Конкурс пословицы о труде

Обновлено: 07.11.2024

Цели игры : повторить материал о пословицах и поговорках, связанных с трудом; развивать интерес к предмету, кругозор обучающихся, произвольную память, внимание, устную литературную речь, мышление; воспитывать дисциплинированность, уважительное отношение к одноклассникам, любовь к устному народному творчеству.

Задачи игры : обобщение материала о пословицах и поговорках, связанных с трудом; формирование культуры обучающихся.

УМК : О.А Кожиной, Е.А. Кудаковой, С.Э. Маркуцкой. «Технология. Технологии ведения дома»: 5 класс: /учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2015./.

Оборудование : компьютер, проектор, экран, карточки из цветного картона двух любых цветов (2 штуки).

Класс делится на две команды по 7-8 человек. Выбираются капитаны команд. Особенность игры в том, что пословицу или поговорку необходимо угадать по картинкам-подсказкам. Учитель задаёт вопрос-задание. После его полного прочтения капитан команды, которая готова отвечать, поднимает вверх карточку из цветного картона. За фальстарт право ответа переходит другой команде. Если команда, поднявшая первой карточку, отвечает неправильно, то ответить может та из двух оставшихся, капитан которой быстрее поднимет карточку. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Время, отведённое на размышление, составляет 1-2 минуты. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Следующая пословица

Карточки с балами, «Пословицы русского народа» сборник В.Даля в двух томах, призы (грамоты).

Дети делятся на 2 команды. В каждой команде выбирается капитан и придумывается название. Конкурс проходит в 7 этапов.

I. Конкурс «Кто больше назовет пословиц».

Участники команд по очереди называют по одной пословице, побеждает та команда, которая скажет пословицу последней.

II. «Конкурс знатоков пословиц».

Ведущий читает одной из команд неизвестную детям пословицу о труде и дает время 1 минуту на обсуждение значения, затем команда, которой давалось задание, отвечает, если ответ дан неверный или нет ответа у команды, то ответить может команда соперников.

  • Дела не голуби, не разлетятся.
  • Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи.
  • Работа с зубами, а леность с языком.
  • Один рубит, семеро в кулаки трубят.
  • Муравей не велик, а горы копает.
  • Своя ноша не тянет.
  • По работе и работника знать.
  • Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
  • Горька работа, да хлеб сладок.
  • С берега хорошо глядеть на гребцов.

III. Конкурс доскажи пословицу.

Командам дается начало пословицы. Ее надо продолжить.

Скучен день до вечера, …

IV. Собери пословицу

Командам раздаются карточки со словами пословицы, дети должны ее собрать и прочитать.

Делу время, а потехе час.

V. Нарисуй пословицу.

Дети должны нарисовать иллюстрацию к пословице.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

VI. Отгадай пословицу:

«Что мы делали не скажем, а что делали покажем».

Дети с помощью мимики, движений и жестов разыгрывают пословицу, а команда противник ее должна отгадать.

Терпенье и труд все перетрут.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

VII. Конкурс «Придумай пословицу».

Дети по заданию ведущего придумывают собственную пословицу о труде, а затем прочитывают её, вслух и объясняют ее значение.

За каждый правильный ответ дается по одному балу. В конце конкурса балы подсчитываются, а участники награждаются памятными грамотами.

Перед началом конкурса дети делятся на 2 команды. В каждой команде выбирается капитан и придумывается название.

Здравствуйте, ребята сегодня у нас праздник. Он называется «Конкурс пословиц о труде». А вы знаете, что такое пословицы?

А вот послушайте, как говорит о пословицах С.И.Ожегов.

Пословица – это краткое народное изречение с назидательным смыслом. То есть с поучающим смыслом.

Ну что ж мы выяснили, что такое пословица, и теперь приступим к конкурсу. Он будет состоять из семи маленьких.

Дети отв. На вопрос.

I. Конкурс «Кто больше назовет пословиц».

Участники команд по очереди называют по одной пословице, побеждает та команда, которая скажет пословицу последней.

Участники команд по очереди называют пословицы, побеждает команда, назвавшая пословицу последней.

«Конкурс знатоков пословиц».

Я читаю одной из команд пословицу о труде и даю время 1 минуту на обсуждение значения, затем команда, которой давалось задание, отвечает, если ответ дан неверный или нет ответа у команды, то ответить может команда соперников.

  • Дело не голуби, не разлетятся.
  • Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи.
  • Работа с зубами, а леность с языком.
  • Один рубит, семеро в кулаки трубят.
  • Муравей не велик, а горы копает.
  • Своя ноша не тянет.
  • По работе и работника знать.
  • Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
  • Горька работа, да хлеб сладок.
  • С берега хорошо глядеть на гребцов.

Ведущий читает одной из команд неизвестную детям пословицу о труде и дает время 1 минуту на обсуждение значения, затем команда, которой давалось задание, отвечает, если ответ дан неверный или нет ответа у команды, то ответить может команда соперников.

III. Конкурс доскажи пословицу.

Я командам даю начало пословицы. Ее надо продолжить.

Скучен день до вечера, …

Командам дается начало пословицы. Ее надо продолжить.

IV. Собери пословицу

Я командам раздала карточки со словами пословицы, вы должны ее собрать и прочитать.

Делу время, а потехе час.

Командам раздаются карточки со словами пословицы, дети должны ее собрать и прочитать.

V. Нарисуй пословицу.

Вы должны нарисовать иллюстрацию к пословице.

Дети должны нарисовать иллюстрацию к пословице.

VI. Отгадай пословицу «Что мы делали не скажем, а что делали покажем».

Вы с помощью мимики, движений и жестов должны разыграть пословицу, а команда противник ее должна отгадать.

Терпенье и труд все перетрут.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Дети с помощью мимики, движений и жестов разыгрывают пословицу, а команда противник ее должна отгадать.

VII. Конкурс «Придумай пословицу».

Вы сегодня слышали много пословиц, которые вам знакомы, или до этого дня вы их не слышали, а теперь попробуйте придумать собственную пословицу о труде, а затем прочитывают ее вслух и объясняют ее значение .

Дети по заданию ведущего придумывают собственную пословицу о труде, а затем прочитывают ее вслух и объясняют значение.

За каждый правильный ответ я давала по одному балу. Сейчас мы подсчитаем балы и увидим, какая команда набрала их больше. Победителям вручается грамота «Мастеров пословиц» , а команда, занявшая второе место, получает грамоту «Знатоков пословиц» .

За каждый правильный ответ дается по одному балу. В конце конкурса балы подсчитываются, а участники награждаются памятными грамотами

Список используемой литературы.

1.ДальВ.И. Пословицы русского народа: сборник в 2-х томах Т.2 / Послесл. В.Аникина; Худож. Г.Клодт. – М.: Худож лит., 1984. – 399 с., илл.

2.ОжеговС.И. словарь русского языка. Около 57000 слов / изд 10-ое, стереотип / под ред. Н.Ю.Шведовой. – М.: Сов. Энциклопедия., 1973. – 846 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


пословицы о труде

сборник пословиц о профессиях и труде.


Пословицы о труде


Пословицы о труде

Материал может быть использован как на уроке чтения так и во внеклассной работе.


Конкурс «Я люблю свой родной русский язык». Номинация: «Разработки мероприятий по внеурочной деятельности».

«Да здравствует русский язык!»Конкурсная игра по русскому языку.


Пословицы о труде

пословицы о труде.


Внеклассное мероприятие "Конкурс пословиц и поговорок"

В конкурсе могут принимать участие 2 – 4 команды учащихся 1-4 классов или среднего звена. Дети должны заранее приготовить пантомимы пословиц, нарисовать рисунки, подобрать книги.

Пословицы о труде

Пословицы о труде с картинками можно применять на уроках трудовой подготовки, при работе по профориетации.

Следующая пословица

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование патриотических чувств, любви и интереса к народному творчеству.

Подготовительная работа:

Заранее детям даются задания: найти пословицы и поговорки разных народов на любую тему. Класс можно поделить на несколько команд. Готовятся жетоны, которые дети будут получать за каждый правильный ответ.

Ход внеклассного мероприятия

Пословица недаром молвится.

Народная мудрость.

Учитель. Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях.

Сегодня мы проводим конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок.

Продолжить пословицы и поговорки.

Что посеешь… (то и пожнёшь).

Без труда … (не выловишь и рыбку из пруда).

Сделал дело … (гуляй смело).

В гостях хорошо … (а дома лучше).

Взялся за гуж … (не говори, что не дюж).

С кем поведёшься … (от того и наберёшься).

Готовь сани летом … (а телегу зимой).

Как аукнется … (так и откликнется).

За двумя зайцами погонишься … (ни одного не поймаешь).

Заставь дурака молиться … (он себе и лоб расшибёт).

Сколько волка не корми … (а он всё в лес смотрит).

Чем дальше в лес … (тем больше дров).

Первый конкурс: вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах.

1. Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)

2. Книга. (С книгой жить – век не тужить.)

3. Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)

4. Шило. (Шила в мешке не утаишь.)

5. Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

6. Камень. (Под лежачий камень вода не течёт.)

7. Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.)

Учитель. Народы всего мира считают труд главным делом своей жизни. Трудом создаются богатства нашей страны и каждого человека. Без труда нет человеку счастья. Народ уважает тружеников, а лентяев осуждает и высмеивает.

Второй конкурс: вспомнить пословицы о труде.

Кто не работает, тот не ест. Любишь кататься – люби и саночки возить. Без труда не выловить и рыбку из пруда. И другие.

Учитель. У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица.

Третий конкурс: к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу.

1.Булочника на хлебе не проведёшь. (Испанская пословица).

Старого воробья на мякине не проведёшь.

2. Не ищи жареную колбасу в собачей конуре. (Немецкая пословица).

Ищи ветра в поле.

3. У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская пословица).

4. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица).

Язык до Киева доведёт.

5. Ошпаренный петух от дождя убегает. (Французская пословица).

Кто обжёгся на молоке, дует на воду.

6. Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

Тише едешь – дальше будешь.

Четвёртый конкурс: на карточках разного цвета написаны пословицы: на одной – начало, на другой окончание. Задание – сочинить новую пословицу, то есть соединить пословицы по-новому. Например:

Слово не воробей, в лес не убежит.

Любишь кататься – имей сто друзей.

Сколько волка не корми, а он ноги на стол.

За двумя зайцами погонишься – кобыле легче.

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Работа не волк, в лес не убежит.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Сколько волка не корми, а он всё в лес смотрит.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

Баба с возу – кобыле легче.

Пятый конкурс: вспомнить пословицы и поговорки, в которых упоминаются числа.

Ум хорошо, а два лучше.

У семи нянек дитя без глазу.

Старый друг лучше новых двух.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Один за всех и все за одного.

Обещанного три года ждут.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

За одного битого двух небитых дают.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать

Учитель. Народная мудрость сурово осуждает тех людей, которые стремятся прожить свой век за чужой счёт. Едко высмеивают пословицы и поговорки лентяев.

Шестой конкурс: вспомнить пословицы о лени и ленивых людях.

Лодырь хочет прожить свой век за чужой счёт.

Пусть работают дурак да медведь, а я буду в окно глядеть.

Ленивый одну работу два раза делает.

Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.

Девка красива, да прясть ленива.

Голова завита, да делом не занята.

У Федорки всегда отговорки.

Один машет, а семеро руками машут.

Лентяй сидя спит, лёжа работает.

У ленивой пряхи и для себя нет рубахи

Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.

Учитель. Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь.

Следующая пословица

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались еще до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают ее живой и остроумной. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя? Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков. Быстро и объективно проверять знания учащихся. Сделать изучение нового материала максимально понятным. Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков. Наладить дисциплину на своих уроках. Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конкурс знатоков пословиц и поговорок. Час народной мудрости. »

Конкурс знатоков пословиц и поговорок

Час народной мудрости

Пословица недаром молвится.

Учитель. Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость…

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались еще до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают ее живой и остроумной. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях.

Итак, сегодня мы проводим конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок.

Можно поделить класс на несколько команд. За правильный ответ ребенок (команда) получает жетон (бумажный кружок).

Учитель. Наш первый конкурс – «Разминка».

Задание – продолжить пословицы и поговорки:

Что посеешь… (то и пожнешь).

Без труда… (не выловить и рыбку из пруда).

Сделал дело… (гуляй смело).

В гостях хорошо… (а дома лучше).

Взялся за гуж… (не говори, что не дюж).

С кем поведешься… (от того и наберешься).

Готовь сани летом… (а телегу зимой).

Как аукнется… (так и откликнется).

За двумя зайцами погонишься… (ни одного не поймаешь).

Заставь дурака богу молиться… (он себе и лоб расшибет).

Сколько волка не корми… (а он все в лес смотрит).

Чем дальше в лес… (тем больше дров). И др.

Первый конкурс

Задание – вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах:

Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)

Книга. (С книгой жить – век не тужить.)

Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)

Шило. (Шила в мешке не утаишь.)

Яблоко. (Одно гнилое яблоко может сотни других испортить. Яблоко от яблони не далеко падает.)

Камень. (Под лежачий камень вода не течет.)

Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.)

Учитель. Народы всего мира считают труд главным делом своей жизни. Трудом создаются богатства нашей страны и каждого человека. Без труда нет человеку счастья. Народ уважает тружеников, а лентяев осуждает и высмеивает.

Второй конкурс

Задание – вспомнить пословицы о труде. (Кто не работает, тот не ест. Любишь кататься – люби и санки возить. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. И др.)

Учитель. У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица.

Третий конкурс

Задание – к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу:

Булочника на хлебе не проведешь. Испанская пословица. (Старого воробья на мякине не проведешь.)

Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. Немецкая пословица. (Ищи ветра в поле.)

У кого болтливый рот, у того тело в синяках. Английская пословица. (Язык мой – враг мой.)

Тот не заблудется, кто спрашивает. Финская пословица. ( Язык до Киева доведет.)

Ошпаренный петух от дождя убегает. Французская пословица. (Кто обжегся на молоке, дует на воду.)

Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец. Вьетнамская пословица. (Тише едешь – дальше будешь.)

Четвертый конкурс

На карточках разного цвета написаны пословицы: на одной – начало, на другой – окончание.

Задание – сочинить новую пословицу, то есть соединить по – новому. Например:

Слово не воробей, в лес не убежит.

Любишь кататься – имей сто друзей.

Сколько волка не корми, а он ноги на стол.

За двумя зайцами погонишься – кобыле легче.

Слово не воробей: вылетит не поймаешь.

Работа не волк, в лес не убежит.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Сколько волка не корми, а он все в лес смотрит.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

посади свинью на стол, она и ноги на стол.

Баба с возу – кобыле легче.

Пятый конкурс

Задание – вспомнить пословицы и поговорки, в которых упоминаются числа. Например:

Ум хорошо, а два лучше.

У семи нянек дитя с глазу.

Старый друг лучше новых двух.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Семь бед – один ответ.

Один за всех и все за одного.

Обещанного три года ждут.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

За одного битого двух битых не дают.

Двум смертям не бывать, а одно не миновать. И др.

Учитель. Народная мудрость сурово осуждает тех людей, которые стремятся прожить свой век за чужой счет. Лодырь хочет прожить не трудом, а языком. Пусть работают дурак да медведь, а я буду в окно глядеть. Ленивый одну работу два раза делает. Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.

Шестой конкурс

Задание – подбери нужную пословицу к рассказам (автор (Аурел Скобиоале).

1.Стан – бывалый человек.

У Стэникэ есть ученый щенок Буздуган. Большой щенок и головастый. Он умеет носить портфель в зубах. Однажды Стэникэ решил взять Буздугана с собой в школу. Вот вышли в дорогу. Стан гордо шагает впереди, заложив руки за спину, за ним Буздуган с портфелем в зубах. Вдруг Стан видит: Буздуган без портфеля бежит впереди дороги.

- Эх, Буздуган, Буздуган! – вздохнул Стэникэ.

Побежал назад, взял портфель и снова сунул его в пасть головастому щенку. Только прошел десять шагов – опять впереди щенок без портфеля. Оглянулся: портфель валяется на дороге. Долго бежал Стэникэ взад и вперед, пока добрался до школы. И Буздуган высунул язык, тяжело дышит.

- Ну что, устал? – спросил Стэникэ. – Так всегда бывает… ( Лодырь больше работает.)

2. Три метра шпионов.

Стан включил телевизор и сел делать уроки. Краем глаза он решал задачу, а другим краем смотрел на шпиона в телевизоре: «Вот сейчас его схватят…А вот еще один появился. Их теперь двое! Смотри-ка трое!» «…Три с половиной метра ткани, - читал Стан другим краем глаза, - по четыре рубля за метр…»

- Стэникэ! Выключи телевизор, - крикнула мать. – Ты же занешь пословицу « За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»! (А вы заете?)

« Два зайца,- повторял про себя Стан, не отрывая глаза от телевизора,- и три метра шпионов по четыре ткани рубль…»

На другой день Стан хмуро возвращался из школы: пословица подтвердилась. За двумя зайцами погнался – двух и поймал. Короче – двойку… А еще говорят… (когда за многое берешься, все перепутаешь.)

3. Двойка в сарае.

- В чем дело? – спросила с крыльца мать.- Почему собака тащит раскрытый портфель? Как бы что не выпало!

Тут она выхватила портфель внимательно оглядела Стана и Буздугана. Буздуган понял ее. Умный все-таки щенок, на овчарку учится. Он нырнул в сарай и вытащил дневник. Как говорят в таких случаях? (Шило в мешке не утаишь.)

Учитель. Едко высмеивают пословицы и поговорки лентяев. Девка красива, да прясть ленива. Голова завита,да делом не занята. У Федорки всегда отговорки. Один пашет, а семеро руками машут. Лентяй сидя спит, лежа работает. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

Подведение итогов конкурса, награждение победителей.

Учитель. Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные они запоминаются на всю жизнь.

Читайте также: