Казак казака видит издалека смысл пословицы

Обновлено: 07.11.2024

Президента России Владимира Путина пригласили в Новочеркасск на всемирный конгресс казаков, который пройдёт с 3 по 5 сентября 2020 года. Глава государства обещал подумать над предложением. В ожидании визита президента «АиФ-Ростов» решили разобраться, а кто ещё может приехать на этот конгресс? И не в статусе почётного гостя, а в качестве полноправного участника.

Фото: АиФ Ростов АиФ Ростов Видео дня

Говорят, что в казаки нельзя принять – им нужно родиться. Однако архивные документы сохранили сведения, как в царские времена при необходимости в казаки записывали целыми поселениями. При советской власти традиция сохранилась. Казаком, по популярной байке, с подачи Михаила Шолохова якобы стал даже. Иосиф Сталин. А после того, как в конце 80-х – начале 90-х начался процесс возрождения казачества, то число казаков выросло очень быстро. В казаки одного за другим приняли Робертино Лоретти, Аллу Пугачёву и Ингеборгу Дапкунайте. Ещё один известный казак – Александр Розенбаум, также звание полковника казачьих войск получил из рук кемеровского атамана Олег Газманов. В июне 2004 года в Дагомысе на фестивале СМИ в почётные казаки приняли председателя Союза журналистов России Всеволода Богданова.

На Дону своеобразным центром посвящения в казаки стала станица Старочеркасская. Например, именно там в 2011 году в казаки посвятили французского артиста Пьера Ришара. В тот момент, впрочем, терпение лопнуло у тогдашнего атамана Всевеликого войска Донского Виктора Водолацкого. Он обратился к казакам с открытым письмом, в котором произошедшее назвал «фарсом»: «На Дону появилась порочная традиция: прибывших гостей из федеральных и зарубежных структур принимать в казачество. Всевеликое войско Донское – это не группа ряженых, а серьёзная организация». Разжаловали ли Ришара после этой выволочки из казаков, неизвестно, тем более, что и сам Водолацкий, как вскоре оказалось, не чужд прекрасному – почти сразу после своего открытого письма на концерте в Ростове Водолацкий вручил певице Елене Ваенга орден «За веру, Дон и Отечество». В казаки, впрочем, её все-таки не приняли.

В 2013 году по инициативе Екатеринодарского районного казачьего общества в почётные казаки приняли конструктора стрелкового оружия Михаила Калашникова. Специально обученные люди покопались в архивах и доподлинно выяснили, что род легендарного конструктора берёт начало от обосновавшихся в XVIII–XIX веках на Кубани малороссийских казаков. С президентом Венесуэлы Уго Чавесом таких исследований проводить не стали, а просто во время его визита на «Роствертол» приняли в казаки, подарив вдобавок золочёную шашку. В 2018 году американский актёр Стивен Сигал не только получил российское гражданство, но и стал казаком. Конечно, голову грязью, как это было принято ранее, ему не мазали, но нагайкой отхлестали, булаву вручили и наказали быть славным казаком.

Но больше всех отличился всё-таки Союз казаков в Санкт-Петербурге, который в ноябре 2016 года присвоил звание почётного казака президенту США Дональду Трампу. Правда потом недовольные деятельностью Трампа казаки изъявили намерение разжаловать Дональда из есаулов. Выполнили ли они свою угрозу, неясно, так что, теоретически, если американский президент надумает в 2020 году прибыть в Новочеркасск на всемирный съезд казаков, то он сможет не только пообщаться с Владимиром Путиным в станичных кулуарах, но и принять полноценное участие во всех планируемых мероприятиях.

Профессор кафедры отечественной истории ЮФУ ХХ–ХХI веков, доктор исторических наук Андрей Венков:

– На рубеже XIX–XX веков обычай приёма в почётные казаки был широко распространён. Так приняли Мамонтова и Шатилова, за их грамотное командование казачьими сотнями. Принимала станица, разрешение давало Войско. Что теперь? Нет точного определения, кто такие казаки. 80% настоящих, потомственных казаков не состоят в ныне организованных официальных обществах. Поэтому я затрудняюсь сказать, насколько легитимен сейчас процесс принятия в почётные казаки.

Следующая пословица

Знаете ли вы настоящее значение пословиц и поговорок? Многие русские пословицы и поговорки потеряли свой смысл, из-за того что их вырвали из контекста.

Представляю вашему вниманию 5 пословиц и поговорок, которые вырвали из контекста, из-за чего они потеряли свой первоначальный смысл.

5. Ума палата.

Так говорят об умных и образованных людях. Но оригинал лучше подойдет к ироничной форме:

Ума палата, да ключ утерян.

Какие еще пословицы и поговорки, которые изменились со временем, вы знаете? Делитесь в комментариях.

3. Рыбак рыбака видит издалека.

Так обычно говорят о родственных душах. Но. есть продолжение:

Рыбак рыбака видит издалека, стороной и обходит.

Следующая пословица

В последнее время довольно часто можно наблюдать, как по улицам села верхом на коне разъезжает бравый казак в папахе.

Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить,
С нашим атаманом не приходится тужить.

(Казачья песня)

Фото Татьяны Костыревой Фото Татьяны Костыревой

Это атаман П. С. Кузнецов , потомственный кубанский казак. С ним и его единомышленниками мы и поговорили о становлении казачьего хутора в Манчаже.

Свой рассказ Павел Сергеевич начал с высказывания Троцкого: "Казачество — это класс, который может самоорганизоваться". Как известно, с 1917 года казаки как сословие уничтожались, но, несмотря на это возрождались и заявляли: "Российскому государству быть!" Во все века в критические моменты, во время великих войн и внутренних смут, страна всегда обращалась к казачеству. В период Великой Отечественной войны были созданы легендарные казачьи отряды, отличавшиеся большой организованностью и строгой дисциплиной. Всем известен героический подвиг кубанских казаков, остановивших в ноябре 1941 года ценой собственной жизни фашистские танки на подступах к Москве. В наши дни на месте гибели казаков-кубанцев сооружён мемориал и установлен поклонный крест. Говоря о казачестве, настоятель Манчажского прихода во имя Святого Апостола Евангелиста Иоанна Богослова иерей Роман Коньков подчеркнул:

- Казак - это, в первую очередь, воин небесный - защитник Православия! Затем уже защитник Отечества! Тема воинского служения пронизывает все стороны казачьей жизни.

Казаки инициативны, готовы принимать на себя ответственность за себя и своих близких; чтут особые традиции, уклад, обычаи, подчинённые привитию подрастающему поколению любви к родному краю, уважению старших, труду. Об этом мне рассказал истинный кубанский казак Сергей Иванович Сидоров :

- Родился я в п. Кубанский Новопокровской станицы в семье потомственных казаков. Большую часть своей ребячьей жизни провёл у деда Павла Петровича Аболенцева. В его хате висела моя люлька, где вместо погремушек были привязаны медали моего дяди Михаила, воевавшего на фронтах Великой Отечественной войны. Медали за отвагу и боевые заслуги были спутниками моего младенчества. Позже, повзрослев, я слушал страшные рассказы о войне. Дядя Михаил закончил командирские артиллерийские курсы, воевал в противотанковом взводе. По его словам, после каждого боя от всего взвода оставалось по два - три человека. Тронул меня рассказ, как однажды эшелон, в котором находился дядя, проходил мимо родной станции, как он написал записку жене и бросил её в окно. Ту записку подобрали и передали по адресу. После этого тётка пошла тоже на фронт, устроившись в полевой госпиталь санитаркой и прачкой.

В одном из боёв дяде оторвало кисть. Из-за начавшейся гангрены отрезали всю руку. Вспоминал он, как в уральском госпитале его выходила старушка. Она приходила и приносила пирожки из черёмухи, поила черёмуховым отваром. А семье пришли одна за другой похоронки на него. Потом дядя выучился на бухгалтера. Когда я подрос, мы вместе с ним столярничали. Даже с одной рукой он ловко управлялся, изготовляя деревянные изделия: резные узоры, тумбочки…

Помню рассказ тётки о первой бомбёжке: "Повели бабы коз на выпас, а в небе гул - самолёты! В верх головы задрали, интересно, что там за золотистые точки из - под брюха самолёта отделяются? Да не успели опомниться, как точки те почернели, выросли в размере, и раздался страшный взрыв". Налёты фашистских бомбардировщиков происходили часто. Однажды под бомбы попал эшелон с боеприпасами, так близлежащую улицу начисто снесло, а в хатах, что были расположены подальше, люди находили искорёженные куски рельс. Семья деда тоже осталась без хаты, жили в землянке.

Фашисты, оккупировавшие станицу, зная о воинской удали казаков, пытались нанимать их в полицаи. Деду приходилось часто скрываться от немцев, чтобы избежать позорной участи.

Дед был настоящим казаком – защитиком своего Отечества!

Воевал в импералистическую войну. Испытывал он на себя и все катаклизмы гражданской войны. Как и многие казаки, он вынужден был постоянно лавировать между красными и белыми, искал третий путь, пытался отстаивать свою самобытность и независимость.

В 1920 году большевики окончательно упразднили Кубанское войско. Последовали массовые репрессии, выселения, голод и раскулачивание. Семье повезло лишь потому, что в станицу приезжал сам Калинин и её, в числе пяти первых, ввели в образцовый совхоз, где дедушка добросовестно трудился.

Дед с любовью хранил папаху, казачью черкеску, хромовые сапоги. Я любил играть с газырницей. В каждый газырь вкладывался патрон – это и были мои игрушки. В газыри помещались ещё и необходимые предметы: колбочка для чернил, перо, свёрнутая трубочкой бумага. Дед меня любил, но держал строго, с малолетства приучая к труду. Помню, как мы с ним точили топоры и ножи на огромном камне – точиле; как я верхом на лошадке ездил по кругу, взбивая глину, перемешенную с соломой. Потом ехал на пруд и мыл лошадь. Дед конюшил, я рядом с ним.

Ещё мы, ребятишки, воспитывались на уважении к старшим.

Нельзя было пройти по станичной улице мимо старика, не поздоровавшись и не поклонившись ему. Уважение к старшему, уважение к женщине, готовность помочь слабому – все это основа казачьего менталитета. А если кто из старших заставал нас за сигареткой, то могли и уши накрутить, а нажалуешься родителям, так те ещё и добавят. Своим детям я тоже прививаю любовь к казачьим традициям.

И это, несомненно, правильно, ведь "казаки от казаков ведутся". Одного из двух сыновей С. И. Сидорова, я часто вижу на различных мероприятиях. Леонид с бравым чубом кудрявых волос и мужественным лицом выделяется из толпы, ведь не зря говорят: "Настоящего казака видать издалека".
Рассказ Сергея Ивановича дополню некоторыми подробностями о казачьих традициях. Прежде всего, крепили веру Православную, ходили в Церковь, соблюдали посты, очищали душу свою через покаяние от грехов, молились Богу и добавляли: "Если кому-то что-то можно, то нам нельзя — мы казаки! " Основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили десять Христовых заповедей.

Проявляли большое уважение к старшим, помня: " Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца". Почитали родителей. Без их благословления не начинали никакую работу, не принимали серьёзных решений.

Казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. Гость считался посланцем Божьим. Существует даже шутливая частушка:

" Нам каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубище убогом — алаверды, алаверды".

Главенствующую роль в семье и в казачьем обществе принадлежала мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта. При этом к женщине относились уважительно и защищали её, считая, что в ней будущее народа. Огромное значение уделялось воспитанию детей. Существует казачья пословица: "Где смолоду прореха - под старость дыра". Может, именно поэтому манчажские казака - энтузиасты организовали кадетский казачий клуб "Дозор", куда вошли 15 разновозрастных мальчишек, изучающих историю казачества, знакомящихся с традициями и обычаями, постигающих военную науку. Николай Евгеньевич Русинов занимается с ребятами строевой подготовкой и фланкировкой. Деревянные шашки для этого смастерил Сергей Иванович, обладающий столярными навыками. Он же смастерил с ребятами скворечники, которые были развешены в лесу.

Юные казаки ходят в походы и сплавляются по реке, знакомясь с правилами и законами выживания, приобретая навыки оказания первой помощи пострадавшему, вырабатывая туристическую смекалку. Устраивают сборы, где учатся стрелять из пневматических винтовок. Физической и огневой подготовкой с ребятами занимается С. Н. Титов , подполковник в отставке. Он же обучает мальчишек приёмам самозащиты. Сергей Николаевич многократный чемпион России по лёгкой атлетике, мастер спорта по прыжкам в длину и мастер спорта по самбо. В настоящее время он готовится к чемпионату Свердловской области по лёгкой атлетике, тренируясь в технической дисциплине - в тройном прыжке. Памятуя на казацкую поговорку: "Казак без коня, что воин без ружья", Павел Сергеевич Кузнецов, который специально приобрёл и содержит двух кобыл донской и орловской породы, учит кадетов верховой езде. Ребята с радостью общаются с Барыней и Графиней, угощая их то морковкой, то яблочком. Общение с животными является своеобразной школой любви. У атамана также содержатся овцы, мальчишки и здесь приносят по-сильную помощь. Казаки подумывают и о том, чтобы заняться с ребятами работой по дереву. Казакам, занимающимся с детьми, помогают также А. Н. Русинов, Д. А. Бондарь, М. С. Беляев - все, кто прониклись душой к казачеству и желают развить это движение в Манчаже.

И закончить свой материал о казаках хочу словами из песни, что исполняют кадеты:

На горе стаял Казак, он Богу молился,
За свободу, за народ, низко поклонился …

Пусть вера Православная и добрые традиции защитников Отечества берегут всех нас от бед.

4. Работа не волк, в лес не убежит.

Сейчас служит оправданием для лентяев. Которые не хотят работать. Оригинал звучит так:

Работа не волк, в лес не убежит, потому её окаянную, делать и надо.

2. Кто старое помянет — тому глаз вон.

Пословица учит забывать прошлое и прощать. Но есть продолжение:

Кто старое помянет — тому глаз вон, а кто забудет — тому оба глаза.

Следующая пословица

Несмотря на одинаковое название, донцы и запорожцы представляли собой совершенно разные, весьма непохожие ветви казачества. Различия в жизненном укладе и взаимное непонимание нередко порождали негативное отношение друг к другу.

Фото: Кириллица Кириллица Видео дня

Общим для тех и для других было тяготение к реке. Запорожцы выбрали Днепр, донцы – Дон. На побережьях обеих водных артерий казачьи поселения стали возникать стихийно, а дальше пути-дорожки разошлись. Была, впрочем, ещё одна общая черта – готовность в любой момент выступить против врага. Но на этом, пожалуй, всё. Возникают и те, и другие казаки примерно в одно время. Первое упоминание о донских казаках встречается в московской «Гребенской летописи» от 1471 года. Сведения о запорожцах мы находим в летописях от 1489 года. Официальной датой образования первой Запорожской Сечи историки считают 1553 или 1556 год.

Запорожская Сечь была своего рода военной республикой, где решения принимались голосованием свободных вооружённых мужчин. Иерархия базировалась на уважении подчиненных к своим командирам. Должности были выборными. Жили запорожцы за счёт военной добычи. Землю не пахали, скот не разводили, ремеслом не занимались. Жизнеобеспечение сообщества было возложено на наемных работников, не являвшихся членами Сечи и не относившихся к казачьему сословию. Женщины на Сечь не допускались.

Запорожцы не служили на регулярной основе никакому государю. Они могли наняться к полякам, туркам или русским – а завтра воевать против них же – в зависимости от целесообразности. Когда не было войны, запорожцы совершали набеги на ближних или дальних соседей.

Запорожцы не имели униформы. Выглядели они весьма своеобразно, фактически воспроизводя облик древних славянских воинов. Сечь представляла собою большой военный лагерь, а вовсе не населённый пункт с регулярной инфраструктурой.

Донцы же, напротив, жили семьями, в станицах. Они занимались сельским хозяйством, ремеслом и торговлей. Когда в 1690 году вышел царский указ, запрещавший донским казакам заниматься земледелием, его фактически проигнорировали.

Довольно рано поступили донцы на государственную службу и быстро превратились в одну из опор русского трона. Они носили униформу, точно знали своё место в строю и подчинялись воинской дисциплине, хотя вопросы внутренней жизни решались голосованием на казачьем круге.

Донские казаки были людьми семейными, патриархальными, мнение старейшин для них имело большой вес. Жили благополучно, зажиточно, передавая землю и накопленное имущество по наследству.

Воевали они не по собственной прихоти, а по повелению центральной власти. И, конечно, не устраивали никаких лихих набегов. Один из бытописателей донских казаков назвал их жизнь смесью монастыря и казармы.

Антропологи по-разному описывают облик запорожских и донских казаков. Донцы – светлолицые, русоволосые, тогда как запорожцы смуглы и темноволосы. Последние брили голову, оставляя оселедец, и носили длинные, часто достигавшие груди, усы без бороды. Донцы же стриглись менее радикально, усы не уважали, а вот бороды считали чуть ли не обязательным атрибутом. Характерной особенностью донских казаков был чуб.

Различалась и кухня. Запорожцы ели кулеш – похлебку из пшенной крупы и сала, галушки и вареники. Донцы предпочитали уху, щи, каши.

Называть запорожцев украинцами, а донцов русскими можно лишь с большой долей условности – кровей и там, и там было намешано немало. Донцы были православными, тогда как среди запорожцев нередко встречались католики и даже мусульмане.

Всех этих различий с лихвой доставало, чтобы срабатывала система «свой-чужой», а к чужакам всегда относились с подозрением и опаской.

1. "Бедность не порок."

Так говорят, чтоб оправдать свою бедность. Однако. Полный вариант фразы:

Бедность не порок, а вдвое хуже.

Читайте также: