунктуации: 8 9 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.- 160 с.

Постникова И.И, Т. Н. Зинченко, Моранькова М. П., И. М. Подгаецкая. Это непростое простое предложение: Кн. Для учащихся. –М.: Просвещение, 1985. – 127 с. с ил.

3.Финтисова О. А. Русский язык. 8 класс: система уроков по учебнику под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта.- Волгоград: Учитель, 2013. – 237 с.

Творческие задания к уроку по теме «Неполные предложения»

Задание 1. Части предложений «потеряли « друг друга. Соберите их и ответьте на вопрос: почему во второй части пословиц ставится тире?

Коня узнают по зубам

Горькое сладким - трудно

Бранить лучше в глаза

Из слушанного – знания

Сладкое горьким сделать легко

Хвалить – за глаза

Человека – по речам.

Из капель получается море

Задание 2 . Вставьте в текст пропущенные слова, подобрав их из справок. Сделайте вывод: где употребляются неполные предложения.

Неполные предложения делают речь…, экономнее без ущерба для смысла.

Сфера употребления неполных предложений – …речь. Они частые гости в …, в непринуждённых художественных … . Среди …, … также можно встретить … односоставные предложения. Они позволяют глубокое содержание «упаковать» в сжатую, компактную форму.

Для справок: лаконичный, разговорный, диалог, описание, поговорка, пословица, неполное.

Следующая пословица

Пословицы о деревьях представляют собой целый пласт культурных ценностей. Мы собрали для вас пословицы и поговорки в разных форматах, чтобы вам было удобнее. Если вы любите больше смотреть видео, то найдете его внизу страницы. Поделитесь ссылкой на наши пословицы с друзьями.

Червь дерево точит, а худая хозяйка дом изводит

Пословицы о деревьях 1

Посмотрите пословицы о деревьях в картинках

Молодое да кривое (дерево), под старость и вдвое

Пословицы о деревьях 2

Посмотрите пословицы о деревьях

Дубовую рощу ветер не свалит

Пословицы о деревьях 3

Пословицы это мудрость наших предков

Дуплястое дерево скрипит, да стоит, а крепкое валится

Старое дерево трещит, молодое летит

Пословицы о деревьях 4

Почитайте псловицы о деревьях в картинках

Без ветра дерево не шатается

Пословицы о деревьях 5

Пословицы это мудрость народа

Иней на деревьях - к морозам, туман - к оттепелям

Пословицы о деревьях 6

Пословицы о деревьях для школьников

Криво дерево, да яблоки сладки

Стоит дерево мохнато, в мохнатом - то гладко, в гладком - то сладко (орех)

Пословицы о деревьях 7

Пословицы о деревьях для детей

Каково дерево, таков и клин, каков батька, таков и сын

Пословицы о деревьях 8

Пословицы о деревьях в картинках

Следующая пословица

Цель: дать понятие о структурных особенностях неполных предложений и сформировать умения различать неполные и полные типы односоставных и двусоставные предложения и опознавать их в тексте; активизировать познавательную деятельность учащихся; воспитывать интерес к познанию и открытиям; культуру общения, самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

-Громко прозвенел звонок-

-Ребята, все ли готовы к уроку?

Давайте настроимся на хорошую и плодотворную работу на уроке.

«Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем»,- гласит китайская мудрость. Так пусть же наш урок пройдет под девизом:

« Новый день -новые знания».

2. Повторение изученного материала по теме «Простое предложение». Форма: « Блиц-опрос». Учитель задаёт вопросы, требующие ответа «да» или «нет»».

Определение – главный член предложения? (нет)

Подлежащее – второстепенный член предложения? (нет)

Возможна ли постановка тире между подлежащим и сказуемым? (да)

Может ли сказуемое быть простым именным? (нет)

Может ли сказуемое быть простым глагольным? (да)

Подлежащее может быть выражено прилагательным? (да)

Дополнение – второстепенный член предложения? (да)

Сказуемое – второстепенный член предложения? (нет)

В словосочетании книга сестры –согласованное определение? (нет)

В двусоставных предложениях один главный член предложения? (нет)

Ставится ли запятая в сочетании «ни свет ни заря»? ( нет)

Правильно ли выражение : «Я одела платье» ? (нет)

Правильно ли выражение: «мама надела дочку»? (нет)

Слово «пятёрка» - числительное? (нет)

В предложении «Солнце село» солнце является дополнением? (нет)

Предложение «Какой сегодня день?» повествовательное? (нет)

Правильно ли согласовано определение в сочетании «Длинный магистраль»? (нет)

3.Объяснение нового материала.

а) Создание речевой ситуации.

- Кто ваш классный руководитель?

- Какой предмет она ведёт?

а) Создание эвристической ситуации.

- Какова тема нашего урока?

Определите самостоятельно, какие же предложения называются неполными?

4.Изучение темы.

Практическая работа.

— Запишите пословицы, опустив повторяющееся слово и поставив тире.

— Выполните синтаксический разбор шестого предложения.

Мир освещается солнцем, а человек освещается знанием.

Ложь стоит на одной ноге, а правда стоит на двух.

Змея один раз меняет кожу, а предатель меняет каждый день

Кривое дерево исправляет рубанок, дурного человека исправляет народ.

Знание создаёт науку, а невежество создаёт веру.

6) Ржа железо ест, а печаль ест сердце. (Пословицы)

Синтаксический анализ сложных предложений.

б) Беседа по записанным пословицам.

- Как произносится вторая часть предложения?

- С помощью чего соединены части сложного предложения?

- Какая из частей сложного предложения полная, какая – неполная?

(Вывод: Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире).

а) Синтаксический анализ сложного предложения Из лощины пахло укропом, а из озёр – глубокой водой.

- Что представляет собой первая часть предложения? Что – вторая? Чем соединены части сложного предложения?

3. Слуховой диктант.

Цель работы: определить полные или неполные предложения.(в столбик с левой стороны укажите номера предложений: (+ обозначает полное, - неполное предложение)

1. + Грозный – столица нашей республики.

2. – В центре города – главная мечеть «Сердце Чечни».

3. + С высоток Грозный -Сити открывается красивый вид .

4. + - Хотите поехать в экскурсию по нашему городу?

7. + - Тебе нравится решать лингвистические задачи?

Пояснения учителя.

Обратите внимание, что в неполном предложении пропуск членов предложения подтверждается наличием в нем зависимых от этого члена слов.

Структура односоставных предложений такова, что один из главных членов в ней не пропущен, а невозможен. Конечно, мы можем, например, «подставить» подлежащее в определенно-личное или неопределенно-личное предложение, но тогда изменится сама их структура, они станут двусоставными. В неполных же предложениях пропущенные члены подразумеваются, они пропущены потому, что полное их значение очевидно из контекста, из ситуации.

5.Закрепление изученного

Упражнение на различение односоставных и неполных предложений.

- Докажите, что первое предложение – двусоставное, второе –односоставное безличное, третье – односоставное назывное.

Наступает вечер. Вечереет. Вечер.

- Почему второе и третье предложения нельзя назвать неполными?

Работа с учебником. Приём «Дневник исследователя»

-Разделите страницу тетради пополам. В левой стороне напишите «Знал (а) « и запишите всё, что вы знали о неполном предложении. В правой стороне напишите «Узнал (а)» и запишите, что вы узнали о неполном предложении.

6. Итог урока.

Работа с текстом. Вставьте в текст пропущенные слова, подобрав их из справок и ответьте на вопросы:

- С какой целью используются в речи неполные предложения?

- Какова сфера употребления неполных предложений?

Неполные предложения делают речь…, экономнее без ущерба для смысла.

Сфера употребления неполных предложений – …речь. Они частые гости в …, в непринуждённых художественных … . Среди …, … также можно встретить … односоставные предложения. Они позволяют глубокое содержание «упаковать» в сжатую, компактную форму.

Для справок: лаконичный, разговорный, диалог, описание, поговорка, пословица, неполное.

На уроке было….Мне понравилось….

Мне не понравилось….На уроке я узнал (а)….

Домашнее задание.

Написать мини- сочинение «Январский денёк», употребив в нём двусоставные, односоставные и неполные предложения.

Читайте также: