Джанни родари солнце и туча пословица

Обновлено: 07.11.2024

Джанни Родари родился 23 октября 1920 года в семье булочника и прислуги. Маленький Джанни сочинял стихи, учился играть на скрипке и с удовольствием рисовал, мечтая стать знаменитым художником.

Когда Джанни было всего девять лет, его отец, любивший и жалевший всякое живое существо, спас во время проливного дождя маленького котенка, который чуть не утонул в огромной луже. При этом добрый булочник заболел воспалением легких и умер.

Джанни Родари всегда помнил о своем отце и старался походить на него.

В семнадцать лет Джанни стал учителем начальных классов. Его воспитанники строили домики из букв, вместе с учителем сочиняли сказки и чувствовали себя совершенно счастливыми: от таких занятий было много радости.

Юность Родари пришлась на предвоенные годы. В годы войны он сражался с нацистами, участвовал в движении Сопротивления.

В 1951 году вышел сборник «Книжка веселых стихов», в 1960 «Стихи в небе и на земле», «Поезд стихов». Его поэзия пропитана юмором. Лучшие переводы стихов Родари принадлежат С.Я. Маршаку.

Помимо стихотворений Родари является автором повестей-сказок, таких как «Приключения Чиполлино» (1951), «Приключения Голубой стрелы»(1952), «Джельсомино в Стране лжецов» (1959), «Сказки по телефону»(1961), «Торт в небе»(1966).

Но, как ни странно, у себя на родине Родари долгое время оставался неизвестен как писатель. И только после того, как в 1953 году его «Приключения Чиполлино» были переведены на русский язык, он стал известным, миллионные тиражи книг, высокие литературные звания и награды (среди которых — премия Ханса Кристиана Андерсена). Со временем и на родине писателя — в Италии стихи и сказки Родари стали включать в школьные учебники.

Следующая пословица

2. Развивать устную связную речь, обогащать словарный запас учащихся.

3. Воспитывать доброе отношение к людям, которые тебя окружают.

1.Организационный момент.

- Подарите улыбку своему соседу, подарите улыбку гостям, подарите улыбку мне. А я подарю вам урок литературного чтения.

2. Подготовительная работа перед чтением.

- На уроках литературного чтения мы учимся познавать мудрость жизни.

- Какой раздел мы с вами начали изучать?

(«Самое обыкновенное чудо»)

- Что такое «чудо»?

Чудо - это нечто небывалое, сверхъестественное, поразительное, удивляющее своей необычностью.

- В нашем разделе сказано «обыкновенное чудо».

Где можно увидеть обыкновенное чудо?

- А на уроках чтения, где можно узнать о чуде?

( В книгах, в произведениях.)

- В каких произведениях вы уже встретились с обыкновенным чудом?

( Экзюпери «Маленький принц», Г.Горбовский «Розовый слон»)

- Домашним заданием было выучить наизусть диалог Лиса и принца из сказки « Маленький принц».

- Чему учит нас это произведение?

Мы навсегда в ответе за всех, кого приручили.

- В произведениях какого жанра чаще всего встречается чудо?

- Почему вы так решили?

Именно в сказках происходит много волшебства, фантазии, растения , и животные могут говорить, с ними происходят необычные приключения, есть добрые и злые силы.

- А вот Борис Заходер считает, что бывают такие сказки, в которых:

«… как будто ничего особенного не происходит. Нет там ни колдунов, ни чародеев, ни волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи – листик на дереве, солнечный луч, облако, камешек у моря – в этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам».

- Может, к таким сказкам относится и та, которую мы будем читать сегодня.

Я предлагаю вам встретиться ещё с одним обыкновенным чудом.

- Тема нашего урока «Секрет счастья». А в чём он заключается?

Я желаю вам сегодня на уроке открыть этот секрет.

- И в этом нам поможет произведение, которое написал Джанни Родари.

Джанни Родари жил в Италии. Увлекался музыкой, брал уроки игры на скрипке. Его любимым занятием было сочинять шуточные стихотворения. В молодости он работал учителем начальных классов, очень дружил с ребятами и придумывал для них весёлые игры. Этот детский писатель прославился в нашей стране раньше, чем у себя на Родине в Италии, благодаря прекрасным переводам С.Я.Маршака.

- А кто будут героями этого произведения, вы узнаете, отгадав загадки.

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все… (СОЛНЦЕ)

Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес –

Прохудился и исчез. (ТУЧА)

- Наша сказка называется «Солнце и туча». План работы.

- Рассмотрите иллюстрацию. Есть что-либо сказочное в иллюстрации? (Нет). Опишите, какое солнце. (яркое, ласковое, весёлое, улыбчивое)

- А как выглядит туча? ( хмурая, грозная, мрачная, тяжёлая).

- Что может произойти между солнцем и тучей?

( Между ними может произойти что-то хорошее или не очень хорошее)

- Проверим, верны ли наши предположения.

3. Первичное чтение. ( чтение текста учителем)

- Кто был счастливее – солнце или туча?

- Попробуем разобраться, почему солнце счастливо, а туча нет, перечитав сказку по абзацам.

4. Дыхательная гимнастика.

- Встаньте, представим, что мы с вами в лесу. Давайте вдохнём лесной воздух. ( вдох – руки поднимаем, выдох со звуком).

«Одуванчик» - сильный выдох.

«Задуй свечки на торте»- длинный выдох.

Молодцы! Умение владеть своим голосом поможет нам выразительно читать. Хорошее чтение поможет понять текст.

5. Работа с текстом во время чтения.

- На чём путешествовало солнце? (На огненной колеснице)

- Колесница – это большой колёсный экипаж.

- А почему у солнца была огненная колесница?

(Потому что солнце жаркое, как огонь. Поэтому и колесница огненная, цвет огня)

- А как солнце путешествовало? (горделиво)

- Что значит «горделиво»?

(Горделиво – выражает собственное превосходство, достоинство.)

- А что значит «щедро разбрасывало лучи»?

(Щедро – бескорыстно, не требуя ничего взамен , не скупясь, не жадничая, делится с другими.)

- Кто злился и ворчал на солнце? ( туча)

- Почему? (У неё было грозовое настроение).

- Что значит грозовое настроение? Как вы понимаете?

«Грозовое настроение» - очень опасное, плохое, устрашающее, страшное, внушающее сильный страх.

- Значит, туча так злилась, что была готова на что …?

( Туча была готова обрушить на всё живое бурное ненастье с дождём, громом и молнией.)

- Как туча называла солнце? (транжира)

- Что значит «транжира»?

(Транжирой называют тех, кто легкомысленно тратит и раздаёт что-либо)

- Почему «дырявые руки»? ( не держится в руках, не может удержать в руках, роняет что-либо)

- Почему все старались заполучить свою частичку солнца? Почему все радовались солнечным лучам?

( Потому что солнце – это тепло. Тепло – это жизнь. От солнечных лучей всё вокруг пробуждалось. Глядя на солнце, у всех поднималось настроение. Тёплые лучи пригревали, и от этого на душе тоже становилось теплее.)

- Чему удивилась туча?

( Тому, что к заходу у солнца не пропало ни одного лучика, все они были на месте)

- Чем закончился день для тучи? Что произошло с ней в конце дня?

(Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом)

- Вот сколько злости в ней накопилось, что рассыпалась градом, а не дождём.

- А что же произошло с солнцем? (А солнце весело бултыхнулось в море)

Бултыхнулось – быстро упало, бросилось в воду, озорно, с брызгами, с радостью).

6. Гимнастика для глаз «Солнышко».

7. Работа по карточкам в парах.

- Возьмите карточки. Прочитайте внимательно задания.

- Найдите словосочетания и предложения, характеризующие солнце и тучу.

С какой интонацией вы будете их читать?

- Прочитайте слова, характеризующие солнце.

- С какой интонацией надо читать?

- Прочитайте с правильной интонацией. Хоровое чтение.

- Прочитайте слова, характеризующие тучу.

- С какой интонацией мы будем читать?

- Прочитайте с правильной интонацией. Хоровое чтение.

8. Работа с пословицами.

- Прочитайте пословицы.

- Соотнесите пословицы с объяснениями.

Добро век не забудется. (Добро долго помнят)

Не подымай носу: споткнёшься. ( Не зазнавайся)

Жизнь дана на добрые дела. (Делай добро)

Не спеши языком, торопись делом. ( Меньше говори, больше делай) - Выберите, какие характеризуют солнце, а какие тучу.

9. Обобщение.

- На чьей стороне симпатии автора?

(на стороне солнца)

- Назовите одним (самым точным) словом, какое было солнце в этой сказке. (Щедрое – помогает другим, тратится на других, не скупится).

- Кого напоминают вам солнце и туча своими действиями, речью? (Людей)

- Каких людей мы можем сравнить с солнышком?

(добрых, отзывчивых, щедрых, заботливых)

- А с тучей? (мрачных, нелюдимых, злых, жадных, недовольных)

- Почему мы можем сравнивать солнце и тучу с людьми? (Потому что люди бывают щедрыми, как солнце и жадными, как туча)

- В данной сказке Джанни Родари использует приём аллегории.

(Аллегория – иносказание, выражение какой – нибудь мысли в конкретном образе)

- Вернёмся к началу разговора.

- Почему эта сказка размещена в данном разделе?

(Автор увидел в обыкновенных вещах что-то необыкновенное.

Увидел чудо в том, что нас окружает. )

- Что необычного увидел автор в обыкновенных явлениях природы?

(Автор увидел в обыкновенных природных явлениях характер и поступки людей.)

- Кто же был счастлив в этой сказке?

(Счастливо солнце, потому что оно дарило всем свет и тепло. От этого получало удовольствие. А значит, было счастливо.)

- А кто несчастлив?

(Туча только злилась. Была одинока. Значит, несчастна.)

- Какой совет даёт автор читателям? (Надо быть не только добрым, но и щедрым по отношению к окружающим. Сам человек от этого не обеднеет, а станет духовно богаче)

- Выберите пословицу, которая подходит к нашей сказке:

1). У скупого средь зимы снега не выпросишь. 2). Собака на сене лежит – сама не ест и другим не дает. 3). Чем больше отдаёшь, тем больше остаётся.

- Какой секрет счастья открыл автор каждому из вас?

СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО УМЕЕТ ДАРИТЬ РАДОСТЬ ДРУГИМ!

- В этом заключается секрет счастья.

10. Синквейн.

- А сейчас я предлагаю вам написать синквейн.

Яркое, весёлое. Дождливая, плаксивая.

Освещает, греет, улыбается. «Ходит, льёт, плачет»

«Здорово, когда светит солнце!» «Хватит ныть!»

11. Домашнее задание.

- Пересказ с опорой на ключевые слова.

12. Рефлексия.

- Кем вы хотели бы стать, солнышком или тучей? Почему?

- Какие советы вы могли бы дать человеку, если он похож на тучу?

- Вы ещё дети, и впереди вас ждёт много славных дел. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро – это здорово.

- Помните всегда, ребята, о том, что «счастлив тот, кто умеет дарить радость другим»

Следующая пословица

Информация для родителей: Солнце и туча — весёлая сказка итальянского писателя Джанни Родари. В ней рассказывается о том, как Солнце весело путешествовало по небу, даря всем свои лучи. Только одна туча злорадствовала, поговаривая, что солнце раздаст все свои лучи и останется ни с чем. Сказка «Солнце и туча» заинтересует детей в возрасте от 5 до 8 лет. Можно почитать её перед сном.

Картинка к сказке Солнце и туча

Следующая пословица

Солнце и туча - Родари Джанни

Солнце, веселое, величественное, путешествовало по небу. Оно мчалось в огненной колеснице и разбрасывало во все стороны свои горячие лучи.

А туча, у которой в это время было самое предгрозовое настроение, злобствовала и ворчала:

- Мот, расточитель! Разбрасывай, раскидывай свои лучи! Обнищаешь спохватишься.

В виноградниках каждая виноградинка, что зрела на лозах, норовила во что бы то ни стало утащить один, а если удавалось, то и два лучика. И не было такой травинки, паучка, цветка или капли воды, которые бы не старались взять свою долю.

- Ну что ж, позволяй себя обкрадывать всем и каждому. Посмотришь, как тебя отблагодарят, когда с тебя уже нечего будет взять, - гремела туча.

А веселое солнце как ни в чем не бывало катилось по небу и раздаривало свои лучи миллионами, миллиардами, без счета - всем, кто в них нуждался.

Только на закате оно вздумало пересчитать свои лучи, и что вы думаете? Ни один не пропал! От удивления туча рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

Читать сказку Солнце и туча

Солнце, весёлое, величественное, путешествовало по небу. Оно мчалось в огненной колеснице и разбрасывало во все стороны свои горячие лучи.

А туча, у которой в это время было самое предгрозовое настроение, злобствовала и ворчала:

В виноградниках каждая виноградинка, что зрела на лозах, норовила во что бы то ни стало утащить один, а если удавалось, то и два лучика. И не было такой травинки, паучка, цветка или капли воды, которые бы не старались взять свою долю.

А весёлое солнце как ни в чём не бывало катилось по небу и раздаривало свои лучи миллионами, миллиардами, без счёта — всем, кто в них нуждался.

Только на закате оно вздумало пересчитать свои лучи, и что вы думаете? Ни один не пропал! От удивления туча рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

Читайте также: