Затухание голоса в конце фразы
Обновлено: 29.12.2024
«Особенности интонации при различных нарушениях произносительной стороны речи».
Нередко нарушен темп речи, который может быть ускоренным (тахилалия) или замедленным (брадилалия). Иногда отмечаются чередования ускоренного и замедленного темпа речи. Наблюдаются и нарушения голоса: голос обычно тихий, часто неравномерный - то тихий, то громкий, монотонный, иногда гнусавый, часто хриплый.
При бульбарной дизартрии голос слабый, глухой, истощающийся. Гласные и звонкие согласные оглушены. Тембр речи изменён по типу открытой гнусавости. Речь замедленна, резко утомляет ребенка.
При псевдобульбарной дизартрии голос слабый, сиплый и хриплый, гласные и согласные звуки произносятся глухо, но иногда наряду с оглушением звонких согласных, наблюдается озвончение глухих согласных. Тембр речи гнусавый, особенно гласные заднего ряда и твёрдые согласные со сложным артикуляционным укладом. Наиболее частым первым проявлением дизартрии является наличие псевдобульбарного синдрома, первые признаки которого можно отметить уже у новорождённого. Это- слабость крика или его отсутствие (афония). Крик у таких детей длительное время остаётся тихим, плохо модулированным, нередко с носовым оттенком, иногда в виде отдельных всхлипываний, которые производятся в момент вдоха. По мере роста всё больше выявляется недостаточная интонационная выразительность крика, голосовых реакций. Звуки гуления, лепета отличаются однообразием и проявлением в более поздние сроки.По мере роста ребёнка голос остаётся слабым и хриплым, нарушается речевое дыхание.
При подкорковой дизартрии расстройства произношения чрезвычайно разнообразны, часто непостоянны. Голос бывает напряжённым, резким, хриплым, колеблющемся в тембре и громкости. Иногда голос в процессе речи затухает и переходит в шёпот. Как правило, расстраивается темп, ритм, и мелодика речи. Эмоциональные оттенки в речи не выражены, речь монотонная, однообразная, немодулированная. Наблюдается затухание голоса, переходящее в неясное бормотание.
При мозжечковой форме дизартрии речь замедленная, толчкообразная,
скандированная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы.
При корковой форме дизартрии голос и тембр речи не нарушен.Ритмические структуры слов имеют тенденцию к превращению в цепочки открытых ударных слогов. Артикуляция согласных напряжена, начальные и конечные согласные нередко удлинены и толчкообразны. Речь напряженная, замедленная.
Стёртая дизартрия - одна из степеней выраженности дизартрии-характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием очаговой неврологической микросимптоматики. В речевой симптоматике помимо нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются просодические нарушения: речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный
Важным симптомом при ринолалии является расстройство речи, которое проявляется в нарушении тембра голоса - открытой гнусавости и нарушения образования отдельных звуков - артикуляции.
Расстройства голоса при ринофонии и ринолалии многообразны. Ведущим является изменение тембра голоса – открытая назализация - неприятный носовой резонанс, придающий к тому же смазанное, глухое звучание всей речи. Она значительно изменяет акустические характеристики фонем. Голос становится монотонным, неполётным и слабым. В связи с нарушением речедвигательной периферии ребёнок лишается интенсивного лепета. Страдает не только артикуляция звуков, но и просодические элементы речи. Наиболее существенными проявлениями дефектности фонетического оформления устной речи является нарушения всех оральных звуков речи засчёт подключения носового резонатора и изменения аэродинамических условий фонации. Звуки становятся назальными, т. е. изменяется характерный тон согласных, Речь ребёнка с ринолалией в целом малоразборчива.
Заикание - нарушение темпо - ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Р. Е. Левина, Г. А. Волкова, Ю.И. Кузьмин, И. А. Поварова отмечают, что заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из- за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Нарушаются словесные ударения, интонация, ритм.
Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, изменяются громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевыми намерениями, эмоциональным состоянием заикающегося.
2. Составьте схему, отражающую направления работы над интонационной стороной речи при дизартрии.
В процессе логопедического воздействия работа по формированию интонационной выразительности проводится в несколько этапов.
I этап — формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.
II этап — формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.
Первый этап работы
Первое направление – формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.
Второе направление – знакомство с повествовательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения.
Третье направление – знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения.
Четвёртое направление – знакомство с восклицательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения.
Читайте также: