Я высказывание примеры ситуаций с детьми
Обновлено: 05.11.2024
«В одно ухо влетело, из другого вылетело», «как об стенку горох», «что в лоб, что по лбу» — думаю, многие родители думают, что эти поговорки возникли специально для того, чтобы описывать их отношения с собственными детьми, которые их не слышат.
Жалоба «ребенок меня не слышит» — одна из самых часто встречающихся жалоб, с которой обращаются к психологу.
Конечно, причины поведения ребенка могут быть самыми разными, но почти всегда уместно попросить родителей начать использовать в своей речи так называемые «я-высказывания».
Я-высказывание — способ выразить свою точку зрения на ситуацию, не провоцируя конфликта и не отталкивая ребенка от себя.
Я-высказывание противоположно так называемому «ты-высказыванию». Например, те фразы, которые мы так часто слышим от родителей, чаще всего являются ты-высказываниями: «Когда уже ты закроешь рот, надоел уже!», «Ты почему уроки не сделал?», «Ты вообще меня слышишь или нет?».
Как построить правильное я-высказывание?
Наблюдаемые факты о том, что происходит
+ Чувства, которые человек переживает в этой ситуации
Например, фразы, приведенные выше, можно переделать в подобные я-высказывания: «Когда ты говоришь одновременно со мной, я начинаю раздражаться и нервничать», «Когда я прихожу вечером домой и узнаю, что еще не сделаны уроки, мне становится грустно и тревожно», «Когда я разговариваю с человеком, который отвернулся от меня, мне очень обидно».
Подобную классическую схему бывает целесообразно усилить объяснением :
Наблюдаемые факты о том, что происходит
+ Чувства, которые человек переживает в этой ситуации
+ Объяснение, почему возникают такие чувства
«Когда я прихожу вечером домой и узнаю, что еще не сделаны уроки, мне становится грустно и тревожно, ведь я хотела провести с тобой время, а теперь придется ночью все доделывать».
Или же с помощью озвучивания (реальных и выполнимых) санкций (но раз озвученные, они должны быть выполнены обязательно):
Наблюдаемые факты о том, что происходит
+ Чувства, которые человек переживает в этой ситуации
+ Объяснение, почему возникают такие чувства
+ Озвучивание дальнейших действий
«Когда я прихожу вечером домой и узнаю, что еще не сделаны уроки, мне становится грустно и тревожно, ведь я хотела провести с тобой время, а теперь придется ночью все доделывать. Если с завтрашнего дня уроки также не будут сделаны к моему возвращению домой, то я на неделю заберу твой планшет».
Читайте также: