Высказывания о ярославе мудром

Обновлено: 22.12.2024

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черных Антон Владимирович

В данной статье рассматривается образ Ярослава Мудрого, его оценка со стороны отечественных историков Карамзина Н.М. и Соловьева С.М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Черных Антон Владимирович

Статус князя в древнерусском обществе: доктрина государственной власти в x - XI веках Именование исторического лица в историческом дискурсе Российско-польское соперничество в период Киевской Руси (х - XI века) в оценке Н. М. Карамзина Зарождение элементов идеологии в древней Руси Образ Юрия Долгорукого в дореволюционной историографии i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Yaroslav the wise in the assessments of historians Karamzin N.M. and Solovieva S.M

This article discusses the image of Yaroslav the Wise, his assessment by domestic historians N. Karamzin and Solovyova S.M.

Текст научной работы на тему «Ярослав Мудрый в оценках историков карамзина Н. М. И соловьева С. М»

Ярослав Мудрый в оценках историков Карамзина Н.М. и Соловьева С.М. Yaroslav the wise in the assessments of historians Karamzin N.M. and Solovieva S.M.

Черных Антон Владимирович

Chernykh Anton Vladimirovich

Научный руководитель Сапрыкин В.А.

Scientific adviser Saprykin V.A.

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor

В данной статье рассматривается образ Ярослава Мудрого, его оценка со стороны отечественных историков Карамзина Н.М. и Соловьева С.М.

This article discusses the image of Yaroslav the Wise, his assessment by domestic historians N. Karamzin and Solovyova S.M.

Ключевые слова: князь, правитель, правосудие, летопись, варяги, религия, госудасртво.

Key words: prince, ruler, justice, annals, varangians , religion, state.

Ярослав Мудрый один из главных государственных деятелей на рубеже начала XI века, который внес огромный вклад в дальнейшее развитие Руси. Древняя Русь - это эпоха складывания государственности, во многом определившая дальнейшее развитие истории России. На этом этапе развития государства важную роль играли отдельные личности, поскольку государственные институты были еще не достаточно развиты. Одной из важнейших личностей этой эпохи был князь Ярослав Владимирович. Деятельность Ярослава Мудрого чрезвычайно важна для истории нашего Отечества. Именно при нем появляется первый письменный свод законов, происходит окультуривание русского народа. Государство постепенно становится сильным не только благодаря сильной внешней политике, но и внутренней. Важно отметить, что Ярослав сделал выводы из правления своего отца Владимира и пытался продолжить его политику, найдя в христианстве силу, которая помогала ему во внутренней политике. Историки XIX века положительно отзываются о Ярославе. Впервые они

дают описание его правления с летописи. Ярослав всегда действовал со стороны силы, но иногда вел политику без войн, думая не только о завоеваниях, но и о своем народе, историки отмечают, что это и есть признак мудрого государя. Он внес огромный вклад в русскую культуру.

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) — выдающийся русский историк, автор известного сочинения «История Государства Российского», которого называют первым русским профессиональным историком. Н.М. Карамзин работал в эпоху «сентиментализма», когда было важно показать психологию личности человека, его характер, состояние души, морально-нравственные качества. Заслугой историка было открытие произведения «Хождение за три моря Афанасия Никитина», он также был редактором журнала «Вестник Европы». Историю России Н.М. Карамзин представлял как смену правителей и династий. Ключевой фигурой в истории для него была фигура правителя, князя, царя, монарха. Отчасти это объясняется тем влиянием, которое придворный историк и монархист по убеждениям, Н.М. Карамзин хотел оказать на Александра I (1801 -1825). Н.М. Карамзин первым из историков подверг критике правление Петра I.

Н.М. Карамзин, уделявший личностям правителей большое внимание, посвятил Ярославу Мудрому в «Истории государства Российского» отдельное место. Он описывает время правления Ярослава Мудрого во втором томе своего труда История государства российского.

Историк начинает описание событий строго по хронологии, а потом переходит к рассмотрению личности Ярослава. Он положительно отзывается о первых поступках киевского князя, например, он пишет: «Ярослав в 1030 году снова покорил Чудь, основал город Юрьев, или нынешний Дерпт, и, собирая дань с жителей, не хотел насильно обращать их в Христианство: благоразумие достохвальное, служившее примером для всех Князей Российских!» [1]. Н.М. Карамзин обратил внимание на очень благоразумное действие князя в том, что тот не заставлял людей насильно обращаться в христианство, а давал людям свободу выбора, тем самым преподнеся себя, как очень умного правителя.

После смерти брата Мстислава единым Монархом и Великим Князем становится Ярослав. Н.М. Карамзин говорит о его первой ошибке. Ярослав прибегает к политике Удельного Правления. Как только его старшему сыну Владимиру исполняется 16 лет, он отдает в его управление Новгород. Особенное свое недовольство и разочарование Н.М. Карамзина можно увидеть в словах: «Здравая Политика, основанная на опытах и знании сердца человеческого, не могла противиться действию слепой любви родительской, которое обратилось в несчастное обыкновение» [1, с. 74]. Виной этому, по мнению Н.М. Карамзина, служит слепая родительская любовь.

Однако отметим, что положительных моментов в правлении Ярослава находится, для Н.М. Карамзина, намного больше, чем отрицательных. Он открыто восхваляет «Великого Князя», называет его победу над печенегами «самой счастливейшей для отечества», так как Ярослав смог одолеть одного из самого ненавистного врага своего государства. Н.М. Карамзин выделяет, что эта победа особенная, потому что: «Россия навсегда освободилась от их жестоких нападений». В память этому великому событию Ярослав приказал заложить великую церковь на этом месте (Святая София Митрополитская). Она была украшена золотом, серебром и драгоценными сосудами [1, с. 74].

Затем князь возвел каменные стены по границам Киева (Н.М. Карамзин делает примечание, что Ярослав сделал это, чтобы подражать величию Константинополя). А новые главные врата он назвал Златыми.

Историк отмечает, что Ярослав начал строить первые монастыри - Святого Георгия и Святой Ирины. Он хотел поднять авторитет религии и улучшить грамотность и нравственность населения городов, поэтому выделял большую сумму из казны для перевода христианских книг с греческого на славянский язык. Н.М.

Карамзин отмечает по этому поводу следующее: «Сей государь, по сказанию Летописца, весьма любил церковные уставы, духовных пастырей и в особенности черноризцев, не менее любил и книги Божественные; велел переводить их с Греческого на Славянский язык, читал оные день и ночь, многие списывал и положил в церкви Софийской для народного употребления. Определив из казны своей достаточное содержание Иереям, он умножил число их во всех городах и предписал им учить новых Христиан, образовать ум и нравственность людей грубых; видел успехи Веры и радовался, как усердный сын Церкви и добрый отец народа» [1, с. 74].

Н.М. Карамзин первым из историков XIX в. называет Ярослава «мудрым». Он видит в Ярославе сильного правителя, который хотя и не приобрел много новых земель, и к тому же потерпел ряд поражений, но он имел «мужество и любовь к своему народу», важнейшие качества правителя, по мнению Н.М. Карамзина [1, с. 75]. Историк в целом положительно говорит о внутренней и внешней политике.

Н.М. Карамзин говорит о правлении Ярослава следующими словами: «Ярослав заслужил в летописях имя Государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество; успокоил отечество и любил народ свой» [1, с. 76]. Он также отмечает: «Следуя в правлении благодетельным намерениям Владимира, он хотел загладить вину ослушного сына и примириться с тению огорченного им отца. Внешняя политика Ярославова была достойна Монарха сильного: он привел Константинополь в ужас за то, что оскорбленные Россияне требовали и не нашли там правосудия; но, отмстив Польше и взяв свое, великодушною помощию утвердил ее целость и благоденствие» [1, с. 76].

Итак, Н.М. Карамзин восхваляет Ярослава Мудрого, сравнивая его со своими предками и отмечает многочисленные плюсы, по сравнению с предшествующими правителями. Он отмечает в качестве положительных черт миролюбивость, мудрость, дружелюбность, заботу о подданных, в том числе и об их нравственном состоянии, любовь к народу. В этом ярко прослеживается поучительный характер сведений

Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879) — крупнейший историк XIX в. Профессор Московского университета, ректор с 1871 -1877 гг. Академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук в 1872 году. Над своим великим трудом «История России с древнейших времен» в 29 томах он работал на протяжении 30 лет (1851-1879). Обосновал принцип историзма, который предполагает. Так же, высоко оценивал внутреннюю политику Петра I. Интересно, что он был сторонником норманской теории.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стоит отметить, что у С.М. Соловьева нет периодизации по правителям, она у него только по политическим направлениям.

С.М. Соловьев описывает правление Ярослава Мудрого в своем труде История России с древнейших времен [2] . Историк подробно останавливается на войнах, которые вел Ярослав Мудрый, уделяет внимание на его внешнюю политику, так же подробно говорит в своем сочинении об отношениях русского князя с Византией. Однако, отметим что, личности Ярослава Мудрого, его качествам как человека и политика, он дает скупую оценку. Это объясняется тем, что С.М. Соловьев придерживался в работе принципа историзма, который не предполагает морально-нравственную или духовную оценку личности, а стремится показать явление, процесс, как часть исторической эпохи.

Интересно, что С.М. Соловьев, рассказывая о Ярославе Мудром, ссылается на упоминания о его хромоте: «По отзыву летописи, Ярослав был на своем месте: «он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был он храбр»; прибавлена еще черта, что он был христианин, и сам книги читал» [2, с. 856]. Упоминание того, что Ярослав был христианин особо для всего русского народа в это время. С точки зрения С.М. Соловьева, Ярослав являлся представителем «нового поколения» грамотных христиан.

Выдающийся историк, сравнивая Владимира и Ярослава, выражает свое мнение по этому поводу словами: «Сравнение очень важное: в нем ясно указано значение деятельности Владимира и Ярослава и постепенность движения: при одном имело место крещение, при другом - надлежащее наставление в вере» [2, с. 857]. Таким образом, С.М. Соловьев показывает Ярослава Мудрого прямым продолжателем Владимира в деле строительства Русского государства. Его роль была также велика, как и крестителя Руси. Владимир заложил основу христианства, установил фундамент новой религии, крестил Русь, а Ярослав не только стал продолжателем своего отца, но и дал толчок развитию религии в плане связи с народом и государством. Религия стала опорой для государства, стала опорой для простых людей.

Следует также отметить, что С.М. Соловьев дает оценку Ярославу-хозяйственнику, а не Ярославу-воину: «Ярослав не был князем только в значении вождя дружины, который стремится в дальние стороны за завоеваниями, славою и добычею; Ярослав, как видно, был более князем-нарядником страны» [2, с. 857]. До Ярослава из правителей никто ничего не делал для русского народа, но именно он первым осознал то, что прежде всего, нужно думать о людях, а не о новых завоеванных землях. С.М. Соловьев дает положительную оценку Ярославу, за его любовь к народу, именно это качество делает его «мудрым» правителем, историк называет его «князь-нарядник страны».

С точки зрения С.М. Соловьева именно любовь к своему народу, желание помочь ему в учении новой религии, становление грамотности в стране, все это возвышает Ярослава перед его предшественниками. Становление государственности, первый свод законов «писаный устав» показывает нам Ярослава, как очень мудрого правителя.

Так же, С.М. Соловьев сравнивает Ярослава не только с Владимиром, но и Олегом «Вещим». Главная особенность сходства в том, что они населяли свободные земли и строили новые города. Вот слова С.М. Соловьева на эту тему: «Наконец, Ярослав, подобно отцу своему и вещему Олегу, населял пустынные пространства; строил города; от языческого имени его получил название Ярославль на Волге, от христианского - Юрьев (Дерпт)» [2, с. 858].

Таким образом, С.М. Соловьев отмечает правление Ярослава Мудрого, как выдающийся период становления государственности на Руси. Именно в это время произошел культурный подъем на Руси, во многом благодаря этому выдающемуся князю. Хотя историк избегает давать оценку личности князя и характеристику его действий.

Список используемой литературы:

1. Карамзин Н.М. История государства российского. Т.2. СПб.: Наука, 1996. - С.246

3. Шнирельман В.А. Социальная память и образы прошлого // Новое прошлое. 2016

4. Репина Л. П. История и память: историческая культура Европы. М.: Кругь, 2006. -

Читайте также: