Высказывание журналистика четвертая власть означает что
Обновлено: 04.11.2024
Журналистика является одним из важнейших инструментов непосредственной демократии и потенциально обладает огромной властью в обществе.
В системе властных отношений в обществе журналистика занимает особое место, поскольку, где есть информация, там есть управление, проявляющееся в характерных для СМИ как специфического соц.института «властных полномочиях».
Власть – доминирование в отношениях с другими, возможность проводить свою волю, организовывать, подчинять, контролировать. Суть власти – способность прямым или косвенным путем добиться подчинения людей для реализации поставленных задач.
Основа «пирамиды» власти – государственные институты, образующие 3 ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Государственная власть всеобща, решения обязательны для исполнения.
Власть негосударственных институтов более широкая, менее формализованная сфера контроля, имеет ограниченную область действия, и она слабее – требует подкрепления убеждением, анализом, авторитетом. Неинституциональная власть – власть общественного мнения, внутриличностная власть. Таким образом, властей оказывается больше, чем 3 или 4.
Современное общество базируется на информации, а она становится все более важным фактором экономического развития.
СМИ не обладают силой госуд. принуждения и экономического давления. Их «властные полномочия» лежат в духовно – идеологической сфере. Эта власть неофициальна, поэтому она осуществляет проникающее давление на все области жизни, причем не менее сильное, чем полит. и эконом. власть.
Если в государстве осуществляется народная демократия, то политика всех 3 ветвей власти не может быть основана ни на чем ином, кроме как на предоставлении журналистике всех прав и свобод.
Характеристика СМИ как 4-й власти:
• Не обладают такой же легитимностью, как остальные 3 ветви и потому является неофициальной. СМИ – один из институтов непосредственной демократии, поэтому мера легитимности зависит от степени доверия аудитории.
• Анализируя действия властей, от имени народа должны в одних случаях поддержать своим авторитетом положит. тенденции, в др. случаях – критиковать и требовать изменить политику властей.
• Ведут всесторонний мониторинг всех сфер жизни, создают информационную картину.
• Выступают в роли общественного эксперта
• Создают духовную атмосферу через участие в формировании массового сознания.
• СМИ – организаторы социального диалога
• Оказывают информационное воздействие на граждан.
• Являются социальным контролером деятельности социальных институтов.
• СМИ – эксперт, защитник и двигатель демократического прогресса.
Билет 14. Государственная политика в сфере СМИ. Проблема цензуры.
Государственную политику в области СМИ вырабатывает и реализует целая система учреждений.
В сфере законодательства – парламентские и президентские структуры, в сфере управления – Министерство по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций.
В российском законодательстве находит выражение государственная политика в сфере СМИ как совокупность руководящих начал журналистской деятельности. По характеристике Закона «Об информации, информатизации и защите информации» гос. политика в сфере СМИ определяется как создание условий для решения стратегических и оперативных задач социального и эконом. развития РФ.
Основа гос. политики – законодательство и др. нормативные акты. Основы гос.политики сформулированы в принятой на всенародном референдуме Конституции РФ. В ней закреплен принцип идеологического многообразия, причем ни одна идеология не может считаться государственной. Также гарантируется свобода мысли и слова, поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. При этом гарантируется свобода СМИ. Цензура запрещается.
Также может осуществляться поддержка СМИ в экономической сфере (облегчение налогового, таможенного, валютного или иных финансовых требований)
Гос.политика может проявляться и как контроль за деятельностью СМИ, осуществляемый в целях соблюдения законодательных норм. Характер и порядок контроля определяют спец.положения законодательства.
Исторически за органами контроля в сфере журналистики и книгоиздания закрепилось название цензура.
Цензура как форма контроля властей за содержанием выпускаемых в свет произведений бывает предварительной и последующей.
Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается.
Предварительная цензура – осуществляется до выхода в свет. Цензоры, руководствуясь уставами и др. нормат.актами, имели право запретить публикацию или потребовать сделать поправки. Без разрешения цензуры ничего не публиковалось.
Последующая(карательная) цензура осуществляется за опубликованными произведениями. В соответствии с полномочиями цензура могла делать замечания, требовать изъятия тиража, запрещать газеты и журналы.
В РФ предв.цензура не допускается, только в особенных случаях(в соотв. с Законом о ЧП). В России есть учреждения, которые можно назвать консультативной цензурой, например, Служба информационной безопасности – рекомендации по доработке или исправлению представл.текстов.
Деятельность редактора цензурой не является. Попытки лиц и организаций, не уполномоченных на то гос-вом, повлиять на принятие решений журналистами о публикации произведений, затрагивающих интересы этих лиц и организаций, квалифицируются как косвенная цензура.
Журналистское самосознание – самоцензура.
Билет 15. Социальная позиция журналиста. Проблема партийности
Этот вопрос связан с философским понятием истины. Существует 2 представления об истине:
1)С гносеологической – истина – вечный идеал для людей. То есть мы имеем лишь представление об истине, характерной для различных соц.сил. Позиция журналиста определяется теми интересами соц.сил, которые он разделяет.
Социальная позиция журналиста может выражаться по разному например:
- Журналист имеет четкую позицию и стремится выражать ее в своих публикациях.
-Журналист не считает нужным выражать свою соц. позицию
-Журналист избегает выражения собственной позиции но при этом представляет аудитории добросовестный обзор всех сущ. В обществе мнений.
Оптимальный подход к этому вопросу заключается в том, что журналист должен иметь свою позицию и должен изучать все остальные сущ. позиции сущ. в обществе. Отношение к своей позиции должно быть критическим. То есть он постоянно проверяет ее на истинность. Его позиция составляется в 1-ую очередь из личных ценностей:
1)Личностные(он формирует их в себе сам)
2) Социально-групповые(формируются вследствие принадлежности к 1 из соц. групп.)
Постоянная работа журналиста над развитием своей позиции включает в себя:
1) Изучение соц. структуры общества
2)Осмысление отношений между значимыми силами
3) Определение своего места в социальной структуре и включается в систему соц. отношений.
Билет 16. Общие положения закона РФ «О СМИ»: свобода массовой информации, цензура, злоупотребления свободой массовой информации, понятие СМИ.
Согласно закону, в РФ:
Поиск, получение и распространение массовой информации, учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических средств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ Не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством РФ о СМИ.
Под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, предназначенная для неограниченного круга лиц , имеющая постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одн ого раза в год.
Под редакцией СМИ понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск СМИ.
Под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию и принимающего окончательные решения в отношении производства и выпуска СМИ.
Под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции СМИ, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода.
Не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемого деяния, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Также запрещается распространение в СМИ сведений о способах, методах разработки, изготовления, использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ, пропаганда преимуществ их использования, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
При освещении контртеррористической операции запрещается распространения в СМИ сведений о спец.средствах, технических приёмах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей.
Читайте также: