Карточки пословицы и поговорки

Обновлено: 22.11.2024

Напишите на небольших карточках пословицы и поговорки. Каждая пословица пишется на двух карточках – на одной начало, на другой конец.

Разложите карточки на столе. Соедините половинки пословиц самостоятельно. Прочитайте их ребенку. Спросите, понимает ли он смысл пословиц. Если ребенок недостаточно точно воспринимает ту или иную пословицу, объясните ее значение, можете привести пример из жизни, иллюстрирующий смысл пословицы. Детям школьного возраста предложите составить устный рассказ или написать короткое сочинение (из трех-пяти предложений) на тему пословицы.

Объясните ребенку разницу между прямым указанием или советом и иносказанием. Приведите примеры: «Век живи – век учись» – прямой совет. «Назвался груздем – полезай в короб» – иносказание, которое можно прокомментировать так: «Если вызвался что-то делать, потом не отказывайся от своих слов», а примеров из жизни можно привести очень много.

Если в игре участвуют несколько детей, предложите им инсценировать одну из пословиц – либо прямо по тексту, либо изобразить сценку из жизни, иллюстрирующую смысловое значение выбранной пословицы.

Предложите ребенку найти на карточках или вспомнить сходные по смыслу пословицы. Например: «В гостях хорошо, а дома лучше» и «Где родился – там и сгодился».

Дайте ребенку несколько пар карточек, предложите подобрать правую половину к левой. Если ребенок недостаточно хорошо читает, помогайте ему прочесть текст на карточках.

Прочитайте левую карточку одной из пословиц, предложите ребенку продолжить ее по памяти.

Объясните своими словами смысл какой-либо пословицы. Предложите ребенку вспомнить оригинальный текст.

Предложите ребенку придумать пословицу или поговорку – на заданную тему или произвольно.

Варианты пословиц для изготовления игры

1. Трусливому зайке и пенек – волк.

2. Не рой другому яму – сам в нее попадешь.

3. За всякое дело берись умело.

4. Дорога ложка к обеду.

5. В гостях хорошо, а дома лучше.

6. Всякому овощу свое время.

7. Где лад – там и клад.

8. Делу время – потехе час.

9. Берись дружно – не будет грузно.

10. Век живи – век учись.

11. Не хвастай победой раньше сражения.

12. Дома стены помогают.

13. Вешний день весь год кормит.

14. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

15. Без терпения нет учения.

16. Не будет скуки, когда заняты руки.

17. Где родился, там и сгодился.

18. Волков бояться – в лес не ходить.

19. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

20. Каждый кулик хвалит свое болото.

21. Глаза боятся, а руки делают.

22. Всякая ссора на совести умного.

23. Назвался груздем – полезай в короб.

24. Смелость города берет.

25. Не руби сук, на котором сидишь.

26. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

27. Кто вчера соврал – тому и завтра не поверят.

28. Готовь сани летом, а телегу зимой.

29. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

30. Дареному коню в зубы не смотрят.

31. Один в поле не воин.

32. Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

33. Дело мастера боится.

34. Здоровье – дороже золота.

35. Что посеешь – то и пожнешь.

36. Любишь кататься – люби и саночки возить.

37. Красна птица пением, а человек – умением.

38. Маленькое дело лучше большого безделья.

39. На воре шапка горит.

40. Чего в других не любишь, того и сам не делай.

41. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

42. Первый блин комом.

43. Не в свои сани не садись.

44. Один в поле не воин.

45. Худой мир лучше доброй ссоры.

Следующая пословица

Практические задания при работе с пословицами и поговорками.

По мнению психологов и педагогов, на успешность обучения ребенка в школе влияет много факторов. Важнейший из них — уровень развития устной и письменной речи, воздействие которого на успеваемость учеников неоспоримо. Именно речь — средство получения и выражения знаний — рано включается во все формы познавательной деятельности детей. Усвоенные слова существенным образом перестраивают чувственное восприятие мира, придают ему осмысленный, подлинно человеческий характер.

1. Практическое задание. Карточка 1

Обучение пониманию пословиц, через осознание внешнего и внутреннего плана пословицы и формирование умения переводить концепт мини-текста на «свой язык»

Знакомство со структурой пословицы

Понимание скрытой мысли пословицы

Упражнение 1 "Скорлупка- ядрышко"

Прочитайте и выполните задания.

Соотнесите пословицу с их разъяснением . ( 1-2)

Поясните на примере определенной жизненной ситуации свой выбор (так говорят, когда. )

1. У короткого ума длинный язык.
2. Глаза - зеркало души.
3. В своем болоте и лягушка поет.

1. Дома, на родине, живется радостнее, веселее, чем в чужом краю.

2. Болтливый человек обычно не бывает умным.

3. По выражению глаз можно узнать о характере человека.

2. На чужой стог вилами не указывай

3. Рыбак рыбака видит издалека.

1. Люди интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга.

2. Нехорошо заглядываться на чужое

3.Другому человеку не запретишь говорить

1.Мал ёрш, да колюч

2.Конь корове не товарищ

3.Слепой всегда глазами мечтает.

1.Разные люди друг друга не понимают

2.Каждый желает получить то, чего у него нет

3.И маленькое существо может за себя постоять

Хороша ложка к обеду

1.Приятно есть красивой ложкой

2.Всё должно быть вовремя и к месту

3.Без ложки не пообедаешь

Каков мастер , такова и работа

1. Хороший мастер берётся за хорошую работу

2.Учитель учит, врач лечит, каждый делает своё дело

3.Не каждый работник мастер

Нет дыма без огня

1.От огня всегда дым

2.У всякого события есть последствия

3.У всякого явления есть своя причина

4.Если есть дым значит есть огонь

Упражнение 2 "Пословицы двойняшки"

Выберите правильное толкование пословицы. Подчеркните его .

Что прошло, того не воротишь.

  • Что написано пером, не вырубишь топором.
  • Утро вечера мудренее.
  • Кончил дело – гуляй смело.
  • Что с возу упало, то пропало

У страха глаза велики.

  • Волков бояться – в лес не ходить.
  • Смелость города берет.
  • Трус и таракана принимает за великана.
  • Не ножа бойся, а языка.

Упражнение 3 "Пойми язык мысли"

Объясните, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Подчеркните

Любишь кататься, люби и саночки возить.

  • Девочка завела собаку, а убирать за ней грязь не хочет.
  • Девочка катается на санках с высокой горы и не боится.
  • Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухода гостей

Хорош садовник — хорош и крыжовник .

  • Хорош крыжовник тогда, когда он созреет.
  • У способного учителя дети могут многому научиться.
  • У талантливого портного вся одежда красивая.

К каждой пословице, придуманной разными народами (в левом столбике), подберите русскую, соответствующую ей по смыслу (в правом столбике).

Поработать над инвариантностью смысла в пословицах разных народов полезно, во-первых , потому, что дети увидят, как одна и та же мысль может облекаться в разные образные словесные формулировки.

Во-вторых , это удобный случай показать, что мудрость не имеет национальных границ.

В-третьих , детям интересно понаблюдать, как в тексте отражаются приметы быта народа, природные условия разных стран, верования.

Пословицы разных народов

1. Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь (китайск.).

1. Слово — серебро, молчанье — золото.

2. Перо сильнее меча (английск.).

2. За одного битого двух небитых дают.

3. Бежал от дыма, да попал в огонь (турецк.)

3. Гусь свинье – не товарищ.

4. Не все, что кругло, – яблоко (армянск.).

4. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

5. Один добытый опыт лучше семи правил мудрости (арабск.).

5. Что написано пером, не вырубишь топором.

6. Быстро сделанная работа хорошей не бывает (индийск.).

6. Не все то золото, что блестит.

7. Волк и баран, сабля и шутка вместе не бывают (турецк.)

7. У кого совесть чиста, тот спит спокойно.

8. Молчаливость лучше многословия (китайск.).

8. Из огня – да в полымя.

9. Нет подушки мягче, чем чистая совесть (французск.)

9. Поспешишь – людей насмешишь.

Задание «Половинки».

(задание на развитие словесно-логического мышления и установление причинно-следственных связей разной сложности).

Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.

Игру можно усложнить, прочитав конец пословицы, предложив детям найти ее начало.

За двумя зайцами погонишься,

Чем дальше в лес,

Семь раз отмерь,

В гостях хорошо,

и кошке приятно.

в лес не ходить.

нет для себя рубахи.

ни одного не поймаешь.

люби и саночки возить.

сделано на смех.

тем больше дров.

так и откликнется.

один раз отрежь.

Пропущенные слова

(задание на умственное и речевое развитие).

В задании нужно догадаться, как правильно в содержании пословиц расставить слова большой — маленький, чтобы они имели поучительный смысл и верно согласовывались с существительными.

1. __________________________ пенек опрокинул __________________ воз.

2. _________________________ дело лучше _______________________ безделья.

3. Даже самое __________________ дерево выросло из ____________________ семени.

4. В _________________ лодку _______________________ груз не кладут.

5. __________________________ крючком __________________________ рыбу не выудишь .

Слова с противоположным смыслом

(задание на расширение и обогащение словаря, работа над словами-антонимами).

В этом задании нужно найти слова с противоположным смыслом сначала в пословицах, распечатанных на карточках, затем выполнять это задание на слух. Пословицы можно разделить на несколько групп, в зависимости от того, какой частью речи являются слова-антонимы.

Имена существительные

Ученье — свет , а не ученье — тьма .

Умный молчит, когда дурак ворчит.

Умный себя винит, глупый — своего товарища.

Умный делу научит, а глупый только наскучит.

Было бы начало , будет и конец .

Будет день , будет и ночь .

Лучше горькая правда , чем красивая ложь .

Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

Ищи друзей , а враги сами найдутся.

Неверный друг — опасный враг .

Сытый голодного не разумеет.

От лени — болезнь , от работы — здоровье .

Добро побеждает зло .

Кто солгал с утра , будет лгать и вечером .

Никакое худо до добра не доводит.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Трус погибает, а храбрый побеждает.

Чему научишься в молодости , пригодится и в старости .

Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»

Что посеешь …то и пожнёшь.
Сам пропадай, а …. товарища выручай.
С кем поведёшься, …. от того и наберёшься.
Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.
Сделал дело … гуляй смело.
В гостях хорошо, ……а дома лучше.
Готовь сани летом, …..а телегу зимой.
Как аукнется, ….. так и откликнется.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.
При солнце - тепло………при матери - добро.
Чем дальше в лес, ……тем больше дров.

Вспомните пословицы, в которых упоминаются числа.

Семеро одного не ждут

Одна голова хорошо, а две лучше

Один в поле не воин

Первый блин комом

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

Семь раз отмерь, один раз отрежь Ум хорошо, а два лучше.
Старый друг лучше новых двух.
Один за всех и все за одного.
Обещанного три года ждут.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Следующая пословица

20 %

Издательство: Студия Pagedown, 2018 г.

Серия: Классика

Цена для всех

Ваша цена (-20%)

328 р.

ID товара: 486132

Оформление

Масса: 166 г

Размеры: 52x92x40 мм

Закажите вместе

1230
968 руб.

Не тот Федот. Игры в пословицы и. 410 328 руб.

Орфограф русского языка. Набор. 410 320 руб.

Ерундопель русского языка. Игра в. 410 320 руб.

Рейтинг

Оценить (оценило: 21)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры.

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям.

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям.

Пословицы и поговорки о труде для детей.

Сборник пословиц и поговорок о труде для детей.

Пословицы и поговорки как средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностям

Пословицы и поговорки как средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностямПриобщение ребенка к духовным ценностям становится более полным при включении в его речь фольклорных жанров.Педагоги.

Пословицы и поговорки о войне для детей 6-7 лет

Пословицы и поговорки об учебе для детей

Следующая пословица

Компания Lamborghini построила новый прототип Countach LP500 1971 года для коллекционера

Юлию Пересильд предупредили, что пребывание в невесомости может изменить ее внешность

Loading.

Нежнее нежного: почему начало осени считается бархатным сезоном?

Полицейский не стал церемониться с защищающей подругу девушкой

20 нехитрых решений бытовых проблем

Трейлер фильма "Хороший, плохой, коп" (2021)

Почему у Швейцарии и Науру нет столицы?

19 доказательств того, что старое - не обязательно плохое

Угадайте фильм ужасов по одному кадру

Редкие фотографии американских летчиков-первопроходцев

Трейлер фильма "Фантазии для взрослых" (2021)

Объявления из России, которые заставляют усомниться в адекватности их составителей

Почему в СССР Зеркала вешали таким образом?

"Доступное жильё": опасные для жизни дома в поселке под Краснодаром

Курица удивила петуха необычными детенышами

Тренер по айкидо в ходе ссоры убил родственника катаной

18 гениальных решений на каждый день

Шведки разыскивают советских моряков, которые спасли их в 1984 году

Кот с характером украл у хозяйки нож

Как ловили банду эвенка Павлова, грабившего золотые прииски

Художница превратила "Друзей" в Барби

Cоветский внедорожник УАЗ 1984 года выпуска выставили на торги в США

Робот Boston Dynamics станцевал с чирлидершами на стадионе

Эффектный вылет с "кольца" в Санкт-Петербурге

Привинтили на славу: автомобильные номера

Папарацци засняли Чендлера из друзей, который выглядел просто ужасно

Знак свыше: очень неожиданное ДТП на трассе

Кухонный работник эффектно отбился от грабителя

"Охотники за привидениями": интересные факты о фильме и фото со съёмок

Chevrolet Corvette AAT Commemorative Edition 1953/2003 — особый подарок к 50-летию Corvette

Терри Фокс: «когда-нибудь боль должна сдаться»

На Канарах бушует вулкан

Как Лондон утопал в пиве

Британец на лошади посмеялся над выстроившимися в очередь за бензином водителями

"Молчание ягнят" - как создавался один из лучших триллеров в истории кино?

Детки в печке: удивительные русские традиции

Мать оставила ребёнка одного ночью, и МЧС пришло на помощь

Водитель не пропустил женщину с коляской и угрожал людям пистолетом: полиция уже задержала агрессора

Аннотация к "Не тот Федот. Игры в пословицы и поговорки. Набор карточек"

Считается, что пословицы и поговорки - кладезь народной мудрости. Так оно и есть: в трех-четырех словах сформулировать глубокую мысль под силу разве что… действительно, народу. Правда, иногда пословицы и поговорки настолько мудры, что довольно трудно понять, о чем они, собственно.
То есть, что называется, возможны варианты…
Они-то как раз здесь и предлагаются. Осталось, как обычно, выбрать правильный.
Количество карточек: 120 (мелованный офсет).

1 акция по этому товару сегодня Осталось: 0 6 дней 0 1 час 20 %

До 23:59 10 октября

Скидка 20% по акции «Читатель и премии. Скидки на книги»

Иллюстрации к игрушке Не тот Федот. Игры в пословицы и поговорки. Набор карточек

Отзывы на товар «Не тот Федот. Игры в пословицы и поговорки. Набор карточек»

  • Покупатели 11

Мы всегда рады честным, конструктивным отзывам. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Читайте также: