Я вижу живых людей я вижу мертвых людей откуда фраза

Обновлено: 22.11.2024

Прочитавшие роман Джоша Малермана «Птичий короб» возлагали большие надежды на то, что в экранизации наконец-таки будут даны ответы на вопросы: что за полчища монстров наводнили Землю, как они выглядят и откуда взялись? Однако создатели фильма решили пойти по тому же пути, что и автор, чем только раззадорили фанатов истории, принявшихся с ещё большим энтузиазмом расписывать на форумах и в социальных сетях новые версии причин апокалипсиса, или доказывать старые. Так, можно ли всё-таки узнать правду? Как ни странно, да, но чтобы ясность была абсолютной, разбираться в этом придётся с самого начала.

Все версии происхождения монстров из романа «Птичий короб» Джоша Малермана

Следуя канонам жанра постапокалипсис, автор с первых строк ловко нагнетает чувства страха и неопределённости, заставляя всех вокруг лихорадочно гадать о том, что происходит?

«В Сети появилось бесчисленное множество теорий. Одна из них – душевное расстройство от радиоволн, излучаемых беспроводными устройствами. Ошибочный скачок в эволюции человечества – другая. Эзотеристы считают, что дело в контакте людей с планетой, которая вот-вот взорвётся, или с Солнцем, которое вот-вот погаснет. Некоторые полагают, что Землю наводнили какие-то твари».

В четвёртой главе, когда Мэлори уже поселилась в доме на Ривербридж, его обитатели тоже пускаются в рассуждения о том, как выглядят существа, заполонившие планету, но в итоге всё сводится лишь к очередным домыслам.

«– Этих тварей человеческим умом не понять. Они чересчур сложные, для нас недосягаемые, так ведь?
Твари… Мэлори это слово никогда не нравилось. Тварь – это слизняк в саду. Демоны? Бестии? Вариантов сколько угодно. Черти – слишком мягко. Звери – пальцем в небо. Они чудища, – думает Мэлори, но понимает, что дело не только в этом. Они бесконечность».

И всё же в дальнейшем автор опровергает умозаключение главной героини, решившей, что земляне столкнулись с «необъяснимым явлением природы» . Эти таинственные существа имеют некую физическую форму.

– Только представьте себе, я их видел! – Голос мужчины звучит пугающе близко. – Они вовсе не ужасные, мисс.

Собственно, на этой фразе Джош Малерман и останавливается в описании своих монстров. Чуть больше он даёт информации читателям об их способностях: у одних людей «пришельцы» вызывают мгновенное желание покончить с собой, других сводят с ума, заставляя слепо «восхищаться» ими, и пускаться на поиски новых «адептов» созерцания чужаков. Та же недосказанность была сохранена и создателями картины, которые, вдобавок, злорадно подкинули в историю ещё несколько противоречащих друг другу версий. Но перед тем как мы их рассмотрим, стоит детально разобраться в том, кем или чем вдохновился автор при создании своих чудовищ?

Библейские мотивы романа «Птичий короб» Джоша Малермана

Для любого читателя, хоть мало-мальски знакомого с Библией, аккуратные пассажи Джоша Малермана в сторону Священного Писания вряд ли могут остаться незамеченными. Ведь первое, что приходит на ум, когда узнаешь, как воздействуют монстры на людей, это фраза, касаемая описания внешности Бога: «Но ты не можешь взглянуть Мне в лицо, – сказал Господь Моисею. – Не может человек увидеть Меня и остаться в живых» (Исход 33:20). Если принять такую версию в качестве исходной, то другие параллели уже напрашиваются сами собой, а главное, идеально укладываются в сюжет романа:

Мэлори и Ной в поисках нового дома. Мэлори и Ной в поисках нового дома.

Что касается двоякого воздействия монстров на людей, то объяснение подобному эффекту в Библии тоже есть: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе» (Иоанна 4:23). Впрочем, здесь следует сделать уточнение. Дьявол тоже изначально был «светоносным» и лишь после низвержения превратился в Князя Тьмы. Кроме того, учитывая, что его главной претензией было равенство Богу, то от людей он, по логике, в случае пришествия «потребовал» бы именно такого поведения, то есть грешники получили бы возможность его видеть и страстно желать приумножения своей численности, а все несогласные с такой перспективой оказались бы обречены кончать жизнь самоубийством, закрывающим навеки возможность попасть в рай. Что собственно в истории Джоша Малермана и происходит.

«Река – наш амфитеатр», – думает Мэлори, работая вёслами. Ещё это могила. Детям необходимо слушать. Мэлори не в силах отогнать видения. Ей чудятся руки, которые из мрака тянутся к детским головкам и намеренно ослабляют их единственную защиту. Она молится, чтобы человеческого слуха хватило для самосохранения».

Наконец, в том, что Мэлори с детьми в итоге находит приют именно в Школе для слепых, тоже проскальзывает библейский смысл: с момента грехопадения Адама и Евы мы перед Богом все слепы, даже зрячие. Что касается физического выживания при таком варианте незапланированного им апокалипсиса, то: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну» (Матфея 5:29). Потому в финале Мэлори видит не только слепых от рождения, но и ослепивших себя.

Теперь нам остаётся ответить лишь на один вопрос: если Джош Малерман явно вдохновился библейскими сюжетами и образами, то почему он не развил свою действительно очень интересную задумку до конца? Автор объяснил это следующим образом:

«Черновик «Птичьего короба» я писал в октябре 2006 года за 26 дней. И когда начинал писать, это была лишь задумка для книги. Возник образ – мать и двое детей с завязанными глазами плывут вниз по реке. Куда они плывут? От кого спасаются? Ответы пришли походу, замысел оброс плотью, деталями. Но в конечном итоге, в моей истории главное - это не катастрофа, погубившая человечество, а конкретная женщина, вынужденная жить в темноте. «Птичий короб» - книга о Мэлори».

Потому внешние контуры монстров за их ненадобностью в сюжете так и остались размыты, а большинству читателей не удалось заподозрить в них армию ангелов смерти , легион падших или каких-то других посланников из преисподней , явившихся на Землю для уничтожения всего живого . Однако в итоге это обернулось серьёзным минусом для книги, а отзывы сплошь и рядом запестрели возмущениями по поводу огромного количества нестыковок и логических дыр. Например: зачем героине отправляться в путешествие по реке в туман, если монстрам всё равно, а она и дети в повязках на глазах? Да потому что туман – это классическая метафора перехода от тьмы к свету, своего рода символ духовной инициации, которую автор намеренно убрал из истории, а туман, как элемент эффектного декора, оставил. Ну не Данте Алигьери Джош Малерман, что тут поделать. Кстати, с «Божественной комедией» роман «Птичий короб» роднит не только начало ( «Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу. » ), но и ещё несколько сюжетных арок.

Все версии происхождения монстров из фильма «Птичий короб»

Придерживаясь сюжетной концепции романа, фильм тоже не показывает монстров открыто, но позволяет сложить более чёткое представление о природе их воздействия на людей. Например, о приближении чужака можно догадаться по изменению гравитации: физические объекты начинают двигаться в неестественном для них направлении (деревья колышутся против ветра, листья взлетают верх и начинают парить). Однако осуществить физический контакт они не в состоянии, потому им приходится некоторых людей оставлять в живых, превращая их в фанатиков, охотящихся на нормальных. Впрочем, здесь тоже не всё однозначно, ведь среди фанатиков оказываются лишь те, кто уже имел психические отклонения. Потому можно допустить и своеобразный естественный отбор: выживают не сильнейшие, а душевнобольные.

Увиденный человеком образ мгновенно погружает его в глубочайшую депрессию, заставляет почувствовать безграничную тоску, безысходность и печаль, а затем – желание собственной смерти как единственно возможный выход из этого состояния. Суицидальный импульс нельзя проигнорировать, только отсрочить на очень короткий промежуток времени (например, Олимпия находит в себе силы отдать ребёнка Мэлори, а Том – расквитаться с последним мародёром из банды). Сам взгляд наносит физический ущерб – происходит деформация радужных оболочек. Если зрительный контакт невозможен, то монстры вызывают слуховые галлюцинации.

Космический пришелец должен был воплотить перед Мэлори её главный страх - за детей, потому его облику придали некую детскость, которую он мог трансформировать до безобразной личины, однако в итоге создатели фильма отдали дань уважения Лавкрафту. Космический пришелец должен был воплотить перед Мэлори её главный страх - за детей, потому его облику придали некую детскость, которую он мог трансформировать до безобразной личины, однако в итоге создатели фильма отдали дань уважения Лавкрафту.

Теперь перейдём к главному вопросу: что же всё-таки видели люди в фильме «Птичий короб» ? При написании сценария Эрик Хайссерер решил убрать главную сюжетную дыру в книге и остановился на инопланетной версии монстров . Во время съёмочного процесса был отснят эпизод, где Мэлори сталкивается с одним из них лицом к лицу. Однако при монтаже эту часть киноленты удалили, так как она полностью разрушала атмосферу ужаса. Вместо этого добавили эпизод, где Гэри раскладывает на столе свои рисунки с изображением «пришельцев», почему-то абсолютно непохожих друг на друга, словно они с разных планет. Эти рисунки ставят точку в дилемме между Дугласом с его версией биологической войны , и Чарли, предположившим, что существование человечества было признано нежелательным , ссылаясь на собственные исследования на тему демонов и апокалипсиса . Таким образом, создатели фильма в итоге воплотили версию Джоша Малермана: монстры имеют тёмную ( дьявольскую ) природу , однако их внешний облик на некоторых эскизах Гэри – это явная отсылка к древнему Ктулху – космическому существу , живущему глубоко под землёй (из рассказа Говарда Филлипса Лавкрафта «Зов Ктулху»). Оно имело вид существа с щупальцами, которое сводит людей с ума и внушает им фанатичную преданность к себе, что полностью совпадает с логикой поведения «просветлённых» в «Птичьем коробе».

Снова «Птичий короб» Джоша Малермана и его крылатые монстры

Продолжение истории и долгожданный ответ о природе монстров: роман «Мэлори», вторая часть дилогии «Птичий короб» Джоша Малермана. Продолжение истории и долгожданный ответ о природе монстров: роман «Мэлори», вторая часть дилогии «Птичий короб» Джоша Малермана.
«Мэлори поднимает взгляд и видит тварь – в саду, всего в нескольких футах. Безумная птица с чёрно‑синими перьями (чёрными, как волосы Мэлори, синими, как её глаза), взмахивает крыльями. Пусть кружит сколько угодно, она не долетит до цели.
Вдох. Пауза. Выдох.
Замерев, Мэлори смотрит на тварь. Наблюдает. А существо, загадочное как сама бесконечность, смотрит на своё отражение. Возможно, оно видит в зеркале вечность…».

Во многих мифологиях и религиозных верованиях птицы ассоциируются с психопомпами – существами, миссия которых состоит в том , чтобы переправлять души людей из мира живых в мир мёртвых . Вот так…

Напоследок стоит лишь упомянуть, что в таком же качестве пернатые выступают в романах Стивена Кинга «Тёмная половина» (воробьи), Хэзер Уэббер «Полночь в кафе «Чёрный дрозд» , комиксе «Ворон» Джеймса О’Барра, а также в рассказе Говарда Филлипса Лавкрафта «Ужас Данвича» (козодои). Ну и большой привет Альфреду Хичкоку с его фильмом «Птицы» (1963), ещё одному источнику вдохновения Джоша Малермана.

Интересное по теме

  • Отзыв о фильме «Птичий короб»: когда душа слепа, а страхи видят

Если понравился материал, ставьте палец «вверх» и подписывайтесь на мой канал Книжная вселенная , чтобы не пропускать свежие статьи!

Читайте также: