Бог смеется над нашими планами поговорка

Обновлено: 04.10.2024

В пятницу мы составили план: утром собираемся и едем в город, отправляем посылку, забираем пришедшие через СДЭК заказы с фурнитурой, едем как можно быстрее обратно домой, мастер-класс, обед, снова мастер-класс, после чего до поздней ночи сидим и работаем.

Что сказать, нормальный план. На улице тепло, капает с крыши, в субботу обещают солнечно и небольшой дождь - по всей Челябинской области нет снега. Ноябрь, температура давно ушла ниже нуля, а снега нет. Все стоит серое, унылое.

А теперь представьте. Поздно вечером, из-за уральских гор прямо на наш город (подозреваю, что наш дом был в самом центре) выруливает снеговая туча шириной около 30 километров.

Фото автора Фото автора

Высота снежного покрова 35 сантиметров. За ночь выпало полторы месячных норм осадков. В 10 километрах севернее снега нет, 10 километров южнее - снега нет, нас же занесло по самое не хочу! Наша мастерская крайняя в посёлке, поэтому снега всега наносит очень много. Только калитку и место для разгона машины откапывал минут 40.

Звонок в небесную канцелярию ничего не дал, там сказали: "Ну вы же сами хотели снега, вот по просьбам трудящихся вам и насыпали". Метеорологи на Гисметео упорно писали: "Через два часа в центре начнётся. дождь". Похоже со времён старика Мерлина точность их прогнозов осталась той же.

Фото автора Фото автора

Центральные дороги в городе частично почистили, но общественному транспорту досталось сильно. Наша машинка Веста СВ Кросс показала себя с наилучшей стороны, но и ей потребовался час в один конец города, потом час в другой конец. Потом нам позвонили об отмене мастер-класса, на низкой машине люди даже не смогли выехать из двора.

Вот такие картины можно было встретить в городе Вот такие картины можно было встретить в городе

Потом позвонили по поводу отмены второго мастер-класса. На джипе люди могли пробиться, но решили, что лучше технику не насиловать. Договорились на вторник.

Только в 16.00 мы вернулись из города. Пообедали и пошли всей семьёй заниматься художественной резьбой лопатами по сугробам, которая продолжалась до позднего вечера.

Фото автора Фото автора

Как вы уже догадались, в мастерскую мы в этот день зашли только один раз. Посмотрели устало на стол, выключили программатор остывшей печи, сварили вкусный кофе и пошли домой к детям, которые уже успели раздеться, ставили чай, готовили на стол и весело сушились.

Вот такой интересный и продуктивный выдался день - суббота 9 ноября. В последнее время мы начали задумываться: не был ли ошибкой переезд в дом и строительство мастерской вне города, может быть, нужно было арендовать подвальчик или офис где-нибудь в городе, а жили бы в квартире. Да, места будет меньше, коммуналка дороже, но на дом тратится очень много времени, которое можно было бы потратить на детей, на любимую работу.

Как же не планировать?

Но Вуди Аллен был и остаётся (ему в декабре 2021 г. будет 86 лет) автором юмористических рассказов и скетчей, режиссером и актёром, герой которого "городской невротик", пессимист, всё время тревожится и выглядит беспомощно, но тем не менее ему всегда необычайно везёт.

Поэтому он с полным правом говорит: "Если хочешь рассмешить Бога. "

И вот ещё одна цитата В. Аллена, которая помогает лучше понять его слова про "рассказать Богу о своих планах":

Одна из самых известных острот Вуди Аллена (из к/ф "Энни Холл", 1977 г.) Одна из самых известных острот Вуди Аллена (из к/ф "Энни Холл", 1977 г.)

Мы ощутили на себе нестабильность жизни: мы практически живём в одном пролонгированном кризисе, а события 2020 г. нежданно-негаданно внесли непредсказуемость во все сферы жизни.

Следующая пословица

У каждого из нас есть какие-то планы. Мы о чем-то думаем, на что-то рассчитываем и, соответственно, что-то планируем. Планы бывают грандиозные, от которых буквально захватывает дух, и весьма скромные, такие, что и близким друзьям не расскажешь — в виду их мизерности. Есть свои планы у тех, кто владеет этим миром, у политиков и олигархов, и есть они у отогревающихся где-нибудь у теплотрассы бомжей. Разные у тех и у других, конечно. Но одна их общая отличительная особенность заключается в том, что все они носят личный характер.


Нет, планы, конечно, могут касаться многих людей, они могут быть глобальными, наполеоновскими, могут иметь своей целью ни много, ни мало — переустройство целого мира. Но они все равно будут личными — рождающимися из личности планирующего, из обстоятельств его жизни, из тех возможностей, которыми он располагает или надеется располагать. И если человека проявляют, показывают его мысли, слова, поступки, то планы — тем более: ведь именно в них находит свое воплощение нечто самое главное и в то же время сокровенное, таящееся в душе.

Поэтому, пытаясь разобраться в себе и в жизни своей — кто мы, чего стоим, — не в последнюю очередь стоит спросить себя: «А каковы мои планы? Чего я хочу, к чему стремлюсь, какие перспективы — и отдаленные, и ближайшие, — влекут меня к себе?». Я не уверен, правда, что ответ на этот вопрос будет легким. Не потому, разумеется, что большинство людей этого не знает. Просто очень часто, что-то планируя и рассчитывая, человек превращается в некий придаток, в преданного служителя своих собственных намерений. Не он уже управляет ими, а они им. Они становятся для него главной, основной реальностью, он искренне уверен, что именно они и есть жизнь, как таковая, а другой просто и быть не может. И оттого подчас так трудно бывает дать как кому-то со стороны, так и себе самому этот ответ.

А есть ведь и другой вопрос. Гораздо более сложный: «Ты планируешь, рассчитываешь… Но уверен ли ты, что в этом есть смысл, что ты не обманешься в своих ожиданиях, не пожалеешь о потраченном времени? Что в какой-то момент не окажешься похожим на бегуна, который только взял разгон, только набрал скорость, как врезался вдруг в неожиданно выросшую перед ним стену? В ту стену, которой оказывается для человека то, чем все кончается здесь, — смерть?»

И на него ответить непросто. И, кроме того, страшно. Ведь задумываться об этом — значит подвергать все — и себя самого, и жизнь свою в целом, — ревизии, допускать возможность того, что и сделанное, и планируемое может оказаться напрасным, не стоящим в действительности ни средств, ни усилий, ни, тем паче, времени, которое уходит, а его не вернешь.

И еще есть вопрос, который и важней, и в то же время сокрушительней двух предыдущих. Вопрос, которым вряд ли задастся человек, от Бога далекий, и которым вместе с тем поразительно редко задаются люди, в Бога, казалось бы, верующие: «А есть ли в моих планах и расчетах Господь? Что думает Он о том, чего я хочу и чего добиваюсь? Угодно ли это Ему?»

Это вопрос, с которого вообще все надо было бы начинать. Без него — любые планы, цели и свершения, словно строение без фундамента, которое и до бурных порывов ветра, и до разлития рек (см.: Мф. 7, 25, 27) может рухнуть под собственной тяжестью, не имея скрепляющей его основы. Такое здание — это, по сути, весь окружающий нас сегодня мир, построенный людьми, которые меньше всего озабочены тем, что думает о них Господь. Вот отчего в нем так неуютно жить, почему он так неустойчив, так нестабилен. И каждый кризис, переживаемый им, экономический или военный, при всей своей «рукотворности», служит побуждением к тому, чтобы задуматься об Основе — для тех, кто в принципе к этому способен. Много ли еще таких? — Наверное, нет. По крайней мере, мир становится еще неустойчивей и еще нестабильней.

И все равно люди планируют! Их планы не совпадают друг с другом, приходят в состояние конфликта, конфликтуют между собой и сами люди, и не только люди, но и целые их сообщества, и целые страны, и международные коалиции. И все это находится в движении — кажется, нескончаемом, неостановимом. Но это только кажется.

Есть сегодня такая расхожая фраза, ее разве что на заборе не увидишь, а так — везде: «Хочешь насмешить Бога, расскажи Ему о своих планах». Однако мало кто рассказывает. А если и рассказывает, то не ждет их оценки.

Господь же над планами людскими не смеется. Он скорее плачет. Точно так же, как плакал, взирая на Иерусалим, предвидя его падение и гибель (Лк. 19, 41). Плакал, стоя у врат города, в котором тысячи людей жили, чего-то хотели, чего-то искали, но только не Его. Плакал об этом городе и о всех подобных ему городах, обреченных, но обреченности своей не ведающих.

Есть, конечно, и другие планы… Такие, над которым не плачет Господь. Такие, которые Он благословляет и за исполнением которых следит, подобно отцу, с улыбкой глядящему на сначала неуверенные, а потом все более и более твердые шаги своего недавно вставшего на ноги малыша.

Это планы тех, кто… и не планирует в общем-то ничего. Кто просто стремится во всем и всегда исполнять Его волю. Кто любит мир и людей подобно Ему. Кто понимает ограниченность всего земного и бесконечную ценность вечного. Кто ради этой вечности живет и к ней обращает сердца тех, с кем встречается на путях жизни своей. Кто принимает Божии планы и становится их участником…

Следующая пословица

Смеющийся Демокрит. Художник: Хендрик Тербрюгген, 1628

Смеющийся Демокрит. Художник: Хендрик Тербрюгген, 1628

Библейский взгляд мудреца на дела, «которые делаются под солнцем», – это книга Екклесиаста. Чрезвычайно грустная книга, меланхоличная, снимающая одну за одной все маски с перепуганного лица заблудившегося человека. Богатство суетно, мудрость относительна, смерть неизбежна, справедливость желаема, но незаметна. И все оттого, что свет Воскресения отсутствует в этой книге. Еще не открыто Небо, еще не омыты грехи и не искуплен человек. И если у других пророков есть надежда и все сердце их в будущем, в царстве Мессии, то у Екклесиаста есть только круговращение одного и того же и неизменная грусть от созерцания этого огромного крутящегося колеса. Таково же мировоззрение Омара Хайяма, такова же грусть мудрецов Востока. Книгу Екклесиаста нужно прописывать как лекарство людям суетным и взбалмошным, не умеющим сконцентрироваться ни на одном предмете надолго. Тем, кто, вопреки очевидностям и неизбежностям, хочет превратить жизнь в нескончаемый праздник. Тем, кто упорно не замечает или делает вид, что не замечает, глубокую трагичность человеческого бытия.

Бывает коллективный оптимизм, навязанный официальной идеологией. Это находим в истории. А бывает никем вроде не навязываемая, массовая придурошливость, когда кругом одно «хи-хи» и «ха-ха» как проявление общей игривости и якобы беззаботности. Может, это просто коллективный невроз, просто попытка скрыться в стихию смеха как в норку или разрядить накопленную нервную усталость. Жить ведь тяжело, а думать страшно. И вот уставший и перепуганный человек бежит туда, где хохочут. Бежит так, как бежит испуганное дитя, чтобы уткнуться в мамины колени.

При этом смех у нас вполне публичен, вписан в общественные нормы и привычки. Как говорил в сердцах герой – он же и автор – поэмы «Москва – Петушки» (текст даем без купюр):

«О, позорники! Превратили мою землю в самый дерьмовый ад – и слезы заставляют скрывать от людей, а смех выставлять напоказ! О, низкие сволочи! Не оставили людям ничего, кроме “скорби” и “страха”, и после этого – и после этого смех у них публичен, а слеза под запретом. » (Ерофеев В. Москва – Петушки. Глава «113-й километр – Омутище»).

Действительно, смеяться можно не стыдясь, на людях, а чтоб поплакать, нужно хорошенько спрятаться от чужих глаз и фальшивого сострадания. Отчасти потому и святая Библия у нас отсутствует в общественном пространстве. Еще бы! Там в Ветхом Завете сказано: О смехе сказал я: глупость!, а о веселье: что оно делает (Еккл. 2: 2). И еще: Смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это – суета! (Еккл. 7: 6).

А в Новом Завете тоже находим: Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете (Лк. 6: 25). Или такое: Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль (Иак. 4: 9). Возьмешь Библию в руки – и не смешно сразу. А смеяться хочется. Значит – долой Библию! Вот так и живем.

Конечно, и смех не всегда один и тот же. Греки различали смех гомерический (это хохот бессмертных богов при взгляде на человеческую комедию и при участии в ней) и сардонический. Последний был смехом умирающего, по сути – горькой прощальной усмешкой или последним проявлением мужества. Гляньте ради интереса на 13-й минуте фильм «Богдан Хмельницкий» 1941 года выпуска. Там поднятые на дыбы, задыхающиеся в кострах, разведенных под их ногами, казаки говорят: «Смейтесь, братья, над ляхами! Смейтесь!» И начинают действительно хохотать страшным хохотом умирающих людей. Такой смех зритель не подхватывает. У него другое назначение. От такого смеха зрителю хочется плакать.

Еще греки имели в своем багаже двух философов, которых сильно любили и поминали вместе в Средневековье. Это Демокрит и Гераклит. Демокрит учил об атомах, из комбинаций которых состоит мир. Гераклит за 500 лет до Иоанна Богослова учил о Логосе, Который управляет Вселенной. Оба были выдающимися людьми не только своей современности, но и всей мировой истории. При этом Демокрит часто смеялся, а Гераклит столь же часто плакал. Так они и вошли в историю – как «смеющийся Демокрит» и «плачущий Гераклит». В данном случае смех и слезы были из одного источника. Просто Демокрит, когда отрывался от своих размышлений и переводил взгляд на людей и их повседневные дела, не мог сдержать смеха от зрелища очевидной ничтожности наших занятий и глупости большинства из них. За это его считали безумцем, и легендарный Гиппократ должен был осмотреть философа и засвидетельствовать, что тот не только нормален, но и более умен чем кто бы то ни было. Гераклит же, глядя на ту же самую суету и бытовое безумие, не мог сдержать слез.

И Лазарь громко захохотал: «Глядите: глина ворует глину!»

Святые смеются редко и чаще всего там, где грешнику совсем не смешно. Известно предание о Лазаре, которого Господь Иисус воскресил из мертвых. Лазарь никому ничего не рассказывал о своем смертном опыте и никогда не смеялся. Даже не улыбался. Причина ясна, но что именно он пережил, мы можем только догадываться. Но все же однажды Лазарь громко и весело захохотал. Смех был вызван зрелищем того, как некий вор крал со двора горшечника глиняные горшки. Ну и что здесь смешного? Лазарь же сказал: «Как же! Глядите: глина ворует глину!»

Мы на этом месте точно бы не смеялись. Потому что видели бы только вора и уносимое чужое имущество. А Лазарь видел из глины сотворенного человека (все мы – одушевленная глина), который крадет другую глину! Это было глазам святого уморительно! Другие глаза и другой опыт нужно иметь, чтобы засмеяться в этих обстоятельствах. Вот почему святые смеются там, где грешнику не смешно. Там же, где грешнику смешно, святые чаще плачут.

В каноне Великой пятницы аду приложен эпитет «всесмешливый». Ему мало проглотить свою добычу. Он проглатывает ее с хохотом, и хохот этот жуток. Ад не знает ни сытости, ни милосердия.

31 мая 1223 года объединенное войско русских и половцев было наголову разбито татарами на реке Калке. Всех пленных казнили. Князей особо. Их связали и бросили на землю. Сверху положили настил из досок, на котором победители устроили пир. Тяжестью пирующих князья были удушены и раздавлены. Их стоны, видимо, заглушал хохот и крики пирующих победителей. Примерно так смеется и ад.

Поставить ногу на горло поверженного врага и злобно захохотать может человек? Еще как может! Вот это и есть человеческий вариант адского смеха: радость, рожденная чужим несчастьем. В Библии находим много примеров такого злого смеха. Вот что говорит плененный и обреченный на смерть царь хананеев Адони-Везек:

«Семьдесят царей с отсеченными на руках и ногах их большими пальцами собирали крохи под столом моим; как делал я, так и мне воздал Бог» (Суд. 1: 7).

Можно живо представить себе, какую злую потеху доставляли этому историческому персонажу ползающие под его столом и изувеченные бывшие цари. Только представьте себе, что значит собирать крошки, не имея больших пальцев на руках, и вы оцените цинизм и злую насмешку победителей.

Еще есть Хам, который посмеялся над обнажившимся отцом и позвал братьев разделить веселье. Еще есть филистимляне, которые, обманув Самсона, ослепили его. А потом на праздник вывели из темницы, чтобы позабавиться: «И призвали Самсона из темницы, и он забавлял их» (Суд. 16: 25). Еще есть жители неприступного Иерихона, которые шесть дней подряд наблюдали за тем, как евреи ходят вокруг стен их города, неся ковчег и трубя в трубы. Надо думать, они надрывали животики, наблюдая за этой бесполезной (как казалось) церемонией. Смех окончился на седьмой день, когда стены рухнули и начались резня и истребление (см.: Нав. Гл. 6). Собственно, и филистимлянский смех закончился, когда Самсон обрушил на головы их и свою дом, в котором проходило пиршество. Проклятием закончился смех Хама. Неслыханным потопом закончился смех людей, 120 лет наблюдавших за работой Ноя. Тот строил огромных размеров судно вдали от морского берега или большой реки. Без парусов, окон, руля, более похожее на огромный сундук, это судно и работа по его изготовлению были бесплатным «Камеди клабом» для тогдашних любителей посмеяться. Ной строил и говорил: «Будет потоп, будет потоп». Никто не верил, и все веселились. Потом небо почернело, и смех прекратился…

В Библии такого много. Гордый, циничный, жестокий, презрительный смех то и дело встречается на ее страницах. Но все эти виды смеха, как правило, внезапно обрываются. И совсем худо для только что смеявшегося, если наступит время над ним посмеяться Господу. А ведь написано об отступниках, и не простых, а о целом собрании князей и царей, собравшихся против Бога:

Живущий на небесах осмеет их, и Господь опозорит их (Пс. 2: 4).

Мы так любим похохотать! Вот почему Библия у нас отодвинута от центра общественной жизни

Вот почему Библия отодвинута от центра общественной жизни. Ведь мы так любим по делу и без дела похохотать, а жизнь весьма серьезна. Мы бы не прочь все дни жизни превратить в карнавал, но она серьезна настолько, что и простой взгляд на нее смывает с лица неуместное веселье. И пусть смывает. Потому что при внимательном взгляде на жизнь кто не поймет боль Иеремии:

О, кто даст голове моей воду и глазам моим источник слез! Я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего (Иер. 9: 1).

А уже потом, после благословенных и уместных слез, и только после них, приходит благословенное веселье. Об этом тоже написано:

Вот он ВУКА-мир:

Согласитесь, так и есть? Слайд из лекции "Теория коммуникаций", РАНХ. Согласитесь, так и есть? Слайд из лекции "Теория коммуникаций", РАНХ.

Теперь понимаете, какой глубокий смысл высветился спустя годы, в крылатом выражении комика-пессимиста:

Согласны ли вы с этим высказыванием? Напишите своё мнение в комментариях! Согласны ли вы с этим высказыванием? Напишите своё мнение в комментариях!

Заканчиваю статью и теперь не понимаю сама: планировать или не планировать? Вернее, есть ли смысл тщательно планировать и на какой временной период?

А что Вы думаете, Уважаемый Читатель и Собеседник?

Напишите в комментариях, как у Вас получается планировать или наоборот, не планировать?

Поставите ли статье отметку "нравится" ?

Желаю Вам успешных дел! И берегите себя!

С уважением к Вашему мнению, Алла Август, автор Дзен-студии "Подняться выше" (приглашаю подписаться)

Следующая пословица

ВУКА – это аббревиатура для сегодняшней реальности, расшифровку которой я дам дальше в статье. А сначала давайте поговорим о правиле не смешить Бога своими планами. Когда я не знала, кто её автор, я искренне не понимала ни смысла, ни иронии.

Только такой человек, как Вуди Аллен, одна из ипостасей которого актёр-комик (стендапер), мог скрыть в своей фразе и комичность, и пессимизм.

Вуди Аллен не строит планов (как "Ален Делон не пьёт одеколон") Фото В. Аллена из Яндекс-картинок. Вуди Аллен не строит планов (как "Ален Делон не пьёт одеколон") Фото В. Аллена из Яндекс-картинок.

Ведь согласитесь, сложно представить, как смеётся Бог над человеком, который ответственно подходит к жизни: планирует что-то, обсуждает свои планы, декларирует их, чтобы, например, замотивировать себя на их выполнение.

Планирование всегда было признаком адекватности и развития чего бы то ни было. Эффективный план – это перечень больших и мелких дел на пути к цели. Как же идти к результату, не планируя шаги?

Читайте также: