Кривое дерево исправляет рубанок пословица
Обновлено: 22.11.2024
Цель: дать понятие о структурных особенностях неполных предложений и сформировать умения различать неполные и полные типы односоставных и двусоставные предложения и опознавать их в тексте.
обучающие: знать неполные и виды односоставных предложений, формировать умение синонимической замены неполных полными предложениями.
развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать логическое мышление, творческие способности; обучать анализу, сравнению, обобщению, выделению ключевого слова, аргументации и выводу.
воспитательные: воспитывать интерес к познанию и открытиям; культуру общения, самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.
Оборудование: таблица, учебник, индивидуальный раздаточный материал для учащихся (карточки с заданиями), художественный текст, Толковый словарь русского языка Ожегова С. И., Н. Ю. Шведова.
- Технология развития «критического мышления»;
- Исследование в обучении;
- Обучение в сотрудничестве (в парах, в группах), формы работы: фронтальная, индивидуальная.
1. Словарный диктант . Проверка знания написания словарных слов по учебнику русского языка в 8 классе М. М. Разумовской. Форма:
Орфографическая «дуэль»( По упражнениям ЗСП учебника ).
В течение урока, наподобие тучи, вслед за учителем, идти след в след, смотреть в голубую даль, показаться вдали, в продолжении романа, учить в течение долгого времени, сложить вчетверо.
После диктанта – взаимопроверка и подведение итогов :«Кто победил», «Кто ранен», «Кто убит».
2. Повторение изученного материала по теме «Простое предложение». Форма: « Блиц-опрос». Учитель задаёт вопросы, требующие ответа «да» или «нет»».
1. Определение – главный член предложения? (нет)
2. Подлежащее – второстепенный член предложения? (нет)
3. Возможна ли постановка тире между подлежащим и сказуемым? (да)
4.Может ли сказуемое быть простым именным? (нет)
5. Может ли сказуемое быть простым глагольным? (да)
6.Подлежащее может быть выражено прилагательным? (да)
7.Дополнение – второстепенный член предложения? (да)
8.Сказуемое – второстепенный член предложения? (нет)
9.В словосочетании книга сестры –согласованное определение? (нет)
10.В двусоставных предложениях один главный член предложения? (нет)
11. Ставится ли запятая в сочетании «ни свет ни заря»? ( нет)
12.Правильно ли выражение : «Я одела платье» ? (нет)
13. Правильно ли выражение: «мама надела дочку»? (нет)
14. Слово «пятёрка» - числительное? (нет)
15 В предложении «Солнце село» солнце является дополнением? (нет)
16.Предложение «Какой сегодня день?» повествовательное? (нет)
17.Правильно ли согласовано определение в сочетании «Длинный магистраль»? (нет)
3. Объяснение нового материала.
а) Создание речевой ситуации.
- Кто ваш классный руководитель?
- Какой предмет она ведёт?
а) Создание эвристической ситуации.
- Какова тема нашего урока?
Определите самостоятельно, какие же предложения называются неполными?
4.Изучение темы.
1. Практическая работа.
— Запишите пословицы, опустив повторяющееся слово и поставив тире.
— Выполните синтаксический разбор шестого предложения.
1) Мир освещается солнцем, а человек освещается знанием.
2) Ложь стоит на одной ноге, а правда стоит на двух.
3) Змея один раз меняет кожу, а предатель меняет каждый день
4) Кривое дерево исправляет рубанок, дурного человека исправляет народ.
5) Знание создаёт науку, а невежество создаёт веру.
6) Ржа железо ест, а печаль ест сердце.(Пословицы)
2. Синтаксический анализ сложных предложений.
б) Беседа по записанным пословицам.
- Как произносится вторая часть предложения?
- С помощью чего соединены части сложного предложения?
- Какая из частей сложного предложения полная, какая – неполная?
(Вывод:Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире).
а) Синтаксический анализ сложного предложенияИз лощины пахло укропом, а из озёр – глубокой водой.
- Что представляет собой первая часть предложения? Что – вторая? Чем соединены части сложного предложения?
3. Слуховой диктант.
Цель работы: определить полные или неполные предложения.(в столбик с левой стороны укажите номера предложений: (+ обозначает полное, - неполное предложение)
1. + Тамбов –старинный русский город.
2. – В центре города – областной краеведческий музей.
3. + С колеса обозрения в городском парке открывается красивый вид .
4. + - Хотите поехать в областной центр на экскурсию?
7. + - Тебе нравится решать лингвистические задачи?
Пояснения учителя.
Обратите внимание, что в неполном предложении пропуск членов предложения подтверждается наличием в нем зависимых от этого члена слов.
Структура односоставных предложений такова, что один из главных членов в ней не пропущен, а невозможен. Конечно, мы можем, например, «подставить» подлежащее в определенно-личное или неопределенно-личное предложение, но тогда изменится сама их структура, они станут двусоставными. В неполных же предложениях пропущенные члены подразумеваются, они пропущены потому, что полное их значение очевидно из контекста, из ситуации.
5.Закрепление изученного
1) Упражнение на различение односоставных и неполных предложений.
- Докажите, что первое предложение – двусоставное, второе –односоставное безличное, третье – односоставное назывное.
Наступает вечер. Вечереет. Вечер.
- Почему второе и третье предложения нельзя назвать неполными?
2) Шутке- минутка
– Части предложений «потеряли « друг друга. Соберите их и ответьте на вопрос: почему во второй части пословиц ставится тире?( Работа по карточкам)
Коня узнают по зубам
Горькое сладким- трудно
Бранить лучше в глаза
Из слушанного – знания
Сладкое горьким сделать легко
Хвалить – за глаза
Человека – по речам.
Из капель получается море
( 1. Сладкое горьким сделать легко, горькое сладким – трудно. 2. Бранить лучше в глаза – хвалить за глаза. 3. Из капель получается море - из слушанного – знания. Коня узнают по зубам, человека- по речам.
Во вторых частях пословиц ставится тире, так как в них пропущен членпредложения )
3) Работа с учебником. Приём «Дневник исследователя»
-Разделите страницу тетради пополам. В левой стороне напишите «Знал (а) « и запишите всё, что вы знали о неполном предложении. В правой стороне напишите «Узнал (а)» и запишите, что вы узнали о неполном предложении.
6. Итог урока.
Работа с текстом. Вставьте в текст пропущенные слова, подобрав их из справок и ответьте на вопросы:
- С какой целью используются в речи неполные предложения?
- Какова сфера употребления неполных предложений?
Неполные предложения делают речь…, экономнее без ущерба для смысла.
Сфера употребления неполных предложений – …речь. Они частые гости в …, в непринуждённых художественных … . Среди …, … также можно встретить … односоставные предложения. Они позволяют глубокое содержание «упаковать» в сжатую, компактную форму.
Для справок: лаконичный, разговорный, диалог, описание, поговорка, пословица, неполное.
На уроке было….Мне понравилось….
Мне не понравилось….На уроке я узнал (а)….
8. Домашнее задание.
Написать мини- сочинение «Январский денёк», употребив в нём двусоставные, односоставные и неполные предложения.
1. Костяева Т. А, Чуриков Г. М. Сборник диктантов по пунктуации: 8 9 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.- 160 с.
2. Постникова И.И, Т. Н. Зинченко, Моранькова М. П., И. М. Подгаецкая. Это непростое простое предложение: Кн. Для учащихся. –М.: Просвещение, 1985. – 127 с. с ил.
3.Финтисова О. А. Русский язык. 8 класс: система уроков по учебнику под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта.- Волгоград: Учитель, 2013. – 237 с.
Следующая пословица
Цель: дать понятие о структурных особенностях неполных предложений и сформировать умения различать неполные и полные типы односоставных и двусоставные предложения и опознавать их в тексте.
обучающие: знать неполные и виды односоставных предложений, формировать умение синонимической замены неполных полными предложениями.
развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать логическое мышление, творческие способности; обучать анализу, сравнению, обобщению, выделению ключевого слова, аргументации и выводу.
воспитательные: воспитывать интерес к познанию и открытиям; культуру общения, самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.
Оборудование: таблица, учебник, индивидуальный раздаточный материал для учащихся (карточки с заданиями), художественный текст, Толковый словарь русского языка Ожегова С. И., Н. Ю. Шведова.
- Технология развития «критического мышления»;
- Исследование в обучении;
- Обучение в сотрудничестве (в парах, в группах), формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Словарный диктант . Проверка знания написания словарных слов по учебнику русского языка в 8 классе М. М. Разумовской. Форма:
Орфографическая «дуэль» ( По упражнениям ЗСП учебника ).
В течение урока, наподобие тучи, вслед за учителем, идти след в след, смотреть в голубую даль, показаться вдали, в продолжении романа, учить в течение долгого времени, сложить вчетверо.
После диктанта – взаимопроверка и подведение итогов : «Кто победил», «Кто ранен», «Кто убит».
Повторение изученного материала по теме «Простое предложение». Форма: « Блиц-опрос». Учитель задаёт вопросы, требующие ответа «да» или «нет»».
Определение – главный член предложения? (нет)
Подлежащее – второстепенный член предложения? (нет)
Возможна ли постановка тире между подлежащим и сказуемым? (да)
4. Может ли сказуемое быть простым именным? (нет)
5. Может ли сказуемое быть простым глагольным? (да)
6.Подлежащее может быть выражено прилагательным? (да)
7.Дополнение – второстепенный член предложения? (да)
8.Сказуемое – второстепенный член предложения? (нет)
9.В словосочетании книга сестры –согласованное определение? (нет)
10.В двусоставных предложениях один главный член предложения? (нет)
11. Ставится ли запятая в сочетании «ни свет ни заря»? ( нет)
12.Правильно ли выражение : «Я одела платье» ? (нет)
Правильно ли выражение: «мама надела дочку»? (нет)
Слово «пятёрка» - числительное? (нет)
В предложении «Солнце село» солнце является дополнением? (нет)
16.Предложение «Какой сегодня день?» повествовательное? (нет)
17.Правильно ли согласовано определение в сочетании «Длинный магистраль»? (нет)
Объяснение нового материала.
а) Создание речевой ситуации.
- Кто ваш классный руководитель?
- Какой предмет она ведёт?
а) Создание эвристической ситуации.
- Какова тема нашего урока?
Определите самостоятельно, какие же предложения называются неполными?
4.Изучение темы.
Практическая работа.
— Запишите пословицы, опустив повторяющееся слово и поставив тире.
— Выполните синтаксический разбор шестого предложения.
Мир освещается солнцем, а человек освещается знанием.
Ложь стоит на одной ноге, а правда стоит на двух.
Змея один раз меняет кожу, а предатель меняет каждый день
Кривое дерево исправляет рубанок, дурного человека исправляет народ.
Знание создаёт науку, а невежество создаёт веру.
6) Ржа железо ест, а печаль ест сердце. (Пословицы)
Синтаксический анализ сложных предложений.
б) Беседа по записанным пословицам.
- Как произносится вторая часть предложения?
- С помощью чего соединены части сложного предложения?
- Какая из частей сложного предложения полная, какая – неполная?
(Вывод: Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире ).
а) Синтаксический анализ сложного предложения Из лощины пахло укропом, а из озёр – глубокой водой.
- Что представляет собой первая часть предложения? Что – вторая? Чем соединены части сложного предложения?
3. Слуховой диктант.
Цель работы: определить полные или неполные предложения.(в столбик с левой стороны укажите номера предложений: (+ обозначает полное, - неполное предложение)
1. + Тамбов – старинный русский город.
2. – В центре города – областной краеведческий музей.
3. + С колеса обозрения в городском парке открывается красивый вид .
4. + - Хотите поехать в областной центр на экскурсию?
7. + - Тебе нравится решать лингвистические задачи?
Пояснения учителя.
Обратите внимание, что в неполном предложении пропуск членов предложения подтверждается наличием в нем зависимых от этого члена слов.
Структура односоставных предложений такова, что один из главных членов в ней не пропущен, а невозможен. Конечно, мы можем, например, «подставить» подлежащее в определенно-личное или неопределенно-личное предложение, но тогда изменится сама их структура, они станут двусоставными. В неполных же предложениях пропущенные члены подразумеваются, они пропущены потому, что полное их значение очевидно из контекста, из ситуации.
5.Закрепление изученного
Упражнение на различение односоставных и неполных предложений.
- Докажите, что первое предложение – двусоставное, второе –односоставное безличное, третье – односоставное назывное.
Наступает вечер. Вечереет. Вечер.
- Почему второе и третье предложения нельзя назвать неполными?
Шутке - минутка
– Части предложений «потеряли « друг друга. Соберите их и ответьте на вопрос: почему во второй части пословиц ставится тире? ( Работа по карточкам)
Коня узнают по зубам
Горькое сладким - трудно
Бранить лучше в глаза
Из слушанного – знания
Сладкое горьким сделать легко
Хвалить – за глаза
Человека – по речам.
Из капель получается море
( 1. Сладкое горьким сделать легко, горькое сладким – трудно. 2. Бранить лучше в глаза – хвалить за глаза. 3. Из капель получается море - из слушанного – знания. Коня узнают по зубам, человека- по речам.
Во вторых частях пословиц ставится тире, так как в них пропущен член предложения )
Работа с учебником. Приём «Дневник исследователя»
-Разделите страницу тетради пополам. В левой стороне напишите «Знал (а) « и запишите всё, что вы знали о неполном предложении. В правой стороне напишите «Узнал (а)» и запишите, что вы узнали о неполном предложении.
6. Итог урока.
Работа с текстом. Вставьте в текст пропущенные слова, подобрав их из справок и ответьте на вопросы:
- С какой целью используются в речи неполные предложения?
- Какова сфера употребления неполных предложений?
Неполные предложения делают речь…, экономнее без ущерба для смысла.
Сфера употребления неполных предложений – …речь. Они частые гости в …, в непринуждённых художественных … . Среди …, … также можно встретить … односоставные предложения. Они позволяют глубокое содержание «упаковать» в сжатую, компактную форму.
Для справок: лаконичный, разговорный, диалог, описание, поговорка, пословица, неполное.
На уроке было…. Мне понравилось….
Мне не понравилось…. На уроке я узнал (а)….
Домашнее задание.
Написать мини - сочинение «Январский денёк», употребив в нём двусоставные, односоставные и неполные предложения.
Костяева Т. А, Чуриков Г. М. Сборник диктантов по пунктуации: 8 9 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.- 160 с.
Постникова И.И, Т. Н. Зинченко, Моранькова М. П., И. М. Подгаецкая. Это непростое простое предложение: Кн. Для учащихся. –М.: Просвещение, 1985. – 127 с. с ил.
3.Финтисова О. А. Русский язык. 8 класс: система уроков по учебнику под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта.- Волгоград: Учитель, 2013. – 237 с.
Творческие задания к уроку по теме «Неполные предложения»
Задание 1. Части предложений «потеряли « друг друга. Соберите их и ответьте на вопрос: почему во второй части пословиц ставится тире?
Коня узнают по зубам
Горькое сладким - трудно
Бранить лучше в глаза
Из слушанного – знания
Сладкое горьким сделать легко
Хвалить – за глаза
Человека – по речам.
Из капель получается море
Задание 2 . Вставьте в текст пропущенные слова, подобрав их из справок. Сделайте вывод: где употребляются неполные предложения.
Неполные предложения делают речь…, экономнее без ущерба для смысла.
Сфера употребления неполных предложений – …речь. Они частые гости в …, в непринуждённых художественных … . Среди …, … также можно встретить … односоставные предложения. Они позволяют глубокое содержание «упаковать» в сжатую, компактную форму.
Для справок: лаконичный, разговорный, диалог, описание, поговорка, пословица, неполное.
Следующая пословица
Пословицы о деревьях представляют собой целый пласт культурных ценностей. Мы собрали для вас пословицы и поговорки в разных форматах, чтобы вам было удобнее. Если вы любите больше смотреть видео, то найдете его внизу страницы. Поделитесь ссылкой на наши пословицы с друзьями.
Червь дерево точит, а худая хозяйка дом изводит
Посмотрите пословицы о деревьях в картинках
Молодое да кривое (дерево), под старость и вдвое
Посмотрите пословицы о деревьях
Дубовую рощу ветер не свалит
Пословицы это мудрость наших предков
Дуплястое дерево скрипит, да стоит, а крепкое валится
Старое дерево трещит, молодое летит
Почитайте псловицы о деревьях в картинках
Без ветра дерево не шатается
Пословицы это мудрость народа
Иней на деревьях - к морозам, туман - к оттепелям
Пословицы о деревьях для школьников
Криво дерево, да яблоки сладки
Стоит дерево мохнато, в мохнатом - то гладко, в гладком - то сладко (орех)
Пословицы о деревьях для детей
Каково дерево, таков и клин, каков батька, таков и сын
Пословицы о деревьях в картинках
Следующая пословица
Цель: дать понятие о структурных особенностях неполных предложений и сформировать умения различать неполные и полные типы односоставных и двусоставные предложения и опознавать их в тексте; активизировать познавательную деятельность учащихся; воспитывать интерес к познанию и открытиям; культуру общения, самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
-Громко прозвенел звонок-
-Ребята, все ли готовы к уроку?
Давайте настроимся на хорошую и плодотворную работу на уроке.
«Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем»,- гласит китайская мудрость. Так пусть же наш урок пройдет под девизом:
« Новый день -новые знания».
2. Повторение изученного материала по теме «Простое предложение». Форма: « Блиц-опрос». Учитель задаёт вопросы, требующие ответа «да» или «нет»».
Определение – главный член предложения? (нет)
Подлежащее – второстепенный член предложения? (нет)
Возможна ли постановка тире между подлежащим и сказуемым? (да)
Может ли сказуемое быть простым именным? (нет)
Может ли сказуемое быть простым глагольным? (да)
Подлежащее может быть выражено прилагательным? (да)
Дополнение – второстепенный член предложения? (да)
Сказуемое – второстепенный член предложения? (нет)
В словосочетании книга сестры –согласованное определение? (нет)
В двусоставных предложениях один главный член предложения? (нет)
Ставится ли запятая в сочетании «ни свет ни заря»? ( нет)
Правильно ли выражение : «Я одела платье» ? (нет)
Правильно ли выражение: «мама надела дочку»? (нет)
Слово «пятёрка» - числительное? (нет)
В предложении «Солнце село» солнце является дополнением? (нет)
Предложение «Какой сегодня день?» повествовательное? (нет)
Правильно ли согласовано определение в сочетании «Длинный магистраль»? (нет)
3.Объяснение нового материала.
а) Создание речевой ситуации.
- Кто ваш классный руководитель?
- Какой предмет она ведёт?
а) Создание эвристической ситуации.
- Какова тема нашего урока?
Определите самостоятельно, какие же предложения называются неполными?
4.Изучение темы.
Практическая работа.
— Запишите пословицы, опустив повторяющееся слово и поставив тире.
— Выполните синтаксический разбор шестого предложения.
Мир освещается солнцем, а человек освещается знанием.
Ложь стоит на одной ноге, а правда стоит на двух.
Змея один раз меняет кожу, а предатель меняет каждый день
Кривое дерево исправляет рубанок, дурного человека исправляет народ.
Знание создаёт науку, а невежество создаёт веру.
6) Ржа железо ест, а печаль ест сердце. (Пословицы)
Синтаксический анализ сложных предложений.
б) Беседа по записанным пословицам.
- Как произносится вторая часть предложения?
- С помощью чего соединены части сложного предложения?
- Какая из частей сложного предложения полная, какая – неполная?
(Вывод: Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире).
а) Синтаксический анализ сложного предложения Из лощины пахло укропом, а из озёр – глубокой водой.
- Что представляет собой первая часть предложения? Что – вторая? Чем соединены части сложного предложения?
3. Слуховой диктант.
Цель работы: определить полные или неполные предложения.(в столбик с левой стороны укажите номера предложений: (+ обозначает полное, - неполное предложение)
1. + Грозный – столица нашей республики.
2. – В центре города – главная мечеть «Сердце Чечни».
3. + С высоток Грозный -Сити открывается красивый вид .
4. + - Хотите поехать в экскурсию по нашему городу?
7. + - Тебе нравится решать лингвистические задачи?
Пояснения учителя.
Обратите внимание, что в неполном предложении пропуск членов предложения подтверждается наличием в нем зависимых от этого члена слов.
Структура односоставных предложений такова, что один из главных членов в ней не пропущен, а невозможен. Конечно, мы можем, например, «подставить» подлежащее в определенно-личное или неопределенно-личное предложение, но тогда изменится сама их структура, они станут двусоставными. В неполных же предложениях пропущенные члены подразумеваются, они пропущены потому, что полное их значение очевидно из контекста, из ситуации.
5.Закрепление изученного
Упражнение на различение односоставных и неполных предложений.
- Докажите, что первое предложение – двусоставное, второе –односоставное безличное, третье – односоставное назывное.
Наступает вечер. Вечереет. Вечер.
- Почему второе и третье предложения нельзя назвать неполными?
Работа с учебником. Приём «Дневник исследователя»
-Разделите страницу тетради пополам. В левой стороне напишите «Знал (а) « и запишите всё, что вы знали о неполном предложении. В правой стороне напишите «Узнал (а)» и запишите, что вы узнали о неполном предложении.
6. Итог урока.
Работа с текстом. Вставьте в текст пропущенные слова, подобрав их из справок и ответьте на вопросы:
- С какой целью используются в речи неполные предложения?
- Какова сфера употребления неполных предложений?
Неполные предложения делают речь…, экономнее без ущерба для смысла.
Сфера употребления неполных предложений – …речь. Они частые гости в …, в непринуждённых художественных … . Среди …, … также можно встретить … односоставные предложения. Они позволяют глубокое содержание «упаковать» в сжатую, компактную форму.
Для справок: лаконичный, разговорный, диалог, описание, поговорка, пословица, неполное.
На уроке было….Мне понравилось….
Мне не понравилось….На уроке я узнал (а)….
Домашнее задание.
Написать мини- сочинение «Январский денёк», употребив в нём двусоставные, односоставные и неполные предложения.
Читайте также: