Высказывания о чувашской вышивке
Обновлено: 04.11.2024
"Это было старинное искусство – подбирать и располагать нити цветного шелка. Некоторые вышивки поражали высоким и подлинным чувством цвета. Вы смотрите на эти вышивки – и вами овладевают восторг и благодарность к народу за смелость и тонкость, с каким он подобрал трудные цвета. На некоторых старинных вышивках я наблюдал ту предельную точность рисунка, какую можно видеть на картинках великих итальянцев и какая создает особую тонкую величественность целого. Вспомните вырисованность каждого кудрявого волоска на голове младенца неподражаемой «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи." (В. Козин. Древние узоры Из кн.: «Русские писатели о чувашах». Чебоксары, 1946).
". Висели узорчатые полотенца, расшитые сурпаны и разные другие принадлежности чувашского народа, все до такой степени бело и чисто, что любую из вещей не погнушалась бы положить на свой туалет наша щепетильная модная барышня". (Из журнала «Иллюстрированная неделя», 1873)
Чувашская вышивка
За вас, родное мастерство,
Льняное наше полотно,
Я возвышаю голос свой:
Вам пережить века дано!
В душе таить не должен я
То, чем взволнован так сейчас.
Чувашской вышивкой, друзья,
Вы любовались ли хоть раз?
Лишь в Чебоксарах подержал
Рубашку чудную в руке,
Всю ночь я думал и гадал
О вышившей ее пиге.
Как нитки выбрала она –
Шелк яркий, словно позумент.
И мысль меня лишила сна:
Прекрасному забвенья нет!
Бересту, лыко ли одни
Чуваш знал, вечный труд верша?
О нет! Тоскует искони
По красоте его душа.
Твержу, родное мастерство,
Льняное наше полотно,
Про вашу дружбу и родство,
А зорька шелком шьет давно.
Хусанкай, П. Чувашская вышивка // Хусанкай П. Здравствуй, солнце. – М., 1976. – 27-28 с.
Самым массовым видом декоративно-прикладного искусства у чувашей была вышивка. Характерные черты чувашской вышивки - это богатство и разнообразие узоров, оригинальная расцветка, высокая техника исполнения и тонкое чувство ритма. Чувашки разных этнографических групп применяли свои, местные приемы вышивок и выработали своеобразные типы швов, которых насчитывается до 26 (роспись, косой стежок, гладь, тамбур и т.д.). Применялась как односторонняя, так и двусторонняя вышивка. Особенностью композиционного строя чувашского орнамента является сочетание геометрических узоров с растительными и животными мотивами. Излюбленные цвета - приглушенный красный, мареновый в сочетании с зелеными и оранжевыми (реже - синими и коричневыми) цветами. В вышивке верховых - строгая гамма цветов в орнаменте, филигранные мелкие швы и узоры; у анатри - крупные многоцветные рисунки, сочетающиеся с мелкими стилизованными узорами. Огромный опыт народных мастериц, передаваемый из поколения в поколение, создал очень высокую технику исполнения чувашской вышивки. Имея сходство с вышивкой других народов Поволжья (в приемах шитья, в орнаментальных мотивах), чувашская вышивка выделяется изумительной филигранностью, ибо выполняется по счету ниток. Наряду с вышивкой чуваши занимались узорным тканьем поясов, сурпанов, тесьмы, витьем шнуров. Вероятно, под влиянием башкирского и татарского населения среди чувашей Приуралья прочно утвердилась традиция узорного тканья занавесей (чаршав) и многоцветных шерстяных ковров (палас). Широкое распространение получило шитье бисером, монетами, раковинами-ужовками (хуртпусси), особенно при изготовлении головных уборов и украшений.
В чувашской семье девочку уже с 5-6 лет учили рукоделию. К 12-14 годам многие из них осваивали секреты мастерства, технику вышивки. Свои наряды для праздников и хороводов девушки вышивали скромно, все умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Вышитые девушкой наряды служили ей почти всю жизнь.
Вышивка исполнялась на домотканом (чаще конопляном) холсте шерстяными нитками и нитями из растительного волокна своего прядения. Вышивали также шелками. На базарах покупали шелк-сырец, пряли и красили в домашних условиях. Иногда применялась серебряная и золотая нить, особенно при расшивке высокохудожественных уборов - масмаков, сурпанов, сарă. Хлопчатобумажные и льняные нитки шли на крупные и менее ценные вышивки. В чувашской вышивке насчитывается более 30 типов швов, которые выполнялись как на белом холсте, так и на красной, выкрашенной мареновой краской, основе. Вышивальщицы использовали при этом и одностороннюю, и двустороннюю вышивку.
Наиболее часто употреблялись такие типы швов, как роспись, косой стежок, гладь, тамбур. Роспись (йĕпкĕн) - мелкие стежки, вытянутые в одну линию - прямую или ломаную.
Косой стежок (хантăс) представлял собой косые полоски, вышитые параллельно друг другу. Он использовался при оформлении кĕскĕ, вышивке поясных подвесок, масмаков.
Гладьевым швом сплошь покрывалась поверхность вышиваемого участка ткани. При этом каждая вышитая нитка состояла из стежков, подобных росписи. Шов был двусторонним, имел различные формы, в том числе квадратики (чăрмалла), кирпичики (паклава), ромбики. Они встречались особенно на сурпанах, сарă, свадебных платках, покрывале невесты.
Тамбурный шов применялся в расшивке фартуков, верхней одежды, для окаймления масмаков, сарă, хулçи, концов сурпана.
Обычно при вышивке узоров применялось сразу несколько видов швов, т. е. швы сочетались. Так, контурным швом йепкĕн наносилось на холст очертание узора, после чего швами чăрмаллахантăс заполнялось все поле контура. Кроме этих, наиболее характерных, существовал ряд других швов: шулам - косой гладьевой, хĕреслĕ тĕрĕ - крестик, хăю - простой стебельчатый, майратĕрри (шăтăкла) - тамбур и т.д. Вышивальщица, варьируя их в зависимости от типа предмета, создавала замечательные произведения искусства, которые явились значительным вкладом в мировую культуру. "В области прикладного искусства, каковым является вышивка, чуваши-болгары являются законодателями и учителями Волжского края", - писал И. Н. Смирнов.
Читайте также: