Как сказка учит пользоваться пословицами
Обновлено: 22.11.2024
Малые фольклорные формы. «Составление рассказов, сказок по пословицам».
занятия в подготовительной
к школе группе
Егорова Анна Владимировна
Цель: - продолжить знакомить детей с понятием «устное народное творчество», обогащать словарь детей русскими пословицами и поговорками;
- закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, пословицы, поговорки);
- учить понимать переносное значение образных выражений;
- формировать выразительность, точность речи. Воспитывать у детей любовь к народному творчеству.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. (Звучит видеозаставка «Сказка» и катится по тарелке яблоко)
- О чём напоминает вам эта мелодия? (ответы детей). (Дети узнают мелодию). Эта мелодия звучит, когда начинается сказка.
Воспитатель: Смотрите ребята, у меня на руках волшебное яблоко из сказки,давайте мы с ним поиграем: кому я кину яблоко, тот назовёт сказку, которую знает (дети берут яблоко и называют знакомые им сказки). Молодцы ребята. Ребята, а вы хотите попасть в сказку? Чтобы попасть в сказкунужно произнести волшебные слова:
«Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть - не упасть
То в страну весёлой сказки
Можно сразу же попасть».
2. Основная часть.
В-ль: - Ребята, сейчас мы встретимся с одним персонажем, который является героиней многих сказок, чтобы узнать,предлагаю вам отгадать ребус:
(Дети отгадывают ребус-Это лиса)
В-ль: Вот она Лисица - красавица, сегодня у нас в гостях, (воспитатель показывает картинку лисы) давайте опишем её по схеме, но для начала мы сделаем артикуляционную гимнастику. (видео артикуляционной гимнастики). Воспитатель показывает мнемотаблицу лисы, а дети описывают. (Лиса - дикое животное. Шуба у неё рыжая. Шерсть пушистая. Хвост красивый. Мордочка длинненькая, острая. Глаза маленькие, хитрые. Питается лиса зайцами, мышами, птицей.)
-В-ль: Ребята, давайте вспомним, в каких сказках лиса-главная героиня. Блиц-опрос.
Воспитатель читает отрывок из сказки, после того как дети узнают сказку показывает картину из этой сказки.
1. Сядь ко мне на носок, да пропой ещё разок (Колобок)
2. Петушок, петушок, золотой гребешок,
масляна головушка, шёлкова бородушка,
выгляни в окошко, дам тебе горошка (Петушок-золотой гребешок)
3. Битый, небитого везёт. У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Насилу плетусь. (Лисичка-сестричка и серый волк)
4. А мужику девочку жалко отдавать. Запихнул он в мешок собаку и отдал лисичке. (Лисичка со скалочкой)
В-ль: Ребята, а какая Лиса в этих сказках? (Хитрая, умная, обманщица.)
- Но, не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей.
- Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой, где героиней является лиса и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план, сказка называется «Как аукнется, так и откликнется».
В-ль: - Внимательно послушайте запись сказки, потом я буду задавать вопросы.
Первичное слушание записи сказки.
Дети слушают сказку.
В-ль:- Понравилась вам сказка (ответы детей)
-Какие слова и выражения вам были непонятны?
- Давайте разберём новые слова, с которыми мы сегодня встретились (дети высказываются, выслушиваются все мнения, выбирается правильное суждение):
- званый обед- получивший приглашение прийти,
- окрошка - холодное кушанье из кваса с разной зеленью и мелко нарубленным мясом.
- выражение потчевать- (угощать)
-А как вы понимаете слово, не обессудь – (не обижайся, не суди строго)
-А ещё мне понравилась выражение – не солано хлебавши (остался голодный)
Проверка первичного восприятия (работа по содержанию).
Музыкальная физкультминутка: «Лиса и журавль»
В-ль:- Кто является главными героями? (лиса и журавль)
- О чем говорится в этой сказке? (В этой сказке говориться, как Лиса и Журавль ходили друг к другу в гости и угощали друг друга манной кашей и окрошкой)
В-ль:-В сказке лиса хочет перехитрить журавля.
- Как готовилась лиса? (варила кашу, размазала по тарелке)
- Почему лиса угощала журавля из тарелки? (жалко было свою кашу)
- Почему Журавль не смог съесть угощение? (потому, что у журавля длинный клюв и ему не удобно есть с тарелки. Длинным клювом с тарелки кашу не склевать).
-Что говорила лиса, угощая журавля? (Кушай куманёк,кушай,сама сварила)
- Каким голосом она говорила, (хитрым). Катя попробуй сказать, как лиса. А теперь, Юля попробуй ты.
- Каков журавль по характеру в этой сказке (разумный, хитрый, смекалистый)
- Почему Лиса ушла от Журавля голодная? (Журавль захотел проучить ее)
- Удалось ли хитрой лисе осуществить свой план? Почему? (ответы детей)
- Послушайте ещё раз сказку.
Воспитатель читает сказку и выставляет мнемотаблицу.
-А теперь предлагаю вам рассказать эту сказку, Ваня начинает,а дальше Семён продолжит. Теперь Маша расскажет всю сказку.
-Как вы думаете, почему закончилась дружба лисы с журавлём? (выслушиваются мнения детей). (не умеют дружить, не умеют принимать гостей)
А я знаю пословицу: "Как аукнется, так и откликнется",
Как вы её понимаете? (ответы детей) –
Какие поступки совершаешь ты по отношению к другим людям, такие же жди в ответ.
-Чему же учит нас это сказка? (Дети высказываются: - учит дружить; учит заботиться о других; быть гостеприимными.)
-Теперь нам пора возвращаться домой.Давайте скажем волшебные слова:
«Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть – не упасть
То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть».
Понравилось вам путешествие?
-Ребята, с какой сказкой мы сегодня познакомились?
-Что запомнилось вам?
- Что понравилось? (ответы детей)
-Какое у вас настроение от нашего путешествия? (ответы детей)
Молодцы ребята! А сегодня вечером мы с вами нарисуем героев этой сказки!
Все были сегодня активными. Спасибо!
Публикации по теме:Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет».
Следующая пословица
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Ход занятия.
Ребята сегодня мы с вами поговорим о том, что русский народ создавал веками и до сих пор продолжает создавать, об устном народном творчестве.
Много веселых песенок, замысловатых загадок и сказок. Мудрых пословиц сочинил русский народ. Какие-то из них вы уже слышали, какие-то знаете и учитесь понимать. Вот это и называют русское народное творчество. Но сегодня мы будем не только учиться понимать содержание пословиц, но и учится составлять небольшие, поучительные рассказы и сказки, опираясь на их основной смысл и содержание.
Для начала давайте вспомним, что же такое пословица и что же такое сказка?
- Ребята, кто может ответить мне на эти вопросы?
Молодцы, сказали все правильно. Но давайте все же обобщим сказанное. Сказки - это произведения, которые сочинили русский народ, и передавал «из уст в уста» через поколения, «от отца к сыну», таким образом, они и дошли до нас. В сказках заключена народная мудрость. Они учат быть трудолюбивыми и добрыми, в сказках зло всегда наказывается. Народной мудрости нас учат также и пословицы. Пословицы – это меткое слово, это поучения, как надо поступать и как не надо.
Повторите и запомните эту пословицу.
А сейчас мы свами отдохнем и проведем физкультминутку. А вот о ком в ней будет идти речь, узнайте из загадки.
По снегу бежит - петляет,
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно. (Заяц)
Скок – скок – скок!
Да на беленький снежок,
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Трои – в ладоши три хлопка,
Головою три ковка.
Придумайте небольшой рассказ по этой пословице и нарисуйте к ней картинку. (Дети выполняют задание, самостоятельно работая 5-7 минут.)
Остроумны и разнообразны народные загадки. Вы знаете уже много их. Загадайте загадки друг другу.
А теперь послушайте загадки, которые приготовила для вас я.
Следующая пословица
Того, кто внешним видом, манерой поведения, речью или родом занятий резко отличается от окружающих. Впервые это выражение появилось в поэме древнеримского поэта Ювенала,которому принадлежат такие строки:
Рок** дает царства рабам,
Доставляет пленным триумфы.
Впрочем, счастливый такой
Реже белой вороны бывает.
Рок-то же, что и судьба.
Триумф - выдающийся, блестящий успех, торжество.
В самом деле, белая ворона - очень редкая птица. Оперенье обыкновенных ворон весьма скромное и незаметное – серое с черным. Но в животном мире порой как редкое исключение встречаются животные, окрашенные в белый цвет. Их называют альбиносами. В организме таких животных не хватает красящего вещества.
Послушайте сказку:
- Ребята! Завтра мы с вами займемся уборкой территории школы! – сказала учительница Ольга Сергеевна. – Оденьтесь по-спортивному, не забудьте взять какие-нибудь старенькие перчатки,чтобы удобно было работать: прошлогоднюю листву сгребать, мусор убирать.
Таня пришла домой и призадумалась. Как одеться на завтрашний субботник? Девочке очень хотелось помодничать в новенькой голубой курточке, которую ей недавно подарила мама. Ведь придет Витя, а девочке хотелось, чтобы он обратил на нее внимание. Или все-таки надеть старенькую джинсовку, а в голубой куртке придти в следующий раз?
Утром она выглянула в окно и увидела, что на улице солнечно и ясно.
«Надену все-таки новую курточку! Постараюсь работать аккуратно и не испачкать её», - подумала Таня.
Она завязала голубые бантики, надела красивые джинцы и яркую курточку. Покрутилась перед зеркалом и решила, что к ее наряду подойдут только новенькие замшевые туфельки.
- Таня! Ты почему такая нарядная, словно не на субботник пришла, а на праздник - удивилась подруга Вера. – Лучше было бы надеть что-нибудь другое, а то запачкаешь новую куртку!
- Я хотела старенькую джинсовку достать с антресолей, но не нашла её!- соврала девочка.
Ребята взяли грабли, метелки и стали собирать листья в большую кучу и подметать дорожки.Таня чувствовала себя неловко: боялась испачкаться.
- Красиво, конечно, - заметил Миша, пробегая с тачкой, полной листвы. – Но выглядишь ты Танюша, как бела ворона!
Девочке стало обидно. Ей хотелось работать со всеми, бегать, возить тачку, шутить, но из-за новой куртки приходилось стоять в стороне.
Надо вам сказать, что посмотреть, как дружно трудятся ребята в саду, прилетела ворона. Да не простая, а белая! Она спряталась в дупло старого дерева, и её никто не заметил.
Ворона внимательно наблюдала за тем, как идет уборка, и увидела, что Таня грустит.
Уж кто-то, а эта птица прекрасно знала, как неприятно оказаться белой вороной среди других, обыкновенных ворон! А так как она была не просто белой вороной, а вороной-волшебницей, то тихонько прошептала заклинание и, о чудо на Тане оказались старенький ждинсовый костюмчик и кроссовки.
Таня удивленно оглядела себя и, честно говоря, очень обрадовалась. В старом костюме ей было очень удобно.
Девочка тут же схватила стоявшие рядом грабли и стали сгребать листву.
- Вот и молодец, что переоделась! – похвалила Таню Ольга Сергеевна. Тут и Витя подошел, и дети стали дружно грузить листву в тачку.
1. Что организовала учительница с детьми?
2. Чем должны заниматься дети?
3. Как оделась на субботник Таня?
4. Удобно ли ей было работать в нарядной одежде?
5. Можно ли назвать Таню белой вороной? Объясните это выражение.
6. Кто помог Тане и дал ей рабочую одежду?
Публикации по теме:
Фотоотчёт о театрализованной деятельности детей в рамках реализации проекта «Мудрые и добрые сказки народов мира» Я уже рассказывала о том, что в этом учебном году педагогический коллектив нашего детского сада работает над реализацией познавательно.
Фотоотчёт об участии родителей в работе над проектом «Мудрые и добрые сказки народов мира» Родители наших воспитанников с большим интересом и ответственностью отнеслись к нашей просьбе принять участие в подготовке совместных.
Конспект игры-ситуации «Перед сном» для детей младшей группы Тема игры – ситуации «Перед сном» Задачи. Вовлекать детей в ситуацию сюжетно-ролевой игры; учить взаимодействовать с куклами; учить детей.
Консультация для родителей «Лексико-грамматические игры перед сном» Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе,.
Мастер-класс для детей и родителей «Мудрые совы» «Мамы разные нужны, мамы мудрые важны». Авторы: Ильина Анна Ивановна, Соколянская Наталья Александровна, воспитатели второй младшей.
Мудрые мысли о воспитании детей Наши дети – наше счастье. В них мы видим будущее, мы мечтаем, чтобы у них все сложилось в жизни хорошо, чтобы они избежали наших ошибок.
Показатели по достижению целей проекта «Мудрые и добрые сказки народов мира» Познавательные беседы: «Сказки - добрые друзья», «Чему нас учат сказки», «Мои любимые сказки», «Мой любимый сказочный герой», «Расскажи.
Познавательно-творческий проект «Мудрые и добрые сказки народов мира» Проект по сказкам «Мудрые и добрые сказки народов мира». Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта:.
Следующая пословица
Цель: расширение и активизация словарного запаса, закрепление умения слушать сказки и пересказывать.
- Закреплять умения детей пересказывать сказку, используя речевые обороты из текста,
- активизировать употребление глаголов (из текста сказки)
-упражнять в пересказывании сказки, используя мнемотаблицу.
- упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных,
- воспитывать умение понимать смысл пословицы,
- воспитывать н6равственно – эстетические ориентиры, способность нравственно оценивать поступки, слушать воспитателя и своих товарищей, умение работать в коллективе.
1. Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Петушок-золотой гребешок», «Лисичка со скалочкой».
2. Пересказ сказок, используя мнемотаблицу.
3. Слушание песни «В гостях у сказки»
-Презентация к занятию
Читайте также: