Запас финансовой прочности в натуральном выражении
Обновлено: 04.11.2024
Разница между фактической выручкой и переменными расходами, то есть зависящими от объёма произведённого продукта. Вычисляется обычно в процентах.
Например, для продажи одной чашки кофе расходы на зерно составят Х. Для 10 чашек — 10Х. К таким затратам не относятся расходы, например, на аренду офиса или оклад сотрудников.
Маржинальную прибыль можно определить так:
Точка безубыточности (ТБУ)
Это объём продаж или выручки, при котором все расходы на производство и реализацию компенсируются доходами. По сути, это ситуация, когда бизнес вышел «в ноль», окупается, но прибыли не приносит.
Подсчитанный в денежном выражении ТБУ называют критической выручкой. Если считать показатель в количественном эквиваленте, то есть в проданных товарах и услугах, то он будет называться критическим объёмом реализации.
Для ТБУ в денежном эквиваленте нужно учесть все постоянные расходы, то такие, которые не меняются в зависимости от количества товара. Это могут быть аренда офиса, зарплата сотрудников и т. п. Вот формула:
Чтобы узнать, сколько единиц товара нужно продать для достижения точки безубыточности, разделите ТБУ в денежном выражении на фактическую выручку — получите объём реализации:
Если у вас много позиций в прайсе, используйте для расчёта средние значения или возьмите за основу якорный продукт — тот, который продаётся лучше всего или приносит больше всего прибыли
Как определяется запас финансовой прочности
Можно использовать любую из двух формул расчёта ЗФП. От фактической выручки или объёма реализованной продукции нужно отнять соответствующий показатель ТБУ, а затем поделить на выручку или объём реализации.
Получившийся коэффициент покажет, насколько бизнес устойчив. Если показатель ниже 0,2, то компания практически банкрот, 0,2–0,5 — доход есть, но «подушка безопасности» очень скромная, нужно больше зарабатывать. Показатели выше 0,5 означают, что предприятие стабильно приносит прибыль.
Пример расчёта ЗФП
Попробуем определить запас финансовой прочности небольшой веб-студии. Для клиента разработка сайта обойдётся в 10 тысяч рублей. Себестоимость складывается из переменных и постоянных затрат.
Допустим, переменные расходы на один сайт составляют 4 тысячи рублей: труд дизайнера, верстальщика и оплата домена. Сначала рассчитаем маржинальную прибыль в процентах:
Читайте также: