Что означает пословица масленица семикова племянница значение
Обновлено: 22.11.2024
Когда русские начали справлять Масленицу – самый веселый, разухабистый и обжорный праздник – не известно. Б.А. Рыбаков в книге «Язычество древних славян» пишет: «Христианский пасхально-великопостный цикл сдвинул древнюю разгульную масленицу со своего исконного места – 24 марта, в силу чего она утратила свою первоначальную связь с весенней солнечной фазой, но целый ряд этнографических фактов говорит о ранней связи». Как считал академик, «дохристианская масленица по времени совпадала с архаичными комоедицами – праздником пробуждения медведя». Отсюда сохранился масленичный обычай рядиться в шубу, вывернутую мехом наружу.
Мысль о том, что до принятия христианства масленица отмечалась в марте, развивает в своей работе «Русские аграрные праздники» и В.Я. Пропп: «Два раза в году – под Новый год и на Масленицу – поголовно все население в меру своих средств стремилось наесться, причем не просто ели, а ели как можно больше, безо всякой меры. Такая неумеренность под новый год объясняется поверьем, будто обилие еды в первый день обеспечивает обилие на весь год… Но если стремление к обильной еде под Новый год объясняется так называемой «магией первого дня», то чем можно объяснить подобное же стремление на масленицу? По-видимому, причина состоит в том, что масленица некогда совпадала с празднованием Нового года, когда он считался с марта. Мартовский новый год унаследован Россией извне; такое исчисление, как уже указывалось, продолжалось до 1348 г.».
В XVI в. обычай широко праздновать масленицу уже существовал. В опубликованной в 1582 г. книге «Религия и обычаи Московии» Пауль Одерборн отмечает этот факт: «Масленица потому так названа, что русскими в продолжение этой недели позволяется употреблять в пищу обыкновенное масло. Во время поста они заменяют это масло конопляным. Масленица начинается за восемь дней до Великого поста. В это время эти заблудшие люди предают дьяволу свою душу. Во всю масленицу день и ночь они предаются обжорству, пьянству, разврату, игре и убийствам, так что ужасно слышать о том всякому христианину. В это время они пекут калачи, пироги и тому подобное из масла и яиц; зазывают к себе гостей и напиваются медом, пивом, водкою до упаду, до беспамятства. <…> Во время моего пребывания у Русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. В городе Москве, весьма обширном, есть особое место, куда складывают этих убитых. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовский праздник, но не успел; однако он сократил его до 8 дней; прежде он продолжался 14. <…> «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом справляется. Карнавал только тем отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозорами конная и пешая стража, и не позволяет излишнего буйства, а в Москве самая стража упивается вином и вместе с народом своевольничает. Немцы и другие иностранцы во время масленицы не выходят из дома. Хотя днем и не бывает большого буйства, ибо все лежат усыпленные вином, но зато вечером снова все пробуждается. Не только мужчины предаются безумству, но женщины, дети и рабы».
Все дни Масленой недели были расписаны: встреча, заигрыши, лакомка, широкая масленица, тещины вечёрки, золовкины посиделки, прощеное воскресенье. Не будем останавливаться на них, т.к. они подробно описаны. Обратимся к подзабытым смыслам масленичных действ.
В «Сказаниях русского народа» И.П. Сахаров пишет: «На первый день Масленицы наш народ справляет встречу честной Масленицы, широкой боярыни. Дети с утра выходят строить снежные горы. Здесь они, устроивши горы, скороговоркою причитывают: «звал, позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться…» После этой встречи дети сбегают с гор и кричат: «Приехала Масленица!»
Народная поговорка гласит: «Масленица – Семикова племянница». Но какой-такой Семик Масленицу в гости звал? Семик отмечался на седьмой четверг после Пасхи, за три дня до Троицы. Семик роднит с масленицей не только то, что в этот день происходило народное гуляние с хороводами, песнями, играми. Символом праздника была березка. Ее одевали в мужское или женское платье и после праздника, в отличие от сжигаемой масленицы, ставили в поле, либо топили в воде. Исследователи считают, что наши предки делали это, чтобы на полях было достаточное количество влаги.
В Семик захоранивались и поминались «заложные» покойники – умершие не от естественной старости. И масленица была не просто веселыми проводами зимы – встречей весны.
В.Я. Пропп пишет: «Процессия [проводов Масленицы] имела характер похорон. Одна из подробных записей была сделана в Калужской губернии и сообщена П.В. Штейном: «В Прощеное воскресенье, т.е. в последний день масленицы, после обеда соберутся девки и бабы и совершают обряд похорон следующим образом: делают из соломы куклу с руками, надевают на нее бабью рубашку и сарафан, а на голову навязывают платок. В таком виде кукла эта изображает собою масленицу. Затем одну бабу нарядят попом, наденут на нее рогожу наместо ризы и в руки дадут навязанный на веревке осметок – наместо кадила. Двое из участвующих в обряде берут масленицу под руки и в сопровождении толпы, под предводительством попа пускаются в путь из одного конца деревни в другой, при пении различных песен. Когда же процессия выступает в обратный путь, то масленицу сажают на палки вместо носилок, накрывши ее пеленкой. Дошедши до конца деревни, процессия останавливается. Тут куклу-масленицу раздевают, разорвут и растреплют всю. Во время шествия поп, размахивая «кадилом», кричит «аллилуйя», а за ним кричит, шумит вся толпа, - кто во что горазд: кто плачет, кто воет, кто хохочет и т.д. А когда масленицу хоронят, то поют песни. В заключение стоит сказать, что масленицу делают во многих домах на деревне, а хоронят только одну».
Как вариант: «На запряженную лошадь сажают масленицу, сделанную в рост человека и одетую в праздничное девичье платье. Молодежь размещается в санях и с песнями ездит по деревне до темноты. Поздно вечером масленичный поезд выезжает на озимь, где уж приготовлен костер для сжигания масленицы. Когда костер начинает догорать, участники сожжения берут горящие головни и разбрасывают их по всем прилегающим озимым посевам».
Смысл обряда заключался в том, что разбрасывание по посевам частей масленицы должно было обеспечить озимым успешный рост.
В.Я. Пропп метко подметил, что «время между двумя солнцеворотами [март, июнь] есть время пробуждения сил земли, нужных земледельцу. Культ мертвых стоит в связи с земледельческими интересами и стремлениями». Далее профессор пишет, что русский обрядовый материал является пережиточным, не указывающим прямо на связь между действиями, не закрепленным в слове. Поэтому он проводит параллель в исследованиях по античности: «Земля и находящиеся в ней покойники как бы сливаются в одно целое… покойники, находясь под землей, могли иметь власть над урожаем. Эти представления и вызывают к жизни весенние земледельческие обряды, посвященные усопшим. Так обстояло дело не только у греков и римлян, так обстояло дело и древних славян. Вот почему забота о посевах сочетается с заботой о покойниках и носит двоякий характер: усопших надо умилостивить, надо выразить им свою любовь, почитание. Но этого мало. Их надо поддержать пищей, питьем и теплом, надо с ними трапезовать, надо оставлять им еду на могилах, совершать возлияния из вина и масла.
Но и этого мало. Надо обеспечить им не только жизнь, но и бессмертие. Надо приобщить их к кругообороту жизнь – смерть – жизнь, которым живет природа и который нужен земледельцу, надо, чтобы они и сами способствовали этому кругообороту».
Отсюда и масленичные блины пекли не столько для обжорства, сколько для поминок. Известный этнограф Д.К. Зеленин пишет, что «масленица была когда-то, как и святки, поминальным праздником. За это, без сомнения, говорит обычная ритуальная еда – блины». Поэтому была традиция отдавать первый блин нищим. В некоторых областях его клали в слуховое окошко – «для душ родительских».
Почему же всем миром хоронили только одну масленицу, а не всех сразу? В.Я. Пропп: «… куклы-масленицы укреплялись на коньках крыш. Они снимались с коньков, уносились в избы и сжигались в печи или их разрывали на части и бросали во двор к скоту для плодовитости. Масленичной кукле приписывалось влияние и на человеческую рождаемость. На масленицу молодые мужья вместе со своими женами должны были посетить своих тещ; в этот день тещи угощали зятьев, о чем создано много насмешливых песен. Изображение масленицы на коньке должно быть первым, что попадается на глаза приехавшим молодым. Это делалось для того, чтобы у молодых рождались дети».
Не менее важным обычаем для молодоженов было и катание с гор. В.Я. Пропп: «Время от 6 января до масленицы в старой деревне было брачным сезоном. В XV столетии январь и февраль прямо называли свадебным. Пары, которые в этом году поженились, должный были теперь на глазах у всего населения деревни вместе скатиться с горы. П.В. Штейн описывает такое катание… следующим образом: к горам подвозятся сани, где «всегда в это время много мужиков и более холостых, которые по приходе молодого кричат: «Молоду такого-то на горку». Она, услышав приглашение, выходит из саней и, поклонившись на ту и другую сторону в пояс, идет к ожидающему ее мужу, беспрерывно кланяясь, а зашедши на горку и отмерив в одну сторону три низких поклона и севши к супругу на колени, целует его два или три раза; но стоящие тут зеваки, не довольствуясь такой малой любезностью новобрачных, держат санки, говоря: «еще раз подмажь, ходче пойдет» и заставляют ее таким образом целовать 10 раз и более, и только тогда отпускают их скатиться…».
С горы было важно скатиться и пряхам на донцах прялок. Как писал Д.К. Зеленин, это было магическим обрядом «на лен и коноплю». Какая пряха дальше проедет, у той уродится самый лучший длинный лен.
А вот обычай биться стенка на стенку, как считают исследователи, к нам пришел издревле, когда справляли тризну по усопшему. Д.К. Зеленин: «В кулачных боях мы усматриваем воспоминание о древней тризне, которая состояла в состязаниях на могиле умершего «дратися по мертвеци».
Другая забава - взятие снежного городка - имела смысл «вызвать и ускорить ломку льда на реках и таянья снега, снежных сугробов на земле, причем купанье кого-либо при этом имело целью способствовать разливам рек и обеспечению полей и лугов дождями весной и летом».
Как видим, празднование масленицы имело определенное земледельческо-ритуальное значение. Но если в целом все действо имело «характер похорон», то как примирить с ним безудержное недельное веселье, приправленное отборными песнями-частушками?
Историк христианства Н.В. Румянцев полагал, что масленичные увеселения «имели одно и общее назначение: вызвать как можно больше смеха, веселья, радости, повышенного настроения, а это, в свою очередь, тоже имело особое значение и назначение, носило магический характер. Дело в том, что древние славяне (и другие народы) приписывали смеху особую магическую силу – способствовать поднятию и усилению производительных сил природы, тому же урожаю хлебов, трав, плодов, умножению животных и т.д. Верили, что чем больше будет смеха и чем громче будет он, тем богаче будет природа в наступающем году, тем больше она народит и даст человеку продуктов питания».
Так что: «Серьезное лицо — еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!»
Следующая пословица
МА́СЛЕНИЦА , -ы, ж. Языческий многодневный праздник проводов зимы у древних славян и других народов, приуроченный христианской церковью к неделе перед так наз. великим постом и отмечаемый печением блинов и различными увеселениями. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «племянница»
ПЛЕМЯ́ННИЦА , -ы, ж. Дочь брата или сестры. Родная племянница. Двоюродная племянница. (Малый академический словарь, МАС)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: руление — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Нейтральное Положительное Отрицательное Не знаюАссоциации к слову «масленица»
Ассоциации к слову «племянница»
Синонимы к слову «масленица»
Синонимы к слову «племянница»
Предложения со словом «масленица»
- Однако я поймала себя на мысли о том, что мне приятна реакция моего бывшего – не всё же коту масленица!
Предложения со словом «племянница»
- – Я его покупала, когда ко мне приезжали внучатые племянницы, – призналась она, глядя на запылённую бутылку с некоторым беспокойством.
Сочетаемость слова «масленица»
Сочетаемость слова «племянница»
Афоризмы русских писателей со словом «масленица»
- Пьесу"Не все коту масленица"я кончил… Эта скорее этюд, чем пьеса; в ней нет никаких сценических эффектов, эта вещь писана для знатоков, тут главное: московский быт и купеческий язык, доведенный до точки.
Дополнительно
Смотрите такжеЗначение слова «масленица»
МА́СЛЕНИЦА , -ы, ж. Языческий многодневный праздник проводов зимы у древних славян и других народов, приуроченный христианской церковью к неделе перед так наз. великим постом и отмечаемый печением блинов и различными увеселениями.
Значение слова «племянница»
ПЛЕМЯ́ННИЦА , -ы, ж. Дочь брата или сестры. Родная племянница. Двоюродная племянница.
Предложения со словом «масленица»
Однако я поймала себя на мысли о том, что мне приятна реакция моего бывшего – не всё же коту масленица!
В старину в русских деревнях во время масленицы существовала традиция – жарить сельдь.
Приходилось работать и в праздники, но находили время справлять масленицу, делали куличи, катались на санках, санях.
Предложения со словом «племянница»
– Я его покупала, когда ко мне приезжали внучатые племянницы, – призналась она, глядя на запылённую бутылку с некоторым беспокойством.
Возможно, она лучше других понимала, что гложет любимую племянницу.
Разумеется, девочки были родными племянницами хозяина, но кое-кто видел в них дочерей и наследниц его врага.
Следующая пословица
МА́СЛЕНИЦА, -ы, ж. Языческий многодневный праздник проводов зимы у древних славян и других народов, приуроченный христианской церковью к неделе перед так наз. великим постом и отмечаемый печением блинов и различными увеселениями. У них на масленице жирной Водились русские блины. Пушкин, Евгений Онегин. На масленице --- ездили на гулянье кататься и в балаганы. И. Гончаров, Обломов. || Разг. О веселой, привольной жизни. Не все коту масленица, придет и великий пост. Пословица. А в должности, где от своего брата чиновника и прежде мне не было масленицы, — теперь, маточка, и говорить нечего. Достоевский, Бедные люди.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Ма́сленица (рус. Масленица, Масляница, укр. Масниця, белор. Масленіца, Масленка) — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии.
В народном календаре восточных славян праздник маркирует границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста. Аналог карнавала в европейских странах. Масленица сродни «жирному вторнику» и Мясопусту. В календаре Русской православной церкви этот период называется Сырной седмицей. Названия Мясопуст, Неделя мясопустная и Сырная неделя на Руси употреблялись только в святцах как «церковное» название.
МА'СЛЕНИЦА (или устар. ма́сляница), ы, ж. (устар.). 1. Земледельческий праздник проводов зимы у древних славян и др. народов, приуроченный христианами к неделе перед т. наз. великим постом, во время к-рого пеклись блины и устраивались различные увеселения. Широкая м. (последние дни этой недели, с четверга). У них на масленице жирной водились русские блины. Пшкн. Не всё коту масленица, будет и великий пост. Пословица. 2. перен. О привольной, сытой жизни (разг. фам.). Не житье, а м.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ма́сленица
1. то же, что Масленица; у славян и других народов — языческий многодневный праздник проводов зимы и встречи весны, с которым связан обычай печь блины и совершать различные культовые действия ◆ У них на масленице жирной // Водились русские блины. Пушкин, «1823» ◆ Показательно, что языческая по происхождению масленица, связанная с днём весеннего солнцеворота, стала подвижной, то есть зависимой от пасхи. С. А. Еремеева, «Лекции по русскому искусству», 2000 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. разг. обычно в устойчивых сочетаниях : весёлая, привольная, сытная жизнь ◆ ― Смотри же, Фарафонт, ― примолвил камердинер, ― держи ухо востро, а тебе будет вечная масленица. Ф. В. Булгарин, «Иван Иванович Выжигин», 1829 г. (цитата из НКРЯ) ◆ На руле заслуженный урядник, который свыкся с бурями и опасностями как с лишнею чаркою водки, для которого, по собственному его выражению, море было масленица, а девятый вал ― милее девятого блина. А. А. Бестужев-Марлинский, «Фрегат "Надежда», 1833 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Тут-то я и понял, что посты только для деревни, а господам всегда масленица. А. С. Новиков-Прибой, «Капитан первого ранга», 1936–1944 г. (цитата из НКРЯ)
4. рег. кадушечка с мутовкой, маслобойня для пахтанья коровьего масла
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Ма́сленица I
1. языческий многодневный праздник проводов зимы у древних славян и других народов, приуроченный христианской церковью к неделе перед так называемым великим постом и отмечаемый печением блинов и различными увеселениями ◆ В 1848 году Масленица в Петербурге была проведена шумно и весело по обыкновению. М. А. Корф, Записки, 1838–1852 гг. г. (цитата из НКРЯ)
2. чучело, олицетворяющее собою этот праздник ◆ «Видно уж в Москву приехала Масленица, — отвечал незнакомец, с усмешкою опираясь на свою палку.» Н. А. Полевой, «Клятва при гробе Господнем», 1832 г. (цитата из НКРЯ)
Следующая пословица
Масленица - весёлый праздник, который любим с детства. Когда ещё можно есть блины целую неделю?
О традиции готовить блины мы знаем, а что ещё известно о масленице?
1. Масленица считается восточнославянским традиционным праздником.
2. Церковное название масленицы - сырная седмица.
3. Дата масленицы зависит от даты Пасхи, каждый год масленицу отмечают в разное время.
4. До сих пор точно не установили, когда на Руси впервые начали отмечать Масленицу. Известно только то, что это слово стали употреблять с XV века, но праздник был и ранее.
5. Существует версия о том, что Масленица на Руси была поминальным праздником. Крестьяне поминали умерших родственников всю неделю.
6. В советское время была распространена версия о том, что Масленица - проводы зимы и радостная встреча весны.
7. Некоторые учёные считали, что сжигание чучела Масленицы влияло на плодородие земли. Крестьяне разбрасывали пепел и верили, что это поможет получить хороший урожай.
8. Существует версия о том, что масленица и западно-европейские карнавалы очень похожи. Во времена правления Ивана Грозного в Москве побывал один иностранец, он увидел как отмечают масленицу и после этого написал о своих впечатлениях:
Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи упиваются вином и вместе с народом своевольствуют".
9. Существует также мнение о том, что нет оснований считать Масленицу праздником языческого происхождения.
10. В XVI веке во время Масленицы простонародью были разрешены хмельные напитки. В 1553 году западный путешественник Ричард Ченслер писал о том, что считает что не в одной стране мира не бывает такого пьянства, как в Московской Руси.
11. В Калужской губернии блины пекли заранее, в субботу недели, которая была перед Масленицей. Её называли Пёстрой. Во Владимирской губернии в субботу отмечали "Малую Маслёнку". Дети собирали старые лапти, встречали людей, которые возвращались с покупками из города.
Дети спрашивали:"Везёшь ли Масленицу?".
Тех кто отвечал:"Нет" - били лаптями.
В некоторых губерниях в субботу отмечали Родительский день, первый блин относили на кладбище.
12. Воскресенье перед Масленицей называли Мясным.
13. Понедельник, вторник, среда считались Узкой Масленицей. Четверг, пятница, суббота и воскресенье считались Широкой Масленицей.
14. В понедельник свёкр и свекровь отправляли невестку к её родителям, вечером сами приходили к сватам. В этот день пекли блины, первый блин отдавали малоимущим. В понедельник строили горки, качели и балаганы.
Во вторник проводили смотрины невест. Этот день называли "заигрыши". В среду зять приходил к тёще на блины. Среду называли "Лакомка".
В четверг прекращались все хозяйственные работы, начиналась Широкая масленица. Четверг называли: Разгуляй, Перелом, Широкий четверг, Разгуляй - четверток, Колодка, Коляда масленая.
В Старооскольском районе принято было устраивать масленичные проказы. Парни подпирали двери бревном, засыпали снегом ворота, надевали вывернутые шубы и пачкали лицо сажей чтобы напугать прохожих.
В пятницу тёща приходила к зятю на блины, по традиции блины должна была испечь дочь или жена зятя.
В субботу принято было приглашать в гости заловок и родственников мужа.
В воскресенье проводы Масленицы. Этот день называли: Целовальник, Прощёный день, Заговенье, Прощёное воскресенье, Сыропутствие, Заговины масленые.
15. В разных регионах России существовали свои традиции прощания с Масленицей. В некоторых из них сжигали чучело Масленицы, в некоторых хоронили. В Онежском уезде Архангельской губернии в воскресенье распорядители проводов раздевались до гола и имитировали мытьё в бане.
16. В некоторых губерниях по окончанию Масленицы устраивали "тужилки". В каких-то губерниях полоскали рот водкой (в Великий пост это было запрещено), в каких-то устраивали кулачные бои. В Вятской губернии было принято приглашать к себе подруг из соседних сёл, устраивать гулянья.
В Курской губернии в первую субботу поста пекли постные блины.
17. После Революции отмечали "Красную масленицу", праздник "Проводы русской зимы". Слово "Масленица" вернулось в обиход в конце 60-х прошлого века.
18. Существует шесть поговорок про Масленицу:
Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
Не по все дни свадьба, не всегда коту Масленица.
Пируй и гуляй баба на Масленице, а про пост вспоминай.
Масленица объедуха, деньгами приберуха.
Выпили пиво об Масленице, а с похмелья ломало после Радуницы.
Масленица-семикова племянница.
19. Масленица упоминается в пьесе Александра Островского "Не всё коту масленица", мультфильме режиссёра Роберта Саакянца (1985 год) "Ишь ты, Масленица", в фильме Никиты Михалкова "Сибирский цирюльник", фортепианном цикле П. И. Чайковского "Времена года" - "Февраль. Масленица", опере Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка", балете И. Ф. Стравинского "Петрушка", на картине Бориса Кустодиева - "Масленица", на картине Василия Сурикова "Взятие снежного городка".
20. До 1917 года в питейных заведениях России раздавали поздравительные карточки с Масленицей, на них были стихи.
Читайте также: