Выражение всякий строительный вздор как ты понимаешь

Обновлено: 04.11.2024

. Мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, повесили новые.

Наконец девятнадцатого марта вечером кто-то закричал: «Смотрите — скворцы!»

И правда, они сидели высоко на ветках тополей. Мы стали их считать: один, два, пять, десять, пятнадцать. В этот вечер у скворцов не было ни шума, ни возни.

Два дня скворцы точно набирались сил и все навещали и осматривали прошлогодние знакомые места.

А потом началось выселение воробьев из скворечен.

Обыкновенно скворцы по два сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собой, а сами одним глазом, искоса, пристально взглядывают вниз.

Воробью жутко и трудно. Нет-нет — высунет он свой острый хитрый нос из круглой дырочки и — назад.

Наконец голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. И только успеет воробей отлететь на сажень, как скворец камнем вниз — и уже у себя дома.

Теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству.

Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит — другой летает по делам.

Скворец таскает в гнездо всякий строительный вздор: мох, вату, перья, пух, тряпочки, со­лому, сухие травинки. Гнездо он устраивает очень глубоко, для того чтобы туда не пролезла лапой кошка или не просунула свой длинный хищный клюв ворона. Дальше им не проникнуть: входное отверстие довольно мало — не более пяти сантиметров.

А тут скоро и земля обсохла, душистые березовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает разных червяков, жучков и личинок! То-то скворцу раздолье. Его корм и на земле, и в земле.

И знаете, сколько истребляет в течение лета скворец всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В тысячу раз больше собственного веса!

Если вы по утрам будете сидеть тихо, без резких движений, где-нибудь в саду или в огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко.

Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья.

Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт.

(188 слов, А.И. Куприн)

Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.

1. О ком или о чем рассказывается в этом произведении?

 О хитростях воробьев;

 о приходе весны.

2. Когда впервые люди увидели вернув­шихся скворцов?

 Утром пятнадцатого марта;

 днем двадцатого марта;

 девятнадцатого марта вечером;

 вечером в субботу;

 утром в воскресенье.

3. Сколько дней скворцы набирались сил после прилета?

 Пять дней;  один день;

 два дня;  неделю;

4. Как происходит выселение воробьев из скворечников?

 воробьев не кормят;

 воробьев не поят.

5. Как скворцы стерегут свое гнездо?

 не стерегут совсем;

6. Из чего скворцы делают гнездо?

 из строительного мусора;

 только из перьев.

7. Каким по размеру должно быть входное отверстие в скворечню?

 не более пяти сантиметров;

8. Где скворец находит себе корм?

 В воздухе;  в воде;

 на земле;  в земле;

 на земле и в земле.

9. Когда лучше слушать настоящую песню скворца?

 Вечером;  на закате;

10. Объясни выражение: скворец камнем вниз . Запиши.

11. Восстанови порядок описанных собы­тий. Пункт с цифрой 1 – начало рассказа.

1 Возвращение скворцов.

12. Определи жанр этого произведения.

13. Как ты понимаешь выражение «всякий строительный вздор»?

 мелкие кусочки разного мусора

14. Описание какого факта тебя особен­но удивило? Найди и спиши.

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

__________________________________

(Отрывок)

Жила одна женщина, и не было у нее детей. А ей очень хотелось маленького ребеночка. Вот пошла она к старой колдунье и сказала:

— Мне очень хочется, чтобы у меня была дочка. Не скажешь ли ты: где мне ее взять?

— Почему не сказать? — ответила колдунья. — Вот тебе ячменное зерно. Это зерно не про­стое, не такое, какие растут на крестьянских полях и которыми кормят кур. Посади ты это зернышко в цветочный горшок, а потом увидишь, что будет.

— Спасибо тебе! — сказала женщина и дала колдунье двенадцать грошей.

Потом она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок. Только она его посадила, зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.

— Какой прелестный цветок! — сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки.

И как только она поцеловала лепестки, там внутри, в бутоне, что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Ее так и прозвали — Дюймовочка.

Скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькой, голубые фиалки — периной, а лепесток розы — одеялом. В скорлупке она спала ночью, а днем играла на столе. Женщина поставила на стол тарелку с водой, а на края тарелки положила цветы, и длинные стебельки цветов купались в воде. Для маленькой Дюймовочки тарелка с водой была целым озером, и Дюй­мовочка плавала по этому озеру на лепестке тюльпана, как на лодочке. Вместо весел у нее были два белых конских волоса. Дюймовочка целые дни каталась на своей чудесной лодочке, переплывала с одной стороны тарелки на другую и распевала песни. Такого нежного голоса, как у нее, никто никогда не слышал.

Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно в комнату влезла большущая жаба, мокрая и безобразная.

Она вспрыгнула прямо на стол и заглянула в скорлупку, где спала под лепестком розы Дюймовочка.

— Вот славная жена будет моему сынку! — сказала жаба. Она схватила ореховую скорлупку с девочкой и выпрыгнула через окно в сад.

В саду протекала речка, а у самого ее берега было топкое болото. Здесь-то, в болотной тине, и жила жаба со своим сыном. Сын был тоже мокрый и безобразный — точь-в-точь как и его мать, старая жаба.

— Коакс, коакс, брекке-ке-кекс! — только и мог он сказать, когда увидел маленькую девочкув ореховой скорлупке.

— Тише ты! Разбудишь ее, и она убежит от нас, — сказала старая жаба. — Она ведь легче лебединого пуха. Посадим-ка ее на самую середину реки, на широкий лист кувшинки, — это целый остров для такой крошки. Оттуда уж ей ни за что не убежать. А я тем временем устрою для вас в тине уютное гнездышко.

В реке росло много кувшинок, их широкие зеленые листья плавали по воде. Самый большой лист был дальше всех от берега. Жаба подплыла к этому листу и поставила на него ореховую скорлупку, в которой спокойно спала девочка.

Рано утром проснулась Дюймовочка и вдруг увидела, что она оказалась на листе кувшинки; кругом, куда ни посмотришь, вода, а берег чуть виднеется вдали. Дюймовочка очень испуга­лась и заплакала.

(497 слов, Х.К. Андерсен)

Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.

Определи жанр этого произведения.

2. О чем рассказывается в отрывке?

 О бедной женщине;

 о появлении крошечной девочки;

 о скорлупке грецкого ореха;

 о листе кувшинки.

3. Что колдунья подарила женщине?

4. Где появилась Дюймовочка?

 в цветочном горшке;

 в бутоне тюльпана;

5. На чем и где плавала Дюймовочка?

 На лодке по реке;

 на лодочке по озеру;

 на лепестке тюльпана в тарелке с водой;

 на листе тюльпана;

 на стебельке цветка.

6. Какой была Дюймовочка?

7. Когда жаба появилась в комнате?

 Ранним утром;  в полдень;

 днем;  однажды ночью;

8. Зачем жаба похитила девочку?

 Чтобы с ней играть;

 чтобы ее съесть;

 чтобы женить на ней своего сына;

 чтобы расстроить женщину;

 чтобы испугать Дюймовочку.

9. Где жила жаба со своим сыном?

 В реке;  в озере;

 в лесу;  в болотной тине;

10. Где жаба спрятала ореховую скорлупку с Дюймовочкой?

 На берегу реки;  на озере;

 в болотной тине;  в болоте;

 на листе кувшинки посредине реки.

11. Восстанови план отрывка. Пункт с циф­рой 1 - начало истории.

1 Подарок колдуньи.

 Жизнь в доме женщины.

12. Какой ты представляешь женщину, ко­торой колдунья дала ячменное зернышко? За­пиши.

13. Почему девочке дали имя Дюймовоч­ка? Найди ответ в тексте и запиши.

Читайте также: