Икар и мудрецы поговорки

Обновлено: 27.09.2024

Вот из этого мультика в юности я выучил несколько пословиц на латыни. И употреблял их с умным видом перед девушками во время юношеских свиданий)) Они обеспечили мне несколько совместных походов в кино и прогулок по вечернему Минску с разговорами «о вращении небесных сфер».

Сперва эти «выскочки» просто фрики, осуждаемые всеми, потом их идеи ( далеко не все! не всякий «выскочка» несет действительно стоящие идеи) завоевывают умы большинства, далее их учение становится догмой, которая не дает двигаться новым идеям. Круг замыкается. Без этих двух компонентов — консервативного большинства и нонконформистского меньшинства нет развития. Если меньшинства нет, или у него нет никакого влияния на остальных, то общественное, научное и техническое развитие может быть заморожено на сотни и тысячи лет. Если общество состоит целиком из «выскочек», то это не общество, а анархия, набор индивидуумов, диффузное образование. Но любое общество — это структура. А структура должна быть устойчивой, для чего ей нужны механизмы внутреннего регулирования. Но чрезмерное регулирование означает бесконечный стазис.

Еще очень забавляла эволюция приспособлений для полета, используемых Икаром. А ведь действительно, человечество, прежде чем освоило полет аппаратов тяжелее воздуха, испытало и продолжает испытывать множество странных конструкций. Просто голова ломается, как к этому нечто можно применить законы аэродинамики, устойчивости и управляемости летательных аппаратов!

Над фильмом работали

  • Директор картины — Любовь Бутырина
  • Редактор — Аркадий Снесарев
  • Монтажёр — Изабелла Герасимова
  • Ассистенты — Татьяна Лытко, Людмила Кошкина
  • Текст читает Яков Смоленский.

Сюжет

В античном обществе жизнь течет спокойно и неспешно. Каждый нашёл уже своё место в жизни. Люди посвящают досуг философским беседам — о смысле бытия и прочем. Но среди них живёт чудак — Икар, который пытается воплотить в жизнь безумную, с точки зрения прогрессивного античного общества, идею: научиться летать подобно птицам.

Все его попытки кончаются падением с небес на землю. На каждое такое падение очередной мудрец выдает неоспоримую истину, например, «Quod licet Jovi, non licet bovi» («Что позволено Юпитеру, не позволено быку»). Подобные изречения превращаются в гранитные памятники и падают на голову Икару. Но однажды происходит чудо, и Икар взмывает к небесам. Полёт Икара сопровождается музыкой Шандора Каллоша. Это приводит общество мудрецов в переполох, но они издают столько слов, что те формируются в грозные тучи и губят Икара.

Время спустя мудрецы обустраивают свои покои вокруг монумента, посвященного гибели Икара, где воспитывают учеников на своих истинах, гласящих об ограничениях. Но один ученик отбивается от группы и создает свои крылья, становясь идейным продолжателем Икара.

Следующая пословица

Икар и мудрецы (Федор Хитрук) [1976 г., притча]

Год выпуска: 1976
Страна: СССР
Продолжительность: 07:39
Режиссер: Федор Хитрук
Директор картины — Любовь Бутырина
Редактор — Аркадий Снесарев
Текст читает: Яков Смоленский.

В античном обществе жизнь течет спокойно и неспешно. Каждый нашёл уже своё место в жизни. Люди посвящают досуг философским беседам — о смысле бытия и прочем. Но среди них живёт чудак — Икар, который пытается воплотить в жизнь безумную, с точки зрения прогрессивного античного общества, идею: научиться летать подобно птицам.

Естественно, все его попытки кончаются падением с небес на землю. На каждое такое падение очередной мудрец выдает неоспоримую истину, например, «Quod licet Jovi, non licet bovi» («Что позволено Юпитеру, то не позволено быку»). Подобные изречения превращаются в гранитные памятники и падают на голову Икару. Но однажды всё-таки произошло чудо, и Икар взмыл к небесам…

Полёт Икара сопровождается музыкой Шандора Каллоша.

Латинские изречения, использованные в мультфильме

Qvod licet Jovi, non licet bovi — Что позволено Юпитеру, не позволено быку
Pes sic tendatur ne lodix protereatur — По одёжке протягивай ножки (?)
Festina lente — Тише едешь — дальше будешь (Спеши медленно)
Mensura omnium rerum optima — Есть мера для всего
Est avis in dextra (melior quam quattuor extra) — Лучше синица в руке (чем журавль в далеке)
Ne sutor supra crepidam (judicet) — Всяк сверчок знай свой шесток
Via trita via tuta — Проторённый путь безопасен (Выше головы не прыгнешь)
Quo altior grapus tanto profundior casus — Чем выше поднимаешься, тем глубже падать
Bene qui stat non moveatur — Кто хорошо стоит, тому не нужно двигаться (надпись на памятнике Икару)

Следующая пословица


Реж. Фёдор Хитрук

Великий российский мультипликатор Федор Иванович Хитрук известен широким кругам зрителей по знаменитой экранизации Винни-Пуха, которая даже у великого Евгения Леонова является одной из лучших ролей. И недаром - даже в столь наивной и вроде бы детской сказке чувствовалась не только немного абсурдная философия Бориса Заходера, но и уникальная манера мультипликатора, сумевшего найти правильные интонации не только в убыстренных (ускоренных) голосах Винни, Пятачка и их друзей, но и в пародии на какие-то вполне взрослые вещи.


Хитрук оказался одним из тех, кто не только в нашем, но и в мировом кино сделал мультфильмы универсальным средством высказывания художника - как для детей, так и для взрослых. В этом смысле философская притча "Икар и мудрецы" особенно показательна. Хитрук сталкивает в ней два мира: и это не только мир фантазеров и чудаков и жестоких прагматиков, но и миры умудренных взрослых и еще наивных детей.

Сюжетно это интерпретация популярного мифа об Икаре, который, как известно, откололся от своего папки по имени Дедал (к слову, архитектора знаменитого лабиринта с Минотавром) в первом полёте в небе в истории человечества и умер. Помнится, что и греки, и учителя в нашей школе преподносят этот сюжет как в известном гайдаевском цитатнике: "Как бы высоко мы не взлетали, но никогда не должны отрываться от коллектива". Хитрук в своей примитивистской манере детского рисунка сводит этот сюжет к притче с перевёрнутым по отношению к мифу смыслом.


Кто есть Икар: чудак, ищущий не место в жизни (как нашедшие его мудрецы), а ищущий нечто неизведанное, новое - зачем-то стремящийся к полёту. Занятно то, что Хитрук в итоге лишает своего героя крыльев, отправляя в небо человека с совсем небольшим оперением, несущим, скорее, символическую нагрузку, чем "летательную" функцию.


Не такой как все

Неудачи Икара для мудрецов - доказательство их правоты (Рожденный ползать летать не может и т.д.). Чем больше неудач, тем больше их мудростей. Настоящая драма начинается, когда полёт удаётся. И камни с мудростями становятся могильными для Икара - его полёт пытаются предать забвению, вдалбливая могильные (не живые) истины детям, но среди них растёт новый Икар. Икар Хитрука становится не глупцом, пожертвовавшим жизнью за зря, а фантазером и испытателем без страха и пределов, убитым мудрецами. Кто эти мудрецы? Сильно напоминают пропагандистов всех времён, но особенно советских, удивительным образом пропустившим сию аллегорию на экран. Как дети, которым взрослые вбили азбучные "истины", но они все равно становятся Икарами. Поэтому финал оставляет шансы творческому меньшинству, а не почивающим на камнях "философам", слушающим "музыку" своих "истин" из уст адептов.


Латинские поговорки из мультфильма:

Quod_licet_Iovi,_non_licet_bovi" title Что позволено Юпитеру, не позволено быку

Pes sic tendatur ne lodix protereatur По одёжке протягивай ножки

Festina lente Тише едешь — дальше будешь (Спеши медленно)

Mensura omnium rerum optima Есть мера для всего

Est avis in dextra (melior quam quattuor extra) Лучше синица в руке (чем журавль вдалеке)

Homo proponit sed deus disponit Всяк сверчок знай свой шесток (Человек предполагает, а Бог располагает)

Ne sutor supra crepidam (judicet) Сапожник, (суди) не выше сапога

Via trita via tuta Проторённый путь безопасен (Выше головы не прыгнешь)

Quo altior gradus tanto profundior casus Чем выше поднимаешься, тем глубже падать

Bene qui stat non moveatur Кто хорошо стоит, тому не нужно двигаться (надпись на памятнике Икару)

Следующая пословица


«Икар и мудрецы» — мультфильм 1976 года, лаконичный рисованный фильм-притча режиссёра Фёдора Хитрука.

Читайте также: