Джанни родари солнце и туча пословица
Обновлено: 22.11.2024
Джанни Родари родился 23 октября 1920 года в семье булочника и прислуги. Маленький Джанни сочинял стихи, учился играть на скрипке и с удовольствием рисовал, мечтая стать знаменитым художником.
Когда Джанни было всего девять лет, его отец, любивший и жалевший всякое живое существо, спас во время проливного дождя маленького котенка, который чуть не утонул в огромной луже. При этом добрый булочник заболел воспалением легких и умер.
Джанни Родари всегда помнил о своем отце и старался походить на него.
В семнадцать лет Джанни стал учителем начальных классов. Его воспитанники строили домики из букв, вместе с учителем сочиняли сказки и чувствовали себя совершенно счастливыми: от таких занятий было много радости.
Юность Родари пришлась на предвоенные годы. В годы войны он сражался с нацистами, участвовал в движении Сопротивления.
В 1951 году вышел сборник «Книжка веселых стихов», в 1960 «Стихи в небе и на земле», «Поезд стихов». Его поэзия пропитана юмором. Лучшие переводы стихов Родари принадлежат С.Я. Маршаку.
Помимо стихотворений Родари является автором повестей-сказок, таких как «Приключения Чиполлино» (1951), «Приключения Голубой стрелы»(1952), «Джельсомино в Стране лжецов» (1959), «Сказки по телефону»(1961), «Торт в небе»(1966).
Но, как ни странно, у себя на родине Родари долгое время оставался неизвестен как писатель. И только после того, как в 1953 году его «Приключения Чиполлино» были переведены на русский язык, он стал известным, миллионные тиражи книг, высокие литературные звания и награды (среди которых — премия Ханса Кристиана Андерсена). Со временем и на родине писателя — в Италии стихи и сказки Родари стали включать в школьные учебники.
Следующая пословица
2. Развивать устную связную речь, обогащать словарный запас учащихся.
3. Воспитывать доброе отношение к людям, которые тебя окружают.
1.Организационный момент.
- Подарите улыбку своему соседу, подарите улыбку гостям, подарите улыбку мне. А я подарю вам урок литературного чтения.
2. Подготовительная работа перед чтением.
- На уроках литературного чтения мы учимся познавать мудрость жизни.
- Какой раздел мы с вами начали изучать?
(«Самое обыкновенное чудо»)
- Что такое «чудо»?
Чудо - это нечто небывалое, сверхъестественное, поразительное, удивляющее своей необычностью.
- В нашем разделе сказано «обыкновенное чудо».
Где можно увидеть обыкновенное чудо?
- А на уроках чтения, где можно узнать о чуде?
( В книгах, в произведениях.)
- В каких произведениях вы уже встретились с обыкновенным чудом?
( Экзюпери «Маленький принц», Г.Горбовский «Розовый слон»)
- Домашним заданием было выучить наизусть диалог Лиса и принца из сказки « Маленький принц».
- Чему учит нас это произведение?
Мы навсегда в ответе за всех, кого приручили.
- В произведениях какого жанра чаще всего встречается чудо?
- Почему вы так решили?
Именно в сказках происходит много волшебства, фантазии, растения , и животные могут говорить, с ними происходят необычные приключения, есть добрые и злые силы.
- А вот Борис Заходер считает, что бывают такие сказки, в которых:
«… как будто ничего особенного не происходит. Нет там ни колдунов, ни чародеев, ни волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи – листик на дереве, солнечный луч, облако, камешек у моря – в этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам».
- Может, к таким сказкам относится и та, которую мы будем читать сегодня.
Я предлагаю вам встретиться ещё с одним обыкновенным чудом.
- Тема нашего урока «Секрет счастья». А в чём он заключается?
Я желаю вам сегодня на уроке открыть этот секрет.
- И в этом нам поможет произведение, которое написал Джанни Родари.
Джанни Родари жил в Италии. Увлекался музыкой, брал уроки игры на скрипке. Его любимым занятием было сочинять шуточные стихотворения. В молодости он работал учителем начальных классов, очень дружил с ребятами и придумывал для них весёлые игры. Этот детский писатель прославился в нашей стране раньше, чем у себя на Родине в Италии, благодаря прекрасным переводам С.Я.Маршака.
- А кто будут героями этого произведения, вы узнаете, отгадав загадки.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все… (СОЛНЦЕ)
Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес –
Прохудился и исчез. (ТУЧА)
- Наша сказка называется «Солнце и туча». План работы.
- Рассмотрите иллюстрацию. Есть что-либо сказочное в иллюстрации? (Нет). Опишите, какое солнце. (яркое, ласковое, весёлое, улыбчивое)
- А как выглядит туча? ( хмурая, грозная, мрачная, тяжёлая).
- Что может произойти между солнцем и тучей?
( Между ними может произойти что-то хорошее или не очень хорошее)
- Проверим, верны ли наши предположения.
3. Первичное чтение. ( чтение текста учителем)
- Кто был счастливее – солнце или туча?
- Попробуем разобраться, почему солнце счастливо, а туча нет, перечитав сказку по абзацам.
4. Дыхательная гимнастика.
- Встаньте, представим, что мы с вами в лесу. Давайте вдохнём лесной воздух. ( вдох – руки поднимаем, выдох со звуком).
«Одуванчик» - сильный выдох.
«Задуй свечки на торте»- длинный выдох.
Молодцы! Умение владеть своим голосом поможет нам выразительно читать. Хорошее чтение поможет понять текст.
5. Работа с текстом во время чтения.
- На чём путешествовало солнце? (На огненной колеснице)
- Колесница – это большой колёсный экипаж.
- А почему у солнца была огненная колесница?
(Потому что солнце жаркое, как огонь. Поэтому и колесница огненная, цвет огня)
- А как солнце путешествовало? (горделиво)
- Что значит «горделиво»?
(Горделиво – выражает собственное превосходство, достоинство.)
- А что значит «щедро разбрасывало лучи»?
(Щедро – бескорыстно, не требуя ничего взамен , не скупясь, не жадничая, делится с другими.)
- Кто злился и ворчал на солнце? ( туча)
- Почему? (У неё было грозовое настроение).
- Что значит грозовое настроение? Как вы понимаете?
«Грозовое настроение» - очень опасное, плохое, устрашающее, страшное, внушающее сильный страх.
- Значит, туча так злилась, что была готова на что …?
( Туча была готова обрушить на всё живое бурное ненастье с дождём, громом и молнией.)
- Как туча называла солнце? (транжира)
- Что значит «транжира»?
(Транжирой называют тех, кто легкомысленно тратит и раздаёт что-либо)
- Почему «дырявые руки»? ( не держится в руках, не может удержать в руках, роняет что-либо)
- Почему все старались заполучить свою частичку солнца? Почему все радовались солнечным лучам?
( Потому что солнце – это тепло. Тепло – это жизнь. От солнечных лучей всё вокруг пробуждалось. Глядя на солнце, у всех поднималось настроение. Тёплые лучи пригревали, и от этого на душе тоже становилось теплее.)
- Чему удивилась туча?
( Тому, что к заходу у солнца не пропало ни одного лучика, все они были на месте)
- Чем закончился день для тучи? Что произошло с ней в конце дня?
(Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом)
- Вот сколько злости в ней накопилось, что рассыпалась градом, а не дождём.
- А что же произошло с солнцем? (А солнце весело бултыхнулось в море)
Бултыхнулось – быстро упало, бросилось в воду, озорно, с брызгами, с радостью).
6. Гимнастика для глаз «Солнышко».
7. Работа по карточкам в парах.
- Возьмите карточки. Прочитайте внимательно задания.
- Найдите словосочетания и предложения, характеризующие солнце и тучу.
С какой интонацией вы будете их читать?
- Прочитайте слова, характеризующие солнце.
- С какой интонацией надо читать?
- Прочитайте с правильной интонацией. Хоровое чтение.
- Прочитайте слова, характеризующие тучу.
- С какой интонацией мы будем читать?
- Прочитайте с правильной интонацией. Хоровое чтение.
8. Работа с пословицами.
- Прочитайте пословицы.
- Соотнесите пословицы с объяснениями.
Добро век не забудется. (Добро долго помнят)
Не подымай носу: споткнёшься. ( Не зазнавайся)
Жизнь дана на добрые дела. (Делай добро)
Не спеши языком, торопись делом. ( Меньше говори, больше делай) - Выберите, какие характеризуют солнце, а какие тучу.
9. Обобщение.
- На чьей стороне симпатии автора?
(на стороне солнца)
- Назовите одним (самым точным) словом, какое было солнце в этой сказке. (Щедрое – помогает другим, тратится на других, не скупится).
- Кого напоминают вам солнце и туча своими действиями, речью? (Людей)
- Каких людей мы можем сравнить с солнышком?
(добрых, отзывчивых, щедрых, заботливых)
- А с тучей? (мрачных, нелюдимых, злых, жадных, недовольных)
- Почему мы можем сравнивать солнце и тучу с людьми? (Потому что люди бывают щедрыми, как солнце и жадными, как туча)
- В данной сказке Джанни Родари использует приём аллегории.
(Аллегория – иносказание, выражение какой – нибудь мысли в конкретном образе)
- Вернёмся к началу разговора.
- Почему эта сказка размещена в данном разделе?
(Автор увидел в обыкновенных вещах что-то необыкновенное.
Увидел чудо в том, что нас окружает. )
- Что необычного увидел автор в обыкновенных явлениях природы?
(Автор увидел в обыкновенных природных явлениях характер и поступки людей.)
- Кто же был счастлив в этой сказке?
(Счастливо солнце, потому что оно дарило всем свет и тепло. От этого получало удовольствие. А значит, было счастливо.)
- А кто несчастлив?
(Туча только злилась. Была одинока. Значит, несчастна.)
- Какой совет даёт автор читателям? (Надо быть не только добрым, но и щедрым по отношению к окружающим. Сам человек от этого не обеднеет, а станет духовно богаче)
- Выберите пословицу, которая подходит к нашей сказке:
1). У скупого средь зимы снега не выпросишь. 2). Собака на сене лежит – сама не ест и другим не дает. 3). Чем больше отдаёшь, тем больше остаётся.
- Какой секрет счастья открыл автор каждому из вас?
СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО УМЕЕТ ДАРИТЬ РАДОСТЬ ДРУГИМ!
- В этом заключается секрет счастья.
10. Синквейн.
- А сейчас я предлагаю вам написать синквейн.
Яркое, весёлое. Дождливая, плаксивая.
Освещает, греет, улыбается. «Ходит, льёт, плачет»
«Здорово, когда светит солнце!» «Хватит ныть!»
11. Домашнее задание.
- Пересказ с опорой на ключевые слова.
12. Рефлексия.
- Кем вы хотели бы стать, солнышком или тучей? Почему?
- Какие советы вы могли бы дать человеку, если он похож на тучу?
- Вы ещё дети, и впереди вас ждёт много славных дел. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро – это здорово.
- Помните всегда, ребята, о том, что «счастлив тот, кто умеет дарить радость другим»
Следующая пословица
Информация для родителей: Солнце и туча — весёлая сказка итальянского писателя Джанни Родари. В ней рассказывается о том, как Солнце весело путешествовало по небу, даря всем свои лучи. Только одна туча злорадствовала, поговаривая, что солнце раздаст все свои лучи и останется ни с чем. Сказка «Солнце и туча» заинтересует детей в возрасте от 5 до 8 лет. Можно почитать её перед сном.
Следующая пословица
Солнце, веселое, величественное, путешествовало по небу. Оно мчалось в огненной колеснице и разбрасывало во все стороны свои горячие лучи.
А туча, у которой в это время было самое предгрозовое настроение, злобствовала и ворчала:
- Мот, расточитель! Разбрасывай, раскидывай свои лучи! Обнищаешь спохватишься.
В виноградниках каждая виноградинка, что зрела на лозах, норовила во что бы то ни стало утащить один, а если удавалось, то и два лучика. И не было такой травинки, паучка, цветка или капли воды, которые бы не старались взять свою долю.
- Ну что ж, позволяй себя обкрадывать всем и каждому. Посмотришь, как тебя отблагодарят, когда с тебя уже нечего будет взять, - гремела туча.
А веселое солнце как ни в чем не бывало катилось по небу и раздаривало свои лучи миллионами, миллиардами, без счета - всем, кто в них нуждался.
Только на закате оно вздумало пересчитать свои лучи, и что вы думаете? Ни один не пропал! От удивления туча рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.
Читать сказку Солнце и туча
Солнце, весёлое, величественное, путешествовало по небу. Оно мчалось в огненной колеснице и разбрасывало во все стороны свои горячие лучи.
А туча, у которой в это время было самое предгрозовое настроение, злобствовала и ворчала:
В виноградниках каждая виноградинка, что зрела на лозах, норовила во что бы то ни стало утащить один, а если удавалось, то и два лучика. И не было такой травинки, паучка, цветка или капли воды, которые бы не старались взять свою долю.
А весёлое солнце как ни в чём не бывало катилось по небу и раздаривало свои лучи миллионами, миллиардами, без счёта — всем, кто в них нуждался.
Только на закате оно вздумало пересчитать свои лучи, и что вы думаете? Ни один не пропал! От удивления туча рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.
Читайте также: