Без памяти нет совести смысл пословицы

Обновлено: 25.12.2024

Тип классного часа: классный час – размышление.

Цели и задачи:

-развивать умение аргументировать свою точку зрения;

- формировать нравственные качества учащихся;

- расширить знания детей о памяти, о совести;

-воспитать чувство уважения к прошлому.

Оборудование: Интерактивная доска, книжная выставка.

Формы и методы обучения:

-система вопросов ( учитель является модератором беседы и высказываний учеников в течение всего классного часа);

Предварительная работа

-подбор высказываний, отрывков, раскрывающих тему классного часа;

Ожидаемые результаты классного часа

В результате проведения классного часа учащиеся смогут:

-уважительно относиться к прошлому;

-чтить семейные традиции;

-нести ответственность за свои поступки.

1 Организационно-мотивирующий этап.

2.Вступительное слово учителя.

3.Работа с отрывком из повести Ч.Айтматова.

8.Фрагменты работ учащихся.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Ребята, на доске вы видите слова: память, совесть, совестливый, беспамятный, безответственный, Как вы понимаете значения этих слов? Встречали ли вы в жизни совестливых, беспамятных, безответственных людей?

Зачитайте свои ответы.

Слово учителя.

«Без прошлого нет будущего!» - эти слова мы слышим очень часто. Кажется, что эта фраза утратила свою значимость, но жизнь постоянно напоминает нам о необходимости помнить свое прошлое.

Из домашнего задания.

А знаете ли вы свою родословную? Храните ли вы память о своих предках? От кого вы узнали о них?

Ребята, именно память дает нам силы верить. В нашем мире все взаимосвязано. Что станет с человеком, если разорвется нить, связывающая его с семьей, с родом?

Я хочу предложить вашему вниманию диалог из повести Ч. Айтматова «Белый пароход».

«- Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то они испортятся.

- Кто испортится? Люди?

- Дед говорит, что тогда никто не будет стыдиться плохих дел, потому что дети и дети детей о них не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что все равно дети об этом не будут знать».

Беседа по отрывку.

О чем этот диалог?

Согласны ли вы с тем, что люди должны помнить свое прошлое и нести ответственность за свои поступки?

Что произойдет, если человек забудет о своих корнях, о своих традициях?

Действительно, мы должны помнить свое прошлое и быть наследниками прошлого, и тогда мы будем совершать только добрые дела. Об этом говорят, пишут многие известные люди.

Ребята, известно ли вам имя Д.С.Лихачева? Что вы знаете о нем?

(Информация учащегося, подготовившегося к домашнему заданию)

Презентация по теме «Память-основа совести и нравственности» ( высказывания Д.С.Лихачева из книги «Письма о добром и прекрасном»)

« Память противостоит уничтожающей силе времени.»

Слайд 2 «Беспамятный - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.»

Слайд 3 « Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих…»

Слайд 4 « Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного… Без памяти нет совести.»

Слайд 5 « Память – основа совести и нравственности…»

Слайд 6.»Память-способность помнить, не забывать прошлого, свойство души хранить, помнить сознанье о былом» (В.И.Даль).

Учащиеся участвуют в диалоге с учителем, отвечают на вопросы по высказываниям Д.С.Лихачева

В чем хочет убедить нас Д.С. Лихачев?

Согласны ли вы с мнением автора, что «беспамятный – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки»?

В «Толковом словаре» В.И.Даля дано такое определение совести: «нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка».

Что бы вы добавили к определению совести?

4. « Память-способность помнить, не забывать прошлого, свойство души хранить, помнить сознанье о былом» (В.И.Даль).

Какие поступки вы бы хотели сохранить в своей памяти, а какие вычеркнуть из нее?

Ребята, мы познакомились с высказываниями Д.С.Лихачева, узнали определения совести и памяти по словарю В.И.Даля. А теперь послушайте отрывок статьи М.Власова «Потерявшие победу».

Ученица читает отрывок из статьи М.Власова «Потерявшие победу» (домашнее задание)

Недавно я прочитала статью М.Власова «Потерявшие победу». Автор вспоминал рассказ легендарного вратаря Владислава Третьяка о знаменитой суперсерии далекого 1972 года, когда на ледяной арене советские хоккеисты сошлись с «суперзвездами» Канады. Тогда советская команда выиграла, но серию из восьми матчей проиграла. В.Третьяк сказал: «Может быть, и хорошо, что мы проиграли… Если бы выиграли, то канадцы об этих играх сразу бы забыли, а мы скорее всего тоже недолго бы помнили…» М. Власов считает, что причины спортивных поражений и сегодня кроются не в тренерских просчетах, а в нашем безразличии к прошлому. Важен не проигрыш, не победа, а то, что за ними стоит, - дух народа, его воля. «Мы не умеем помнить. Мы не умеем хранить. Мы не ощущаем себя наследниками великой истории … У нас перерезаны кровеносные сосуды священной памяти, которые питают современников силой, надеждой и верой предков», - с горечью говорит М. Власов.

Вопросы учащимся:

Считаете ли вы, что для победы необходима связь с прошлым?

Что нужно сделать для того, чтобы ощущать себя частью своего народа?

Рефлексия классного часа.

-О чем вас заставил задуматься М.Власов?

- Чем была полезна для вас тема, которую мы сегодня рассматривали?

- Где и как вы сможете использовать то, о чем мы вели сегодня разговор?

- Ответы на какие вопросы вызвали у вас трудность?

-Какие советы вы бы дали своим сверстникам?

Выводы учителя.

Сегодня я поняла, что у вас правильное представление о нравственных понятиях: память, совесть.

Память существует в трех измерениях: она направлена в прошлое, действует в настоящем, устремлена в будущее. Можно ли жить без памяти? Конечно же, нет! Ведь память – предостережение и урок, а иногда – и укор! Нам всем необходимо об этом помнить.

1.Мои мысли после классного часа по теме «Память-основа совести и нравственности»

2. Что будет, если ты перестанешь отвечать за свои поступки? (Можно письменно)

Фрагменты работ учащихся.

«Размышляя о памяти и совести, приходишь к выводу, что без этих двух важнейших ценностей невозможна жизнь. Память и совесть были и остаются основами души любого нравственного человека»

« Совесть и память! Мы часто говорим об этих понятиях на уроках. Но то, что я услышала сегодня, заставило меня задуматься. А есть ли во мне память о моих предках? Ведь память и совесть- это главные нравственные ориентиры, к которым всегда стремимся, чтобы сохранить все хорошее и стать лучше».

«Память и совесть-это понятия, без которых человек не может быть Человеком»

«Я никогда не задумывалась о том, откуда происходят слова и понятия «род». «народ», «Родина», «природа». А ведь у этих слов один корень, Нам нужно об этом помнить. Готовясь к подборке домашнего задания, я нашла интересную цитату: «Убита память- кончается человек, а там и род угасает, и народ несет потери, и природа оскудевает, все дальше, как море, в часы отлива, уходит от нас».

Следующая пословица

Загрузить презентацию (333 кБ)

  • формирование представлений о творческом наследии Д.С. Лихачева;
  • развитие интереса у учащихся к личности Д.С. Лихачева;
  • осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Слово учителя.

Несколько минут назад прозвенел “школьный радостный звонок, и внимание с тишиною к нам” пришло на урок.

  • “Этот, несомненно, великий человек был полон ощущения радости жизни”.
  • “Им была прожита долгая жизнь посреди катаклизмов – сменявших друг друга эпох”.
  • “Он вводил нас в мир высокой культуры и полузабытых ценностей жизни”.

Хотелось бы, что бы вы сегодня серьёзно задумались о своих жизненных целях в предстоящем учебном году.

  1. Каково лексическое значение слов: память, совесть?
  2. Как они связаны?
  3. Зачем человеку дана совесть?

(совесть может предотвратить плохой поступок; совесть дана человеку для того, чтобы контролировать свои поступки, исправлять недостатки …)

На данные и многие другие вопросы можно найти ответ в 46-ти письмах Дмитрия Сергеевича. В них жизненный опыт, который автор “пытался обобщить”.

“Я не только излагал свой опыт – я и осмыслял свой опыт. Мои письма наставительные, но, наставляя, я наставлялся сам”.

О чём же беседует Лихачев?

1. Письмо третье. Самое большое. (слайд №4)

“Самая большая цель в жизни – увеличивать добро в окружающем нас… Добро – это прежде всего счастье всех людей”.

“Любовь должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях”.

- К чему может привести слепой восторг?

(к нравственному уродству, нацизму)

“Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость”.

2. Письмо четвертое. Самая большая ценность - жизнь. (слайд №5)

“Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира, растений, жизнь культуры, жизнь на всем её протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем …”

III. Работа с текстом.

О том, как нужно воспитываться “в моральном климате памяти”, говорит Дмитрий Сергеевич в сороковом письме “О памяти”.

Подробно рассмотрим именно это письмо. (слайд №6)

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена …
А.С.Пушкин

“Память - одно из важнейших свойств бытия”.
И.А. Бунин

Памятью обладают отдельные растения, камень, древесина, птицы…

- А что такое “генетическая память”? (информация, переходящая из одного поколения живых существ к следующим).

У Р.Рождественского есть слова:

“Это нужно не мертвым,
Это надо живым!”

- Как вы понимаете эти слова?

(Помнить погибших в годы Великой Отечественной войны – наш долг. Память - преодоление времени … смерти).

“Беспамятный” - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный и неспособный на добрые бескорыстные поступки”, - пишет Лихачев в своем письме.

- Можно ли управлять памятью?

(Невежественный человек напрасно думает, что его поступок не сохранится в памяти окружающих. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее соединяется с прошедшим).

“Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого, но, если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки”.

Без памяти нет совести. Без совести нет памяти. Смысл тот же или иной?

Личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к родным, близким, предкам, к их традициям.

Вспомним А.С. Пушкина:

Два чувства дивно близких нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.

1. О чем Пушкин заставляет задуматься?

2. Стоит ли стыдиться прошлого с его ошибками и тяжелыми воспоминаниями?

3. Стоит ли думать только о будущем? (Нет, нужно жить настоящим, иначе будущее может не наступить (И.А.Бунин “Господин из Сан - Франциска”)

4. В каких произведениях звучит тема памяти? (А.С. Пушкин: “Воспоминания в Царском Селе”, “Евгений Онегин”, “Борис Годунов”, “Арап Петра Великого”…)

IV. Итоги урока.

Так что же такое, по мнению Д.С. Лихачева, память? Совесть?

(Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, память – одна из основ поэзии, память – наше богатство.

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом)

В “Толковом словаре русского языка” лексическое значение этих слов обозначено так:

  1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления;
  2. Воспоминания о ком-либо или о чем-либо;
  3. Способность осмысленно воспринимать окружающее, отдавать отчет в своих поступках, чувствах;
  4. Сознание.
  1. Чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом
  2. Нравственные принципы, взгляды, убеждения.

- Что же получается в итоге?

- Научная общественная деятельность Д.С. Лихачева отмечена целым рядом общественных и государственных организаций. Он обладатель российских и зарубежных орденов, премий. Его имя присвоено в 1984 году малой планете №2877. Он, учитель и наставник молодежи, остался в памяти многочисленных читателей.

Он одарил нас вечным светом,
Добром таланта своего.
Он весь – частица нас, и в этом
Залог бессмертия Его!

Следующая пословица

Открытый урок в 11 классе. УМК: Н.Г.Гольцова. Учитель: Павлова Наталья Викторовна.

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым (систематизация и углубление знаний)

Цель: систематизировать и углубить знания учащихся об условиях постановки-отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.

Задачи:1. Схематизировать условия постановки-отсутствия тире между подлежащим и сказуемым, отработать правила постановки-отсутствие тире между подлежащим и сказуемым через работу с пословицами и текстом.

2. развивать образное и логическое мышление, умение обобщать, анализировать, схематизировать, сравнивать, развивать речь.

3. воспитывать любовь к слову, уважительное отношение к родине, людям, истории.

1.Орг. Момент. Приветствие. Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. С каким настроением пришли на урок. Посмотрите за окно. Какая там прекрасная погода, светит солнце и на душе так же тепло и хорошо. Давайте улыбнемся такому прекрасному дню и друг другу.

В конце учебного года нам предстоит сдача ЕГЭ по русскому языку. Сейчас я предлагаю выполнить следующее задание: (Слайд 1) Что неправильно в этих предложениях?. Какие ошибки увидели?. Называют ошибки (орфографические и пунктуационные).

Учить ум тачить.

Смех точьно кашель.

Творчество втарая жызнь.

Курить здаровью вридить.

Шестью шесть сорок девять. ( математическая ошибка, интеграция)

Любить иных тижелый крест.

Беднасть не порок.

Он- великий человек

-На какое пунктуационное правило записаны предложения? (тире между подлежащим и сказуемым?

-Возникли ли у вас трудности со знаками препинания?

-Какая проблема возникает? Достаточными ли мы обладаем знаниями, чтобы прямо сейчас безошибочно поставить тире?

-Значит, о чем мы будем говорить на уроке. что мы будем повторять? Формулировка темы урока.

-Эта тема вам знакома? В каком классе её изучали?

- Каким способом мы достигнем цели урока? Что нам предстоит сделать? Какие цели поставим перед собой?

-Для чего нужны знания по этой теме лично вам, кроме сдачи ЕГЭ? Где в жизни могут пригодится эти знания?

2 Актуализация знаний. Полученных ранее(В 8 классе)

-Вспомните условия постановки- отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.

-А теперь обратимся к теоретическому материалу учебника. Параграф 73, стр. 236. Внимательно его изучите, что нового вы узнали? Какие условия выбора тире а предложении вам были неизвестны?

Работа в группах. Схематизируйте условия постановки (1 группа) и отсутствия (2 группа) тире между подлежащим и сказуемым, используя материал учебника. Схемы условий начертите на доске 1 гр- в правую колонку, 2 гр.- в левую.

На доске учащиеся схематично изображают условия постановки- отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.

-А теперь сравните правую и левую колонку, что общего и чем различаются условия постановки- отсутствия тире?

Каждая группа на каждое условие приводит примеры. Доказывает.

А теперь вернемся к пословицам (слайд1) и посмотрим, с каким предложениями возникли трудности. Попробуйте теперь объяснить пунктуацию в них, пользуясь нарисованной на доске таблицей. Запишите предложения, расставьте знаки препинания, вставьте буквы.

3. Отработка умения постановки- отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.

Работа в парах. Выполнение упражнения 346

Взаимопроверка по слайду 2, на котором записаны предложения из упражнения с расставленными знаками препинания.

Все ли ошибки увидели? Все ли смогли объяснить? Объясните смысл пословиц.

Работа с текстом. Прочитайте выразительно текст (Читает ученик)

Прочитайте текст, определите тему, основную мысль и проблему текста. Выпишите предложения на изученную тему «Тире между подлежащим и сказуемым».

Память одно из важнейших свойств бытия…

Это важнейший творческий процесс. Запоминается то что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт образуется традиция.

Память противостоит уничтожающей силе времени.

Память преодоление времени преодоление смерти.

В этом величайшее значение памяти.

«Беспамятный» это человек неблагодарный безответственный а следовательно и не способный на добрые бескорыстные поступки.

Безответстве(н,нн)ость р..ждает отсутствие сознания того что (ни)что (не) происходит бе..следно. Человек с..вершающий (не)добрый поступок думает что поступок этот не сохр..нится в его личной памяти в памяти окружающих. Он сам очевидно (не) привык беречь память о прошлом испыт..вать чу..ство благодарности к предкам их труду их заботам и поэтому думает что и о нем все будет поз..быто.

Совесть это память к которой присо..диняется моральная оценка совершё(н,нн)ого. Но если совершё(н,нн)ое не сохраняется в памяти то (не) может быть и оценки. Без памяти нет совести.

(Д/З)Запишите последние два абзаца по правилам орфографии и пунктуации.

Беседа по тексту.

-О чем текст? Тема текста? Идея? Какую проблему поднимает автор текста? Как вы относитесь к этому?

-Почему совесть- это память?

-Почему память противостоит времени, смерти?

-Как вы понимаете смысл слов бессовестный, неблагодарный, безответственный? Выделите морфемы в этих словах. К какому человеку применимы данные прилагательные?

Основная мысль текста? К чему он призывает нас?

-На будущее, что бы взяли для себя из текста?

-Как бы вы озаглавили текст? (Без памяти нет совести)

4. Контроль усвоенных знаний и умений. Самостоятельная работа. Выпишите из данного текста только те предложения, в которых пунктуация оформляется по теме нашего урока (постановка- отсутствие тире)

Индивидуальная работа. Кто справился, получает карточку с заданием по уровню учебных возможностей (дифференциация). Учитель проверяет.

5. Рефлексия . А теперь давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием по тексту. На слайде записаны предложения (самопроверка)

Память- одно из важнейших свойств бытия.

Память- преодоление времени, преодоление смерти.

«Беспамятный»- это человек неблагодарный,

безответственный.

Совесть- это память, к которой присоединяется

моральная оценка совершенного.

6. Подведение итогов урока. Итак, что вы повторили и узнали нового на уроке? Теперь к доске выйдите по одному человеку из группы и обобщите знания по постановке- отсутствию тире. Сделайте выводы.

Домашнее задание : на выбор

Записать предложения последних двух абзацев по правилам орфографии и пунктуации .

Напишите сочинение-рассуждение «Без памяти нет совести » , используя предложения с изученной пунктограммой.

Самоанализ урока по русскому языку в 11 классе по теме: «Тире между подлежащим и сказуемым»

В 11 классе 8 человек.

На уроке присутствовало- 8

Из них имеют высокий уровень учебных возможностей 2 человека, средние у 4 человек, низкие у 2 .

Тип урока: систематизация и углубление знаний

Данный урок входит в раздел « Предложение. Виды предложений по структуре»-7 часов.

Цель: систематизировать и углубить знания учащихся об условиях постановки-отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.

Задачи:1. Схематизировать условия постановки-отсутствия тире между подлежащим и сказуемым, отработать правила постановки-отсутствие тире между подлежащим и сказуемым через работу с пословицами и текстом.

2. развивать образное и логическое мышление, умение обобщать, анализировать, схематизировать, сравнивать, развивать речь.

3. воспитывать любовь к слову, уважительное отношение к родине, людям, истории.

Все этапы урока были направлены на выполнение этих задач .

Формы организации учебной деятельности –самостоятельная, парная, групповая работа. На уроке также имела место дифференцированная работа( работа с карточками) . На уроке применялась ИКТ.

На вводно-мотивационном этапе были предложены предложения- пословицы с ошибками, детям предложено было найти ошибки, объяснить орфографию и пунктуацию. Но возникла проблема правильной постановки знаков препинания, учащиеся не смогли сразу обозначить пунктограммы (забыли некоторые условия постановки-отсутствия тире между подлежащим и сказуемым). Поэтому из проблемы определили тему урока и поставили учебные задачи. (мотивация и целеполагание)

Далее класс разделен был на две группы, каждая группа работала с теоретическим материалом учебника, выбирая нужную информацию об условиях постановки –отсутствия тире. Целью этого этапа было развитие умений выбирать важную информацию, анализировать научный текст, получать теоретические знания по теме урока. Чтобы систематизировать теоретический материал по теме, было предложено составить схемы с условиями постановки- отсутствия тире между подлежащим и сказуемым. Каждая группа с этим заданием справилась и на каждое условие привела примеры. Таблица со схемами была записана учащимися на доске.

На этапе отработки знаний и умений по теме проведена работа с пословицами, дети нашли и исправили ошибки в предложениях, таким образом повторим орфограммы в словах и применили полученные знания по пунктуации на практике. Цель этого этапа- отработка правила постановки-отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.

Так как учащимся предстоит сдача ЕГЭ, то далее на уроке был предложен текст публицистического стиля, содержанием которого был материал для анализа содержания текста. К тексту был задан ряд вопросов , помогающих в выполнения части С ЕГЭ (Анализ текста). . А также к тексту было дано задание по теме урока. Выполнение этого задания было проведено в форме самостоятельной работы, тем, кто быстрее справился с этим задание были предложены индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями по тексту( задания по лексике, фонетике, словообразованию).

После выполнения заданий был проведен самоконтроль. За выполнение этого задания ученики поставили себе оценки.

Итогом урока стало обобщение полученных знаний с помощью таблицы на доске. Учащиеся друг друга опросили по теме урока. Рефлексия была проведена.

Домашнее задание было дано по уровню возможностей каждого ученика. Они сами выбрали для себя, либо 1. Записать последних два абзаца по правилам орфографии и пунктуации. (подготовка к заданиям ЕГЭ часть А и В)

2.Напишите сочинение-рассуждение, используя предложения с изученной пунктограммой (подготовка к ЕГЭ часть С)

Следующая пословица

УПС, страница пропала с радаров.

Вам может понравиться Все решебники

Власенков 10-11 класс

Власенков, Рыбченская

Мордкович

Мордкович

Рыбченкова

Рыбченкова, Александрова

Габриелян

Габриелян

Атанасян 7-9 класс

Атанасян, Бутузов

Юдовская

Юдовская, Баранов, Ванюшкина

Главная задача сайта: помогать школьникам и родителям в решении домашнего задания. Кроме того, весь материал совершенствуется, добавляются новые сборники решений.

Читайте также: