Высказывание пророка о договорах
Обновлено: 04.11.2024
Одним из главных качеств мусульманина является «аманат» (верность, честность, надёжность). Более того, аманат считается отличительным качеством верующего. Об этом свидетельствует и тот факт, что Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) задолго до пророчества прозвали Амином, что означает «верный, надёжный, честный, доверенный». О важности этого качества для мусульманина также свидетельствует и то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто призывал придерживаться этого качества и предостерегал от его нарушения. От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) каждый раз, когда обращался к нам с проповедью, говорил:
لا إيمان لمن لا أمانة له، ولا دين لمن لا عهد له
«Нет веры (имана) у того, кто не обладает надёжностью, и нет религии у того, кто не соблюдает договор (не сдерживает свои обещания)». (Имам Ахмад)
Нарушение данного слова, даже если это обещание, данное немусульманину, заслуживает проклятия Всевышнего Аллаха, его ангелов и всех людей. От Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
ذِمَّةُ المُسْلِمينَ وَاحِدَةٌ ، يَسْعَى بِهَا أَدْنَاهُمْ ، فَمَنْ أَخْفَرَ مُسْلِماً ، فَعَلَيْهِ لَعْنَةُ اللهِ وَالمَلائِكَةِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ ، لا يَقْبَلُ اللهُ مِنْهُ يَومَ القِيَامَةِ صَرْفاً وَلا عَدْلاً
«Защита, предоставляемая мусульманами, едина, даже если предоставляет её нижайший из них, а тот, кто подведёт мусульманина (в этом), будет проклят Аллахом, ангелами и всеми людьми, и не примет Аллах от него в День воскресения ни обязательных, ни желательных деяний». (Бухари; Муслим)
В первую очередь этот хадис обращает наше внимание на недопустимость нарушения предоставленной защиты вне зависимости от того, кем из мусульман она была предоставлена и кому она была предоставлена. Ибо защита мусульман и их договор едины вне зависимости от уровня, положения, расовой, национальной, племенной и классовой принадлежности того, кто предоставил эту защиту.
Слово, данное одним мусульманином, является для любого человека гарантом безопасности от всей исламской общины, нарушить которое никто не имеет права. А если кто-либо осмелится подвести этого мусульманина, повредив человеку, который находится под его защитой, даже если этим человеком является неверный, тот впадает в большой грех и заслуживает проклятия от Всевышнего Аллаха, его ангелов и всех людей.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщает, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ قَتَلَ مُعَاهِدًا لَهُ ذِمَّةُ اللهِ وَذِمَّةُ رَسُولِهِ فَقَدْ أَخْفَرَ بِذِمَّةِ اللهِ، فَلَا يَرَحْ رَائِحَةَ الْجَنَّةِ، وَإِنَّ رِيحَهَا لَيُوجَدُ مِنْ مَسِيرَةِ سَبْعِينَ خَرِيفًا
«Кто убил му’ахида (немусульманина, живущего на территории мусульман на договорных основаниях), находящегося под покровительством Аллаха и Его посланника, тот нарушил покровительство Аллаха, и он не почувствует благоухания Рая, которое уже ощущается на расстоянии сорока лет пути от него». (Тирмизи)
Нарушение договора, данного слова или предоставленной защиты считается одним из опаснейших путей, приводящим человека к лицемерию, от которого нас часто предостерегал Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин Аль-Аса (да будет доволен ими обоими Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
أَرْبَعٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ كَانَ مُنَافِقًا خَالِصًا ، وَمَنْ كَانَتْ فِيهِ خَصْلَةٌ مِنْهُنَّ كَانَتْ فِيهِ خَصْلَةٌ مِنْ النِّفَاقِ حَتَّى يَدَعَهَا: إِذَا اؤْتُمِنَ خَانَ ، وَإِذَا حَدَّثَ كَذَبَ، وَإِذَا عَاهَدَ غَدَرَ ، وَإِذَا خَاصَمَ فَجَرَ
«Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре (качества), а отличающийся каким-либо из этих качеств будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. Четырьмя такими качествами отличается тот, кто предаёт, когда ему доверяются; лжёт, когда рассказывает (о чём-нибудь); поступает вероломно, когда заключает договор, и допускает беззаконие, когда враждует (с кем-либо)». (Бухари; Муслим)
Нарушение договора и невыполнение обещаний являются непомерно тяжкими грехами и проявлением мерзкого нрава, и человек, совершивший такой поступок, становится противником Всевышнего Аллаха.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
قال الله تعالى: ثلاثة أنا خصمهم يوم القيامة: رجل أعطى بي ثم غدر، ورجل باع حرا فأكل ثمنه، ورجل استأجر أجيرا فاستوفى منه ولم يعطه أجره
«Всевышний Аллах говорит: «В Судный день Я буду противником троих: человека, пообещавшего Моим именем, а затем поступившего вероломно, человека, продавшего в рабство свободного человека и проевшего полученные за него деньги, и человека, нанявшего работника, потребовавшего от него выполнения работы сполна, но не заплатившего ему того, что тот заработал». (Бухари, 1587)
Из всего вышеприведённого мы узнали, что нарушение договора, вероломство и неисполнение обещания являются очень опасными для человека деяниями, за которые он заслуживает проклятия Ангелов. Поэтому человеку следует отдалиться от этого поступка, очистить себя от этого плохого качества, и он должен опасаться оказаться в числе тех людей, которых проклинают ангелы.
Читайте также: