Чтение пословиц о труде цель

Обновлено: 22.11.2024

Цели: 1. Способствовать формированию у детей правильного поведения в игре.

2. Способствовать развитию речи, творческого мышления.

3.Воспитывать социально-одобряемые стереотипы поведения в игре: дружелюбие, способность оказания помощи друг другу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Конкурс знатоков пословиц и поговорок».

Цель. 1. Работать над обогащением знаний учащихся русских пословиц.2. Развитие творческих способностей и интереса к предмету.3. .

Конкурс знатоков пословиц и поговорок

Используются в презентации пословицы и поговорки разных народов.

Классный час по теме: «Отражение традиций казачества посредством изучения народного творчества (пословиц и поговорок)».

Классный час рекомендован для классов казачьей направленности с целью получения знаний о жизни Кубанского народа посредством изучения устного народного творчества.

Конкурс знатоков русских поговорок и пословиц

Урок обобщения знаний о пословицах и поговорках в 5 классе. Урок построен на групповой работе.

Конкурс пословиц и поговорок «Русская пословица недаром молвится» (5-6 класс)

Конкурс пословиц и поговорок «Русская пословица недаром молвится» (5-6 класс).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК НА УРОКАХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРУДА.

Пословицы и поговорки как дидактический материал используется в школьных учебниках в средних и старших классах при изучении различных разделов школьного курса. Пословицы и поговорки могут примен.

Презентация «Сравнительный анализ русских, английских и китайских пословиц и поговорок о труде»

Актуальность темы:изучая и сравнивая пословицы разных народов, мы получаем возможность понимать образ мыслей и характера народа, приобщиться к общечеловеческим ценностям. Вот почему анализ пословиц .

Следующая пословица

Карточки с пословицами; картинки с нарисованными пословицами.

  1. Приветствие. Далее воспитатель читает стихотворение С.Михалкова и предлагает детям определить тему занятия.

Кто на свете самый главный,

Самый добрый, самый славный?

Кто на свете самый умный,

Самый старый, самый юный?

На все века и годы

Правильно, тема нашего занятия – труд. Но мы не просто будем говорить о труде, а проследим, как эта тема отражена в пословицах и поговорках. Какие пословицы о труде вы знаете? ( дети называют). Хорошо. Мы проверили, сколько пословиц о труде вы знаете. Сегодня вы познакомитесь с новыми пословицами и постараетесь запомнить некоторые из них. Вы знаете, что пословица – это завершенное изречение, содержащее народную мудрость. Поговорка – краткое изречение, часть суждения.

Чтобы окунуться в мир народной мудрости, предлагаю провести небольшой конкурс.

Делимся на 2 команды.

Задание первое. Собери пословицу. (командам выдаются карточки с разрезанными пословицами)

Терпенье и труд всё перетрут.

Делу время — потехе час.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Что посеешь, то и пожнешь.

Сделал дело - гуляй смело.

Кто не работает, тот не ест.

Дело мастера боится.

Под лежачий камень и вода не течёт.

Весенний день год кормит.

Труд человека кормит, а лень портит.

Мать трудолюбива и дети не ленивы.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Куй железо, пока горячо.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Молодцы, хорошо справились. Какие пословицы услышали впервые? Постарайтесь их запомнить.

Перед вами –пословицы, записанные в научном стиле. Ваша задача – расшифровать их.

А) Если объединить способность сохранять спокойствие в неприятных или неконтролируемых обстоятельствах и процесс преобразования ресурсов в продукт, то с помощью трения они измельчат и сведут на нет что угодно.

Б) Возьми молот и бей со всей дури по раскалённому металлу, пока его температура сохраняет высокие значения!

Молодцы! И это задание одолели. Выполняем следующее.

Угадайте, какие пословицы здесь нарисованы?

Все верно угадали! Пословицы есть не только у русского народа, но и у других народов тоже. Следующее задание познакомит вас с пословицами разных народов.

Задание 4. На карточках даны русские пословицы и пословицы других народов. Установите между ними соответствия.

Поспешишь – людей насмешишь. – Спешащий таракан в суп попадет (удмуртская).

Как потопаешь, так и полопаешь. – Кто ухаживает за пашней, за тем пашня ухаживает (немецкая).

Как потопаешь, так и полопаешь. – Кто ухаживает за пашней, за тем пашня ухаживает (немецкая).

Поспешишь — людей насмешишь. – Ошибки — провиант торопливого (арабская).

Без труда не вытащишь рыбки из пруда. – Кот в перчатках рыбы не наловит(английская).

Семь раз отмерь, один раз отрежь. - Лучше два раза измерить, чем один раз забыть.(нем.)

Молодцы! Скажите, какие пословицы вам запомнились? Какая понравилась больше всего? Да, пословиц о труде очень много. Мы работали сегодня только с некоторыми из них. Кроме того, выяснили, что тема труда отражена не только в пословицах русского народа, но и в пословицах других народов. Спасибо всем за участие.

Ход занятия.

Педагог: Ребята, кто из вас любит играть?

Педагог: Почему вам нравиться это занятие?

Дети: Во время игры мы отдыхаем, развлекаемся, соревнуемся друг с другом.

Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о том, во что мы играем.

Льётся речка - мы лежим

Лёд на речке - мы бежим.

Совсем не нужен ей водитель

Ключом её вы заводите

Колёсики начнут крутиться

Поставьте и она помчится.

(заводная машинка)

Не обижен, а надут

Его по полю ведут

А ударят - нипочём

Мы всех - и взрослых, и детей-

В часы досуга развлекаем,

Но если нам приставить Т,

Мы их ужасно испугаем (игра- тигр)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса

Сядь верхом и мчись на нём

Только лучше правь рулём.

За хвост привязанный, за нами летает он под облаками.

(воздушный змей)

Под вражеским обстрелом стоят солдаты смело. А если их собьют, они опять встают.

Педагог: О чём эти загадки?

Дети: о различных играх.

Педагог: В какие игры вы играете, приведите примеры.

Дети: жмурки, городки, догонялки, крестики- нолики, шашки, шахматы, карты, компьютер.

Педагог: На какие группы вы их смогли бы разделить?

Дети: настольные, спортивные, познавательные, интеллектуальные.

Педагог: А какую пользу приносят игры?

Дети: они развивают силу, ловкость, выносливость, мышление, узнаём информацию.

Педагог: Все ли игры полезны?

Дети: Нет, не все. Игры, от которых болит голова, зрение падает, усиливается азарт, возникают драки.

Педагог: какие это игры?

Дети: компьютер, карты и др.

Педагог: А когда нам бывает интереснее играть?

- Дети: Когда играем с товарищем, в группе, классом.

Педагог: А ещё когда?

Дети: Когда мы играем по правилам, дружно, сообща.

Педагог: Сейчас, ребята, я вам прочитаю рассказ Е. Пермяка «Бумажный змей». Вы внимательно послушайте, а после чтения скажите: «Какие чувства вы испытали, слушая его».

Е. Пермяк «Бумажный змей».

Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота!

Задумал Боря свой змей сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он настрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змей пускают. А у Семы большой моток ниток. Ему есть на чем змей пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы свой змей запустил.

Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.

У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.

Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сема свои нитки в кулак зажал. Петя свое мочало за пазухой прячет.

Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небо дружные ребята змей запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота!

Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они еще не научились - вот в чем беда.

Педагог: Ребята, как называется рассказ, который я вам прочитала?

Педагог: Какое чувство вы испытали, слушая рассказ?

Дети: Чувство грусти.

Педагог: А почему, чувство грусти?

Педагог: А сейчас я попрошу вас нарисовать грусть.

Педагог: Почему вы ее так нарисовали?

Ученики обосновывают свой ответ.

Педагог: Ребята, послушайте два музыкальных произведения и скажите, какая музыка подходит к этому рассказу?

Ученики слушают. (Звучит музыка В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада. 4 часть; В. А. Моцарт «Лакримоза» что в переводе означает «Слезная»)

Педагог: Какая музыка подходит к рассказу?

Дети отвечают: «Лакримоза».

Ученики: Она передает чувство грусти.

Педагог: Ребята, как вы понимаете слово «грусть»?

Ученики: безнадежная печаль.

Педагог: Какие еще слова можно использовать, чтобы охарактеризовать это слово?

(Уныние, гнетущая скука.)

Педагог: Представьте такую ситуацию. Каждый из вас превращается в доброго волшебника, который всегда помогает дружным ребятам, и вдруг он однажды видит, как мальчики сидят на пригорке и горюют.

- Как бы вы поступили на месте волшебника с ребятами, которые не умеют дружно играть? Что бы им сказали? Что вы можете посоветовать таким ребятам, которые не умеют дружно играть?

Ученики: высказывают свое мнение.

Педагог: Какие чувства у вас вызывают поступки ребят, описанные в этом рассказе?

Педагог: Как вы можете охарактеризовать свое отношение к дружным ребятам, запустившим змея?

Педагог: Что может произойти с недружными ребятами, если они увидят красивого, высоко летящего в небе змея и радостных, дружных ребят?

Педагог: Ребята, а как бы вы могли помочь детям, которые делали вместе

воздушного змея, но у них не получалось?

Дети отвечают: если они ссорились…

если им не хватало деталей для сборки…

если они спешили, сделали некачественно.

Педагог: Кто из вас ребята делал воздушного змея?

Дети поднимают руку. Удалось ли вам его запустить?

Педагог: Кто не делал, попробуйте сделать вместе с друзьями воздушного змея и запустите его.

А через две недели мы вернемся к нашему разговору, и вы поделитесь, кому из вас удалось запустить бумажного змея вместе со своими друзьями.

Педагог: итак, ребята, вы любите играть в различные игры. А чтобы игра была интересной,вы всегда должны соблюдать правила честного ведения игры:

1. Только честная игра на равных, иначе победа не интересна.

2. Конечно, обидно, но нельзя злиться на того, по чьей вине, может, и произошло поражение.

3. Не злорадствуй, когда другие проигрывают.

4. Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся. Научи других тому, что сам умеешь.

5. Не унывай при неудачах. Учись у других. Если что-то не получается, будь терпелив и добьешься успеха.

А главное, в каждой игре вы должны быть доброжелательными по отношению друг к другу, т. е. быть дружными.

Дружба- это теплый ветер,

Дружба- это светлый мир,

Дружба- солнце на рассвете,

Для души веселый пир,

Дружба- это только счастье,

Дружба - у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой - жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасет.

С другом - даже злая слабость

В миг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Тебе она сослужит службу,

Ведь дружба – это ценный дар.

(Виктория Можная)

Публикации по теме:

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговорки Пословицы, поговорки- это краткие устойчивые образные народные изречения, в которых выражается многовековой опыт народа. Каждая из них.

Конспект занятия «Зимушка-Зима. Зимние приметы и поговорки» для старшего дошкольного возраста ' Цель:расширяем знания детей о зиме,закрепляем ее характеристики, знакомим детей с зимними приметами и поговорками Задачи: *продолжаем.

Копилочка народной мудрости Позвольте пригласить вас на мою страничку и предложить вашему вниманию буклет "Копилочка народной мудрости". Работая над проектом " Что.

Методическая разработка «14 августа — Медовый Спас. Исторические факты, стихи, загадки, приметы, пословицы и поговорки» Одним из главных праздников православия является Медовый Спас, дата которого совпадает с начальным периодом Успенского поста. Другие.

Подборка стихов о труде для детей Подборка стихов о труде для детей Приучать детей к труду, безусловно, лучше всего на личном примере. Выполняя вместе с ребенком посильную.

Фотоотчет о мастер-классе «Сова — символ мудрости и прозорливости» Здравствуйте дорогие коллеги! Поздравляю, Вас, с профессиональным праздником Днём Воспитателя! Для вас в подарок я сделала вот такую Сову.

Военные пословицы и поговорки для дошкольников Военные пословицы и поговорки для дошкольников Я тебе помогу, ты мне — это первый закон на войне. Хочешь победить на войне — работай вдвойне.

Загадки, пословицы и поговорки о весне Загадки Тает снег, звенят ручьи, Все сильней потоки. И летят уже грачи К нам из стран далеких. (Весна) *** Я раскрываю почки, В зеленые.

Следующая пословица

Карточки с балами, «Пословицы русского народа» сборник В.Даля в двух томах, призы (грамоты).

Дети делятся на 2 команды. В каждой команде выбирается капитан и придумывается название. Конкурс проходит в 7 этапов.

I. Конкурс «Кто больше назовет пословиц».

Участники команд по очереди называют по одной пословице, побеждает та команда, которая скажет пословицу последней.

II. «Конкурс знатоков пословиц».

Ведущий читает одной из команд неизвестную детям пословицу о труде и дает время 1 минуту на обсуждение значения, затем команда, которой давалось задание, отвечает, если ответ дан неверный или нет ответа у команды, то ответить может команда соперников.

  • Дела не голуби, не разлетятся.
  • Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи.
  • Работа с зубами, а леность с языком.
  • Один рубит, семеро в кулаки трубят.
  • Муравей не велик, а горы копает.
  • Своя ноша не тянет.
  • По работе и работника знать.
  • Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
  • Горька работа, да хлеб сладок.
  • С берега хорошо глядеть на гребцов.

III. Конкурс доскажи пословицу.

Командам дается начало пословицы. Ее надо продолжить.

Скучен день до вечера, …

IV. Собери пословицу

Командам раздаются карточки со словами пословицы, дети должны ее собрать и прочитать.

Делу время, а потехе час.

V. Нарисуй пословицу.

Дети должны нарисовать иллюстрацию к пословице.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

VI. Отгадай пословицу:

«Что мы делали не скажем, а что делали покажем».

Дети с помощью мимики, движений и жестов разыгрывают пословицу, а команда противник ее должна отгадать.

Терпенье и труд все перетрут.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

VII. Конкурс «Придумай пословицу».

Дети по заданию ведущего придумывают собственную пословицу о труде, а затем прочитывают её, вслух и объясняют ее значение.

За каждый правильный ответ дается по одному балу. В конце конкурса балы подсчитываются, а участники награждаются памятными грамотами.

Перед началом конкурса дети делятся на 2 команды. В каждой команде выбирается капитан и придумывается название.

Здравствуйте, ребята сегодня у нас праздник. Он называется «Конкурс пословиц о труде». А вы знаете, что такое пословицы?

А вот послушайте, как говорит о пословицах С.И.Ожегов.

Пословица – это краткое народное изречение с назидательным смыслом. То есть с поучающим смыслом.

Ну что ж мы выяснили, что такое пословица, и теперь приступим к конкурсу. Он будет состоять из семи маленьких.

Дети отв. На вопрос.

I. Конкурс «Кто больше назовет пословиц».

Участники команд по очереди называют по одной пословице, побеждает та команда, которая скажет пословицу последней.

Участники команд по очереди называют пословицы, побеждает команда, назвавшая пословицу последней.

«Конкурс знатоков пословиц».

Я читаю одной из команд пословицу о труде и даю время 1 минуту на обсуждение значения, затем команда, которой давалось задание, отвечает, если ответ дан неверный или нет ответа у команды, то ответить может команда соперников.

  • Дело не голуби, не разлетятся.
  • Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи.
  • Работа с зубами, а леность с языком.
  • Один рубит, семеро в кулаки трубят.
  • Муравей не велик, а горы копает.
  • Своя ноша не тянет.
  • По работе и работника знать.
  • Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
  • Горька работа, да хлеб сладок.
  • С берега хорошо глядеть на гребцов.

Ведущий читает одной из команд неизвестную детям пословицу о труде и дает время 1 минуту на обсуждение значения, затем команда, которой давалось задание, отвечает, если ответ дан неверный или нет ответа у команды, то ответить может команда соперников.

III. Конкурс доскажи пословицу.

Я командам даю начало пословицы. Ее надо продолжить.

Скучен день до вечера, …

Командам дается начало пословицы. Ее надо продолжить.

IV. Собери пословицу

Я командам раздала карточки со словами пословицы, вы должны ее собрать и прочитать.

Делу время, а потехе час.

Командам раздаются карточки со словами пословицы, дети должны ее собрать и прочитать.

V. Нарисуй пословицу.

Вы должны нарисовать иллюстрацию к пословице.

Дети должны нарисовать иллюстрацию к пословице.

VI. Отгадай пословицу «Что мы делали не скажем, а что делали покажем».

Вы с помощью мимики, движений и жестов должны разыграть пословицу, а команда противник ее должна отгадать.

Терпенье и труд все перетрут.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Дети с помощью мимики, движений и жестов разыгрывают пословицу, а команда противник ее должна отгадать.

VII. Конкурс «Придумай пословицу».

Вы сегодня слышали много пословиц, которые вам знакомы, или до этого дня вы их не слышали, а теперь попробуйте придумать собственную пословицу о труде, а затем прочитывают ее вслух и объясняют ее значение .

Дети по заданию ведущего придумывают собственную пословицу о труде, а затем прочитывают ее вслух и объясняют значение.

За каждый правильный ответ я давала по одному балу. Сейчас мы подсчитаем балы и увидим, какая команда набрала их больше. Победителям вручается грамота «Мастеров пословиц» , а команда, занявшая второе место, получает грамоту «Знатоков пословиц» .

За каждый правильный ответ дается по одному балу. В конце конкурса балы подсчитываются, а участники награждаются памятными грамотами

Список используемой литературы.

1.ДальВ.И. Пословицы русского народа: сборник в 2-х томах Т.2 / Послесл. В.Аникина; Худож. Г.Клодт. – М.: Худож лит., 1984. – 399 с., илл.

2.ОжеговС.И. словарь русского языка. Около 57000 слов / изд 10-ое, стереотип / под ред. Н.Ю.Шведовой. – М.: Сов. Энциклопедия., 1973. – 846 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пословицы о труде

сборник пословиц о профессиях и труде.

Пословицы о труде

Пословицы о труде

Материал может быть использован как на уроке чтения так и во внеклассной работе.

Конкурс «Я люблю свой родной русский язык». Номинация: «Разработки мероприятий по внеурочной деятельности».

«Да здравствует русский язык!»Конкурсная игра по русскому языку.

Пословицы о труде

пословицы о труде.

Внеклассное мероприятие "Конкурс пословиц и поговорок"

В конкурсе могут принимать участие 2 – 4 команды учащихся 1-4 классов или среднего звена. Дети должны заранее приготовить пантомимы пословиц, нарисовать рисунки, подобрать книги.

Пословицы о труде

Пословицы о труде с картинками можно применять на уроках трудовой подготовки, при работе по профориетации.

Следующая пословица

Цель: рассказать о ценности пословиц и поговорок, способствовать расширению кругозора и обогащению словарного запаса обучающихся.

1. Развитие интеллектуальных, и творческих способностей обучающихся;

2. Выработать умения обоснованного употребления пословиц в речи;

3. Прививать интерес к устному народному творчеству;

4.Речевое развитие и обогащение словаря обучающихся;

Наглядность и оборудование:

- презентация «Пословицы и поговорки о труде»

Речевой материал:

Слайд 2.

Ход мероприятия

Воспитатель: - У русского народа очень много пословиц и поговорок. Пожалуй, больше чем у многих других народов мира. Эти мудрые изречения создавались и накапливались в течении многих веков. В них отражены повседневная жизнь людей, условия труда, культура.

Как правило, пословицы и поговорки легко запоминаются. В одном предложении заключён огромный смысл, есть ритм, рифма. Каждое слово весомо, содержательно и точно. О ценности русских пословиц, и поговорок сказано в них самих.

Вот, что говорили великие писатели о пословицах:

«Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых – не занятий, но наслаждений» Л.Н.ТОЛСТОЙ

«Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, - словом, всё шевелящее и задирающее за живое… Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами» Н.В. ГОГОЛЬ

«Русский народ создал огромную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки… Напрасно думать, что эта литература была плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом. Природой и почитанием отцов и дедов» А.Н. ТОЛСТОЙ

Слайд 3.

Чем пословица отличается от поговорки?

Пословицы — это краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа. Поговорка, как и пословица, — остроумное, меткое народное суждение, краткое по форме. Пословицы отличаются от поговорок своей законченностью. Пословица — законченная мысль, поговорка — только часть суждения.

Слайд 4.

-Отгадайте, где пословица, а где поговорка?

*Человек без Родины – что соловей без песни. (Пословица)

*Как сыр в масле катается. (Поговорка)

*Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (Пословица)

*Готовь сани летом, зимой - телегу. (Пословица)

*Говорит - что рублём дарит. (Поговорка)

Слайд 5.

Сегодня мы проверим, хорошо ли вы знаете пословицы и поговорки!

Воспитатель: - Ребята, послушайте маленькие рассказы и попробуйте подобрать к каждому из них подходящую пословицу.

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.

На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку, потому что он совсем не учил уроки.

(Всему своё время; Делу – время, а потехе – час; Лень – прежде тебя родилась.)

Слайд 6.

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

(Тише едешь, дальше будешь.)

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)

Слайд 7.

Давайте с вами поиграем. Разделимся на две команды. За правильно выполненные задания командам начисляются баллы. Та команда, которая наберёт большее количество баллов – и выиграет!

Наш первый конкурс – «Разминка».

Задание – продолжить пословицы и поговорки:

1. Что посеешь… (то и пожнешь).

2. Без труда… (не выловить и рыбку из пруда).

3. Сделал дело… (гуляй смело).

4. В гостях хорошо… (а дома лучше).

5. Взялся за гуж… (не говори, что не дюж).

6. С кем поведешься… (от того и наберешься).

7. Готовь сани летом… (а телегу зимой).

8. Как аукнется… (так и откликнется).

9. За двумя зайцами погонишься… (ни одного не поймаешь).

10. Заставь дурака богу молиться… (он себе и лоб расшибет).

11. Сколько волка не корми… (а он все в лес смотрит).

12. Чем дальше в лес… (тем больше дров). И др.

Игра «Путаница»

(Каждая команда получает лист бумаги, на котором написаны

«необычным» способом 2 поговорки или пословицы. Слова в них стоят на

своих местах, но буквы внутри каждого слова перепутаны. Команды

должны вернуть буквы на свои места и правильно прочесть поговорку или

Тексты пословиц:

1. Ш Е П С О И Ш П Ь - Е Й Д Ю Л Ш Е Ш И М Ь С А Н.

(Поспешишь – людей насмешишь)

2. Л О Ч К Н И О Д Л Е – Г Л Й У Я М Л Е С О.

(Кончил дело – гуляй смело!)

1. У С А Х А Р Т З А Л Г А Е К И Л И В.

(У страха глаза велики)

2. Л О Ч К Н И О Д Л Е – Г Л Й У Я М Л Е С О.

(Кончил дело – гуляй смело!)

Слайд 8.

(дети расшифровывают названия, выигрывает команда, которая быстрее

справляется с заданиями. Выигравшая команда получает букву).

Игра «Потерянные слова»

Воспитатель: - Я говорю начало пословицы, а вы должны её закончить.

Ученье свет, а ……(не ученье – тьма)

Волков бояться ….( в лес не ходить)

По одёжке встречают ,а …( по уму провожают)

Как аукнется …(так и откликнется)

В гостях хорошо, а ….(дома лучше)

Слово - серебро, а …..(молчание – золото).

Слайд 9.

Игра «Вопросы – шутки»

В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (Делать из мухи слона.)

Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? ( За словом в карман не полезет.)

О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что встающий рано утром человек успевает больше сделать за день? ( Кто рано встаёт тому Бог подаёт.)

Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? ( Положить зубы на полку.)

Слайд 10.

Игра «Пословицы в рисунках»

Команды иллюстрируют пословицы. Соперники по рисунку должны отгадать пословицу.

Слайд 11

Игра «Выбери пословицу»

Дано объяснение пословицы и ниже 3 пословицы. Вам надо найти подходящую пословицу.

Век – жизнь человека. Учиться можно в течение всей жизни, каждый день приносит новые знания. Так говорят в качестве доброго совета постоянно учиться или в шутку, когда узнают что-либо новое, чего до сих пор не знали.

- Век живи, век учись;

- Ученья корень горек, да плод сладок;

-Ученье свет, да не ученье – тьма.

Если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело. Так говорят, чтобы подбодрить себя или кого-то, когда решаются какое-либо опасное или неизвестное дело, связанное с риском.

- Волков бояться – в лес не ходить;

- Дело мастера боится;

- Чем дальше в лес, тем больше дров.

Слайд 12

Игра «Знаток»

По фрагментам пословиц нужно догадаться, о каком предмете, качестве или явлении идёт речь.

• Если своя, то не тянет. ноша

• Приходит во время еды аппетит

• Без труда из водоёма не вытащишь. рыбку

• Дорога к обеду. ложка

• По нему провожают. ум

• Города берёт. Смелость

Слайд 13.

Задание – к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу:

Булочника на хлебе не проведешь. Испанская пословица. (Старого воробья на мякине не проведешь.)

Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. Немецкая пословица. (Ищи ветра в поле.)

У кого болтливый рот, у того тело в синяках. Английская пословица. (Язык мой – враг мой.)

Тот не заблудится, кто спрашивает. Финская пословица. (Язык до Киева доведет.)

Ошпаренный петух от дождя убегает. Французская пословица. (Кто обжегся на молоке, дует на воду.)

Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец. Вьетнамская пословица. (Тише едешь – дальше будешь.)

Воспитатель:

- В каждой игре есть победители и проигравшие. Но, несмотря на это, можно сказать, что в нашей сегодняшней игре проигравших нет, так как каждый из вас получил новые знания о пословицах и поговорках о труде, а значит, стал умнее и смог лучше узнать культуру русского народа.

Читайте также: