Высказывания о музыке сухомлинский

Обновлено: 05.11.2024

Василий Александрович Сухомлинский о музыкальном воспитании.

Районные педагогические чтения 2018г.

автор: педагог дополнительного образования

Кацевал Вера Влентиновна

Традиционные районные педагогические чтения 2018 года посвящались наследию великих педагогов: Василия Александровича Сухомлинского, Константина Дмитриевича Ушинского, Шалва Александровича Амонашвили. Чтения проходили как очной, так и в заочной форме. В педагогических чтениях приняли участие 21 педагог из 12 образовательных организаций Семилукского муниципального района.

Основными целями и задачами проведения педагогических чтений являются:

– содействие профессиональному развитию педагогических и руководящих работников образовательных учреждений по внедрению передового педагогического опыта;

– выявление талантливых педагогов-новаторов, методистов;

– создание условий для обмена опытом успешной деятельности между педагогами образовательных учреждений.

Районные педагогические чтения 2018.

Василий Александрович Сухомлинский о музыкальном воспитании.

"Музыкальное воспитание - это

не воспитание музыканта,

а, прежде всего, воспитание человека."

В. А. Сухомлинский

Сухомлинский говорил о том, что музыка показывает людям многообразие чувств, открывает перед ними человеческое величие и достоинство. На первом занятии я задаю детям вопрос: Для чего люди поют? Большинство из них отвечают: Для удовольствия. А в конце года на этот же вопрос уже другие ответы - приносить радость людям, чтобы развиваться как личность, больше узнавать и понимать.

Василий Александрович утверждал: неправильное воздействие музыки вредит, из-за чего сложно отличить красоту от уродства. Каждому необходим человек, который сможет показать достойные произведения (песни) и привьет любовь к музыке. Нам педагогам вокальной студии это было делать не всегда просто. Читая эти мысли Сухомлинского, мы ( с В.Н. Смородиным) вспомнили 90-е годы, когда дети приходили в студию с одним лишь желанием исполнить песни: "Ветер с моря дул" , "Сиреневый рай". Чтобы противостоять этому взрослому репертуару, нередко с двусмысленным содержанием, приходилось проводить часы у телевизора с магнитофоном , надеясь услышать и списать хорошую песню. И не только ее списать, но и записать фонограмму и убедить ребенка с петь. На песни патриотической направленности лилось столько критики из СМИ. Помню, как нас ошеломила статья из "Комсомольской правды" под названием "Патриотические песни уродуют и зомбируют детей". Слава Богу, что эти времена мы пережили. И теперь любимые песни у наших детей о мире, дружбе, родном крае . А каждый солист хочет иметь в своем репертуаре песню о Родине. СЛАЙДЫ №2;3.

Труды В. А. Сухомлинского приводят к выводу: сила музыки огромна. Она открывает людям глаза на красоту окружающего мира, пробуждает в каждом лучшие качества души, учит любить родной край. Я полностью согласна с великим педагогом и считаю, что музыка – главное творение человечества. Только она способна поднять настроение, поддержать в трудной ситуации. Порой музыка помогает забыть о проблемах. Иногда дети приходят на занятие уставшие , грустные, но песни помогают им ощутить счастье. Невозможно переоценить значение музыки. Она обладает силой, которая способна повлиять на любого человека. СЛАЙД №4
«Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка (…). Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления» - писал Сухомлинский.

СЛАЙД №5 Главное – увлечь ребенка музыкой. Именно в раннем возрасте легче всего приобщить ребенка к музыке, помочь ему полюбить её. Образноэмоциональный мир музыки развивает ум, формирует характер, влияет на душевное состояние ребенка. Я хочу привести пример из нашей практики. Младшая группа 4- 6 лет. Распевка на русской народной песне "А, я по лугу". Она построена на повторе за педагогом. Помните, там такие слова "Мне казнить, рубить . покатилася, покатилась голова. " Виктор Николаевич заметил, одна девочка заплакала. На вопрос - почему плачешь? - отвечает комарика жалко. «Чуткость и восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности… Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому» - говорил В.А. Сухомлинский.

Наша задача - увлечь пением и развить интерес ученика, побудить его отдать вокальному творчеству предпочтение перед другими увлечениями. Особого внимания требует подростковый возраст. Это важный этап в становлении человека как личности. Это новый уровень самосознания, стремление к новым впечатлениям, к обобщению и самовыражению. СЛАЙД №6 .У подростков появляется умение оценить, что же дает общение с искусством, укрепляется к нему серьезное отношение, глубокий и осознанный интерес. У них появляется повышенный интерес к своей личности, потребность в оценке своих личных качеств. Они стремятся выразить себя не только в результатах своей учебы, но и во внутреннем духовном мире. Они хотят проявить себя в искусстве. Занятия вокалом могут удовлетворить их стремление к творческой деятельности. Для подростков важно найти средства утверждения среди сверстников. Часто средством их самоутверждения становится увлечение музыкой. " Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека."- утверждал Сухомлинский и это доказывает опыт работы нашей вокальной студии. СЛАЙД № 7;8 Наши выпускники люди с высокой гражданской позицией, ответственностью, умеющие дружить, придти на помощь, высонравстенны, трудолюбивы. Музыкальное искусство обладает большими возможностями влияния на духовный рост подростков, на совершенствование их личных качеств. Оно облагораживает их чувства, формирует характер, помогает воспитанию высоких гражданских качеств.

«Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания» - еще одно из высказываний Сухомлинского о музыкальном воспитание.

Мы подбираем для слушания мелодии, в которых в ярких образах, понятных детям, передано то, что они слышат вокруг себя: щебетанье птиц, шелест листьев, рокотание грома, журчание ручья, завывание ветра. Мы используем классическую музыку для отдыха, вокальных пауз, но в связи с каждой мелодией проводим большую воспитательную работу, цель которой - пробудить у детей желание еще и еще раз послушать музыку, добиться того, чтобы каждый раз ребята открывали в произведении новую красоту. В прошлом учебном году мы проводили занятия в группе продленного дня. Дети очень уставали. Мы предлагали им удобно сесть, даже прилечь, закрыть глаза и послушать лечебную китайскую музыку или классическую музыку ,например, Моцарта "Душа" и рассказать, что они представляли, слушав ее. Дети настолько расслаблялись, отдыхали, что на следующем занятии спрашивали, когда они будут слушать музыку. И знаете каждый раз их представления становились более красивыми и содержательными.

Читая Сухомлинского Василия Александровича , нас поразили и восхитили его слова: " Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств. . ". Они заставили нас задуматься о формах и методах нашей работы с детьми. Разучивая песни духовного содержания, мы пытаемся найти для детей христианские музыкальные мультфильмы такие, как "На господа уповаю". Разучивая песню "Орленок", отрывок из мультфильма "Орленок" и т.д.. Нам хочется , чтобы наши воспитанники пели душой и сердцем. СЛАЙД №9 "Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека." В. А. Сухомлинский

Источники:
1.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. Т

Читайте также: