Зоя космодемьянская знаменитая фраза
Обновлено: 22.11.2024
Январской ночью 1942 года во время боев за Можайск, несколько журналистов оказались в уцелевшей от пожара избе деревни Пушкино. Корреспондент «Правды» Пётр Лидов разговорился с пожилым крестьянином, возвращавшимся в родные места, в район Вереи. Старик рассказал, что оккупация настигла его в Петрищеве, где он видел казнь какой-то девушки-москвички:
«Её вешали, а она речь говорила. Её вешали, а она всё грозила им…»
Рассказ этого неизвестного старика так потряс Лидова, что он той же ночью ушёл в Петрищево. Шесть раз выезжал туда корреспондент. И не успокоился до тех пор, пока не переговорил со всеми жителями села, не разузнал все подробности гибели нашей русской Жанны д’Арк — так называл он Зою Космодемьянскую.
В те дни Лидов познакомился с партизаном из местного верейского отряда. Посмотрев на фотографию казнённой, боец узнал в ней девушку-диверсантку, встреченную им в лесу накануне разыгравшейся в Петрищеве трагедии. Та называла себя Таней. Под этим именем и вошла героиня в знаменитую статью Лидова (её фотокопию мы, к сожалению не нашли, поэтому просим помочь — через комментирование). Нашли только статью П.Лидова, написанную уже позже:
И лишь потом открылось, что это псевдоним, которым партизанка воспользовалась в целях конспирации. Но почему именно «Таня»? По словам матери Зои, так звали её любимую героиню Гражданской войны — Татьяну Соломаху, сельскую учительницу, большевичку, попавшую в плен к белым и героически погибшую после жестоких истязаний.
Настоящее же имя девушки-партизанки из Петрищева в начале февраля 1942 года установила комиссия МГК ВЛКСМ. Все показания были зафиксированы на бумаге и отправлены в Москву для дальнейшего расследования. После изучения этих и других материалов девушке было посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Приказ опубликовали все газеты, выходившие в СССР, и о Зое Космодемьянской узнала вся страна. Зоя Космодемьянская стала первой женщиной, получившей звание Героя Советского Союза.
Интересно то, что в тот же самый день, одновременно с Зоей, всего в 10 километрах в стороне, вешали другую партизанку, Веру Волошину.
Там всё как у немцев и было положено: вешали уже эсэсовцы в чёрных мундирах. Такая деталь: под виселицей с петлёй на шее Вера стояла в кузове автомашины. Когда шофёру приказали тронуться и тем принять участие в убийстве, тот окаменел и отказался. Офицер выхватил пистолет и пригрозил расстрелом — и только тогда шофёр тронул машину.
Местные жители сообщили, что Вера была повешена немцами 29 ноября 1941 в совхозе Головково. Вот как описывала гибель разведчицы свидетельница казни:
«Так сейчас выглядит ива, на которой в 1941 году немцы повесили Веру. Привезли её, бедную, на машине к виселице, а там и петля болтается на ветру. Кругом немцы собрались, много их было. И наших пленных, что работали за мостом, пригнали. Девушка лежала в машине. Сначала не видно было её, но когда опустили боковые стенки, я так и ахнула. Лежит она, бедняжка, в одном исподнем белье, да и то оно порвано, и вся в крови. Два немца, толстые такие, с черными крестами на рукавах, залезли в машину, хотели помочь ей подняться. Но девушка оттолкнула немцев и, уцепившись одной рукой за кабину, поднялась. Вторая рука у неё была, видно, перебита — висела как плеть. А потом она начала говорить. Сначала она говорила что-то, видать, по-немецки, а потом, стала по-нашему.
«Я, — говорит, — не боюсь смерти. За меня отомстят мои товарищи. Наши всё равно победят. Вот увидите!»
И девушка запела. И знаешь, какую песню? Ту самую, что каждый раз поют на собраниях и по радио играют утром и поздно вечером.
Скорее всего это фотография казни Веры Волошиной
Только после отступления врага в середине декабря жители Головково сняли тело Веры с придорожной ивы и с почестями похоронили здесь же. Позднее её останки были перенесены в братскую могилу в Крюкове. 27 января 1966 тоже в газете «Правда» вышел очерк Георгия Николаевича Фролова о Вере «Орден дочери».
Всё очень похоже. Точно так же труп Веры провисел больше месяца, точно так же мимо проходили немецкие части — но никому из немцев не пришло в голову надругаться над трупом. Так что дивизия одна, возможно, и полк один — но на тело Веры не покушаются, а рядом с Зоей у мерзавцев крышу сносит. Не только рядом с живой, но и рядом с мёртвой. Отчётливая аномалия.
Рядом с Зоей крышу сносило не только у немцев. У русских из числа пожелавших остаться под оккупацией тоже сносило. Житель деревни Петрищево Свиридов донёс на Зою, в результате чего Зоя и была схвачена. За это немцы наградили Свиридова бутылкой водки, по другим сведениям только стаканом шнапса, а наши приговорили к расстрелу. Жительница села Петрищево Солина кинула в Зою чугунок с помоями, немцами не была ничем награждена, а наши приговорили её к расстрелу.
Жительница деревни Петрищево Смирнова, когда Зоя шла к виселице, ударила её дубиной по ногам. За усердие немцами награждена не была, а наши приговорили её к расстрелу.
Если уж договаривать о расстрелах, то расстрелян был и полковник Рюдерер, командир того самого 332-го пехотного полка, военнослужащие которого глумились над живой и мёртвой Зоей. Рюдерера захватили фронтовые чекисты в 1944-ом.
Распространена версия (в частности, это было упомянуто в фильме «Битва за Москву») , согласно которой, узнав о казни Зои Космодемьянской, И. Сталин приказал солдат и офицеров 332-го пехотного полка вермахта в плен не брать, а только расстреливать. Конечно, такого приказа не было, но вполне могли быть договорённости между солдатами в отношении тех частей, что участвовали в казнях — пленных не брать, а уничтожать, как это часто происходило с охраной концлагерей. Поэтому этот полк наши солдаты истребляли с воодушевлением. Помня о Зое.
Вот что писал военный корреспондент газеты «Вперёд на врага!» майор Долин 3 октября 1943 года:
Дело состоит как раз в том духовном воздействии, которое осуществила Зоя Космодемьянская по отношению как к своим товарищам, так и к немцам. Воздействия, которое произошло не потом, когда о подвиге узнали многие (оно только усилилось), а в сам момент поступка — на уровне духовном.
Вера не призывала окружавших её жителей села бороться, не предлагала немцам сдаться! Вдумайтесь только! Зоя, стоя с петлёй на шее, предлагает немцам сдаваться ей, поскольку ощущает, что за ней правда, что она на стороне Победителей! Вера тоже понимала это, но ей не хватило духа для того, чтобы призвать товарищей бороться, а немцев — сдаваться. Поэтому она вспомнила в свои последние минуты в общем-то троцкистский гимн «Интернационал», а Зоя — большевика Сталина.
Аналогичное поведение Веры показывает, что они с Зоей были в одном сценарии, только Зоя чувствовала и выразила его лучше, полнее и точнее, поэтому она стала первой женщиной — Героем Советского союза. Её подвиг состоял в переломном укреплении духа.
Слова Зои о Сталине, которые формировали товарищество, были услышаны. Спасённых Зоей — многие тысячи, десятки тысяч, если не сотни тысяч. А то, может быть, речь идёт о миллионах.
Положение тогда было критическое и такие акты самопожертвования (в области Божиего попущения) сделали тот вклад в укрепление духа, который требовался для Победы, для вхождения бойцов и работников тыла в состояние Победителей. Даже, если бы никто не узнал о поступке Зои, этот акт уже оказал своё воздействие на Русский дух.
Воздействие это столь велико, что и спустя и 50, и 60, и 70 лет Зоя Космодемьянская вызывает лютую ненависть у предателей Родины.
В девяностых годах прошлого столетия, в период так называемой «дикой десоветизации» (в СССР ничего хорошего не было, и подвигов никто не совершал, а уж народных героев и быть не могло), в прессе появилось множество «сенсационных» статей, в которых чернили всё и вся. Особенно они лили грязь на Зою Космодемьянскую. Борзописцы, потерявшие стыд и совесть, используя некоторые факты из биографии героини (происхождение из семьи церковнослужителей по отцовской линии, прохождение ею курса терапии в санатории, специализирующемся на лечении нервных болезней, после того, как она переболела менингитом, элементы максимализма в её поведении во время учёбы в школе, что приводило к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками), долго не думая, «доказали», что никакой героини не было, а была «шизофреничка», которая сожгла пару домов местных жителей в деревне, в которой и немцев то не было.
А вот почему именно на Зою было вылито столько «грязи», хорошо объяснил социолог С.Г. Кара-Мурза
«…Читал я лекцию в Бразилии перед обществом психологов. Тему они задали такую: «Технология разрушения образов в ходе перестройки». Я рассказывал факты, приводил выдержки из газет. А смысл слушатели понимали лучше меня. Особенно их заинтересовала кампания по дискредитации Зои Космодемьянской. Мне задали удивительно точные вопросы о том, кто была Зоя, какая у неё была семья, как она выглядела, в чём была суть её подвига.
А потом объяснили, почему именно её образ надо было испоганить — ведь имелось множество других героинь. А дело в том, что она была мученицей, не имевшей в момент смерти утешения от воинского успеха. И народное сознание, независимо от официальной пропаганды, именно её выбрало и включило в пантеон святых мучеников. И её образ, отделившись от реальной биографии, стал служить одной из опор самосознания нашего народа (выделено нами при цитировании)».
Антисталинисты в прессе в 90-е утверждали, что пожелавшие остаться под оккупацией, а в 90-е их называли истинными патриотами, били и предавали Зою, дескать, только потому, что она поджигала их дома. То, что это не так, доказать легко. Гитлеровцы сожгли полностью громадное число деревень и сёл в России, Украине, Белоруссии. Ещё большее число сожгли отдельных домов. По этой логике бабы и их аналоги из сожжённых сёл должны были начать мстить поджигателям. Должны были стать, как Зоя и Вера, партизанками. Но этого не произошло. Бабы предпочли, как и прежде, предаваться страданиям. Есть такой приём: страдать — вместо того, чтобы делом заниматься. Так что Зою бабы обливали помоями, кидали чугунок и били дубиной, глумились над ней, не за то, что она поджигала их дома, дескать, оставила бездомными. Это была их на Зою непосредственная реакция. Вне связи с поджогом домов. Здесь другая причина, иной мотив. Зоя изобличала своим поведением их предательство, оголяла его перед ними.
Преображений другого рода, облагораживающих, было много, очень много. Командир самоходки, на которой была надпись «За Зою!», был удостоен звания Героя Советского Союза. И не он один. В бой шли с именем Зои — и побеждали.
Есть! Пятый фриц! За Зою! Снайпер! Я не промахивалась! За Зою!
В боях против 197-й гитлеровской пехотной дивизии участвовал и брат Зои, лейтенант-танкист Александр Космодемьянский. Вот что писал в другой армейской газете «Уничтожим врага!» военный корреспондент майор Вершинин:
«Части Н-ского соединения добивают в ожесточённых боях остатки 197-й пехотной дивизии… Опубликованные в газете «Правда» пять немецких фотоснимков расправы гитлеровцев над Зоей вызвали новую волну гнева у наших бойцов, командиров. Здесь отважно сражается и мстит за сестру брат Зои — танкист, гвардии лейтенант Александр Космодемьянский. В последнем бою экипаж его танка «KB» первым ворвался во вражескую оборону, расстреливая и давя гусеницами гитлеровцев».
И так было до конца войны, святую, праведную месть несли на своих штыках советские воины, освобождая от ненавистного врага — гитлеровских убийц и палачей — свою родную землю и народы порабощенной Европы. В мемуарах люди вспоминают, что с ними происходило, когда они, скажем, в трамвае, прочитывали первую статью о Зое. Это было ещё до того, как Зою опознали, до того, как она стала кавалером Золотой Звезды, Героем Советского Союза, первой из женщин в Великую Отечественную. Читали о Зое, тем самым настраиваясь на её голос, понятно, не только в трамваях, а повсюду. При настройке на голос Зои преображения случались и спустя годы.
Посмотрите эпизод в школе из фильма «Сельская учительница» (1947 года), следующий после сборов на фронт:
Посмотрите, что произошло с теми, кто был задействован в съёмках этой сцены. Такое не сыграешь.
Так что две диаметрально противоположные реакции: в обоих случаях очень сильные. Даже спустя много десятков лет после смерти Зои ненависть к ней предателей не ослабевает. В 90-е годы антисталинисты объявили её сумасшедшей поджигательницей домов мирных жителей. Всё очень чётко: аномалии вокруг Зои объясняются тем, что она была Человеком — в полном смысле этого слова.
История Великой Отечественной знает примеры, из которых ясно видно, что всё решает не количество и качество оружия, и даже не выучка бойцов, а только сила их воли, порождаемая единением в духе, тем, что называют товариществом или соборностью.
Возникает вопрос: если так можно сражаться, то чем занимались многие другие, попавшие в плен, перебежавшие и сдавшие свои позиции врагу? Вот из-за обличительного характера этого боя 33-х о нём вспоминать не любят, как и о бое панфиловцев под Москвой.
И подвиг Зои состоит в том, что даже известия о нём, настраивали людей на такой лад Победителей, на формирование духа товарищества, единства и соборности в праведной, священной войне против врага, что Победа оказалась за нами.
Читайте также: