Если меня совсем нет какая пословица подходит

Обновлено: 12.06.2024

• Кто правдой живет, тот добро наживет; кто добро творит, того Бог благословит.

"Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный"

•Бранись, брда на себя оглнись.

• Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.

• Заварил кашу – ссора до добра не доводит.

• .Других не суди, на себя погляди.

• Правда – глаза колет.

Осень

• От осени к лету поворота нету.

• Лето со снопами, осень с пирогами.

• В октябре ни на колесах, ни на полозьях.

• В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина.

• Осень – запасиха, зима – прибериха.

• Холоден сентябрь, да сыт.

Зима

• В зимний холод всякий молод.

• В феврале дороги широки.

• Готовь сани летом, а телегу зимой.

• Зиме да лету союза нету.

Весна

• Матушка весна – всем красна.

• В апреле земля преет.

• Февраль богат снегом, апрель водой.

• Весна и осень – на дню погод восемь.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»

• За большим погонишься – последнее потеряешь.

И. Соколов – Микитов «Листопадничек»

• В гостях хорошо, а дома лучше.

• Везде хорошо – где нас нет.

Ш. Перро «Кот в сапогах»

• Встречают по одежде, провожают по уму.

С. Аксаков «Аленький цветочек»

• Шуба овечья, да душа человечья.

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

• Собирай по ягодке, соберешь кузовок.

• Лесом шел, а дров не нашел.

В. Катаев «Цветик - семицветик»

• Дружба дороже денег.

«Хлеб»

• У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

• Хлеб – всему голова.

• Хлеб – батюшка. Водица – матушка.

• Хлеб да вода – молодецкая еда.

• Без соли, без хлеба худая беседа.

• Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

«Бременские музыканты»

• Доброе братство лучше богатства.

• У страха глаза велики, да ничего не видят.

• Один за всех – все за одного.

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

• Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

• Доброму везде добро.

• Кто любит труд, того люди чтут.

• От вежливых слов язык не отсохнет.

• С поклону голова не болит.

Семья

• Вся семья вместе, так и душа на месте.

• На свете все сыщешь, кроме отца и матери.

• Лучше жить в тесноте, чем в обиде.

Праздник мам

• Материнская молитва со дна моря поднимает.

• Лучше матери друга не сыщешь

• Нет такого дружка, как родная матушка.

• При солнце тепло, а при матери добро.

Посуда

• Дом как полная чаша.

• Дорога ложка к обеду.

Овощи

• Без заботы и репу не вырастишь.

• Всякому овощу свое время.

Домашние животные

• Без кота мышам раздолье.

• Козла спереди бойся, коня сзади.

• Кошка на порог, а мышка в уголок.

Труд – профессии

• Птицу узнают в полете, а человека в работе.

• Делу время, потехе час.

• Поработаешь до поту – поешь в охоту.

• Умелые руки не знают скуки.

• Сделал дело – гуляй смело.

• Скучен день до вечера, коли делать нечего.

• Терпенье и труд все перетрут.

Рыбы

• Как рыба в воде.

• Биться. Как рыба об лед.

• Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Об учении

• Азбука к мудрости ступенька.

• Без муки нет науки.

• Без терпенья нет ученья.

• Грамота – второй язык.

• Грамоте учиться – вперед пригодиться.

• Знание лучше богатства.

• Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

• Сразу всему не научишься.

Колобок

• Чем хвалимся, на том и провалимся;

• На языке медок, да на сердце –ледок.

Теремок

• Не бравши топор, жилья не срубишь;

• Легко взято, легко и потеряно.

Репка

• Из многих малых одно большое выходит;

• Капля по капле и камень долбит.

Лиса и журавль

• Как аукнется, так и откликнется.

• Каков привет, таков и ответ.

Курочка, мышка и Тетерев

• Хочешь есть калачи - не лежи на печи.

Лисичка со скалочкой

• Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить.

Царевна Несмеяна

• Не все то золото, что блестит.

• Телу – простор, душе – теснота.

Публикации по теме:

Выручалочка «Учим песни».

Выручалочка «Учим песни». Предлагаю вам еще одну "выручалочку" - мнемотаблицы. Я их использую при разучивании слов к песням и движений в танцах. Вот некоторые примеры.

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературное чтение в 3 классе

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Сказка С. Козлова «Если меня совсем нет».

Цель: продолжить знакомство с произведениями С. Козлова.

Образовательные – формирование умений анализировать текст, рассуждать, мыслить, различать сказки - переживания, сказки - размышления от сказки о животных, знакомство с понятием «диалог».

Развивающие – развитие устной речи, мышления, исследовательских навыков, памяти, умений работы с разными источниками информации

Воспитательные – способствование воспитанию нравственных качеств, чувства ответственности за других, формированию переживания любви к близким и друзьям, культуры общения на уроке.

Оборудование: учебники литературного чтения Н. А. Чураковой

1,2, 3 классы, мультимедийный проектор; презентация; выставка книг.

1.Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Сегодня у нас с вами необычный урок чтения. В чём заключается его необычность, мы узнаем, анализируя новое произведение.

Рассмотрите выставку книг. Книги какого автора представлены на выставке(С. Козлова) Откройте содержание учебника, найдите с каким произведение С. Козлова мы будем работать на уроке.

Сформулируйте тему урока. (Сказка С. Козлова «Если меня совсем нет»)

Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Продолжить знакомство с жизнью и творчеством С. Козлова, исследовать текст, определить главную мысль текста, понять, в чем заключается необычность урока.

2. Проверка домашнего задания

Выборочный пересказ рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы».

3. Актуализация знаний

Работа в группах.

На столе у каждой группы лежат учебники по литературному чтению 1,2, 3 класса и сведения о С. Козлове.

1 группа находит произведения С. Козлова, изученные в 1 и 2 классах.

2 группа - произведения С. Козлова, изученные в 3 классе.

3 группа – информацию об авторе.

С какими произведениями С. Козлова мы знакомились в 1 классе? (Стихотворение «Туман»)

С какими произведениями С. Козлова мы знакомились во 2 классе?

Сказки: «Ежик в тумане», «Красота » , «Тёплым тихим утром посреди зимы», «Заяц и Медвежонок», « Когда ты прячешь солнце мне грустно».

С какими произведениями С. Козлова мы знакомились в 3 классе?

Стихотворения: «Июль », «Мимо белого . », «Сентябрь»

Сказки: «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать»

Так какие же виды произведений писал С. Козлов? Сделайте вывод?

Вывод: С. Козлов писал сказки и стихотворения. Он поэт и сказочник.

3 . Изучение нового материала.

Заслушаем рассказ 3 группы о жизни и творчестве С. Козлова?

С. Козлов написал книги: (выставка на слайде)

Посмотрите на тему урока еще раз. Попробуйте объяснить, о чём может пойти речь в произведении.

Прочтите разговор Маши и Миши на слайде. Приготовьтесь его прочитать в парах по лицам. (Дети читают в парах в полголоса. Затем одна пара читает вслух.)

  • Правда, мы будем всегда вместе?
  • Правда, мы никогда не расстанемся?
  • Конечно.
  • Правда, никогда не будет так, чтобы нам надо было расстаться.

Как вы думаете, о чём говорят Маша и Миша? ( О дружбе)

Об этой же ценности размышляют герои сказки. Имена, которых зашифрованы на слайде.

(По мере расшифровывания появляются изображения героев.)

Вспомнили этих героев? Какие они? (Это неразлучные друзья, очень добрые, фантазеры)

4. Первичное восприятие.

Слайд «Ежик и Медвежонок любуются месяцем»

Что вы чувствовали, когда слушали эту сказку?

Маше она показалась очень грустной. А Миша даже расплакался. Почти весь текст состоит из разговора Ёжика с Медвежонком.

Прочитайте на слайде, как называется разговор между двумя лицами?

Разговор между двумя лицами называется ДИАЛОГОМ.

6.Чтение сказки по ролям

Какая ужасная мысль пришла в голову Ёжику?

Каким переживанием он пытается поделиться с Медвежонком? (Боязнь одиночества, переживание за близкого.)

Можно ли сказать, что Медвежонок глупый? (Нет)

Почему он никак не понимает, о чем ему говорит Ёжик? (Потому что друзья все время вместе; и Медвежонок не может себе даже представить, как это быть одному без Ёжика.)

Какие очень важные слова Медвежонка объясняют его «непонимание»? Найдите их в тексте. (Если тебя нет, то и меня нет.) Можно ли их назвать главными словами сказки? А использовать в качестве названия сказки?

В каких словах Медвежонка можно проследить о том, что Ёжик ему очень дорог? (Я побегу и обшарю весь лес и тебя найду. Побегу в соседний лес. Переверну все вверх дном, и ты отыщешься.)

Теперь ещё раз посмотрите весь текст и найдите другие очень важные слова, которые произносит Ёжик. (Как всё-таки хорошо, что мы друг у друга есть!) А они могут быть названием сказки?

Вы ведь понимаете, что Ёжик и Медвежонок очень разные.

Почему же они вместе? (Они всегда рядом, дополняют друг друга, как единое целое. Они оба любят смотреть на ночное небо, месяц. Любят мечтать. Им приятно находиться рядом.)

Что случилось с Медвежонком в конце сказки? (Он рассердился, а может задумался)

8. Вторичное чтение по ролям.

Мише не понятно, какая это сказка. Он думает, что это сказка о животных. А как думаете вы ? (В сказках о животных животные действуют, а не размышляют и не переживают.)

Это особая сказка. Сказка-переживание, сказка размышление о жизни.

О чём же эта сказка? (О ценности дружеских отношений, о значимости одного человека для другого, о смысле жизни.)

Посмотрите, что по этому поводу думают Маша и Миша. Вы согласны с ними?

Миша: «Это сказка о том, как страшно остаться без друга. Как страшно быть одиноким».

Маша: «Это сказка о том, что если кого-то любишь, то не представляешь себе жизни без него».

Какие пословицы о дружбе вы знаете?

Нет друга - ищи, а нашел - береги.

Старый друг лучше новых двух.

Друг дороже денег.

Прочитайте, как начинается сказка.

А как заканчивается?

Сравните начало и конец.

Зачем автор дважды повторяет описание природы?

(Ночной пейзаж способствует грустным размышлениям. Ночью легко думать, мечтать, никто не отвлекает.)

Сейчас я предлагаю вам вместе с Ёжиком и Медвежонком понаблюдать за ночным пейзажем и подумать о близких вам людях, о преданности и верности, о ценности дружбы.

Звучит музыка, сменяются слайды.

9. Итог урока. Рефлексия.

О чем же заставляет задуматься С. Козлов? (О дружбе, преданности, верности, о ценности дружеских взаимоотношений.)

Стали ли вы больше ценить своих близких друзей, родных?

Какие чувства вы испытываете после урока?

В чем же необычность урока? (Мы прикоснулись к глубоким переживаниям, которые важны для каждого из нас.)

Следующая пословица

Сергей Козлов

Е щё совсем немного — и загорятся звезды, и выплывет месяц и поплывёт, покачиваясь, над тихими осенними полями. Потом месяц заглянет в лес, постоит немного, зацепившись за верхушку самой высокой ёлки, и тут его увидят Ёжик с Медвежонком.

— Гляди, — скажет Ёжик.

— Угу, — скажет Медвежонок.

А месяц подымется ещё выше и зальёт своим холодным, тусклым светом всю землю.

Так было каждый вечер в эту ясную холодную осень. И каждый вечер Ёжик с Медвежонком собирались то у Ёжика, то у Медвежонка и о чем-нибудь говорили.

Вот и сегодня Ёжик сказал Медвежонку:

— Как все-таки хорошо, что мы друг у друга есть!

— Ты только представь себе: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.

— Так не бывает, — сказал Медвежонок.

— Я тоже так думаю, — сказал Ёжик. — Но вдруг вот — меня совсем нет. Ты один. Ну что ты будешь делать?

— Как — куда? Домой. Приду и скажу: «Ну что ж ты не пришёл, Ёжик?» А ты скажешь.

— Вот глупый! Что же я скажу, если меня нет?

— Если нет дома, значит, ты пошёл ко мне. Прибегу домой. А-а, ты здесь! И начну.

— Как за что? За то, что не сделал, как договорились.

— А как договорились?

— Откуда я знаю? Но ты должен быть или у меня, или у себя дома.

— Но меня же совсем нет. Понимаешь?

— Так вот же ты сидишь!

— Это я сейчас сижу, а если меня не будет совсем, где я буду?

— Или у меня, или у себя.

— Это, если я есть.

— Ну, да, — сказал Медвежонок.

— А если меня совсем нет?

— Тогда ты сидишь на реке и смотришь на месяц.

— Тогда ты пошёл куда-нибудь и ещё не вернулся. Я побегу, обшарю весь лес и тебя найду!

— Ты все уже обшарил, — сказал Ёжик. — И не нашёл.

— Побегу в соседний лес!

— Переверну все вверх дном, и ты отыщешься!

— Нет меня. Нигде нет.

— Тогда, тогда. Тогда я выбегу в поле, — сказал Медвежонок. — И закричу: «Ё-ё-ё-жи-и-и-к!», и ты услышишь и закричишь:

— Нет, — сказал Ёжик. — Меня ни капельки нет. Понимаешь?

— Что ты ко мне пристал? — рассердился Медвежонок. — Если тебя нет, то и меня нет. Понял?

— Нет, ты — есть; а вот меня — нет.

Медвежонок замолчал и нахмурился.

Медвежонок не ответил. Он глядел, как месяц, поднявшись высоко над лесом, льёт на них с Ёжиком свой холодный свет.

Рис. Тамары Твердохлеб

Дорогие друзья, наш сайт существует исключительно
благодаря вашей поддержке.

Следующая пословица

а) подвести учащихся к пониманию философского смысла сказки,
б) работа с художественными деталями текста, роль пейзажа,
в) выбор нужной интонации при чтении в лицах,
г) деление текста на смысловые части

Учить видеть “второй план” текста, показать невозможность однозначного ответа на вопросы, затронутые в данной авторской сказке.

Отработка коммуникативных навыков при работе в тройках, умение представить себя на месте героев сказки, сопереживать им.

Развитие образов героев

Учебник литературного чтения для 4 класса, автор Чуракова, выставка сказок Сергея Козлова, портрет писателя, иллюстрации к сказкам.

ХОД УРОКА

1. Введение в тему урока.

– Как выдумаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Что мы будем делать?

– Прочитаем новую сказку писателя Сергея Козлова о Ежике и Медвежонке.

– С какими сказками из этого цикла вы уже познакомились в третьем классе?

-“Как ежик с медвежонком протирали звезды”, “Разрешите с вами посумерничать”.

– Какие еще сказки читали по собственной инициативе?

– “Теплым тихим утром посреди зимы”, “В сладком морковном лесу”, “Как ежик с медвежонком спасли волка”, “Ежик в тумане”, “Как ежик шил шубу”.

– Назовите признаки авторской сказки.

– Автор, авторское отношение к происходящему, авторская интонация, большая роль пейзажных деталей. В народных сказках медведь и еж редко встречаются, а тем более дружат.

– В третьем классе вы уже читали сказки о Ежике и Медвежонке. Какими они были в этих сказках?

– Ежик рассудительный, задумчивый, немного мечтательный, тактичный. Медвежонок добрый, доверчивый, простодушный, предан Ежику, восхищается им.

– Кто пытался представить себя на месте Ежика или Медвежонка? Что больше всего привлекает нас в этих сказочных героях?

– Их дружба, преданность друг другу. Они разные, но именно это их объединяет. Ежик и медвежонок учат нас ценить дружбу, своих друзей. (Дети говорят, что дружат как герои сказки, называя себя и своего лучшего друга).

2. Новая тема (актуализация знаний).

– Сегодня мы прочитаем и попытаемся понять, прочувствовать сказку Сергея Козлова “Если меня совсем нет”. (Учитель выразительно читает всю сказку, дети высказывают свои впечатления, свое понимание смысла произведения).

– Чего же хочет Ежик от Медвежонка?

– Чтобы тот представил себе мир, свою жизнь без друга Ежика.

– Каких слов ждет Ежик от Медвежонка?

– “Я не знаю, как я буду жить без тебя, мне будет одиноко. Как хорошо, что мы вместе”.

– Ежик хочет услышать такие слова, потому что сам бы так ответил. Он обижается на Медвежонка за то, что тот, как кажется Ежику, не понимает его настроения, переживаний. Какая деталь в тексте говорит об этом?

– Обычно очень воспитанный Ежик называет Медвежонка “глупым”.

– А так ли это на самом деле? В самом ли деле Медвежонок ничего не понимает?

(Учащиеся в группах обсуждают этот вопрос)

Вывод: Медвежонок не глуп, но в отличие от Ежика его ум – в сердце.

Сначала он действительно не понимает или, скорее, не хочет понимать, о чем говорит Ежик, не хочет “впускать” в себя эту мысль. Он пытается сделать разговор шутливым и сердится на Ежика за то, что тот не чувствует, что ему, Медвежонку, тяжел и неприятен это разговор.

– Как выдумаете, что имел в виду Медвежонок, когда сказал: “Если тебя нет, то и меня нет”?

– Если из нашей жизни исчезает друг (уехал и не вернется, умер), мы остаемся жить, но часть нашей жизни тоже исчезает, в чем-то мы уже не будем прежними. Зато остаются воспоминания, образ друга хранится в памяти. Вот о чем мог подумать Медвежонок.

– Медвежонок вдруг понимает, что Ежик вообще мог не встретиться ему в его жизни, и он никогда не стал бы тем самым Медвежонком. Вот почему он говорит Ежику: “Понял?”.

– Что именно изменилось бы в жизни Медвежонка? Что бы ушло из нее?

– С кем бы Медвежонок протирал звезды, сумерничал, учился понимать друга без слов? Ведь в начале сказки, когда они смотрят на месяц, оба понимают, что чувствует другой.

– О чем мог подумать Медвежонок, когда Ежик упрямо повторяет: “Нет, ты – есть, а вот меня – нет”? Почему Медвежонок отвернулся и нахмурился?

– Может быть, он вдруг представил себе, что это его нет и не было в жизни Ежика. Смог бы его друг стать без него тем самым Ежиком?

– О чем же эта сказка?

– Друзья – как две половинки. Медвежонок и Ежик разные, но именно поэтому они тянутся друг к другу. Плохо когда друг уходит из твоей жизни, но еще хуже представить, что ты мог бы не встретить этого друга и никогда не стать тем, кем стал благодаря ему.

3. Заключительный этап работы с текстом.

а) Чтение в лицах (по желанию).

– Сколько человек должны читать сказку в лицах?

– Трое. Ежик, Медвежонок, слова автора.

б) Ученики делят текст на смысловые части:

I часть: от начала сказки до слов “Ты один. Ну что ты будешь делать?”

II часть: до слов “А если меня совсем нет? ”

III часть: до конца сказки.

в) дети читают тихо, в “тройках” любую часть по выбору, затем по желанию по три человека читают вслух каждую часть.

(Остальные ученики оценивают интонационную выразительность, правильность выбора интонации.)

– Как вы думаете, почему автор выбрал временем действия этой сказки осень?

– Многие люди считают осень печальным временем года, порой прощания и расставания. Часто грустные мысли появляются именно вот в такие “ясные холодные осенние дни”.

4. Этап рефлексии.

– Что дал вам этот урок?

– Мы познакомились с чудесной сказкой, поняли ее смысл, еще раз задумались над тем, что значат для нас наши друзья, и что мы значим для них.

– А теперь домашнее задание на выбор:

а) нарисовать героев сказки,
б) поискать сведения об авторе,
в) вспомнить другие произведения о двух неразлучных друзьях.

Заключение:

– Кто считает, что по характеру он похож на Медвежонка? На Ежика? Есть ли в нашем классе пары: Ежик и Медвежонок? Вот как их много. Давайте скажем вместе:

“Дружба навсегда!” Будем дружить и понимать друг друга.

Дополнительные сведения об авторе произведения:

Козлов Сергей Григорьевич родился 22 августа 1939 года в Москве. В 1965 году окончил Литературный институт имени Максима Горького. До того как стать профессиональным писателем Сергей Козлов работал в типографии, был токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в геологические экспедиции, был экскурсоводом в пушкинском Музее-заповеднике “Михайловское”.

Особую известность принесли писателю сказки для детей. Начал он их сочинять в 60-ые годы. По многим сказкам поставлены мультфильмы, в том числе знаменитый “Ежик в тумане”.

В сказках Сергея Козлова нет фантастических чудес и невероятных приключений. В них преобладает мягкая лирика. Но в то же время, писатель не боится говорить с детьми о сложных чувствах: о любви доверии, о радости жизни, о хрупкости красоты, о боли, страхе, утратах и смерти.

Для героев Сергея Козлова нет ничего печальнее одиночества и ничего важнее дружбы. В их мире правит закон доброты. Именно это и находит отклик в сердцах детей и взрослых, любящих чудесные сказки о Ежике, Медвежонке и других обитателях Сказочного Леса.

Писатель умер 9 января 2010 года, похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Следующая пословица

Тема: Сказка С. Козлова «Если меня совсем нет».

Цель: продолжить знакомство с произведениями С. Козлова.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_literaturnoe_chtenie_v_3_klasse.docx 24.42 КБ
literaturnoe_chtenie.pdf 2.52 МБ

Читайте также: