Высказывания видных педагогов и деятелей о значении игры

Обновлено: 04.11.2024

Учитывая большое значение игр в формировании личности, ученые и педагоги многих стран исследуют сущность игры, ее происхождение, развитие и значение, Представители зарубежных теорий игры (Бюхер, Спенсер, Калоцца, Гросс, Шиллер, Торндайк и др.) объясняли сущность игры с идеалистических позиций. Например, как форму реализации избытка энергии (Бюхер, Спенсер), как врожденное стремление к деятельности, служащей для подготовки к жизни (Калоцца, Гросс), как удовольствие (Шиллер), как наследственный инстинкт, строго лимитирующий воспитательные возможности (Торндайк) и др.

Большинство зарубежных теоретиков называли игры спонтанными, считали их «чистым проявлением природы». Одним из первых сделал попытку материалистически обосновать происхождение игры Г.В.Плеханов . Он доказал, что труд предшествует игре, и что игра ребенка является отражением окружающего его объективного мира. В ходе исторического развития общества вначале была охота, а потом уже возникли игры в охоту ради удовлетворения этой потребности.

И.П.Павлов доказал, что в животном мире с возникновением человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности, к первой сигнальной системе действительности, которая является общей и для человека и для животного: прибавилось слово, речь, составляющие вторую сигнальную систему. Так и у ребенка в игре формируются условные рефлексы в тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем, при решающем влиянии воспитания как организованного педагогического процесса.

В русской прогрессивной педагогике, характерной чертой которой всегда было стремление развить творчество и активность ребенка, игре придавалось большое значение.

Писатели-демократы Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов также искали новые средства и методы борьбы с недостатками в воспитании подрастающего поколения. Они рассматривали игру как одно из действенных средств нравственного, физического и умственного воспитания, подчеркивали связь детских игр с окружающей детей жизнью. Н.Г.Чернышевский считал в воспитательном отношении наиболее ценными народные игры и развлечения, придавал также большое значение играм взрослых как лучшему отдыху.

Виднейший русский педагог XIX века К.Д.Ушинский рассматривал игру ребенка как его действительность с действиями и переживаниями. Он подчеркивал, что эта действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь потому, что она ему более понятна. Игра – отчасти собственное создание ребенка. В действительную жизнь ребенок еще не может войти из-за ее сложности. В игре же он знакомится со всем окружающим, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается предметами. К.Д.Ушинский отмечал влияние окружающей жизни на содержание детских игр. По его мнению, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в известной мере содействуют формированию его личности, детского воображения. Ребенок стремится воздействовать на действительность, преобразовать ее в доступных ему пределах.

Изучением, исследованием и популяризацией народных подвижных игр (главным образом русских) в конце XIX века занимался доктор медицинских наук Е.А.Покровский . Он организовал сбор игр и выпустил сборник детских игр, преимущественно русских, с изложением истории и теории игры. В сборнике помещены самобытные игры из разных мест России, наиболее естественные и понятные для детей. Он подчеркивал, что игры и другие физические упражнения содействуют не только укреплению и развитию внешней телесной силы, но не менее того и образованию ума.

Критикуя постановку воспитания в школе, он предложил ряд мероприятий, меняющих двигательный режим школьника. Е.А.Покровский считал необходимым, чтобы досуг детей был занят самодеятельными играми. Он полагал, что изучение игр надо выделить в особую «ветвь» знания и считать «отдельной отраслью педиатрии». Поэтому он находил необходимым изучение игр врачами-педиатрами.

Н.К.Крупская характеризовала воспитательное значение игры с точки зрения марксистского учения. Она выявила более широкие связи игры с жизнью – игра отражает также и идеологическую сторону общественной жизни, классовые противоречия в ней.

Н.К.Крупская показала, как велико воздействие на игру взрослых. Она выявила двойственность социальной природы игры: сочетание вольного, стихийного и педагогически организованного начала. Она считает, что игра имеет большое познавательное и развивающее значение, что сближает ее с учением и трудом. Однако у нее есть специфическое отличие от всех других видов деятельности. Игра – это всегда свободное применение своих сил и своего творчества, даже в рамках установленных правил. Н.К.Крупская отмечала, что в игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства.

Известный советский ученый-педагог А.С.Макаренко считал, что игра должна приучать человека к тем усилиям, которые необходимы для работы. Не всякая игра, по его мнению, имеет воспитательное значение, а только та, которая носит активный характер. Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра.

А.С.Макаренко требовал постоянно изменять, совершенствовать и создавать новые игры, основанные на принципах активности, творчества. Каждая новая игра должна быть более сложной, интересной и содействовать дальнейшему росту коллектива с учетом индивидуальных способностей каждого его члена.

П.Ф.Лесгафт, ученый и педагог, создатель научно обоснованной системы физического воспитания, утверждал, что подвижная игра есть упражнение более сложного порядка нежели простое гимнастическое упражнение, посредством которого ребенок готовится к жизни. Вторая часть его «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста» посвящена играм. Он уделял большое место играм на уроках физкультуры: в младших классах отводил играм половину урока, а в средних – одну треть урока.

П.Ф.Лесгафт разработал методику преподавания школьных подвижных игр и в связи с этим их классификацию. Он делил игры на две группы – имитационные для дошкольников и игры школьников. Школьные игры он делил на простые, в которых каждый, играя, преследует свою цель, и сложные (или партийные, командные), в которых каждый играет, защищая интересы своей команды. Внутри каждой группы игры распределяются по преимущественному в ней виду движений: игры с бегом, прыжками, метаниями и т.п.

П.Ф.Лесгафт предъявлял высокие требования к руководителям игры. Особенное значение он придавал соблюдению правил игры (как непреложного закона) и осознанию своих действий. Все эти требования не потеряли значения и до сих пор, и были усовершенствованы учениками П.Ф.Лесгафта.

В.В.Гориневский – один из основоположников отечественной науки о физическом воспитании – считал подвижные игры гигиеническим средством, так как они благотворно влияют на работоспособность человека. Особенно полезно проводить игры на открытом воздухе. Он считал правильно организованные игры отличным средством активного отдыха.

Известный педагог-организатор В.Г.Марц использовал игры для объединения большого количества детей и создал так называемые «массовые игры», которые стали использовать на массовых детских праздниках.

В.Г.Марц уделял большое внимание подготовке кадров руководителей игр, изданию пособий по подвижным играм. Им был организован научно-исследовательский институт игры и праздника.

Связь игры и труда определяется тем, что между ними имеется общее и различное. А. С. Макаренко указывал, что в игре, как и в труде, есть рабочее усилие и усилие мысли: «Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра». Отличие игры от работы состоит только в том, что «. работа есть участие человека в общественном производстве. в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы». В игре часто возникает необходимость создания игрушки, того или иного приспособления. На занятиях лепкой, конструированием дети под руководством воспитателя изготовляют игрушки, пособия, которые используются в играх. Навыки самостоятельности, приобретаемые в труде, переносятся в игру. В разных группах детского сада взаимосвязь игры и труда имеет различный характер. В младших группах многие элементарные трудовые навыки, особенно в области самообслуживания, культурного общения, обращения с вещами, усваиваются в значительной мере в играх с куклами; двигательные навыки, способность ориентировки в пространстве - в подвижных играх. Для детей старшего возраста труд становится самостоятельной деятельностью. Однако взаимосвязь игры и труда в какой-то мере сохраняется. Так, дети изготовляют игрушки-самоделки на занятиях ручным трудом, а используют их, причем очень охотно, в играх. С введением в детском саду обучения значительно расширилась тематика и углубилось содержание игр. На занятиях дети получают широкий круг знаний и представлений о предметах и явлениях, об окружающей жизни, которые используются в игре. Сам процесс обучения организует познавательную деятельность детей, что, несомненно, повышает и культуру игры. Содержание занятий не переносится в игру прямо, а своеобразно преломляется через опыт, замысел игры, отношение детей к отображаемым в игре явлениям. Вместе с тем и игра оказывает влияние на познавательное развитие детей, вызывает необходимость расширения знаний. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах. Игра по Макаренко. Игра и игрушка - обязательные спутники детства. Н. К. Крупская писала, что у каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением знакомиться с окружающим, подражать взрослым, активно действовать. Игра — своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ освоения впечатлений жизни. «Малыши, ведь, подражают взрослым в своих играх. А самостоятельная подражательная игра, которая не помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое»,— отмечала Н. К. Крупская. В игре происходит развитие всех сторон личности — умственных способностей, моральных качеств, творчества. В игре все эти качества формируются в единстве и взаимодействии. С одной стороны, от богатства замысла игры, степени увлеченности этим замыслом зависит сила эмоций, умственного и волевого усилия, организованность каждого участника игры. С другой стороны, без хорошей организации детского коллектива невозможно успешное развитие игры. Развитие игрового творчества заключается, прежде всего, в формировании игрового замысла — умении сознательно выбирать игру, обдумывать ее, находить лучшие способы осуществления задуманного, применять знания, полученные детьми на занятии. В игре перед детьми можно ставить более сложные задачи, вводить более сложные правила поведения, чем на занятиях. Увлечение игрой, ее яркая эмоциональная насыщенность мобилизуют силы ребенка, заставляют его упорно стремиться к достижению цели. Средства изображения в игре разнообразны: действия детей, создание образа движениями, поступками, мимикой, словами, употребление различных предметов, сооружение построек. Среди этих средств игрушка занимает большое место, она необходима для того, чтобы сделать действия детей реальными: «шоферу» нужен «автомобиль», «летчику» - «самолет». Все это связано с интересной психологической особенностью игры: в ней много воображаемого, условного, «понарошку», как говорят дети; но переживания играющих всегда искренние, настоящие и действия их реальны.

Игра по Лесгафту. Выдающийся русский педагог П. Ф. Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания в России. Большое место в ней отводится подвижной игре. Игра определяется Лесгафтом как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Она является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициатива ребенка и воспитываются его нравственные качества. Каждая игра, указывает Лесгафт, должна иметь определенную цель, а форма игры — отвечать этой цели. Необходимо, чтобы действия в игре соответствовали умениям ребенка управлять собой и вызывали «возвышающее чувство удовольствия», эти действия предварительно усваиваются в систематических упражнениях.

Постепенно игры следует усложнять по содержанию и правилам. Лесгафт рекомендует вводить варианты игр — новые условия, упражнения, действия. Этим можно достичь повторения знакомых действий, но с более повышенными требованиями, а также систематического влияния игр на ребенка, при сохранении интереса к ним. Распределение ролей и действий Лесгафт сосредоточивает в руках играющих (т. е. игра осуществляется путем самоуправления). Важно, чтобы к правилам игры дети относились как к закону, которому все сознательно и охотно подчиняются.

Лесгафт считает подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой» (т. е. преодолевать отрицательные чувства). В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию». Лесгафт указывает, что систематическое проведение подвижных игр содействует развитию у детей умения управлять своими действиями, дисциплинируют его тело, т. е. приучает действовать с различным напряжением. Игры учат ребенка действовать с большой ловкостью, целесообразностью и быстротой; выполнять правила, владеть собой, ценить товарищество.

Игра по Гориневскому . Гориневский подчеркивал важность выбора сюжета игр для детей и сняли с требованиями современной общественной жизни, В процессе подвижных игр у детей воспитываются морально-волевые качества, поэтому игра является средством формирования личности ребенка. Придавая серьезное значение эмоциям, возникающим у детей в игре, как оздоровительному компоненту, Гориневский считал радость и веселье одним из обязательных условий игровой деятельности, без которых игра теряет для детей свой смысл. Гориневский предъявлял серьезные требования к методике проведения подвижных игр, требуя от воспитателя эмоциональности, эстетики движений, индивидуального подхода к ребенку,, точного соблюдения правил игры. Он ставил вопрос о целесообразности введения в игры элементов доступного детям соревнования, исключающего, однако, азарт, возбуждение, недоброжелательность друг к другу.

Читайте также: