Дерево немо а вежеству учит смысл пословицы

Обновлено: 22.11.2024

Следующая пословица

На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.

Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.

Следующая пословица

Дерево дышит, дерево мыслит,
дерево страждет вместе с людьми.
Дерево слышит, дерево видит,
верный помощник на нашем пути.

В русском языке довольно много пословиц, поговорок со словом "дерево", это, несомненно, говорит о наблюдательности русского человека, его любви к природе, о богатстве души, а также то что человек понимал и понимает, что он лишь - часть Божьей природы, пускай хоть и владыкой её но только часть природы, за которую он в ответе перед Творцом. Потому так зорко его око на природу. Испокон веков русский человек живет в природе, без неё мыслит жизни. и , естественно, жизнь человека закончится как только падет последнее дерево на земле, ибо дерево дает ему возможность жить и дышать на земле:дает ему воздух, кров пищу, одежду и даже, в какой-то степени смысл жизни. развивая его образное мышление, побуждая его к творчеству, помогая ему совершенствовать дары, низпосланные Всевышним.

Итак, человек, наблюдая за жизнью дерева, отображал их в поговорках, пословицах устойчивых образных выражениях, в которых, в основном, фиксируются внешние характеристики, поведения дерева в природе, поведение животных и дерева , человека и дерева, внешнее видение самого человека о дереве.
Нередко приписывая дереву свои качества состояния, поведения. человек,вольно или невольно фиксировал тесную, неразрывную связь своей жизни с природой. А главное то, что природа стала для него своеобразным"зеркалом ", как бы вторым "я", двойником человека.

Приписывая дереву свои качества, поступки, поведения , человек познавал не только саму природу, но и самого себя, образно передавая свое отношение к самому себя. Как правило, он наделял дерево , как и всех представителей мира природы, довольно неприглядными собственными своими отрицательными качествами , действиями, поступками, как бы оправдывая себя в своих глазах , мол, не только я так плох. но и дерево тоже не лучше меня. Вот почему, в языке имеется немалое количество шутливых, ироничных выражений, в которых дерево выступает, как бы этаким "козлом отпущения" у человека.

Человек, как и дерево,- часть природы, вместе им велено Богом жить на этой планете. А вот как у них это получалось и получается, человек отразил в своем фольклоре, в пословицах, поговорках, в ФЕ.

Вот например: Без ветра дерево не шатается. Гроза бьет в высокое дерево. Дерево гнется, пока молодое. Дерево живет корнями, а человек — друзьями. Дерево смотри в плодах, человека — в делах. Дерево срубишь — ветки сами упадут. Дуплистое дерево скрипит, да стоит, а крепкое — валится. К нашему берегу не плывет красно дерево: либо чурка, либо палка. Как ни гнети дерево, оно все вверх растет. Каково дерево, таков и клин; каков батька, таков и сын. Криво дерево, да яблоки сладки. Кривое дерево в сук растет. Кривое дерево только пила исправит. Куда дерево клонилось, туда и повалилось. Ломи дерево, пока молодо. На голом поле на дерево не влезешь. Неказисто дерево, да вкусен плод. Прямое дерево ветра не боится. У пьяного — кулаки дерево рубят, у трезвого — и топор не берут. Ударь обухом в дерево — дупло само скажется. Человек без друзей — что дерево без корней.

И обезьяна с дерева падает.Если снег выпадает, когда лист с дерева не спадает, то зима будет лютой. Сирень или береза, а всё дерево.Лежи под деревом хоть год, всё груша в рот не попадёт.Тот, кто любит фрукты, должен влезть на дерево, чтобы их сорвать.

Весь лес в обрез, два дерева выше всех Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.За деревьями не видеть леса. Поверх деревьев ходит.За своим деревом не ухаживает, а чужое поливает.Скрипучее дерево живуче.Деревья в инее — небо будет синее.
Дерево без плодов — дрова, тучи без дождя — дым, а человек без ума — животное.
Срубленное дерево вновь не вырастет.Из одного дерева икона и лопата.Чем больше плодов на дереве, тем скромнее его ветки к низу клонятся.Хочешь поймать рыбу, не взбирайся на дерево.Дерево скоро садят, да не скоро с него плоды едят.Ловить рыбу на дереве.Не всякое дерево сосна. И лес шумит дружней, когда деревьев много.Человек сердцем могуч, дерево — корнями.Дерево славится плодами, а человек — трудами. Лес по дереву не плачет. Мир дунет — ветер будет, мир плюнет — море будет, мир охнет — лес сохнет.Как ни гнети дерево, оно все вверх растет.На что ветви, когда дерево сломано.Сильное дерево долго растет. Сильное дерево долго растет. Сильное дерево долго растет. Без ветра дерево не шатается.Срубили деревья — прощай птицы.
Злое дерево, и плод его зол.Человек без друзей — что дерево без корней.Куда дерево клонилось, туда и повалилось.Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.Листья опадают, а дерево живёт.Человек без братьев и сестер — одинокое дерево.По себе дерево руби, по себе жену бери.Дерево хочет покоя, да ветер не хочет.Руби дерево здоровое, а гнилое и само свалится.Гни дерево, пока гнётся, учит дитятку, пока слушается.Человек неучёный — что топор неточёный: можно и таким дерево срубить, да трудов много.Сказанное слово — зарубка на дереве.Дерево немо, а вежеству учит.Одно дерево — не лес, один человек — не народ.Большой человек боится беды, высокое дерево боится ветра.

Как видим, человек интересовался и наблюдал за жизнью самого дерева, за его поведением , а также за его "внутренним миром". И верил, что дерево не только слышит, видит, любит, страждет, но еще и есть наставник человеку. учит его уму-разуму.

И сейчас человек не перестает наблюдать за жизнью дерева .но только теперь применяет при этом современные приборы. И вот такие наблюдения еще раз подтверждают, что человек его деятельность сказывается незамедлительно на жизни дерева, что оно (дерево) живет в неразрывной связи с человеком, человеческим обществом.

Вот ряд таких примеров, подтверждающие гармонию жизни человека и дерева, но , увы, такую гармонию разрушает сам человек своими недобрыми мыслями, словами и делами.

Пример1*.
Дело происходило в окрестностях Нижнего Тагила в начале 90-х. Рубили просеку. В бригаде лесорубов оказался один некурящий субъект, да еще и с пытливым умом. Во время перекуров он, чтобы скоротать время, придумал себе «забаву» – считать годовые кольца на спиленных деревьях.

Считал и дивился – этому дереву аж 80 лет, этому – и того больше. Потом обратил внимание, что у всех деревьев периодически обнаруживаются какие-то ущербные кольца. И цвет у них нездоровый, и они не такие широкие и ровные. Но у всех есть явно выраженная «болезнь» – это 5-6 таких колец, идущих одно за другим. Лесоруб озадачился и решил высчитать, в какие года «болело» дерево. Результат его ошеломил!

Оказалось, что на всех деревьях время «болезни» приходится на 1941-1945 годы. Получается, что деревья чувствовали, что творится что-то ужасное, вместе с народом страдали от тягот войны.

Пример2. Они не равнодушны

В разных странах полиция уже не один десяток лет использует детектор лжи. И однажды американскому специалисту в этой области Клайву Бакстеру пришла в голову безумная мысль присоединить его датчики к листьям растения — оконного цветка в лаборатории, чтобы проверить кое-что.

Самописец долго был неподвижен, цветок молчал. Так продолжалось, пока однажды рядом с этим цветком, филодендроном, кто-то не разбил яйцо. В то же мгновенье самописец дернулся и вычертил пик. Растение реагировало на гибель живого: когда сотрудники лаборатории стали готовить обед и опустили в кипящую воду креветок, самописец снова отреагировал самым активным образом. Чтобы проверить, не случайность ли это, креветок стали опускать в кипяток через паузы. И всякий раз самописец выводил резкий пик.

Так же безошибочно и мгновенно растение реагирует, если что-то случается с человеком. Особенно, если человек этот «небезразличен» ему — ухаживает за растением, поливает его. Когда тот же Бакстер порезался и прижег рану йодом, самописец тут же дернулся и пришел в движение.

Пример 3.Им страшно

В ходе эксперимента английского биолога Л. Уотсона один из сотрудников лаборатории ежедневно поливал цветок герани, взрыхлял землю, протирал листочки. Другой же, наоборот, с угрюмым видом причинял цветку всяческий вред: ломал ветки, колол иголкой листья, жег их огнем. Присутствие «благодетеля» самописец отмечал всегда ровной прямой линией. Но стоило в комнату войти «злодею», как герань тут же опознавала его: самописец тотчас начинал вычерчивать резкие пики. Если же в комнату в этот момент входил «благодетель», пики сразу сменялись прямой линией, тревога уходила: ведь он мог защитить от «злодея»!

Пример 4.Они помнят

В том, что растения обладают памятью, убедились биологи университета в Клермонте (Франция), проведя опыт, который при желании может повторить каждый. Когда из земли появился росток с первыми двумя листочками, расположенными симметрично, один листок несколько раз надкололи иголкой. Растению как бы давали понять — в той стороне, откуда пришли уколы, есть для него нечто плохое, таится опасность. Сразу после этого (через несколько минут) оба листка удаляли. Теперь у растения не оставалось травмированной ткани, которая напоминала бы ему, с какой стороны совершено нападение-вмешательство. Побег продолжал расти, пускал новые листья, ветки, бутоны. Но при этом соблюдалась странная ассиметрия: сам его ствол и вся листва были устремлены прочь от той стороны, откуда когда-то были нанесены уколы. Даже цветы распускались на другой, «безопасной» стороне. Спустя многие месяцы цветок явно помнил, что произошло, и с какой стороны пришло то зло…

Пример 5.Они соображают

Еще в 1959 г. в «Докладах Академии Наук СССР» была опубликована статья В.Карманова с прозаическим названием «Использование автоматики и кибернетики в сельском хозяйстве». В статье рассказывалось об опытах в лаборатории биокибернетики Института Агрофизики АН СССР. В институтской теплице были установлены чувствительные приборы, которые отмечали при пересыхании почвы, что побеги фасоли, что там росли, начинали издавать импульсы в диапазоне низких частот.
Эту связь исследователи попытались закрепить. Как только приборы воспринимали такой сигнал, специальное устройство тут же включало полив. Судя по результатам, благодаря этому у растений выработался своего рода условный рефлекс. Как только им требовался полив, они немедленно подавали сигнал. Мало того, растения вскоре без участия человека разработали для себя режим полива. Вместо обильного разового полива они выбрали самый оптимальный для себя вариант и включали воду каждый час минуты на две.

Помните об экспериментах с условными рефлексами, которые проводил академик Павлов? Биологи Алма-Атинского университета провели аналогичный эксперимент с растением. Через стебель филодендрона они пропускали электрический ток. Датчики показывали, что он реагировал на это весьма активно. Можно предположить, что это ему не нравилось. При этом, включая ток, рядом с цветком на одно и то же место всякий раз клали камень. Один и тот же. Это было повторено многократно. На какой-то раз оказалось достаточно просто положить камень — и филодендрон реагировал на это так же, как если бы ему был дан очередной электрический шок. У растения выработалась устойчивая ассоциация: камень, положенный рядом, и удар тока, иными словами: «условный рефлекс»! Между прочим, Павлов считал условный рефлекс исключительно функцией высшей нервной деятельности…

Сейчас природа в плачевном состоянии как и само такое, кстати, человеческое общество во всем мире.. Человек плохо выполняет свою миссию на земле. Эксплуатирует природу безпредельно, удовлетворяя свои потребности, которые с каждым годом увеличиваются. Нередко выполняя свои прихоти, человек наносит непоправимый ущерб природе, таким образом . приближая и свой конец на этой планете. Китайцами вырубается беспощадно тайга русская . Кто бьет в набат. А ведь она кричит. взывает о помощи.

Обратите внимание, с ухудшением состояния русского дерева. человек тоже деградирует. послушайте речь современных детей..подростков, юношей,.молодых людей.Тут уже не в набат надо бить. Тут надо поднимать народ. народы на защиту человечества ибо будущего у такой молодежи- НЕТ!

Толкование пословицы "Дерево немо, а вежеству учит." по словарю Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.

Словарь Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.:

1. Соединяет предложения или члены предложения, выражая противопоставление, сопоставление. Он поехал, а я остался. Пиши ручкой, а не карандашом. Красив, а не умён.

2. Присоединяет предложения или члены предложения со значением добавления чего-н. при последовательном изложении, со значением пояснения, возражения, усиления, перехода к другой мысли. На горе дом, а под горой ручей. Было бы болото, а черти найдутся ( посл. ). Что ты сегодня делаешь? а завтра? Он не виноват. А кто же виноват, если не он?

3. употр. в начале вопросительных и восклицательных предложений, а также в начале речи для усиления выразительности, убедительности (часто в сочетании с местоимениями, наречиями, другими союзами). А как нам будет весело! А всё-таки я не согласен.

А также (и) , союз выражает присоединение, усилительное или сопоставительное добавление. Умелый водитель, а также и слесарь. Снимается в кино, а также и на телевидении.

А то 1) союз , в противном случае, иначе. Спеши, а то опоздаешь; 2) в действительности же, а на самом деле. Если бы было так, а то всё наоборот;

А то! (а то как же!) ( прост. ) в ответной реплике выражает: 1) уверенное согласие, подтверждение. Замёрз? А то! Мороз на дворе; 2) ироническое несогласие, отрицание. Он пойдёт? А то! Дожидайся!

А не то , союз то же, что а то (в 1 знач. ).

А 2 , частица ( разг. ).

1. Обозначает вопрос или отклик на чьин. слова. Пойдём гулять, а? Почему ты не отвечаешь? А? Что такое?

2. Усиливает обращение. Ваня, а Ваня!

3. [ произносится с различной степенью длительности ]. Выражает уяснение, удовлетворенное понимание. А-а, так это были вы! Почему ты не звонил? Не работал телефон! А-а! А-а, так вот в чём дело!

А 3 [ произносится с различной степенью длительности ], межд. Выражает досаду, горечь, а также удивление, злорадство и другие подобные чувства. Что я наделал? А-а! А, попался!

ДЕРЕВО , а, мн. деревья, ьев ( устар. высок. дерева, дерев, деревам), ср.

1. Многолетнее растение с твёрдым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону. Хвойные, лиственные деревья.

2. ед. То же, что древесина (во 2 знач. ). Мебель светлого дерева. Резьба по дереву. Постучи по дереву! ( шутл. примета: нужно постучать по чему-н. деревянному, чтобы не сглазить).

• Родословное дерево то же, что генеалогическое древо.

| уменьш. деревце , а, мн. а, ов и вец, ср. (к 1 знач. ) и деревцо , а, мн. а, ов и вец, ср. (к 1 знач. ).

| прил. древесный , ая, ое.

НЕМОЙ , ая, ое; нем, а, о.

1. Лишённый способности говорить. Н. от рождения. Обучение немых ( сущ. ). Когда я ем, я глух и нем ( шутл. ). Нем как рыба (о том, кто не выдаст тайны, умеет молчать).

2. перен. Тихий, безмолвный ( книжн. ). Немая ночь. Немая пучина.

3. перен. Не обнаруживаемый, не высказываемый прямо, затаённый ( книжн. ). Н. укор. Немые страдания.

• Великий немой ( высок. ) о дозвуковом кинематографе.

Немая карта учебная географическая карта без обозначения названий.

Немая роль без слов.

Немая сцена мимическая сцена без слов.

Немой фильм неозвученный фильм.

УЧИТЬ , учу, учишь; учащий и учащий; ученный; несов.

1. кого (что) чему и с неопр. Передавать кому-н. какиен. знания, навыки. У. русскому языку. У. играть (игре) в шахматы. У. стрельбе (стрелять).

2. перен., кого (что) чему и с неопр. Наставлять; передавать свой опыт, свои взгляды. У. любви ко всему живому (любить всё живое). Мать детей хорошему учит.

3. что. То же, что изучать ( разг. ). У. иностранные языки. У. по учебнику.

4. с союзом «что». Высказывать, обосновывать какуюн. мысль, положение.

5. что. Занимаясь, усваивать, запоминать. У. урок. У. стихи наизусть. У. роль.

6. кого (что). Бить, наказывать ( устар. прост. ). У. кулаками.

• Учить уму-разуму кого ( разг. ) делать внушение, поучать, а также наказывать.

| сов. выучить , учу, учишь; ченный (к 1, 3 и 5 знач. ), научить , учу, учишь; ученный (к 1 и 2 знач. ) и обучить , учу, учишь; ученный (к 1 знач. ).

| сущ. учение , я, ср., выучка , и, ж. (к 1 знач. ; разг. и спец. ), научение , я, ср. (ко 2 знач. ; устар. ) и обучение , я, ср. (к 1 знач. ). Ученье свет, а неученье тьма ( посл. ). Повторенье мать ученья ( посл. ). Отдать на выучку (в выучку). Обучение мастерству.

Если нужное слово из пословицы Дерево немо, а вежеству учит. отсутствует в приведённом списке, то его можно найти с помощью этой формы:

Толкование пословицы "Дерево немо, а вежеству учит." по словарю Даля В.И.

Словарь Даля В.И., статья к слову вежа:

ВЕЖА ж. об. стар. знающий, сведущий; ученый, образованный.
|| Поп вежа, книжный, ученый и начитанный.
|| ныне вежа и невежа относится не до учености или познаний (в знач. неученого говор. Невежда ), а до образования внешнего, до светского обращенья, знания обычаев и приличий. Вежество, вежство ср. стар. ученость, знание, образованность. Не дорого ничто, дорого вежество. Вежества не купи, умелось бы говорить. Дерево немо, а вежеству учит, прут.
|| Сев . приличие, доброе поведение и обращение или вежливость ж. учтивость, учливость, учтивство. Учись вежеству: где пень , тут челом; где люди, тут мимо: где собаки дерутся, говори: Бог помощь! Вежливый , соблюдающий светские, житейские приличия, учтивый, услужливый, предупредительный. Голь мудрена, нужда вежлива. Нужда вежлива, голь догадлива. Вежливец м. перм. сиб. почетное название колдуна, знахаря, который на всех свадьбах занимает первое место, оберегает свадьбу, особ. молодых, от порчи, и распоряжается всем; он бывает нестерпимо груб и сидит за столом в шапке. Вежевуха ж. опытная на все обряды, бойкая баба, управляющая свадьбами.

ВЕЖА, вежа ж. стар. намет, шатер, палатка; кочевой шалаш, юрта, кибитка;
|| башня, батура, каланча; это значение осталось в зап. губ .
|| арх. шалаш, будка, сторожка, балаган, лопарский шалаш, сахарной головою, сложенный остроконечно из жердей и покрытый хворостом, мохом и дерном, чем и отличается от крытых шкурами или берестою чума и юрты; он одевается пластами дерна; юрта, кибитка, переносное, кочевое жилье. Татарские племена, а за ними и русские зовут кошемную кибитку свою так, как и не напишешь: ближе всего будет эй, или немецк. oi, дом. Иде в вежю и сварши зелие. стар. клеть? кухня?
|| Кур. вежка, полевой шалаш, балаган, сторожка.
|| новг. межа, грань, рубеж?
|| Стар. устройство для рыбной ловли; вероятно каланча, вышка, черноморск. гвардия, для дозора идущей рыбы; либо тоня, ватага, с шалашами на берегу, либо сидейка, шалаш над прорубом, для ловли рыбы на блесну.

Читайте также: