Как объяснить ребенку что такое пословица

Обновлено: 24.12.2024

Задуматься на эту тему меня сподвиг 6 летний сын. Однажды вечером, мы с ним лежали, отдыхали и вспоминали разные пословицы. Он пытался понять их смысл, а если не получалось, я объясняла ему значение. Очень увлекательная складывалась беседа.

И вдруг он спрашивает. А чем отличаются пословицы от поговорок? Как их различить? И тут я поняла, что не знаю точный ответ на этот вопрос. Сказала ему, что изучу тему и объясню ему потом. Стала искать информацию. И вот что мне удалось постичь. Может быть вам пригодится и будет интересно.

Пословица или поговорка?

Пословица - высказывание, законченная мысль. Как правило, это фраза из одного или нескольких предложений. Она несёт в себе мудрость поколений, жизненный опыт, полностью раскрывает и иллюстрирует смысл сказанного. Её можно использовать для усиления своей позиции в разговоре, для подтверждения правдивости своих слов, для аргументации и красоты речи.

Примеры пословиц

Начнём с одной из самых известных:

1. "Без труда, не вытащить и рыбки из пруда".

Мысль закончена и понятна: чтобы получить результат, нужно приложить усилия.

2. "Семь раз отмерь - один отрежь".

Прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подготовиться, всё продумать.

3. "Глаза боятся - а руки делают".

Иногда задача кажется неразрешимой, но стоит начать делать, и всё получится.

4. "Старый друг - лучше новых двух".

Один старый друг, проверенный временем, как правило, надёжнее, чем пусть даже 2, но новых, их можно ещё плохо знать, нельзя положиться на них на 100%. (Хотя в наше время, считаю утверждение спорным).

5. "Сделал дело - гуляй смело".

Отдыхать гораздо приятнее, когда все дела переделаны, ничего не "висит над душой", и можно расслабиться.

Пословиц в русском языке очень много и можно перечислять их бесконечно. Но уже на примере этих хорошо понятно, что такое пословица. Это самодостаточные высказывания с законченной мыслью.

А теперь рассмотрим поговорки.

Кстати, посмотрите выше, на пункт 5. В объяснении пословицы я, как раз, использовала поговорку - "висит над душой".

Таким образом, поговорка - короткое высказывание, состоящее из нескольких слов. Её можно добавить в своё предложение, как составную его часть . Они не несут в себе народную мудрость, а просто являются устойчивыми выражениями, служат для украшения речи. Сочетаниями из 2 -3 слов, известные многим людям и часто используемые в речи. Поговорку можно легко заменить другими словами, а смысл сказанного от этого не изменится.

  • язык без костей (много болтает);
  • вставлять палки в колёса (мешать);
  • как с козла молока (нет, нет толка);
  • тьма тьмущая (очень много);
  • когда рак на горе свистнет (никогда);
  • злой, как собака (очень злой);
  • подложить свинью (напакостить);
  • бить баклуши (бездельничать);
  • наврать с три короба (завраться);
  • кот наплакал (мало);
  • объять необъятное (сделать много);
  • сорить деньгами (расходовать неразумно).

Пример употребления:

В этом году на яблоне урожая, как с козла молока.

После дождя в лесу грибов - тьма тьмущая!

Целый день ты бил баклуши, вместо того, чтобы убраться в квартире!

Пошли в лес за грибами, а там их - кот наплакал.

Очень устал сегодня на работе, злой, как собака.

Пойду с тобой на свидание, когда рак на горе свистнет.

Добыла информацию, объяснила сыну, как и обещала. Не скажу, что он сразу усвоил её на 100%. Поэтому, периодически мы возвращаемся к этой теме. Услышит он где-нибудь новое высказывание - мы его обсуждаем, разбираем. Это очень полезно для общего развития и развития речи .

Если станете заниматься со своими детьми, попросите, сперва, их попытаться объяснить смысл пословицы/поговорки. Внимательно выслушайте. Затем дополните объяснение, при необходимости. Если совсем не получилось - объясните сами. Когда ребёнок освоится, станет с лёгкостью объяснять смысл высказываний, далее можно упражняться отличать пословицы от поговорок.

Понравилась статья? Поддержите нас! Поставьте палец вверх !) и

Будем благодарны, за РЕКОМЕНДАЦИЮ нас вашим знакомым (всем, кто воспитывает/работает с детьми). Для этого поделитесь ссылкой на статью!

Следующая пословица

Пословицы представляют для воспитателя интерес не только как иллюстративный дидактический материал для развития речи, но и как средство развития кругозора детей, их нравственного самосознания.

Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль.

ВложениеРазмер
rol_poslovits_i_pogovorok_v_razvitii_doshkolnikov.docx 18.65 КБ

Следующая пословица

Сегодня взрослые всё реже используют в речи пословицы и поговорки. Соответственно, дети их не слышат, а значит, и в детской речи эти фразы отсутствуют. «Зачем они вообще нужны современным детям? Ведь мы живём не в позапрошлом веке!» — скажут многие родители. На этот вопрос отвечает наш блогер, будущий учитель начальных классов Катя Хасанова.

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

Родители могут не понимать и даже злиться на задания, в которых детям надо выучить пословицы и поговорки. В нашей речи их почти не осталось. Но я считаю, что их изучение очень полезно для ребят в началке:

  • Пословицы и поговорки значительно обогащают словарный запас ребёнка, делают его речь интересной и выразительной. Согласитесь, гораздо приятнее слушать эмпатичного собеседника, который ведёт «живой», а не сухой и монотонный разговор.
  • Фразеологизмы помогают точнее и глубже выражать свои мысли, поэтому человек, использующий их в своей речи, демонстрирует не только навыки общения, но и свой интеллектуальный и культурный бэкграунд.
  • Ребёнок, знакомый с пословицами и поговорками и употребляющий их в речи, легко освоит тему «Средства художественной выразительности». С метафорами, эпитетами, сравнениями и аллегориями многие дети мучаются с 5 по 11 класс. Фразеологизмы — самые простые средства художественной выразительности, чаще всего они уже включают в себя метафоры и сравнения.
  • Пословицы и поговорки отлично развивают чувство юмора! В них много доброй сатиры: используя фразеологизмы можно пошутить и никого не обидеть.
  • Наконец, пословицы и поговорки действительно учат думать, расширяют культурный кругозор, учат анализировать ситуацию и свои действия в ней. В каждой пословице спрятана мудрость, её нужно раскрыть, а также нужно решить своеобразный «кейс» и понять, в какой ситуации можно применить эту мысль.

Ну что ж, начнём?

1. Разбираем незнакомые слова

Многие слова, понятные и простые для взрослых, незнакомы детям. Например: «Коли взялся за гуж, не говори, что не дюж». Эту пословица мы часто слышим в повседневной речи. Но многие дети не понимают два главных слова здесь: «гуж» и «дюж». Объясните смысл каждого слова, покажите иллюстрации, найдите синонимы, более понятные ребёнку.

Например: «Дюжить» — быть сильным, выносливым. Дюжий человек — сильный человек. «Сдюжить все трудности» — преодолеть все трудности. Гуж — это кожаная петля, которую цепляли на шею лошади, перед тем, как её запрягать и отправляться в путь. Через какое-то время попросите объяснить, что такое «гуж» своими словами.

2. Выясняем, откуда взялась пословица

Здорово, если вы сами знакомы с историей возникновения пословицы или поговорки. Если нет — идём в интернет, ищем информацию там. Не забывайте адаптировать найденную историю под возраст и уровень восприятия ребёнка, исключите сложную терминологию, объясняйте живо, просто и с наглядными иллюстрациями. Самый лучший вариант изложения можно найти в двух частях «Большого толкового словаря пословиц и поговорок русского языка для детей».

Например : «На обиженных воду возят». История: пословица появилась во времена императора Петра I. В то время была популярной профессия водовоза – человека, который снабжал водой город. Он сопровождал (как лакей) специальную повозку в виде бочки. Чтобы заработать больше денег, водовозы начали повышать цену на свои услуги, хотя по закону этого нельзя было делать. Чтобы наказать этих жадин, император Петр I приказал вместо лошадей впрягать в телегу жадных водовозов. Естественно, они были сильно обижены, но вынуждены исполнять наказание. Отсюда и пошло это выражение. Поверьте, вы сами для себя узнаете много нового и интересного.

3. Разбираемся со смыслом

Теперь, когда дети знают, откуда появилась пословица, и понимают значение всех слов в ней, можно разбираться со смыслом и значением. Не говорите правильный ответ сразу, помогите ребёнку самому докопаться до верного ответа.

Пример диалога по пословице «Не руби сук, на котором сидишь»:

Взрослый: Как ты думаешь, о чем говорится в этой пословице?

Ребёнок: О том, что всем надо стать лесорубами.

Взрослый: Не совсем так. Представь, ты залез на дерево, сидишь на ветке и сам топором начинаешь её рубить. Что будет дальше?

Ребёнок: Ветка отломится, я упаду.

Взрослый: Правильно. А если ветка крепкая и ты не будешь её рубить, то просидишь ещё очень долго и все будет хорошо. А если будешь рубить, то навредишь себе, верно?

Ребёнок: Да.

Взрослый: Так о чем тогда говорится в этой пословице?

Ребёнок: Если у тебя все хорошо, не надо это портить и вредить самому себе.

Взрослый: Отлично. Молодец!

В этом разговоре ребёнок ассоциировал пословицу непосредственно с собой, представил себя в этой ситуации. Но так же можно размышлять и над историей пословицы. Такой подход помогает развить аналитическое, критическое, ассоциативное и логическое мышление.

4. Ищем примеры из мультиков

Например: «Мал золотник, да дорог» — эту пословицу иллюстрирует мультфильм «Добрый динозавр», потому что главный герой, динозавр Арло, был вначале маленьким и слабым, но зато потом смог помочь человеческому малышу найти семью. «Что посеешь, то и пожнёшь» — эту пословицу иллюстрирует сказка «Три поросёнка», потому что Ниф-Ниф и Нуф-Нуф построили свои дома из соломы и дерева, дома оказались некрепкими и волк их разрушил, а Наф-Наф построил крепкий дом из камня, поэтому волк не смог разрушить его дом.

5. Применяем пословицы и поговорки в жизни

Аналогично фильмам и книгам вместе с ребенком вспомните случаи из его жизни или из жизни его друзей и родственников, иллюстрирующие определенную пословицу или поговорку. Например: пословица «Друг познаётся в беде», ребёнок может вспомнить: «Я как-то по дороге из школы подвернул ногу, и мой друг Витя помог мне дойти до дома и донести портфель. Эта пословица подходит, потому что в тот момент я оказался в трудной ситуации, мне было больно, а Витя меня поддержал».

Затем включаем пословицы и поговорки в диалог с ребенком. Главное условие — использовать как можно больше подходящих фразеологизмов (соревнуйтесь с ребенком: за каждый — 1 балл, у кого больше баллов, тот и победил).

Пример диалога:

Взрослый: В субботу мы встанем пораньше, чтобы успеть сделать все дела, ведь кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

Ребёнок: Да, но только вначале я сделаю все уроки, а потом пойдём на пикник, сделал дело, гуляй смело. Представляешь, я так много нового узнал на уроке окружающего мира. Ты знал, что в организме человека живёт 10 миллионов бактерий?

Взрослый: Нет, не знал, век живи, век учись.

6. Делаем «копилку»

Заведите с ребёнком отдельный блокнотик, записывайте туда пословицу, её смысл, историю происхождения, расшифровку незнакомых слов. Но самое главное — сделайте иллюстрацию-комикс для каждой пословицы. Придумайте ситуацию, к которой пословица подходит, нарисуйте эту ситуацию в виде комиксов и с помощью «облачков» запишите реплики героев. Этот метод поможет детям развить фантазию, дизайнерские навыки и творческие мышление и лучше запомнить пословицу.

Если ребёнок визуал, то кроме комикса рекомендую нарисовать буквально дословную иллюстрацию пословицы или поговорки, чтобы он лучше запомнил её.

7. Учим пословицы других стран и народов

Я считаю, что человек должен обладать широким кругозором, поэтому помимо популярных и классических русских фразеологизмов, с ребёнком можно и нужно изучать и разбирать по той же самой схеме пословицы и поговорки других стран и народов. Это поможет лучше понять культуру, традиции и менталитет другого народа. Чтобы понять смысл «чужих» пословиц, поиграйте в «Сравнилку»: выбираем страну (или народ), ищем в интернете их самые популярные пословицы и поговорки (разумеется, понятные детям). Читаем, разбираем каждую и ищем точно такой же по смыслу русский фразеологизм.

Например: «Хороший кузнец и лягушку подкуёт» (литовская пословица). «Дело мастера боится» (русская пословица). У них один и тот же смысл: настоящий профессионал любую работу хорошо сделает.

Экспериментируйте и изучайте белорусские, украинские, датские, английские, китайские пословицы и поговорки. Но и про редко встречающиеся в нашей речи русские фразеологизмы тоже не забывайте, знакомьте детей с ними!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных жанров (пословиц и поговорок) в развитии речи детей

Малые фольклорные жанры - пословицы и поговорки - способствуют развитию речи старших дошкольников, учат их рассуждать, думать, делать вывод ы и обобщения.

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребёнка-дошкольника"

Эта консультация поможет Вам, родители, понять следующее -для чего, зачем и почему необходимо развивать творческие способности вашего ребёнка.

Выступление на семинаре "Социально-личностное развитие дошкольников как условие формирования успешной личности" Тема:" Методы личностного развития дошкольников"

Выступление на семинаре: "Методы личностного развития дошкольников".

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника.

Роль русских народных сказок, пословиц и поговорок в развитии речи детей

слайдовая презентация по духовно - нравственному воспитанию дошкольников с ОВЗ (нарушения речи).

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию пословиц и поговорок для развития речи детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию пословиц и поговорок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи .

Консультация "Использование пословиц и поговорок для развития словаря детей дошкольного возраста"

Консультация учителя-логопеда для педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Следующая пословица

Одна читательница после моей статьи "Как развивать речь ребёнка? Пословица недаром молвится" выразила в комментарии просьбу написать ещё одну статью о том, где и как можно использовать пословицы и поговорки с детьми, кроме развития речи и учёбы.

Выполняю эту просьбу.

Незаслуженно забыты народные пословицы и поговорки в угоду грубым выражениям, сокращённым словам типа "чел" (человек), а также словам блатного жаргона и ненормативной лексики. Иногда подростки разговаривают так, что и не поймёшь, о чем это они? А наш нормальный красивый русский язык- в опале.

Старый друг лучше новых двух. Старый друг лучше новых двух.

Где и как можно ещё использовать пословицы? Конечно, при любом удобном случае для воспитательных моментов . Дети вас точно зауважают, если будут слышать красивое меткое выражение -пословицу. А тех, кого они безоговорочно уважают- слушаются. Вам ведь это надо?

Воспитывают ли пословицы? Думаю, что да, воспитывают. Пока мы соберёмся прочитать однообразную нотацию своему ребёнку, которую он едва ли будет слушать, да пока подберём нужные слова (или и не подбираем, каждый день одно и то же повторяем, да без толку).

Не лучше ли иметь в запасе меткую пословицу или поговорку, "сказать, как отрезать", "не в бровь, а в глаз" и этим ограничить свою нотацию? Думаю, пользы будет больше, а отношения между вами и детьми не ухудшатся. Скорее всего, ребёнок засмеётся и примет к сведению ваши слова, либо просто запомнит и при случае где-нибудь повторит вашу пословицу.

Предлагаю подборку пословиц для воспитания некоторых качеств.

Воспитываем осторожность:

1.Берегись козла спереди, коня-сзади. а лихого человека-со всех сторон.

2.Не зная броду- не суйся в воду.

3. Бережёного Бог бережёт.

4. Едешь на день, бери хлеба на неделю.

5. Гляди под ноги: ничего не найдёшь, так хоть нос не расшибёшь.

6.Ешь мёд, да жала берегись.

7. Не играй, кошка углем- лапу обожжёшь.

8. Он просит-плачет, а ты реви- не давай. (о тех, кто любит просить в долг)

9. Хорошо медведя в окно дразнить.

10. Не думай, щука, как влезть, думай, как вылезть.

11. Сказал бы словечко, да волк недалечко.

12. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

Воспитываем скромность:

1. Взлетел орлом, прилетел голубем.

2. Все вокруг бобры, один я -соболёк.

3. Залетела ворона в царские хоромы: почёту много, а полёту нет.

4.Коза на горе- выше коровы в поле.

5. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

6. Не хвались отъездом, а хвались приездом.

7.Загордился кот, и с печи нейдёт.

8. Не хвались сам, жди,когда люди похвалят.

9. Сидит, надувается, а сам три дня в лапти обувается.

10. Хвалилась овца, что у неё хвост, как у жеребца.

11. Хвалилась редька : "Я с мёдом сладка!"

Воспитываем щедрость:

1.Дождёшься от тебя, как от дуба яблок.

2.Живёт- из кулака да в рот.

3.За маленьким погнался, большое потерял.

4. Жадный плачет от зависти, а щедрый- от жалости.

5. "Дай!"- так и не услышит, а "на" - так услыхал.

6. За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь.

7. Добрый хозяин -господин деньгам. а плохой- слуга.

8. Как собака на сене- сам не ам, и другим не дам.

9. Люблю дружка: укусит пирожка, да в запазушку. (о людях, которые из гостей без подарков не уходят, что-нибудь да выпросят.)

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Пословицы и поговорки — произведения устного творчества народа. Читать их интересно и увлекательно. В них отражён быт человека, любовь к родителям, подмечены черты характера людей и описаны природные явления. Они не устаревают, будут читаться и всегда найдут отклик в человеческой душе. Среди пословиц и поговорок есть те, что сложены русскими писателями и поэтами, те, что были сложены в советское время, а есть пословицы и поговорки наших дней.

Пословица — краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм «Войти в пословицу» — стать общеизвестным благодаря своей характерности. Так, многие строки басен И.А.Крылова вошли в пословицу. Поговорка — краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от поговорки, законченного высказывания (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, Толковый словарь русского языка). Чем отличается пословица от поговорки? В общем случае, пословица учит людей, в ней скрыт глубокий смысл. Поговорка является метким замечанием относительно какого-либо события, явления, объекта. Сравните: «делу время, потехе час» — пословица, «час от часу не легче» — поговорка.

Пословицы представляют для воспитателя интерес не только как иллюстративный дидактический материал для развития речи, но и как средство развития кругозора детей, их нравственного самосознания. Это связано с особенностями пословиц, о которых пишет Л. А. Введенская: «Пословица любопытна, ее интересует все, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, все знает и обо всем имеет свое собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в пословицах и поговорках всегда четкая, иногда даже категоричная, часто с иронией: Думай двояко, а делай одинако. Думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно. Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем».

Особенно значимыми в этом отношении представляются пословицы, в краткой афористической форме передающие точку зрения народа на основные вопросы бытия. В основном пословицы носят наднациональный характер, отражают общие законы природы, в том числе человеческой, предписывают определенные правила поведения.

Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, « от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям ». К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.

Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах педагогов по дошкольному воспитанию советского периода – А.М. Леушиной, А.П.Усовой и других учёных. А.М. Леушина совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость. В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи».

Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит, когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др.

Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль. Пословицы обладают большим дидактическим и воспитательным потенциалами и могут успешно использоваться в качестве материала для работы по развитию речи и коммуникативной культуры. Кроме того, пословицы, несомненно, являются эффективным занимательным языковым материалом, использование которого способно повысить интерес к русскому языку, оказать воспитательное воздействие на морально-нравственные качества личности, активизировать познавательную деятельность, формировать уважение к родному языку, культуре и истории России.

1. Алефиренко Н. Ф. Поэтическая энергия слова: синергетика языка, сознания и культуры. М.: Академия, 2002. 234 с.

2. Аникин В. П. Русское устное народное творчество. М.: Высшая школа, 2007. 726 с.

3. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 251 с.

4. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М.: Эксмо, 2003. 616 с.

5. Илькова А. П. Педагогические условия включения пословиц и поговорок в систему развивающей речевой работы

с дошкольниками / Приднестр. гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко. М., 2001. 72 с.

6. Мокиенко В. М. В глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. Изд-е 3-е,

перераб. СПб.: Авалон; Азбука-классика, 2005. 256 с.

7. Пословицы, поговорки, загадки / сост.: А. Н. Мартынов, В. В. Митрофанов. М.: Современник, 1982. 216 с.

8. Соболев А. И. Народные пословицы и поговорки. М., 1961. 420 с.

9. Соболева О. В. О понимании мини-текста, или Пословица век не сломится // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 46-52.

10. Формановская Н. И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М.: Икар, 2007. 478 с.

11. Хлебцова O. A. Русский язык в пословицах, поговорках, крылатых словах, афоризмах. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. 248 с.

12. Чистякова А. Ф. Пословица зря не молвится. М.: Крон-Пресс, 1998. 176 с.

Читайте также: