Особенности монологического высказывания характеристика типов монолога

Обновлено: 04.11.2024

Устная речь складывается из слушания и понимания с одной стороны, и говорения с другой. Осуществляется при непосредственном контакте с собеседником. Говорение в свою очередь обычно подразделяется на диалогическую и монологическую речь.

Монологическая речь – это речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д.

Монолог, протекающий в форме беседы, выступления, доклада или лекции, приближается к ораторской речи, отличается усложненным синтаксисом и усложненными лексическими конструкциями. Здесь находят свое место такие экспрессивные средства, как повторы, риторические вопросы, восклицания, перебивы мыслей и ритма, вводные слова и предложения, эллипсы и др.

Основные характеристики монологической речи:

• Последовательность и логичность речи (развитие идеи, уточнение мысли, обоснование)

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

• Относительная смысловая законченность

• Отсутствие дискуссионной информации и полемичности

• Более точное отражение нормы языка

• Обладает меньшей аффективностью.

Лингвистические: - связные между собой абзацы

- развернутые грамматические конструкции

- богатство, разнообразие лексики

В.В. Виноградов условно выделяет монологи четырех типов (в зависимости от типов общественного воздействия и стилистических особенностей): монолог-убеждение, монолог лирический, монолог драматический, монолог сообщающего типа.

Также различают: 1) монолог стилистически нейтральный (избегают обращение ко второму лицу, все внимание сосредоточено на содержании); 2) монолог разговорный (от 1 лица, обращенный ко второму лицу, рассчитан на вовлечение слушателя в процесс речевого общения).

К тому же при определении видов МР исходят из а) содержания и формы речи: описание, повествование, рассуждение; б) степени самостоятельности учащихся: воспроизведение заученного монолога-образца, пересказ прочитанного или услышанного текста своими словами и полностью самостоятельное и по форме и по содержанию высказывание; в) степени подготовленности речи: подготовленный полностью, частично подготовленный и неподготовленный монолог.

Из примерной программы:

5-7 классы Монологическая речь. Развитие монологической речи в 5-7 классах предусматривает

овладение следующими умениями:

• передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;

♦ передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;

♦ выражать и аргументировать свое отношение к прочитанно-му/услышанному.

Объем монологического высказывания – до 12 фраз.

Продукт монологической речи. В качестве продукта рассматриваются следующие коммуникативные типы речи:

• рассуждение в форме отзыва

Задачи обучения монологическому высказыванию:

1. Обучить выражать законченную мысль имеющую коммуникативную направленность.

2. Научить логичному развертыванию мысли.

3. Научиться высказываться с достаточной скоростью без пауз.

• Высказывания с опорой на логико-синтаксические схемы

• Расширение высказывания за счет изученного ранее

• Ситуативные высказывания. Высказывания по картинке, высказывания по плану и высказывание без опор.

Пути обучения монологу: 1) сверху вниз и 2) снизу вверх.

Первый путь предполагает развитие умений МР на основе прочитанного текста, рассматриваемого как верхний уровень в иерархии коммуникативных единиц обучения. Здесь текст выступает как образец для подражания, который воспроизводится с различными вариациями: пересказ от другого лица, для другого адресата, в другом времени и пространстве. Второй путь связан с развитием умений МР без опоры на развернутый текст, отталкиваясь от изученной лексики и усвоенных синтаксических структур, которые предлагается использовать при раскрытии темы.

Путь снизу вверх без опоры на конкретный текст может быть выбран:

1)на начальном этапе, когда ученики еще не умеют читать (устный вводный курс);

2)на среднем и старшем этапах, когда языковые и предметные знания по обсуждаемой теме/проблеме достаточно обширны, и монологи могут строиться на материале не одного конкретного текста, а многих текстов, прочитанных и прослушанных на РЯ и ИЯ.

В этом случае часто бывает необходимо коллективно вспомнить всю ту лексику, которая может пригодиться для РД. Для слабых учащихся полезно использовать таблицы с ЛЕ, расклассифицированными по подтемам в рамках обсуждаемого вопроса.

Типы упражнений при обучении монологу. Контроль и оценка умений монол.речи

Для подготовленной речи характерна опора на память и на разнообразные ассоциации, на теоретические правила и многочисленные формальные (преимущественно вербальные опоры). Этот вид речи носит менее творческих характер, так как в большинстве своем связан не только с заданным языковым материалом, но и с заданным содержанием.

Упражнения для обучения подготовленной монологической речи:

• Воспроизведение связных высказываний с некоторой модификацией (изменение конца или начала, введение нового действующего лица, видоизменение композиции изложения и т.д.).

• Составление ситуации или рассказа (по ключевым словам, по плану, на заданную тему).

• Описание картины или серии картин (немого фильма).

• Воспроизведение ситуаций, в которых использованы названные слова, клише и обороты.

• Объяснение на иностранном языку заголовка (реалий).

• Определение и краткое обоснование темы прослушанного рассказа.

• Пересказ (близкий к тексту, резюме, пересказ-реферат)

• Составление плана рассказа.

• Изложение диалогов в монологической форме.

Основными параметрами неподготовленной речи являются: лингвистическая правильность высказывания; отсутствие заданного материала и заданного содержания; выражение собственных мыслей; ситуативно контекстный характер речи; наличие высокого уровня развития речевых механизмов; речевое творчество, естественный темп.

К постоянным признакам следует отнести самостоятельность и творчество, отсутствие предварительной подготовки и заданного материала. К переменным признакам средует отнести наличие или отсутствие содержания; эмоциональность и образность, инициативность и спонтанность.

Упражнения для обучения неподготовленной монологической речи:

• Обоснование собственного суждения или отношения к фактам

• Характеристика действующих лиц

• Описание картины, не связанной с изученной темой

• Составление аналогичной ситуации с опорой на ранее прослушанное или прочитанное

• Оценка прослушанного или прочитанного

• Составление кратких объявлений и текстов открыток.

Упражнения для обучения неподготовленной речи отличаются, таким образом:

1. Новизной информации, необходимой для моделирования потребности речевой деятельности;

2. Более разнообразными формами протекания (передача и запрос информации, собственное суждение, оценка, комментирование и т.д.)

Все упражнения должны отвечать следующим требованиям:

 Быть посильными по объему

 Учитывать постепенное нарастание трудностей (с точки зрения материала, условий выполнения и характера речевой деятельности)

 Аппелировать к разным видам памяти, восприятия и мышления

 Быть целенаправленными и мотивированными (что предполагает наличие формулировки конечной или промежуточной целей выполнения упражнений)

 Активизировать деятельность учащихся

 Содержать жизненные и типичные примеры и ситуации.

Система упражнений включает:

1) рецептивные: нахождение в текстах-образцах определенного типа их отличительных особенностей;

2) репродуктивные: воспроизведение текстов-образцов, драматизация;

3) трансформационные: формальные и содержательные модификации текстов-образцов, например, перемещение данных сюжетов во времени и пространстве;

4) креативные: составление собственных монологов в связи с предлагаемой темой, проблемой, ситуацией.

Цель : научить учащихся высказываться по теме Which English-speaking country would you like to visit на материале текста What do English-speaking people think about their countries?

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Характеристика монологической речи. Виды монологов. Пути обучения монологическому высказыванию.

Характеристика монологической речи. Виды монологов. Пути обучения монологическому высказыванию.

Характеристика монологической речи. Виды монологов. Пути обучения монологическому высказыванию.

Читайте также: