Это высказывание вероятно можно отнести ко всей лирике поэта
Обновлено: 04.11.2024
Драбкина, С.В. ЕГЭ. РЯ. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ВЫДЕЛЕНИИ ВВОДНЫХ СЛОВ
Формулировка задания: расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на местекоторых в предложениях должны стоять запятые.
Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин - типичный молодой дворянин начала XIX века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А.С. Пушкин - автор произведения.
Правильный ответ: 1, 2, 3, 4.
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:
- какие группы вводных слов выделяются по значению;
- какие слова никогда не являются вводными, но нередко ошибочно принимаются за таковые;
- как различать вводные слова и схожие с ними по звучанию члены предложения.
Вводные слова - слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение ктому, что он сообщает.
Вводные слова можно изъять из предложения без изменения основной мысли синтаксической конструкции.
Вводные слова выражают
Уверенность
конечно, разумеется, несомненно, безусловно, бесспорно, естественно, действительно, как правило, без сомнения
Неуверенность
наверное, вероятно, кажется, очевидно, видимо, по-видимому, возможно, пожалуй, по всей вероятности, может быть, должно быть
к счастью, к несчастью, к сожалению, к удивлению, чего доброго, на беду, к нашему удовольствию, в самом деле
Порядок мыслей, их связь, итог
во-первых, во-вторых, в-третьих, значит, так, итак, следовательно, таким образом, кстати, наоборот, в частности, напротив, например, к примеру, впрочем, стало быть, между прочим , подчеркиваю, повторяю, наконец, с одной стороны, с другой стороны, кроме того
оформления мыслей
иными словами, короче говоря, так сказать, словом, одним словом, по совести говоря, прямо скажем, иначе говоря, лучше сказать
Привлечение внимания
пожалуйста, послушайте, будьте добры, поверьте, видите ли, знаете, понимаете, допустим, скажем
Степень обычности
бывало, по обыкновению, как правило
Примечание: Многие из перечисленных в таблице слов могут выступать как в роли вводных, так и членов предложения (тогда запятыми они не выделяются).
Пример: Бабушка, казалось, дремала. - Мне все это лишь казалось.
Можно использовать следующий прием для различения вводных слов и схожих с ними по звучанию членов предложения:
1) Вводные слова можно изъять из предложения или заменить их другими синонимичными вводными словами.
Бабушка, казалось, дремала.
Бабушка дремала. (Вводное слово можно изъять из предложения, и смысл его не изменится.)
Бабушка, видимо, дремала. (Вводное слово со значением меньшей степени уверенности «казалось» можно заменить синонимичным ему вводным словом с тем же значением «видимо».)
2) Член предложения без изменения смысла предложения изъять или заменить вводным словом нельзя.
Пример: Мне все это лишь казалось. (Слово «казалось» является сказуемым и не может быть заменено вводным словом со значением меньшей степени уверенности.)
Вводные слова и схожие с ними по звучанию члены предложения, при пунктуации которых выпускники чаще всего допускают ошибки.
Является вводным словом и выделяется запятыми
Не является вводным словом и
не выделяется запятыми
Если стоит в середине предложения и его нельзя заменить союзом НО.
Пример: Он был, однако, угрюм и молчалив.
Если стоит в начале или в середине предложения и его можно заменить союзом НО.
Пример: Однако (= но) он ничего не знает. Ветер утих, однако (= но) шторм продолжался.
Если указывает на связь излагаемых мыслей и имеет значение И ЕЩЁ (часто в предложении вводному слову НАКОНЕЦ предшествуют слова ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ или С ОДНОЙ СТОРОНЫ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, по отношению к которым слово НАКОНЕЦ является замыкающим перечисление).
Пример: Летом можно поехать на море или к друзьям и, наконец (= и ещё), можно отдохнуть на даче.
Во-первых, ты опоздал, во-вторых, не принес работу и, наконец, пролил сок на рисунок.
Если его можно заменить словосочетанием В КОНЦЕ КОНЦОВ или оно имеет значение ПОСЛЕ ВСЕГО, ПОД КОНЕЦ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ВСЕГО (обычно в этомслучае к нему можно добавить частицу -ТО).
Пример: Измученные, грязные, мокрые, мы наконец (= после всего, в результате всего) достигли берега.
Если синонимично словам СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СТАЛО БЫТЬ.
Пример: Если наступит весна, значит (= следовательно), будет тепло.
Родятся люди, женятся, умирают; значит (— следовательно), так нужно, значит (= стало быть), хорошо.
Если близко по смыслу словам ОЗНАЧАЕТ, ЭТО.
Пример: Бороться - значит (= означает) победить.
Действительно
Если стоит в начале предложения, выражает уверенность и имеет значение В САМОМ ДЕЛЕ, ПРАВДА.
Пример: Действительно (= в самом деле),
его работа интересна.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не выделяется запятыми, если стоит в середине или в конце предложения.
Пример: Его работа действительно интересна.
Слова, которые ВСЕГДА являются вводными и выделяются запятыми:
конечно, во-первых, во-вторых, в-третьих, итак, следовательно, несомненно, по-видимому, пожалуйста, дескать.
Слова, которые НЕ ЯВЛЯЮТСЯ вводными
(частицы и наречия, которые не выделяются на письме запятыми):
авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, всё равно, всё-таки, даже, именно, иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайне мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы.
Примечание: наибольшее затруднение у многих выпускников вызывают предложения со словами как будто и словно. Экзаменуемые их ошибочно отождествляют с вводными словами и выделяют с двух сторон запятыми, что делать нельзя.
Например: Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её как будто хочет сорваться и умчаться вдаль.
Как будто, словно не вводные слова, не выделяются запятыми с двух сторон.
Некоторые важные правила постановки знаков препинания при вводных словах:
1. Вводное слово отделяется от предшествующего союза запятой, если это вводное слово можно выбросить из предложения или переставить в другое место без нарушения его структуры.
ПРИМЕР: Мы решили продолжать путь без проводника, но, к великой нашей досаде, совсем потеряли дорогу.
(Можно выбросить вводную конструкцию из предложения, и оно будет выглядеть следующим образом: Мы решили продолжать путь без проводника, но совсем потеряли дорогу.)
2. Вводное слово не отделяется от предшествующего союза запятой, если изъятие вводного слова из предложения или его перестановка невозможны.
ПРИМЕР: Он вернется сегодня, а может быть, завтра.
3. Не отделяются запятой вводные слова от союзов, употреблённых в абсолютном начале предложения.
ПРИМЕР: И действительно, всё у него получалось удивительно вовремя и складно.
4. Если вводное словосочетание образует неполную конструкцию (пропущено какое-нибудь одно слово, восстанавливаемое из контекста), то вместо одной запятой обычно ставится тире.
ПРИМЕР: Чичиков велел остановиться по двум причинам: с одной стороны, чтобы дать лошадям отдохнуть, с другой — чтобы самому отдохнуть и подкрепиться.
5. Если вводное слово стоит после перечисления однородных членов и предшествуетобобщающему слову, то перед вводным словом ставится тире (без запятой), а после него - запятая.
ПРИМЕР: В воздухе, в сухой траве, среди птиц - словом, всюду чувствовалось приближение весны.
Алгоритм выполнения задания:
1) Проверьте, является ли выделенные слова вводными или схожими с ними по звучанию членами предложения, то есть определите, можно или нельзя их отбросить или удалить из предложения:
- вводные слова можно изъять из предложения или заменить их другими синонимичными вводными словами; они выделяются запятыми;
- схожие по звучанию с вводными словами члены предложения нельзя изъять без изменения смысла синтаксической конструкции; они не выделяются запятыми;
2) Помните о том, что не являются вводными и не выделяются запятыми
- частицы и некоторые наречия:
авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, всё равно, всё-таки, даже, именно, иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайней мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (1)
Задание № 18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
№ 1. Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.
Ответ:______.
№ 2. Черновики Пушкина (1) конечно (2) отражают не только техническую работу над стилем, но и психологическое состояние поэта в момент творчества. Каждый поворот, каждый изгиб творческой мысли (3) по мнению специалистов (4) запечатлевается в рукописи.
Ответ: ______.
№ 3. Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута. Одни (1) например (2) держатся достойно, уважительно по отношению друг к другу, другие (3) напротив (4) начинают себя вести как на войне.
Ответ:______.
№ 4. Третьяковская галерея (1) как известно (2) названа в честь Павла Михайловича Третьякова - купца, своё богатство употребившего на пользу общества. Увлечённый живописью, он положил начало (3) поистине (4) замечательному собранию картин.
Ответ:______.
№ 5. В картинах Поленова нет (1) как говорится (2) сухого академизма: они ласкают глаз зрителя прелестью освещения, живым расположением сцены, интересными подробностями. Эти картины красивы и интересны (3) даже (4) для тех, кто не захочет найти в них внутреннего содержания.
Ответ:______.
№ 6. Это высказывание (1) вероятно (2) можно отнести ко всей лирике поэта. С самолёта хорошо было (3) видно (4) всё озеро, окружённое лесом.
Ответ:______.
Ответ:______.
№ 8. В жаркий июльский полдень (1) словно (2) всё замерло в городе. Даже деревья (3) казалось (4) стояли понурые и неподвижные, точно изнемогающие от нестерпимого жара.
Ответ:______.
№ 9. Процесс формирования древнерусского литературного языка (1) по мнению академика В.В. Виноградова (2) определялся взаимодействием и объединением нескольких составляющих: во-первых (3) старославянского языка и деловой речи, а во-вторых (4) языка фольклора и диалектов.
Ответ:______.
№ 10. Роман Лермонтова (1) несомненно (2) проникнут единством мысли, и потому его части нельзя читать не в том порядке, в каком расположил их сам автор: иначе вы прочитаете две превосходные (3) на мой взгляд (4) повести и несколько рассказов, но не роман.
Ответ:______.
ОБРАЩЕНИЯ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ
Не только знание вводных слов может быть востребовано в задании 17, выпускникам предлагается выписать цифры, обозначающие запятые при обращении. В качестве привлечённого в задании языкового материала может быть использован как прозаический, так и стихотворный текст.
Обращение - это слово или словосочетание, называющее адресата речи (лицо или предмет):
Труд этот, Ваня, был страшно громаден (Н.А. Некрасов). Обращением в этом предложении является слово Ваня.
Неужто, Марья Ивановна, хочешь и ты нас покинуть? (А.С. Пушкин).
Обращениями также служат: названия лиц по степени родства; названия или клички животных; названия предметов или явлений неживой природы, обычно в этом случае олицетворяемых; географические наименования.
Роль обращения в предложении обычно выполняет имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и т.д.):
Ты очень занят, Павел? (Н. Островский);
Отпусти меня, родная, на простор широкий. (Н.А. Некрасов).
Обращение может быть распространено пояснительными словами: Трудов твоих, мой друг, я не забуду (И.А. Крылов).
Когда речь адресована не одному, а нескольким лицам, имена этих лиц обычно соединяются сочинительным союзом И. В этом случае ставится либо запятая, либо восклицательный знак, например:
Ваня и Петя, я буду писать вам. Мама! Папа! Идите скорее сюда!
Обращение может повторяться: Ах, няня, няня, я тоскую (А. С. Пушкин).
Обращение не связано с другими словами в предложении ни подчинительной, ни сочинительной связью, потому не является его членом и не входит в грамматическую основу (то есть никогда не может быть подлежащим).
Сравните примеры, в одном из которых слово бабушка является подлежащим, а в другом - обращением:
1) Бабушка говорит со мною шёпотом (М. Горький) - подлежащее.
2) Люблю я тебя, бабушка (М. Горький) - обращение.
Обращение может быть расположено в начале, в середине и в конце предложения:
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
Держи, товарищ, порох сухим.
Как недогадлива ты, няня!
Личные местоимения ТЫ и ВЫ обычно не выступают в роли обращения: они выполняют функцию подлежащего: Вы любите осень?
Обращение произносится с особой (звательной) интонацией: усиленное ударение, пауза; выделяется запятыми.
Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, следующее за обращением слово пишется с прописной буквы: Старик! о прежнем позабудь. (М.Ю. Лермонтов).
Если распространённое обращение размещено частями между членами предложения,то каждая часть выделяется запятыми: Яков, подними-ка, братец, занавес (А.П. Чехов). Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И.А. Крылов).
Не являются обращениями и не разделяются запятыми междометные выражения: Господи помилуй, Боже упаси, Господи прости, слава тебе Господи и т.д.
Обращение может сопровождаться выражением ласки, упрёка, осуждения и т. д. Это отношение говорящего к собеседнику выражается при помощи интонации, суффиксов оценки, определений и приложений, например:
Степанушка, родной, не выдай, милый! (И.А. Крылов) Соседушка, мой свет, пожалуйста, покушай! (И.А. Крылов)
Иногда обращения бывают развёрнуты в пространные характеристики; в этих случаях при обращении может стоять несколько определений:
Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя, одна в глуши лесов сосновых давнодавно ты ждёшь меня (А.С. Пушкин).
Обращение, как уже отмечалось выше, возможно не только к лицам, но в поэтической речи и к неодушевлённым предметам: в этом случае оно является одним из приёмов олицетворения. Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор! (Н.А. Некрасов) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век однообразный тобой украсил я (А. С. Пушкин).
Алгоритм выполнения задания
Убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов произносится с особой (звательной) интонацией и называет того, к кому обращаются с речью: обращение возможно не только к лицам, но и к неодушевлённым предметам.
Помните о том, что в качестве обращения в предложении обычно выступает имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного.
Не забывайте о том, что обращение может быть распространено пояснительными словами и представлять собой сочетание нескольких слов.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (2)
Задание № 1. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Читайте также: