Я высказывание примеры ситуаций с детьми

Обновлено: 05.11.2024

«В одно ухо влетело, из другого вылетело», «как об стенку горох», «что в лоб, что по лбу» — думаю, многие родители думают, что эти поговорки возникли специально для того, чтобы описывать их отношения с собственными детьми, которые их не слышат.

Жалоба «ребенок меня не слышит» — одна из самых часто встречающихся жалоб, с которой обращаются к психологу.

Конечно, причины поведения ребенка могут быть самыми разными, но почти всегда уместно попросить родителей начать использовать в своей речи так называемые «я-высказывания».

Я-высказывание — способ выразить свою точку зрения на ситуацию, не провоцируя конфликта и не отталкивая ребенка от себя.

Я-высказывание противоположно так называемому «ты-высказыванию». Например, те фразы, которые мы так часто слышим от родителей, чаще всего являются ты-высказываниями: «Когда уже ты закроешь рот, надоел уже!», «Ты почему уроки не сделал?», «Ты вообще меня слышишь или нет?».

Как построить правильное я-высказывание?

Наблюдаемые факты о том, что происходит

+ Чувства, которые человек переживает в этой ситуации

Например, фразы, приведенные выше, можно переделать в подобные я-высказывания: «Когда ты говоришь одновременно со мной, я начинаю раздражаться и нервничать», «Когда я прихожу вечером домой и узнаю, что еще не сделаны уроки, мне становится грустно и тревожно», «Когда я разговариваю с человеком, который отвернулся от меня, мне очень обидно».

Подобную классическую схему бывает целесообразно усилить объяснением :

Наблюдаемые факты о том, что происходит

+ Чувства, которые человек переживает в этой ситуации

+ Объяснение, почему возникают такие чувства

«Когда я прихожу вечером домой и узнаю, что еще не сделаны уроки, мне становится грустно и тревожно, ведь я хотела провести с тобой время, а теперь придется ночью все доделывать».

Или же с помощью озвучивания (реальных и выполнимых) санкций (но раз озвученные, они должны быть выполнены обязательно):

Наблюдаемые факты о том, что происходит

+ Чувства, которые человек переживает в этой ситуации

+ Объяснение, почему возникают такие чувства

+ Озвучивание дальнейших действий

«Когда я прихожу вечером домой и узнаю, что еще не сделаны уроки, мне становится грустно и тревожно, ведь я хотела провести с тобой время, а теперь придется ночью все доделывать. Если с завтрашнего дня уроки также не будут сделаны к моему возвращению домой, то я на неделю заберу твой планшет».

Читайте также: