Закончите фразу основоположником немецкой классической философии является

Обновлено: 05.11.2024


1. Особенности немецкой классической философии.

Получила широкое распространение в Германии под влиянием идей эпохи Просвещения XVIII века (особенно французского), открытий в области естественных наук, общественно-политических и экономических процессов, протекавших как в Германии, так и на европейском континенте. Наиболее яркими представителями немецкой классической философии являются:

- Иммануил Кант (1724-1804)

- Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)

- Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854)

- Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770- 1831)

- Людвиг Фейербах (1804-1872)

Среди проблем, которые были объектами их пристального внимания, выделяют:

1. Гносеологию (проблемы познания). Все они придавали большое значение рациональному познанию. Только Гегель абсолютизировал роль разума, а Кант, Фейербах и другие предпочтение отдавали опыту и ощущениям. В отношении к цели познания они находились на идеалистических позициях, указывая, например, в качестве таковой: достижение Абсолютного (И.Кант); достижение Абсолютной идеи (Г.Гегель).

2. Диалектику (проблемы развития в природе, обществе и в мышлении). Понимание необходимости разностороннего подхода к ним в силу их многообразия, противоречивости привело к новому этапу в понимании диалектики как универсальной теории развития. Наибольший вклад в этом направлении сделал Г.Гегель, открывший законы диалектики.

3. Проблему свободы . Философы рассуждали вокруг границ проявления свободы личности, соотношения свободы и необходимости.

4. Проблему морали . Осмысление их принципов, например, Л.Фейербаху позволило высказать предположение о путях достижения каждым человеком своего счастья.

5. Отношение к религии . В основной массе ведущие представители немецкой классической философии находились под влиянием христианских традиций, связывая их с представлениями о Боге как источнике всего сущего (Фихте) или как об одной из основополагающих идей, лежащих в основе Абсолютной идеи (Кант). Это обстоятельство подтверждает идеалистическую направленность классической немецкой философии. Особое место занимал в отношении религии Л.Фейербах, выступавший с позиций ее активной критики, считал Бога абстракцией, существующей лишь в головах людей; но в то же время агитировал за новую религию как средство формирования человеческой морали.

2. Иммануил Кант (1724-1804)

Кант является основоположником немецкой классической философии. К наиболее выдающимся достижениям его научного творчества относят исследование процесса познания, которое, по его мнению, должно предшествовать решению проблем бытия, морали, религии.

Предметом философии он делает ни бытие в целом, ни объекты познания, а познающего субъекта. В субъекте он различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта). К первому уровню он относит природу, ко второму - человека. Философ считает, что человек познает лишь явление, а сущность (вещь в себе) для него непознаваема. Все, что находится за пределами опыта (умопостигаемый мир), может быть достигнуто только с помощью разума. Разум оперирует идеями, т.е. представлениями о цели, к которой стремится наше познание. Стремясь к абсолютному знанию, разум выходит за пределы опыта, но средства разума – понятия и категории – действуют только в пределах опыта. Поэтому разум (рассудок) впадает в иллюзии, запутывается в противоречиях. Это теоретический разум. А практический разум, движущей силой которого является не мышление, а воля руководит поступками человека.

В качестве условий (процесса) познания он выделял опыт, человеческую чувственность и рассудок (разум). Целью познания Кант называл стремление к обретению Абсолютного знания – разум в виде целого ряда идей.

Кант противопоставляет субъекту (человеку) объект (внешний мир). Таким образом, Кант провел разделение на мир природы и мир человека, в которых действуют свои возможности и законы.

3. Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) и Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854)

Немецкая философия после Канта разрабатывалась И. Г. Фихте (1762—1814) и Ф. Шеллингом (1775—1854). Они стреми­лись преодолеть кантовское противопоставление явлений и вещей, обосновав это в определенном едином принципе — в абсолютном "Я" у Фихте и в абсолютном тождестве бытия и мышления у Шеллинга. Кроме того, Шеллинг провел тонкий анализ категорий диалектики, в частности свободы и необхо­димости, тождества единого и многого и др., послужив пред­течей гегелевской диалектики. Натурфилософские идеи Шел­линга оказали большое влияние на умы естествоиспытателей, а также на русскую философию.

4. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770- 1831)

В основе философской системы Гегеля лежит учение о тождестве субъекта и объекта, мышления и бытия, в отличие от Канта. Гегель считает, что благодаря своему мышлению человек определяет тождественность (одинаковость, общность) субъекта и объекта. Эту общность Гегель называет «идеей» (как Платон) - разум, субстанция, сущность и первооснова всех вещей. По Гегелю, философия – это постижение мира в идеях. Идеи существуют в мире, а согласно Канту, идеи существуют в сознании.

В определении метода познания Гегель был диалектиком. В диалектике Гегеля лежит утверждение, что процесс всякого развития протекал по схеме: утверждение или полагание (тезис) – отрицание этого утверждения (антитезис) – отрицание отрицания или снятие противоположностей (синтез).

Аристотель в античности сформировал законы формальной логики, где логические противоречия – это заблуждения. Гегель сформировал законы диалектической логики, где логика – это переход от одних противоречий к другим. Более прав оказался Аристотель, правильная логика должна избегать противоречий. Но Гегель был прав в том, что в жизни человека проблемы не заканчиваются окончательным решением.

Объективный идеализм Гегеля заключался в утверждении, что источник всякого развития в природе, обществе, человеческом мышлении заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическое духовное происхождение.

Законы диалектики Гегеля:
Закон единства и борьбы противоположностей. Заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи единичными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (день и ночь, зи-ма и лето, горячее и холодное и т.д.).
Единство и борьба противоположных начал - внутренний источник движения и развития всего сущего.
Закон перехода количественных изменений в качественные. Качество - тождественная бытию определенность, стабильная система определенных ха-рактеристик и связей предмета.
Количество - исчисляемые параметра предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).
Мера - единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. Качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (т.е. системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений):
Закон отрицания. Заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само
Сущность философии Гегеля заключается в том, что логика, и диалектика, лежат в основе его метода и философской системы.

5. Значение немецкой классической философии:

1. Явилась преемницей многих философских традиций, начиная с античности

2. Впитала в себя достижения научной мысли Нового времени

3. Оказала сильное воздействие на развитие философской мысли следующих столетий, послужив методологической основой таких ее школ, как марксизм, неокантианство, неогегельянство и т.д.

Вопросы и задания

1. Составьте три своих вопроса и (ответа на них) по изученной теме
2. Выпишите встреченные термины и выпишите из словаря их определение

3. Объясните значение следующих терминов: "вещь-в-себе", диалектика, идеализм, тезис, антитезис, синтез

4. Объясните, какое влияние оказала на развитие европейской мысли немецкая философия

5. Перечислите основные законы диалектики

6. Приведите из жизни, литературы или истории примеры проявления законов диалектики.

*Почему Кант разделял «Вещи-для-нас» и «Ввещи-в-себе»?
*Что, на ваш взгляд, объединяет немецких классических философов? * Как вы считаете, что можно назвать главным вкладом немецкой философии в развитие европейской философии?

Дополнительный материал

Карточки философов


Глоссарий

Сам термин "диалектика" впервые употреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений через вопросы и ответы.

Мораль (от лат. moralitas, moralis, mores — традиция, народный обычай, позднее — нрав, характер, нравы) — понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, сознательное и свободное создание (существо). Как и понятие «этика», понятие «М». формулируется в филос. размышлении с целью обобщения тех сторон человеческой жизни, которые обозначились понятиями «благо (добро) и зло», «добродетель и порок», «справедливость и своенравность», «правильное и неправильное», а также «склад характера», «нормы и принципы поведения», «достоинство» и т.д. В наиболее общем, но тем не менее специальном значении представления о М. формируются в процессе осмысления, во-первых, правильного поведения, нравственности, должного характера («морального облика»), отличных от тех, что стихийно обнаруживаются у людей в повседневной жизни; а во-вторых, условий и пределов произволения человека, ограничиваемого собственным (внутренним) долженствованием, или пределов свободы в условиях из вне задаваемой организационной и (или) нормативной упорядоченности. Наряду с этим и в специальной обще философской литературе, и в публицистике, и в обычной речи под «М.» нередко понимается вообще любая принятая (где-либо) система норм индивидуального поведения.

Философский энциклопедический словарь

Абсолютная идея мнем. die absolute Idee)—центральное понятие философии Гегеля. В содержании его выделяется три аспекта: 1) субстанциальный: абсолютная идея как абсолютная субстанция, имманентно присущая миру и определяющая его развертывание; 2) аспект активности, деятельности как проявление имманентно присущей ей способности к самосозиданию и саморазвитию; 3) «самосознание»: абсолютная идея как сознающая себя «тотальность». В стремлении к полному самопознанию и самореализации абсолютная идея направляет и осуществляет процесс развития всего сущего.

Выступая как систематизированная тотальность, обладающая лишь «чистым» логическим бытием, абсолютная идея должна еще стать для-себя-сущей целостностью, осуществить себя в сфере природы и духа. Диалектическая триада (логическая идея—природа—дух) предстает как внутренняя характеристика самой абсолютной идеи, которая «обретает» себя в противопоставлении себя «иному» и последующем «снятии» этого противопоставления в завершенном единстве с собою. Логическая идея, природа и дух—ступени диалектического опосредования абсолютной идеи. Абсолютная идея у Гегеля—это закон бытия не только логического, но и реального, онтологический принцип действительности.

Философский энциклопедический словарь

Поиск определений – Смолин А. Афанасьев Р.

Фильмотека. Этика Канта

Видео YouTube

Читайте также: