Высказывание философа демокрита о сути

Обновлено: 04.11.2024

Б лагоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет.

Б лагоразумие отца есть самое действительное наставление для детей.

Б ыть верным долгу в несчастье - великое дело.

Б ыть хорошим человеком - значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого.

В счастье легко найти друга, в несчастье же - в высшей степени трудно.

В раг не тот, кто наносит обиду, а тот, кто делает это преднамеренно.

В ражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими.

В се говорить и ничего не желать слушать есть признак гордости.

В сякий вид работы приятнее, чем покой.

В ыражение лица в зеркале видится, души же - в беседах проявляются.

Д елающий постыдное должен прежде всего стыдиться самого себя.

Д ля меня слово мудрости ценнее золота.

Д олжно говорить правду и избегать многословия.

Д олжно препятствовать совершению несправедливого поступка. Если же мы этого не в состоянии сделать, то, по крайней мере, мы не должны содействовать несправедливому поступку.

Д олжно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели.

Д олжно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому не известным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя.

Д ружба одного разумного человека дороже дружбы всех неразумных.

Е диномыслие создает дружбу.

Е сли бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, - стыду. Ибо по преимуществу из этих занятий обычно рождается стыд.

Е сли даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.

Е сли не желаешь многого, то и немногое будет казаться тебе многим.

Е сли не можешь признать похвал заслуженными, то считай их лестью.

Е сли перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным.

Ж адность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем больше потребности они порождают.

Ж елающий учить того, кто высокого мнения о своем уме, попусту тратит время.

Ж ить дурно, неразумно, невоздержанно - значит не плохо жить, но медленно умирать.

З абвение своих собственных прегрешений порождает бесстыдство.

З авистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу.

З ависть полагает начало раздору среди людей.

З акон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется.

З аконы бесполезны как для хороших людей так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше.

И з мудрости вытекают следующие три особенности: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует.

И з удовольствий наиболее приятны те, которые случаются наиболее редко.

И стина в глубине.

К ому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной - тот потерял и дочь.

К то сам не любит никого, того, кажется мне, тоже никто не любит.

Л учше думать перед тем, как действовать, чем после.

Л учше изобличить собственные ошибки, чем чужие.

Л учше, чтобы хвалил нас кто-нибудь другой, чем хвалить самого себя.

М едицина - сестра философии.

М ногие многознайки не имеют ума.

М ногие, которые кажутся друзьями, на самом деле не суть друзья, и наоборот, некоторые, не кажущиеся друзьями, на самом деле друзья.

М ногие, совершающие постыднейшие поступки, говоря прекрасные речи.

М ужествен не только тот, кто побеждает врагов, но и тот, кто господствует над своими страстями.

М ужество делает ничтожными удары судьбы.

М ы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим.

Н аихудшее, чему может научиться молодежь, легкомыслие. Ибо последнее порождает те удовольствия, из которых развивается порок.

Н е из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков.

Н е родственные связи создают друзей, но общность интересов.

Н е слово, а несчастье есть учитель глупцов.

Н е стоит жить тому, у кого нет ни одного истинного друга.

Н е стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой.

Н е телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость.

Н екоторые люди, не зная о разрушении смертной природы человека, терзаемые дурно проводимой жизнью, пребывая в треволнениях и страхах, измышляют лживые басни о том, что будет после смерти.

Н и искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.

О тказывайся от всякого удовольствия, которое не полезно.

О ткровенная речь - свойство свободного духа, однако опасно выбрать для нее неподходящий момент.

П одобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни.

П остыдно чужие недостатки тщательно примечать, а на свои не обращать внимания.

П ризнак ума - предотвратить обиду, не ответить же на нанесенную обиду - признак бесчувственности.

П ричина ошибки - незнание лучшего.

П риятен старик, который приветлив и серьезен.

Р аскаяние в постыдных делах есть спасение жизни.

С вободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится.

С ила и красота суть блага юности, блага же старости - расцвет рассудительности.

С ильно вредят дуракам те, кто их хвалит.

С лово - тень дела.

С трах порождает лесть.

С уть дела не в полноте знания, а в полноте разумения.

С частлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа, несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселья.

Т олько та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид.

Т от человек, у которого истинные друзья не остаются долго, имеет тяжелый нрав.

Т от, кто склонен противоречить и много болтать, не способен изучить то, что нужно.

У всех тех, которые предаются удовольствиям желудка и переходят надлежащую меру в еде, в вине или в наслаждениях любви, удовольствия бывают кратковременные и быстротечные, продолжающиеся лишь пока они едят или пьют; страдания же, получающиеся в результате этой невоздержанности, бывают многочисленны и продолжительны.

У кого характер упорядочен, у тех и жизнь благоустроена.

У знав секрет от друга, не выдавай его, сделавшись врагом: ты нанесешь удар не врагу, а дружбе.

У крашенье женщины - молчаливость; похвальна также и простота наряда.

У меренность умножает радости жизни и делает удовольствие еще большим.

Х орошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы.

Ч естный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают.

Читайте также: