Высказывание которое наиболее точно характеризует природу человека

Обновлено: 04.11.2024

Потому что Земля огромна, и у каждого населяющего её народа существует своя культура, обычаи и традиции, которые передаются от поколения к поколению. Общество формируется с учётом всех национальных особенностей и различных внешних факторов (климата, географического расположения, наличия полезных ископаемых и пр.), вторжения извне чреваты конфликтами и войнами.

2. Что такое процесс глобализации?

Глобализация- процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения( эконом., полит., культ., религ. связей) на соц. действительность

3. Каковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей способствует?

Проявления экономической глобализации наблюдались на протяжении последних тысячелетий, с момента возникновения международной торговли. Однако в последние 20-30 лет наблюдается стремительное увеличение темпов этого явления. Этот всплеск в большой степени инспирирован процессом интеграции экономик развитых стран с экономиками развивающихся стран. Способствуют этим явлениям процессы прямых иностранных инвестиций, снижение торговых барьеров и модернизация экономик развивающихся стран.

4. В чём выражается противоречивость процесса глобализации?

Невозможность государства регулировать экономику на национальном уровне в отрыве от мировых хозяйственных процессов

5. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление?

Основные глобальные проблемы:

1. Возникающие в результате взаимодействия природы и общества:

а) экологическая, климатическая (изменение условий окружающей среды в нелучшую сторону)

б) сырьевая, продовольственная, энергетическая (нехватка ресурсов)

2. Возникающие в результате взаимодействия человека и общества:

а) противоречивость научно-технического прогресса

б) демографическая (перенаселение)

в) исчезновение культурного многообразия

г) опасные болезни, эпидемии

б) межэтнические конфликты

г) Север-Юг (экономическая и социокультурная отсталость южных стран по сравнению со странами севера)

д) освоение мирового океана, космоса

Основные причины возникновения глобальных проблем:

1. общность и взаимосвязанность людей всего мира (из-за чего проблемы одного государства могут стать всеобщими)

2. несоответствия степени активно-преобразовательной деятельности человека уровню его сознания и общественной организации (нерациональное природопользование, неразумное использование достижений научно-технического прогресса, нецелесообразное отношение к войне как к способу контроля мира и т. д.)

6. Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время?

На протяжении почти всей истории развития философской мысли в ряду с другими фундаментальными идеями существенное место занимала идея прогресса. Большая часть человечества, прежде всего мыслители, верует в прогресс, т. е. не только в эволюцию, а в поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу блага, достойного всеобщего желания, искупающего все жертвы, все страдания. И хотя иногда, как говорил Г. Лейбниц, и встречается попятное движение наподобие линий с заворотами, тем не менее в конце концов прогресс возобладает и восторжествует. Г. Гегель определял всемирную историю как “прогресс в сознании свободы — прогресс, который мы можем познать в его необходимости”. Лавров писал: "Вопрос преимущественно идет об установлении теории прогресса как философского смысла истории". С. Л. Франк отмечает, что имеется ложный тип философии истории (или философии прогресса) , заключающийся в попытке понять последнюю цель исторического развития, то конечное состояние, к которому она должна привести и ради которого творится вся история; все прошедшее и настоящее, все многообразие исторического развития рассматривается здесь лишь как средство и путь к этой конечной цели. Вопрос о прогрессе — это не простой вопрос умозрения, а жизненный вопрос о судьбе человека и всего человечества, а в еще более широком плане — и всего мирового бытия.

7. В чём заключается противоречивый характер прогресса?

Противоречивость общественного прогресса проявляется в полярном влиянии этого прогресса на жизнь человека. С одной стороны, новые достижения облегчают жизнь, позволяют расширить человеческие знания (например, ученые разрабатывают новые методы изучения космического пространства, запуская ракеты). С другой стороны, это вредит окружающему миру и самому человеку (запущенные в космос ракеты нарушают целостность озонового слоя, что приводит к проникновения UV -лучей на планету. Это может привести к повышенному числу заболеваний раком).

8. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чём их плюсы и минусы?

Традиционные критерии прогресса были следующими:

- развитие человеческого разума

- развитие (совершенствование) нравственности

- прогрессивное состояние науки и техники

- увеличение свободы в обществе

- совершенствование мышления людей

- развитие материально-производственных отношений

- открытия в науке

- совершенствования техники и внедрение ее в жизнь общества

- человек превозмог собственные способности

- создание опасного для человека оружия

- наносится урон природе

- стресс в большом городе, возникают много болезней

- человек становится глупее

9. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?

Развитие общества, осознание ценности духовной и физиологической сущностей человека, его благополучного существования в современном мире позволяют считать гуманистический критерий прогресса комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев.

1. Учёные отмечают, что в высокоразвитых странах на первый план выходят биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, новое природопользование, масштабные системы виртуальной реальности. Подумайте, как изменится общество с учётом этих позиций.

Общество может меняться как в лучшую, так и в худшую сторону. Например, будет улучшаться медицина, появятся лекарства от неизлечимых на данный момент болезней, изобретут много новых технологии для улучшения качества жизни, с помощью виртуальной реальности человек сможет испытать новые ощущения, будут находить новое применение деревьям и природе в целом. Но есть и минусы, например, могут произойти серьезные растраты природных ресурсов, что может плохо повлиять на экологию, люди могут быть еще более зависимы от виртуальной реальности, и проводить там практически всю свою жизнь, и тд и тп, там придумаешь.

2. Американский философ Э. Валлерстайн разработал теорию мировой системы. Эта система, которая начала формироваться ещё в XVI в., включает ядро (индустриальные страны Запада), полупериферию (к ним Валлерстайн отнёс государства на юге Европы, такие, как Испания), периферию (страны Восточной Европы) и внешнюю арену (государства Азии и Африки, вовлечённые в мировое хозяйство лишь как сырьевые придатки). При этом философ утверждал, что страны, входящие в ядро, так организуют мировую экономическую систему, чтобы она прежде всего отвечала их интересам.

Обдумайте положения этой теории. Что вам представляется верным, а с чем трудно согласиться? Если следовать логике автора, какие страны сегодня образуют ядро системы, составляют полупериферию и периферию? Сохранилась ли внешняя арена?

Эта теория во многом похожа на теорию Маккиндера про «хартленд», которой считалась Евразия, и внутреннего полумесяца, которым являлась Западная Европа. Индустриальные страны действительно задавали темп и представляли собой главный поезд мировой экономической системы. Он прав в том, что наиболее благополучные экономики – в данном случае, индустриальные страны ядра, строют экономику так, что она отвечает исключительно их интересам. Это касается не только экономики, но и политики. Трудно согласиться с внешней ареной. Многие азиатские государства теперь не сырьевые придатки, а во многом обгоняют когда-то ведущие индустриальные страны Запада, то есть эта теория не универсальна и не подходит для сегодняшнего дня. То есть его мир-системная теория не соглашается со стадиями развития истории.

Сегодня ядром системы могли бы быть США и Китай, и другие самые крупные экономики мира, потому что они задают общий темп развития мировой экономики, полупериферией могла бы стать Юго-Восточная Азия (Малайзия, Индия и так далее), арабские страны (Амман, ОАЭ, Саудовская Аравия и так далее), ЕС (за исключением крупнейших экономик), Россия и остальная Восточная Европа поскольку эти страны хоть и зависят от происходящего в мировой экономике, но все-таки могут на происходящее влиять. Да, в периферии остаются большинство африканских государств, СНГ, Центральная и Средняя Азия.

Внешняя арена частично сохранилась за счет Африки. Азию нельзя назвать внешней ареной, которая никак не создает тенденций и направлений для мировой экономики, наоборот.

3. Попытайтесь с позиций универсального критерия прогресса оценить реформы 1860 -1870-х гг. в России.

Да, можно. Реформы Александра 2 были либеральными и были направлены на развитие российского общества. Реформа 1861 года избавила крестьян от многовековой крепостной зависимости, судебная реформа 1864 ввела суд присяжных, гласность, открытость и состязательность судебного процесса. Также в 1864 году была проведена земская реформа, упростившая систему управления на местах-были введены земские управы и собрания. Также были проведены городская и военная реформы. В 80-е годы Александр 3 провёл ряд контрреформ-его политика была, напротив, направлена на ужесточение условий российского общества в попытке удержать революцию.

4. Отечественный философ М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение, следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?

Мамардашвили как философ - явление уникальное в истории философской мысли. Его философские идеи неоднозначны. "Есть ли у истории смысл?" - этот вопрос неоднократно ставился философами. Карл Поппер, например, полагал, что своего собственного, независимого от деятельности людей смысла у истории нет.

"Является ли прогресс смыслом деятельности людей?" - представители различных направлений философии давали разный ответ на этот вопрос.

Для Мамардашвили в силу его гносеологии ответы на два выше названных вопроса были связаны. "Смысл истории в деятельности людей, а смысл деятельности людей в развитии прогресса", - примерно так можно сформулировать в кратком виде его ответ. В такой позиции видится сильное влияние марксистской теории и попытка его совместить с внутренним, почти подсознательным, идеализмом философа.

Читайте также: