Высказывания для мотивации на урок русского языка

Обновлено: 04.11.2024

И во всем (мизинец)

Здравствуй (всей ладонью)

Вы чувствуете тепло ладони своего соседа по парте? Подарите друг другу тепло своей души в надежде на сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь в работе.

Свое вступление хочу начать с высказывания Бернард Шоу.

“ Известно, что единственный путь

к познанию – это деятельность”

Но как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом? Как же это воплотить практически?

Этот вопрос и является целью данного мастер-класса: познакомить с элементами, методами и приемами мотивации к учебной деятельности на уроках в начальной школе.

«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». А.В. Сухомлинский

Готовясь к уроку, каждый преподаватель составляет дневной план. Одним из первых пунктов плана является Организационный момент . Обычно здесь учитель проставляет количество времени – 1-2 минуты и не более того, а ведь именно от этого этапа зачастую зависит эффективность всего учебного процесса на уроке.

Приёмы работы.

Активизация внимания школьников в начальной школе происходит благодаря следующим приемам:

Психологические минутки:

учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям;

предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте);

необычное приветствие «Здравствуйте!» (начало мастер-класса)

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа.

Упражнение «Поздоровайся глазами» - это один из активных приемов.
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. Этот прием заключается в том, что поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом прошу каждого ученика глазами показать, какое у него сегодня настроение.

Установление контакта с участниками.

- Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.

- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья?

– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…

– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…

Применение стихов-настроев (в их основе – настрой детей на работу в рифмованной форме, а варианты могут быть любые). Например,

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?

С добрым утром
Начат день.
Первым делом
Гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и считать!

Кричалки. Например,

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил

Всем улыбки сегодня дарил.

Интересное начало урока – притча

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали. Ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем. — Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял». — Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. — Дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

Я желаю, чтобы на уроке ваши дела были громче , чем ваши слова.

Использование различных изречений . Например,

Сегодня я начну урок словами французского философа Жан Жака Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь какие вы умные, как много хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». Я желаю вам сегодня убедиться в словах Ж.Ж. Руссо.

Аристотель «Познание начинается с удивления».

Генри Форд «Каждый, кто перестаёт учиться – стар, неважно сколько ему лет – 20 или 80. Тот, кто постоянно учиться, остаётся молодым. Самая прекрасная вещь в жизни – держать свой мозг молодым».

Восточная мудрость «приобретать знания – храбрость, приумножать их – мудрость, а умело применять – великое искусство».

Д. Пойа «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».

Отсроченная загадка. Например,

В конце урока можно детям предложить. На следующем уроке мы с вами узнаем про насекомое, которое находясь на травинке под Москвой чувствует даже лёгкое землетрясение в Японии. (кузнечик)

Или что означает выражение Казанская сирота и историю происхождения.

Использование эпиграфов . Например,

Не говори – не умею, а говори- научусь.

Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский.

Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.

Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.

Фразеологические обороты. Например,

Спустя рукава. Засучив рукава.

Какой из данных выберем как девиз урока?

Или в конце урока

Не успел глазом моргнуть.

Работал не покладая рук.

Летал в облаках.

Зарубил себе на носу.

Работал в поте лица.

Ловил каждое слово.

Выберите 3 фразеологических оборота, которыми вы можете оценить свою работу на уроке.

В начале урока задаётся интересный, неожиданный вопрос, на который ученики смогут лишь ответить по окончанию урока.

Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Создать проблемную ситуацию, подвести к теме.

«Мешочек ощущений»

Цель: настроить участников группы на работу.

Педагогам предлагается опустить руки в мешок и определить, что в нем находится, вслух высказывать ощущения и предположения. (Корень имбиря)

А теперь подведем итог.

- Хотелось ли вам опускать руку в мешок?

- Как вам хотелось это сделать? Как можно быстрее или осторожничали?

- Что вызвало больший интерес – сам мешок или возможность узнать, что там?

- Как вы думаете, вызовет ли такой прием интерес у детей?

- Как можно использовать данный прием в работе с детьми?

Идет беседа по перечисленным вопросам.

Суть этого приема в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности.

Задание: Расставьте ударения в следующих словах. Объясните значение слов.

вИдение (способность видеть)- видЕние (мираж, призрак);

характеЕрный (обладающий ярко выраженными, своеобразными чертами)

хараАктерный (обладающий характером, твердой, сильной волей)

Тема урока: Омонимы.

Удивляй! Например,

Тема “Корень слова”. Существуют слова, которые не имеют

корня, например, глагол вынуть.

Тема «Приставка». Существуют слова с приставками, которые ни в одном другом слове не встречаются. Называются УНИФИКСЫ. (Мусор, радуга)

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Например, зачем знать строителю тему «Имя прилагательное»?

(Потому что дом большой, теплый, красивый и т.д.)

А какой еще профессии это важно? (врач, музыкант, учитель)

Кроссворды, ребусы, игры, загадки.

Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)

Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)

Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)

Умные, активные, дружелюбные. (Это вы, ребята.)

Какие части речи мы использовали в загадках?

Тема нашего урока…

Кроссворды со словарными словами

При изучении темы “Однокоренные слова” на уроке – игре “Путешествие в страну родственных слов” ученики с удовольствием подбирают группы родственных слов, (САД: садик, посадка, садовод, садовник, рассада; ЦВЕТ: цветик, цветник, цветок, соцветие, цветение, цветущий, зацвели, расцветали.; и др.) оформляя их в красочные рисунки.

Фантастическая добавка

Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно

- перенестись на фантастическую планету;

- изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным;

- придумать фантастическое животное или растение;

- перенести литературного героя в современное время;

- рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» учителем. Например,

Наступила ….весна. . снег потемнел и начал таять. Потекли . ручьи. На ветках ещё сохранились гроздья . рябины.

Использование разноуровневых заданий для создания ситуации успеха.

Например, при закреплении темы «Сложные слова» можно использовать карточки разной сложности.

1 уровень нетрудное задание. (зелёного цвета)

Составь и запиши 3 сложных слова.

снег-, -воз, -пад, гол-, -лёд, лес-, земл-, -мер.

2 уровень сложное задание (жёлтого цвета)

Замени одним словом. В слове должно быть два корня. Запиши 3 любых слова.

То чем ловят мышей; человек, который ходит пешком; человек, который любит читать; корабль, который расчищает путь во льдах; то, чем тушат огонь.

3 уровень более трудное задание (красного цвета)

Выпиши 3 слова, которые соответствуют схеме ()

Мясорубка, барабанщик, макушка, кофемолка, снегоход, садовник, мышеловка.

Этот приём можно использовать на любом этапе урока. Это тоже мотивирует детей. Например,

нижняя ступенька - у меня ничего не получилось;

средняя ступенька - у меня были проблемы;

верхняя ступенька - мне всё удалось;

- Графическая рефлексия. В конце каждого задания дети в тетради помещают какой-то значок.

Закончить свой мастер-класс хочу притчей

“ Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное, успешным.

У вас на столах две бабочки: зелёная и жёлтая. Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите зелёную бабочку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – возьмите жёлтую бабочку.

Читайте также: