Выражение всякий строительный вздор как ты понимаешь
Обновлено: 04.11.2024
. Мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, повесили новые.
Наконец девятнадцатого марта вечером кто-то закричал: «Смотрите — скворцы!»
И правда, они сидели высоко на ветках тополей. Мы стали их считать: один, два, пять, десять, пятнадцать. В этот вечер у скворцов не было ни шума, ни возни.
Два дня скворцы точно набирались сил и все навещали и осматривали прошлогодние знакомые места.
А потом началось выселение воробьев из скворечен.
Обыкновенно скворцы по два сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собой, а сами одним глазом, искоса, пристально взглядывают вниз.
Воробью жутко и трудно. Нет-нет — высунет он свой острый хитрый нос из круглой дырочки и — назад.
Наконец голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. И только успеет воробей отлететь на сажень, как скворец камнем вниз — и уже у себя дома.
Теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству.
Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит — другой летает по делам.
Скворец таскает в гнездо всякий строительный вздор: мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки. Гнездо он устраивает очень глубоко, для того чтобы туда не пролезла лапой кошка или не просунула свой длинный хищный клюв ворона. Дальше им не проникнуть: входное отверстие довольно мало — не более пяти сантиметров.
А тут скоро и земля обсохла, душистые березовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает разных червяков, жучков и личинок! То-то скворцу раздолье. Его корм и на земле, и в земле.
И знаете, сколько истребляет в течение лета скворец всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В тысячу раз больше собственного веса!
Если вы по утрам будете сидеть тихо, без резких движений, где-нибудь в саду или в огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко.
Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья.
Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт.
(188 слов, А.И. Куприн)
Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.
1. О ком или о чем рассказывается в этом произведении?
О хитростях воробьев;
о приходе весны.
2. Когда впервые люди увидели вернувшихся скворцов?
Утром пятнадцатого марта;
днем двадцатого марта;
девятнадцатого марта вечером;
вечером в субботу;
утром в воскресенье.
3. Сколько дней скворцы набирались сил после прилета?
Пять дней; один день;
два дня; неделю;
4. Как происходит выселение воробьев из скворечников?
воробьев не кормят;
воробьев не поят.
5. Как скворцы стерегут свое гнездо?
не стерегут совсем;
6. Из чего скворцы делают гнездо?
из строительного мусора;
только из перьев.
7. Каким по размеру должно быть входное отверстие в скворечню?
не более пяти сантиметров;
8. Где скворец находит себе корм?
В воздухе; в воде;
на земле; в земле;
на земле и в земле.
9. Когда лучше слушать настоящую песню скворца?
Вечером; на закате;
10. Объясни выражение: скворец камнем вниз . Запиши.
11. Восстанови порядок описанных событий. Пункт с цифрой 1 – начало рассказа.
1 Возвращение скворцов.
12. Определи жанр этого произведения.
13. Как ты понимаешь выражение «всякий строительный вздор»?
мелкие кусочки разного мусора
14. Описание какого факта тебя особенно удивило? Найди и спиши.
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
__________________________________
(Отрывок)
Жила одна женщина, и не было у нее детей. А ей очень хотелось маленького ребеночка. Вот пошла она к старой колдунье и сказала:
— Мне очень хочется, чтобы у меня была дочка. Не скажешь ли ты: где мне ее взять?
— Почему не сказать? — ответила колдунья. — Вот тебе ячменное зерно. Это зерно не простое, не такое, какие растут на крестьянских полях и которыми кормят кур. Посади ты это зернышко в цветочный горшок, а потом увидишь, что будет.
— Спасибо тебе! — сказала женщина и дала колдунье двенадцать грошей.
Потом она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок. Только она его посадила, зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.
— Какой прелестный цветок! — сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки.
И как только она поцеловала лепестки, там внутри, в бутоне, что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Ее так и прозвали — Дюймовочка.
Скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькой, голубые фиалки — периной, а лепесток розы — одеялом. В скорлупке она спала ночью, а днем играла на столе. Женщина поставила на стол тарелку с водой, а на края тарелки положила цветы, и длинные стебельки цветов купались в воде. Для маленькой Дюймовочки тарелка с водой была целым озером, и Дюймовочка плавала по этому озеру на лепестке тюльпана, как на лодочке. Вместо весел у нее были два белых конских волоса. Дюймовочка целые дни каталась на своей чудесной лодочке, переплывала с одной стороны тарелки на другую и распевала песни. Такого нежного голоса, как у нее, никто никогда не слышал.
Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно в комнату влезла большущая жаба, мокрая и безобразная.
Она вспрыгнула прямо на стол и заглянула в скорлупку, где спала под лепестком розы Дюймовочка.
— Вот славная жена будет моему сынку! — сказала жаба. Она схватила ореховую скорлупку с девочкой и выпрыгнула через окно в сад.
В саду протекала речка, а у самого ее берега было топкое болото. Здесь-то, в болотной тине, и жила жаба со своим сыном. Сын был тоже мокрый и безобразный — точь-в-точь как и его мать, старая жаба.
— Коакс, коакс, брекке-ке-кекс! — только и мог он сказать, когда увидел маленькую девочкув ореховой скорлупке.
— Тише ты! Разбудишь ее, и она убежит от нас, — сказала старая жаба. — Она ведь легче лебединого пуха. Посадим-ка ее на самую середину реки, на широкий лист кувшинки, — это целый остров для такой крошки. Оттуда уж ей ни за что не убежать. А я тем временем устрою для вас в тине уютное гнездышко.
В реке росло много кувшинок, их широкие зеленые листья плавали по воде. Самый большой лист был дальше всех от берега. Жаба подплыла к этому листу и поставила на него ореховую скорлупку, в которой спокойно спала девочка.
Рано утром проснулась Дюймовочка и вдруг увидела, что она оказалась на листе кувшинки; кругом, куда ни посмотришь, вода, а берег чуть виднеется вдали. Дюймовочка очень испугалась и заплакала.
(497 слов, Х.К. Андерсен)
Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.
Определи жанр этого произведения.
2. О чем рассказывается в отрывке?
О бедной женщине;
о появлении крошечной девочки;
о скорлупке грецкого ореха;
о листе кувшинки.
3. Что колдунья подарила женщине?
4. Где появилась Дюймовочка?
в цветочном горшке;
в бутоне тюльпана;
5. На чем и где плавала Дюймовочка?
На лодке по реке;
на лодочке по озеру;
на лепестке тюльпана в тарелке с водой;
на листе тюльпана;
на стебельке цветка.
6. Какой была Дюймовочка?
7. Когда жаба появилась в комнате?
Ранним утром; в полдень;
днем; однажды ночью;
8. Зачем жаба похитила девочку?
Чтобы с ней играть;
чтобы ее съесть;
чтобы женить на ней своего сына;
чтобы расстроить женщину;
чтобы испугать Дюймовочку.
9. Где жила жаба со своим сыном?
В реке; в озере;
в лесу; в болотной тине;
10. Где жаба спрятала ореховую скорлупку с Дюймовочкой?
На берегу реки; на озере;
в болотной тине; в болоте;
на листе кувшинки посредине реки.
11. Восстанови план отрывка. Пункт с цифрой 1 - начало истории.
1 Подарок колдуньи.
Жизнь в доме женщины.
12. Какой ты представляешь женщину, которой колдунья дала ячменное зернышко? Запиши.
13. Почему девочке дали имя Дюймовочка? Найди ответ в тексте и запиши.
Читайте также: