Чей род того и рот пословица
Обновлено: 07.11.2024
села Пышлицы» Шатурского муниципального района Московской области.
урока- милосердия по литературному чтению во 2-а классе
«Всё начинается с мамы»
МБОУ « СОШ с. Пышлицы»
Цель: - способствовать развитию милосердия, терпимости.
Задачи: - воспитывать уважение к старшим;
- развивать мыслительные, творческие способности учащихся;
речь и её выразительность; уверенность в себе;
- обучать демонстрации способностей учащихся;
Оборудование: - репродукции картин о женщинах – матерях;
- презентация «Всё начинается с мамы»;
- рассказ В.А.Осеевой «Бабка»;
- у детей распечатанные листы с планом урока (пословицами, высказываниями бабушки)
1. Вступительное слово учителя.
Давайте прочтём тему нашего урока (слайд на экране «Всё начинается с мамы»)
- Ребята, а что начинается с мамы? (выслушиваются ответы детей)
- Мать. Она осязает, чувствует, любит своего ребёнка, волнуется,
страдает за него уже тогда , когда малыш только собирается появиться
Мама! Мама – первое слово, которое с радостной улыбкой произносит
Мама – это то слово, которое чаще всего повторяет человек в минуты
страдания и горя.
Мать любит своего ребёнка здорового и больного, талантливого и бесталанного, окружённого славой и неудачника. Мать всегда поймёт его страдания и протянет руку помощи, отдаст последний кусок хлеба.
- Когда мы молимся и просим помощи, мы обращаемся к Божьей Матери.
2. Актуализация знаний.
- Образ матери в веках был воспет в народном творчестве, художниками, поэтами, музыкантами. (Обращение к репродукциям картин и рисункам детей)
Ребята, сейчас я предлагаю обратиться к народному творчеству. Прочтём некоторые пословицы о матери.( Пословицы напечатаны на листках, дети читают по очереди)
При солнышке тепло , а при матери добро.
Материнская молитва со дна моря поднимает.
Мать кормит детей, как земля людей.
Материнская ласка границ не знает.
-Давайте попробуем объяснить смысл этих пословиц.
- А кто ещё знает пословицы о матери.(Высказывания детей)
3. Вводная беседа. Подготовка к восприятию.
- На доске среди репродукций картин художников о матерях есть фотопортрет замечательной писательницы Валентины Александровны Осеевой. Валентина Александровна несколько лет работала в детской исправительной колонии. Она очень хотела помочь подросткам понять и осознать свои плохие поступки и никогда больше не совершать их. Решила это сделать рассказами, которые писала, а потом читала их для детей колонии. У Валентины Александровны много поучительных рассказов, мы обязательно с ними продолжим знакомиться. А сегодня хочу вам и вашим мамам прочитать рассказ, в котором показана жизнь двух мам.
Я не буду говорить название рассказа, попробуйте угадать его после услышанного.
4. Чтение рассказа «Бабка» учителем.
- Кому понравился рассказ? (Почему?)
- Кому не понравился рассказ? (Почему?)
- Ребята, как бы вы назвали этот рассказ? Вспомним героев рассказа (бабушка, её дочь, зять, Борька –внук, товарищ)… (высказывание с объяснениями )
Учитель говорит название этого рассказа.
- Как вы думаете, почему так назвала свой рассказ Валентина Александровна?
(высказывания детей, мам, бабушек)
- Почему Борька покраснел, когда сказал товарищу, что бабку никто в доме не обижает?
- Почему , Борька так расстроился, увидев содержимое заветной бабушкиной шкатулки?
- Почему, когда Борька вернулся домой, колени его были в свежей глине.
- Давайте прочтём бабушкины высказывания, которые она говорила своим близким людям.
-Тёмный человек глух и нем.
- Чей род – того и рот.
- Не просто жить на свете.
-Всё хорошо: плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает.
- Старое что малое. Трудней всего три вещи в жизни – богу молится, долги платить да родителей кормить.
- Не я учу – жизнь учит. Что убьёте. То не вернёте.
- По морщинам жизнь человеческую, как по книге, можно прочитать.
- Что спил, что съел- царь коленом не выдавит.
- Обидеть - что ударить, приласкать –надо слова искать.
- Очень хочется, чтобы они пригодились в вашей семье.
Чему же учит этот рассказ? ( милосердию, терпению, терпимости,……)
(Можно вспомнить о прочитанной ранее басне Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»)
- В заключение урока хочется прочитать вам одно замечательное стихотворение. Послушайте его, посмотрев презентацию.
Утром две ладони, две больших руки
Мыли окна в доме, наперегонки.
Видно чья-то мама поднялась чуть свет.
«Мыла мама раму» - помню с детских лет.
Мыли раму спорно, только рядом вдруг
Появилась вскоре пара детских рук.
А через минуту с ними заодно
Две руки – малютки стали мыть окно.
И так они старались, что , конечно, там
Места не осталось маминым рукам.
Мене всегда приятно видеть то окно
Теплотой и дружбой светится оно.
- Тепла и дружбы вам в ваших семьях. Урок окончен.
При солнышке тепло , а при матери добро.
Материнская молитва со дна моря поднимает.
Мать кормит детей, как земля людей.
Материнская ласка границ не знает.
Высказывания бабушки.
-Тёмный человек глух и нем.
- Чей род – того и рот.
- Не просто жить на свете.
-Всё хорошо: плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает.
- Старое что малое. Трудней всего три вещи в жизни – богу молится, долги платить да родителей кормить.
Следующая пословица
Темный человек глух и нём.
Чей род-того и рот.
От плохого человек крепче делается.
Трудней всего три вещи в жизни — богу молиться, долги платить да родителей кормить.
Бог — судья, солдат — свидетель.
Обидеть — что ударить, приласкать — надо слова искать.
Жизнь учит.
Что убьете, то не вернете.
Что спил, что съел — царь коленом не выдавит.
Следующая пословица
Косточку можно вылечить дома, если мазать каждое утро.
Правительство срочно запретило продажу браслетов Бяньши! Оказывается, они.
Ужасный поступок школьницы на каникулах! Фото 18+
подбери пословицы разных народов о русском языке
Од
ин говорит – красно, двое говорят – пестро.
Во многом глаголании несть спасения.
И глух, и нем – греха не вем.
Много знай, да мало бай!
Много наговорено, да мало переварено.
Не спеши языком, торопись делом.
Говори с другими поменьше, а с собою побольше!
Кто говорит, тот сеет; кто слушает -собирает (пожинает) .
Блюди хлеб на обед, а слово на ответ!
Тара-бара — и вышло ни два, ни полтора.
За твоим языком не поспеешь босиком.
Замолола безголова.
Мелет день до вечера, а послушать нечего.
Полно плести, пора домой брести!
Язык болтает, а голова не знает.
Пустая мельница и без ветру мелет.
Язык наперёд ума рыщет.
Язык без костей – мелет.
За словом в карман не полезет.
Пасёное словцо за щекой.
На словах, что на перинке, а проснешься – наголе.
Так врёт, что с души прёт.
И красно и цветно, да линюче.
Свой язычок первый супостат.
Мужик рАжий, да язык-то вражий.
Язык до добра не доведет.
Кто бы и знал, коли бы не сам сказал.
Сама скажет сорока, где гнездо свила.
Ты, язычок, смалчивай: за тебя я бедку плачивал.
Для красного словца не пощадит ни матери, ни отца.
Красноплюй заговорит, всех слушателей переморит.
Что на уме, то и на языке.
Коротко да ясно. Отзвонил да и с колокольни.
Говорит направо, а глядит налево.
Речист, да на руку нечист.
Говорит красно, да слушать тошно.
Говорить беда, а молчать другая.
Ваши слова – хоть в Библию, а наши и в татарские святцы
не годятся.
Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет.
Язык мой, а речи не свои говорю.
Мал язык, да всем телом владеет.
Без русского языка не сколотишь и сапога
Всякая сорока от своего языка погибает.
Язык не лопатка: знает, что горько, что сладко.
У правого уши смеются, а у виноватого и язык уныл.
Дурное слово как смола: пристанет — не отлепишь
В прохладе живем: язык болтает и ветерок продувает.
Следующая пословица
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Читайте также: